fantlab ru

Яна Летт «Отсутствие Анны»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.20
Оценок:
10
Моя оценка:
-

подробнее

Отсутствие Анны

Роман, год

Аннотация:

Жизнь Марины разделилась на до и после, когда исчезла дочь. Анна просто не вернулась домой.

Пытаясь понять и принять случившееся, Марина решает разобраться в себе и отправляется к истокам своего материнства. Странствия в лабиринтах памяти ведут ее к разгадке странной истории взрослого и подростка, равно одиноких, потерянных, стремящихся к любви.

Но Марина и представить не могла, как далеко заведут ее эти поиски.

Лингвистический анализ текста:


Приблизительно страниц: 199

Активный словарный запас: низкий (2512 уникальных слова на 10000 слов текста)

Средняя длина предложения: 74 знака, что немного ниже среднего (81)

Доля диалогов в тексте: 26%, что гораздо ниже среднего (37%)

подробные результаты анализа >>


Номинации на премии:


номинант
«Итоги года» от журнала «Мир Фантастики», Итоги 2021 // Книги - Магический реализм года

номинант
Интерпресскон, 2022 // Крупная форма (роман)

номинант
Новые горизонты, 2022 // (роман)


Издания: ВСЕ (1)
/языки:
русский (1)
/тип:
книги (1)

Отсутствие Анны
2021 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Прочитала отзыв Юры, поржала. В первой своей, бытовой части книга берет хотя бы лёгкостью чтения (не отнять) и понятностью житейской ситуации. Мы все читали книги/видели фильмы про переживания родителей, у которых пропали дети. Мы все были подростками (некоторые и сейчас) и вполне можем представить богатый душевный мир мятущейся Анны, состоящий из чувства собственной исключительности, пары десятков прочитанных книг и бурлящих гормонов. Но дальше начинается, ээээ... Назовём это фантасмагорией. Где значит лес в тумане, огоньки, выходящие из моря кошкоматери, призрачный город и Э. А.П. Все ещё более клишированное, чем бытовая часть, но это бы ладно, штампы вещь хорошая, когда они работают. Здесь нет. Несчастная (предположительно) мать изгрызает свои железные хлеба и стаптывает железные башмаки, чтобы в конце пути получить пинок под зад. Ладно бы и это, если бы пинок оказался живительным — ну типа ты идёшь своей дорогой, доча, я своей. Нет и этого. Вместо ожидаемой оргазмической сепарации/воссоединения получаем катышки пыли под кроватью. Ну ладно, бывает. Хотя зачем огород тогда было городить? Даже провальная «Нелюбовь» кроет этот роман как бык овцу. 6 ставлю за ту самую лёгкость чтения.

Оценка: 6
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Присутствие в отсутствии

Каркнул Ворон: «Nevermore!»

У Марины пропала пятнадцатилетняя дочь Аня. Анна, как она просит себя называть, раздражаясь, когда мать оговаривается уменьшительным «Аня» . Вот это уточнение сейчас к чему было, когда такая беда? Девочка-подросток в неизвестном месте, с непонятными людьми, неясно жива ли! Это уточнение к тому, что «Отсутствие Анны» необычная книга. Не такая, в которой подростка травят в школе, подталкивая к роковой черте. И не та, в которой к неразумному поступку вынуждает конфликт с родителями, их произвол в выборе партнера или жизненного пути. Стыдная тайна, зависимость, стремление доказать миру что-то.

Ничего из перечисленного и от всего понемногу: в школе подтравливают и нет друзей; с мамой вялотекущий конфликт, который начался, кажется, с рождения, а папа в жизни Анны присутствует как персонаж соцсетей с фотографиями из экзотических мест, на которых с ним все более молодые и все обильнее татуированные девушки. И нет, он не богач-плейбой, как вы могли подумать, а обыкновенный нищеброд «автостопом-по-Галактике», на воспитание дочери никогда ни копейки не дал, Марина все сама, да они и женаты официально никогда не были.

Отсутствие Анны началось задолго до исчезновения. С перманентной гражданской войны в маленькой семье, неизвестно за что объявленной самому близкому человеку. Когда все, исходящее от матери словно бы фильтровалось сквозь осколок тролльего зеркала. Деликатность и нежелание вторгаться в личное пространство воспринимались равнодушием и черствостью, проявление интереса назойливостью, любая попытка сблизиться встречала отпор. И сейчас Марина проходит все стадии горя, боли, тревоги, на качелях от надежды к отчаянию, отягощенная еще и постоянным: «Что я сделала не так? Насколько это моя вина?»

Когда истерзанная мать на очередном витке безнадежной надежды предпринимает собственное расследование, пройдя по следу из букв, которые хлебными крошками оставила Анна, повествование внезапно делает крутой поворот от реалистичной драмы к сновидческому фэнтези, отправив Марину в путешествие по стране-компиляту из составляющих Анину вселенную книг (от «Нарнии» до «Дома, в котором») и придав в спутники ее любимого писателя Эдгара Аллана По.

Яна Летт умеет прописывать замечательно подробные миры. мой книжный год начался ее «Препараторами», и это без скидок захватывающее чтение, которое возвращает яркость подросткового восприятия, когда читаешь до двух часов ночи, не в силах оторваться. Там совсем иной мир, но он так точно и четко прописан, что дух захватывает и буквально затягивает в книгу, как в аэродинамическую трубу. Но здесь психоделическая часть выглядит откровенно блекло, оставляя впечатление фрагментарной незавершенности.

Хотя этот недостаток книги, рассмотренный под определенным углом, становится ее достоинством. Таков претенциозный и пафосный мир Анны, много о себе думающей, мало что из себя представляющей. Финал замечательно хорош: можешь уйти в подкроватную изнанку, можешь остаться, можешь попытаться снова, можешь перестать уже стучаться в дверь, которую перед тобой упорно захлопывают и жить дальше.

Оценка: 7
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Книга Яны Летт начинается с обращения Марины Межовой в полицию с заявлением о пропаже дочери-старшеклассницы Ани. Марина обескуражена случившимся и обижена на непослушную своенравную дочь, но отсутствие Анны затягивается, и мать начинает чувствовать себя по-настоящему несчастной. Женщина пытается самостоятельно разобраться в причинах произошедшего. В первой части романа («Тогда») перед читателями разворачивается трагическая картина обоюдного тотального непонимания, нелюбви и неприязненных отношений в маленькой семье Межовых (Марина разведена). Прилагается и своеобразный анамнез: история отношений Марины с бывшим мужем, матерью, выдержки из дневника дочери Анны, подростка с замкнутым характером, слишком сложным даже для её мятежного возраста.

Во второй части книги («Здесь») достаточно традиционная бытовая драма неожиданно превращается в психоделическое путешествие Марины по сюрреалистическому миру, основанном на подсознательных процессах и болезненном воображении. В основном, на воображении Анны, но не буду забегать вперёд, пусть читатель сам разбирается в уместности в романе элементов магического безумия и материнства как фантасмагорического квеста. Читатель во второй части поначалу вообще мало что понимает, но в финале Яне Летт, на мой взгляд, удаётся доказать, что её литературный эксперимент вполне обоснован. Литература – широчайшее поле для исследований и опытов, необычная контрастная структура романа для части читателей непременно обусловит глубокое вхождение в резонанс с эмоциями и переживаниями героини, но кто-то может и не принять предложенную автором концепцию. Это нормально.

Оценка: нет
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Я хочу рассказать о настоящей женской прозе.

Мне кажется, ее назначение и сила — рассказывать глазами женщин всех возрастов о чем-то таком, что мужчины понять могут, а пережить, собой, поступками и кожей, пройти лабиринта и тоннелями чисто женский инициаций — только через пересказ.

«Отсутствие Анны» — это короткий роман, состоящий из двух частей:

В первой однажды днем Анна не возвращается домой из школы, и ее мама Марина начинает по длинной спирали спускаться в персональный ад, переживая: отчаяние от пропажи дочери, злость на мир, изучение себя, поиски ответов в своей памяти, пока не находит дневник дочери. И тогда Марина понимает, что…

Здесь показывает чешуйчатый хвост моя первая полу претензия: большинству из нас жизнь Марины, ее брак, муж, рассуждения о дочери — и ответные претензии, взгляды, страдания взрослеющей Анны будут знакомы.

В этом и плюс, и царапина подхода — close to home.

Во второй части Марина, совершив ритуальный переход (практически войдя в Нарнию через шкаф), оказывается в магическом мире, который вполне достоин отдельной книги. Ее спутником становится некто Э.А.П (ведь если ворон каркнул, то что-то гле-то никогда не закончится), и путь Марины лежит через очередные тоннели Кармы, откуда вылезают новые полу претензии: мне хочется упиваться сказочным миром дальше, изучать его, радоваться и пугаться, но автор велел героине двигаться точно к цели, север намагничивает Марину и тянет к себе, волшебные предметы тратятся за кадром, хлоп!

Развязка.

Роман не разочаровывает, но оставляет легкое недоумение. А поцеловать?

На мой взгляд, идея в развязке победила художественность, но не убила достоинств текста. А их в количестве: книга легко читается (твержу это, как мантру, легкость — великое достоинство для меня), я мгновенно испытываю море сочувствия к Марине, мечущейся по серому городу и собственной памяти в поисках пропавшей дочери и, настолько же просто и искренне, желаю искать ее еще дольше среди волшебных существ и странных правил иного мира.

Мне нравятся книги, где я сопереживаю герою на темы иного гендера, это расширяет мою чувственную и событийную палитру.

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх