Все отзывы на произведения Лукиана (Λουκιανός ο Σαμοσατεύς / Lucian of Samosata)
Отзывы
Рейтинг отзыва
dimixin, 27 февраля 2023 г. 16:56
Откуда есть пошла фантастика? «Правдивая история» — бездонный колодец сюжетов и то самое семя, проросшее в целый эвкалипт современной фантастической литературы. Здесь черпали свои сюжеты и Рабле, и Свифт, и Бержерак, из этого колодца пили Стругацкие, Лем, Иган, Кларк, Уоттс и другие.
Конекоршуны, Капустокрылы и Муравьекони — вот жертвы генетических экспериментов, и заметьте второй век нашей эры. Уже тогда видимо проводили опыты, которые нам и сейчас не по силу. Царства на Луне и Солнце и войны между ними (почему сейчас мы их не наблюдаем?).
Вообще в этой книге столько всего, не хватит места описать. Каждый стих — целый кладезь невероятностей: жители Луны рождаются не от женщин, а от мужчин; детей они своих вынашивают не в животе, а в икрах; половые органы у них — приставные; они жарят на углях лягушек, которые в большом количестве летают у них по воздуху; глотают поднимающийся от лягушек дым и таким образом насыщаются; питьем служит воздух; селениты не мочатся и не испражняются; отверстие у них находится не там, где у нас, и мальчики не подставляют седалище, а в коленной впадине над икрами; красивыми у них считаются только лысые; над задом у каждого из селенитов находится большой кочан капусты, точно хвост — и это только два стиха в реальных фразах без пересказа, взятые наугад.
Фантазия у Лукиана просто блестящая, это сейчас тысячи готовых сюжетов — бери и перерабатывай, а ему приходилось на пустом месте выдумывать. Я удивляюсь — кто посмел поставить оценку меньше 9? Не стыдно?
Лукиан «О том, что не следует относиться с излишней доверчивостью к клевете»
Venzz, 30 июля 2017 г. 20:31
Сколько времени прошло с тех пор, а люди всё те же. Основные принципы клеветы не изменились. Из-за этого произведение до сих пор актуально.
Venzz, 17 декабря 2016 г. 23:08
Интересная мысль о том, что для успеха нужно понравится не массам, а людям, которых эти массы слушают. Подозреваю, что автор иронизирует, так как главный герой обрёл бесславный конец.
Лукиан «О янтаре, или О лебедях»
Venzz, 17 декабря 2016 г. 23:04
Рассказ о том, что многие легенды лгут. Хотя можно полемизировать с автором, он у берегов легендарного Эридана не был, ведь это мифическая река вытекающая из мифических Рипейских гор. Скорее-всего он был у берегов реки По, которую некоторые авторы соотносили с Эриданом.
Venzz, 29 сентября 2016 г. 11:18
Наибольшую ценность рассказ имеет в том, что он сохранил описание картины Зевкиса, величайшего художника своего времени. Описание сделано так мастерски, что картина сама появляется в воображении.
Основная идея рассказа также довольно занимательна.
Лукиан «Как следует писать историю»
Jacquemard, 13 апреля 2012 г. 23:13
Блестящее сочинение, заставляющее смеяться в голос спустя девятнадцать веков после написания. Рассказывает о разных нерадивых историках-любителях, мнимых очевидцах событий и их исследователях, сочинениями которых мы теперь пользуемся как источниками, а также о том, как вообще следует писать исторический труд.
И как это не печально, до сих пор актуальны слова Лукиана о том, что «большинство думает, что не надо никаких наставлений в этом деле, так же как не надо уменья для того, чтобы ходить, смотреть или есть, и считает, что писать историю — дело совсем легкое, простое и доступное каждому, кто только может изложить все, что ему придет в голову», потому как то и дело встречаешь в книжных магазинах многотиражные издания опусов таких вот великих историков, которые не могут научную литературу отличить от источника.
Лукиан «Нерон, или О прорытии Истмийского перешейка»
Jacquemard, 13 апреля 2012 г. 22:50
К сожалению, автор данного сочинения от природы не был одарен тем остроумием и красноречием, которыми обладал Лукиан, однако здесь содержатся интересные факты касательно голоса Нерона и его артистических способностях, а также несколько других эпизодов (вполне возможно, что не достоверных), раскрывающих характер жестокого тирана и страстного любителя искусства.
Например, удивителен эпизод, повествующий о том, что Нерон пытался заградить расщелину пифийской скалы, чтобы заглушить голос оракула, поставившего его в один ряд с матереубийцами Алкмеоном и Орестом, мстившими за убийство своих отцов. Этот момент дополняет традиционную римскую легенду об испытывающем муки раскаяния неблагодарном сыне, получившем власть благодаря матери.
Трудно сказать, насколько эссе показывает нам реального императора, и насколько представляет стереотипы, запечатлевшиеся в сознании римлян, отголоски исторической действительности. Миф и реальность трудноотделимы в биографии, наверное, самого известного римского императора.
witkowsky, 13 апреля 2012 г. 21:07
Кажется, ни одно произведение древней прозы не перечитано мною столько раз. «Я буду говорить ложь, одну только ложь и ничего, кроме лжи, и это правдиво, а это значит — вся моя история будет правдива...» Сколько раз приходило мне это в голову, когда я брался за стило — и когда не брался. То ли это модернизм, то ли пост...?...
В любом случае: двухтомник Лукиана я держу на самой верхней полке. Если его сопрут, восстановить скорей всего будет невозможно, а сердце мое будет разбито.
Хотя у Лукиана есть и более значительные вещи, но без этой — не было бы нашего жанра.
redmarie, 13 апреля 2012 г. 20:38
Как ритору, имеющему юридическую практику, Лукиану не составило труда мастерски поюморить над судебным процессом.
Два обвинителя — боги Гефест и Гермес, Титан Прометей — сам себе адвокат (какая защитная речь!). Сатира, заодно раскрывающая мотивы божественных поступков Прометея.
Читаешь, и забываешь, как же давно это было написано!