fantlab ru

Яна Летт «Зов ястреба»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.00
Оценок:
22
Моя оценка:
-

подробнее

Зов ястреба

Роман, год; цикл «Препараторы»

Аннотация:

Смертельная и манящая, опасная и завораживающая – Стужа много веков назад сковала Кьертанию вечным холодом, в котором не могут выжить ни люди, ни звери. Только магические снитиры – необыкновенные существа, тела и души которых существуют на двух пластах реальности.

Их части тел поддерживают жизнь и тепло в человеческих городах.

Их сердца – бьются вместо моторов.

Их глаза – разрезают темноту вместо фонарей.

Охотиться на снитиров способны только препараторы – люди, обладающие особыми физическими свойствами. Для любого из них служба – дело всей жизни. Но чего им стоит этот дар на самом деле?

Входит в:


Номинации на премии:


номинант
Новые горизонты, 2023 // (роман)


Издания: ВСЕ (1)
/языки:
русский (1)
/тип:
книги (1)

Препараторы. Зов ястреба
2022 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Впечатления роман оставляет в целом положительные, но по разным аспектам неровные, неоднозначные.

Два главных референса при чтении всплыли очень явственно, и оба относятся к современному англоязычному фэнтези. Во-первых, Чайна Мьевиль с его нью-кробюзонским циклом: то же «странноватое» фэнтези с привкусом стимпанка, тот же сеттинг с приметами конца XIX — начала XX века, те же (отчасти боди-хоррорные) мотивы с добровольными и не очень модификациями тела, тот же мотив социальных противоречий как один из двигателей сюжета и решений, принимаемых центральными персонажами. Во-вторых, Брэндон Сандерсон: схожая степень «рационализированности» местной «магии», конструкции мироустройства, похожий подход к выбору персонажей. С последним связан и некоторый флёр янг-эдалтовости: все pov'ы, за единственным исключением, подростки 16-18 лет, плюс расхожий сюжетный ход обучения и обуздания магических способностей (ненавязчиво, но очень близко подходящий к стереотипному «обучению в особой школе/академии «противоестественных» искусств»), и это предопределяет целый ряд основных сюжетных злоключений. Впрочем, здесь автор проходит (как и Сандерсон частенько) по самой грани, скорее заигрывая с популярным поджанром, чем падая в его объятия: в целом сюжет «недетский», и местами довольно жёсткий, ценз «16+« вполне оправдан.

Написано хорошим, ясным литературным языком. Хороший баланс образности и динамики текста. Почти все встреченные проблемы с текстом могут быть отнесены на счёт недостаточно глубокой корректуры и — много реже — редактуры. Нареканий именно к автору в этом плане не возникает, за одним или двумя исключениями.

Динамика сюжетная тоже на уровне: и близко нет переизбытка экшена, роман нигде не пускается по ленте событийного конвейера, но и заскучать не даёт. Причём эффект вовлечённости поддерживается местами весьма искусно и, опять же, литературно: через обыгрывание событий с различных точек зрения, через игру со временем привязки различных глав. Фабула подаётся нелинейно, однако система флэшбэков и флэшфорвардов довольно логичная, и каких-то серьёзных усилий для выстраивания общей событийной канвы от читателя не требует. Скорее, ненавязчиво провоцирует на осмысление мотивов персонажей, некоторые догадки о подоплёке событий и т.п. Персонажи многомерные, сопереживание устойчивое.

Некоторые сомнения возникают на уровне «ворлдбилдинга» и общего планирования сюжета. Но, поскольку перед нами только первый том цикла, все эти минусы остаются потенциальными, подтвердить подозрения или опровергнуть могут только следующие тома. Однако всё же поясню.

Во-первых, что касается мира.

С местной реальностью, как можно понять уже из аннотации, чуть больше 7 веков назад приключилась некая катастрофическая неурядица, которая превратила большую часть страны под названием Кьертания в некую, условно, «магически заражённую» зону, смертельную для человека, но, однако, таящую в себе множество ценных для этого человека ресурсов и артефактов, которые, с колоссальным риском для жизни, приходится добывать особо одарённым и тщательно подготовленным людям (а именно, т.н. «препараторам», откуда и название цикла). Однако экспедиции в эту самую зону (т.н. «Стужу») настолько сложны с технической точки зрения, что совершенно непонятно, как данная страна вообще выжила в таких условиях, как такая технически и ресурсно требовательная сфера деятельности вообще могла сложиться постепенно, органически, а не как плод длительных усилий и изощрённых предприятий уже довольно-таки технически развитой цивилизации. Создаётся впечатление, что ты либо имеешь все те «ништяки», которыми обладает Кьертания на момент начала действия романа, и тогда твои «препараторы» могут выживать и даже приносить доход своими вылазками, либо, как говорится, «you die». Как произошёл переход к этой ситуации от более традиционного общества в условиях присутствия Стужи и жёсткого давления на популяцию с её стороны, совершенно непонятно.

Возможно, в дальнейшем автору удастся нарисовать непротиворечивую и достаточно убедительную картину.

Во-вторых, строение сюжета заставляет подозревать, что всё это выполнено несколько нарочито, слишком уж по сценарным лекалам, с элементом лего-конструирования наслаивающихся сюжетных арок различных персонажей и прочим creative writing-схематозом. При определённом недостатке «души», или внутреннего содержания. Но, опять же, время покажет.

Но, читается, повторюсь, очень приятно. Первый том хочется охарактеризовать, минимум, как «качественный продукт». А возможно, и что-то большее.

Оценка: 8
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Стояли звери около двери

«В том лесу белесоватые стволы

Выступали неожиданно из мглы,

Из земли за корнем корень выходи,

Словно пальцы обитателей могил.

Гумилев.»

Яна Летт создает удивительной плотности картину мира, где сложность интриги и уровень эмоциональной вовлеченности заставляют вспомнить ваши детские переживания за мушкетеров, гардемаринов или Гарри Поттера — смотря к какому поколению вы принадлежите, и книги братьев Стругацких — это для всех. В симфонии «Препараторов» партии отдельных инструментов: ястреба Строма, трех новичков, наследницы правящего дома Кьертании — сплетаются в удивительную, хотя порой атональную гармонию. Упоительно непростое чтение, в самый раз для долгих выходных

723 года назад в земли некогда изобильной Кьертании пришла Стужа. Никто толком не знает, и уж точно не может теперь объяснить, что послужило причиной, но города и селения страны стали бастионами против холода, приближающегося к абсолютному нулю. Бастионами, жизнь в которых продолжается, благодаря ежедневному подвигу Препараторов. Холод обитаем, на населяющих его тварей, в чем-то похожих на привычных земных, но большей частью бесконечно иных, можно охотиться. Не ради привычных мяса или шкур, любой добытый в Стуже зверь Шредингера становится ценнейшим источником разнообразных благ. Одни вытяжки из внутренностей освещают и обогревают целые города, другие на порядок повышают урожайность, третьи трансплантационный материал с идеальным приживлением. А есть еще живые механизмы, которые ездят, строят, летают.

Почему Шредингера? Потому что, даже будучи разъятыми на части, создания Стужи остаются живыми и смертельно опасными. Тех, кто добывает — Ястребы с Охотниками, производит эликсиры — Кропари и создает живые механизмы — Механикеры зовут общим словом Препараторы. Дар их редок, а жизнь часто бывает недолгой, но слава, почет и богатство служат некоторым утешением. Когда в крохотном заштатном Ильморе испытания выявляют трех потенциальных препараторов, это немыслимая удача для страны. Двух девушек и парня ждет столица с учебой в Гнезде.

«Препараторы. Зов ястреба» первая книга нового цикла и про себя я уже совершенно точно знаю. что продолжения не пропущу. Когда появляется книга, способная возвратить подростковую яркость восприятия — это дар, пренебрегать которым не стоит.

Оценка: 9


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх