fantlab ru

Все отзывы на произведения Чарльза Маклина (Charles MacLean)

Отзывы

Рейтинг отзыва


Сортировка: по дате по рейтингу по оценке
– [  1  ] +

Чарльз Маклин «Страж»

Wongraven, 6 мая 2023 г. 23:29

Прочитал первый раз «Стража» в 2010-м, и тогда реакция была однозначная: Кинг с Баркером отдыхают. Теперь вот перечитал, и впечатления по-прежнему невероятные, хотя, в целом, сюжет был уже знаком, хотя многие детали за эти годы из памяти выпали.

Вряд ли смогу назвать еще одно произведение, в котором присутствовала бы такая же постоянная атмосфера тревоги, ожидания чего-то жуткого и непостижимого. А насколько достоверно Маклин передал чувства и мысли главного героя, который с каждым днем и с каждым часом все глубже погружается в пучину кошмара и все меньше понимает, где реальность, а где игра больного воображения. А достаточно короткая история о событиях из какого-то невообразимо далекого прошлого в таинственном Магмеле, которая красной нитью тянется через весь роман, заставляет испытать (и главного героя, и читателя) настоящий ужас, и до конца книги и уже после прочтения продолжаешь задаваться вопросом: как же связана эта история с реальной жизнью Мартина Грегори и связана ли? Произведений о реинкарнации, о прошлых жизней тьма тьмущая, но Маклину удалось создать нечто особенное, чему не найти аналогов.

Много здесь писать нет смысла, этот шедевр нужно просто прочитать. Вот бы еще перевести получше, потому как слишком много косяков и шероховатостей.

Но общее впечатление однозначно: ШЕДЕВР. 10/10.

Оценка: 10
– [  8  ] +

Чарльз Маклин «Страж»

Shab13, 16 ноября 2021 г. 12:10

Мартин Грегори обожает свою жену Анну. Именно поэтому Мартин решил преподнести Анне подарок на день рождения, подарок-сюрприз. Рано утром он проснулся, и пока жена спала, хладнокровно убил двух их золотистых ретриверов, а трупы сложил в большую подарочную коробку, написал на ней собачьей кровью слово «МАГМЕЛЬ», подписал поздравительную открытку, и убежал в дешевый отель.

После описанного происшествия Мартин, пришедший в себя и непонимающий причин своего поступка, начинает лечиться у психотерапевта Рональда Сомервиля. Чтобы докопаться до сути Сомервиль предлагает гипноз. С этого момента начинается путешествие Мартина Грегори по его прошлым жизням…

Истинность происходящего дальше читатель волен выбирать для себя сам. Автор дает две точки зрения на события романа: точка зрения самого Мартина, который выступает рассказчиком, и его записи в дневнике; и точка зрения доктора Сомервиля, которая подается через отчеты доктора и расшифровки бесед с Мартином под гипнозом и без. Но чем больше проходит сеансов, тем больше расхождений в словах Мартина и Сомервиля. Мартин, например, возмущается в дневнике, что Сомервиль копирует его движения во время разговора, а Сомервиль, в своем отчете о сеансе, пишет обратное – именно Мартин перенимает жесты своего врача. И чем дальше, тем сильнее расхождение.

Сюжетно роман похож на американские горки – только становится скучно от постоянных переживаний Мартина, что-то происходит, и история поворачивает совершенно в другую сторону, возвращая теряющийся интерес.

До самого финала, и после него, так и не понятно – все события романа это лишь иллюзия, созданная воспаленным разумом шизофреника, или попытки измученного рассудка справиться с детской травмой, упорядочив и найдя баланс между внешним миром и внутренними переживаниями. Кто на самом деле Мартин Грегори – Страж, охраняющий мир, жертва чудовищного заговора, сплетенного через всю историю человечества, или хладнокровный убийца-психопат?

Захватывающий психологический триллер, сдобренный конспирологией, с легким мистическим амбре.

Оценка: 8
– [  2  ] +

Чарльз Маклин «Страж»

malykhan, 18 ноября 2019 г. 10:21

Прочитал от первой до последней страницы с интересом. Да, книга специфична и не всем понравиться. Но! Если это Ваше — читать одно удовольствие. Сюжет не обычен — это как бы пересечение двух миров — лечащего врача и пациента и каждый по своему прав и логичен в своих размышлениях и действиях. Читатель так о конца и не понимает, кто собственно прав, так что интрига остается до самого конца....

Оценка: 10
– [  4  ] +

Чарльз Маклин «Страж»

йокумон, 10 февраля 2018 г. 18:51

Ну перегнул автор чуток, перегнул. Он стремился сделать оба варианта одинаково правдоподобными, а вышли они одинаково НЕправдоподобными. Дальше спойлеры!

1 Допустим, доктор Сомервиль просто доктор. Тогда есть некоторые странности. Почему он полез за Грегори на колокольню один? Почему не дождался санитаров? Он же сам утверждал что Г. опасен. Дальше, странно что он спрашевал у жены Г. нет ли у того на башне какого-то светящегося предмета, а когда она подтвердила что есть, то сразу сказал что этот предмет его собственность. Если он имел ввиду подвеску люстры, то что, подвеска может светиться? Сама в темноте? Не думаю. Да и его ассистентка ведет себя странно. Она лучше других должна знать насколько Г. не в себе, и что он может быть опасен.

2 Теперь допустим доктор Сомервиль — старый колдун. Со своей дочуркой-ведьмой) Тогда, как оказалось в конце, он сам спровоцировал Г. на все эти действия. Ну и зачем? Чего он добился? Только потерял кристалл. До этого Грегори знать не знал о своей миссии, и ни за какими кристаллами не охотился. Сомервиль мог бы просто оставить его в покое, и тот так и прожил бы жизнь обычным обывателем, ничем Сомервилю не угрожая. К тому же, почему Сомервиль оставил кристалл в пещере? У него была куча времени чтобы перепрятать его. И т. д. Автор так запутывал оба варианта сюжета, что в конце концов они оба выглядят нереалистичными.

Но вообще-то — если по честному — все наши сомнения оттого что мы читаем ХУДОЖЕСТВЕННОЕ произведение. Если бы мы услышали что подобная история произошла в реальности — многие бы поверили что Грегори мессия спасающий мир? Хотя бы допустили такую возможность? Вряд ли. Все бы сказали что он просто шизик. Вот вам и разница между восприятием жизни и литературы...

Оценка: 7
– [  3  ] +

Чарльз Маклин «Страж»

xntos, 24 июля 2017 г. 13:25

Неправдоподобная сцена с убийством собак сразу переключает с вопроса: «что происходит?» на вопрос «зачем?», превращая психологический триллер в философский роман.

И тут есть о чем задуматься, ведь эта книга по сути является метафорой деятельности писателя, и в целом, о том, какое значение имеет сочинительство в жизни людей. По мнению преуспевающего коммерсанта, такая деятельность является абсурдной, болезненной и вредоносной, но раз за разом неведомая сила выдергивает его из заурядной жизни, и, по не вполне понятным причинам (ответ в книге предельно размыт), заставляет на основе фрагментарных сведений создавать правдивые истории.

Детективная линия обрушивается словно дом во время землетрясения, Маклин четко дает понять: история основана на мнениях персонажей, соответственно, никакой истины быть не может, а есть лишь предложенные пути: первый – «выдумывать», по проверенной методике для решения насущных задач, проповедуемый Соммервилем, и второй – полностью отдаться идее, угадываемой в образах окружающего мира, избранный Мартином Грегори. Между ними не может быть компромиссов, Мартин пребывает в одиночестве, даже роковая соблазнительница, на время ставшая его музой, подыгрывает искусителю Соммервилю.

Так и мы все, выдумываем цели, и чем больше о них думаем, тем реальнее они воспринимаются, компромиссы и методики только сбивают наводку. Понятно, что эти цели суть лишь ворованные подвески из «стеклянных люстр», главное, не нарваться на люстру психотерапевта, это, по всей видимости, и было основной повесткой прогрессивной общественности в конце 20-го века.

Оценка: нет
– [  5  ] +

Чарльз Маклин «Страж»

Myrkar, 2 ноября 2015 г. 09:22

Приверженцы литературы жанра ужасов часто недолюбливают фэнтези, а те, кто привык к восприятию реалистического фикшна, могут в штыки воспринимать любые намеки на фантастику. Но Маклин в этой книге точно угодил всем! С каждой страницей картины скучной обывательской жизни, приправленные убийством и галлюцинациями, приобретают все более мистические оттенки, но фантастикой происходящие не кажется ни в один момент. Автор пытается запутать читателя так же, как доктор Сомервиль — главного героя посредством сеансов гипнотерапии. Сухие отчеты психиатра и скепсис в отношении своего лечения со стороны рассказчика подкупают правдивостью. Маклин словно сам гипнотизер — он умело строит текст, чтобы читатель приходил к тем выводам, которые впоследствии подтвердятся рассуждениями рассказчика.

Нужно отметить, что даже те элементы хоррора, которые так бросаются в глаза, сначала показались мне данью жанру. И Сомервиль, описанный как типичный злодей с его неопределенной внешностью и интерьером кабинета, представляющий из себя сборную солянку из различных эпох, и его помощница с внешностью девушки-вампа настраивают на то, что именно они — главные монстры, а рассказчик — их жертва. Настолько банальное начало ужасов, где детально описывается сцена убийства, входит в унисон с банальным началом реалистичного романа со столь же подробным описанием прогулки с собаками. ...И рассыпается в прах к концу книги. Злодеи оборачиваются жертвами, а жертва... она.... эээх...

...что ж, именно такие персонажи могут превратить не только любой жанр, но и самую что ни на есть реальную жизнь в трагедию. Что и происходит в «Страже». Мартин Грегори — это человек, сделавший прекрасную карьеру и ведущий счастливую жизнь вместе со своей женой. Проблема (а может именно за этим кроется успешность жизни) состоит в том, что у него напрочь отсутствует фантазия, а скорее всего, и творческая жилка. Не случайно у него нет детей, а до верхушки карьерной лестницы не удается преодолеть лишь последний шаг. Это исполнительный до доскональности человек. Даже в его галлюцинациях проскакивает плакат с образом американской красавицы- блондинки. И конечно же его жена тоже блондинка — понимание красоты у Мартина Грегори основано на том, что называют красивым в рекламе. Но это еще что! На тесте Роршаха к нему на ум не пришло ни одной ассоциации при виде фигурных клякс. А апогеем становится комичный момент конспирации в гостинице — чтобы не использовать своего имени, Мартин Грегори называется Грегори Мартином!

И можно было бы все это пропустить, если бы во второй половине все расставленные по тексту ружья не начали выстреливать. Каждый нюанс прописывался с точным расчетом на то, что будет обыгран. Читателю вместе с Мартином может показаться, что все происходящее, даже образы из возвратов в предыдущие жизни посредством гипноза реальны, потому что подтверждаются фактами. Все настолько ладно скроено, что размывается граница выдуманного автором и внушенного доктором Сомервилем. Если прикинуть, что все уловки с параллельными образами воды и зеленого цвета, стеклянной люстры и драгоценного кристалла в пещере, подложные факты, смешанные с общеизвестными — лишь игра злодея-гипнотизера, то сам писатель превращается в плоского мистера Грегори, обделенного воображением. Мы можем с наивностью полагать, что Мартин Грегори действительно Страж, который переродился множество раз, чтобы исполнить миссию. Ведь Сомервиль ведет себя совсем не как злодей — он оперирует образами из реальности, чтобы отговорить главного героя от веры в его «собственные» фантазии. Но что такое фантазия для человека, у которого ее нет?

В результате роман на стыке жанров приобретает еще и философский контекст, заставляя задуматься о том, что для человека является смыслом жизни. Не фантазия ли это? И насколько лучше жить совсем без нее? У Мартина Грегори ведь не было никакой цели в жизни — он просто жил как жить следует, как сообщает ему реклама и объясняют правила и законы. Навязанные доктором галлюцинации прорывают жесткую сетку социальных стереотипов и превращают нормального человека в сумасшедшего, одержимого миссией охраны найденного в пещере кристалла. Это становится высшей миссией, приравненной к спасению целого мира, смыслом не только жизни отделной личности, но через нее и причиной существования вообще всего. Будь он верующим, то не вжился бы в ту постановку, что устроил Сомервиль (в христианстве нет перерождения душ), но гипнотизер знал, за кого зацепиться. Он умело подобрал человека-инструмент для осуществления своего плана, но не ожидал, что его внушаемость окажется настолько глубокой, а поверит Мартин скорей собственным словам, чем здравому смыслу. Мартин Грегори — это пример человека, воплощающего верх гуманистической идеи, веры лишь в человека, а не в объективную реальность. И не важно, что его мировоззрение состоит из созданных ею образов.

Таким образом поняв, что он — всего лишь пешка, мысль вычеркивает рассказчика из истории и обращается к вопросу, так кто же Страж? А кто такой Сомервиль? И тут каждый сможет дать ответ на собственный вкус. Реалист — что это умелый мошенник, разработавший хитрый метод для добычи потерянного алмаза, фанат ужасов и мистики — что это инфернальный монстр, способный жить веками, любитель детективов будет идти по следу и анализировать имеющиеся факты, а современник постмодернизма воспримет книгу как историю в истории, выдумку внутри выдумки. А может быть кто-то и поверит, что конец света не произошел лишь потому, что до сих пор жив Страж, охраняющий чудесный кристалл.

Оценка: 10
– [  3  ] +

Чарльз Маклин «Страж»

nonnullus, 21 июля 2015 г. 14:40

Вот ты и на приеме у психиатра,дорогой читетель. На чьей ты стороне?Кому ты доверяешь,врачу или пациенту?Понятное дело, мы за здравомыслие,но вот закрадываются сомнение: где правда?Страшно оказаться больным,«уж лучше посох и сума»...

Изюменка романа в открытости концовки, в неопределенности: где правда? И если добрая часть читателей увидит в романе незамысловатый сюжет про психотическую личность, окончательно запутавшуюся в лабиринтах коллективного бессознательного, то найдутся и такие, которые не согласятся с таким диагнозом.Здесь читатель и психотерапевт и клиент в одном лице. Читаешь роман и то и дело соскальзываешь с обыденного мышления и сочувствуешь «больному».Эффект этот создается благодаря изменению повествования от разных героев.Автор самоустраняется.Решать читателю:кто прав? А решив это, мы ставим диагноз или «другому» или себе.Нащупать «шизу» никак не удается,когда изменяется угол обзора.

Оригинально, дискурсивно,но иногда вязко и не хватает динамики

Оценка: 8
– [  3  ] +

Чарльз Маклин «Страж»

Nomy, 13 ноября 2014 г. 13:28

Браво, Чарльз Маклин! ...... Что могу сказать... Книга замечательная... В полной мере отражает свой заявленный жанр.... Это именно психологический триллер... Довольна тем, как автор, обращая читателя к некому оккультизму, к такому способу воздействия на человека как гипноз, заставляет его подсознательно проводить собственный психоанализ... Так что, те, кто любит подкидывать пищу для своего сознания, задавать ему задачки и получает моральное удовольствие от анализирования и решения их, советую прочитать книгу... Если же такой цели перед прочтением не преследуете, то и не стоит, ведь как считает автор предисловия, эта книжка способна свести с ума... :) ..... По мне, так после прочтения нахожусь под впечатлением... Есть над чем задуматься и сделать некоторые выводы.... А не это ли задача для психологического триллера, суть которого так и балансирует на грани безумия и гениальности, с которой автор удачно справился....?...

Оценка: 10
– [  2  ] +

Чарльз Маклин «Домой до темноты»

Илориан, 26 июня 2014 г. 20:46

Хочу согласиться с ТOD, что для многих авторов написать великолепное произведение на заре своей писательской карьеры — это в какой-то мере проклятие. Все его последующие творения станут оцениваться с оглядкой на этот шедевр. И постоянно будут слышаться недовольные «Фи-и!», «Не похоже!», «Хуже!» и прочие разочаровашки.

Поэтому оценить без субъективизма «Домой до темноты» после блестящего и мудрого «Стража» очень трудно.

Эти две книги — абсолютно разные по своей специфике. «Страж» — философский роман с глубоко подкапывающейся морально-этической проблематикой, сильная психологическая эпопея. «Домой до темноты» — это просто интелектуальный детектив. Поэтому он по своей сути написан абсолютно для другой читательской аудитории, чем «Страж». Так что намёки издателей на всех обложках, мол: «Смотрите, это от автора феноменального романа!»; да и сам Маклин решил покататься на прежней славе, сделав странную аллюзию, назвав маньяка из новой книги так же, как и свою предидущую книгу — это всё привело к тому, что «Домой до темноты» прочитали не те люди, которые способны по-достоинству её оценить. Думаю, потому у книги и низковатый рейтинг.

«Домой до темноты» читаешь с волнением: а что же дальше? Но ближе к середине становится ясно, кто же всё-таки убийца, но от этого интерес не ослабевает. Хотя фразы, на подобие «Вот-вот — это настоящий прорыв в расследовании!», повторяющиеся слишком часто, и нередкое книжно-наивное поведение героев вызывают ухмылку. Маклин сумел поддерживать читательский интерес без описания гонок, стрельбы, кровавых подробностей — на суто интелектуальном уровне, что очень похвально. Конечно, ожидался менее банальный мотив преступления и какой-то внутренний конфликт, что могло бы дать читателю пищу для размышлений, чего, к сожалению, в книге не наблюдается. Но нервишки слегка пощекотало.

Оценка: 7
– [  1  ] +

Чарльз Маклин «Молчание»

Илориан, 24 июня 2014 г. 23:16

Роман обманутых ожиданий с полным набором слизко-мерзких героев и с огромным дефицитом приятных персонажей. С каждой главы выглядывает какой-то намёк на интригу. Кажется, вот сейчас что-то случится и придётся переосмыслить всё происходящее с другой стороны. Автор петляет, как заяц, пытаясь направить читателя по ложному следу. И подобные намёки, типа, «что-то тут не то» рассыпаны по всему роману. Но эдакие петляния — абсолютный обман: так ничего, перевернувшего сюжет с ног на голову и не произойдёт, всё будет очень и очень тривиально, примерно, как и ожидалось.

Оценка: 3
– [  5  ] +

Чарльз Маклин «Страж»

Илориан, 23 июня 2014 г. 04:05

Произведение похожие на «кубик-рубик»: крутишь-крутишь, и так прикидываешь и эдак, то одну версию выставишь, то иную — а всё не то. Действительно психо-интелектуальная загадка. Хотя на любителя — некоторым все это может показаться занудной тягомотиной.

Лично на меня книга произвела очень сильное впечатление.

В первую очередь умелым сюжетным построением. Каждая новая часть переносит читателя в какую-ту иную эпоху, интрига сохраняется до самого конца, в процессе прочтения появляется масса разных гипотез о причине происходящего. Примечательно, что роман насыщен действиями и постоянно пересекающимися персонажами, но не смотря на это, нить повествования не теряется, читатель не путается в событиях. В некоторых эпизодах книга морально жутковата, но при этом в целом это безумно красивая история о долге и ответственности.

Тут каждый сможет увидеть что захочет: для кого-то здесь найдуться религиозно-философские мотивы, кто-то увидит морально-этическую составляющую, а кто-то прочитает как увлекательный мистический триллер или волнующую сказку.

А если спросить чем окончилорь произведение? Тайна раскрыта. Но раскрытие этой тайны тоже можно увидеть по-разному. «Кубик-рубик»- то собрали, но каким способом? Ответ на этот вопрос зависит от ваших предпочтений.

Оценка: 10
– [  8  ] +

Чарльз Маклин «Страж»

TylerDurden, 10 июля 2013 г. 11:09

Хорошее произведение.

Одно из немногих, которое мне захотелось перечитать сразу после концовки.

Основных изюминки две. Во-первых, это сюжет, который действительно довольно непредсказуем, но в то же время логичен, непротиворечив и гармонично вписывается в повествование. Вторым моментом является обилие продуманных деталей, выверенных с точностью до слов. Если по-началу кажется, что многое несущественно и вторично, то потом всё занимает своё место в мозаике автора.

Главный герой выглядит довольно рельефно и цельно, остальные проработаны, как мне кажется, куда хуже и возникает иногда ощущение картононсти. Но в то же время их поведение вполне логично и продуманно, за исключением пары моментов, которые можно списать на призму восприятия ГГ.

Язык не блистает красотой и образностью. Возможно, это такой перевод, но думаю что всё же это недостаток именно автора. Хотя, несмотря на это, читается легко и свободно.

И как многие ниже я не могу удержаться от того чтобы не написать свою интерпретацию :)

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)

Первый момент: автор имеет сексуальную девиацию — его влечет к собакам. Слишком много деталей указывает на это — упоминание хвоста в сексуальных сценах («под хвост», «волосики около того места, где находится хвост»), поведение Пенелопы в глазах ГГ (ползала на коленках и чуть ли не рычала), неадекватная реакция на «золотое руно». И конечно же, самое первое упоминание про что-то такое совершенное с собаками, что он не смог написать на бумаге. В голову приходит только 2 варианта — собственно половой акт и поедание собачатины. Второе вполне реально, потому что в последней регрессии он это и делает — убивает собак и поедает их. Но остальные детали всё же склоняют к первому варианту.

Второй момент: доктор Сомервиль это просто доктор, а ГГ — безумен. Это собственно и является главной загадкой книги. Почему я придерживаюсь мнения что это всё психоз? Несколько аспектов:

1. Если Сомервиль — старик, завладевший кристаллом, то почему его у него нет? Если нет, то он третья сторона, которая не связана со стариком и ищет кристалл? Слишком усложнено. Кроме того, не ясен момент зачем он инициирует «Стража». Чтобы он нашёл кристалл и стал бороться с самим Сомервилем? Если бы не доктор, то ГГ спокойно жил бы и жил, ничего не зная об артефакте.

2. Повторяющиеся мотивы между «реинкарнациями» — дождь в ключевые моменты, две собаки, мертвая девочка, причём с одинаковыми ранами — отсеченная рука, рана живота. Эти мотивы не могут идти сквозь все «воплощения» Мартина. Для этого нет причин. Поэтому это скорее всего выдумка.

3. Зачем доктору, цель которого получить артефакт, вести такие подробные записи о пациенте? Слишком много психологической «воды», разбавляющей ценную для поиска кристалла информацию.

Смущают меня только две вещи — библия, единственное доказательство, которое видело несколько человек, а не только ГГ; меняющаяся картина в библиотеке, которую я не знаю куда отнести. Возможно картина это просто признак безумия ГГ.

Поэтому, по-моему краткая история такова — ГГ в детстве «любил» собачку, Мисси за этим его застала, он её убил, и это надломило его психику. В конце концов он сорвался, и окончательно съехал с катушек.

Оценка: 9
– [  4  ] +

Чарльз Маклин «Страж»

DN, 21 мая 2013 г. 14:18

С одной стороны, шизофренический мир «Стража» вполне соответствует шизофреническому состоянию главного героя — и в целом понятна идея автора, дающего описание этого мира изнутри. С другой стороны, необходимо признать, что идея эта, мягко говоря, не совсем удачна — потому что и сам текст получился лишенным логики и рассудка. Текст неприятен, как неприятны уличные сумасшедшие — и несмотря на то, что сюжет заинтересовывает, ты все равно вынужден продираться сквозь собственную неприязнь, не понимая, зачем ты читаешь текст, который портит тебе настроение. Книга мрачна и безысходна, но никакого катарсиса нет и не предполагается. Более того, все заканчивается ехидной авторской усмешкой «а вот и не скажу», после которой чтение данного рОмана кажется еще более бессмысленным. Фирменный английский гомосексуальный юмор — всю книгу мучая читателя, самое сладкое автор оставляет на десерт, чтобы получить дополнительное удовольствие от того, с какой кислой и недоуменной рожей читатель отложит его книгу.

Оценка: 6
– [  2  ] +

Чарльз Маклин «Домой до темноты»

exciter, 29 апреля 2013 г. 13:53

Если рассматривать «Домой до темноты» исключительно как очередное произведение автора гениального (не побоюсь этого слова) «Стража», то, увы, нас ждет еще одно разочарование. Если же отвлечься от данного факта, то перед нами просто хороший триллер. Не больше и не меньше. Возможно, в чем-то уступающий общепризнанной классике жанра (тому же «Молчанию ягнят»), но однозначно превосходящий многочисленные ремесленные поделки на тему. Ответ на вопрос «читать или не читать» — скорее положительный. Только не надо ждать от книги откровения. К сожалению, Чарльз Маклин, по всей вероятности, так и останется автором одного шедевра. Что, впрочем, тоже удается далеко не каждому.

Оценка: 8
– [  5  ] +

Чарльз Маклин «Страж»

Mistic, 12 апреля 2013 г. 17:27

Да, давно уже я не зачитывалась книгой так, чтобы игнорировать телефонные звонки...

Начинается повествование весьма буднично, напоминая завязку романа Грэма Джойса — по стилю и языку, но постепенно напряжение возрастает. Мартин Грегори, примерный семьянин, горячо любящий свою жену, хочет сделать ей подарок на день рождения... И делает то, чего сам от себя не ожидает. Немыслимую, жестокую вещь.

Описание чаще всего происходит от первого лица — кто-то не любит, возможно, такую манеру подачи материала — но мне нравится, чувство причастности огромное, плюс литературное мастерство Маклина — и от книги действительно невозможно оторваться!

Я не буду раскрывать сюжет, не буду описывать плюсы и минусы — хотя последних, я честно говоря, и не нашла почти! Разве что

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
немного смазанная концовка. Ничего не понятно. Хотя с другой стороны — в этом-то и прелесть, что ничего непонятно! С головой уходишь в сюжет, и после последней фразы все еще не можешь из него вынырнуть. Сумасшедший Мартин, или нет? Зачем Сомервиль, умирая, тянулся к карману с кристаллом? Чтобы заполучить его или чтобы доказать, что это часть люстры? Почему его корчило от звуков колокола, а Мартина нет?

В общем, единственное, что знаешь точно — необходимо прочитать «Стража» снова, через некоторое время, чтобы найти ответ на вопрос «Чья история правда — пациента или врача?» И даже если на этот вопрос не найдется ответа, сам процесс поиска доставит массу удовольствия. Психологичная, острая, жутковатая, интригующая проза.

Книга, которую обязательно стоит прочесть.

Оценка: 9
– [  3  ] +

Чарльз Маклин «Страж»

Faust_II, 28 марта 2013 г. 23:22

На серьезный разбор книги не буду тратить электричество — без меня есть это кому гораздо лучше сделать.) Опишу просто свои впечатления.

Начало мне вообще шикарным показалось — первые пару десятков страниц создали такую идиллию, уют... И тут прямо такой трэш, что аж реально прочувствовал это! Резкий сдвиг психики героя, странные галлюцинации, загадочный психотерапевт, жуткие сны-видения героя...До сих пор мурашки пробегаю (ночью-то читал). Но мне показалось, что ближе к середине книга уменьшила обороты, как-о стало не так захватывающе. Потом опять всплеск, интересно, неожиданно — и финал, который лично для меня все прояснил и не оставил места для маневра, убрал загадку (но, повторюсь, лично для меня). Вот если бы роман закончился на диалоге с попутчиком в поезде — вообще было бы прекрасно.)

Итого за два не совсем хороших момента и снял пару баллов. А так психику немного расшатывает)

Оценка: 8
– [  2  ] +

Чарльз Маклин «Молчание»

InsideMySoul, 11 августа 2012 г. 16:21

Крайне слабый сюжет. Персонажи «топчутся» на одном месте. Всё чтение скрашивает разве что весьма интересная история Серафима о нелёгком детстве. Все же остальные участники какие-то пустые, безжизненные, непривлекательные. Общая сюжетная идея слабовата для романа. Можно было и отдельным рассказом обойтись.

Прочитал этот роман Чарльза Маклина после «Домой до темноты» и «Стража». Это наихудший из всех трех романов автора за 30 лет. Честно, до сих пор раздражает, что автор разменивается на какие-то жалкие книжонки о виски, упуская возможности написания захватывающих романов на подобие «Домой до темноты».

Оценка: 5
– [  5  ] +

Чарльз Маклин «Страж»

InsideMySoul, 7 августа 2012 г. 21:23

Книга.... странная книга... ей богу. Остался разочарован. Как и многие, поначалу заинтересовался из-за восторженных отзывов и числа проголосовавших. В итоге остался с чувством незавершенности от повествования. И финальная сцена?! Ну уж как так? Может стоит сделать скидку на 1982 год. Хотя и это будет нечестно. Вон Лавкрафт так отжог в начале 20 века, что до сих пор идейное эхо гуляет по всему миру. Нет, скидку на годы делать нельзя ;)

До «Стража» прочел «Домой до темноты» — куда интереснее.

«Страж» стоит прочитать дабы проследить литературный путь Чарльза Маклина. И жаль, что этот путь запетлял где-то там — на страницах книг о виски.

Оценка: 7
– [  2  ] +

Чарльз Маклин «Домой до темноты»

InsideMySoul, 7 августа 2012 г. 19:56

Честно, роман показался весьма слабоватым. Некоторые сюжетные ответвления оказались вообще потеряными.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)

1. Меццалуну обсасывали долго, а в итоге — пшик.

2. Автор мог бы более подробно раскрыть персонажей итальянского следователя (Андреа Морелли), его помощника (Луччи), а также сына Эда Листера. Уж слишком скупо они описаны. Жаль.

3. А ещё до сих пор очень интересно «Почему же убийца назвался СТРАЖЕМ ?» Уж такое-то автор мог бы догадаться упомняуть.

В итоге, думаю, большой отпуск в творчестве (между «Молчанием» и «Домой до темноты» 12 лет) не лучшим образом отразился на последнем романе Маклина.

Оценка: 8
– [  7  ] +

Чарльз Маклин «Страж»

elninjo_3, 19 января 2012 г. 16:35

Великолепный жуткий роман, в процессе чтения которого сразу вспоминается фильм Линча «Маллхоланд-драйв». Причем начало не просто жуткое, это скорее ближе к жанру хоррор. Мне немного непонятны отрицательные отзывы некоторых рецензентов. Эта книга — головоломка, с кучей твистов и если вы ждали чего-то глубокомысленного и философского, то не по адресу. Просто наслаждайтесь загадкой и возможностью подумать и найти ответ. Плюс ко всему очень необычно и жутко читать про психические отклонения от первого лица, когда в любое мгновения действия, которые кажутся нормальными превращаются в ненормальные и в конце концов совершенно сливаются друг с другом (везде у меня слово «жутко», но оно подходит как никакое другое).

Далее будет текст для тех, кто уже прочитал. И вообще, не стоит читать отзывы об этой книге, т.к. любая подсказка испортит вам весь процесс.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Так чем же кончился роман?Кто такой ГГ сумасшедший или спаситель мира?

Давайте рассмотрим второй вариант (и тут я буду пересекаться с отзывом TOD, т.к. он меня опередил и очень круто все разобрал:). Доказательством того, что Грегори — мессия является библия, французская книжка, появление доктора на колокольне и то, что «коснувшись кристалла Соммервиль как-будто весь зарядился энергией». Слабова-то, не правда ли? Книжки он мог взять откуда угодно, а про заряд энергии написано в его же дневнике. А вот что делал психиатр на колокольне не ясно. Хотя мог просто хотеть ему помочь. Плюс ко всему, если Грегори — страж, то Маклин совсем плохой писатель, потому что он ни дал читателю ничего, за что можно было полюбить ГГ. Но самое главное, что меня поразило и что никак не согласуется с его «нормальностью», так это хладнокровное убийство хозяина отеля. Зачем он вообще его убивал?И где угрызения совести?

Я склонен к тому, что все таки он был откровенный псих и TOD прав на счет мотивов. Скорее всего у Грегори не было секса с филлипинской девочкой, а был он с той собакой. И Мисси его застукала, за что он ее и убил. Мерзко, но доказуемо.

Мне сразу бросилась в глаза вот эта фраза во время описания убийства собак: «И тут, охваченный каким-то варварским порывом, я сделал то, о чем не решаюсь рассказать на листке бумаги. А затем подошел к раковине, наклонился над ней и меня вырвало».

О чем он не решился писать? В связи с постоянными упоминаниями собак в эротическом контексте, ответ кажется понятным.

Вообщем, как и «Маллхоланд-драйв» и «Шоссе в никуда» трактовок может быть уйма. Я фанат таких фильмов и эта книга пришлась как нельзя кстати. Я поставил 9-ку лишь потому, что середина после ТАКОГО начала несколько подвисла, а также из-за того, что мне не очень понравился язык автора, слишком он сухой и безликий, хотя к середине Маклин разошелся, [/spoiler]и за сцену встречи Грегори в аэропорту с женой,

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
надо ставить 10-ку. Мурашки по спине бежали кросс.

Оценка: 9
– [  7  ] +

Чарльз Маклин «Страж»

nemarat, 5 октября 2011 г. 12:58

Книга, после прочтения которой, совершенно забываешь, что сюжет выдуман автором — воспринимаешь историю как реальную и пытаешься разгадать загадку. Смотришь и так, и эдак, пытаешься найти логику или убедиться в её отсутствии, — но вряд ли придешь к стройной теории, которая всё объяснит.

Но книга не просто кубик-рубик (в котором кто-то жестокий переклеил цветные квадратики и собрать его невозможно) — не только интеллектуальный поединок автора с читателя и пациента с врачом. Это еще увлекательное путешествие, авантюрное, ребяческое — неизвестно кого, неизвестно куда и неизвестно зачем. Разве не интересно? :)

Оценка: 8
– [  4  ] +

Чарльз Маклин «Домой до темноты»

Dead_Anarchy, 2 октября 2011 г. 12:35

Что же, роман вышел достаточно интересным, однако не настолько, как Страж.

Что мне не понравилось, так это излишние (с субъективной точки зрения) описания опер/картин/зданий и т. д. в Италии, Флоренции. Я не люблю те страны и то искусство, поэтому регулярные сноски и пояснения меня раздражали. Хотя для людей интересующихся, безусловно, плюс.

Развязка меня несколько огорчила, после Стража я ожидал чего-то более изящного, запутанного, необычного в конце концов, а тут вышло как-то блекло и более пресно...

Но, конечно, не всё так плохо. Автор пишет живо, благодаря чему книжка всё равно понравилась. Интрига, страсти — всё на месте. Есть и некоторая пища для размышлений на тему этих ваших интернетов, хотя хотелось, чтобы автор развил это больше. В любом случае приятное чтение.

Я бы сказал, что если читатели Стража отнимут от оценки 1-2 балла, то получат как раз оценку Домой до темноты. Почему суммарная такая маленькая, непонятно...

Оценка: 8
– [  5  ] +

Чарльз Маклин «Страж»

Sttascha, 13 апреля 2011 г. 07:59

Эта книга вызывает у разных людей решительно противоположные мнения о ней. Кто-то говорит, что это верх психологического романа о тонкой грани между реальностью и вымыслом. Другие наоборот, находят книгу достойной макулатурой и не более того. Мне вот сложно выбрать какую-то категорию для себя, но могу точно сказать, что не могу отнести себя к первой категории, да и абсолютной макулатурой книгу не считаю. И тем не менее, я скорее поставлю ей «минус», нежели «плюс». Ибо особой гениальности произведения не увидела. Противостояние пациента и доктора, выдумки и реальности – все, это наличествует, да вот только не сильно трогает, если честно, ибо я для себя практически сразу отнесла пациента к шизофреникам и решение видела одно – отправить парня в больницу, а доктора единственным светом разума. Наверное я слишком приземиста, чтобы поверить в фантазии пациента. Но тут уж ничего не попишешь.

Оценка: 6
– [  4  ] +

Чарльз Маклин «Страж»

aosolov, 10 марта 2011 г. 16:22

Действительно. «Страж» — этакий Дэвид Линч на бумаге. Маклин в таком линчевском стиле оставляет читателю то тут то там некие символы и персонажи, которые позволяют определить, что же все-таки из происходящего реальность, а что просто «психомодели» или проекции Мартина Грегори. Если бы экранизировали — то было бы очень похоже на «Шоссе в никуда», или «Остров проклятых», или «Роковое число 23». Хорошая вещь, но, какая-то честная. Потому что, когда читаешь, изначально не веришь Грегори, относишься к его поступкам и откровениям как к видениям больного мозга. Мне кажется, эта игра автора с читателем «кому-вы-больше-поверите-на-следующей странице» не очень получилась. Не могу утверждать, что появилось раньше: «Малхолланд драйв» или «Страж», но точно ощущаю, что виноват в этом (в том, что не почувствовал я лихо закрученного и завораживающего) Линч, потому что у него посильнее будет. Но книга все равно не для простых любителей детективов, сломанных носов, фаерболов и драконов.

Пы.сы.: простите, что сравнивал с фильмами. Чесспризнаюсь, на бумаге подобного не читал еще.

Оценка: 10
– [  8  ] +

Чарльз Маклин «Страж»

intuicia, 23 февраля 2011 г. 13:10

Книга вызвала у меня неоднозначное впечатление, если разделить книгу на три части от начала до конца:

1-3 шок , 2-3 очень мутная интрига 3-3 чем же она закончится...

Книгу мне посоветовала подруга , читала она её ни один раз и каждый раз

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
мнения у нее менялись-кто же из них безумен Доктор или Пациент

Сказать , что книга великолепна не могу, но и что безнадежна тоже... тут есть и то и другое ...

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Книги с таким завершением должны быть более близки к реалиям жизни ИМХО, ( как в «острове проклятых»)

А вот для погони за кристаллами есть другие жанры. я надеялась что психологизм будет доведен до конца, а в итоге все свелось к смешению жанров...

Оценка: 6
– [  6  ] +

Чарльз Маклин «Домой до темноты»

TOD, 28 августа 2010 г. 15:25

Маклин известен своим романом «Страж» — психологический триллер высшего качества, липкий и безумный текст которого впечатляет в первую очередь своей неодназначностью и непредсказуемостью. Авторы таких книг обречены — «О, да это _тот самый_, ну-ка, ну-ка...». Любое проявление неординарности, где бы то не было, почему-то автоматически к чему-то обязывает. И вот читатель, затаив дыхание, читает и Ждет.

«Домой до темноты» это современный представитель жанра технотриллера — интернет-триллер, назовем это так. Самое распространенное в современном мире средство коммуникации, сеть Интернет, место совсем не безопасное. Условная ананимность раскрепощает, позволяет не стесняясь общаться с малознакомыми людьми абсолютно на любые темы. При этом собеседником по ту сторону монитора может оказаться кто угодно. Маклин мастер в изображении психологии современного человека, со всеми его маниями и страхами. В «Страже» психоз изображался в тонах пугающей обыденности, когда положительный во всех смыслах буржуа неожиданно для самого себя теряет связь с реальностью, подменяя ее более привлекательной. «Домой до темноты» в какой-то мере показывает те же проблемы — уход от реальности в более «уютное» место при стрессовой ситуации. У миллиардера Эдварда Листера погибает дочь Софи, полиция бессильна, собственное расследование продвигается вяло. Единственная зацепка — причудливый сайт в интернете, который предположительно посещала Софи. Эдвард увлекается интернет-общением, флиртует с незнакомкой, в конце-концов теряет голову и влюбляется в придуманный образ. Убийца же, который называет себя не иначе как Страж, начинает заметать следы, новые жертвы неизбежны...

Маклин пишет не просто интересно, его роман отличает мощный реализм и «взрослость». Напряженный, таинственный, скрупулезно выписанный и психологически достоверный роман, взрослый и умный. Но автор и здесь продолжает играть с нами. Любые версии происходящего, неизменно возникающие при чтении романа с детективным сюжетом, он сразу же самым циничным образом опровергает. Подкидывая ложные подсказки, он ведет читателя в совершенно противоположную сторону от разгадки всей интриги. Намеки на «Стража», как имя главного злодея, убийство собаки и многие другие мелочи — это хитрые обманки. И «конец предугадать невозможно™», при том, что роман оказывается совсем не сложным, практически классически построенным, без многозначности и стилистической «навороченности». Кто ждал непредсказуемости, свое получит. Сэр Чарлз опять всех обыграл, и не разберешь кто он — шулер или вдохновленный игрок, ведь играл он на этот раз в совершенно другую игру.

Оценка: 8
– [  6  ] +

Чарльз Маклин «Страж»

aldanare, 7 июня 2010 г. 18:09

«Страж» — это психиатрический (точнее, психоаналитический, а совсем точно — романтизирующий психоанализ) триллер, эффект которого выстроен на одном простом приеме: в тексте есть два взаимоисключающих объяснения происходящего, ни одно из которых не предъявляется как единственно верное.

Главный герой, Мартин Грегори, недавно переквалифицировавшийся из хиппи в яппи (действие романа происходит в самом начале 80-х), утром в день рождения жены совершает поступок, потрясший его самого:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
убивает любимых собак и уезжает из дому.
Практически весь роман — это беседы героя с психиатром, который применяет в лечении регрессивный гипноз и якобы отправляет его в прошлые воплощения. В результате этих трипов у героя формируется одно представление о собственных мотивах, а у его врача — другое, и читатель сам выбирает, кому из них верить. Собственно, и текст представляет собой перемежающиеся отрывки из дневника Грегори и отчеты психиатра о сеансах. Псих герой или не очень — вот что нам предстоит решить. И решение это не такое простое, как может показаться...

Во всяком случае, в версию Грегори очень хочется верить — уж больно красива и уж больно придает смысла всей его дурацкой жизни. Если Грегори нормален, конечно.. И вот так весь текст: от одного «если» к другому.

Оценка: 8
– [  0  ] +

Чарльз Маклин «Страж»

Ant12, 7 июня 2010 г. 15:04

«Прольется кровь, когда и плоть, и сталь

- одно,

И высохнет под вечер в солнечном луче.

А дождь назавтра смоет все следы,

Но след останется в моей душе.» Sting « Fragile»

Книга о потерянном рае. Можно навесить замки, опутать дом сигнализацией и самому впустить демонов. Любить женщину, семью, родину и изменить, забыть, предать. Какая тонкая грань между раем и адом, жизнью и смертью, любовью и ненавистью, реальностью и безумием. Роман завораживает, шокирует и предлагает множество трактовок. Так кто он — Мартин Грегори? Страж или разрушитель? А кто мы?

«Вновь и вновь прольется дождь,

Как плач небес, как слезы звезд.

Вновь и вновь он скажет нам,

Что наша жизнь хрупка, как лед.»

Оценка: 10
– [  2  ] +

Чарльз Маклин «Страж»

Akva, 25 апреля 2010 г. 13:22

Книга оставляет после себя довольно гнетущие ощущение, как будто плаваешь в мутной воде(и не дай бог наглотаться). Она , имхо, смесь недосказаности и предсказуемости — где то с середины начинаешь понимать что сюжет по сути это противостояние врача и поциента. Приз в этом состязании — судьба мира, но сам кристалл (вернее его принцип действия и влияние на окружающую действительность) прописан как-то поверхностно и невразумительно. Но тем не мение тянет дочитать и узнать чем это все закончится. Мне, например, казалась очень логичной смерть Мартина, но автор рассудил иначе.

Оценка: 7
– [  1  ] +

Чарльз Маклин «Страж»

oldrich, 15 апреля 2010 г. 19:53

Сюжет и герои уникальны, язык быть может и уступает развитию событий в книге, но также довольно изысканный, а местами и просто очаровывающий. Советую всем, у кого широкий ум и кому хватит непредвзятости признать, что мир вокруг — не более чем мимолетная иллюзия...

Оценка: 10
– [  11  ] +

Чарльз Маклин «Страж»

Stout, 5 апреля 2010 г. 19:24

Выбрал это произведение «по рекомендации» Фантлаба. Ну что же... Замечательный образец книжной макулатуры. Уверен, что это произведение не извиняет даже год написания — 1982.

Самое главное, что отмечаешь после окончания книги, это слабость или непродуманность автором позиции и действий главных героев. Уже после описания первого сеанса регрессивного гипноза становится понятно, что нам предстоит читать историю пациента и его врача. Однако развернуть эту историю в полновесный триллер, когда с нетерпением следишь за развитием событий, а не ждешь окончания книги, у автора не получилось. Чем дальше в лес, тем менее обоснованный бред несут и творят герои. Причем если действия(!) пациента еще можно худо-бедно обосновать, то поведение доктора вообще не отвечает ни одной из возможных и невозможных линий (злодей, друг, маньяк-минералог, стрелочник, пьяный летчик и т.п.).

История о стране за высокими горами в какой-то мере скопирована из «Волшебника страны Оз». Детской наивностью пронизана вся посвященная ей часть. Слабенько, более чем слабенько. Кстати, именно после этой части я разочаровался в книге совершенно. Еще большей наивностью или непродуманностью отдает всё, что касается артефакта. До конца книги я так и не понял его роль.

Далее, остается куча вопросов, на которые автор вообще не хочет отвечать. Приведу лишь два, чтобы не сильно раскрывать сюжет:

- почему ничего не происходило тридцать лет и три года, которые прожил пациент в неведении о своем предназначении? (А после пришли к нему калики перехожие, дали зелье для промывания мозгов и узрел он Свет...);

- зона действия артефакта — то он «защищал» небольшую страну, а теперь вдруг на всю планету действует.

Хотя тема артефакта не главная. По идее, главной быть бы психологической дуэли доктора и пациента. Но она не получилась.

Честное слово, чем размазывать действие на столько страниц гораздо полезнее было бы написать некий эпикриз (раз уж речь идет о врачах и пациентах) или заметку на последней странице бульварной газеты в стиле «Попал под лошадь. Вчера на площади Свердлова попал под лошадь извозчика № 8974 гражданин О. Бендер. Пострадавший отделался легким испугом». Содержательно и довольно интригующе, поскольку у читателя есть возможность пофантазировать и на тему О.Бендера (М.Грегори), и на тему извозчика (доктор), и на тему лошади (собаки / Пенелопа / Анна).

Кстати о собаках, Пенелопе и Анне. С ними связаны все более-менее шокирующие сцены в книге. Очень подробное описание первой сцены наводит на разные невеселые мысли, в том числе и о самом авторе. Последующая эпизодическая «эротика» не отличается ни изяществом, ни эпатажем. Да, кое-где она действительно логична, но мне кажется, что в произведение она внесена по большей части в попытке шокировать читателя, что в 2010 году уже не актуально.

Отдельная тема — перевод. Конечно, можно простить, поскольку принцип «не стреляйте в пианиста — он играет как умеет» до некоторой степени применим и к переводчикам художественной литературы. Ошибки, неточности буквально режут слух. Полковник Фаукетт — это настоящий перл! Зато теперь, запомнив фамилию переводчика — В.Топоров, я уже буду более внимательно приобретать книги и избегать его работ.

Вот такие пироги. Вообще, я очень не люблю вопросы из серии «что хотел сказать автор своим произведением». Однако здесь он будет самым уместным. Зачем оно НУЖНО и зачем оно НАМ нужно?

Оценка: 2
– [  0  ] +

Чарльз Маклин «Страж»

Trilobit, 3 апреля 2010 г. 08:57

Прочел я эту книгу.Довольно давно собирался,часто наталкивался в сети на восторженные отзывы,шедевр, и прочее ...Книга не плохая.Есть какая то изюминка во всей этой истории произошедшей с главным героем.У Маклина безусловно получилась цельная ,немного мистическая история.Интересно.Любопытно.Занимательно.Особенно впечатлило подземное путешествие Мартина Грегори по пещере,в поисках недостающего артефакта.Хотя некоторые вещи в книге показались надуманными,есть пара нестыковок в мотивациях и поступках героя. Хотя,может так и было задумано.О том ,что прочел не жалею.Но особого восторга по поводу прочитанного не испытываю.Повторюсь-неплохо,но не более.Совершенно не могу понять ,теперь после прочтения, с чего пошла такая волна восторгов.Тут кто то писал,что Маклин автор одной книги,соглашусь пожалуй.Сама история подразумевает некоторое продолжение,но его не последовало,хотя полагаю тут можно было поработать над дальнейшим....

Оценка: нет
– [  0  ] +

Чарльз Маклин «Страж»

sach, 10 декабря 2009 г. 18:41

роман очень понравился! автор показывает, как может быть тонка грань между безумеем и реальностью. Кто может сказать, что реально, а что нет? Главная изюминка романа в том, что автор предоставляет читателю самому определить чья история заслуживает большего доверия, чьё восприятие действительности ложно, а чьё истинно: Мартина Грегори или доктора Сомервиля.

Оценка: 10
– [  15  ] +

Чарльз Маклин «Страж»

Sapienti_Sat, 18 мая 2009 г. 00:01

Никак не мог поначалу понять, почему во время чтения в голове постоянно крутится старая песня группы Alan Parsons Project «PSYCHOBABBLE». Но понял довольно быстро. Потому что вся книга — вот это самое и есть: «psychobabble», т.е. псевдопсихохрень (во всяком случае, примерно так определяет подобную прозу Wikipedia). Понимаю, что рискую навлечь на себя гнев читателей, поимевших сатори после знакомства со «Стражем» (сужу по числу и эмоциональности отзывов), однако Платон мне, конечно, друг, но истина, заррраза, дороже.

Сказать, что книга запутана — значило бы соврать. Она просто-напросто ни о чем. Автор, однако, гений безусловно — втюхать такое «новое платье короля» за то, что в обиходе называется прозой — это не каждому наперсточнику по зубам. И в этом «сайкобаббл» ну чего только нет: и глубокий гипноз, и прошлые жизни, и... И результат, который прост, как колумбово яйцо: КНИГА ТОТАЛЬНО, АБСОЛЮТНО, НЕПРИКРЫТО НИ О ЧЕМ. Героев, к которым можно было бы проникнуться симпатией (или хотя бы сочувствием) нет и в помине. Ужасов (пусть и чисто психологических) – ровно нуль. Плохиши вовсе не страшны (да и в чем же они плохи — я о врачах? и чего, кстати, добиваются-то?). Герой – шизик довольно среднего пошиба, который почему-то убежден, что вот-вот – и мир он все-таки спасет. Конечно, ни хрена и никого в результате не спасает. Разве что

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
убивает двух своих собак и едва не сводит с ума жену.

Перевод — о, это отдельная тема. За такую работу с переводчика деньги положено БРАТЬ, и никак не наоборот. (Знаменитый — и действительно пропавший — путешественник Перси Гаррисон Фоссет, он же майор Фоссет, становится... Фаукеттом. И т.д., и т.п. В общем, тема для отдельного разговора...)

Моя оценка проста как банан: ДВА БАЛЛА (и то до сих пор удивляюсь, почему так много...). Рекомендации на предмет рассмотренного шедевра? Тоже проще некуда. Книжку отдать кому-нибудь из тех гадов, которые вам чем-то в жизни насолили, потом прийти домой и поставить классический альбом Alan Parsons Project «EYE IN THE SKY» (1982). Если кому очень не терпится, можно сразу скакать к траку номер 7 (это тот самый PSYCHOBABBLE, о котором здесь в основном речь).

Но лучше начать с самого начала, потому что альбом ОЧЕНЬ хорош (и особенно №2, Eye in the Sky, где есть отличные слова, видимо, вдохновившие автора книги: «I CAN CHEAT YOU BLIND» — что он, кстати, и проделал).

А вот от альбома удовольствие я ГАРАНТИРУЮ.

Оценка: 2
– [  6  ] +

Чарльз Маклин «Страж»

Sfumato, 18 апреля 2009 г. 03:10

Роман действительно очень сильный! Оставляет след надолго. Великолепный психологизм. Вообще, мне нравятся вещи на тему бесед с психиатром. А тут еще и повествование от той и другой стороны, взгляд на события у них разнится очень сильно. Где правда, а где трипы больного мозга ? Этого мы по сути так и не узнаем — тем и интересно!

Стилю написания — высшая похвала.

Оценка: 10
– [  5  ] +

Чарльз Маклин «Страж»

_LOKI_, 13 марта 2009 г. 02:05

Исключительная по своему послевкусию книга. :pray:Этакое зеркало души. Нет, в самом деле. Кто себя в этой реальности уверенно чувствует -- тот сразу скажет -- бред сумашедшего.

Кто малость того,-- в карму там, астрал верит, тот вам аргументов в пользу Стража и Кристала массу найдет :wink:

Ну а кто просто нормальный человек -- долго будет сюжет то так то этак поворачивать. И какой стороной он вам повернется зависит только от того на сколько вы готовы уйти от реальности.

Делайте выводы господа :shuffle:

PS.Спасибо Фантлабу за рекомендацию.

Оценка: 10
– [  16  ] +

Чарльз Маклин «Страж»

TOD, 3 марта 2009 г. 15:37

Внимание! Если вы еще не читали роман «Страж», но хотите это сделать и решили почитать отзывы, чтобы окончательно решить, читать или нет, мой вам совет — не делайте этого.

В смысле не читайте отзывы.

А роман читайте обязательно, большинство написавших отзыв в итоге говорят, что он того стоит (и я присоединяюсь к этому), но «Страж» — это такая вещь, что самый незначительный спойлер может подпортить интригу (а уж мой отзыв полон спойлеров). Весь сюжет лучше узнать самому, «пережить» все с Мартином Грегори.

Все, дальше вам, счастливчикам, у которых еще все впереди, лучше не читать.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Меня роман просто поразил, я ожидал чего угодно, но никак не такого. Все хвалебные слова на обложке — чистая правда, развитие сюжета предугадать действительно невозможно.

Основная интрига заключается в самой личности Мартина. Безумец или мессия? Спаситель человечества или убийца? Каждый волен думать по-своему, но я считаю что все эти истории про предыдущие жизни, Магмель, кристалл, Стражей, все это — выдумки и ничего больше. Стремление сознания Мартина оправдать давнее преступление. Оправдать перед самим собой.

По моему мнению произошло следующее.

В детстве, когда Мартин жил с родителями на Филиппинах, он был совращен старшей его по возрасту девушкой, что нанесло ему травму, так как психически он не был к этому готов. Потом он по каким то причинам убил эту девушку. Воспоминания о содеянном были вытеснены его сознанием в глубины подсознания и, на время «позабыты». Уже в зрелом возрасте какой то внешний фактор (стресс на работе, например, ему обещали повышение, которого он хотел добиться) повлиял на его сознание и вызвал определенный рецидив — желание убить жену, и попытка, которую он предпринял очень напоминала как раз тот эпизод с девочкой.

Т.е. реальным «воспоминанием» под гипнозом была только история из детства. В остальных он, абстрагируясь от своей личности пытался оправдать себя.

Все бы хорошо, но у этой моей теории есть два слабых места:

1. Мотивы убийства девочки.

2. Роль во всем этом собак.

Хотя это тоже можно связать, но довольно бредовым образом. Итак, несколько раз Мартин упоминает что то про «хвост», явно в эротическом контексте: «Трахни меня, — призывает она, перекрывая грохот. — Трахни меня под ХВОСТ, о Господи Иисусе» и «Я стиснул обеими руками ее маленькие ледяные грудки и пустился губами в медленное странствие по ее позвоночнику... замечая при этом, что волосы гуще всего растут там, где у животного должен быть хвост.» Довольно странно и наводит на определенные мысли. Если предположить, что Мисси застала Мартина с той самой собакой, которая увязалась за ним, то, вполне вероятно, это и послужило причиной того что он «взбесился» и убил ее. Это конечно уже через чур я додумал, и звучит совсем жутко и мерзко, но Сомервиль отмечал, что Мартин так и не подпустил его к какой то части этого воспоминания, выстроив особенно сильную защиту, и воспоминание именно такого рода могло бы иметь место, теоретически. И Маклин часто не говорит напрямую, лишь намекая, может это и есть один из намеков. Сознание Мартина очень запутанно, невозможно определить грань между настоящими и ложными воспоминаниями, между откровенными галлюцинациями и реальностью. Попутчик в конце романа отлично вписывается в мистический сюжет, но я предполагаю, что это очередной выверт сознания Грегори, галлюцинация, идеально оправдывающая теорию «избранности».

Почему я не принимаю эту вторую теорию? Все очень просто. Если Сомервиль и тот старик из Магмеля — одно лицо, то зачем ему строить козни против стража? Ведь кристалл то уже был у него. То есть старик-Сомервиль сначала провоцирует Мартина забрать у него кристалл, а потом снова его хочет украсть? Какой смысл? Просто сознание Мартина смешало много событий, персонажей, символичных предметов и из этого выстроило причудливую историю-оправдание. Правда, если подумать, то и вторую теорию можно доказать...

В детстве у меня был значок, смотришь прямо — одна картинка, а если под углом — другая. Вот и восприятие сюжета «Стража» зависит от «угла», с которого смотришь.

Да, роман меня впечатлил, эти долгие рассуждения в которые я пустился и которые вас наверное уже утомили — тому подтверждение. Это точно один из лучших триллеров, наравне с «Психо», вторая вершина своего жанра. Лучше этого (в рамках жанра) еще долгое время не будет написанно.

Оценка: 10
– [  10  ] +

Чарльз Маклин «Страж»

chimera, 1 марта 2009 г. 11:51

«Страх — плата за грех, плата за муки...»

Этот роман крайне привлекателен и неординарен. В основе повествования лежат душевные переживания главного героя, ведущего сотрудника компьютерной фирмы. С самого начала и до конца произведения его жизнь окутана атмосферой таинственности и страха. Попытка докопаться до причин своего чрезвычайно странного поведения приводит его к повторяющимся историям его (его ли?) прошлого. И дальше начинается самое интересное: читателю предлагается самому решить является ли герой душевнобольным, либо таинственная магия и заговоры все же имеют место быть в нашем мире. На этом противопоставлении и строится все повествование. Именно для этого вводятся второстепенные персонажи: роковая соблазнительница, являющаяся к Грегори во сне и наяву, случайный попутчик, который якобы открывает глаза на происходящее герою и нам. Все это позволяет мастерски спроецировать Маклину всю ситуацию со своего персонажа на читателя, который настолько запутывается по ходу прочтения книги, что сам может начать сомневаться в том, что понимает, о чем идет речь в данный момент. Любое событие можно интерпретировать по-разному, и в любое понимание произведения оно вписывается безошибочно. Получается некая матрешка с возможностью возврата в любое состояние в любой момент.

Книга, на мой скромный читательский опыт, не имеет широкоизвестных аналогов, не является переигровкой старых, всем известных ситуаций. В зависимости от взгляда читателя определяется и жанр произведения, однозначно его определить как-то не выходит. Книга должна понравиться тем, кто хочет прочитать «что-то необычное».

Оценка: 9
– [  4  ] +

Чарльз Маклин «Страж»

alexsei111, 9 февраля 2009 г. 19:29

Эта история началась с того что я увидел эту книгу в рекомендациях на на главной странице.Среди отзывов которые рекламировали эту книгу был отзыв armitura с которым мы иногда переписываемся к всеобщему удовольствию.Поскольку я собирался делать заказ в «Чаконе» я добавил в него поскет со «Стражем «(Благо и стоил не очень дорого).

Что в итоге?Неплохая или даже хорошая книга,но бесспорно не шедевр и высшей оценки она не достойна и вот почему.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
К сожелению я не увидел в ней оссобого месседжа или точнее книге очень повредил неоднозначный финал.Мы так и не поняли кто такой доктор Сомервиль вселенский злодей или доктор который искренне хочет помочь своему пациенту.Кто такой Мартин Грегори страж ждущий знаков конца света или просто сумашедший.Я лично не понял как мне относиться к герою с симпатией или с ненавистью как к маньяку и убийце у которого поехала крыша.Думаю что в данном случае неоднозначность пошла Стражу во вред.
У практически всей англоязычной литературы есть существенный недостаток она пусть и мастерски развлекает читателя,а не пытается что то сказать о вечном.(Как в Пикнике на обочине).Боюсь Страж из того же ряда что и творчество Дэна Брауна,но гораздо более мастерски написанный.
Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
И голливудская сцена в конце противостояния Грегори и Сомервиля и Сомервиль картинно убиенный языком колокола потверждают это.
.

Самое сильное место в романе это история Магмеля и я поставил еще такую оценку потому что по сравнению с ней остальное в романе существенно слабее.История Магмеля просто великолепна и как Фэнтези повесть читается просто на высший бал.А так извините 8.Хотя я рад ,что прочитал эту книгу.Было по крайней мере интересно.Рекомендации Фантлаба это вещь.Скоро Бэккер придет и Ффорде на полке стоит.Так держать господа знакомим народ с малоизвестными авторами.!!!:super::super::super:

Оценка: 8
– [  8  ] +

Чарльз Маклин «Страж»

MrSlash, 30 января 2009 г. 17:40

Надо сказать, что книга удивляет и удивляет многим. Прежде всего тем, что при такой концепции она не получилась психоделически занудной, во-вторых «боевитая» ее концовка двольно органично вписывается в этот самый «безумный» (с хорошей точки зрения) сюжет, ну а в третьих это книга, которая чертовски может покалечить Вам мозг. И дело даже не в том, что она (книга) по словам многих критиков «интеллектуальная», «блестяще вылепленный детектив» и т.д. — с этим то я как раз и не очень согласен. Не согласен потому, что в принципе детективом там и не пахнет — автор обе линии (главного героя и психиатра) подает двольно четко, любому понятно что законченного финала не будет и читатель сам будет решать кому верить. Интелектуальности там тоже немного — на самом деле книга не вызывает желания ее переосмыслить либо просканировать собственную сущность, либо догадываться о недосказанном автором. Нет обе линии подаются очень просто — герои говорят либо описывают (в дневнике, либо отчетах) все что думают, читателю не нужно делать выводов за героев — они присутствуют в тексте в явном виде. На самом деле «мозг рвет» необходимость выбора или та самая относительность всех жизненных сущностей., так подсказок (автора) за ту или иную сторону поровну и, как следствие, позиция автора абсолютно не ясна. сводит с ума атмосфера тревожного ожидания, сводит с ума полчища тараканов в голове у главного героя, вызывающие умопомрачительные глюки и видения, сводит с ума то, что книга никак не идет из головы после прочтения. Если говорить о стиле автора, то в данной книге он безупречен. Да нет сложных языковых приемов, да нет двойногои тройного дна в диалогах, не философии и модного словоблудия. Стиль абсолютно прост, но это то, что докотор прописал для этой книги. Любые стилистические навороты непременно отвеликли бы читателя от концепции и сюжета книги — они бы просто помешали.

В общем и целом — книга шикарная. Если говорить о выборе оценки то выбор между 9 и 10 у меня очень прост. Если я хочу в будущем перечитать книгу — то это однозначно 10. На том и порешим... Всего доброго, читайте на здоровье...

Да если говрить о том, что я решил для себя, то думаю что

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
главный герой все-таки страж, а не псих. В эту сторону я склонился после того, как психиатр решил самостоятельно вразумить пациента на этой самой колокольне. Если бы ему не нужен был этот кристал, то какого черта он туда полез, герой, блин...

Оценка: 10
– [  8  ] +

Чарльз Маклин «Страж»

Vitality, 27 января 2009 г. 10:47

Гениальное произведение: впрочем, что эти два, таких традиционных, слова значат сами по себе! Начинается как типичная история о шизофренике (словно автор долгое время работал психиатром), и хотя эта фабула частично сохраняется и в дальнейшем, вещь-то в целом – не что иное как подлинно *мистический* триллер. Основа самой древней религии в мире, идея реинкарнации сама по себе, конечно же, не нова, но такого блестящего ее использования в беллетристике, как в «Страже», пожалуй, не было. Две параллельные линии повествования от одного лица столь различны (как непересекающиеся прямые в Эвклидовой геометрии, хотя здесь, скорее, мир Лобачевского), что многих заставят чесать «репу» в попытке осмысления послания, а некоторые просто плюнут в сердцах, да отложат книжку. Но какое это на самом деле наслаждение вникать в произведение искусства, которое очень глубоко и, в то же время, являет множество «подводных камней». Исполненный (кажущихся) противоречий, «Страж» отражает суть нашего двойственного мира, и оттого столь же идеален как сочетание ноля и единицы. А это сочетание есть информационное поле, в котором мы, собственно, и пребываем, по крайней мере, на данном, земном – если грубо – уровне. Возвращаясь к выделенному слову: когда высоким жанровым званием мистики одаривает такие опусы как «Омен» и иже, это бред собачий. Во все века, и поныне, мистиками называли и называют людей, доподлинно знающих о нелинейности «нашего» пространства, явственно ощущающих соседство «иных» миров. Из опять-таки «наших» (ирония: все мы жители Земли, какие нации – просто разные кармы!) это Рерих, Блаватская, ой, да куда я полез, когда корни в 5000 лет позади, в Бхагавад-Гите. В общем, хотел сказать, Сэр Маклин тоже наш человек. Не сочтите, что умничаю – такие мысли навеял «Страж». Да, еще одно примечание: Как и Йен Пирс («Перст Указающий»), Маклин – создатель лишь одного шедевра, но зато такого, что стоит целой библиографии многих и многих.

Оценка: 10
– [  4  ] +

Чарльз Маклин «Страж»

olya_p, 16 января 2009 г. 01:24

Это очень странная книга. «Прорывы» реальности или ирреальности главного героя воспринимаются очень близко к сердцу, т.к. реальность самой книги врывается в жизнь читателя, который перестает обращать внимание на окружающую действительность и погружается в кошмар главного героя. Кто он — обычный псих или Страж? Каждый решит это сам.

Вина за совершенный им ужас жгла мою совесть и бередила мою душу (знаю, что банально, но очень точно передает ощущение). Каждую следующую страницу страшно читать и совершенно невозможно не прочесть. 10 баллов я не смогла поставить, потому что слишком шокирована книгой. Не знаю, решусь ли я ее когда-нибудь перечитывать, но точно навсегда запомню.

Оценка: 9
– [  18  ] +

Чарльз Маклин «Страж»

badger, 9 января 2009 г. 23:19

Есть у меня грустное предчувствие, что Чарльз Маклин так и останется автором одной книги. Потому что создать произведение, равное по глубине «Стражу», возможно только раз в жизни. И его более поздние романы эту догадку только подтверждают. Но не надо о грустном, ведь автор жив-здоров, активно пишет (хотя и довольно медленно) и роман, который может остаться главным в его творчестве уже написан. И его можно читать, и нужно перечитывать.

О чем эта книга? Наверное, об иллюзорности человеческого бытия. О том, кем мы хотим быть, и тем, кем мы становимся. О том, что окружающий нас мир может стать абсолютно нереальным, а самые страшные кошмары воплотиться наяву. О том, как тонка грань между реальностью и иллюзией. И понятно ли нам, с какой стороны этой тонкой границы мы живем?

К несомненным достоинствам книги можно отнести легкий, чистый язык повествования, и незаурядное мастерство в плетении внутренних интриг. Сюжет абсолютно непредсказуем, куда занесет героя на следующей странице повествования, что из рассказанного ранее окажется ложью, а что пугающей действительностью предугадать нельзя до самого финала, да и он не дает однозначных ответов на вопросы. Впрочем, об этом уже говорилось в предыдущих отзывах и повторяться не хочется.

Нельзя дать и однозначного трактования жанра романа. Я склонен оценивать «Стража» как психологический триллер с легким налетом мистики, хотя, если вывернуть книгу наизнанку, получится весьма незаурядный научно-фантастический роман. Да и стоит ли навешивать ярлыки жанров? «Страж» — великолепная книга, штучный товар, который ждет требовательного покупателя, вдумчивого читателя, не боящегося сорвать завесы тайны и шагнуть в глубины собственного подсознания. Он может увлечь незаурядными интригами, и до смерти перепугать, заставить по-новому взглянуть вокруг и настороженно прислушаться к внутренним ощущениям. Одно лишь точно — этот роман мало кого оставит равнодушным. Не пропустите.

Оценка: 10
– [  1  ] +

Чарльз Маклин «Домой до темноты»

vorob, 24 декабря 2008 г. 11:53

Безусловно, халтурой роман мне не показался. Разгадка неясна до последних страниц. Реализма добавляет «взрослое» отношение к героям книги: вне зависимости от объема, выделенного на привлечение внимания к персонажу судьба его может оказаться любой. Присутствует уместная доля сверхестественного. Также привлекает внимание, уделенное проблемам отношениям супругов в продолжительном браке, знакомствам через Интернет, переживаниям жертв насилия.

8 из 10.

Оценка: 8
– [  14  ] +

Чарльз Маклин «Страж»

armitura, 19 декабря 2008 г. 11:44

Ухх... Давно у меня так голова кругом не шла.

Все разгоняется, когда практически пасторальное идиллическое начало «Стража» вдруг взрывается абсолютно чудовищным в своей хладнокровности и мерзости поступком главного героя. Когда ЭТО случилось и он таки оставил своей жене на день рождения свой кровавый подарок, я отшатнулся от книги так, будто меня в морду ударили. Мне вообще трудно представить себе более интригующей завязки, чем та, которую выдумал для своей книги Маклин. Да, кровь и мрак — но как интригует.

Как оказалось, интригует не зря. Американские горки дальнейшего сюжета заставляли тихонько повизгивать на виражах и закрывать глаза в самых страшных моментах — сумасшедшее путешествие по глубинам подсознания, тесно переплетенное с альтернативными мирами, кровавые образы, извращенные видения... Никогда еще борьба Добра со Злом не была так завуалирована и так жестока. Порадовал и конец книги — настолько открытый, что додумать к ней можно чего угодно и стать, таким образом, соавтором текста (во всяком случае для самого себя).

Что такое «Страж»? Хроника безумия, нарастающей паранойи? История человека, который в один прекрасный день съехал со всех катушек? Очень правдоподобно и дотошно выстроено. В это легко можно поверить.

А может быть, «Страж» — это история героя, который вот уже на протяжении многих поколений пытается спасти мир от уничтожения? В таком случае, следуя логике известного анекдота, мы живы — и значит ему это неплохо удается.

Маклин не дает ответа на этот вопрос, но это, наверное, и не обязательно. Все равно ведь каждый себе его придумает:)

Оценка: 9
– [  16  ] +

Чарльз Маклин «Домой до темноты»

baroni, 2 сентября 2008 г. 21:51

Новый роман шотландца Ч. Маклина «Домой до темноты» во многом напоминает предыдущий маклиновский роман «Молчание». При том что по стилю, тематике, персонажам, письму эти два произведения разительно отличаются друг от друга, «точка общая», выражаясь в терминах Свидригайлова, между ними все-таки есть. И эта точка не только жанр — «психологический триллер», в котором написаны оба романа. Но вначале несколько слов о сюжете.

...Дочь британского миллионера Эда Листера зверски убита во время учебы во Флоренции. Взбешённый медлительностью итальянской полиции, Эд начинает самостоятельные поиски убийцы. Только вот это самодеятельное расследование неожиданно оказывается чрезвычайно опасным предприятием: начинают погибать люди, с которыми Софи общалась последние дни своей жизни, сам Эд замечает слежку за собой и за своим особняком в Лондоне. События начинают развиваться в непредсказуемом направлении... Роман написан живо и динамично. Маклин уверенно развивает несколько сюжетных линий, сходящихся, как и положено, в финале романа.

Теперь о том, что объединяет маклиновские романы. За детективной линией у автора скрываются более глубокие пласты. Шотландского писателя интересует то, что обычно называют контекстами — цивилизационными, культурными, гендерными, — в которых и существует современный человек. Если предыдущий триллер Маклина «Молчание» был романом о тотальной лжи, об обезценивании смысла любого высказывания, то «Домой до темноты» — роман об утрате собственной идентичности. Герои Маклина утрачивают собственное «я» совершенно добровольно, безо всякого стороннего принуждения. Они не просто начинают исполнять чужие роли, пытаясь подменить реальность плодами собственных фантазий и измышлений, но и стремятся втянуть в свой выморочный мир своих близких, да и просто окружающих. Тема подмены, утраты аутентичности, отыгрывается в романе по всем возможным направлениям и, как полагается, приводит к трагичным и непредсказуемым последствиям. Собственно говоря, все персонажи «Домой до темноты» занимаются тем, о чем вы свое время скромно писал Бодрийяр — конструируют реальность в виде придуманных ими же образов.

Вообще, если вы хотите узнать,что за последние 10—15 лет произошло с европейским человеком, как изменились его вкусы, его взгляд на мир и на самого себя -романы Ч. Маклина отличное тому подспорье. Потому что шотландцу удается в принципе главное — создать такого персонажа, который синтезирует то, что мы называем временем.

Оценка: 7
– [  31  ] +

Чарльз Маклин «Страж»

baroni, 3 июня 2008 г. 01:01

Очень сильный роман Ч. Маклина, являющийся к тому же своеобразным парафразом малоизвестного в России романа В. Набокова «Бледный огонь» (Pale Fire). По сути, «Страж» представляет собой каскад вопросов, загадок, на которые можно дать прямо противоположные ответы. Роман Ч. Маклина предполагает двойное, или, даже «тройное» прочтение.

...«Страж» — история Мартина Грегори, клерка средней руки, внезапно осознавшего, что он является Хранителем некоего артефакта, наподобие Св.Грааля. Причем Хранителем Мартин является с незапамятных времен, реинкарнируясь в самые разные эпохи в разных лицах...

...«Страж» — история Мартина Грегори, клерка средней руки, который просто «съехал с катушек» и вообразил себя Хранителем, новым спасителем мира (Мартину, кстати, 33 года) и человечества...

Одна и та же история, рассказанная двумя разными повествователями, выглядит в каждом случае абсолютно достоверной и убедительной. На самом деле Ч. Маклин написал роман об относительности любого нарратива, любой рассказанной (написанной, прочитанной) истории. Добро и зло, правда и вымысел, иллюзия и реальность — все эти понятия относительны, условны. Всё зависит лишь от точки зрения, от оптики автора того или иного повествования. Но, может быть, никакой реальности и вовсе не существует, а есть лишь различные способы приближения к ней... Ч. Маклин с ловкостью опытного конспиратора заметает следы, уничтожает улики, которые позволили бы толковать его роман сколь-нибудь однозначно. По сути, это и первый настоящий роман конца ХХ века — двух десятилетий тотальных интерпретаций.

«Страж» своей атмосферой и интонацией предугадывает лучшие дэвид-линчевские фильмы. ...Приемная психиатра, призрачный пригородный мотель, нью-йоркская третьеразрядная гостинница, загадочная и роковая женщина, старинная гравюра с меняющимися деталями рисунка, подозрительно странные незнакомцы, которых ты где-то когда-то уже встречал... Абсолютно прозрачный язык в романе сочетается со все более непредсказуемым и интригующим сюжетом. Автор мастерски, от страницы к странице, нагнетает атмосферу, вовлекая читателя в силовое поле высочайшего напряжения. Вы искали «готический ужас»? Пожалуйста — он перед вами...

Оценка: 10
– [  1  ] +

Чарльз Маклин «Страж»

Muxeu, 16 мая 2008 г. 17:04

Привет всем! Книга интересная, но не более. Так сказать — убить время, на любителя. И концовка действительно очень странная, остается впечатление незаконченности. Вот мол вам, держите, как хатите так и воспринимайте. В общем читайте. Решать всегда Вам....

P.S. моя оценка 7, на большее не тянет.

Оценка: 7
– [  10  ] +

Чарльз Маклин «Страж»

ALLEGORY, 20 апреля 2008 г. 23:40

Похоже, что от «Стража» я слишком многого ожидала, почитав ряд восторженных отзывов и об авторе, и о конкретной книге… оттого и разочарована оказалась, видимо. Безусловным достоинством является то, что перед нами — роман, который невозможно однозначно отнести к какому-либо конкретному жанру (триллер? фэнтези? магреализм?), роман, дающий возможность поразгадывать множество загаданных автором загадок, ни на одну из которых читатель так и не получит однозначного ответа даже в финале – каждый может выбрать на свой вкус. Медленное, пошаговое погружение в паранойю – безусловно и убедительно, а атмосфера тревоги и преследования – тщательно и детально сконструирована. Подозреваю, что именно это – почти тактильно ощущаемое авторское «конструкторское мастерство», дотошность и тщательность – меня и смутили. Я все-таки люблю искреннее и настоящее сумасшествие… Ну или, возможно, я ничего не поняла, а Маклин – это просто не мой автор.

Оценка: 6
– [  0  ] +

Чарльз Маклин «Страж»

vorob, 15 апреля 2008 г. 19:56

Книга исключительная; произвела на меня большое впечатление.

Оценка: 9
⇑ Наверх