Работы художника А П ...

Художник — Анна Петровна Остроумова-Лебедева

А.П. Остроумовой-Лебедевой
Страна: Россия
Родилась: 1871 г.
Умерла: 1955 г.

Анна Петровна Остроумова-Лебедева

Дочь крупного чиновника П. И. Остроумова (вторую фамилию она приобрела в 1905 г., выйдя замуж за известного ученого-химика С. В. Лебедева). Еще гимназисткой она стала посещать начальную школу при ЦУТР. Потом обучалась и в самом училище, где увлеклась техникой гравюры, и в Академии Художеств, где занималась живописью в мастерской И. Е. Репина. В 1898-99 гг. работала в Париже, совершенствуясь в живописи (у Дж. Уистлера) и гравюре.

Поворотным в ее судьбе оказался 1900 г. Художница дебютировала со своими гравюрами на выставке Мира искусства (с которым в дальнейшем прочно связала свое творчество), затем получила вторую премию за гравюры на конкурсе ОПХ и закончила Академию Художеств со званием художника, представив 14 гравюр.

Остроумовой-Лебедевой принадлежала главная роль в деле возрождения в России станковой гравюры на дереве как самостоятельного вида творчества — после долгого существования в качестве репродукционной техники; особенно велика заслуга художницы в возрождении гравюры цветной. Оригинальные приемы обобщения формы и цвета, выработанные ею, были усвоены и использованы многими другими художниками.

Основной темой ее гравюр был Петербург, изображению которого она посвятила несколько десятилетий неустанного труда. Ее цветные и черно-белые гравюры — как станковые, объединенные в циклы (Петербург, 1908-10; Павловск, 1922-23, и др.), так и исполненные для книг В. Я. Курбатова Петербург (1912) и Н. П. Анциферова Душа Петербурга (1920) — до сих пор непревзойдённы по точности ощущения и передачи величественной красоты города и по редкому лаконизму выразительных средств. Воспроизводимые по многу раз и по разным поводам, они давно стали хрестоматийными и пользуются исключительной популярностью.

По-своему интересны и незаурядны были произведения, создававшиеся художницей по впечатлениям от частых поездок — как за границу (Италия, Франция, Испания, Голландия), так и по стране (Баку, Крым). Часть из них была исполнена в гравюре, а часть — в акварели. Одаренный и хорошо подготовленный живописец, Остроумова-Лебедева не могла работать масляными красками, потому что их запах вызывал у нее приступы астмы. Но она в совершенстве овладела трудной и капризной техникой живописи акварелью и занималась ею всю жизнь, создавая превосходные пейзажи и портреты.

Войну Остроумова-Лебедева провела в блокадном Ленинграде, не оставляя любимого дела и завершая работу над третьим томом «Автобиографических записок». Последние годы жизни художницы были омрачены надвигающейся слепотой, но, пока было возможно, она продолжала трудиться.

Библиография о художнике:

* Художница. История жизни Анны Остроумовой-Лебедевой

© "График"



Обложки изданий (5)

1944

Пулковский меридиан
1944 г.
1977

Русская поэзия начала XX века (дооктябрьский период)
1977 г.
1988

Петербург в русской поэзии
1988 г.
2005

Стихотворения и поэмы
2005 г.
2018

Северянин
2018 г.

Внутренние иллюстрации изданий (16)

1943

О Ленинграде
1943 г.
1944

Пулковский меридиан
1944 г.
1966

Стихотворения и поэмы
1966 г.
1977

Русская поэзия начала XX века (дооктябрьский период)
1977 г.
1986

Современная драматургия 1986`3
1986 г.
1988

Молодая гвардия № 12, декабрь 1988 г.
1988 г.
1989

Москва
1989 г.
1990

Нева № 9, сентябрь 1990 г.
1990 г.
1992

Смена №12, 1992
1992 г.
1998

Собрание сочинений. Том 1
1998 г.
Собрание сочинений. Том 3
1998 г.
1999

Собрание сочинений. Том 2. Книга первая
1999 г.
Собрание сочинений. Том 2. Книга вторая
1999 г.
2000

Собрание сочинений. Том 4
2000 г.
2001

Собрание сочинений. Том 5
2001 г.
2002

Собрание сочинений. Том 6
2002 г.



⇑ Наверх