Ирина Успенская Хель ...


  Ирина Успенская (Хель): Интервью с Ларисой Петровичевой (апрель 2016).

Меня зовут Лариса Петровичева.

Мы с сыном живем в Туле, городе самоваров и пряников, промышленном сердце России. Я люблю читать, проводить время на природе – у нас Ясная поляна в получасе езды на маршрутке, и я стараюсь выбираться туда, когда выпадает возможность. По профессии я переводчик, им и работаю, хотя трудовой путь был весьма пестрым: я была и учителем, и бизнес-тренером, и секретарем, и режиссером. А главное мое хобби – это керамическая флористика, создание цветов из холодного фарфора.

Мои книги издавались под псевдонимом «Лариса и Антон Петровичевы» — таково было требование издательства ради лучших продаж. Пишу очень давно, еще со школьных времен, начинала со стихов и коротких рассказов. Всей душой люблю историческую и авантюрную фантастику, пишу в основном в этом жанре – в нем написана серия «Хроники Аальхарна» (Астрель-СПб, 2014). Последний год посвятила двум романам в жанре любовной мистики – захотелось попробовать написать о любви так, чтобы это было захватывающе, интересно и не пошло. В каком жанре никогда не буду писать? Сложный вопрос, я люблю пробовать новое. Но, наверно, все же ЛитРПГ не для меня: не люблю играть в игры.

Будущее литературы – это именно то, о чем любят рассуждать с пафосным видом, но чего никто и никогда не угадает. На мой взгляд, будущее в любом случае за хорошими, интересными книгами, за реалистической прозой. А реализм как достоверность описания переживаний персонажа должен быть в любом жанре.

Подстраиваться под требования рынка смысла, на мой взгляд, нет. Писать надо настолько хорошо, чтобы любой читатель, и профессор, и домохозяйка, получил от книги удовольствие – а это возможно только тогда, когда книга затрагивает скрытые струны души. Поэтому надо стараться писать лучше, интереснее, выбирать незаурядные сюжеты – тогда будут и тиражи, и читатели. Признание таланта – это вовсе не изданная книга. Издаются-то самые разные вещи, и далеко не всегда они именно талантливы. Говоря о признании, мы возвращаемся именно к читательскому отклику, когда человек погружается в текст и верит автору во всем. Наверно, в этом, в умении найти путь к читательскому сердцу и остаться там, и есть авторское счастье…

Я пишу, в первую очередь, для себя. Наверно, это мой универсальный совет пишущим – создавайте такую книгу, которая понравится именно вам, получайте удовольствие от работы, текста и героев, и тогда будет все: и читатели, и отзывы, и тиражи. Потому что для себя, как правило, человек делает очень хорошо и качественно. Отсюда и цель писательства лично для меня – рассказывать новые истории. Потому что зачем еще нужны книги? Мы же не берем в руку очередной том, думая: а дай-ка я поучусь чему-нибудь этакому высокоморальному. Нам нужна история, которая найдет отклик в сердце.

Фантастику, мистику, фэнтези традиционно считают литературой развлекательной. Но давайте вспомним: сказка всегда чему-то учила. Хотя бы тому, что в мире есть добро, и за него стоит бороться. Так что почему бы и не развлекаться, читая хорошую книгу, проходя интересный и сложный путь рука об руку с героями и изменяясь в итоге с ними?

ФП: А каким был ваш путь в литературу?

Л: Мягко говоря, тернистым. До того, как «Хроники Аальхарна» были изданы, я получила множество отказов, от мягких до довольно бесцеремонных, и хотела, по примеру Стивена Кинга, завести костыль и нанизывать на него издательские «Нет». Но в итоге все кончилось хорошо. Пишу дальше, получаю искреннее удовольствие от того, что делаю.

ФП: Мы вас поздравляем! Как вы считаете должен ли начинающий писатель учиться, или талант сам пробьет себе дорогу?

Л: Учиться нужно обязательно. Талант без учебы – это неограненный алмаз. Невзрачный тусклый булыжник. Но стоит приложить усилие, и он засверкает всеми гранями. Непременно должна быть хорошая, здравая критика, которая поможет стать лучше. Конечно, само слово «критика» иногда действует, как красная тряпка на быка, но я всегда полагала, что умный человек не считает для себя зазорным признать свое незнание и неумение – не знать и не уметь нормально, а вот не хотеть учиться для самого себя же – уже нет.

Я уверена, что начинающим писателям обязательно нужен наставник в творчестве – человек, который не загубит талант неумелой критикой, а напротив, подскажет верное направление, разберет неизбежные ошибки, станет главным читателем и другом. Найти такого человека сложно, но, на мой взгляд, это именно то, к чему надо стремиться. Сейчас много писательских тренингов, курсов, лито, и прямых, и он-лайн, выбор велик. Сама бы с удовольствием поучилась у мэтров – учиться можно и нужно всегда.

ФП:Традиционный вопрос. Бывают ли у вас периоды застоя, «творческой хандры»?

Л: Ой, творческая хандра – знакомое дело ( улыбается) Такие периоды – верный знак того, что копилка впечатлений иссякла. И тогда я иду гулять, еду куда-нибудь за город или отправляюсь в музей, библиотеку, выставочный зал. Вдохновение лучше всего находить на стыке жанров – в хорошей музыке, живописи, архитектуре. Никогда не знаешь, что именно сподвигнет тебя снова сесть за работу над текстом – будет ли это песня, картина или что-то иное. В этом плане мне очень повезло со знакомыми: есть и музыканты, и художники, и фотографы. Так что это полезная вещь, иметь обширные связи не только в мире литературы. Всем рекомендую. А еще очень важно не насиловать себя, выжимая хоть по сколько, но каждый день. Если душа не лежит, а запас эмоций и впечатлений не накоплен, то толку из механической работы не будет.

ФП: Что бы вам хотелось изменить в современной литературе?

Л: Я искренне мечтаю отменить понятие «формат». Книга либо хорошая, и тогда она должна быть издана, должна прийти к своему читателю, либо книга плохая, и в какую серию ее ни засовывай, все равно повидла из известной консистенции не сделать. У меня, да и у вас, есть уйма примеров замечательных книг, которые не изданы только потому, что не подходят в серию или созданы на стыке жанров. Одним словом, долой формат, дайте дорогу литературе.

ФП: Лариса, расскажите о вашем творчестве. Какие книги уже изданы, какие только ожидают издания?

Л: В 2014 году «Астрель-СПб» выпустила мою серию «Хроники Аальхарна» — книги «Изгнанник», «На границе чумы» и «Охота на льва», написанные в жанре историко-авантюрной фантастики. Этакая ядреная смесь, в которой нашлось место и политическому детективу, и триллеру, и попаданцам, и любви – и даже, как говорил Гомер Симпсон, «мы добавили достаточно стимпанка, хотя я и не знаю, что это такое». Мне хотелось написать максимально реалистическую книгу о попаданце, создав его на стыке фэнтези и детективно-шпионских сюжетов. «Наш человек там», Саша Торнвальд, проходит путь от скромного монастырского послушника до императора – у него нет ни сверхспособностей, ни чудесных помощников, только желание выжить, доведенное до абсолюта, острый ум и решительность, которые помогают ему расследовать заговоры против Короны, и стремление побеждать. Он действительно растет, взрослеет, проходит через предательство, дружбу и любовь. Вынужденный существовать в суровом мире, Саша искренне пытается сохранить человечность там, где каждый может надеяться только на силу или хитрость.

 

источник: Сайт ЛитЭра