fantlab ru

Все отзывы на произведения Килана Патрика Берка (Kealan Patrick Burke)

Отзывы

Рейтинг отзыва


– [  23  ] +

Килан Патрик Берк «Клан»

Сноу, 21 июня 2014 г. 11:54

Девушка в джинсах и рваной белой майке (высокая грудь, плоский загорелый живот) бежит по дороге. Позади нее темнеет силуэт старой южанской фермы, в ушах не стихает гул ревущей бензопилы. Впрочем, может, позади и не ферма вовсе, а дом Строудов, да и под ногами не техасская пыль, но палая хэддонфилдская листва. Или прибрежная осока озера Кристал. Или… Впрочем, не важно. Главное, что девушка эта — последняя. Final girl. Тот, кто выжил.

Наконец она останавливается, и зритель, который весь фильм то визжал от ужаса, то едва слышно шептал «Джейми, сзади», выдыхает, понимая, что все: самое страшное позади. Все закончилось. Искушенные до последнего ждут подвоха, но и они сдаются, увидев проблесковые маячки приближающихся полицейских машин… Вот теперь-то точно конец, кажется им. Спаслась деваха. Повезло. И титры.

Типичное клише кинослэшера, не правда ли?

«Родня» Килана Патрика Бёрка начинается ровно с того места, где этот самый традиционный слэшер заканчивается.

Изнасилованная, покалеченная, лишившаяся глаза и пальцев, Клэр Ламберт чудом убегает от своих мучителей и спасается в проезжавшем мимо грузовике. Трое её друзей остаются на мрачной ферме семьи Мэрилл — замученные, выпотрошенные, мертвые. Элквуд, штат Алабама, филиал ада на земле.

Впрочем, и сама Клэр, пусть и частью, но тоже навсегда остается там; она сломлена, растоптана, выхолощена. Она не может смотреть в зеркало, в глаза родителей убитых друзей, боится показываться на улице, боится спать и вообще… жить. А после того, как в преступлении власти обвиняют совсем другого человека — боится еще сильнее.

Словом, повезло девахе, ага. Спаслась.

Препарируя вышеупомянутое клише, Бёрк в своем романе как бы играет от обратного, подводя читателя к мысли, что по итогу тяжелее всего не жертвам — в конце концов, они мертвы и, как сказал один известный автор нуара, существуют как бы по другую сторону боли. Куда больнее и хуже тем, кто их пережил. Тем, кто прошлой своей жизни уже лишился, а на новую нет ни сил, ни желания, ни возможностей. Таким, как Клэр Ламберт. Или Салли Хардести. Или Лори Строуд. Имя им легион.

Впрочем, Клэр не единственный персонаж этого романа. Случившаяся с ней трагедия объединяет людей совершенно разных, непохожих друг на друга. Тут и мальчишка, который на пару с отцом спас в грузовике Клэр. И брат её жениха, бывший морпех, страдающий от ПТС. И, конечно же, Мэриллы, семейка религиозных маньяков-людоедов с окраины Элквуда. Как водится, среди последних есть своя «паршивая овца», а Родня подобное не прощает. Еще один конфликт. В конечном итоге все эти люди сталкиваются друг с другом в финале романа.

Не хватая звезд с неба, Килан Патрик Бёрк написал крепкий и оригинальный жанровый роман, в котором привычные вещи поданы под новым и необычным углом. Добавьте ко всему этому знойную южную готику и столь редкую нынче достоверность происходящего и получите весьма любопытную, заслуживающую читательского внимания вещь.

Уф, молодец, деваха, спаслась. Повезло?!

Оценка: 8
– [  11  ] +

Килан Патрик Берк «Клан»

Nexus, 10 августа 2018 г. 15:06

Термин «Последняя девушка» возник в мировом кинематографе еще в 70-х годах прошлого века и с тех пор часто проявлял себя во многих фильмах ужасов, попутно пустив корни и в литературном хорроре.

Роман «Клан» Килана Патрика Берка является явным тому подтверждением.

Книга рассказывает о девушке по имени Клэр Ламберт, которой чудом удалось сбежать от семейки каннибалов, обитавших в грязном ветхом доме, расположенном вблизи городка Элквуд в штате Алабама.

Казалось бы, избитая тема.

Подобную историю ценители жанра видели и читали уже не раз и не два.

Скорее всего понимал это и сам автор, поскольку решил освежить классическое повествование, сосредоточившись не на описаниях пыток Клэр и ее друзей, а на разборе их последствий.

Последствий, затронувших не только саму «последнюю девушку» и родственников погибших молодых людей, но и тех, кто помогал несчастной вырваться из тисков душного южного ада.

У романа полный порядок и с психологизмом и с экшеном, хотя первого получилось все-таки больше.

Поэтому если вы поклонник творчества таких писателей как Ричард Лаймон и Джек Кетчам, то «Клан» может разочаровать вас своей умеренностью в отношении натуралистичного насилия.

Зато непременно порадует другим — ладно скроенным сюжетом и качественно прописанными характерами персонажей.

Пожалуй, поругать творение Берка можно лишь за нелепые действия парочки героев ближе к финалу книги.

Не буду говорить каких, дабы не спойлерить, но ей-богу, к битве со злом надо подходить со всей ответственностью, а не абы как.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)

На кой черт Финч и Бо напали на убежище Меррилов ночью, да еще и без приборов ночного видения?

Темнота — это конечно хороший помощник, но логичнее было бы атаковать врага под утро, когда тот или спал бы или, как минимум, был бы ослаблен бессонной ночью.

Но в любом случае, «Клан» — это весьма крепкая работа, которую я всячески рекомендую к прочтению.

Особенно если вам по душе фильмы типа «Техасская резня бензопилой» (The Texas Chain Saw Massacre) и «Поворот не туда» (Wrong Turn).

Оценка: 9
– [  10  ] +

Килан Патрик Берк «Клан»

Artem_Nochkin, 3 октября 2019 г. 16:45

Фобия (от греч. phуbos — страх) — навязчивые неадекватные переживания страхов конкретного содержания, охватывающих субъекта в определенной (фобической) обстановке и сопровождающихся вегетативными дисфункциями. У каждого из нас есть фобии. Многие, например, боятся пауков, червей и крыс. Некоторые небезосновательно опасаются темноты и высоты. Отдельные же люди спать не могут от страха преследования смертоносной утки. Да-да, есть в природе и такая странная фобия. Называется она «анатидаефобия» и ее я нахожу достаточно забавной, но ни это сейчас важно. Фишка же всех этих пугалок в том, что все они исключительно индивидуальны и не могут работать одинаково хорошо для всех. Т.е. что для моей подруги «противное хвостатое чудище», то для меня любимая белоснежная крыська Фрося. Так это я все к чему?

Это я к тому, что далеко не для всех семейка двиганутых на всю голову каннибалов является свежим авторским ходом или хотя бы значимой пугалкой. Для преобладающего большинства они все лишь люди, которые также могут отъехать с пары тычков. А сколько их уже было? Пять фильмов франшизы «Поворот не туда», три ленты из серии «Ничего себе поездочка», пара «Хижин в лесу» и особо популярная в узких кругах дилогия «У холмов есть глаза». 12 (двенадцать, Карл!) только основных фильмов посвященных клишированному противостоянию группы тупых американских подростков и целой прорвы уродливых каннибалов. И если на этот несомненно «увлекательный» сюжет и был спрос, то кончился он также быстро, как и начался. Ну, т.е. в начале нулевых.

Рассматриваемая сегодня книга представляет собой книжную адаптацию любого озвученного выше фильма. Те же альтернативно развитые студентики, те же недальновидные реднеки и та же семейка каннибалов, время от времени предающаяся радостям инцеста. Естественно, все это с мясом, с кровью, с расстановкой. Сюжет же клиширован доне́льзя и особого интереса не представляет. Единственный его плюс — это хваленое необычное начало. Да, история начинается с побега одной из жертв, но спустя буквально пару глав сюжет делает внезапный поворот и к моему невероятному сожалению возвращается в привычную колею молодежного слешера. А дальше, как по инструкции и без изысков. Читать можно, только вот удовольствия вы здесь вряд ли получите, но на всякий случай издательскую аннотацию под спойлером все таки приведу. Мало ли, вдруг кого заинтересует:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
«Когда Джек и Пит Лоуэллы находят на проселочной дороге неподалеку от городка Элквуд израненную, окровавленную незнакомку, они быстро понимают, что, возможно, совершили роковую ошибку. Девушку зовут Клэр, и она смогла сбежать от семьи Мерриллов, изощренных убийц-каннибалов, вырвалась из плена, в котором погибли все ее друзья. Ни Клэр, ни ее спасители еще не знают, что их кошмар только начался. Неожиданный побег навсегда изменит жизнь Элквуда и запустит необратимую цепную реакцию отмщения и ненависти, а Мерриллы, боясь разоблачения, пойдут на крайние меры, ведь перед страхом смерти беззащитны даже настоящие чудовища»

В завершении хочу отметить, что это все еще не так критично! А вот что критично, так это местное качество текста. Вот там-то у меня знатно так и пригорело! Такое невероятного количества тупых и режущих глаз ошибок за один раз! Я, конечно, не граммар-наци, но и за качеством предлагаемого мне текста стараюсь следить. А там еще не привычные всем ошибки, где «е» перепутана с «и», а именно что тупые, когда в середине встречается вообще левая буква. Как, например, в слове «молоБо». На такое просто смотреть больно! И я вот ни за что не поверю, что одно из ведущих литературных изданий (АСТ) не может себе позволить нормального редактора с прямыми руками. Это именно что халтура!

P.S. Опять отзыв писал на эмоциях, потому заранее прошу общую сумбурность и коварные очепятки. Хотел после fanzon’овских книг отдохнуть на ужастиках издательства АСТ. Отдохнул, блин!

Оценка: 4
– [  10  ] +

Килан Патрик Берк «Клан»

Nikquest, 29 июля 2018 г. 14:03

Вот если бы вся книга была такой же мерзкой и по-хорошему отвратительной как ее первая четверть – я бы даже поставил оценку «отлично», уж очень густой вонючий смрад, словно исходящий из той самой кровати годами не встающей Мамы, буквально пропитывал начало истории, ощущалась полнейшая безнадега жертв семейки садистов в глухомани, и даже сбежавшая от них девушка привносила в историю массу блевотных подробностей. Но затем автор то и дело переносит действие в город, повествование искусственно замедляется, вся липкая атмосфера ужаса улетучивается, а редкие крупинки прежнего шок-контента уже перестают правильно действовать. Все становится занудным и унылым, отчего финальная треть даже дочитывается через силу. Лихое начало – и такой провалище дальше.

Оценка: 6
– [  9  ] +

Килан Патрик Берк «Клан»

Тиань, 23 декабря 2018 г. 21:21

Довольно мерзкая история с множеством тошнотворных подробностей и безнадежным финалом.

Группа подростков подвергается нападению семейного клана маньяков-садистов. Выживает единственная девушка. За гибель ребят пытаются отомстить брат одного из них и его товарищ — ветераны войны в Ираке. Герои книги производят жуткое впечатление, все, даже условно положительные. По прочтении остается ощущение, что нормальной жизни и нормальных отношений между людьми уже совсем не осталось — есть только безумные фанатики, дремучие запуганные люди вокруг, неустроенность, грязь, разрушения, невозможность ни для кого как-то переменить свою судьбу к лучшему. Все живут в какой-то чернушной зоне, а мира вокруг совсем нет, или обитателям зоны невозможно к нему прорваться. И всё это в американской провинции двадцатого века, практически наши дни.

Когда сюжет вступил в стадию экспедиции возмездия, мне показалось, что вот сейчас начнется жесткий боевик, ветераны проявят себя и очистят маленький кусочек мира от налипшей к нему скверны, попутно заврачевав хотя бы некоторые из своих душевных ран. Но нет. получился лишь еще один виток всё той же чернушной безнадеги.

Разочарована безмерно. Настойчиво вспоминается цитата из старого фильма: «Грязь лучше смывать из шланга». Итоговое впечатление от книги именно такое: хочется струей свежей воды вынести из памяти всю эту больную литературную фантазию.

Оценка: 4
– [  9  ] +

Килан Патрик Берк «Клан»

dm_admiral, 4 июля 2018 г. 15:30

Вообще то, называться роман должен «Клан-2». Действие романа начинается там, где у остальных авторов произведение заканчивается. Это почти единственный плюс данного маньячного триллера. Имейте в виду, никаких ужасов в произведении нет. Есть семейка людоедов, уцелевшая девушка, наивный деревенский парень, благородные мстители, продажный коп и еще несколько столь же картонных героев. Их поступки не очень мотивированы психологически, их переживания не раскрыты. Все персонажи играют предписанные роли и следуют сюжету, не слишком следя за правдоподобностью.

Ну и где был редактор, когда перевод готовили к изданию, не понятно. Из уже изданных в «мастерах ужасов» произведений худший текст, сработанный на «коленке».

Оценка: 5
– [  7  ] +

Килан Патрик Берк «Клан»

Johan Paulsen, 8 января 2022 г. 21:20

Ох, уж этот современный хоррор пытающийся быть остросоциальным.

Автор попытался усидеть на нескольких стульях: тут и насилие над женщинами, насилие над детьми, религиозный фанатизм, даже война в Ираке и посттравматический синдром.

По моему скромному мнению все эти темы свалились в одну кашу. Автор вроде как бы осудил и насилие, и войну, и фанатиков, а на этом всё — можно спать спокойно и соответствовать современности.

Сюжет неоригинален, конечно, но не лишен логики, но вот чего он лишен, как бы банально это не звучало, так это души. Совершенно не цепляющая книжонка.

Оценка: 1
– [  7  ] +

Килан Патрик Берк «Клан»

tapok, 17 мая 2021 г. 19:56

У холмов есть папа

***

Серия «Мастера ужасов» — кладезь разностороннего хоррора. От Лавкрафтовского и до боди-хоррора, от слэшера и до готики. В общем, можно удовлетворить почти любой вкус. «Клан» ирландского автора Бёрка – представитель слэшера. Причем в духе начала XXI века. Если вы смотрели «Райское озеро», «У холмов есть глаза», «Поворот не туда», «Техасскую резню бензопилой», то «Клан» — то, что доктор прописал, если нужен камбэк в именно такие слэшеры.

Итак. Захолустный городок Элквуд. Джек и Пит (отец и сын) подбирают израненную девушку по имени Клэр. Отец понимает, что сделано это зря, тогда как сын лелеет свои подростковые надежды по поводу Клэр. В итоге получается, что это не по душе семейке сектантов-каннибалов (естественно, затворников) Мерриллов. И происходит столкновение двух сил – «Последнего выжившего» (в данном случае, выжившей) и обиженных злодеев. Что же из этого получилось?

А получилось местами неплохо! Семейка каннибалов выписана очень недурно. Закрытое общество под началом двух диктаторов, которые сошли с религиозной тропы. У них свой Бог, своя правда. Местами эта сюжетная линия настолько противна и мерзка, что мало с чем сравнить можно. Особенно момент «перерождения». Сильно подается тематика ПТСР. Причем тут она почти у всех. У Клэр, что естественно, у Пита, что тоже логично. Но есть и у Финча, у Бо, пусть и по другой сфере. Любопытно выглядят точки соприкосновения сюжетных веток и небольшие твисты. Конечно, это не «Шаги по стеклу» Бэнкса, не фильм «Столкновение». Но вполне неплохо.

Но не обошлось без минусов. Их тут хватает, увы. Во-первых, в глаза бросается попытка совместить социалку с слэшером. В итоге Берк не выжал максимум ни там, ни тут. Во-вторых, стиль текста. Если речь каннибалов-затворников обоснована (безграмотность), то речь того же Пита – это миксер в глаза. Третий минус – герои. Как-то не удается им сопереживать. Даже Клэр, хотя она вполне этого заслуживает. Наконец, обрыв сюжетных линий. Он тут везде и во всём. У романа нет толком ни начала, ни конца. У некоторых авторов получается сделать это на стиле. Но не у Берка.

Заключение: в целом, это неплохой слэшер. Немного нестандартный. Обычно «последний выживший» объявляется где-то в конце, а тут иначе. Атмосферы маленького городка нет. Странный выбор стиля речи героев. Но зато мощная линия каннибалов-сектантов. Ну и по части кровавых подробностей есть, где поморщиться от шокирующих подробностей.

7 кланов из 10.

Оценка: 7
– [  7  ] +

Килан Патрик Берк «Клан»

Deliann, 21 мая 2018 г. 14:46

Серия «Мастера ужасов» становится немного разнообразнее по части выпускаемого хоррора и предлагает на суд читателя нетривиальный сплаттерпанк «Клан» от Килана Патрика Берка.

Клэр с друзьями путешествовала в американской глубинке и наткнулась на религиозных маньяков. Казалось бы, стандартная завязка маньячного триллера, этим сейчас никого не удивишь, однако... Это вовсе не завязка. Роман начинается с демонстрации последствий знакомства Клэр и ее друзей с маньяками. Девушка в полубреду идёт по дороге, она чудом спаслась, но ее состояние оставляет желать лучшего: девушку неоднократно насиловали, избивали, ей выкололи глаз, отрезали несколько пальцев на руке и ноге. И все-таки Клэр везет, и ее подбирают отец и сын, случайно проезжающие мимо. По всем внешним признакам это выглядит как хэппи-энд, но на деле прошло всего страниц десять от начала.

Килан Патрик Берк решил показать, что происходит после титров подобного слэшера, и ему это отлично удалось. Роман не выходит за рамки сплаттерпанка, по сути, перед читателем очень динамичная разборка между простыми людьми и кланом каннибалов. Весь интерес кроется в персонажах романа, в первую очередь в Клэр. Автору отлично удалось прописать и шоковое состояние девушки, и посттравматический синдром, и в целом ее мироощущение. На ее фоне остальные персонажи смотрятся более блекло, пусть и не менее правдоподобно.

Единственный недостаток, который можно приписать книге, – нехватка редактуры. Опечаток и ошибок довольно много, но отдаю должное переводчику, довольно быстро настолько сильно увлекаешься происходящим, что перестаешь обращать внимание на огрехи текста.

Отличный маньячный триллер без примеси чего-либо сверхъестественного. Если вы любите слэшеры в духе «Техасской резни бензопилой» и «Поворота не туда», то данная книга однозначно для вас. Следующая книга серии будет антологией по мотивам «Ночи живых мертвецов», и у меня смешанные чувства в связи с этим.

Оценка: 8
– [  6  ] +

Килан Патрик Берк «Клан»

applemice, 28 августа 2018 г. 16:04

Шикарный сплаттерпанк в декорациях фильмов «Техасская резня бензопилой», «Поворот не туда» и иже с ними. Только если эти фильмы заканчиваются на той ноте, когда единственная уцелевшая девушка чудом спасается от клана диких реднеков-садистов-каннибалов, то роман как раз с этого начинается. И показывает вариант дальнейшего развития событий для жертвы и всех причастных. Бескомпромиссная, жестокая и тяжелая книга. Даже язык романа пропитан мрачностью, безысходностью и ненавистью (хотя, возможно, это заслуга переводчика). Любителям лютой жести — добро пожаловать, остальным — вход строго воспрещен. В наличии изнасилования, пытки, отрезанные головы и половые органы и прочие прелести жизни. И все это с первых страниц романа.

Оценка: 10
– [  5  ] +

Килан Патрик Берк «Клан»

Satalking, 29 июня 2018 г. 17:57

Хочу написать пару слов в защиту книги «Клан», которую активно поносят за якобы «корявый» перевод. Да, есть опечатки и ошибки, но они не настолько ужасны, а когда втягиваешься в сюжет, вообще — незаметны. Берясь за эту книгу я ожидал нечто такое, от чего закровоточат глаза, но вместо этого обнаружил добротныйй роман ужасов, хорошо написанный , держащий в напряжении и полностью выполняющий свою задачу. Отличная книга, советую любителям жанра! 9/10

Оценка: 9
– [  4  ] +

Килан Патрик Берк «The Turtle Boy»

Сноу, 31 августа 2014 г. 16:42

Несмотря на то, что в России Берк практически неизвестен, это довольно плодовитый и отмеченный жанровыми премиями автор. Ему нет еще и сорока, однако в его послужном списке уже пять романов, четыре сборника рассказов, десяток повестей, несколько составленных антологий, а также участие в написании буриме-романа в связке с такими авторами как Джо Хилл, Тим Леббон, Рэй Гартон, Том Пиччирилли и Брайан Кин. Еще он снялся в инди-хорроре «Slime City Massacre», за роль в котором получил приз «лучшего актера» на фестивале PollyGrind Film в 2010 году. Помимо прочего, Килан Патрик Берк еще фотограф и дизайнер, чья студия «Elderlemon Design» занимается в том числе созданием обложек к романам ужасов. Её работы украшают книги таких авторов как Бентли Литтл, Дж. Ф. Гонсалез и Ричард Лаймон. Словом, Килан Патрик Берк — человек во всех смыслах творческий и интересный.

«Черепаховый мальчик» — повесть, принесшая автору премию Брэма Стокера в 2004 году, обойдя при этом «Лизи и безумца» Стивена Кинга и «Руку покойника» Тима Леббона. После Берк написал еще несколько новелл, объединенных центральным персонажем Томми Куином, одна из которых — «Убежища» (The Hides, 2010) — едва не повторила успех «Мальчика» (шотлист премии Брэма Стокера). В 2012 году цикл был завершен романом «Немезис» (Nemesis: The Death of Timmy Quinn), пятой по счету историей с давно уже повзрослевшим героем. Один из рецензентов назвал роман «идеальным „тихим“ хоррором», и похоже, что высокие оценки на «амазоне» этим словам нисколько не противоречат.

«Черепаховый мальчик» — это классический представитель «мальчишечьих ужасов». Начинается он с того, что одинадцатилетний Томми Куин и его друг Пит Маршалл ищут, как бы повеселее провести очередной день летних каникул. Праздные шатания приводят их на берег заброшенного водоема Майерс Понд, в водах которого, если верить слухам, обитают черепахи размером с «бьюик». Впрочем, вместо гигантских рептилий они встречают странного мальчишку, который сидит на берегу, опустив в воду свои покалеченные ноги. Выглядит он довольно странно и даже пугающе, и два друга бросаются от него наутек. Вернувшись домой, Томми рассказывает об этом случае отцу. В ответ тот предлагает ему туда больше не ходить, разбавив свою просьбу туманными намеками на странное и неприятное происшествие, которое там когда-то случилось. Отец его друга Пита заходит еще дальше. Он заявляется на порог дома Куиннов с угрозами, пообещав выпороть мальчика ремнем, если тот еще раз позовет его сына на озеро. Вскоре выясняется, что Черепахового мальчика (а именно такое прозвище ему дал Томми) видели и другие дети, правда, никто так не узнал, кто он и откуда. Тайна эта начинает интересовать Томми все сильнее, и в конце концов истина открыватся ему. Оказывается, что много лет назад на берегу Майерс Понд бесследно пропал один мальчишка, и, что самое страшное, следы этого исчезновения ведут не куда-нибудь, а к дверям домов Томми и Пита...

«Черепаховый мальчик» — вещь, конечно, из той когорты, что помечается тэгом «роман взросления». Все те качества, за которые мы любим этот поджанр, в данной повести присутствуют, и они яркие и убедительные. Дети, взрослые, тайны, новые (подчас неприятные) открытия, разочарования, трагедии, победы... Словом, еще одна ладная и приятная «дверь в Лето», открывать которую — одно удовольствие.

Есть, конечно, у повести и недостатки. Из-за небольшого объема (девяносто неполных страниц) история срывается в карьер слишком резко, разрубая свой финал пусть ярким, но «роялистым», может, даже слегка искусственным действом. Вдобавок, часть загадки перекидывает свой мостик дальше, в продолжение, и это само по себе уже не радует. Впрочем, достоинств все равно куда больше.

Итого: всем, кто любит «мальчишечьи ужасы», а именно «Жизнь мальчишки» Маккаммона и «Тело» Кинга, а также всем тем, кто поставил себе целью ознакомиться с работами, взявшими премию Брэма Стокера, повесть к чтению всячески рекомендуется. Остальные — по желанию.

Оценка: 7
– [  3  ] +

Килан Патрик Берк «Клан»

Tavrida, 16 ноября 2018 г. 16:35

Удачная вещица, бодрая, мерзкая, достойный образец жанра. Вначале были кое-какие ассоциации с серией X-files о братьях Пикок. Но нет, роман Килана Берка достаточно оригинален, сюжет, герои, мотивация на высоте, противостояние людоедов и команды мстителей настолько захватывает, что даже ляпы переводчика не могут испортить впечатление. И все-таки, ну зачем в мире южной готики наши глаза натыкаются на «батю», «хаш», «мухосранск» и т.д.?!

Надеюсь на дальнейшее знакомство с книгами автора.

Оценка: 8
⇑ Наверх