Работы художника Г В ...

  Работы художника Г.В. Малакова
Г.В. Малакова
Страна: Украина
Родился: 10 февраля 1928 г.
Умер: 14 июня 1979 г.


Георгий Васильевич Малаков (1928-1979) — один из самых известных украинских книжных графиков. Заслуженный художник Украины.

Окончил Киевский художественный институт (1955). Дипломная работа — книжная графика к повести Куприна «Поединок». С киевским издательством «Молодь» художник начал сотрудничать с 1952г. Всего с 1952 по 1955г.г. с иллюстрациями Г. Малакова, — по данным исследовательницы творчества художника Н. Ю Беличко — вышло девять книг. Первая изданная с иллюстрациями автора книга — «Малий Мирон» Ивана Франко (1952).

Молодой талантливый мастер-график пришёл в украинскую книжную иллюстрацию в то время, когда в украинской фантастике дебютировали авторы нового поколения: Олесь Бердник, Владимир Савченко, Василь Бережной, Николай Дашкиев...

Художнику посчастливилось первым проиллюстрировать произведения молодого поэта и фантаста О. Бердника (в 1955 г. вернувшегося на родину после освобождения из Карлага).

НФ в Украине начала развиваться позже, чем у западных соседей, а потому первые её сюжеты вначале воспроизводили эффектные литературные штампы, слегка переработанные в соответствии с советскими реалиями. 1920-1930-е — время создания лишь первых образцов НФ в «украинском исполнении». Собственно новая украинская фантастика начала издаваться и переиздаваться с середины 1950-х. Именно в это время и начал работать в книжной иллюстрации Георгий Васильевич Малаков. Ему было суждено стать первым украинским профессиональным иллюстратором НФ.

Удача Малакова-иллюстратора могла бы показаться случайной, если б не его нелёгкий жизненный опыт. В 1943 г. будущему художнику едва исполнилось пятнадцать, — отрочество пришлось на годы гитлеровской оккупации.

Г. Малаков шёл в искусство нелёгким путём. Препятствием к началу учёбы в Киевской художественной школе стала война. Подросток пережил нацистскую оккупацию. Но и в самые трудные годы (1941-43) он вёл графический дневник. В многочисленных дневниковых альбомах одарённого юноши с поразительной точностью воспрозведены образы войны и эфемерной оккупационной среды. (На основе этих графических дневников создан видеоряд в книге воспоминаний брата художника, Дмитрия Малакова: Оті два роки. У Києві при німцях. Документальна повість. — К.: ВД «Амадей», 2002). Основы будущей романтико-реалистической стилистики художника-графика были заложены именно в военные годы.

На очутившегося в оккупации подростка несомненно произвела неизгладимое впечатление мощь вражеской военной машины, — утилитарно-совершенная и разрушительно-убийственная двойственность «милитаристской эстетики» пройдёт красной нитью через всё его будущее художественное творчество.

В многочисленных изобразительных сюжетах проявится авторское восхищение грозной и целесообразной красотой оружия и военной техники «всех времён и народов», — молодой художник найдёт её сперва даже в руинах некогда стремительных машин, — битый и горелый, а совсем ещё недавно — смертельно опасный, — «хайтек-металлолом» был первые послевоенные годы зловеще-живописно разбросан по всей украинской земле. Художник тщательно вопроизводит его «залежи» в своих учебных этюдах начала 1950-х: руины сбитого «Юнкерса», ржавая — с характерными обводами — броня сгоревшего «панцера»... На всю жизнь Г. Малаков сохранит и страсть к масштабному моделированию военной техники.

Именно любовь автора к изображению мира техники, незаурядное мастерство в точном изображении его небезызвестных «экспонатов» со временем сделали иллюстрации Г. Малакова легко и безошибочно узнаваемыми, — по неповторимой и точной техницистской эстетике. Удачное применение изящно-лаконичного умения добиваться «портретного» сходства предметов машинного «хайтека», — в сочетании с не менее выверенным и убедительным изображением эстетски-характерных и выразительных «малаковских» женских и мужских типажей, — сделали творческую стилистическую манеру художника нестареющей. Книжная бумага, на которой вопроизведены иллюстрации, давно пожелтела, но образы по-прежнему воспринимаются свежо.

Лучшими иллюстрациями художника до сих пор остаются те, где заметно его любование предметным миром, — в самом широком временном диапазоне, — от древности до обозримого будущего. Здесь чётко прослеживаются авторские предпочтения: Средневековье (серия гравюр «Средневековые сюжеты»), история пиратства (серия «Завоеватели морей»), где художник со вкусом сочетатет приметы-символы исторической среды с характерными портретными образами. Даже в явно заказной «юбилейной» графической серии «В. И. Ленин за границей» (1970) фигура вождя является во многом условно-символической, — на убедительном и достоверном предметном фоне, — будь то точно воспроизведённая урбанистика, или любовно изображённые приметы мира техники начала ХХ в.

Удивительно умение Георгия Малакова органично входить — со своими изобразительными приёмами, мотивами и тематическими предпочтениями — в ткань литературного повествования. Проиллюстрированные художником книги (а их вышло в свет 138, не считая многочисленных журнально-газетных иллюстраций) воплотились в своеобразные эталоны книжно-графического дизайна. Графика художника, — нею можно просто любоваться, — преображает даже привычно-шаблонные сюжеты в заметно обогащённые и зримо убедительные.

При всём лаконизме изобразительной стилистики, в авторских иллюстрациях нередко содержится изрядная избыточность, — там, где художник не может остановить своё вдохновенное воображение перед сокровищницей предметного мира, — будь то археологическая древность, легендарно-романтические времена морского пиратства, либо полные боевых столкновений эпохи, какими изобилует история.

Время прихода художника в книжную графику совпало с открытием нового поколения писателей-фантастов и переизданием классики украинской фантастики. Индивидуальное пристрастие Г. Малакова к технике за короткое время вывело художника в лидеры иллюстрации научной фантастики.

Решающими для созревания мастерства художника становятся 1960-е. В это время «железный занавес» приоткрывался для советских делегаций творческих работников. Г. Малакову повезло совершить тур по Западной Европе, — тут его умение создавать быстрые и точные наброски карандашом и пером пригодилось для создания интереснейшей графической серии «По страном Бенилюкса». Художник щедро открывал Европу всем, кому импонировала свободная творческая манера графика.

Частое обращение графика к иллюстрированию фантастики не случайно. Напомним, — во времена молодости художника НФ относилась, по преимуществу, к «несерьёзной» и «малохудожественной» приключенческой детско-юношеской литературе (о коммерческой эффективности изданий речь, разумеется, не шла), — это отношение позже было перенесено на фантастику вообще, — каковая в «союзписовской табели о рангах» стояла на самом низком уровне литноменклатурной иерархии. Вопреки всем официальным предубеждениям, Г. В. Малаков — именно вследствие своих, редких на то время изобразительных пристрастий, — всерьёз взялся за дело и создал и ныне вызывающие интерес и восхищенное уважение серии иллюстраций.

Наиболее многочисленны работы художника, посвящённые Н-Ф произведениям Владимира Николаевича Владко (1901-1974). Как раз к концу 1950-х этот автор (ныне — классик украинской НФ) переработал для переиздания свои довоенные романы: «Аргонавты Вселенной, «Седой Капитан» и «Потомки скифов». Сегодня они воспринимаются как вариации «типовых» сюжетов советской фантастики, — что, впрочем, не столь уж редко и ныне, — во времена постмодернистской свободы заимствований, цитирований и пародий. Пышные букеты некогда ярких и впечатляющих Н-Ф штампов оказались для молодого художника благодатной тематической основой в развитии собственной графической манеры, — в технике штрихового рисунка и линогравюры.

Г. В. Малаков населяет книжное пространство выразительно-колоритными, — хотя и привычно идеологически выверенными, — образами персонажей («Аргонавты Вселенной»): мудрый и отважный академик Рындин, — за пультом управления советского астроплана «Венера-1», его верный ассистент — молодой учёный-энтузиаст Вадим Сокол и — космонавт из братского народного Китая — хладнокровно-мужественный Ван Лун; наконец, — очаровательный «космический заяц», — тайком пробравшаяся на борт астроплана комсомолка и спортсменка Галя Рыжко...

Весьма изобразительно убедительны бытовые сцены на борту ракетного корабля: «типовой» обед, — «столик на троих» — в невесомости, учебные стрельбы в импровиизированном бортовом тире и тренировки в ходьбе на магнитных подошвах-«присосках»; и — эпизоды в открытом космосе: латание непременной метеоритной пробоины и запуск «почтовой» ракеты с борта астроплана...

Но куда эффектнее зримая экзотика на поросшей тропическими джунглями Венере. (Согласно воззрениям советских учёных середины прошлого века, эта планета должна была существенно «отставать» от Земли по шкале эволюции) Художник с видимым удовольствием выдумывает и изображает насекомообразных и прочих доисторических монстров (прообразы нынешних чудищ фэнтези), с которыми приходится всячески сражаться отважным космопроходцам. В этом им помогают легко узнаваемые на фоне Н-Ф антуража верные и безотказные «калаши» (напомним, — изображённые на полвека раньше нынешних иллюстративных изысков). Именно они делают предметно-убедительными даже штампованные сюжеты украинской советской НФ. Впрочем, «калашников» как изобразительный символ (не только в фантастике) может стать темой отдельного обзора.

Иллюстрации Малакова к произведениям Владко воспроизводились, — с незначительными изменениями и вариациями, — в нескольких переизданиях на протяжении двух десятилетий. С иллюстрациями художника вышли и четыре из пяти томов последнего на сегодня пятитомного собрания сочинений фантаста (1975).

О страстной любви художника к книге говорят и выполненные им многочисленные экслибрисы, — целая галерея остроумно-изобретательных по замыслам (нередко — весёлых, смешных и фривольных) и виртуозно-мастерских в техническом исполнении миниатюрных линогравюр. Маленькие графические шедевры, населённые излюбленными персонажами и весьма предметно насыщенные, остались выразительными знаками-символами пристрастий и предпочтений автора и его друзей. Художником выполнено более восьмидесяти экслибрисов.

Вместе с выставками к Малакову пришла слава иллюстратора классики, — в его исполнении вышла серия гравюр с иллюстрациями к «Декамерону» Дж. Бокаччо.

Художник ушёл из жизни в возрасте пятидесяти лет, — в зените творческой зрелости и мастерства. Остались нереализованными и незавершёнными многие замыслы, — в том числе, — проиллюстрировать роман «Мастер и Маргарита».

Высокое графическое мастерство, — сочетавшее монументальный лаконизм с предметной пластической сочностью, — особенно в технике гравюры на линолуеме — и поныне сообщает неизменную ценность графическому наследию Малакова- иллюстратора.

В плеяде шестидесятников Георгию Малакову принадлежит особое место. В романтизме этого художника — невероятная энергия, страсть к самым захватывающим приключениям, жизнелюбие и жизнерадостность. Мастерство, с которым выполнены его линогравюры и рисунки, виртуозно и блистательно. Его любимыми героями всегда оставались рыцари и пираты, а любимой эпохой — Средневековье. Разумеется, это особое — «малаковское» — Средневековье, — развеселое и чрезвычайно обаятельное время...

Георгий Васильевич Малаков успел проиллюстрировать 138 книг (не считая иллюстраций, увидевших свет в газетно-журнальной периодике), создал более 80 экслибрисов. Его произведения хранятся в 59 музеях Украины, России, Болгарии, во многих частных коллекциях, крупных библиотеках, и, в частности, — в Национальной библиотеке им. Вернадского в Киеве.

Главное, — иилюстрации художника продолжают жизнь и в новом столетии, — их воспроизводят в репринтах.

Персональные выставки:

Воронеж: 1969.

Таллинн: 1971.

Сумы: 1980, 1984.

Днепропетровск-Одесса-Мариуполь-Донецк-Харьков -Львов- Винница -Керчь: 1981-1982.

Киев: 1980,1982, 1983, 1988, 1998.

Москва: 1984.

Свердловск: 1987, 1988, 1990.

(выставки за пределами СССР не указаны)

Примечание: Младший брат художника, — Дмитрий Васильевич Малаков, — ставший в первом десятилетии 21в. ведущим мемуаристом-киевлянином, предпринял составление и издание нескольких книг по истории Киева, обильно проиллюстрированных уникальными материалами из семейного архива, — в т. ч. и листами из графических дневников и другими произведениями Г. В. Малакова:

Малаков Д. В. Оті два роки... У Києві при німцях. Документальна повість. Малюнки Г. В. Малакова.- К.: «Амадей», 2002. — 320с., іл.

Малаков Д. В. Кияни. Війна. Німці. Малюнки Г. В. Малакова. — К.: «Амадей», 2010. — 266с., іл.

Малаков Д. В. Повоєння. Малюнки Г. В. Малакова. — К.: Варто, 2013. — 272с., іл.

Малаков Д. В. У Києві 50-х. Малюнки Г. В. Малакова. — К.: ВД АДЕФ Україна, ВАРТО, 2011. — 288с., іл.

Малаков Д. В. Немирів у малюнках Георгія Малакова. — К.: «Майстерня книги», — «Оранта», 2008. — 112с., іл.

Творчеству художника посвящены также следующие издания:

Белічко Ю. В. Георгій Малаков. — К.: Мистецтво, 1974.

Малаков Д. В. Георгій Малаков. — К.: Мистецтво, 1984.

100 гравюр Георгия Малакова. Каталог выставки. — Воронеж: 1969.

Заслужений художник УРСР Георгій Малаков. Каталог виставки творів. — К.: 1982. — 56с., іл.

Георгий Малаков. Заслуженный художник Украинской ССР. Каталог выставки. — М.: «Сов. художник», 1984.

Книжкові знаки Георгія Малакова. К.: «Кий», 1998.

Г. В. Малаков. Альбом. — Каталог з фондів НБУВ. Укладач Н. Ю. Белічко. — К.: Національна бібліотека ім. Вернадського, 2000. — 160с., іл.

Белічко Наталія Юріївна. Творчість Георгія Малакова в контексті розвитку української радянської графіки 50-70 років ХХ ст. Дисертація... канд. мистецтвознавства. — Національна академія образотворчого мистецтва і архітектури. — К.: 2005.

Примечание 2:

К вящей досаде любителей НФ, — ни в одной из книг, посвящённых творчеству Георгия Малакова, нет пока ни одного раздела, посвящённого собственно иллюстрированию фантастики. Не экспонировались иллюстрации художника к фантастике и ни на одной из многочисленных выставок. Сайт Фантлаба является единственным источником, где эта сторона творчества художника представлена, хотя и здесь экспонирована пока лишь половина книг с иллюстрациями Г. В. Малакова. Быть может, кому-то ещё повезёт обнаружить и отсканировать новые работы художника, — особенно в периодике.

© мрачный маргинал - на основе сетевых и литературных источников



 Обложки изданий (9):
1962

Песня синих морей
1962 г.
1963

Час испытаний
1963 г.
Вратарь
1963 г.
1964

Шахтарчук
1964 г.
1985

Квентин Дорвард
1985 г.
2011

Законсервированная планета
2011 г.
2012

Преступника разоблачают звезды
2012 г.
2015

Аргонавты Вселенной
2015 г.
2018

Человек без сердца
2018 г.

 Внутренние иллюстрации изданий (34) :
1956

Аргонавти Всесвіту
1956 г.
1957

У світі пригод
1957 г.
Зміна 1957 №7
1957 г.
По багряному сліду
1957 г.
Людина-амфібія
1957 г.
1958

Злочинця викривають зорі
1958 г.
Зміна 1958 №11
1958 г.
Аргонавти Всесвіту
1958 г.
1959

Привид іде по землі
1959 г.
1960

Спогади генерала
1960 г.
1961

Аргонавти Всесвіту
1961 г.
1963

Квартира без номера
1963 г.
Битва з чорним бароном
1963 г.
1964

Химерні пригоди
1964 г.
Сивий капiтан
1964 г.
Шахтарчук
1964 г.
1968

Сигнали з Всесвіту
1968 г.
Пригоди Робінзона Кукурузо
1968 г.
1972

Вирушали в похід партизани
1972 г.
1974

Саундер
1974 г.
1975

Багато, багато, багато золота...
1975 г.
1984

Три перемоги
1984 г.
Битва з чорним бароном
1984 г.
1985

Квентин Дорвард
1985 г.
1989

Великий день інків
1989 г.
1990

Профессор Буйко
1990 г.
2009

Нащадки скіфів
2009 г.
2011

Истина рядом
2011 г.
2012

Седой капитан
2012 г.
Железный бунт
2012 г.
2014

Межзвездная нянька
2014 г.
2017

Стрела времени
2017 г.
2018

Человек без сердца
2018 г.
РБЖ-Азимут 36/18
2018 г.

 Издания не на русском языке (74) :
1956

Аргонавти Всесвіту
1956 г.
1957

Поза часом і простором
1957 г.
По багряному сліду
1957 г.
Людина-амфібія
1957 г.
1958

Нащадки скiфiв
1958 г.
Людина без серця
1958 г.
Злочинця викривають зорі
1958 г.
Аргонавти Всесвіту
1958 г.
1959

Сивий капiтан
1959 г.
За чарівною квіткою
1959 г.
Привид іде по землі
1959 г.
Шляхи титанів
1959 г.
Акротірський шпигун
1959 г.
220 днів на зорельоті
1959 г.
Знання та праця 1959'07
1959 г.
1960

Туманність Андромеди
1960 г.
Корабель приречених
1960 г.
Вогонь на вершині Комо
1960 г.
Кленовий лист
1960 г.
Нічні сигнали
1960 г.
Спогади генерала
1960 г.
1961

Аргонавти Всесвіту
1961 г.
Стрибок у ніщо
1961 г.
1962

Нащадки скiфiв
1962 г.
На каравелі Улюбленець Нептуна
1962 г.
Таємниця Янтарної кімнати
1962 г.
1963

Шукачі фараонів
1963 г.
Квартира без номера
1963 г.
Дунайські ночі
1963 г.
Битва з чорним бароном
1963 г.
1964

Химерні пригоди
1964 г.
Сивий капiтан
1964 г.
Надзвичайні пригоди Робінзона Кукурузо та його вірного друга і однокласника Павлуші Завгороднього в школі, дома та на безлюдному острові поблизу села Васюківки
1964 г.
Боги спускаються з Олімпу
1964 г.
Біла земля
1964 г.
1965

Істина поруч
1965 г.
Я 11-17...
1965 г.
Прекрасні катастрофи
1965 г.
1966

Хто ти?
1966 г.
Безумці
1966 г.
Наш позивний - свобода
1966 г.
1967

Сивий Капітан. Фіолетова загибель
1967 г.
Фараонова помста (Таємниця піраміди Хірена)
1967 г.
Чорний вовк
1967 г.
1968

Сигнали з Всесвіту
1968 г.
Нічний дзвінок
1968 г.
Пригоди Робінзона Кукурузо
1968 г.
1969

Стрибок у ніщо
1969 г.
Дивовижна одіссея Феді Кудряша
1969 г.
Чорна зоря
1969 г.
1970

Твори в п’яти томах. Т.1 – Аргонавти Всесвіту. Роман
1970 г.
Твори в п’яти томах. Т.2 – Нащадки скіфів: Роман
1970 г.
Великий день інків
1970 г.
1971

Твори в п’яти томах. Т.5 – Чудесний генератор; Оповідання
1971 г.
Твори в п’яти томах. Т.4 – Фіолетова загибель. Повість; Залізний бунт. Роман
1971 г.
Зоряний Корсар
1971 г.
1972

Вирушали в похід партизани
1972 г.
1973

Квентін Дорвард
1973 г.
1974

Сивий капiтан
1974 г.
Саундер
1974 г.
1975

Багато, багато, багато золота...
1975 г.
Аргонавти Всесвіту
1975 г.
Великий день інків
1975 г.
1977

Вулиця Червоних Троянд
1977 г.
1978

Бременські музиканти
1978 г.
1980

Твори в двох томах. Том I. Нащадки скіфів
1980 г.
Твори в двох томах. Том II. Сивий капітан
1980 г.
1984

Кіт у чоботях
1984 г.
Три перемоги
1984 г.
Битва з чорним бароном
1984 г.
1985

Декамерон
1985 г.
1990

Сивий Капітан. Аргонавти Всесвіту
1990 г.
Профессор Буйко
1990 г.
2009

Нащадки скіфів
2009 г.


⇑ Наверх