Работы художника В В ...

Художник — Василий Васильевич Верещагин

В.В. Верещагина
Страна: Россия
Родился: 26 октября 1842 г.
Умер: 13 апреля 1904 г.

Василий Васильевич Верещагин — крупнейший мастер батального жанра в русской живописи 19 в.

Годы учения

Выходец из семьи помещика, в 1850-60 учился в петербургском Кадетском корпусе, окончив его в чине флотского гардемарина. Плавал в 1858-59 на фрегате «Камчатка» и других кораблях в Данию, Францию, Англию. Отказавшись от карьеры морского офицера, в 1860 поступил в петербургскую Академию художеств, но, неудовлетворенный консервативной системой преподавания, оставил ее в 1863. Приехав в Париж в 1864, пользуется советами Ж.-Л. Жерома, посещая его мастерскую в Школе изящных искусств. С большой симпатией относится к Товариществу передвижных художественных выставок, участвуя в их экспозициях.

Путешествия

Неутомимый путешественник, Верещагин ездил по России, на Кавказ, в Крым, на Дунай, в Зап. Европу, дважды посетил Туркестан (1867-68, 1869-70); участвуя в колониальных походах русских войск, дважды был в Индии (1874-76, 1882). В 1877-78 участвовал в русско-турецкой войне на Балканах, в 1884 посетил Сирию и Палестину, в 1888-89 (а также 1902) США, в 1901 — Филиппины, в 1902 — Кубу, в 1903 — Японию. Путевые впечатления легли в основу бесчисленных этюдов и картин, которые слагались обычно у Верещагина в большие циклы.

«Туркестанская серия»

Пейзажам и жанровым картинам художника свойственна этнографическая точность наблюдений, романтический восторг перед многообразной красотой мироздания и быта населяющих его народов. Напротив, батальные композиции Верещагина выделяются своим жестким критическим реализмом, что отвечает общей тенденции изоискусства 2-й половины 19 в., которое все решительнее переходит от бравурных, классицистско-романтических «триумфов победителей» к натуралистически откровенным образам трагической «изнанки войны». Так, знаменитая «туркестанская серия» Верещагина (1869-73), будучи живописной летописью российского завоевания Средней Азии, не лишена пропагандистских имперских амбиций (тем более, что художник не прочь подчеркнуть доблесть русских и, напротив, «варварство» и «садистическую жестокость» противника); но в целом картины, сам их желтовато-коричневый колорит, впитавший в себя дыхание пустыни, пронизаны чувством безысходности и бренности. Известнейшее полотно серии, «Апофеоз войны» (1870-71, Третьяковская галерея), — с грудой черепов на фоне пустынных, безжизненных горизонтов, — снабжено красноречивой надписью на раме: «Посвящается всем великим завоевателям: прошедшим, настоящим и будущим».

«Индийская» и «балканская» серии

Вслед за путешествием по Индии Верещагин (в основном в 1876) создает «индийскую серию» — с красочными этнографическими мотивами, а также разоблачительными (в контексте российско-английского геополитического соперничества) сюжетами английской колониальной экспансии. В 1878-80 пишется «балканская серия», посвященная русско-турецкой войне. Симпатии к болгарскому народу, страдающему под игом Османской империи, не мешают художнику изображать поля сражений без всякого героико-патетического глянца, во всем их смертоносном ужасе. Особенно сильное впечатление на современников произвела картина «Побежденные. Панихида» (1878-79, там же), где под пасмурным небом расстилается целое поле трупов, присыпанных лишь тонким слоем земли.

«Наполеон в России»

Из последующих серий художника наибольшей популярностью пользовался цикл «Наполеон в России» (1899-1900), на темы Отечественной войны 1812 года, где, несмотря на высокое мастерство картинной режиссуры, верх все же берут бравурные эффекты своего рода «исторической оперы». В 1880-е гг. Верещагин не раз обращался к евангельским мотивам, трактуя и их с жестоким натурализмом, игнорирующим все привычные каноны (картины на тему Голгофы).

Общественный резонанс

В 1870-90-е гг. выставки Верещагина в России и за ее пределами вызывают бурный общественный резонанс. На определенный период он становится самым популярным русским художником за рубежом, оказывая большое влияние на развитие международного пацифистского движения. В России о нем восторженно отзываются такие выдающиеся представители либеральной интеллигенции, как критик В. В. Стасов и писатель В. М. Гаршин. Последний находит в его образах грозное пророчество, считая, что изображенные здесь ужасы «вспомянутся чрез много лет/ В день грозных бед!» («На первой выставке картин Верещагина», 1874).

Остро чувствуя своим темпераментом художника-публициста напряженный пульс времени, мастер вновь и вновь устремляется в горячие точки планеты и гибнет во время русско-японской войны, в Порт-Артуре, при взрыве броненосца «Петропавловск».

В Череповце существует дом-музей Верещагина.

© museum-online.ru



Обложки изданий (16)

1990

Скобелев
1990 г.
1999

Ким
1999 г.
2004

Реликварий
2004 г.
Война и мир. Том III-IV
2004 г.
Война и мир. Том III-IV
2004 г.
Роман-газета, № 9, 2004
2004 г
(оборот)
2005

Реликварий
2005 г.
2011

Киплинг
2011 г.
2012

Прощай, Гульсары!
2012 г.
Конкиста по-русски
2012 г.
2013

Сказитель из Марракеша
2013 г.
Дуэль на троих
2013 г.
2015

Дуэль на троих
2015 г.
2018

Знание-сила № 5/2018
2018 г.
2020

Персидское дело
2020 г.
2021

Склифосовский
2021 г.

Внутренние иллюстрации изданий (15)

1863

Северное сияние. Русский художественный альбом.  Том 2.
1863 г.
1912

Незабвенный годъ
1912 г.
1937

Костёр, 1937'9 сентябрь
1937 г.
1979

Герои Шипки
1979 г.
1988

Аврора № 2, февраль 1988 г.
1988 г.
1990

Скобелев
1990 г.
1994

Лукоморье. Сказки русских писателей.
1994 г.
2001

Смена № 6, 2001
2001 г.
2008

Смена №9 сентябрь 2008
2008 г.
2010

Верещагин
2010 г.
2011

Всемирная история телесных наказаний
2011 г.
2014

Антологія української готичної прози I
2014 г.
Антологія української готичної прози II
2014 г.
2016

История Российского государства. Между Азией и Европой. От Ивана III до Бориса Годунова
2016 г.
2021

Три века русской поэзии
2021 г.




  Примечание

  • Куратор художника — Kamima

  • ⇑ Наверх