Плач в комнате смеха


  Плач в комнате смеха

© Светлана Ягупова


«Плач в комнате смеха»

Безумное, хаосное время социальной ломки породило чудовищную массу графоманской литературы и книжных «самоделок». Поэтому выход в свет первой, изданной в Крыму за тринадцать лет жизни здесь автора добротной, профессиональной книги собрата по перу воспринимается как личный праздник.

Творческая звезда Леонида Панасенко взошла в конце семидесятых. Почти сразу же он был замечен в том числе и мастерами жанра фантастики. «Это то, что я мог бы сделать, будь я на Вашем месте, в Ваше время, в Вашем теле. Браво, Леонид!» — отозвался на удачный дебют с другой стороны земного шара Рей Брэдбери.

Фантастическая проза Панасенко (притчи, литературные сказки, мифы, рассказы в стиле фэнтези или бытового повествования) изумляет типично славянской эмоциональностью, лирикой, почти не свойственной рациональному жанру. Недаром в энциклопедию мировой фантастики он вошел как представитель гуманитарной, «мягкой» линии этого рода литературы.

Хотя новая книга, выпущенная симферопольским издательством «Вариант», составлена из рассказов разных лет, налицо стилевая и сюжетная гармония, делающая сборник целостным, как бы единым произведением. Главный его герой — человеческий дух, путешествующий не только во времени и пространстве, но и в разных материальных формах. Своего рода зерно, из которого созрело все творчество автора, — один из давних рассказов под названием «Я побуду немного вами», проникнут стремлением понять многих людей, прожить множество жизней. Какие мы? Насколько понимаем друг друга? К чему стремимся? Умеем ли сопереживать чужой радости и боли? Вот уж не типичные для нынешней литературы вопросы. И с какой же (намеренно сбиваюсь на парадокс) несовременной актуальностью звучат они, превращаясь в ключевые темы сборника!

Мифология разного толка в произведениях Панасенко органично сплавлена с традиционным повествованием, изложенным добротным литературным языком, который мог бы сделать честь любому литератору, не только фантасту. Это проза, лишенная таких сильнодействующих средств для возбуждения интереса, как головоломная игра ума, шоковые приемы, жесткость и жестокость действия. Порой эта проза даже тривиальна — так много в ней не запредельного, а земного. Но именно избыток традиционности с фантастическими поворотами и делает ее такой необычной. От двух любящих душ, разделенных пространством, рождается...ангел (рассказ «ПреЛюбоДеяние»). А вот некие иномирные существа – зеркальники в рассказе, давшему название сборнику, никак не могут войти в контакт с землянами, которым трудно понять, что зеркальникам нужно от людей всего лишь немного тепла — ровно столько, сколько необходимо для жизни и продолжения рода.

Источники света и силы пробуждаются в человеке, который «выходит за пределы своего унылого бытия и мышления» («Проходная пешка..»). Зато душа некоего злобствующего типа переселяется в собаку («Пристрелите бешеного пса!»).

Более чем прозрачен культурный слой рассказов «Следы на мокром песке«и «С Макондо связи нет?». Первый — о Брэдбери, второй — о Маркесе. А если точнее, оба рассказа — об удивительном даре художника рождать новые миры и быть ответственным за них.

Фантасты любят с ужасом и лукавой гордыней рассказывать о собственных предвидениях, предсказаниях. Никогда не слышала подобное от Панасенко. Потому как творимая им фантастическая реальность, даже если в ней обитают двухголовые и крылатые мутанты, как в рассказе «Побежденному – лавры», вовсе не о грядущих ужасах, а о высших человеческих ценностях: силе духа, заботе о ближнем, вере в добро.

Нынче «никто ни во что не верит, вот и ушла моя сила», v жалуется Сам Господь в рассказе «Спасите наши души!». Противоречивые чувства одолевают автора: и «тайная гордость за человека», и «непреходящая тоска о его — моем, вашем, всех! – несовершенстве».

Само название сборника — «Плач в комнате смеха» — это развернутая метафора, определяющая сегодняшнее состояние наших душ в катастрофическом, безбожном мире.

Думаю, книга будет открытием для молодых почитателей фантастики. И станет истинно целебным удивлением для тех, кто успел отравиться фантастикой недоброй, «черной», в которой добро и зло неотличимы, замешаны в зловещий коктейль, страницы пропитаны порно, разнообразной патологией, отсутствием моральных основ и каких-либо «высших смыслов».

Завершающий раздел – «Тезаурус, или невостребованные мыслеформы» дает возможность заглянуть в творческую лабораторию писателя, определить круг его духовных симпатий и ориентиров, задуматься над размышлениями о любви, смерти, жизни.

Светлана ЯГУПОВА, писатель.

 

источник: Газета "Крымская правда", 21 Ноября, 2001 г.


⇑ Наверх