Как правило, создатели самых ужасающих произведений искусства в жизни оказываются людьми дружелюбными, доброжелательными и притягательными, и швейцарский художник-сюрреалист Ханс Руди Гигер – не исключение. Правда, это единственное, в чём он был похож на кого-либо.
«Тёмная звезда», снятая в последние месяцы жизни Гигера, даёт зрителю редкую возможность взглянуть на повседневную жизнь художника и его близких. Интервью с родственниками, друзьями и партнёрами по кусочкам создают портрет человека с уникальным взглядом на мир, пугающим и завораживающим одновременно. Но сколько бы историй из его детства, юности и карьеры мы ни слышали, проникнуть в душу гения невозможно, и истинный источник его вдохновения остаётся неизвестным и неизведанным, порой даже для него самого.
«Тёмная звезда» – не традиционный биографический фильм, линейно описывающий творческий путь своего субъекта. Атмосфера, визуальные образы и впечатления, которые они производят, здесь важнее фактов и событий. Возможно, некоторым зрителям такой подход покажется слегка поверхностным и возникнет необходимость заполнять пробелы дополнительными поисками информации. Но уже ради возможности увидеть мастера за работой и наблюдать, как чистое полотно превращается в монохромный шедевр, «Тёмную звезду» не следует обходить вниманием всем поклонникам неординарных личностей и их творчества.
После обнаружения в прошлый раз в Национальной электронной библиотеке редкого издания "Серебряного копытца", задал ещё несколько запросов и вышел на "Царевну-лягушку" военной поры в иллюстрациях К.Кузнецова. Моё неприятие сталинских художников уже поколеблено, несколько рисунков К.Кузнецова к сказке у нас уже было (см.), да и просто надо внимательно всмотреться в художника, который первым сопровождал реабилитированные народные сказки с середины 1930-х гг.
Худ. К.Кузнецов (1944/1948)
Сканы взяты официального сайта НЭБ (обе книжки отсканированы полностью и доступны для скачивания). Книжка 1944 года — тут, а книжка 1948 года — тут.
19441948
19441948
Обе книжки были изданы Детгизом. Книжка 1944 года стоила 4 рубля (при 25-тысячном тираже), а книжка 1948 года — дешевле, 3 рубля (при 5-тысячном тираже). Послевоенное снижение цен? Формата изданий мне установить не удалось (на сканах всё одного размера). Возможно, книжка 1944 года меньшего формата, чем книжка 1948 года.
Есть серьёзные различия в полиграфии.
1944 год. Виден карандашный контур, рисунки в цвете, но как-будто сухой раскраски. Техника несколько унылая, цвета глухие. Но всё же эти рисунки очень человечные — представляешь себе аскетизм 1944 года и те ресурсы, которые отрывались на подобные детские книжки достойного, несмотря ни на что, полиграфического уровня.
1948 год. Бумага гораздо лучше. Рисунок тот же, заливка цветом другая. Очень-очень ярко. Послевоенная радость и, может быть, трофейное печатное оборудование. Помпезно, но с любовью.
Завязка
1) На первой странице обоих изданий — девица, к которой попала стрела, и которая должна олицетворять завязку: царь ищет невест для сыновей. Наглядно видна разница в полиграфии (и, кстати, в сказке разный пересказ).
19441948
2) Чуть-чуть различаются макеты — в книжке 1948 года стало попросторнее. Слева — страничная иллюстрация, на которой царские сыновья стреляют во дворе, справа — вторая девица, к которой попала стрела. В издании 1944 года тут же была помещена лягушка со стрелой — третья невеста. В издании 1948 года лягушка перебралась на следующую страницу. Не смог я по одежде понять, какая из девиц — боярская дочь, а какая купеческая. По очередности на этом развороте должна быть купеческая дочь (кот опять же по крыше лезет — символ купечества в русской живописи).
19441948
В книжке нет традиционного для иллюстраторов фрагмента обнаружения царевичем лягушки в болоте. Такая иллюстрация у К.Кузнецова была, но она почему-то в отдельные издания не вошла, сохранилась только в сборнике "Русские народные сказки" 1948 года (где были иллюстрации К.Кузнецова и Ю.Васнецова). Непонятно, кстати, является ли книжка 1944 года авторским макетом (К.Кузнецов умер в 1943 году), но издания 1948 года — точно посмертные для художника, там-то был отбор иллюстраций редакторами. Пусть уж тут будет иллюстрация из сборника 1948 года — она недостающая по сюжету, но совсем другая по технике.
"Русские народные сказки", 1948
3) Лягушка, которая скромно сидела на предыдущей странице издания 1944 г., теперь заняла половину страницы издания 1948 г. и по размеру превзошла Иванушку. Всё-таки дизайнеры-макетологи были в книжном деле всегда.
19441948
Внизу страницы — царевич повесил голову и рассказывает лягушке о царском задании (в издании 1948 года аж два раза голову повесил — слева и справа). Ну раз уж я начал академическое издание составлять, даю страничный рисунок на эту же тему из сборника "Русские народные сказки" 1948 года — опять техника другая, чисто карандашный рисунок.
"Русские народные сказки", 1948
4) Выпеченный по царскому приказанию торт.
19441948
1948 (сб.)
5) Ковёр, вытканный за ночь помощницами Лягушки. Имеется только в издании 1944 года. В издании 1948 года состязание по шитью-вышивке вообще отсутствует (так-то пересказ А.Толстого, у которого в полном варианте вроде бы вышивка рубахи).
1944
6) Дальше сканы всё больше из издания 1948 года (в издании 1944 года — идентичные). Приезд лягушонки в коробчонке на царский пир.
1948
7) И сразу — утрата царевны, обратившейся в лебедь.
1948
8) Поиски царевны. Реалистичный дедок, указавший дорогу, и колоритная Баба-Яга ("нос в потолок врос, зубы точит"). И, кстати, на рисунке 1944 года детали портрета Бабы-Яги почётче видны (они краской не залиты). Всматриваться надо: эта Яга — одна из первых советских поздне-сталинских.
19481944
9) Все недобитые царевичем звери спешат на помощь, помогают в умерщвлении Кощея.
1948
10) Концовка из книги 1948 года, бывшая обложкой в книге 1944 года.
Довольно живенько для первого произведения жанра! Неплохо задуманный сюжет! Впечатляющий финал, отмеченный еще сэром Вальтером Скоттом:"Озаренный луной призрак Альфонсо, выросший до гигантских размеров, группа изумленных свидетелей катастрофы на переднем плане, а в отдалении — развалины рухнувшего замка — все это описано скупыми штрихами, но составляет в целом возвышенно-патетическую картину".
Ну и Манфред, конечно, вполне себе живой и реальный персонаж, тогда как остальные действующие лица это скорее некие типажи. Почитал отзывы резидентов сайта. Удивило и улыбнуло, как некоторые товарищи отметили, что они прямо "мучились", читая роман. Не могу взять в толк, как можно так "измучиться", если роман читается за два часа? :-))
Что такое «Бесполезные заметки?» Это немного мыслей о книгах по ролевым играм, прочитанных мною за месяц. Почему они появились здесь? Потому что раньше у меня были товарищи, с которыми я мог подобным делиться, но увы в силу окружающей действительности больше этого нет. А потребность куда-то выплескивать эти самые мысли почему-то осталось. Не знаю, будут ли здесь эти самые заметки здесь хоть кому-то интересны, но пускай будут.
Orbis Aerden: Rule Of the Accursed. Делать ролевую игру о вампирах в наше время — дело абсолютно неблагодарное. С 1991 года, когда вышла первая книга «Маскарада», о них уже было сказано все что можно и нельзя. Авторы «Власти проклятых» вот попробовали… и у них ничего не получилось. Даже я ничего не слышал об этой игре и наткнулся на нее чисто случайно, потому что походу она совсем не взлетела. Об этом говорит хотя бы тот факт, что помимо основной книги для этой игры не вышло вообще ни одного дополнения, да и в целом ответственная за нее контора больше ничего не выпустила. Нет, «Власть» не полная калька, так события здесь происходят не в нашем мире, а в фентезийном с антуражем 19-го века. Да и при создании десятка местных кланов авторы попытались проявить какую-никакую оригинальность. Но тем не менее ты постоянно ловишь себя на мысли «А я это уже видел в «Маскараде», например, вот этот вот Вентру, только со способностью управлять кровью, это Малкавиане, только не такие поехавшие, а вот это явно Баали, только поклоняющиеся не демонам, а местным Ктулхам. Да, авторы во «Власть» добавили еще и щепотку «Зова Ктулху» и всяческих хтонических чудищ в качестве антагонистов, но данная тема раскрыта слабо, под нее явно было зарезервировано как минимум одно дополнение. Которое, как было сказано выше, так и не вышло. В безусловные плюсы книги можно занести разве что неплохое оформление, картинки вышли вполне ничего, особенно иллюстрации представителей местных кланов, гораздо лучше той мазни, что нынче «украшает» книги по «Миру Тьмы». А так просто очередной всеми забытый проект, до которого нынче способны добраться лишь археологи вроде меня.
V20: The Classical Era. К слову о «Маскараде». Оказывается, под 4-ю редакцию (или «юбилейную», откуда и цифра 20 в официальных наименованиях) выходило некое полуофициальное дополнение от стороннего автора под названием «Классическая эра», где действо переносит нас в Римскую империю 1-го века. У электронной копии основной книги правил (и пары дополнений к ней) свободная цена (т. е. за нее платишь сколько хочешь, хоть 1 доллар, хоть вообще ничего), засим я решил с ней ознакомиться. И идея вроде ничего (ранее в книгах «Маскарада» эпохи Римской империи касались лишь вскользь), но вот реализация… Книга просто пестрит орфографическими и не только ошибками, такое ощущение, что перед версткой она вообще толком не проходила никакой редактуры. Картинки в основном просто рандомные иллюстрации «под эпоху», разве что для кланов нарисовали что-то новое. Информации много, но много и повторов, ту же информацию по созданию персонажа в рамках сеттинга я уже вижу раз десятый (двадцатый?..), и понятно, что основная книга правил должна быть самодостаточна, но некоторые вещи можно было бы и подсократить, думаю все, кто каким-то образом до этой вещи добрались, с «Маскарадом» и его основными правилами худо-бедно знакомы. Засим в целом книга вызвала скорее негативные эмоции, за тот же 1 доллар пойдет, но не более.
DnD 5e: Mordenkainen’s Tome of Foes. Я не особо люблю «Драконов и подземелья», засим до сего момента мое знакомство с их пятой итерацией было ограничено по большому счету лишь беглым пролистыванием трех базовых книг. Да, даже десятилетия спустя мысль о том, что необходимую информацию можно поместить в одну книгу и таким образом дать игрокам и мастерам сэкономить все еще претит создателям данной игры. А еще по части выпуска книг создатели также ветхим канонам не изменяют, сиречь в любой непонятной ситуации клепаем очередной бестиарий. И что же такое «Том Морденкайнена о врагах?» Правильно, очередной бестиарий. Нет, это уже не такое же убожество, как лет двадцать назад, под унылое перечисление монстров и их статов отведена лишь вторая половина книги. Первая – это краткая информация о дьяволах и демонах с их кровавой войной, эльфах, гномах, полуросликах и народах гит. Впрочем, даже я при моих весьма поверхностных знаниях местного сеттинга (или скорее, сеттингов) не извлек из них нее практически ничего нового. И на полях есть как бы заметки «на полях» от этого самого Морденкайнена, но вот кто он сам такой в книге практически не говорится. Я вот, например о данном товарище знаю почти ничего, и было бы возможно интересно расширить свои познания, но нет. Короче, типичная проходная книга, созданная по большому счету лишь для того, чтобы в надцатый раз перепечатать информацию об определенных монстрах и еще немножко подзаработать.
Бонус: Engel. Ну и напоследок в последний раз (теперь уже точно-точно) о немецких «Ангелах». Я таки купил и прочитал две последние книги (об орденах Уриилитов и Рамиилитов). Чисто так, для коллекции, рассказывать об этих книгах особо нечего, ничего примечательного или интересного там почти нет. Зато я сделал корявенький перевод (нет, мой немецкий не стал ни капельку лучше) рассказиков оттуда: