fantlab ru

Все отзывы на произведения Марии Галиной

Отзывы

Рейтинг отзыва


Сортировка: по дате по рейтингу по оценке
– [  6  ] +

Мария Галина «Малая Глуша»

Moloh-Vasilisk, 7 июня 13:13

07.06.2024. Малая Глуша. Мария Галина. 2009 год.

СССР, времена застоя, на носу олимпиада. Южный приморский город, где в порту в маленьком одноэтажном здании, с дверью без звонка, с зарешеченными окнами и табличкой «СЭС» находится необычная контора. Дело в том, что работники данного заведения борются с паразитами. Ментальными паразитами.

Первой странностью для меня стала обложка. Какой-то нелепый коллаж с блеклыми цветами и неудачным шрифтом. Второй странностью оказалось решение соединить две повести и назвать это романом. Ведь эти обе части разняться стилистически, жанрово и сюжетно общего в них крайне мало. К тому же название «Малая Глуша» к первой части вообще не имеет никакого отношения и в повествовании не упоминается.

Что же касается самого произведения.

Весьма неплохой стиль написания и хорошая его подача. Язык живой и во многих местах образный. Но лично для меня большим минусом стало то, что часто все подается в негативном свете. Если для описания можно придумать какой-то уничижительный эпитет, то скорее всего он и будет использован. Это как-то придает всей истории оттенок тягостного безразличия и обреченности.

Отличное описание окружающий обстановки, с вниманием к мелочам, которые объемнее раскрывают и сюжет, и персонажей. Множество бытовых вещей, свойственных тому времени и месту, в котором происходит действие книги. Да, в повествовании иногда возникают чересчур натуралистичные изображения, но это так же еще больше подчеркивает реалистичность происходящего.

Яркие герои, как будто вырванные из обычной жизни, со своими проблемами, мыслями и страстями. Но, опять же, недостатком для меня оказалось некая отрицательность всех героев. Некая мелочность, эгоизм, похотливость. В той или иной мере это свойственно всем, но в данном произведение, все как-то раздуто и гиперболизировано.

Занимательное введение сверхъестественной составляющий. Переплетение мистических существ, легенд и историй из разных мест и от разных народов. Тут и мифология североамериканских индейцев, и карпатских народов, и Древнего Египта, и христианства и множество других. А в этом романе так еще и удивительно наблюдать за некой схожестью, сюжетных моментах, собранных со всего мира.

Даже если отбросить все вышеперечисленное, произведение все равно получается ощутимо глубоким. Что в одной, что во второй повести не раз наступает тот миг, когда задумываешься о жизни, об отношении к людям, о смерти и о том, что там дальше.

Подведя итог, хочется написать, что произведение интересное, качественное, как со стилистической, так и с моральной точки зрения, но оно попросту не мое. Слишком все в грязно-сером фильтре. 6 из 10.

Оценка: 6
– [  1  ] +

Мария Галина «Покрывало для Аваддона»

korantir, 1 июня 19:16

Если бы Дэвиду Вонгу посчастливилось родиться в Одессе конца советского периода, возможно он написал бы не «В финале Джон умрёт», а «Покрывало для Аваддона». В наличии трэшовый сюжет, характерный черный юмор и насекомые в обилии. Разница лишь в том, что в «Покрывале...» юморок характерный для нашей местности, да и произведение не боевик. Как и творчество Дэвида, данное произведение прекрасно отключает мозг; развлекает и смешит, как может. Готов поставить плюсик автору в карму, но качество текста, несмотря на большое количество потешных сочных пассажей, посредственное. Так что 6, и торг здесь не уместен.

Оценка: 6
– [  3  ] +

Мария Галина «Прощай, мой ангел»

Masyama, 1 июня 11:28

«Прощай, мой ангел» — единственное, кажется, стопроцентно серьёзное произведение из сборника «Все имена птиц». Ну, и, наверное, самое драматичное. Если прочим не хватало трагизма и надрыва, здесь и то, и другое в избытке. Это, на мой взгляд, хорошо.

Сюжет построен на том, что на Земле вместе с человечеством присутствует ещё один вид разумных существ — венец эволюции птиц, антропоморфные создания с рудиментарными крыльями. И они стоят выше людей, управляют ими; без видимого насилия, но, тем не менее, явно подавляют человеков, сдерживают полёт их фантазии и техническое развитие. На протяжении времени, о котором рассказывает повесть, система рушится, погребая под своими руинами и других, «грандов», и людей.

Во множестве фантастических произведений исследовались гипотетические взаимоотношения людей и чуждых рас. Частенько симпатии читателей предполагались на стороне иных. Ведь люди могут быть ужасными, да? Агрессивными, жадными, глупыми, прожорливой саранчой, губителями добра и культуры. Могут. Но избавиться от таких черт, не потеряв себя, способны только они сами, самостоятельно, без влияния извне.

Похоже, группа людей из мира «Ангела...» придерживалась этого мнения, так как предприняла жёсткие действия, чтобы в части Земли, называемой «объединённой Евразией», всё стало по-другому. Возможно, в долгосрочной перспективе для людей сделанные шаги обернутся благом, но сейчас ангелу придётся умереть.

В этот переломный момент становится очевидно, что «гранды» такие же, как мы. Они не едины, они не могут прийти к согласию, они боятся, страдают муками совести и просто страдают, принимают неверные решения, они — тоже люди, если считать людьми любые разумные создания с мятущейся душой, которые несовершенны. И, в общем, это типичная черта произведений о чужих. Я с ходу не могу вспомнить ни одного произведения, где другие были бы принципиально непонимаемыми и непознаваемыми. Может, только у Роберта Хайнлайна я встречал что-то подобное.

«Прощай, мой ангел» заканчивается смертью и словами «Всё хорошо». Трудно придумать более ясную метафору неоднозначности всего, чем мы являемся и что нас окружает.

Оценка: 7
– [  4  ] +

Мария Галина «Покрывало для Аваддона»

Masyama, 29 мая 09:33

Маленькая повесть «Покрывало для Аваддона» — это камерное произведение «для своих». Если вы не сильно хорошо знакомы с иудаизмом, то вам мало что будет понятно из повествования за исключением канвы событий. В точности, как мне. Наверное, это больше моя беда, нежели автора, но, тем не менее, раз повесть включили в собрание, она, по идее, была рассчитана на широкий читательский круг.

Текст происходит из 90-х, так что, как и другие наименования из сборника, он имеет ряд видовых особенностей, как то: высокообразованные дамы, преподаватели и учёные, вынуждены заниматься подработкой в виде ухода за могилами; есть карикатурные бандиты типа «братки». Эти явления жизни потихоньку растворяются в мареве прошедших лет, но пока по-прежнему сохраняются в памяти у многих.

Собственно, своими неосторожными действиями при благоустройстве одной из могил, главные героини разбудили какое-то древнее еврейское зло не зло, но что-то могущественное и недружелюбное, которое очень было недовольно пробуждением. Суть сюжета заключается в попытках дамочек под давлением этой силы помочь ей вернуться обратно под могильную плиту и сопровождающем эти попытки кипише.

Время, в котором имели место события повести, такое, что даже те, кто в нём жил не могут относиться к нему одинаково. Мария Галина в предисловии говорит, что не хочет вступать в полемику, была ли та эпоха катастрофой или временем надежды. Мне кажется, любое время — это время надежды, даже если одновременно и время катастрофы, потому что человек надеется, как и дышит, всегда. На бога ли, себя, государство или лотерейный билет, но нет такой поры, когда надежда покидает мир совсем.

Если брать эмоциональный заряд «Покрывала...», то он едва ли силён. Не трогают как-то все эти семисвечные перипетии. Так, скользишь вдоль сюжетной линии, пока не дойдёшь до конца. Разве что в финале есть момент, когда дамы-героини отказались от исполнения своих потаённых желаний, чтобы уж точно завершить процесс упокоения восставшей силы раз и навсегда. Обе они хотели бы отмотать время назад и где-то на перекрёстках жизни свернуть в другую сторону, но успешно преодолели искушение. Это было трогательно.

Я не думаю, что повесть имеет какую-то существенную художественную ценность, но как развлекательный номер в иудаистской атмосфере, почему бы и нет...

Оценка: 5
– [  3  ] +

Мария Галина «Гиви и Шендерович»

Masyama, 26 мая 14:04

К изданию 2019 года произведение Марии Галиной, ранее известное под названием «Гиви и Шендерович», обрело новое имя — «Ирамификация, или удивительные приключения Гиви и Шендеровича». Произошло это потому, что в английском переводе первое название не рождало у западных читателей понятные нам всем ассоциации: что главные герои — грузин и еврей. Переводной вариант ‘Iramifications’ перекочевал и в родной язык книги. Так сказать, обратное заимствование. Ирам — это вымышленный город.

«Гиви...» написан в конце 90-х и является классической иронической русскоязычной фантастикой этого десятилетия. Ну, просто самый наиканонистый канон. В романе, написанном несложным, но качественным языком, все персонажи — жулики и проходимцы. Согласно нормам времени, чего уж там. И положительные, и отрицательные, и нейтральные… Вот все до единого — плуты.

В целом, книга представляет собою приключения в очень высоком темпе, замешанные на ближневосточном колорите и мифологии. Действие происходит сначала в Одессе и Стамбуле, а после в месте, которое не принадлежит нашему миру, но является стержнем и скрепой всех миров. И само мироздание, как мы его знаем, конечно, подвергается смертельной опасности. Повествование читается очень легко и, несмотря на солидный объём, не надоедает. По стандартам иронической литературы в героях воплощены в абсолютном виде те или иные черты характера или типажи. Они созданы яркими и заставляют сопереживать себе.

Однако наши писатели часто не могут или не хотят просто развлекать, им необходимо сыграть в тексте нотки серьёзности и глубины. У Марии Семёновны в «Гиви...» для этого используются притчи-интерлюдии. Оформленные в арабский и семитский стиль, они очень хороши. Есть среди них басни о мудрости и любви, есть о вере и её подобии. Притча о жертвоприношении Исаака показалась мне просто пронзительной. Вот умеют наши авторы брать крепкой рукой за беззащитное сердце когда захотят, не отнимешь у них такого таланта!

Ну а так, моральное содержание в книге, конечно, простое и традиционное, но никогда не теряющее ценности и актуальности: любовь дороже золота, но бывает зла; бремя власти способен выдержать не каждый; будь добр и отзывчив, и воздастся тебе; не предавай, не будь трусом.

Если честно, то после первых двух романов в этом огромном сборнике, я не ожидал, что третий роман так хорошо мне зайдёт. Но в данном случае было приятно ошибиться.

Оценка: 7
– [  8  ] +

Мария Галина «Медведки»

Masyama, 23 мая 04:54

На мой взгляд, «Медведки» — очень интересное произведение, но только местами. Среди несомненных достоинств можно упомянуть завязку. Главный персонаж вписывает своих клиентов в сюжеты известных книг, дабы они могли на досуге потешить своё эго и почувствовать себя подлинными героями. Допустим, желающие бы нашлись, допустим, некоторые даже были бы готовы за это щедро заплатить. При этих двух допущениях сюжет действительно поначалу захватывает. Загадочный клиент с возмутительными и непредсказуемыми запросами, череда странных событий. Было любопытно, куда приведёт сюжетная линия и во что выльются эти самые события.

И вылились они, как мне показалось, в довольно унылую среднюю часть романа, где будоражащее ожидание тайны сменилась какой-то скучноватой метафизической мелодрамой. При этом сильно страдает, если так можно выразиться, серьёзность сюжетных намерений. Тут же замечаешь, что фамилии героев Блинкина и Сметанкина составляют юмористическую пару, что девочка Рогнеда (которая не девочка и не Рогнеда) носит имя исторической фигуры, женщины, имевшей трагические отношения с родственниками. Вокруг родственных связей и их важности в жизни каждого человека всё крутилось. Даже не вокруг важности в жизни, а вокруг факта, что близкие в широком смысле и есть жизнь, и без них, без возможности почувствовать себя членом клана, человеческое бытие пусто и горько. Апофеозом этой части стал скандальный родственный банкет, после которого наступила довольно короткая финальная часть, и вновь стало интересно.

В конце авторы, как правило, связывают все нити повествования воедино, и дают объяснения. Здесь произошло то же самое, и итог был неожиданным. Мне, в общем, понравилась концовка, хотя вернуться к прежнему серьёзному тону у автора уже не получилось или она не захотела. К примеру, бандитских манер дядька, говоривший на уркаганском языке, оказался филологом, защитившим диссертацию по творчеству Шаламова, и так далее. Хотя допускаю, что Мария Семёновна вообще не писала «Медведок» всерьёз.

Кстати, а причём тут медведки? Ведь пара хтонических богов, которыми оказались кое-какие действующие лица, и ночные насекомые — феномены разного масштаба, разве нет? Вообще, мне кажется, слово «хтон» стало слегка попсовым, модным. Ворчу, наверное…

Поворчу ещё и насчёт того, что многие из заложенных в книгу смыслов трудно распознать. Средний читатель вроде меня не настолько эрудирован (как минимум в античной мифологии), чтобы с лёгкостью находить и радоваться зашифрованным писателем штучкам.

Зато автор неравнодушна к Красноярску. Мой город редко появляется в художественной литературе, а тут два романа — и два упоминания. И неважно, что городская топография слегка изменена по сюжетной надобности… Всё равно приятно.

В общем, роман, который можно с интересом прочесть. Но можно и не читать.

Оценка: 7
– [  1  ] +

Мария Галина «Малая Глуша»

Masyama, 20 мая 07:59

Я собирался прочесть лишь одно из произведений Марии Галиной, но в каталоге библиотеки увидел том на 1100 с лишним страниц, в котором собрано пять романов и повестей. Ну, и хорошо, подумал я. Много — не мало.

«Малая Глуша», первый роман из сборника, оставил у меня смешанное впечатление. Что смутило? Во-первых, он состоит из двух абсолютно разных по стилю и почти не связанных между собою частей. Причём в первой из них топоним Малая Глуша вообще не встречается. Как бы само по себе это франкенштейновское строение книги ни хорошо ни плохо, но я просто не понял, чем оно может быть обосновано. Первая часть вполне самодостаточна, и является цельным произведением, а вторая часть — нет. В предисловии, написанном специально для сборника, автор сама отмечает, что читатели неоднозначно воспринимают такую «двойчатку», как она её назвала. Мне тоже такая структура не сказать, чтобы понравилась.

Во-вторых, лично я испытал что-то вроде эффекта обманутого ожидания. Первая часть романа является примером магического реализма на Советской почве. Прочитав предисловие, я подумал, если в романе будет ирония и сатира в отношении того мира, то ладно, а если сарказм, то противно. В итоге не было ни того, ни другого — просто картинки из жизни, где-то тонко подмеченные, где-то интересно описанные, но без использования ожидаемых мною стилистических приёмов. Я не имею в виду, что это недостаток. Вторая часть, это уже густая и вязкая мистическая история, в которой трудно сказать, где проходит граница между реальностью и мороком. А, может, всё это мороки: и действующие лица, и Малая Глуша, и я, и Фантлаб, и рецензия, которую я пытаюсь напечатать двумя непроворными пальцами.

В-третьих, заход был на что-то эпичное, а кульминациям, что в первой, что во второй частях, на мой взгляд, не хватило размаха. Всё как-то без огонька разрешилось, да и без чётко сформулированного итога. Так… Кончилось чем-то. Словом, цитируя злодея из фильма с забытым мною названием при виде вышедшего ему навстречу неказистого героя: «Я ожидал чего-то… Я ожидал чего-то более»! Герой впрочем победил...

Однако при всех этих первых-вторых-третьих роман было интересно читать. Текстовое исполнение мне очень сильно напомнило российскую фантастику девяностых и нулевых. Могу ошибаться, всё-таки времени уже прошло немало, но язык похож, например, на Евгения Лукина или Сергея Синякина. А, может, на Александра Громова, несмотря на непохожесть тем.

Оценка: 6
– [  1  ] +

Мария Галина «Заплывая за буйки»

Gourmand, 17 мая 11:54

Довольно забавное переложение романа Ле Гуин «Резец небесный». Психотерапевт стал просто психом, проблемы помельчали, вместо явных снов окольный путь через изменения в книгах. Всё бы хорошо, непонятен только посыл. «Заучивайте наизусть классику, чтобы держать реальность в цельности»? :) Или «В СССР всё было не так плохо, могло быть значительно хуже»?

Оценка: 6
– [  5  ] +

Мария Галина «Фантастика глазами биолога»

Ny, 16 мая 22:26

Сборник стоило бы назвать «Фантастика глазами М. Галиной» — не так-то тут много о биологии.

Составителям не удалось сделать из набора статей целостное произведение: очень уж они разнобойно написаны, некоторые наспех переделаны из докладов. Кроме того, автор специально упрощает сложные темы, чтобы сделать понятными рядовому читателю. И часто пишет рассеяно, если не сказать — растрёпанно; смешивает термины, определения, понятия.

Вместо системного анализа больше приведены суждения автора по отдельным особенностям, периодам и проблемам. Галина нередко противоречит сама себе или выводит лишь частные закономерности, выдавая их за общие (например, утверждая, что цивилизации «Великого кольца» Ефремова слишком похожи и при встрече непременно начали бы войну по правилу борьбы за экологическую нишу, напрочь забывая о вполне мирном контакте в повести «Сердце Змеи», которая просто не упоминается, т.к. не укладывается в предложенную схему). Очень скупо и опять-таки избирательно рассмотрена классика советской фантастики, пропущены самые очевидные произведения, тесно связанные с биологией (например, «Путешествие Алисы» Булычева).

Часть, посвящённая теологической фантастике, особенностям фэнтези и поэзии в текстах, показалась мне более зрелой и любопытной, чем собственно «биологический» раздел книги.

Поэтому, считаю, сборник хорош лишь в качестве ликбеза по условно биологическому направлению, но не как серьёзная исследовательская работа. Однако для периода начала 2000-ых (когда была опубликована основная масса статей) труд выдающийся. В чём-то даже обязательный для читателя, который заинтересовался биологической фантастикой.

Оценка: 7
– [  2  ] +

Мария Галина «Хомячки в Эгладоре»

Фантастиш, 8 мая 12:17

Хотя я читал на ходу и так увлекся, что чуть не упал в открытый люк, произведение все же перехваленное. Фабульная сторона — рядовое городское фэнтези наподобие «Дозоров», попытки автора добавить к ней постмодернистскую иронию малоудачны. Конечно, Галина не опускается ниже определенного уровня, но восторги поклонниц понять трудно.

Оценка: нет
– [  3  ] +

Мария Галина «Андроиды Круглого стола»

Wongraven, 6 декабря 2023 г. 22:29

Сэр Гавейн, сэр Персиваль, сэр Ланселот осваивают планету в далеком космосе. И во главе Круглого Стола единственный человек — сисадмин, который и запрограммировал соответствующим образом андроидов. Любопытная задумка, хотя действительно не очень понятно, какой смысл в таких ролевых играх.

Ну а где Ланселот и Гвиневера, там между ними не могут не появиться чувства, хоть даже оба они не люди. А где король Артур, там и Мордред, пусть даже ему пришлось прибыть сюда с другой планеты.

Интересное переосмысление одного из самых известных и популярных литературных сюжетов, и при этом читателю предоставлено самому решать: то ли пришелец Мордред является, как и положено в легенде, злодеем, то ли это «король Артур» спятил окончательно — ведь все сисадмины немного «того»)).

Оценка: 8
– [  0  ] +

Мария Галина «Контрабандисты»

omaksimov, 10 сентября 2023 г. 02:59

Короткий рассказ в духе Бабеля. Замечательно показана атмосфера Одессы 20-х годов, живые герои, и интересная мистическая линия. жаль что Галина не развила рассказ в более крупное произведение.

Оценка: 8
– [  2  ] +

Мария Галина «Контрабандисты»

Manowar76, 30 августа 2023 г. 09:47

Еще одна прекрасная, атмосферная история, на этот раз одесская.

Советская власть только установилась. Контрабандисты нечаянно привозят заказчику совсем не тот груз, что он ждал. Какие-то свитки, трухлявые фолианты, кварцевый череп.

Рассказ таки баснословно (любимое прилагательное героев рассказа) напоминает за Бабеля.

Все, не замолкая свой рот, делают гешефт. И, клянусь, рассказ только бы выиграл от отсутствия невнятной мистической истории с черепом. Сопряжение Сфер и взаимопроникновение измерений можно было бы обыграть интресней.

Галина в 2008 году ещё только шла к своим гениальным поздним вещам. Но получалось уже очень хорошо.

8(ОЧЕНЬ ХОРОШО)

Оценка: 8
– [  3  ] +

Мария Галина «Покрывало для Аваддона»

Manowar76, 20 июля 2023 г. 10:37

«Если следовать твоей прямолинейной логике, то у четвероногих должно быть по две жопы»

Всё, что касается каббалы, у меня автоматически к прочтению.

А тут ещё авторство такой замечательной писательницы, как Мария Галина! Её «позднюю трилогию» («Малая Глуша», «Медведки», «Автохтоны») считаю одними из вершин российской фантастической словесности. Ностальгия, эрудированность, эзотеризм. Как будто Быков с Пелевиным объединились, и выдали лучшее, что могут!

«Покрывало Аваддона» отсылает нас к ещё голодным девяностым, когда институтские преподавательницы вынуждены были ухаживать за могилами чужих людей, зарабатывая на кусок хлеба.

И вот однажды покрасили они могилу каббалиста. Не ту и не так.

"— Ну, знаешь… Это уже шизофрения.

— Нет, — говорит Ленка, — всего лишь метафизика.»

Череда странных одесских персонажей и локаций, острые естественные диалоги. Всё выглядит, как самоценный черновик к «Автохтонам».

Каббала, Библия, мнимые числа, покрывало реальности, всемогущий Рабби Моше, семисвечники, тетраграмматоны, Сфирот, цадики, голем — всё, как мы любим.

"— Может, погадать на книге? Знаешь, как духа вызывают? Он же дух всё-таки, нет?

— А что, — говорит Августа, — это мысль. А на какой книге?

— На Библии, понятное дело. Библия у тебя есть?

— Есть, — говорит Августа, — Лео Таксиля. «Для верующих и неверующих».»

За хиханьками и хаханьками придурковатых криминальных похождений нет-нет да и проглянет холодящая гематрия истинной каббалы. Семьсот двадцать второе имя бога.

9(ОТЛИЧНО)

Оценка: 9
– [  1  ] +

Мария Галина «Привет, старик!»

Reynar9, 8 апреля 2023 г. 16:29

Замечательный рассказ. Один из тех, который однажды прочитав помниш всю жизнь. Тема вроде бы обыденная, но тем не менее цепляет. У каждого в детстве была мечта, которая не сбылась. Каждый, я думаю, сожалеет о каких-то упущеных шансах и возможностях. Дед Мороз понравился, в детстве почему-то примерно таким и представлялся, слегка «мутноватым» типом. И концовка просто великолепная.

Оценка: 10
– [  2  ] +

Мария Галина «Куриный Бог»

Velary, 31 марта 2023 г. 10:13

Сборник просто невероятный. Мои оценки собранных под зелёной обложкой рассказов и повестей находятся в диапазоне от 3 до 10. Причём идут почти ровно по убывающей.

Самые сильные, на мой взгляд, первые два произведения. Но это может быть связано в том силе с тем, что именно они идут первыми и просто оглушают тебя, а дальше ты уже немного привыкаешь к авторке и понимаешь, чего от неё ждать.

Галина смешивает реальность и мистику? изменение сознания? фантастику? В общем, что-то ирреальное. Читаешь-читаешь и вдруг бац! — всё не то, чем кажется. Но, к сожалению, ставить вопросы гораздо легче, чем на них отвечать. И Галина решает этот вопрос просто: не отвечает. У всех рассказов и повестей здесь открытый финал, который больше ощущается как его полное отсутствие — вот шло повествование, а вот оно оборвалось на самом интересном месте. И ты пытаешь заглянуть дальше, вдруг не хватает каких-то страниц, может это типографский брак; но нет, так и задумано. И это жёстко обламывает. На первый раз кажется интересной фишкой, но потом уже вызывает раздражение и портит впечатление.

Тем не менее это очень, очень необычный и интересный автор. «Солнцеворот» — этакая северная сказка в своей первоначальной жестокой форме, на мой взгляд, просто шедевр.

Оценка: 7
– [  2  ] +

Мария Галина «Всё выше, и выше, и выше... Вертикальная эволюция в произведениях Стругацких»

Darth_Veter, 17 января 2023 г. 22:11

Рассказ о вариантах эволюции человека будущего на примере фантастических произведений братьев Стругацких. В первую очередь, речь здесь идет о т.н. «люденах», которые у писателей играют роль американского Супермена. Характерный пример — Максим Камерер из «Обитаемого острова». Он практически в одиночку устраивает революцию на целой планете, меняя тоталитарный строй на нечто более гуманное (впрочем, авторы ставят ему сей поступок, скорее, в упрек, чем во хвалу). Чтобы показать реалистичность данной концепции, автор сравнивает люденов с «сверхлюдьми» Уиндема, Бестера, Кларка и Ефремова. Правда, последний не зацикливался на биологической эволюции человека, ограничиваясь только устранением отдельных недостатков человека как вида. Будущее покажет, кто из фантастов был прав, а кто заблуждался. Но мне, как учителю, почему-то все эти прогнозы кажутся слишком уж оптимистическими, стоит только мне взглянуть на учеников, уткнувшихся на перемене в экраны своих смартфонов...

Оценка: 7
– [  1  ] +

Мария Галина «Дагор»

Frogman, 25 ноября 2022 г. 17:05

Посвящается сие произведение Лавкрафту и Говарду. Конечно, прочитав такие рассказы как «Луна Замбибве», «Чёрный Канаан», «Чёрная гончая смерти», «Чёрные когти», «Клыки алчности»(это всё Роберт Ирвинг Говард) можно смело сказать, что Африка Говарда близка и Марии Галиной. А то, что носил на себе Арчи и передал лорду Аттертону, автор назвала «Дагором» , а я, читая всё те же Мифы Ктулху наткнулся на точно такое же существо у Фрэнка Белнапа Лонга в рассказе «Крадущийся во тьме». Там оно вполне христианское существо и называется «знакомец». Избавиться от него человек может лишь совершив подвиг.

Но вернёмся к этому произведению. Жарко, душно и москиты кусают.

Люди здесь показаны с самой плохой стороны. Даже священник упоминает какое-то свое тёмное прошлое, хотя прямо о нем не говорит. И что за старик мерещится ему?

Это бы можно было отнести к Темному фэнтези, если бы фэнтези было побольше. И вот теперь крупица Лавкрафта- имеющий Дагора может проходить сквозь скалы и видеть величественные храмы. Да притом, выносить из них драгоценности. И пропАсть внутри навсегда, не утоливши жажду наживы. На этом фэнтэзи кончается, а начинается алчность, от которой гибнет проводник. Потом гибнет красавица, потому что дурнушка Мэри ревнует её к Арчи.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Наконец, священник решает, что Арчи- это и есть Дагор. Полностью. А то, что он отдал лорду, лишь придаток. Выстрел. И послесловие, в котором священник раздаёт Дагора за плату. Ну Ёлки-палки!

Написано прилично, Лавкрафта маловато. За экспедицией не следует нечто из глубин, или из какой-то другой бездны за гранью пространства и времени. Нет. Лишь собственное чёрное нутро.

Оценка: 8
– [  0  ] +

Мария Галина «Автохтоны»

mkw, 11 августа 2022 г. 14:37

Книга интересная

Если автор ставила задачу написать постмодернистский текст, то у неё получилось и вероятно именно этим следует объяснить те негативные отзывы, которые доступны

Оценка: нет
– [  0  ] +

Мария Галина «Малая Глуша»

Max1959, 27 июня 2022 г. 20:19

Только что прочитал. Надо сказать, что сильно пахнуло хорошо знакомым предолимпийским Совком со страниц.

Написано хорошо, но не более. С точки зрения нового слова в жанре — на «топ» не тянет. Но и не претендует, а читается с удовольствием.

Оценка: 8
– [  3  ] +

Мария Галина «Медведки»

URRRiy, 25 апреля 2022 г. 22:16

Довольно странный текст, непонятно, то ли это какая то литературная импровизация в плане жанра, то ли просто стёб над читателем (вначале качественно интересный текст, а потом не менее качественный абстракционизьм).

Уже отмечалось, что описывать сущность сего творения, это будет, во-первых спойлер, а во-вторых — реклама, которая только обманет потенциального читателя. Слишком абстрактная идея, зацикленная на солипсизме и прочем формировании мира мыслью, причем самой бредовой.

В общем, такая размытая проза, возможно в стиле Кафки — Лема, вроде бы сюжет есть, а на деле нет. Своего рода противоположность суслику из фильма ДМБ, который наоборот, имеется в наличии, хотя и невидим.

Оценка: 6
– [  7  ] +

Мария Галина «Автохтоны»

vanchetius, 22 марта 2022 г. 09:02

Очень странное нишевое произведение, не знаю даже на кого рассчитанное. Сюжет в книге скомканный и неинтересный, персонажи чудные, не вызывающие симпатии. Многие хвалят книгу за атмосферу небольшого городка, в котором смешиваются несколько культур, но это скажем тоже — на любителя.

Мне кажется автор перебарщивает с тем, чтобы придать книге индивидуальность, чем то выделиться, быть не как все.

Выдуманный автором городок населен представителями всевозможных субкультур: тут и байкеры геи, и подпольщики-милитаристы, и масоны, и искусствоведы, и мифические существа. Видимо это должно придавать некий колорит придуманному автору городу, но получился какой-то невнятный винегрет.

У главного героя книги нет имени, автор называет его просто «он». Это усложняет процесс чтения, потому что главный герой в своих рассуждениях и в диалогах также использует местоимение «он». Получается очень путанно.

Атмосферой городка я не проникся. Вообще эта атмосфера преподносится специфично — примерно каждые 10 страниц книги главный герой завтракает либо обедает в столовых, ресторанах, кафе, кофейнях и т.д. Странная зацикленность на приеме пищи.

Оценка: 3
– [  4  ] +

Мария Галина «Автохтоны»

_Y_, 19 декабря 2021 г. 09:34

Это не отзыв, а, скорее, предупреждение тем, кто собирается прочитать роман. Ну и объяснение, почему я не поставил ему оценку. Хотя, почему – понятно, роман я бросил.

А вот почему бросил? Потому, что читал неправильно. Брал и откладывал, потом продолжал и опять откладывал. Не из-за недостатков текста, а так уж получилось – то одно, то другое отрывало от чтения. И вот такой-то способ не пошёл совсем.

Дело в том, что сюжет в романе выражен слабо (во всяком случае, в прочитанном мной тексте: в первой половине и в начале второй). Интересны же детали, картинки, эпизоды, характеры героев. Интересен описанный «мир» (если я правильно применяю это слово к провинциальному городку, сильно напомнившему старый-добрый фильм «Город Зеро»). Но чтение урывками, при отсутствии опоры на сюжет, не позволяет сложить в голове какую-нибудь, пусть даже неполную, картинку.

В общем поймал себя, что целые эпизоды проскакивают, не оставляя в памяти ничего. И что возвращаться к чтению после перерывов вроде бы и незачем, поскольку очарование текста ушло, а новое нарабатывать вроде и некогда. Бросил.

Если возьметесь читать, постарайтесь делать это «правильно».

Оценка: нет
– [  1  ] +

Мария Галина «Рождение бога»

mputnik, 17 ноября 2021 г. 21:47

Автор в особых рекомендациях не нуждается. И тем не менее. Текстик — из относительно раннего, однако вполне себе своеобразен и… эээ… животрепещущ. Довольно часто повторение, казалось бы, общеизвестных банальностей выглядит и — привлекательно, и — умнО, и — более чем уместно: «…Даже советское безбожие так или иначе имело отношение к божественному — как можно бороться с тем, чего нет? Темно-фиолетовых в крапинку кровожадных спурсиков-людоедов, например, не существует — и с ними никто не борется…».

Тема, затронутая в сей статье — литературное «богостроительство» как проявление тенденции «богоборчества» — и тривиальна и оригинальна одновременно. И — опять же — красивШе Автора и не скажешь: «…вы заметили, мы уже начинаем ходить по кругу; не означает ли это, что, казалось бы, неисчерпаемая тема почти исчерпана — пока не откроется с какой-то новой, неожиданной стороны?..».

Иногда перечитывание старых журналов приносит ни с чем не сравнимое удовольствие, уважаемый потенциальный читатель. Рекомендую

Оценка: 7
– [  4  ] +

Мария Галина «Малая Глуша»

xata, 19 сентября 2021 г. 10:00

Вторая часть затронула меня сильнее. Вопросы, на которые нет ответов, душевные ощущения, которые мне трудно сформулировать в словах, очень редкая книга, которой удалось дотронуться до глубинных пластов души человека. Это вам не тривиальный звездолет на фотонной тяге, а попытка описать неописуемое и непознаваемое. Мое мнение, у автора это получилось.

Оценка: 9
– [  1  ] +

Мария Галина «Глядящие из темноты: Хроники Леонарда Калганова, этнографа»

Странник 80, 9 июля 2021 г. 13:22

Интересная книга,написанная хорошим литературным языком. Я люблю книги с таким сюжетом. Не так уж сильно заезженная тема,ну или мне не часто попадались такие книги.

Трудно быть богом» Стругацких, «Владыка ледяного сада» Гжендович, »Подменённый» Калугин, «Одинокий дракон» Шумил, »Посланец небес» Ахманов. А здесь еще тема гибнущего материка, конца света,я вообще думал, что события будут развиваться по другому сценарию. Ну пусть так, все равно было интересно. Но только одно но, как беспомощно выглядят наши агенты Теранцы. Как в плане физической ,проигрывают всем подряд,кто их только не бил. Так и плане психологической ,технической и даже коммуникабельной. Провал полностью. Есть же герои других книг, которые на голову превосходят местных жителей,а тут очень малые различия. Не надо конечно суперменов,но и так как есть , выглядит не слишком убедительно. Мне они меньше всего понравились. Книга до конца не реализовала свой потенциал.

Оценка: 7
– [  5  ] +

Мария Галина «Автохтоны»

Anahitta, 6 июля 2021 г. 09:38

Помните анекдот про Зыкину? «Ты не пой, ты просто ходи». Очень мало на свете книг, точнее, писателей, которых читаешь просто ради самого процесса, и неважно, каков сюжет или идея. Окунуться в эту атмосферу и кайфовать. По большому счету мне даже было даже неважно, чем в итоге обернется эта история – старой доброй мистикой или утонченной мистификацией.

Этот безымянный городок проступает со страниц так рельефно, что испытываешь дежавю – словно бы вспоминаешь, что была когда-то в этом городе, давным-давно, скорее всего в прошлой жизни.

Аборигены-автохтоны просто бесподобны – такой гадючник, где все друг друга знают без преувеличения сто лет; знают, кто что врет и кто кому приплачивает. Городок отторгает чужаков, недаром в нем не смогла прижиться жена Воробкевича. Такой маленький туристический рай… если смотреть только внешнюю сторону и не пытаться проникнуть вглубь.

Безымянный главный герой – как раз приезжий. Город со всеми его обитателями разворачивается перед ним, пока он в своих поисках переходит на очередной уровень. Под конец из истории отчетливо проявилась детективная линия. Герой нашел то, что на самом деле искал. Но нашел ли он то, что ему было нужно?

Оценка: 10
– [  8  ] +

Мария Галина «Автохтоны»

Ольгун4ик, 6 апреля 2021 г. 19:14

Если кто из вас встречал раньше или просто знает определение существительному, давшему название роману Марии Галиной Автохтоны, я вас искренне уважаю.

Специально не искала, что это такое, надеясь понять о чем речь из книги. С середины книги всё таки посмотрела. Кто не знает, очень рекомендую не делать это вначале рассказа. В общем, ничего страшного не случится, но так будет интереснее. Мне было.

Отзывы на странице книги замечательные. Почти со всеми согласна. Если не согласна, то мнение отторжения все равно не вызывает.

Похожие книги тоже вас не обманут.

У меня есть книга на полке, и я даже её достала, и буду ещё читать. Но я её слушала. Очень хорошо озвучил Михаил Китель. Вот надо прибавить ещё балл именно за его работу. Он придал достаточно современному тексту почти классическое звучание. Книга от этого только выиграла.

О сюжете совсем чуть.

Городское фэнтези. Но то, что это действительно фэнтези станет понятно только на самых последних страницах. Может даже в седьмой части книги, если разделить её примерно на семь частей

Это все очень условно.

А так это просто городской романс. Гимн маленькому городу. Может быть и Львов , я там не была. Но по мере погружения в книгу, я все время вспоминала свой город, тот в котором я родилась, и тот, в котором сейчас живу. Ничего общего. Вообще ничего. И в тоже время это что-то близкое, родное и в тоже время забытое.

Приезжий хочет узнать прошлое одного горожанина. Ему не чинят препятствий, ему рассказывают. Много и со вкусом. Его знакомят, его любят, его кормят, его пугают, его ждут.

Когда, устав от всех историй, он спрашивает очередного рассказчика: кто из вас говорит правду? Ему тут же отвечают:

- Конечно, я!

К середине книги мнение сложилось. Но все время, пытаясь заглянуть в окончание книги, я возвращалась к тому месту, где остановилась, понимая, что ничего не ясно.

И так до самого конца. Книгу нужно читать от и до.

И только, когда я села вместе с героем в поезд после всего его книжного пути, всё случилось. Вернее, сложился пазл, городская мозаика.

И герой уехал. Наверное уехал.

И город остался. Наверное, остался.

И тайна открылась. А была ли тайна? Были ли люди? И кто они? И люди ли?

Поставила сначала семёрку. За голос, подаривший мне книгу, ставлю восьмёрку. А за такое окончание, после которого хочется жить, пойду поставлю девятку.

Оценка: 9
– [  8  ] +

Мария Галина «Автохтоны»

kagury, 5 апреля 2021 г. 23:10

Это очередная «история без истории», как выразилась бы Скарлетт Томас. И даже, если вы не любите бессюжетные книги, первая половина зачаровывает атмосферой города. Почему-то мне казалось, что это Львов (потому что кофе, кофе, кофе) , а может Гродно или Витебск. В общем, один из тех небольших почти европейских городков, которые живут словно на грани между прошлым и настоящим, Россией и Европой, туристами и обывателями.

Впрочем, сюжет все-таки есть. Некий господин приезжает в этот очаровательный городок как бы в поисках всего, что связано с группой «Алмазный витязь» (аллюзия на «Бубновый валет, ага) и постановкой Петрония на сцене местного театра. И закапывается в деталях и персонажах (которые все, как один, скучны).

К сожалению, к середине уютная тёплая атмосфера рассеивается под натиском абсурдных наслоений, история мечется от примы театра к музыке сфер и обратно (и это меньшее из зол), к тому же автор окончательно перестает утруждать себя связками между эпизодами. Совершенно точно отметили ранее, что вот так перевернешь страницу, и словно десяток пропустил. Возвращаешься — нет, все на месте. Всё, кроме цельности повествования. Впрочем, это тоже фишка на любителя. Кто-то находит удовольствие в складывании мозаики и отыскании скрытых слоев и смыслов, я же слишком ленива для этого.

В общем, признаюсь, моего терпения хватило примерно на две трети, дальше начался такой сюр, что никакая атмосфера не могла его исправить. Сюжет, и так почти неявный, окончательно потерялся. А слова ради слов — это надо быть слишком гурманом. Да и правду сказать, язык к концу стал куда банальнее и скучнее, чем вначале.

Но первые страницы очень хороши.

Оценка: 6
– [  0  ] +

Василий Владимирский, Мария Галина, Кирилл Еськов, Леонид Каганов «Кто читает фантастику?»

mputnik, 7 января 2021 г. 17:28

Три вполне достойных Автора, три вполне альтернативных позиции.

Довольно адекватное зеркало, уважаемый потенциальный читатель.

Рекомендую поглядеться на досуге

Оценка: 7
– [  4  ] +

Мария Галина «Сто пятьдесят лет под водой, или История с немографией»

mputnik, 3 декабря 2020 г. 06:10

Подробнейшая фильмография истории про капитана Немо.

Довольно познавательно, хотя и не шибко увлекательно. Фильмов, оказывается, наснимали так много, что к середке текста мозги отключаются и оное перечисление воспринимается просто как белый шум. Все хорошо в меру.

Хотя и сюжет, сам по себе, и книжки — они практически вечны с точки зрения существующего социума, его среднестатистических склонностей и пристрастий. Классика приключенческой научпоповской Фантастики иной быть и не может

Оценка: 5
– [  2  ] +

Мария Галина «Hyperfiction»

mputnik, 2 декабря 2020 г. 10:46

Вне зависимости от того, что сборник литературоведческий, формальная количественная оценка — почти соответствует среднестатистической норме по Жанру в целом — «16/77». Средняя же — «30/70» (первое число соответствует доле текстов с оценкой «7» и выше, второе — «5» и выше). Вербально эти числа («30/70») озвучиваются примерно так: «...чуть больше двух третей — вполне читабельно, чуть меньше половины из этих читабельных — вполне достойны внимания...».

Здесь же, как видим, относительная доля «ярких звёздочек» — почти в два раза ниже (16 против 30), зато читабельность — на целых 10% — выше (77 против 70). Результат — вполне закономерен. Это, все же, критика, то есть тексты — заведомо более предсказуемые с точки зрения формы, и — одновременно — гораздо менее «вольные» с точки зрения возможных эмоций и прочего. Так что — нормально.

Довольно полезное чтиво, уважаемый потенциальный читатель. Это в скуШных залах чопорных библиотек, пропахших пылью веков — критика убога и малоинтересна. Здесь же, в приделах Светлого Храма Фантастики — совсем другое дело

Оценка: 6
– [  3  ] +

Мария Галина «Куда мчатся чуть-чуть красные звёзды»

mputnik, 2 декабря 2020 г. 06:20

Гремучая смесь. Мандельштам, Маяковский, Блок, Киплинг и... Доплер (который Кристиан Андреас). А к ним в компанию — Фридман с Хабблом и Лекманов с Альтовым.

По-моему это такое своеобразное литературное хулиганство. Вернее даже — литературоведческое. Но... эээ... вполне съедобно, как ни странно.

Беру на себя труд рекомендовать к потреблению, уважаемый потенциальный читатель

Оценка: 5
– [  3  ] +

Мария Галина «Юла vs. песочные часы»

mputnik, 1 декабря 2020 г. 18:47

Колоритнейшие книжки супер-колоритных авторов. Пусть и бывшие, но — на секундочку — генеральный директор «ЛогоВАЗа» и председатель Совета директоров «Rambler Media Group». Оба — не понаслышке знакомы с лесоповалом и системой исполнительного делопроизводства.

И книжки — аж брызжут оригинальностью. Весь из себя магический реализм, сюр, постмодерн и психоделика, с весьма сходной «идеологически-сюжетной фишкой»: человек проявляет свободу воли, утверждает себя перед высшими силами через непослушание. Через противостояние.

Это — вкратце и в самых общих чертах. Статья вполне достойна прочтения и нет смысла пересказывать ее целиком. Почти что как в старом анекдоте: «...короче, господа, они там все умерли. Я не мастак «в рифму», но — черт меня забери — в стихах это смотрится просто великолепно...»

Оценка: 6
– [  4  ] +

Мария Галина «Слоны и стереоскопы»

mputnik, 1 декабря 2020 г. 07:43

Реклама двух книжек Линор Горалик.

Первая — поэтический сборник, вторая — абсурдистская сказка, опирающаяся на западную традицию и сознательно апеллирующая к травматическим моментам детства, к детским страхам и неразрешимым конфликтам.

Исключительно «на любителя». НО. Разбор — вполне себе грамотный и подробный

Оценка: 3
– [  2  ] +

Мария Галина «За горизонтом событий»

mputnik, 1 декабря 2020 г. 05:39

Остаётся только удивляться прихотливости случая. Последовательно столкнулся в закоулках Светлого Храма Фантастики сначала — с самим романом, а потом — с этой статьей, оному роману посвящённой.

От самого романа — ничего кроме горечи потерянного времени не осталось. Какое-то бессмысленное нагромождение слов, набор банальностей без сути и смысла, без идеи как таковой, слова заради слов. Пытался хоть как-то объяснить — хотя бы самому себе — ускользающую от сознания целесообразность оного действа: ЗАЧЕМ вообще автору понадобилось «облечь в слова» оную тему? В голову приходит единственное объяснение: это — некая попытка иезуитской метОдой «изменить прошлое», нагромоздив на оном прошлом кучу бессмысленных и безадресных аллюзий «по поводу». Многозначительно морща при этом лоб и усиленно кучкуя брови.

И — каково же было мое удивление, уважаемый потенциальный читатель, когда в этой статье, оному роману посвящённой, наткнулся на такой вот абзац: «...События настоящего, даже вымышленные, тем более вымышленные, безусловно влияют на события прошлого, которое в зависимости от текущей ситуации становится то славным, то позорным, то вообще стирается, как не бывавшее никогда. А уж на настоящее — тем более. Конструкты, порожденные воображением ушлого пиар-менеджера или романтичного литератора, так или иначе формируют реальность, так как никакого иного способа трансляции реальности, кроме как посредством слова и образа, у нас нет...». Так вот это о чем, собственно говоря...

Как сказал умный человек Кирилл Еськов (автор неподражаемого «Евангелия от Афрания») — “...в коллективной памяти поколений остаётся только та история, которая отражена в художественной литературе; этой — единственно «правильной» истории — не нужны ни достоверность, ни адекватность, ее ценность в том, что она абсолютно независима от потока реальных событий и определяется исключительно статистикой склонностей и пристрастий...».

Беру на себя труд рекомендовать к прочтению сей текст, уважаемый потенциальный. Такие аспекты любимого Жанра вполне целесообразно понимать до сАмой сути

Оценка: 5
– [  2  ] +

Мария Галина «Трудности форсирования несуществующих укреплений»

mputnik, 30 ноября 2020 г. 10:57

Если рассматривать извечное противостояние любимой Фантастики и ненавистной боллитры именно как войну, то перед нами — нечто, чему вполне можно присвоить условное наименование «сводки с фронта».

Кто бОле прав, кто кому чего должен и «...кто более матери — истории ценен...» — на конкретных примерах и в контексте исключительно недавних конкретных событий.

Лично у меня никаких сомнений (в этом вопросе) нет, и никогда не было. Но, ежели тебя, уважаемый потенциальный читатель, интересует тема «как там, на фронте» — то, вот они, самые, что ни на есть, фронтовые сводки

Оценка: 7
– [  2  ] +

Мария Галина «Малый Апокриф возвращенца»

mputnik, 30 ноября 2020 г. 10:56

Попытка соединить несоединимое, вполне достойная внимания.

Я люблю и даже обожаю Фантастику, вполне доброжелательно и местами даже восторженно отношусь к Поэзии, НО... не могу себе даже представить, что возможно и допустимо хотя бы малейшее их единение. Это как... эээ... инцест, да простится мне таковая вольность. К Фантастике — любовь безгранична, посему аналогия с отношением к женщине была бы вполне уместна, а, вот, Поэзия — это, как бы, где-то как-то — сестра. По крайней мере — есть некие вполне зримые пределы душевной близости.

Посему вот такой опыт — соединения несоединимого — он, вне всяких сомнений, интересен. Как минимум — интересен

Оценка: 7
– [  1  ] +

Мария Галина «Замкнув Высокий Замок»

mputnik, 29 ноября 2020 г. 11:36

Довольно пространные реверансы в адрес диковского «Человека в высоком замке». Сюжет изложен настолько подробно, что возникают вполне закономерные вопросы по поводу целесообразности оного действа.

При этом сама книжка открыто именуется «Главной Книгой» подЖанра альтернативной реальности, этакой первоосновой всех прочих «подражателей и продолжателей».

Безотносительно к оному утверждению и ко всему прочему из оной области, данная статья вполне себе локализуется в рамках вполне конкретной практической пользы. Ежели ты, уважаемый потенциальный читатель, еще не успел ознакомиться с оным чтивом 60-летней давности, то — прочитав сию статью — получишь полное представление о сюжете, действующих лицах, основных событиях и движущих силах и т.п. И тогда уже — спокойно и обстоятельно — сможешь принять решение: а — читать ли

Оценка: 5
– [  2  ] +

Мария Галина «Драконы, звездолёты и, конечно, медведи»

mputnik, 28 ноября 2020 г. 18:43

Критика критики. Или — ежели «перевести на русский» — реклама рекламы (ну, да, ежели ещё и забыть, что само слово «реклама» — насквозь иностранное).

Нам с тобой, уважаемый потенциальный читатель, настойчиво навязывают некие вполне конкретные книжки. Утверждая при этом, что игра — вполне стОит свеч.

Не знаю как ты, уважаемый потенциальный, а я — пожалуй — прочту. Как говорил в своё время Винни-Пух «...по-моему это «жжж» — неспроста...»

Оценка: 5
– [  2  ] +

Мария Галина «Past in the Future, или Гибридное будущее»

mputnik, 28 ноября 2020 г. 07:47

Какая банальнейшая банальность, прости, Господи, за резкость. В который уже раз — и все на те же самые грабли: «... литературное будущее — это экстраполяция настоящего. Усилим те или иные тренды, подчеркнем те или иные штрихи… и вот оно, будущее...».

До чего же наивно, нереалистично и бессмысленно. Почти что по шаблону: хочешь рассмешить Бога — расскажи ему о своих планах. Я не бог, конечно же, но мне тоже смешно, ей-богу.

***

Сквозь бедлам городов размеренный, / И тоску пустых деревень, / Топчет Будущего поверенный / Чьих-то планов густую тень. […] А вокруг – от натуги пукая, / В спорах – кто из них боле свят, / Дым надежд как дитя баюкая, / Тени прошлого голосят...»

***

И — опять, в который уже раз: «... Писатели тут, надо сказать, не при чем. Они всего лишь трансляторы. Репродукторы.…». Ничему вас прошлое не учит, господа литераторы. Ни-че-му

Оценка: 4
– [  2  ] +

Мария Галина «Новый бестиарий. Где обитают фантастические твари»

mputnik, 27 ноября 2020 г. 06:06

Весьма спорная статья. Попытка «облагородить и защитить» то, что по зрелому рассуждению, дОлжно уничижать и дискредитировать. Ведь Фантастика — это же не просто «любые свободно текущие бредни на любую тему». Любимый всеми нами Жанр — это прежде всего именно Литература. Философская ли, развлекательная ли, бодрящая низменные или высокие устремления и чаяния, НО — Литература. То есть — по определению — про людей.

Ну да, ну да, ну да. Под различными «вывесками», естественно. Под различными. Эльфы, гномы, драконы, разумные кристаллы и мыслящие ромашки — это все «про нас», ибо — про Честь и Совесть, про Щедрость и Алчность, про Подлость и Благородство. Про Любовь, конечно же. Про то, что в этой жизни важно, а без чего — вполне можно и обойтись.

А если в книжке человечества нет, разумной жизни нет, а повествование крутится вокруг экзотических (для нас, грешных) животных и растений, да вокруг географических изысков сего «нового мира»... — ну, не знаю, уважаемый потенциальный читатель, не знаю... Какая-то получается Мечта свихнувшегося натуралиста.

В чем привлекательность сего чтива? Есть ли у него — в принципе — потенциальная читательская аудитория? И — самый главный вопрос: а Литература ли это? Что-то как-то сильно смахивает на справочник либо энциклопедию. Тоже, в принципе, имеет полное право на существование. НО... Место ли этим справочникам в Светлом Храме Фантастики

Оценка: 3
– [  2  ] +

Мария Галина «Торжество абсурда, или Преступление как утверждение нормы»

mputnik, 27 ноября 2020 г. 06:03

Ситуация не просто абсурдная. Какая-то даже абсурдистская, что ли. То бишь — самим фактом своего существования — активно утверждающая и абсурд своего собственного бытия и полнейшую бессмысленность всего социума как объекта анализа и оценки.

К автору сего критического разбора, кстати — претензий абсолютно никаких. Наоборот. Это надо было ещё решиться на такую неблагодарную миссию — реализовать-таки «разбор полетов» на столь неоднозначном «лётном поле».

К оным же абсурдам — ещё и парадокс впридачу. Нужны подобные книжки? — Да, конечно. Будут они востребованы? — Нет, конечно же. По формальным критериям их можно отнести к Жанру? — Да, безусловно. А если без формальностей? — Нет, это — все, что угодно, но только не Фантастика. Вот такое кино

Оценка: 5
– [  3  ] +

Мария Галина «Жестокие объятия утопии»

mputnik, 26 ноября 2020 г. 20:08

Какой хитрый ход. Браво, госпожа критик. Брависсимо.

На фоне довольно скуШных и вполне традиционных мудрствований литературоведения нам с тобой, уважаемый потенциальный читатель, предложили захватывавшую дискуссию о смысле существования Социума, о вычурных и многотрудных путях самосовершенствования человечества, о природе и причинах пассионарности, о цене, которую приходится платить за гарантии выживания вида.

«...Жизнеспособность человечества как биологического вида обеспечивается вечным противостоянием, противодействием внешней и внутренней угрозе или недружелюбной среде...». Какая шикарнейшая параллель с Миром Шаи-Хулуда, с Золотой Тропой Императора Вселенной Дюны. Вечная логика вечной жизни. Именно то, что делает фантастику — Фантастикой.

«...Каждый вид стремится к расширению области обитания, это залог не только его процветания, но и самого его существования. Человек в этом смысле — единственный вид, стремящийся расширить ареал своего обитания за пределы биосферы, за пределы Земли. Пожалуй, именно в этом и состоит его отличие от других животных...». Шикарный слог. Шикарная интерпретация темы. Шикарные выводы.

Увы и ах, уважаемый потенциальный. Какими бы благими намерениями человечество не мостило бы себе дорогу в царство освобождения от агрессии, очередной виток оной дороги, на очередном повороте — неизбежно приведёт нас в Ад. Каким он конкретно окажется этот новый Мир — меланхолией вырождения или кошмаром адреналиновых наркоманов — не столь уж и важно. Ад — он и в Африке Ад.

Бесплатный сыр бывает только в мышеловке. Какую бы ахинею при этом ни несли разнообразнейшие «агитаторы за счастливую жизнь»

Оценка: 7
– [  2  ] +

Мария Галина «Пароль и отзыв, или глоссарий того, чего нет»

mputnik, 26 ноября 2020 г. 09:22

Шикарная статейка. Отвлечённо — развлекательно — познавательная. Такой весь из себя, бодренький междусобойчик фэнов Светлого Храма Фантастики.

Всякие специфические словечки, позволяющие сходу отличить настоящего фэна от «пришлого» любителя боллитры.

Несомненно — важнейшая составляющая «клубной культуры» Жанра. Беру на себя труд утверждать, что будет интересным для подавляющей части читательской аудитории

Оценка: 7
– [  3  ] +

Мария Галина «Человек, не получивший премий Артура Кларка и Гэндальфа. Кадзуо Исигуро и его фантастические романы»

mputnik, 26 ноября 2020 г. 06:10

Добротный разбор творчества «японца, написавшего самый английский роман XX-го века». Вполне можно рекомендовать в целях «расширения интеллекта», уважаемый потенциальный читатель. В познавательных целях.

НО, вот, читать эти самые «самые английские», да ещё и написанные этническим японцем, мечтавшим стать музыкантом и проехавшим «дикарем, автостопом» насквозь США и Канаду, зарабатывая на жизнь музицированием в клубах, в итоге начавшим более-менее «стационарную» трудовую деятельность в лондонском приюте для бездомных... — что общего «в ментальном плане» может быть у российского потенциального читателя с оным автором? Неужели — в принципе — таковое чтиво может быть востребовано?

Не укладывается в голове, ей-богу. Да, это — вполне себе серьезная литература, безусловно качественная и профессиональная, НО (цитирую) — «...вызывает чувство морального дискомфорта, навевает грусть и погружает в лёгкую меланхолию...». Ещё раз — «да», жизнь прекрасна и удивительна, в ней изначально есть место для всего и вся — ну да, ну да, ну да... Но — и ещё раз — НО. Зачем таковая «серьезная и качественная» здесь — в Светлом Храме Фантастики? Она даёт — ЧТО? Она зовёт — КУДА? Ее смысл тут — В ЧЕМ?

Эклектика. Бессмысленная, абстрактная, отстраненная от позитивного созидания эклектика. Самокопание заради самокопания. Вне Благости, вне жертвенности, вне надежды. Смирение без покаяния. Молитва без веры. Наказание без прегрешения.

Возникает вопрос: и... — ЗАЧЕМ? Смысл — где?

Оценка: 4
– [  3  ] +

Мария Галина «Раздвоенные и разделённые»

mputnik, 25 ноября 2020 г. 05:44

Можно сильно поспорить. Центр критического опуса — типичный представитель «новых странных» (New Weird) — Чайна Мьевиль. В авторской интерпретации — чуть ли не философ — интеллектуал. Ну.., это уже чересчур, это совсем уж с ног на голову.

Жизненное кредо оного «нового странного» выражено им же вполне самостоятельно в интервью журналу Locus: «…Идея утешительного фэнтези вызывает у меня рвотный рефлекс. Не то, чтобы вы не должны были бы чувствовать себя комфортно, или не должно быть всяких хэппи-эндов, но для меня мысль, что задача книги — утешать, по существу означает, что её цель — не бросать вызов, не ниспровергать, не подвергать сомнению. Тогда она всецело ориентирована на статус-кво — полностью, твёрдо, эстетически — а мне такая идея ненавистна…».

О как. Ненавистна она ему. То бишь в основе текстовки — не Любовь и Благодать, а желание шокировать и яростное неприятие чужого мнения, вплоть до откровенной ненависти. Ну.., не знаю, уважаемый потенциальный читатель, не знаю... Тебе — понятно, чего конкретно нам предложено будет автором в книжках, кои живописует в оной статье уважаемый критик? И — что, остаётся желание таки прочесть?

Оценка: 4
– [  2  ] +

Мария Галина «Увидеть и умереть»

mputnik, 24 ноября 2020 г. 05:36

Хорошо уже хотя бы тем, что — в очередной раз — даёт и повод и средства задуматься о соотношении фантДопущения и Антуража, о допустимости, приемлемости и востребованности различных форм литературного текста в Светлом Храме Фантастики.

Уместно ли забивать гвозди электронным микроскопом? Ответы, на самом деле, могут быть самыми разными, особенно — если учесть факт существования разветвлённой системы клубов, объединяющих фанатов забивания гвоздей, то есть индивидуумов, испытывающих кайф именно от самого процесса проталкивания железного стержня между волокнами иссушенной древесины. Неисповедимы пути Господни.

Востребованность — довольно хитрая штука. Чтобы выяснить ее реальные пределы — да, действительно, надо протестировать массу всяческих вариаций. Что там в итоге — увидим. Хотя лично мне все ясно и без проб

Оценка: 5
– [  2  ] +

Мария Галина «Автор как фантом, или Корабль Тесея. Об «Игре престолов» и не только»

mputnik, 23 ноября 2020 г. 08:26

Достаточно профессиональное, подробное и адекватное мудрствование по поводу «авторских сиквелов» и их противопоставления «обычным фанфикам», что во множестве клепаются «продолжателями дела». Без всяких «скрытых смыслов», абсолютно искренне — довольно интересное чтиво. Познавательное — это по крайней мере.

Тот редкий случай, когда чисто отвлечённые материи сугубо литературоведческих экзерсисов могут быть интересны массовому читателю.

Ибо — и сами мудрствования и результаты их — напрямую — определяют потенциально достижимую результативность поиска «чего ещё такого почитать». Не всю область поиска, естественно, НО: один из её весьма весомых сегментов

Оценка: 6
– [  3  ] +

Мария Галина «Читатель как писатель, или Как расширяются литературные миры»

mputnik, 23 ноября 2020 г. 06:21

Довольно пространные рассуждения на тему фанфиков: кто, где, зачем и почему. «...Литература создаёт мир?..». Банальность из банальностей. Стоило ли заради оной риторичности время тратить на статью.

Название подразумевало несколько иную направленность «мудрствований», однако … не срослось. Ну, да и не принципиально. Первый абзац сформировал некую интригующую проблематику — превращение фанфиков не просто в разновидность коммерческих проектов, а появление реальной возможности для них «вырваться за пределы литературной резервации». Тоже... — не получило продолжения.

Нечто такое... эээ... аморфное. Набор контурами намеченных потенций. Не реализованный по большей части

Оценка: 5
⇑ Наверх