fantlab ru

Все отзывы на произведения Стива Эриксона (Steve Erickson)

Отзывы

Рейтинг отзыва


– [  9  ] +

Стив Эриксон «Явилось в полночь море»

cheppy7, 23 ноября 2022 г. 22:26

О чем же эта книга... Да ни о чем! Или обо всем понемножку. Время от времени появляются такие вот романы, авторы которых как бы в лирической рассеянности поднимают ряд важных тем, но вскользь, не фокусируясь ни на одной из них и топя конкретику в потоке красиво свитых слов. Критики в восторге, чувствительные девушки с особо глубоким внутренним миром и восторженные юноши в кашне объявляют автора своим новым кумиром. А через год модное сочинение никто и не вспомнит. «Явилось в полночь море» — характерный пример такого текста-«калифа на час».

Практически бессюжетное повествование прослеживает судьбу нескольких не шибко приятных героев «с червоточинкой», которые прохладно страдают по разным не всегда очевидным причинам, хаотично сталкиваются друг с другом — чаще всего, даже не замечая этого, ибо Эриксон не дает действующим лицам контактировать напрямую, описывая их интеракции так, что до поры даже читатель не врубается, что это было взаимодействие уже знакомых ему персонажей. На многолетней временной дистанции все оказываются либо родственниками, либо взаимно повлиявшими на жизни друг друга фигурами, что позволяет автору к финалу изящно связать концы с концами и собрать из казалось бы бессистемно разбросанных кусочков текстовой смальты живописное мозаичное панно.

Как мне кажется, основная идея книги именно в том, чтобы показать, как из низового хаоса существования каждого отдельного индивидуума рождается монументальная картина нашей общей жизни, в которой есть порядок и смысл. То есть, как из случайного и энтропийного вдруг чудесным образом произрастает связанное и закономерное. А клеем, который позволяет удержать элементы картины от распада, является человеческая память.

Проблема в том, что свои мысли Эриксон излагает максимально претенциозно и запутанно. Он насыщает действие тоннами поэтических завитушек, магреалистических моментов, развернутых рефлексий и постмодернистских приемов. Видно, что творец находится под явным влиянием экзистенциалистов и их предтечи Кьеркегора (какового не раз упоминает в тексте). Чувствуется, что порой он спохватывается и пишет несколько глав попроще, но потом снова забывается и давай наводить кудрявую тень на философский плетень. В итоге, на весь роман у него буквально пара страниц, свободных от манерной литературщины — это несколько очень смешных абзацев о похождениях начинающих порнографов, которые мог бы написать Курт Воннегут, имей он минимальный интерес к девиантному сексу.

Кстати, о сексе. У старины Стива на нем очевидный пунктик. Не в смысле смачных деталей, а в смысле болезненной фиксации. Его герои вечно связаны отношениями, где секс всегда отягощен либо принуждением, либо чувством вины, либо еще какой-либо нездоровой фигней. Поэтому интимные моменты хоть и часты, но описаны холодно, отстраненно и аналитично.

Уж не знаю, какие проблемы у автора в половом вопросе, но общую для всех витающих в эмпиреях гуманитариев проблему он простодушно демонстрирует в самом начале — незнание матчасти. Отводя довольно много места магии дат и ее критике, писатель исходит из того, что третье тысячелетие начинается 1 января 2000 года (вместо 1 января 2001 года). А наши издатели усугубляют путаницу, толкуя в аннотации к книге про 31 января 1999 года и 31 января 999 года, хотя в тексте речь идет и в том и другом случае о 31 декабря.

В итоге мы получаем роман-калейдоскоп, который в напыщенной манере поднимает кучу философских вопросов о месте человека в мире, смысле его бытия и произрастающих из хаоса структурах порядка, но ответов на них не предлагает, прячась за обильными иносказаниями, метафорами и притчевым словоблудием. И ведь не скажешь, что «Явилось в полночь море» плохо написано — с техникой у Эриксона все в порядке, он морочит голову читателю филигранно, словно мошенник на доверии, так что его детище оставляет по себе вполне приятное послевкусие. Но никаких калорий в этом блюде высокой кухни нет. Нарядная пустышка.

Оценка: 6
– [  3  ] +

Стив Эриксон «Дни между станциями»

angels_chinese, 9 июня 2016 г. 15:01

Изумительная книга, после которой вы изменитесь — если, конечно, будете просто читать историю, а не искать там отражения собственных фантазмов, магических реализмов и прочего. Эриксон всегда пишет об одном — о страдании; о том, что одни люди делают с другими людьми — и делает это пронзительнее сотен и тысяч малополезных людей, воображающих себя писателями. Страдание — константа; прочее — лишь антураж, частности, не более.

Оценка: 10
– [  3  ] +

Стив Эриксон «Дни между станциями»

Tyrgon, 15 октября 2011 г. 03:53

«Не моя...»

Таким было первое впечатление от прочтения этой книги.

Причем этой фразой можно охарактеризовать не только мое отношение к этому роману, но и лаконично описать его сюжет, мысли и переживания, на которых он зиждется.

И вроде бы есть что-то умопомрачительное в этих фантастических, иллюзорных наслоениях реальности и сюрреалистического, медленно, но неуклонно гибнущего от сближения с луной мира; есть что-то знакомое, трогательное в этих абсурдных скитаниях, сомнениях, поисках замкнутых в беспамятстве, интуитивно тянущихся друг ко другу родственных душ персонажей, также, как есть вера в обоснованность жестокой искренности их выбора и поступков в некоторых ключевых, судьбоносных моментах, но... чего-то не хватает — быть может знаний, позволяющих понять и оценить по достоинству аллюзии и скрытые намеки (особенно в истории с кинематографом), а может терпения, чтобы простить автора за несуразную, излишне нарочитую претенциозность?..

В итоге противоречивые впечатления — с одной стороны мне очень близки многие кажущиеся нелепыми и надуманными, но, как это ни странно, имеющими место быть и в нашей реальности переживания и сомнения Лорен и Мишеля, с другой — подавляющая часть сюрреалистического, доходящего местами до психоделического психологизма и событийного антуража мне больше мешала, чем можно было не заметить.

К тому же разочарование от многозначительно недосказанного усугубилось трагичностью развязки (сам удивился, насколько я желал счастливого конца)). Моя сентиментальность жаждет отомщенья, а потому совет мой: «это — не читать!»

P.S.

Быть может когда-нибудь я вернусь к этой книге и она раскроется мне лучше, но не скоро и вообще навряд ли...

Оценка: 5
– [  2  ] +

Стив Эриксон «Дни между станциями»

Pasita, 19 февраля 2011 г. 18:10

Чтобы проникнуться духом магического реализма, понять его отличия от мистики и постмодернизма, лучше всего почитать латиноамериканских авторов — Маркеса и Борхеса. Вот уж кто умеет создавать шедевры данного направления! Что до Эриксона, то он, похоже, решил доказать, что и в США есть мастера, умеющие соединять реальность и магию в один гремучий коктейль с неповторимым вкусом. Влияние Маркеса на Эриксона заметно даже без очков — вот только маркесовские приёмы в описании жизни американцев не катят, нет, совсем не катят. В «европейской», «исторической» части романа, где главным героем становится кинорежиссёр Адольф Сарр, они как-то уместнее, они срастаются с текстом, а в остальных частях — отваливаются от него. В целом, после «Ста лет одиночества» это произведение едва ли может поразить хоть чем-то, скорее, оно вызывает желание побыстрее окончить чтение — и взяться за Маркеса. Но иные критики оценили его довольно высоко, так что, возможно, что-то не состыковалось лично у меня.

Оценка: 6
– [  2  ] +

Стив Эриксон «Дни между станциями»

KERDAN, 26 августа 2010 г. 18:10

Данная книга редкостный образец отъявленного вторичного письма. Удивительно, как автор смог натолкать в роман столько штампов и глупых, абсолютно вторичных элементов. Вся атмосфера от первой до последней строчки сводится к «гоневу» в прямом смысле этого слова. Этот бред не покидает с первой до последней строки. Стиль настолько шаблонен, что возникает чувство, будто читаешь хрестоматию по литературе 80-х. Особого внимания заслуживают логические нестыковки, рояли в кустах и «нагнетание страстей»:abuse: Глупо, безвкусно и очень вторично.

Оценка: 5
– [  9  ] +

Стив Эриксон «Амнезиаскоп»

mastino, 10 сентября 2009 г. 21:13

Странный роман... Странный и необычный. Поначалу, у меня вызвало удивление то, в какой серии он был издан. Скорее, ему подошла бы АСТовская «Альтернатива». Но потом я понял, что для него можно было бы создавать новую серию, и назвать её, например, «Роман — наркотик». Почему так? Очень просто... Порой, возникало желание отложить роман... Но сделав это, через минуту начинаешь понимать, что бросить его — просто нереально. Что хочется, несмотря ни на что вернуться к роману, вновь погрузиться в это странное, порой немного шокирующее, и очень красивое повествование.

Сюжет романа, по большому счёту, прост как веник. Человек, его жизнь, его связи, его женщины. Всё дело в том, как написано это произведение. Дело в языке, в красивостях и интересностях. В стилистике. А всё это — на уровне. И не просто на уровне — а на высоком.

Герой романа живёт простой жизнью в непростом месте. Город, окружённый пожарами и поделенный на временные зоны... Странный город, населённый совсем не странными людьми. Самыми обычными людьми, которые работают и едят, общаются и любят. Но атмосфера романа такова, что вскоре эта обычная жизнь начинает восприниматься как нечто необычное, и даже сказочное. Но сказка эта непроста, порой страшна и пугающа, порой откровенна... Но при этом — красива.

Итог. Читать всем, кто ценит стиль и языковые вкусности. Не читать ханжам, впадающим в ступор от описания постельной сцены.

Оценка: 8
– [  5  ] +

Стив Эриксон «Дни между станциями»

Borogove, 10 августа 2009 г. 22:11

роман фальшив от первой до последней строчки. поразительно, как можно умудриться не взять ни одной ноты, не слажав. Лав стори подобрана в корзине компьютера пишущей для домохозяек графоманки.

Весь мистицизм автора — фабричной штамповки, в нем нет визионерства не то, что Борхеса, даже Гессе.

Герои — обученные речи манекены. Амнезия, незнакомец с тяжелым прошлым, романтическая ненормальность главных действующих лиц... — это пошлятина даже для середины 80-х годов, когда книга была выпущена.

Средненькая «Явилось в полночь море» по сравнению с этим — просто пик творчества. Избегать!

Оценка: 2
– [  9  ] +

Стив Эриксон «Дни между станциями»

Лекс Картер, 22 июля 2009 г. 08:53

Романы американского писателя и кинокритика Стива Эриксона сложно подогнать под рамки какого-либо жанра, их куда легче соотносить с магическим реализмом или сюрреализмом, где фантастические элементы присутствуют как бы сами собой, являются неотъемлемой частью реальности, или же попадаются на пути героев в виде чудес и странностей. Одной из ярких черт являются апоколиптические элементы, выраженные в глобальных переменах, на которых Эриксон, однако, не акцентируется. Так перед читателем рисуются картины чрезмерно холодной зимы в Париже, где жители жгут на кострах оставшееся у них имущество, лишь бы только согреться, а Лос-Анджелес заносит песчаными бурями; чего стоят одни лунные мосты, возведенные жителями для непонятных целей, или гигантская стена, окружающая поля Канзаса, или каналы Венеции, где во время засух проводятся велогонки. Такие фантастические перемены встречаются во всех книгах автора вместе со сквозными персонажами, намекая на единство мира.

Акцент же делается на человеческих взаимоотношениях. Их Эриксон рассматривает, как череду зависимостей, чем и объясняет наиболее нелогичные поступки героев. Сюжет «Дней между станциями», дебютного романа Эриксона, изрезан многочисленными ретроспективами и отступлениями, но в его центре размещен любовный треугольник – Лорен, ее муж велогонщик и, собственно, главный герой Мишель Сарр, не так давно потерявший память и мечтающий заполнить пробелы. История последнего играет самую значительную роль, а отправную точку возьмет она с последней июньской ночи девятнадцатого столетия, когда его деда вместе с братом-близнецом малышами оставили на лестнице у причала. В ту ночь их судьбы навсегда разойдутся. Один из них – Адольф – вырастет, пройдет первую мировую и станет кинорежиссером, посвятив жизнь одному-единственному фильму — «Смерти Марата». Охватывающая почти век история обрастет новыми героями и неожиданными находками. Эриксон останавливается на каждой интересной детали и не пренебрегает отступлениями, чтобы рассказать о каждом, даже третьестепенном герое, и в этом стиль американца близок к стилю Габриэля Гарсиа Маркеса, оказавшего большое влияние на писателя. Из лоскутков и обрывков складывается столетняя история, в которой уже не так и важно, кого из двух выберет Лорен, и узнает ли Мишель правду о своем прошлом.

Если судить об антиутопичной линии, то здесь она используется для того, чтобы показать, насколько непрочна человеческая цивилизация и как простое долговременное отключение света может пробудить в человеке первобытные инстинкты. Что уж говорить о сильных морозах или песчаной буре, в которых привычный мир преображается в хаотичное, жуткое, но по-своему впечатляющее зрелище. Более того, я скажу, что этот роман один из лучших примеров, воспевающих Прекрасное: здесь нет напыщенности, нет смакования красоты, напротив, местами все очень грязно и рутинно, но именно во всем этом можно найти волшебные моменты, ведь в жизни каждого человека, сколь одинок или немощен он бы ни был, есть прекрасные моменты, те, ради которых стоит жить; пусть их мало, но именно они и есть те самые станции, а остальное лишь долгие дни между ними.

Кинематограф в творчестве Эриксона присутствует постоянно, как и другие виды искусства. Дело в том, что мать Стива была театральной актрисой, а отец – фотографом, поэтому, в сфере такого влияния книги Эриксона странны для литературы, тем не менее, преображают реальность, рисуя незабываемые образы. Он использует приемы, которые больше свойственны артхаусному кино или концептуальным направлениям в художественном искусстве, перекладывая их на книжный язык. Несмотря на обилие имен собственных, открытую сексуальную тему, мелодраматичность, амнезию, и прочих тем мейнстрима, к коему автор, безусловно, принадлежит, остается ощущение прикосновения к чему-то намного большему, ощущается выход за рамки не просто одного направления, а всей литературы в целом.

Итог: экзистенциальная сюрреалистическая драма, воздействующая в первую очередь на чувства, а потому, даже если после прочтения будет не совсем ясна логика, в сердце останется глубокий след, а с ним и повод еще раз взяться за это неповторимое произведение.

Оценка: 10
– [  2  ] +

Стив Эриксон «Амнезиаскоп»

devi that crys, 8 июня 2009 г. 14:03

Очень странная книга. Великолпные обороты, яркие образы, шикарная атмосфера и в то же время жутко коробящие пошлости. Я конечно понимаю, что это часть человеческой жизни, но... Эриксон такой замечательный романтик и видеть в его книге все это не совсем приятно. В общем довольно интересная запоминающаяся книга в лучших традициях магического реализма. Эриксон достоин того, чтобы читать его взахлеб, забывая обо всем на свете и погружаясь в книгу с головой.

Оценка: 8
– [  10  ] +

Стив Эриксон «Дни между станциями»

devi that crys, 29 мая 2009 г. 23:43

Прочла... и два часа просидела в кресле, робко прижимая к себе разваливающееся на страницы некачественное издание. в душе зазвенела какая-то неведомая дооселе струна — тихо и тонко, но отчетливо. Без сомнения, эриксон в свои 35 создал удивительной красоты роман, поражающий совей зрелостью. Да, чуть-чуть шероховатый, да, непонятный, но та атмосфера, что полнит книги Маркеса и Борхеса, цветет здесь пышным цветом, заставляя... хоть на час, хоть на минуту почувствовать себя на пути между станциями

Оценка: 9
– [  4  ] +

Стив Эриксон «Амнезиаскоп»

ALLEGORY, 8 июня 2007 г. 00:12

Странная штука — и вроде бы написана книга качественно, и атмосферная она по полной программе (все эти дымы на Лос-Анджелесом и временнЫе сдвиги, казалось бы, чудо какое-то...) и жанр — то, что я люблю изрядно... Такой вот — то ли магреализм, то ли изящная шизофрения, но... не зацепило и, более того, роман показался избыточно перегруженным всякими «красивостями», которые, несмотря на мою к ним любовь, не работют на украшение, а только утяжеляют... Ну или Стив Эриксон просто не мой автор?))

Оценка: 6
⇑ Наверх