fantlab ru

Все отзывы на произведения Эдварда Бульвер-Литтона (Edward Bulwer-Lytton)

Отзывы

Рейтинг отзыва


– [  1  ] +

Эдвард Бульвер-Литтон «Лицом к лицу с призраками»

Moloh-Vasilisk, 15 февраля 18:37

15.02.2024. Приведения и жертвы. Эдвард Бульвер-Литтон. 1859 год.

Храбрый герои, любитель мистических историй решает провести ночь в доме, который не раз становился местом действия рассказов о приведениях.

«Приведения и жертвы.» маленькое произведение в жанре мистика, сюжет которого начинаясь с обычной истории о странном доме разворачивается в слегка неожиданный, но тем не менее весьма интересный финал.

Начало произведения вышло классическим рассказом о доме с приведениями. Что можно отметить? Хорошее вступление, которое готовит читателя, показывая дом и события, происходившие в нем. Колоритный язык повествования, красочно описывающий окружающую обстановку и действующих героев. Протагонист с занимательным характером и с любопытной философией. Чарующая атмосфера чего-то необъяснимого, тайного, находящегося за гранью.

В продолжении рассказа, сохраняя язык и атмосферу, автор показывает логику всего происходящего, хотя и не совсем ту на которую можно было рассчитывать.

Рассказ отлично подойдет любителям традиционных историй о сверхъестественном, а моя оценка 8 из 10.

Оценка: 8
– [  2  ] +

Эдвард Бульвер-Литтон «Грядущая раса»

igorgag, 24 августа 2023 г. 18:45

The Coming Race by Baron Edward Bulwer Lytton — На русском этот роман Бульвер-Литтона известен как «Грядущая раса» (или, быть может, скорее неизвестен, но не суть). Для чтения воспользовался электронной книгой сайта Проект Гуттенберг. Наследие писателя весьма обширно, мой выбор определила статья Википедии: поздний фантастический роман о цивилизации не инопланетной, но и не человеческой, превосходящей её в развитии и могуществе. Не внеземной, а подземной. К тому же нацистам кое-что понравилось в этой книге — отсюда некоторый налёт скандальности. Хотя сам автор, кажется, имел в виду только хорошее...

Безымянный герой, американец, дед его, впрочем, отличился в Войне за независимость, повествует о случившемся с ним удивительном приключении, начавшемся в одной из шахт, местонахождение которой он не раскрывает. Друг инженер пригласил его туда — расширить кругозор. И он же нашел тайный ход — пролом в скальных породах, ведущий вниз, в огромную обитаемую, как оказалось, полость под землей. Друг при спуске погиб, рассказчик же стал гостем-пленником живущих в подземных долинах гуманоидов — сверхлюдей (практически).

История не приключенческая, а скорее дидактически-поучительная. Вариант утопии. Подземные жители достигли в общем-то идеального устройства общества — всё у них гармонично, без противоречий. Хотя многое — с точностью до наоборот по отношению к человечеству наземному (например, сильный пол — это женщины). Поставили себе на службу универсальный феномен Врил (Vril) — посредством его лечат, им же убивают и разрушают. Нечто более всеохватывающее чем наше электричество (и вот на этот Врил клюнули нацисты, им тоже захотелось всемогущими быть...). Войн и общественных потрясений у Ана (Ana — так называют себя субтерранцы) не бывает. Но при всей умиротворённости они не знают колебаний, если какое-то низшее существо, представляющее угрозу их благополучию, надо превратить в кучку пепла. А сами они смерти не боятся. Ведь их бог — All-Good, как они его называют, гарантирует им вечную жизнь в ещё более благословенном мире, чем их подземный...

В общем произведение хотя и не остросюжетное, но весьма глубокомысленное, та плотная пища, которую любит мозг, как утверждал герой Платонова. Читал ли его Иван Антонович Ефремов? Думаю, читал.

Оценка: 8
– [  4  ] +

Эдвард Бульвер-Литтон «Грядущая раса»

Rajt, 19 августа 2023 г. 13:54

Нет, оно, конечно, на «коммунистических»( a-la «туманность Андромеды» Ефремова или мартыновских «Каллистянах», навскидку) утопиях советского пошиба не оттоптался только ленивый. Зато о капиталистичеки-демократических утопиях как-то не дюже шибко слышно. А это есть непорядок.

И вот поэтому хочется сказать несколько слов о книге, которая мне была рекомендована к ознакомлению.

В далеком 1871-м году уважаемый товарищ аристократ и писатель-оккультист Эдвард Бульвер-Литтон выдал на-гора свой роман «Грядущая раса».

С одной стороны, роман устарел, с другой, у социальных утопий масса поклонников, среди которых «Грядущая раса» занимает видное место. Да и след этот роман оставил значительный: сама мадам Блаватская, как говорят злые языки, свою высшую, шестую, расу, которая придет на смену арийской, у Бульвер-Литтона позаимствовала (ну, это хайли-лайкли, но такой звон по Ойкумене раздавался). Да и знаменитая Аненербе врил-вундервафлю искало, аж шум стоял во всей полой Земле.

Если «коммунистические» утопии источником благосостояния общества изображали труд людей (ну, фантастика в чистом виде же), то в романе этот источник совершенно реалистичен — таинственная и сверхмогучая сила вриль вершит чудеса в подземном мире.

Жизнь Вриль-я представляет воплощение самых прогрессивных чаяний человечества. Феминизм, например, в незамутненном виде — дамы доминируют, в то время как мужчины ведут себя как невинные девушки девятнадцатого века. И способности дам (физические и умственные) превосходят таковые мужского пола.

«Каждому разумному человеку известна вся бесполезность спора с обыкновенною женщиною, о близко знакомом ей предмете

но диспутировать с Гай семифутового роста по вопросу о происхождении вриля, пожалуй, все равно, что спорить в пустыне с самумом.»

Вот только нет гендерного разнообразия — два устаревших ныне пола всего.

Присутствует и идея исключительности.

«На другие племена, чуждые им по обычаям и учреждениям, неспособные к пользованию теми могучими силами, которые заключались во вриле и употреблению которых они научились только по прошествии многих веков, они смотрели, пожалуй, еще с большим презрением, чем гражданин Нью-Йорка смотрит на негра.»

Да и тема англо-саксонского превосходства как-то незаметно проскальзывает.

Впрочем, прочитавший сам увидит все прелести этого мира.

Не очень хотелось бы жить в такой совершенной утопии.

Но слог — классический образец английской литературы конца девятнадцатого века — хорош, слов нет.

Оценка: 6
– [  4  ] +

Эдвард Бульвер-Литтон «Последние дни Помпей»

korsrok, 31 июля 2023 г. 02:28

Будучи сам немного автором, хотел когда-то коснуться этой темы и начать рассказ прямо с извержения Везувия, затем отвлёкся на другие сюжеты и спустя много лет наткнулся вот на книгу Барона Эдварда Бульвер-Литтона. Вроде классика, а ещё Эдвард создал революционный роман про «вогнутую» концепцию Земли, одним из первых в обозриом прошлом коснулся темы полости Земли и беспроводной эфирной энергии, которую генерировали потомки прямо из атмосферы. Однако, должен признать, кроме темы в «Грядущей расе» мне мало что понравилось; тоже самое и с «Последними днями Помпей»: описания скудные, персонажи плоские, диалоги топорные, интрига напрочь отсутствует, сюжет примитивный до крайности. Перед вами самый обыкновенная история неразделённой любви с парой заговоров и всё. Образ Помпей фрагментарный, исторические куски Эдвард вставляет где попало, невпопад вклинивается он и с авторскими комментариями, когда после полностью художественной части переходит на описания того или иного объекта. Извержение начинается буквально на последних страницах и является просто фоном финала. Смысл вроде в том, что извержение вызвали грехи помпейцев, но в книге описывается самый минимум: несколько человек соперничали за внимание самой красивой в городе девушки, несколько человек имитировали в храме оракула, а ещё преступников бросали в клетки к тиграм и львам. Хех. Всё, что узнал нового из книги, четыре единички во время игры в кости называли «псом»; и полбала за касание к переходному периоду религий: Рим только недавно покорил древний Египет, но поклоняется по-прежнему древним Богам, в то время когда из востока появилось сильное веяние христианства — даже в Помпеях есть несколько назаритянинов. А так из Википедии за пять минут можно узнать намного больше.

Оценка: 3
– [  4  ] +

Эдвард Бульвер-Литтон «Грядущая раса»

korsrok, 12 июля 2023 г. 02:27

«Мы вошли в громадный зал, освещённый тем таинственным светом, как и вся окружающая местность, но разливавшим при этом самый тонкий аромат. Пол состоял из больших мозаичных плит, сделанных из драгоценных металлов, и был местами покрыт особыми плетёными коврами. Повсюду разносились тихие звуки музыки какого-то невидимого инструмента, составлявшей как бы одно целое с этим местом, подобно тому, как журчание ручья неразрывно связано с гористым пейзажем, или пение птиц – с тенистою рощею».

Впервые о Бароне Эдварде Бульвер-Литтоне я узнал из легендарного эссе «Ужас и сверхъестественное в литературе» Г. Ф. Лавкрафта, где он рекомендовал книгу «Занони», найти её не удалось. А затем имя Эдварда всплыло, когда узнал про тайное общество медиумом Vril – оказалось задолго до рассвета оккультизма в третьем рейхе, это название фигурировало в якобы фантастическом произведении Бульвер-Литтона «Грядущая раса». Идея данной повести грандиозная и как оказалось в дальнейшем, имеет в основе вполне реалистичную концепцию небоцентризма («вогнутой» Земли), только в 1871-м году планета ещё полагалась полой. Автор ведёт речь о «двусторонней» поверхности, Земля якобы пустая внутри и соответственно тоже заселённая. Нацистская Германия помешанная на разного рода эзотерических/теософских мистификациях искала вход в подземный мир; условные Врата оказались якобы на северном полюсе (не зря затем у предполагаемых Врат затем появилась их база). Немцы гостили у «грядущей расы» и по некоторым сведениям даже получили в дар некие артефакты. Пресловутые неопознанные летающие объекты (с антигравитационным двигателем) вроде тоже их рук дело. Информацию о создании НЛО тайное общество медиумов Vril получило от древнешумерского духа из небесных сфер благодаря хорватке Марии Оршич, она даже записывала информацию клинописью. Эти будоражащие опыты частично описываются в чуть более позднем оккультном труде «Утро магов» (1960). Так вот, исходя из современных исследований, планета таки полая, но не двусторонняя; мы живём внутри, а по соседству миллионы таких же шариков «ячеек», в местах их соприкосновения (полюсах) находятся проходы. Герои Бульвер-Литтона и немцы не опускались внутрь планеты, а посетили соседнюю ячейку, параллельный мир. Для общего представления модель небоцентризма заключатся в «вывернутой» Земли, где ограниченный космос находится внутри. Космос это вода (мировой океан) между условных хрустальных сфер с «звёздами», чертогами Богов. Изначально не было космоса, луны и ночи, только Октаэдр, центральное истинное светило; философский камень, престол божий и матрица с нулевой точной магнетизма, ткущая вокруг себя пространство. В таких условиях на планете существовали исполины с гигантских размеров фауной. Затем якобы вторглись паразиты и покорив расу мудрых просветлённых титанов (гиперборейцев или атлантов) запечатала Октаэдр. Данный процесс даже самому смелому воображению трудно представить, но вокруг Октаэдра (в обычной системе прототип – ядро планеты) создали хрустальные сферы. Пространство между ближними к Октаэдру сферами наполнили водой, к дальним «прикрепили» «лампочки» Солнце и Луну. Все растения и остатки живых существ окаменели (отсюда пнеобразные плато, например и горы в форме драконов), а дух титанов перевоплотили в следующем более мелком во всех смыслах поколении со стёртой памятью; т. е. в некоторых человеках ещё дремлет титанических дух, но его сложно пробудить. На счёт «вогнутости» Земли можно найти много интересных независимых экспериментов доказывающих реальность такой концепции. Но в романе «вогнутость» воспринимается ещё условной полостью.

Второй не менее увлекательный момент книги сам Vril – первородная энергия Октаэдра. Тут, проводя аналогии с реальностью, стоит вспомнить хотя бы беспроводное электричество Николая Теслы (к слову, друг Марии!), которое он генерировал просто из атмосферы. А на то, что роман вовсе не вымысел (автор всё таки масон-розенкрейцер) наталкивает описание божественного орудия, способное созидать и разрушать в колоссальных масштабах. Речь идёт о реальном предмете, Ваджре, на древних изображениях Богов всегда присутствует этот предмет, начиная от древних шумеров. Кстати на реальном «логотипе» общества Vril используется Saetta Ilua молния шумерского Илу. Автор со знанием описывает чудовищную силу Ваджры, хоть она могла вместиться в ладони, сносила целые скалы на пути, а из атомов камня создавала гигантские здания. Такой мощностью она обладала благодаря энергии Vril, сейчас Ваджры можно найти в музеях, но они сами по себе пустые сосуды. Не малую роль в устройствах «грядущей расы» играют драгоценные камни, что тоже созвучно с реальностью, их полно на земных тиарах, скипетрах и тому подобной атрибутика «власти», которые скорее всего играли роль тех же устройств, до крайнего обнуления, перезагрузки планеты (отдельная тема). Ещё лет двести тому назад даже у нас генерация эфирной энергии являлась нормой, в сети лежит куча гравюр с древними иллюминациями задолго до появления электричества, и освещались улицы тогда лучше чем современные. Тема полости Земли и эфирной энергии являются в общем для меня наиболее привлекательными, другим же книга может показаться просто красивой фантазией про древние похожие на египетские храмы под землёй населённые крылатыми инопланетянами с лицами сфинксов.

Оценка: 10
– [  2  ] +

Эдвард Бульвер-Литтон «Гарольд, последний саксонский король в Англии»

strannik102, 13 апреля 2022 г. 05:27

Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой…

Много ли мы знаем об истории других государств и народов? Особенно о истории почти тысячелетней давности. Поверхностно скорее всего «знаем» (в смысле «слышали»), а вот с какими-то важными подробностями вряд ли. И даже если эти исторические события носили поворотный характер в судьбах народов, стран и целых континентов, то всё равно многое остаётся в послешкольной памяти только обрывками «знаний» — я сейчас о Вильгельме Завоевателе… Когда это было, где, с кем, почему и каким образом — все эти вопросы, заданные на уточнение деталей завоевания Англии, в моём случае останутся без ответа. Вернее — остались бы без ответа. Потому что теперь какой-то худо-бедно внятный ответ на часть такого рода вопросов я бы дал. Прежде всего потому, что прочитал вот эту книгу. Ну, и ещё потому, что сразу после книги полез во всезнающий Интернет и пошарился в ворохе информации об этих временах и людях.

А ведь и правда, буквально краеугольный камень в истории Англии, эти события середины XI столетия. Ведь до Вильгельма Англия была по сути разрозненным скоплением княжеств-графств-земель. Причём вовсю правили не только местные знатные люди, но и викинги, и их последыши. И только после битвы при Гастингсе и воцарения Вильгельма Англия начала становиться государством.

Главными героями романа стали Гарольд, будущий Гарольд II, последний саксонский король страны, а также его невеста Юдифь, все остальные действующие персонажи и герои романа уже стоят на вторых ролях (но только в романе, а в истории на первых и заглавных). Книга начинается с возвращения в Англию после изгнания отца Гарольда — Годвина; на дворе 1052 год и перед читателем пройдут всего 14 лет до битвы при Гастингсе.

Автор строит повествовании в полном соответствии с писаной историей Англии тех лет и в унисон с исторически достоверно известными встречами и происшествиями. И потому роман вполне может служит художественной интерпретацией истории этой островной страны. Своеобразной иллюстрацией, а может быть даже и лекцией об этом периоде Англии и всей Северной Европы. Ибо по мере чтения книги мы видим взаимосвязь не только событий в доме Годвина и на его землях, но также и в других английских землях. А также частично в Нормандии и Франции, Дании, Норвегии и других территориях Скандинавии.

А некоторые события, описанные ярко и красочно в этом романе, просто ознаменовали конец одной эпохи и начало другой, например, поражение брата Гарольда Тостига и сопровождавших его викингов от саксонского войска — тем самым закончилась целая эпоха набегов викингов. Ну, а о значении битвы при Гастингсе и вообще говорить не стоит.

В романе довольно сильна любовно-романтическая линия: история любви Гарольда и Юдифи пронзает весь сюжет сквозным стежком, скрепляя и порой даже объясняя те или иные поступки и решения будущего короля Англии. И нисколько не мешает главной, исторической теме. Но наоборот, придаёт роману красок. И потому книга читается довольно легко и с увлечением (и тут слабое знание истории играет на пользу, ведь не знаешь, чем всё закончится)...

Оценка: 8
– [  2  ] +

Эдвард Бульвер-Литтон «Мортимер, или Записки джентльмена»

technocrator, 2 сентября 2019 г. 18:21

Рассказ смешной, а ситуация страшная (c)

Остроумная едкая социальная сатира. Автору вполне удалось передать «характер умного светского человека, испорченного светом», рассказав историю его взросления в отвратительной семейке.

В тот момент, когда главный персонаж получает письмо от бывшей возлюбленной, кажется, что всё завершится мелодраматической развязкой. Однако, ожидает тут ещё пара трагических поворотов. Особенно сильна концовка:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
девушка проводит остаток жизни во власти жестоких надсмотрщиков сумасшедшего дома, а затем рядом с убийцей брата.
И тут выверен баланс: последние строки снова грустно-комичны.

В итоге Мортимеру удалось осквернить и погубить как положительные задатки в самом себе, так и искренних людей, которым не повезло с ним сойтись.

По качеству и стилю напомнило «Повести Белкина» (только желчности больше) и, вероятно, неудивительно: Пушкин как раз высоко оценивал роман «Пелэм или приключения джентельмена», идея которого выросла из данного рассказа. Вообще, вещь значимая для классики, и познакомиться с историей создания также было любопытно.

Оценка: 9
– [  4  ] +

Эдвард Бульвер-Литтон «Грядущая раса»

vvmonahov, 11 июня 2019 г. 22:57

Примитив и занудство. Вот характерный фрагмент:

«По объяснениям Зи, которая в качестве одного из светил коллегии ученых была ближе знакома с предметом, чем другие члены ее семейства, урегулированное действие этой жидкости является одним из самых могучих агентов, подчиняющих своему влиянию все виды материи, как одушевленной, так и неодушевленной. Она убивает подобно удару молнии и в то же время, примененная иным способом, возбуждает жизнь, исцеляет и сохраняет, и на ее чудотворном действии основаны все их методы лечения, сводящиеся к простому восстановлению равновесия в силах больного, причем исцеление уже достигается самою природою. Помощью этого могучего агента они пробивают самые твердые горные породы, открывая новые культурные долины в этой подземной пустыне. Она же является для них источником света, более постоянного, приятного для глаза и здорового, чем добывавшийся ранее из разных воспламеняющихся материалов.»

Это далеко не Жюль Верн и не Герберт Уэллс. Литературные достоинства нулевые, полёт фантизии низенький-низенький. Читать стоит только любителям древностей.

Оценка: 3
– [  5  ] +

Эдвард Бульвер-Литтон «Грядущая раса»

mputnik, 8 января 2019 г. 22:18

Первая крупная удачная находка — благодаря этому сайту. Великолепнейший раритет. Прекрасный образец литературного стиля конца 19-го века. Просто прелесть. Перл. Нет слов.

Все вышеозначенное — исключительно для истинных любителей фантастики (для фанатов фант-чтива). Для праздного любопытства — интереса не представляет.

Легальная коррекционная копия издания 1892-го года представлена на сайте bdn-steiner.ru

Оценка: 8
– [  8  ] +

Эдвард Бульвер-Литтон «Грядущая раса»

god54, 8 января 2019 г. 21:01

Не скажу, что я большой любитель детальных описаний политического устройства и социальных отношений иных цивилизаций, но в данном случае я прочитал роман на одном дыхании за один раз, что со мной случается не так часто. Есть что-то в тексте наивное, искреннее, привлекательное, что заставляет читателя попробовать понять эту совсем непростую цивилизацию, которая обладая огромной разрушительной силой, может сдерживать своим порывы, хотя верится в это с трудом, ибо жестокость у них воспитывается с младых ногтей. При этом автор предвосхитил идеи современных авторов фантастики, что дети самые лучшие и беспощадные солдаты. Обратите внимание, вся жестокость в романе исходит от них. И лишь любовь в любом обществе всегда остается слепой и подверженной чувствам, так и здесь лишь она спасает главного героя. Конечно, хотелось бы больше экшена, но не оставить это произведение в коллекционном списке, было бы большой ошибкой, тем более, что оно заложило основы научной фантастики.

Оценка: 8
– [  13  ] +

Эдвард Бульвер-Литтон «Лицом к лицу с призраками»

sanchezzzz, 27 октября 2017 г. 13:33

Сказать по чести, пребываю в полнейшем восторге от этой истории! И хотя замечу при этом, что готические рассказы и разного рода художественные байки о домах с привидениями, о призраках и прочем потустороннем не так уж часто встречались на моём читательском пути, но некоторое понятие о них я всё же имел. Кстати, не жаловал я их своим вниманием вполне осознанно и практически избегал почти намеренно, считая эти истории решительно легковесными и не заслуживающими внимания. Не могу, к счастью, повторить то же самое в отношении этого рассказа: занятное, в высшей степени стройное, чёткое повествование с отчётливым старомодным слогом (оно и понятно, каким же ещё быть полутора столетнему рассказу…) увлекло, потянуло за собой и пропитало меня так, что даже сейчас, мне кажется, я пишу примерно в той же манере.

Атмосфера викторианской Англии зависла надо мною (или я в ней) настолько явно, что я немедленно укрепился в мысли, что заслуга в том принадлежит прежде всего незнакомому мне доселе Эдварду Бульвер-Литтону – автору незаурядному и, я бы сказал, блистающему определёнными гранями таланта, раз уж он смог такое провернуть. С одной стороны, по-другому, кроме как по сегодняшним меркам «старомодно», он писать не мог, с другой же – только талантливо написанное способно и по сей день, спустя века, будоражить ум, находить отголоски, или, по меньшей мере, быть интересным потомкам.

Вопреки некоторым мнениям, с коими я ознакомился на этой странице по прочтению, но менее всего желая вступать в дискуссию, отмечу лишь, что лично для меня рассказ не показался разбитым на какие-либо разрывные куски, Тем более, я не разделяю его на неравноценные, или, того хуже, взаимоисключающие части. Конечно, он имеет вполне отчётливо-различимые сцены, но они не разнородны, не чужды и не враждебны друг другу, но органично следуют одна за другой. Скажем, для целостного понимания всего происходившего, первая сцена, коей посчитаем проведённую главным героем ночь в загадочном доме, настолько же неотделима от второй (поиски и нахождение некоторых ответов, касаемых означенного дома и потайной комнаты в нём), насколько и третья, в которой происходит некоторое противостояние с загадочным человеком, состоит в неразрывной связи со всем, описанным прежде. Кстати, насколько я могу судить по некоторым отзывам, не все читатели имели пред собою полную версию перевода с той самой, третьей частью: к примеру, перевод С. Лихачёвой в антологии «Вампир. Английская готика. XIX век», если судить по гуляющему в сети файлу, заканчивается на благополучном вскрытии тайной комнаты и встречу с могущественным мужчиной не содержит, а она очень важна!

Что касается главной идеи рассказа, его теоретической модели осмысления, объяснения невероятного, то тут я тоже не нашёл никаких противоречий. Невозможно отрицать, что теория, подробно, чётко и логично подтверждённая практически, это уже не теория, но непреложные факты – всё сверхъестественное имеет за/под собой материальную основу и сверхъестественным может считаться ровно до тех пор, пока не представится случай дать сему рациональное толкование. Согласен я и с тем, что любое «чудо» можно объяснить с точки зрения какой-либо науки, физики ли, логики ли, какой-то ещё. Раньше ведь и молния, и затмения, и извержение вулкана считались некими сверхъестественными, божественными проявлениями Природы, а теперь каждый школьник знает, что это есть на самом деле. И здесь это даже не теория, это – мировоззрение, это жизненная позиция, это свойство ума, это уклад сознания не только и не столько героя рассказа, сколько, вне сомнений, самого Э. Бульвер-Литтона. Лично меня убедили их доводы и доказательства; правда, я и до этого не особо, знаете ли, развешивал уши и беззаветно верил во всякие фокусы, противные самому Естеству.

Не нашёл я ничего противоестественного, бахвального, пижонского и в самой личности главного героя. Более того, пребываю в убеждении, что только такой человек – ищущий, с серьёзным и бесстрастным подходом, наименее подверженный эмоциям – и мог настолько близко подойти к разгадке. И пусть Сила, Воля и Могущество *мистера Ричардса* оказались всё же поувесистее тех же качеств у героя, но побеждённым, сломленным я бы считать его отнюдь не стал. Закалённый в этой схватке, и прежде вооружённый стойкостью, мужеством и знаниями – что важнее всего(!), он стал только сильнее и умнее.

Таким образом, что я, не говоря за всех, имею на выходе: отличную в литературном плане историю в хорошем переводе Людмилы Бриловой. Бесподобно выписана ночь в страшном доме, и по содержанию и стилистически, совсем неплохи диалоги и монологи, и описания как внутренних страхов, так и внешних «ужасов». А подо всё это уложена убедительная доказательная база, живой, яркий слог, стройное повествование, да так, что эта история вошла в почти идеальный резонанс с моими чаяниями и мироощущением.

«Десятку» не ставлю только потому, что не отказываю другим писателям в дальнейшем поразить меня ещё больше.

Оценка: 9
– [  6  ] +

Эдвард Бульвер-Литтон «Грядущая раса»

Hoji, 23 июня 2017 г. 13:55

Бульвер-Литтон описывает подземный народ, открывший некую оккультную силу Врил, радикально изменившую его культуру и социальное устройство. Одним из следствий, например, стал матриархат, поскольку оказалось, что женщины этой силой владеют лучше мужчин. Для своего времени это было, видимо, весьма смелое сочинение.

Роман можно назвать оккультной утопией, и только в этом качестве он представляет хоть какой-то интерес. Его литературные же достоинства оставляют желать много лучшего. Рискну предположить, что на западе среди более или менее маргинальных эзотерических кругов книга не забыта и по сей день, можно вспомнить хотя бы популярную металлическую группу Therion, посвятившую ей песню «Enter Vril-Ya». В России роман, как и писатель в целом, практически неизвестен, и, в общем-то, «Грядущую расу» можно рекомендовать только людям, имеющим склонность к любованию эзотерическими артефактами викторианской эпохи. Для всех остальных это будет предельно скучное и бессмысленное чтение.

Оценка: 5
– [  15  ] +

Эдвард Бульвер-Литтон «Последние дни Помпей»

Groucho Marx, 2 ноября 2016 г. 13:14

Не буду говорить о литературных достоинствах «Последних дней Помпей». Они не слишком велики, это просто хороший, крепко сколоченный роман XIX века, отличающийся от своих современников разве что отсутствием многостраничного словоблудия, характерного для «эпохи толстых романов» — в этом «Последнии дни...» ближе к литературе ХХ века. Но стоит сказать о внелитературном значении этой книги. Роман Бульвер-Литтона до сих пор остаётся одним из самых влиятельных культурогенных текстов человеческой цивилизации (о как! но это не шутка).

До сих пор человечество меряет себя по истории Рима. Законодательство, социальные проекты, даже архитектура, даже развитие коммуникаций — всё так или иначе отталкивается от достижений античного Рима. Однако долгое время с цельной концепцией римской цивилизации и римской культуры приходилось знакомиться по утомительным псевдонаучным компиляциям. Это был удел инсадеров, культурной элиты, людей с самым лучшим, самым дорогостоящим образованием. И был очень сильный разрыв между теми, кто проектировал европейскую цивилизацию и культуру, и теми, кто проекты реализировал. Реализаторы не всегда понимали, чем, собственно, они занимаются.

И колоссальное значение Бульвер-Литтона в том, что он очень просто, очень понятно, буквально на пальцах объяснил широкой публике, что такое античный Рим. Причём, объяснил именно на хорошем научном уровне. Ну... Хорошем для своего времени, конечно.

Разумеется, Бульвер-Литтон, масон очень высокого уровня посвящения и даже, кажется, розенкрейцер, и даже специалист в области оккультных наук, очень тщательно компоновал свой роман, укладывая туда только те детали, которые, по его мнению (и по мнению тех, кто стоял за его спиной), должны работать как стимуляторы развития европейской культуры. То есть, Рим (Помпеи) в романе всё-таки стилизованный. Но эта стилизация оказалась настолько успешной, что мы до сих пор смотрим на античную цивилизацию сквозь оптику «Последних дней Помпеи». Попытки выйти из-под влиятия этой оптики единичны.

И так далее, и тому подобное... Можно также припомнить, что именно роман Бульвер-Литтона спровоцировал волну так называемого «историзма», полностью преобразившего лицо Европы и инспирировавшего разнообразные «национальные возрождения»... Э... Тут я слегка преувеличил. У «историзма» был и другой отец — Вальтер Скотт, тоже англичанин и тоже масон. Тем не менее, роль «Последних дней Помпей» колоссальна.

Были у романа и другие следствия, однако для их перечисления (и тем более анализа) понадобилось бы написать целую монографию. Для короткой же рецензии хватит и того, что я тут рассказал.

Оценка: 10
– [  10  ] +

Эдвард Бульвер-Литтон «Грядущая раса»

Groucho Marx, 1 ноября 2016 г. 15:27

«Грядущая раса» — книга для инсайдеров. Таков был Бульвер-Литтон, он писал не просто беллетристику, а сложно выстроенные культурологические сценарии. Таковыми были и «Последние дни Помпеи» и «Зенони» и «Кальдерон». При внешней увлекательности и авантюрности сюжета суть романов Бульвер-Литтона заключается в разбросанных по тексту аксессуарах, как бы случайных репликах и отвлечённых разговорах. Декорации книг этого автора намного важнее, чем пьесы, разыгрывающиеся в декорациях.

К моменту публикации этого романа он был уже довольно преклонного возраста и потому не рискнул затягивать процесс создания очередной книги. Поэтому «Грядущая раса» является не столько романом, сколько конспектом романа, экскурсией по проблематике, которую Бульвер-Литтон счёл необходимым представить публике.

В результате, роман имеет двойственную судьбу. Широкая публика им не заинтересовалась, сочла лекции об альтернативной цивилизации слишком скучными а сюжет недостаточно динамичным, зато технократы, оккультисты и всякого рода любители интеллектуальной литературы приняли «Грядущую расу» на ура. До сих пор этот роман высоко, по достоинству, ценится в узких кругах, но за пределами этих кругов отзывы о нём, скорее, сдержанные. К нему стараются не привлекать особого внимания.

Оценка: 8
– [  6  ] +

Эдвард Бульвер-Литтон «Риенци, последний из римских трибунов»

Nog, 29 августа 2016 г. 08:50

Кола ди Риенцо — сын трактирщика и прачки, сумевший взять верх над могущественными сеньорами, исследователь и глубокий почитатель римской древности, успешный бунтовщик и неуспешный правитель, мечтавший восстановить величие родного города и объединить Италию в Buono stato — Доброе государство... Трудно придумать лучшего романтического героя, и даже очень удивительно, что он стал персонажем, по большому счёту, всего одной книги, к тому же написанной почти два века назад. Я говорю сейчас, конечно, только о художественной литературе; исторические исследования и биографии — вещь, с романтикой мало пересекающаяся. Но Бульвер-Литтон, сам по себе не бывший явным представителем романтического течения (точнее, представителем его в той же мере, что и большинства других), видимо, был покорён этим образом; его Риенцо — человек практически безупречный, наделённый даже теми качествами, какими в более сдержанных биографиях тому обычно отказывают (например, личной храбростью в бою), и при этом избавленный от недостатков, подобных отмечаемому исследователями чрезвычайному честолюбию. Хотя автор и указывает на некоторые его ошибки, но и они становятся результатом положительных качеств Колы — милосердия и доверия к людям. Вот только эти качества, которые похвальны в любом человеке, часто оказываются гибельны для правителя.

Впрочем, роман вовсе не обязан быть на сто процентов исторически достоверным; если Бульвер-Литтон хотел изобразить героя-мечтателя и показать его как в блеске, так и в гибели, то ему это, безусловно, удалось. При этом в книге, как и положено романтическому произведению, находится немало места для историй любви, как минимум трёх, которые так или иначе переплетаются с основным действием, иногда даже на время становясь его основной движущей силой. Но при этом автор всё же не забывает о том, что пишет он прежде всего исторический роман, и для своего времени непривычно много внимания уделяет и историческим реалиям, пусть даже, возможно, иногда выбирая те из них, что служат повествованию, а не препятствуют ему. И когда речь идёт не о научном труде, кто его осудит?

Оценка: 7
– [  7  ] +

Эдвард Бульвер-Литтон «Лицом к лицу с призраками»

Гость15101987, 5 февраля 2016 г. 09:12

Наперекор всем предыдущим отзывам хотелось бы отметить, что рассказ не только захватывающий — с литературной точки зрения, — но и наполнен философским смыслом, что и делает его действительно интересным. Но, к сожалению, судя по другим отзывам, только для тех кто немного ознакомился с биографией автора и другими его мистическими произведениями («Занони», «Странная история» и др.). Именно в дискурсе теософских идей и следует читать этот рассказ; для любителей же попросту пощекотать себе нервы рекомендовать произведения Э. Д. Бульвер-Литтона, конечно же, не стоит. В них он не найдёт того что ищет, так как автор стоит на вполне здравой для логики позиции — чудес не бывает, бывают редкие, но странные для обычного человека явления, которые, несмотря на это имеют свое объяснение. Отчасти автор и приводит такое объяснение на тайну покрытую мраком — дом с привидениями. Конечно, не все феномены с потусторонним миром объясняются подобным образом, но то, что рассказывает Бульвер-Литтон, учитывая его дальнейшую судьбу, очень похоже на автобиографическую заметку.

Оценка: нет
– [  5  ] +

Эдвард Бульвер-Литтон «Лицом к лицу с призраками»

greyofthedawn, 7 марта 2015 г. 00:55

Интересный, пугающий, местами леденящий кровь рассказ, который мог бы быть еще лучше и увлекательней, не будь его главный герой (читай — автор) столь бесстрашным и увлеченным своей теорией о том, что «сверхъестественное всего лишь одно из проявлений законов природы, относительно которого мы до поры пребываем в неведении».

Конечно, данная теория вначале вызывает некоторый интерес, но потом превращается в нечто невразумительное. Ведь повествование то и дело сопровождается отступами, в которых автор пытается с научной точки зрения описать необъяснимое, строя свою теорию на догадках, которые, в принципе, не возможно назвать даже отдаленно научными. И, к сожалению (или к счастью) вся его теория звучит еще более неправдоподобно, чем озвученные мысли о том, что незримое и необъяснимое рядом. Да, в конце концов, какая разница, медиум ли вызывает духов и видения и управляет ими, или нет, в любом случае назвать подобное естественным никак не получается.

В общем, вся логика в итоге сводится к заявлениям наподобие «Итак, явление призрака, вопреки общепринятому мнению, соответствует законам природы, т.е. сверхъестественным не является». Как-то все это не правильно, совсем не правильно. Ну а что же в таком случае является сверхъестественным? На это автор ответа не дает.

Убери это все — получился бы прекрасный рассказ о старинном доме, населенном злыми духами, причина в проявлении которых скрыта под пологом тайны, затерянной во времени, которую предстоит разгадать герою, если у него хватит выдержки и смелости. К тому же, собственно само сверхъестественное в рассказе предстает в столь разнообразных и жутких формах, которые даже тяжело вообразить себе, что делает этот рассказ не просто историей о приведениях, а превращает в самый настоящий лавкрафтовский ужас.

Оценка: 7
– [  8  ] +

Эдвард Бульвер-Литтон «Лицом к лицу с призраками»

Календула, 21 июня 2013 г. 13:56

Рассказ весьма интересный, местами захватывает, местами пугает (в какой-то момент стало просто жутко). Единственный минус — лично мне впечатление от рассказа подпортил тот факт, что впоследствии герой все объясняет с точки зрения науки. И вот этой-то псевдонауки в рассказе многовато. Хочется тайны, загадки, необъяснимых явлений, а здесь присутствует попытка все рационально обосновать, свести к обыденному, принизить долю сверхъестественного. Из-за этого впечатление от прочтения несколько смазывается.

Начало рассказа очень захватывающее: он начинается по законам жанра, и ждешь, что вот-вот произойдет то самое, ради чего все и затевалось. И ожидания оправданны. Да, первая половина рассказа — просто блеск, но вот потом герой пытается разложить все по полочкам, подвести необъяснимое под доводы рассудка. И ему это в какой-то мере даже удается.

Условно рассказ можно разделить на две части. Первая представляет собой традиционную историю о доме с привидениями, написанную мастерски и колоритно. Автор очень живо изобразил происходящее в доме. Вторая же — несколько затянутые научные объяснения происходящего в доме, поиски виновника и попытка разобрать в событиях. Но все же финал оставляет место тайне.

Оценка: 7
– [  3  ] +

Эдвард Бульвер-Литтон «Лицом к лицу с призраками»

evridik, 20 мая 2013 г. 17:40

Если вы когда-нибудь пытались поверить в том, что привидений можно подвести под научную базу, то данный рассказ вам в помощь. И не просто в помощь: он с лёгкостью заменит все произведённые ранее изыскания на эту тему, так как просто напичкан всем, что вас может заинтересовать — вас, желающих избавиться от страха перед призраками, объяснить необъяснимое, понять непонятое. Начинающаяся как стандартный рассказ о доме с привидениями, эта вещица постепенно опутывает читателя предположениями о пусть не совсем научном происхождении призраков, но по крайней мере отрицающем их мистику. Магии нет, гласит рассказ, есть лишь воля и сила её.

Признаться, так как я жаждала именно необъяснимого, рассказ не совпал с моим умонастроением. Он напомнил «Дом в порубежье» Ходжсона, за тем лишь исключением, что в данной вещице герой знал гораздо, гораздо больше. Силы, с которыми ему пришлось столкнуться и которые повергли в ужас всех его предшественников, каким-то невероятным образом оказались разгаданы им, хоть и не порабощены. В рассказе всё же, несмотря на всю призрачность, есть научные толкования, и именно из-за их обилия рассказ немного тормозит.

+7

Оценка: 7
– [  1  ] +

Эдвард Бульвер-Литтон «Лицом к лицу с призраками»

alex1970, 6 января 2013 г. 10:31

Хороший рассказ, распадающийся для меня на две части.

Первая — великолепный классический рассказ о привидениях, вторая — тягомотно-манильная, в которой пытаются дать объяснения (впрочем, любителям эзотерики может показаться наоборот).

Оценка: 7
– [  19  ] +

Эдвард Бульвер-Литтон «Грядущая раса»

sofer, 15 марта 2011 г. 20:37

В целом, роман понравился. О литературных достоинствах его судить не буду — их немного, на мой взгляд. Но уж больно я люблю хороший английский слог 19 века, который, как и русский того же времени, доставляет удовольствие даже в текстах самых второсортных писателей.

На мой взгляд, роман интересен своей теорией прогресса, которая сочетает казалось бы на первый взгляд не сочетаемое — оккультизм и позитивизм.

С одной стороны, перед нами совершенно позитивстский, , прогрессистский текст. Здесь полно рассуждений о женском вопросе, эмансипации и равенстве мужчин и женщин, о теории эволюции Дарвина, о социализме, технических изобретениях, системе образования и т.д и т.п., в общем обо всем том, о чем и должен был рассуждать добротный позитивист в Англии 19 столетия.

Позитивизм здесь виден не только в содержании, но и в форме — по сути роман построен как этнографический очерк или историческое исследование в канонах позитивизма: жизнь народа врилья как бы препарируется и детально рассматривается в микроскоп: антропологически-расовые характеристики, язык, верования, быт семейный и общественный, технологии и т.д. Так писали всякие Моммзены, Дройзены, Тэны, де Кюланжи, Соловьевы и Ключевские: анализ и последующий синтез, разбор общественного механизма на детали и попытка все это собрать в единое целое. В общем, такое применение методов позитивистской историографии и социологии к выдуманному фантастическому миру очень радует и доставляет истинное удовольствие своей наивностью и простотой.

С другой же стороны, все это идеальное общество, которое бы понравилось любому прогрессивно мыслящему европейцу 19 века, держится ни на чем ином, как на оккультной магической энергии Вриль, придуманной розенкрейцером Бульвер-Литтоном, а затем ставшей реальной целью некоторых оккультных сообществ, пытающихся эту энергию получить или открыть в самом человеке (случай в истории культуры не одноразовый — литературные образы, персонажи, сюжеты и идеи с легкостью воплощаются в жизни). Таким образом, тут выходит этакий фокус-покус: позитивная утопия держится на мистической и оккультной энергии и технологии.

Как ни странно, такое сочетание вовсе не нечто за рамки вон выходящее: например, многие русские ученые-естествоиспытатели-позитивисты, как и английские, всерьез интересовались и занимались спиритизмом и медиумизмом. Все это показывает нам, насколько тонка грань между наукой и мифом, вплоть до превращения науки в некую новую форму мифа и магии. А также это учит нас в очередной раз несбыточности утопий: чтобы построить даже самую рациональную и наукообразную идеальную общественную систему, этакий хорошо отлаженный механизм, требуется волшебная палочка-выручалочка, бог из машины и прочие фокусы.

Оценка: нет
– [  7  ] +

Эдвард Бульвер-Литтон «Лицом к лицу с призраками»

Oswald, 29 декабря 2010 г. 09:52

Великолепный рассказ. Единственное, что его чуть-чуть портит, это не слишком внятное начало. Но стоит только втянуться в события и оторваться, пока не дочитаешь до конца, уже нельзя. У автора невероятный талант к изображению сверхъестественного. Истолкование истинного существа манифестаций потустороннего (а их здесь великое множество, и все внушают подлинный ужас!) звучит логично и обоснованно, и кстати занимает немало места, но, как например и в лучших рассказах Ходжсона (возьмём ту же «Свинью») только добавляет атмосферности и вызывает чувство трепета и благоговения перед ужасным. Гениальный рассказ!

P.S.: Добавлю, что «Лицом к лицу с призраками» с таким же успехом мог написать и Лавкрафт. У него кстати, есть один небольшой рассказ на схожую тематику. Какой — не скажу, иначе будет спойлер. Но рассказ Булвер-Литтона (и это отнюдь не крамола на более младшего мэтра) лучше во всех отношениях. Полнее, многограннее, страшнее и т.д.

Оценка: 10
– [  2  ] +

Эдвард Бульвер-Литтон «Лицом к лицу с призраками»

azgaar, 10 февраля 2010 г. 11:09

Исследователь необъяснимых вещей вместе с храбрым помошником и верным псом решают проверить себя на прочность, заселившись в старый дом, пользующийся дурной славой у местного населения. Жуткая история, скажу я вам. Атмосфера рассказа держит в напряжении с первой страницы.

Советую всем любителям ужастиков пройти испытание вместе с героями.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Храбрый помощник настолько перепугался что на следующий день отплыл в Австралию

Оценка: 9
⇑ Наверх