Дмитриев Мамонов Федор ...


  Дмитриев-Мамонов Федор Иванович

© Н.Д. Кочеткова


ДМИТРИЕВ-МАМОНОВ Федор Иванович [10 (21) II 1727 — 27 IV (9 V) 1805]. Происходил из старинного рода князей Смоленских, был единственным сыном гвардии капитана Ивана Ильича-младшего Д.-М. Дядя Д.-М., Иван Ильич-старший, был женат на вел. княжне Прасковье Иоанновне, сестре императрицы Анны Иоанновны. Получил начальное домашнее образование; 21 янв. 1737 был записан в Арт. школу, но сразу же «отлучился самовольно». В это время за Д.-М. числилось 664 души крестьян (ЦГАДА, ф. 286, № 269, л. 1022). В 1739 Д.-М. был зачислен в Семеновский полк; с 26 марта 1741 — капрал, с 29 июня 1744 — каптенармус, с 25 апр. 1747 сержант, с янв. 1751 — прапорщик (см.: Дирин. Семеновский полк, т. 2 (1883), Прил., с. 73). В этом чине 19 апр. 1753 Д.-М. вышел в отставку (ЦГВИА, ф. 24, оп. 1, № 181, л. 7, 9 об., 185, 220), а затем продолжал службу в Нарвском пехотном полку: с 1753 — подпоручик, с 1755 — поручик, с 1758 — капитан-поручик; в 1761 «выпущен в заграничную армию подполковником». В 1762 он был полковником, с 1769 до окончательной отставки в 1770-е гг. бригадиром. В 1756 состоял в масонском обществе, в которое входили также А. П. Cумароков, М. М. Щербатов, И. Н. Болтuн и др. литераторы.

В 1771 Д.-М. участвовал в усмирении чумного бунта в Москве, явившись 16 сент. «по усердию своему» к Чудову монастырю, где находились мятежники, и едва не был ими убит (см.: Рус. арх., 1863, № 12, с. 911—912; Болотов А. Т. Жизнь и приключения… СПб., 1872, т. 3, с. 23).

Д.-М. проявлял интерес к истории, астрономии, философии и литературе. Он собирал старинные рукописи, монеты, оружие, устроив нечто вроде музея в своем доме в Москве на Мясницкой улице. В 1773 Д.-М. напечатал на свой счет в «СПб. вед.» (23 апр., № 33, Приб.) ряд документов из своего собрания под загл. «Для известия от бригадира Дмитриева-Мамонова». Сообщая подробные сведения о своей родословной, Д.-М. привел здесь текст письма Анны Иоанновны от 6 окт. 1724 к Ивану Ильичу-старшему Д.-М. «Желающие видеть оригинальное оное письмо, — писал он, могут оное видеть невозбранно в доме моем». Аналогичная публикация в Унив. типографии была запрещена Моск. Сенатом. По этому поводу Д.-М. обратился к Екатерине II с жалобой на московского генерал-губернатора М. Н. Волконского. В письме к Волконскому от 31 окт. 1773 Екатерина II указала на «непристойности» в запрещенном «приветствии к публике» (по-видимому, предварявшем публикацию Д.-М.) и просила более подробно сообщить о его поведении, «ибо здесь многие рассказывают об нем такие дела, которые мало ему похвалы приносят». Рассказывая о чудачествах Д.-М., А. А. Куракина писала 18 окт. 1773: «… дом его, против всего города, был больше всех иллюминован, где была собрана довольная часть народа, которому он из окошка сам бросал серебряные деньги, а на улице его два гайдука из мешков — медные, и они с хозяином всем кричали: виват!» (Арх. кн. Ф. А. Куракина. Саратов, 1898, кн. 7, с. 241). Дело о Д.-М. вновь возникло в 1778 по жалобе его жены, которая свидетельствовала, что муж, «лишася разума, расточил до того имение, что из 2 тысяч душ, от предков к нему дошедших, оста лося только 500». В письме Екатерины к Волконскому от 1 июля 1778 упоминалось о «жестокостях и мучительствах» Д.-М. над «его людьми», а также о том, что «все поступки его являют повреждения в уме». В результате расследования, произведенного Юстиц-коллегией Д.-М. был признан «человеком вне здравого рассудка». 4 марта 1779 Екатерина предписала определить опекунов для управления имениями Д.-М., находившимися в Московской и Смоленской губерниях.

В печати Д.-М. начал выступать с 1769. Анонимно он выпустил перевод книги Ж. Лафонтена «Любовь Псиши и Купидона» (1769), с приобщением своего оригинального сочинения «Дворянин-философ. Аллегория». В предисловии он объясняд: «… я великую охоту имею сочинять и писать, но не желаю слыть ни стихотворцем, ни писателем, ни переводчиком». 3десь же в качестве образцов Д.-М. привел «некоторые преизрядные мысли российских стихотворцев» — стихи М. В. Ломоносова, В. К. Тредиаковского, Сумарокова, М. М. Хераскова, В. И. Майкова. Перевод осуществлен (соответственно оригиналу) прозой со стихотворными вставками. Критикуя «низкий стиль» Ж. Лафонтена, Д.-М. заявлял: «… мне и шутливость приятнее благородная, нежели самая низкая». Стиль Д.-М. затруднен и тяжеловесен. «Дворянин-философ» — натурфилософское произведение, развивающее теорию множественности миров и содержащее описание своеобразного макета «системы мира» (острова-планеты расположены вокруг замка-солнца), вероятно реально созданного в его смоленском имении Бараново. В духе Вольтера («Микромегас») и отчасти Свифта («Путешествие Гулливера») Д.-М. изобразил фантастические картины жизни на др. планетах. В аллегорической форме он высказал ряд смелых антиклерикальных идей, в частности иронически отозвался о святых угодниках. Свое представление о структуре Вселенной Д.-М. изложил также в «Системе Федора Иоанновича Дмитриева-Мамонова Дворянина-философа <...> изданной в 1779 году в Баранове» (1779). Гравюра, приложенная к изданию, представляла системы Птоломея, Тихо Браге, Декарта, Коперника и собственную систему Д.-М. (земля то приближается, то удаляется от солнца, отчего возникают ветры и происходит смена времен года). При переиздании книги «Дворянин-философ» (Смоленск, 1796) Д.-М. поместил оттиск, медали в свою честь (портрет с текстом: «Осветил свет родом, разумом, честию и великолепием» — и подписью: «Плоды уединенной жизни в Баранове. Издал новую обстоятельную систему сложения света в 1779 году в честь нашему веку, сим ученый свет одолжается ему»). Издание было изъято из продажи. О книге «Дворянин-философ» упомянул И. А. Бунин в рассиазе «Антоновские яблоки».

3аказав гравюры с медалей, хранившихся в его коллекции, Д.-М. издал альбом «Слава России, или Собрание медалей дел Петра Великого и еще некоторые 1770 года июня 4 дню) (1770; 2-е изд. 1783). 3десь помещены семь стихотворных «надписей» Д.-М. к изображению Петра I.

Под именем «Сочинитель аллегории Дворянина-философа» вышла «Эпистола от генерала к его подчиненным» (1770), представляющая собой своеобразную воинскую инструкцию, изложенную шестистопным ямбом с парными рифмами. В «Правилах, по которым всякий офицер следуя военную службу с полным удовольствием продолжать может» (1771; 2-е изд. 1788), написанных Д.-М. в прозе, говорилось преимущественно о необходимости для офицера образования и знания светских правил. Советуя больше читать, Д.-М. на первое место ставит книги по истории, географии и, наконец, по математике, считает полезными и романы, которые «дают знание в хорошем штиле». Он рекомендует читателю также «моральные писания, хорошие об человеческих суетах сатиры и наилучшие театральные представления».

Наиболее интересна в литературном отношении состоящая из семи песен поэма Д.-М. «Любовь» (1771; 2-е изд. Смоленск, 1796), во многом близкая любовной лирике сумароковской школы, но более архаичная и тяжеловесная по языку. Посвящением к книге служит стихотворная «Эпистола к красавицам»; в кон. помещены «Ода красавице», «Мадригал» и «Эпиграмма к попугаю».

В «Моск. вед.» (1772, 10 авг., № 64, Приб.) Д.-М. поместил «Известие», в котором сообщалось о «философических книгах», «сочиненных на российском языке» и находящихся в доме Д.-М. Приводимый далее перечень представляет собой собрание 17 сатирико-нравоучительных изречений, имитирующих названия книг. «Хронология для учения придворным, военным и статским знатным особам» (1782, ч. 1—2) является сводом исторических сведений, составленным Д.-М. в виде вопросов и ответов по сочинениям фр. историков (история Европы и Китая), а также по Нестеровой летописи, трудам Ломоносова и Ф. А. Эмина. Прозаический перевод Д.-М. с фр. «Овидиевы превращения» (текст неизв.) упомянут в издании: Новиков. Опыт Словаря (1772). Ненапечатанными остались сделанные Д.-М. в 1777 переложения псалмов (ГПБ, F. XIV, 4; рукопись иллюстрирована рисунками и заставками) и поэма «Слава России» (ЦГАДА, ф. 181, оп. 3, № 237/416), состоящая из четырех песен и посвященная рус. истории (завершается описанием времен Киевской Руси). В предисловии Д.-М. упоминал, что причиной сочинения поэмы была его «охота философствовать» и «истинная любовь к отечеству». Д.-М. принадлежит перевод книги Ж. Кастийона «История о славном рыцаре Златых ключей Петре Прованском...» (1780; 2-е изд. Смоленск, 1796).

Д.-М. щедро покровительствовал бедным литераторам, как свидетельствуют обращенные к нему хвалебные произведения: прозаическая «Епистола» П. К. Денбовцева (1770), «Ода» М. Угрюмова и «Панегирик» В. И. Соловья, изданные в 1773. Соловей писал о Д.-М.: «Он может писать и говорить на разных диалектах проворно, ясно и безогрешительно; в натуральной истории искусен, в нем можно найтить хорошего математика и изрядного философа. География и историография у него всегда пред очами; ему и химические правилы и опыты не неизвестны; знает вкус и силу в живописи; но при всех превосходнейших оных его знаниях в нем еще высокий дух поэзии обитает».

Лит.: Переписка Екатерины II с моск. главнокомандующим кн. М. Н. Волконским. — В кн.: Осмнадцатый век. М., 1868, кн. 1; Лонгuнов М. Н. Ф. И. Дмитриев-Мамонов. — Рус. старина, 1870, № 5; Ровинский. Словарь портретов, т. 1—2 (1886); Cuповский В. В. Филос. настроения в рус. романе XVIII в. — Журн. М-ва нар. просв., 1905, № 5; Дмитриев-Мамонов А. И., Дмитриев-Мамонов В. А. Дмитриевы-Мамоновы. [СПб., 1911] (с портретом); Пыпин. Рус. масонство (1916); Bakounine. Le répertoire (1940); Светлов Л. Б. Рус. антиклерикальный памфлет XVIII в. — В кн.: Вопр. истории религии и атеизма. М., 1956, т. 4; Кузьмина В. Д. Фр. рыцарский роман на Руси, Украине и в Белоруссии. — В кн.: Слав. филология. II. М., 1958; Поэты XVIII в. Л., 1972, т. 1; Лепехин M. П. «Дворянин-философ»в кругу почитателей: (Новонайденные мат-лы о лит.-худож. окружении Ф. И. Дмитриева-Мамонова). — В кн.: XVIII век. Л., 1983, сб. 14.

 

источник: Электронные публикации


⇑ Наверх