Ан. Орешнев
Баранцевич Казимир Станиславович – русский прозаик.
Родился 29 мая (10 июня) 1851 года в Петербурге. Из обедневших дворян польского происхождения. Отец, Станислав Мартынович (1818-1870) – чиновник Государственной комиссии погашения долгов; как писал Баранцевич в автобиографии, от него он воспринял «глубокое отвращение к властям предержащим и затем вообще ко всякому произволу и насилию». Мать, Юлия Ивановна (урождённая Леман, умерла в 1873 году), — француженка, по признанию Баранцевича, оказала большое влияние на воспитание сына. В 1862 году Казимир Баранцевич поступил во Вторую петербургскую гимназию, в 1868 году исключен за «малоуспешие» по математике. В гимназии начал писать стихи, повести, издавал рукописный юмористический журнал «Волна», был соучеником М. Н. Альбова, с которым они приступили к созданию фантастического романа «Путешествие на Луну» (впоследствии сохранив близкую дружбу, они совместно написали о петербургском «Пушкинском кружке» юмористический роман «Вавилонская башня. История возникновения, существования и падения одного фантастического общества» (1896), были редакторами сборника в память В. М. Гаршина «Красный цветок» (1889)).
В молодости Баранцевич пережил увлечение народническими идеями: «ходил в народ», женился в 1874 году на крестьянке Дарье Николаевне Алексеевой (повесть «Чужак» (1882) во многом автобиографична).
После смерти родителей материальные заботы о большой семье полностью легли на плечи Баранцевича. Постоянно испытывая лишения, он вынужден был служить: в конторе подрядчика по выделке плит, конторщиком Русского строительного общества, даже в годы литературной известности — мелким служащим в Первом Товариществе петербургских конно-железных дорог. Баранцевич признавался, что устал «от мелких, будничных забот о семье, от серенькой скучной жизни, устал от «борьбы за существование»». Это мироощущение Баранцевича во многом определило характер его творчества.
Начало своей литературной деятельности К.С. Баранцевич связывал с написанием стихотворной драмы «Опричина» (переделка романа «Князь Серебряный» А. К. Толстого; Александринский театр 1873) и очерка «Одни из наших старых знакомых» (1874). В 1878 опубликовал первый рассказ «Порванные струны». С конца 70-х гг. печатал повести, рассказы, очерки в журналах «Дело», «Устои», «Русская мысль», «Северный вестник», «Русский вестник», «Наблюдатель», «Русское богатство», «Вестник Европы», «Отечественные записки», «Живописное обозрение», «Всемирная иллюстрация», «Осколки»; в газетах «Новости», «Русские ведомости» и других.
Первый сборник прозы Баранцевича «Под гнетом» (1883, 2-е изд. — 1892), изданный по рекомендации Н. А. Лейкина, принес автору известность. Он оказался характерным для всего творчества писателя. Герои Баранцевича — преимущественно разночинный и мещанский люд, населяющий меблированные комнаты петербургских окраин. Они тянут лямку скучной и бедной жизни, жалуются, подавлены одиночеством и беззащитностью; они не знают высоких стремлений, не протестуют против господствующей морали своей среды. Построены произведения Баранцевича. однотипно: дается характеристика героя или обозначается ситуация, затем следуют иллюстрирующие их оценки, эскизы и т. п.; в них, по словам самого автора, «смешное переплетается с грустным и тяжёлая драма переходит в водевиль». Их общий тон – мрачное и даже безысходное настроение — дал основание критикам поставить Баранцевича в ряд наиболее характерных писателей-пессимистов 80-х гг. В то же время Н. К. Михайловский отметил, что Баранцевич «в своем жизнеописании одиноких людей поднимается до действительно художественных картин и образов».
В 80-90-е гг., кроме многочисленных сборников рассказов и повестей, публикует романы «Раба» (1887), «Семейный очаг» (1893), «Борцы» (1896), которые также не выходят за рамки бытописательной литературы. А. П. Чехов, с которым Баранцевич познакомился в 1887 году, считал его взгляд на жизнь ограниченным, но вместе с тем относился к нему сочувственно («несомненный литератор»), в 1900 году предлагал его кандидатуру в почётные академики.
С 1899 года Баранцевич – член Общества любителей русской словесности.
В начале двадцатого века продолжал активно печататься в журналах «Жизнь» (в т.ч. роман «Больная кровь», повесть «Посконная жизнь»), «Новое слово» и др. Редактировал журналы «Живописное обозрение» (1902-1904), «Осколки» (1906), «Пробуждение» (1906), «Общедоступный журнал» (1912).
Опубликовал новые сборники рассказов и повестей «Лицо жизни» (1900), «В чём правда?» (1901), «Символические рассказы» (1904), «Свободные сны» (1904), «Изгарь (Старое и новое)» (1905).
Однако и в этот период Баранцевич повторял темы раннего творчества, оставаясь, как и большинство писателей-восьмидесятников, выразителем настроений уже отошедшей в прошлое эпохи.
Писал также одноактные комедии и водевили, публикуя их главным образом в журнале «Библиотека театра и искусства». Пьесы Баранцевича часто ставились в провинции, реже — на столичной сцене. Был членом Общества русских драматических писателей и оперных композиторов.
С конца 80-х гг. Баранцевич печатался во многих детских журналах. Основатель иллюстрированного журнала для младшего возраста «Красные зори» (1904-1910). Опубликовал ряд сборников рассказов и сказок для детей: «Золотые дни» (1898, 2-е изд. – 1902), «Чудные ночи» (1899) и др.
После 1917 года отошёл от литературной деятельности. Скончался 26 июля 1927 года в Саблино под Ленинградом. Похоронен на Литераторских мостках на Волковском кладбище Санкт-Петербурга.
© А.Б. Муратов. Русские писатели 1800-1917. Биографический словарь (М., 1989)
Фантастическое в творчестве автора
В большом творческом наследии Казимира Баранцевича немало фантастических произведений. Это написанный в соавторстве с М. Альбовым юмористическо-фантастический роман «Вавилонская башня. История возникновения, существования и падения одного фантастического общества» (1886), сборник «Символические рассказы» (1904), фантастическая поэма в прозе «Прах» (1889), большое количество рождественских рассказов, легенд, волшебных сказок для детей.
© Nina