Рецензия Борис Долинго Мир ...


  Рецензия. Борис Долинго, «Мир Терпа», «Круглые грани земли»

© Алекс Бор


Большинство современных остросюжетных фантастических романов строятся по одной стандартной модели: человек из нашего мира внезапно попадает в некую иную реальность, где и начинаются его приключения. Герой таких романов — это, как правило, молодой мужчина крепкого телосложения, который умеет хорошо драться и владеет всеми видами огнестрельного и холодного оружия. Как правило, это — бывший десантник или спецназовец, успевший повоевать в «горячих точках». Личная жизнь такого героя не сложилась, к мирной жизни он не приспособлен. Куда такому человеку податься? Либо снова отправляться на войну, где он чувствует себя намного комфортнее, чем в мирных условиях; либо идти в бандиты, поступать на службу к мафии; либо начинать бороться за справедливость, разбираясь с теми же бандитами — своими бывшими «коллегами» по военным окопам — по этому стандарту построено большинство современных криминальных боевиков, которые условно можно назвать «реалистическими». Условно – потому что движущей силой таких романов-боевиков является изощренная фантазия автора. Однако и фантастическими такие боевики назвать трудно, потому что их действие разворачивается в нашей, пусть и гипертрофированной, реальности.

Фантастика начинается, когда герой попадает в фантастическую реальность — в параллельный мир, на другую планету, в другую историческую эпоху…

Попав в иную реальность, такой герой там быстро осваивается и, освоившись, начинает «работать по специальности» — то есть воевать: бороться за справедливость, спасать мир от нашествия разной нечисти, от завоевателей из параллельных миров и с других планет, или просто от местных «плохих парней», которые обижают местное население, а оно, это население, только и ждет героя-освободителя, который раз и навсегда решит их проблемы…

Начав борьбу, Герой успешно побеждает всех супостатов, восстанавливая поруганную справедливость, а наградой ему становится очаровательная девушка, спутница дальнейшей жизни. Причем спутница появляется чуть ли не в самом начале приключений Героя, и на протяжении нескольких сотен страниц читатель становится свидетелем не только ратных подвигов Героя, на и зарождения светлого чувства…

Бывают, правда, и небольшие отклонения от накатанной колеи. Примером такого отклонения и является роман екатеринбургского писателя Бориса Долинго. Богдан Домрачев, герой дилогии «Странник», состоящей из двух романов — «Мира Терпа» и «Круглые грани Земли» — не накачанный спецназовец, а простой советский инженер, хотя и склонный к авантюрам. И попадает он в параллельный мир не из нашего неспокойного времени, а из тихого застойного 1983 года. Возможно, поэтому он и ведет себя там не так, как вели бы герои, прошедшие Чечню или Афганистан. Богдан вначале осматривается, изучает мир, в который он попал, а уж потом начинает действовать. Богдан побеждает врагов не пулями и кулаками, а хитростью, предпочитая не убивать противника сразу, а делать из него пусть временного, но союзника — за что и получил прозвище Благородный Лис. Правда, спарринг-партнеры Богдана благородством, как правило, не отличаются, однако благодаря своим хитрости и смекалке Богдану удается выходить живым из всех передряг.

Однако уже ближе к финалу второй книги дилогии с героем происходит любопытная метаморфоза: он уже не такой благородный, как в начале, и ему ничего не стоит подвергнуть бесчеловечной пытке поверженного врага, чтобы добиться от него нужных сведений. При этом он оправдывает свою жестокость тем, что на его месте враги поступили бы точно также, если не более жестоко.

Как говорится — «с волками жить — по-волчьи выть».

Богдан ничуть не жалеет о том, что он оказался в другом мире — застойная советская действительность однообразна и тосклива, а советская власть заставляет быть серым, неприметным человеком. Богдан даже сочувствует своим товарищам, которые остались на Земле, потому что их жизнь предопределена от рождения и до могилы, а Богдан делает свою жизнь сам.

Подобные утверждения смотрелись бы очень свежо еще лет десять назад — но теперь, когда многим из нас эпоха застоя кажется чуть ли не «золотым веком», когда была стабильность и уверенность в завтрашнем дне, когда Советский Союз казался незыблемой каменной глыбой, которую не могут разрушить ни снега, ни дожди, ни ветра — теперь подобные мысли кажутся наивными. Впрочем, автор романа, в отличие от своего героя, хорошо осведомлен о том, что произошло на одной шестой части суши в течение тех пятнадцати лет, которые Богдан-Лис прожил в мире Терпа, так что он не совсем разделяет слегка диссидентских взглядов своего героя.

Мир, в котором волей случая оказался Богдан — это искусственный мир, созданный Творцом по имени Терп. Творцы принадлежали к древней, но много тысяч лет назад угасшей цивилизации, и они достигли таких высот в своем развитии, что научились творить собственные миры. Правда, в дилогии высказывается предположение, что и мир Творцов — не совсем естественный мир, его тоже могли создать какие-нибудь еще более древние Творцы, сведения о деятельности которых, по вполне понятным причинам, не сохранились, но которые, возможно, до сих пор наблюдают за своими творениями. И не только наблюдают, но и играют с ними в увлекательную игру. «Люди — это как компьютерные герои, — замечает Лис, — бегают, суетятся, стреляют другу в друга, а кто-то смотрит на все это и с помощью манипулятора «мышь» управляет процессом». И продолжает: «Что, если весь наш мир является некой искусственной реальностью, смоделированной на неком суперкомпьютере? И мы все играем в игру…» Мысль не новая — в современной фантастике немало произведений посвящено теме «игры реальностями». Достаточно вспомнить Василия Звягинцева с его «держателями мира», которые ведут своеобразную «шахматную партию», в которой полем игры служат целые вселенные, а пешками – их обитатели; или Василия Головачева, который из романа в роман говорит о «игроках реальностями». Или многочисленные романы, действие которых разворачивается в виртуальной реальности, созданной компьютером. Видимо, прав был Шекспир, когда воскликнул: «Весь мир – театр, а люди — актеры». Да и с точки зрения постмодернизма — направления, прочно утвердившегося в русской литературе (в том числе и в фантастике) с начала девяностых голов прошлого века, «вся наша жизнь – игра». Вопрос лишь в том, играем мы сами, или играют нами…

Если верить писателям-фантастам, играют нами, и если быть очень впечатлительным человеком, можно легко скатиться к депрессии.

Но это так, к слову.

…Мир Терпа представляет собой искусственную планету цилиндрической формы с шестью гранями, на которых живут как потомки людей, завезенных некогда с Земли (индейцы, греки), так и созданные Терпом фантастические существа — гномы, гарпии и прочие монстры. Можно, конечно, поставить под сомнение возможность существования планеты в форме цилиндра, если рассматривать эту проблему с точки зрения и космогонии, однако надо отдать должное автору: он сумел создать реальный фантастический мир, живущий по своим законам.

Миру Терпа, как и другим искусственным мирам, созданным Творцами, угрожает опасность: их пытаются захватить, уничтожив самих Творцов, шаровики — искусственные существа, некогда созданные самими же Творцами. Разум шаровиков находится в специальных шарах (отсюда и название), откуда его можно перекачать в любой человеческий ( и даже нечеловеческий) мозг, и шаровик становится «хозяином» чужого тела. Прием, известный еще со времен Хайнлайна (роман «Кукловоды»), можно еще вспомнить «Дом скитальцев» Александра Мирера и другие произведения о «похитителях тел». Идея не нова, но работает по-прежнему.

Пятеро Творцов пытаются не только спастись от шаровиков, но и остановить их экспансию, и в этом им помогает Богдан-Лис. Однако, в полном соответствии с законами жанра романа-боевика и заветами классиков — «герой должен быть один», четверо из них гибнут, и с Богданом остается очаровательная женщина-Творец по имени Монра. Каноны жанра соблюдены — одинокие сердца находят друг друга, однако победа над коварным врагом еще далеко, так что играть свадьбу еще рано. И путь наших героев лежит на Землю, которая, как предполагают наши герои, давно уже находится под черной властью шаровиков…

Борьбе за освобождение исторической родины человечества посвящен следующий роман сериала — «Круглые грани Земли».

Однако эта книга интересна в первую очередь не описаниями битв и схваток между Творцами и их временными или постоянными союзниками (которых здесь немало), а в первую очередь тем, какой показана наша современная Россия, а если быть точнее — Россия конца 90-х годов. Автор романа нашел своеобразную форму для этого: читатель видит современный ему мир глазами Лиса-Богдана, то есть человека, покинувшего СССР в 1983 году. Прием, известный еще со времен Вольтера: в романе «Кандид», написанном французским просветителем в 1759 году, современный писателю мир показан глазами «свежего», неиспорченного цивилизацией человека — «невинного дикаря» с тихоокеанского острова. Я нисколько не сравниваю героев этих двух совершенно разных писателей — просто говорю о тенденции, о литературном приеме «отстранения», когда писатель видит окружающий мир глазами своего героя и характеризует его устами героя, и из контекста можно уяснить подлинное отношение автора к описываемому.

Оказавшись в постсоветской России, Лис вначале радуется тому обстоятельству, что Советская система рухнула, исчез дефицит продуктов питания и предметов первой необходимости, человек перестал зависеть от произвола партийных бонз. Ведь многие были уверены, что Советская власть продержится еще минимум лет сто, и нынешнее поколение советских людей не доживет до настоящей свободы… Но чем пристальнее Богдан вглядывается в ельцинскую Россию, тем сильнее становится его разочарование: да — в магазинах есть все, но у людей нет денег; да — исчез партийный диктат, но человек не стал от этого свободнее. Вместо партийных начальников хозяевами жизни стали «братки». А если учесть, что действие второй книги романа развивается в Екатеринбурге (родном городе писателя), который, если верить прессе, славится своими группировками, Особенно потряс Богдана-Лиса контраст между богатством и бедностью. «У меня почему-то возникло чувство неудовлетворенностью переменами», — говорит он. Можно не сомневаться, что переменами не удовлетворен и автор романа, который, в отличие от своего героя, являющегося в некотором роде «alter-ego» писателя, имел возможность наблюдать за процессом с самого начала…

После таких рассуждений Лиса у читателя порой складывается ощущение, что герой бросится наводить порядок — в соответствии со своими идеальными представлениями — в начале в своем родном городе, а потом и в родной стране. Думается, если бы автором дилогии был Головачев, то его герой так бы и поступил, и непременно одержал бы победу. Однако Лису с Творцами бы разобраться и с их врагами — шаровиками. Правда, аналогии с Головачевым все же возникают — когда Лис обнаруживает, что Землей «заведует» Творец по имени Сварог, который пытается направить развитие человечества в правильном направлении.(Хотя известно, куда ведут дороги, вымощенные благими намерениями…) Финал дилогии открыт для превращения ее в трилогию: враги повержены, но не совсем, Лис соглашается с предложением Сварога — помочь ему «доделать» мир Земли, сомневаясь при этом: имеет ли он право быть богом (Достоевский и Стругацкие в одном флаконе, с примесью того же Головачева)

Так что не исключено, что какое-то время спустя нас ждет продолжение истории.

Романы читаются с неослабевающим интересом, писатель умеет строить сюжет, однако автору не всегда удается избежать излишней затянутости сюжета, длинной и занудных диалогов, когда в самый неподходящий момент герои романа начинают обсуждать научные и технические проблемы. Понятно, что это делается во благо читателя — автору хочется донести до каждого космогонию придуманных им миров и историю цивилизации Творцов — однако, повторюсь, но уже совсем в другом контексте, известно, куда ведут дороги, вымощенные благими намерениями…

Дилогия «Мир Терпа» — «Круглые грани Земли» может служить прекрасным зачином большого фантастического сериала: Творцов было много, и каждый создал свой собственный мир. И было бы интересно прогуляться не только по граням планеты-цилиндра, но и, допустим, по плоскостям ленты Мебиуса, заключенной в кольцо…

 

источник: персональный сайт Алекса Бора


⇑ Наверх