fantlab ru

Все отзывы на произведения Эдгара Л. Доктороу (Edgar L. Doctorow)

Отзывы

Рейтинг отзыва


– [  3  ] +

Эдгар Л. Доктороу «Всемирная выставка»

Chartdkey, 14 декабря 2021 г. 16:28

Ну раз нет отзывов, то буду первым.

С Доктороу я познакомился в «Регтайме». Есть подозрение, что читал еще «Мозг Эндрю», но мой мозг напрочь это позабыл.

Решив углубить свои познания творчества автора, я решил почитать «Всемирная Выставка».

Книгу, я не дочитал. Скажу сразу и честно. Слог хороший, но не смотря на это, глаза не плывут по тексту, как у того же Ирвина Шоу.

Прочитал я 25% книги. И все это время я заставлял себя ее читать. Почему? Да, все просто. Она о детстве ребенка и о его взгляде на обыденную жизнь. Без какой-либо призмы, как у Рея Бредбери и не с плавным перетеканием во взрослую жизнь, как у Джона Ирвинга. Нет, она просто о детстве.

Доконал меня момент, когда ребенок на пляже, с придыханием произносит запретное слово «ган*он». Может быть дальше и было взросление персонажа, но четверть книги это внушительный объем и за это время книга не вызвала во мне никого отзвука.

Детство интересно проживать, но о нём неинтересно читать.

Оценка: нет
– [  3  ] +

Эдгар Л. Доктороу «Гомер и Лэнгли»

negativecharge, 11 июля 2020 г. 19:37

Жизнь человека состоит из парадоксов. Он хочет быть независим от общества; он хочет быть благожелательно принят обществом. Он хочет не быть кому-то что-то должен; он хочет помощи от других. Он хочет, чтобы чиновники от него отстали; он хочет, чтобы чиновники для него всё сделали. И так далее, и тому подобное. Вечные две стороны одной медали.

Два брата, Гомер и Лэнгли, родились в богатой семье. В этом им повезло. Но Гомер ослеп, Лэнгли отравился во время газовой атаки, поэтому сказать, что им совсем повезло, нельзя. Тем не менее, благодаря деньгам и прислуге они могли бы неплохо справиться с выживанием в этом сложном мире. Если бы захотели. Аннотация к книге написана так хитро, что от произведения ждёшь чего-то бунтарского, идейного, последовательного. Два брата против системы. Но на деле всё гораздо прозаичнее. Когда у человека есть деньги и нет обязательств, он может делать то, что пожелает. Есть даже теория, что если человека обеспечить базовыми потребностями и частично освободить его от труда, то он это свободное время начнёт тратить на творчество. И пример братьев из этой книги вроде как даже подтверждает это. Но кому принесло пользу их творение? Да и творение ли это было? Если каждый начнёт рисовать картины и сочинять музыку, найдутся ли в достаточном количестве те, кто захочет её слушать? Те, кто вдохновит продолжать? Да и будет ли эта музыка такого уровня, чтобы стоило продолжать её сочинять? Можно всю жизнь творить что-то, но так и не сделать ничего толком для человечества, даже для крошечной её части.

Впрочем, всё это не так важно, так как долговременное увлечение было лишь у Лэнгли. Он — настоящий коллекционер. Этим словом часто называют и собирателей, но нет, это не одно и то же. Коллекционер не только собирает что-то, он это изучает, каталогизирует, ищет общее, выделяет главное, находит закономерности. Мечта Лэнгли, ради которой он всё это затевает, мне, как и его брату Гомеру, кажется не реализуемой из-за бесконечности задачи и из-за бессмысленности самой сути материала. Он хочет создать идеальную газету, которая будет иметь вечно актуальное содержание, так как на самом деле ничто не ново под луной. Реальные же газеты обращаются не к разуму, но к чувствам, к эмоциям, к звериной части человека. Там не нужна логика, там важнее раздражительность. Чем мощнее раздражитель, тем больше шокирован человек. Тем скорее он побежит обсуждать это событие с кем-то. Тем больше тираж газеты. Поэтому сама идея Лэнгли создать газету на все времена не состоятельна. Дело в том, что человек ко всему привыкает, даже к оглушительным новостям. Если раньше его шокировало ранение старушки в булочной, то теперь подавай растерзанные трупы девочек. На старушку он уже и ухом не поведёт. Чёрствость читателя? Да нет же, защита организма. Те самые «волки, волки» начинают играть свою роль. Постепенно люди осознают, что кроме громких заголовков для старушек в булочных крикунами ничего не делается. Им просто надо продать горяченькую новость. А сам читатель каждой старушке помочь не в состоянии. В итоге игнорирование — это единственный вариант сохранить рассудок в безумстве того мира, что создают в нашем разуме представляющие интересы различных группировок пропагандисты и зарабатывающие на информационном поле журналисты. Нормальные человек не может публично кричать, что с кем-то воюет ни на жизнь, а на смерть, а в личном разговоре обниматься и жать руку. Нормальный человек не может и представить себе, что так будет поступать кто-то другой. Поэтому когда он узнаёт такое о политиках, начальниках, кинозвёздах и прочих любителей научить, как ему жить, он старается дистанцироваться от них, как от прокажённых. Именно поэтому Лэнгли хотел создать газету на все времена и закончить с этим бесконечно повторяющимся информационным кошмаром.

В этом я его прекрасно понимаю. Сам недавно, перечитывая «Вам и не снилось» Галины Щербаковой, наткнулся на такой абзац: «Роман в тот день возвращался не вовремя. Он расчихался на первом уроке, и его отправили домой, потому что на Ленинград шла эпидемия самого последнего наимоднейшего гриппа. И в центральном гастрономе уже торговали в повязках.» и подумал, что на самом деле в мире не происходит ничего нового. Те, кто стоит за любой информационной шумихой, пользуются нашим незнанием прошлого. Каждый человек, особенно когда он молод, думает, что именно его поколение, именно он открывает мир заново и делает что-то новое, оригинальное. А на самом деле всё повторяется. Поднимите старые карикатуры, которым 50 лет, 100 лет, они актуальны и поныне. Чуть моднее нарисовать, чуть обновить и можно печатать. Лэнгли это понимает, Гомер вроде бы тоже. И прячутся от этого. Поэтому ни о какой реальной борьбе с системой речи не идёт. Братья постепенно уходят в раковину, отступая вглубь в стремлении сохранить покой, сохранить возможность делать то, что хочется. Они словно застряли в детстве. Они искренне ждут, что окружающие простят им любые шалости. Но окружающие взрослые шалости не ценят, они ценят деньги. Впрочем, в этой части братья от них не отстают. Единственное, за что они готовы серьёзно столкнуться с системой — попытаться сохранить свой капитал. Остальное их мало волнует. Нет никакой идеологии в самоизоляции братьев, в их разрыве всех нитей от цивилизации. Они не хотят никакой борьбы, они просто не хотят принимать правила жизни в обществе. Но и менять их они тоже не хотят. У них нет мыслей, что если не платить за воду, газ, электричество, дом, то кому-то могут не выплатить зарплату. Этот кто-то трудится, чтобы всё это было у братьев. Они по-детски ждут, что им все должны просто потому, что им этого хочется. Это не бунтарство, это безответственность. Да, они готовы помочь отдельным людям, которые на них работают или от которых им что-то надо, но не более. Я не знаю, а теперь и не хочу знать, как действовали настоящие братья Кольер. На сторону же книжных героев я вставать не собираюсь. Как и рекомендовать эту книгу к прочтению.

Оценка: 6
– [  5  ] +

Эдгар Л. Доктороу «Рэгтайм»

URRRiy, 2 января 2019 г. 02:50

Классический американский роман семидесятых-восьмидесятых годов двадцатого века о временах начала того же самого века в США. Действительно, написано интересно, исторические вклейки в виде отдельных повествований о выдающихся людях того периода — Гудини (а это беспроигрышный способ привлечь внимание), красотка — натурщица Эвелин Несбит, вовлеченная в скандальное преступление — убийство ее нынешним любовником (мужем) предыдущего любовника, оба — понятно исторические личности. Анархистка Голдмен и Зигмунд Фрейд в США, исследователь Арктики Пири и Генри Форд, вкупе с Джей Пи Морганом, плюс до кучи несчастный эрцгерцог, которого убили, и разные президенты того времени. В общем, срез зарисовок / газетных статей на фоне ЦЕЛИКОМ ПРИДУМАННОЙ НЕВЕРОЯТНОЙ ИСТОРИИ борьбы негра за свое человеческое достоинство методом террора в Нью-Йорке начала двадцатого века.

Безусловно, задумка интересная, на фоне описания как бы хроники семьи местных благородных сливок общества — Отца, Матери, Малыша (того самого почти хрониста событий), Младшего Брата Матери, у каждого из которых своя функция и свои особенности.

Сюжет экранизирован, и тоже в рамках нынешней политкорректности даже номинирован на разного рода премии.

Хотя основная причина популярности и успеха данного произведения на мой взгляд вполне банальна — и автор, и большинство положительных персонажей романа — представители того самого богоизбранного народа, устроившего в моей стране самую кровавую в истории тиранию. Слов нет, каждый человек отвечает за себя, и у меня нет предубеждений против какого-либо народа, но положительная оценка автором разного рода красных анархистов социалистов, в абсолютном большинстве честно признаваемой автором этой же национальности, вызывает мое несогласие. Равным образом как и нелепая история благородного негра, сумевшего «подняться» на музыке в тот исторический период.

Поэтому, несмотря на все потребительские достоинства романа, по сути это конъюнктурная поделка на тему борьбы с расовой дискриминацией, написанная в безопасные для такого рода книжек времена, для имитации достоверности снабженная реальными историческими врезками.

Оценка: 8
– [  3  ] +

Эдгар Л. Доктороу «Гомер и Лэнгли»

GoldSwan, 1 мая 2018 г. 16:26

Опять вынужден ловить издательских описателей-анонсистов за руку на «горячем». Неужели они там не читают книг, на которые стряпают анонсы? Или жажда нажиться за счёт недобросовестной рекламы заставляет их использовать нечистоплотные приемы... Иначе трудно оправдать выбор тех фраз, которые должны передать потенциальному читателю кристалл содержания произведения. Правда анонса состоит только в том, что главные герои произведения, действительно, два брата. Только младший брат потерял зрение в юности, затем потерял родителей от «испанки» и думал, что потерял и брата, который в это время был на первой мировой, но брат выбрался из газовой атаки немцев с сожженными легкими и сломленной верой в человечество. А основная мизансцена, на которой разворачиваются дальнейшие события, известная нам новейшая история человечества, но на этот раз описанная через «видение» её слепым Гомером (младшим братом).

А роман, действительно, стоит того, чтобы с ним ознакомится. Уж очень много вопросов он поднимает, вопросов, касающихся прошлого столетия, которые так и не решены до конца. А время мчится вперед, наворачивая на клубок нерешенных проблем человечества все новые проблемы, а старые так и остаются нерешенными и даже забытыми. А это означает, что опять придется с этими проблемами сталкиваться, но уже на новом витке и в новом качестве.

Присутствует:

= главное настроение книги — антивоенное, во всех возможных проявлениях. Я не соглашусь с анонсом, что это «от испуга», это было убеждением братьев, проявленное во всех их поступках

= главная линия поведения братьев — бунтарство, тихое бунтарство, во всех возможных видах. И хотя анонс опять пытается это подать, как нежелание жить в «большом мире», я это вижу, как проявление бунтарства.

= ретроспектива важнейших исторических событий, от первой мировой, до первого шага на Луне и далее

= нежелание жить в том мире, который имеется, попытка выстроить свой мир доступными средствами

+ много важных философских вопросов, касающихся любви, жизни и смерти, возникающих как бы со стороны под «взглядом» слепого наблюдателя

+ музыка и звуки, как еще одно главное действующее лицо произведения, оно и понятно: для слепого — это основное чувство осознания окружающего мира

Отсутствует:

= драйв, как движитель повествования, действия развиваются неспешно вместе с самой Историей

- закрытый финал, так и хочется поискать в википедии: чем же закончилась история братьев Кольер?

Оценка: 9
– [  2  ] +

Эдгар Л. Доктороу «Рэгтайм»

strannik102, 15 июля 2017 г. 06:29

Примерно первую треть своего объёма книга старалась меня запутать и сбить с толку. Надо признаться, что это ей почти удалось и я уже начинал ловить себя на некотором смятении в отношении будущей своей оценки — намечалось что-то в районе «удовлетворительно».

Но тут автор решил, что погружение читателя в означенные рэгтаймовские времена состоялось и событийный ряд выпрямился в одну стремительную прямую — закончились всякие петли объездных и подъездных и автострада романа приобрела уютную и надёжную ширину и ровность. И весь этот хайвейский комфорт так и продолжился до последней строчки интересного и неординарного романа.

Вообще, примерно до половины объёма на заднем плане читательского сознания маячил «Манхэттен» — не остров Манхэттен и не историческое ядро Нью-Йорка, а одноименный роман Дос Пассоса: и по времени действия романы стоят неподалёку друг от друга, и по энергетике и стилистике соседствуют. Однако постепенно роман Доктороу выплыл на первый план и занял центральное место в зоне внимания (а роман Дос Пассоса уплыл на задний фон, чтобы потом переместиться в тело рецензии-отзыва).

Вообще роман Доктороу очень стильный, настолько, что спервоначалу чуть напрягаешься, однако обозначенные в начале романа сюжетные линии нескольких персонажей постепенно сливаются в один событийно-драматический центр. Но от этого слияния и превращения роман в линейный его стильность никуда не девается и не уничижается, а с учётом социальной значимости проблематики (права цветного населения в США в начале XX века) так даже ещё и приобретает дополнительные смыслы.

Ну и, наконец, небольшой объём радует — всё чётко, всё по делу, всё толково и по существу.

Оценка: 8
– [  2  ] +

Эдгар Л. Доктороу «Уэйкфилд»

_fEnIkS_, 11 октября 2015 г. 22:18

После очередной ссоры со своей женой главный герой, Говард Уэйкфилд, понимает, что если она его снова увидит, то не выдержит. Он решает переждать ночь на чердаке, спрятавшись там от остального мира.

Даже одна маленькая мысль, однажды пришедшая в голову, способна кардинально изменить всю жизнь. Что будет, если семья посчитает тебя пропавшим без вести? Как поведут себя родные и близкие? Одержимый этой навязчивой идеей, Говард осознает, что ему надоела бытовая жизнь, ему хочется на свободу, перестать зависеть от ежедневной рутины, пойти против системы, став отшельником, наблюдающим за своей женой и детьми, но при этом живущим в собственном мире. Но стоит ли это того? Быть незаметным потерянным бродягой для всего остального общества, жить, питаясь лишь тем, что можно раздобыть в кучи мусора, а самое главное, лишиться общения с другими людьми на долгое время.

«Уэйкфилд» — история об одиночестве, о попытке отторгнуть все то, что имеешь, и о том, какую цену за это придется заплатить.

Оценка: 8
– [  7  ] +

Эдгар Л. Доктороу «Билли Батгейт»

tapok, 20 ноября 2013 г. 19:43

Перед вами — роман про мафию. Это Америка прошлого века. Всюду гангстеры, подкупы, финансовые махинации, пистолеты. Ах да, дело происходит, конечно же, в Нью-Йорке.

Главный герой — Билли — парень 15-ти лет. Казалось бы, это должно отталкивать взрослую аудиторию. Однако же ничего подобного. Автор умело пользуется приёмом, которым в совершенстве владеет мэтр Джордж Мартин, когда на страницах произведения главную роль во взрослом мире играет, казалось бы, ребёнок. Ан нет. Билли весьма взрослый парень. Он на удивление быстро достигает нескромных высот — входит в банду Немца Шульца. Пусть и в роли парня на побегушках.

Немного о форме книги. Роман построен на описательной части с уклоном в рефлексию. Билли часто и много думает о происходящих событиях, о том, почему и как возникает то или иное явление. Его рассуждения вполне интересны. К счастью, устами Билли Доктороу не навязывает нам своё мнение. Вместе с тем кроется большой минус произведения — диалогов катастрофически мало. Словно какая-то игра с туповатыми (в плане речи) NPC, которые вечно либо молчат, либо говорят так, что их слова лишь пересказываются за неимением более интересной формы подачи материала.

Интересна и главная идея романа. В одну и ту же реку дважды не войдешь. Изменившись внутри себя, не стоит ждать того, что всё вокруг будет по-прежнему. Билли хотел новой жизни, он её получил. Старая стала неактуальной, она ушла. Но Батгейт в один из моментов, когда вся его природа желала аутентичности, попал в ситуацию, которую сам и создал.

Немного о героях. Билли — смышленный парень, умеет быть полезным. Однако далеко не всегда делаtт все открыто, существует, так сказать, в нескольких планах. Миссис Дрю — девушка сама себе на уме, гнёт только свою линию. Безрассудна, с одной стороны. Но с другой — лучше прогнётся в какой-то ситуации над обстоятельствами, чтобы потом выпрямиться в полный рост и оказаться выше остальных. Аббадабба — гений денежных махинаций. Пожалуй, один из самых интересных образов авторского пера. Он расчетлив, во всем видит числовые интерпретации. Будь у него харизма и желание — банда стала бы его. Наконец, Немец. Честно говоря, он мне сильно напоминает героев фильмов, которых играет актёр Винни Джонс. Сильный, жесткий, принципиальный боец. Вот примерно такой Шульц. По крайней мере в моём восприятии.

Финал вышел смазанным. Без особых подробностей. Точно могу сказать, что Доктороу им не вытянул. Но ведь такова история.

Итог: интересный роман. Но он скорее не о мафии. И не о личности Немца. А вот о Билли — простом мальчишке — это да.

Оценка: 8
– [  6  ] +

Эдгар Л. Доктороу «Рэгтайм»

Alopex lagopus, 25 февраля 2013 г. 13:27

Что-то вроде попытки увидеть время, эпоху через самых разных людей, разные события, некторые символы. Идет такой поток повествования, и для начала трудно уследить к чему вообще клонит автор. А потом как-то Доктороу подхватывает читателя этим потоком.

Читать очень интересно. Наблюдательность, умение выразить настроение времени через небольшие детали, особые события. Меня роман захватил почище детектива. И трудно даже сказать почему именно. Что-то такое есть приятное в этом проникновении в эпоху через чувства людей.

Оценка: 8
– [  8  ] +

Эдгар Л. Доктороу «Билли Батгейт»

Elessar, 6 сентября 2012 г. 22:23

Все герои невымышленны, все совпадения неслучайны

Но, справедливости ради, непеременно нужно отметить вот что: на звание беспристрастного биографа Доктороу не претендует никоим образом. Настоящий Американский Гангстер — слишком сильный образ, слишком романтизированная и идеальная для честного реалистичного рассказа фигура. Читатель, поддавшись духу эпохи, невольно ждёт от романа расхожих её штампов: суровых немногословных мужчин в элегантных костюмах, роковых красавиц, роскошных автомобилей, рокота томми-ганов, шикарной жизни и красивой смерти. Истеричный алкоголик Артур Флегенхаймер, орудовавший на улицах Нью-Йорка в тридцатые, слабо вписывается в эту романтично-сказочную пастораль. Так что роман Доктороу — это такая успешная попытка мифологизации, иллюстрация того, как больной на голову садист в костюме за тридцать пять баксов со временем становится легендой, своего рода амальгамой эпохи, визитной карточкой своего века.

Романтизация уголовного мира и восхищение криминальной жизнью уже давно вошло в нашу жизнь и стало вещью совершенно обыденной. Бутлегеры и гангстеры, флибустьеры и корсары, якудза и бойцы триад — за каждым из этих понятий стоит сокрушительной силы стереотип о благородстве, кодексе чести, мире настоящих мужчин, где всё решают сила воли и сила оружия. Писать о Шульце как есть — всё равно что плыть против течения. Именно поэтому Доктороу и пришлось приукрасить реальность. Но сквозь маскировку из утрированных банальностей нет-нет да и прорывается наружу истина. Шульц на первый взгляд всамделишний гангстер-киногерой. Он готов умереть за своих людей, он прощает всё, кроме предательства, он каждую минуту жалеет об утраченной любви и в каждой женщине ищет ту единственную, что когда-то оставил. Прибавьте к этому ореол обречённости, притягательность падения с пьедестала недавнего хозяина жизни. И одновременно — вспышки беспричинной, почти звериной жестокости, скупость, безумие загнанной в угол крысы. Доктороу безжалостно срывает личину героя, и перед нами оказывается уголовник-психопат. Реальность врывается стремительно — суд, больница, морг. И вот уже вместо легендарного Немца Шульца на холодном столе прозекторской Артур Флегенхаймер, банальный убийца и вымогатель.

Имена всё расставляют на свои места. Мисс Лола, мисс Дрю — трогательно-невинная жертва обстоятельств, эгоистичная стерва, бессердечный манипулятор. Малыш Билли — толковый, но выбравший кривую дорожку паренёк, отразившись в зеркале времени, становится Билли Батгейтом, гангстером и сыном гангстера, соучастником и в итоге предателем. Здесь нет места счастливому спасению и раскаянию, искуплению и умилительному воссоединению отца с потерянным сыном и любимой. Только смерть и деньги. Добро пожаловать в реальность. Исподволь, постепенно Доктороу ведёт нас от мифа к действительности. Броской, кинематорафичной сцене на катере, которой роман открывается, противостоит заключительный убийственно-бытовой, рутинный монолог Билли-падальщика, пирующего над награбленным.

При всём этом мастерски выписана постоянно маячащая на заднем плане атмосфера города и эпохи. Пыльные улицы гетто, полузаброшенные склады и сиротский приют, мелочные магазинчики и аптеки, отели и бордели, рестораны и ночные клубы, где веселье, музыка и танцы до утра. Город Доктороу — живая, яркая цепь противоречий между безумной нищетой и сумасшедшей роскошью. Именно здесь настоящий, непритворный пульс эпохи, подлинное противопоставление картинки из журнала и грязи настоящей жизни. Но как бы велика ни была несправедливости и сколь бы глубока ни была пропасть, отделяющая миры нищеты и богатства, автор ясно даёт понять: выбранный героем путь ведёт только к распаду и пустоте. Пули киллеров счастливчика Лучиано поразили лишь внешнюю оболочку, внутри которой давным-давно угасла и сгнила живая человечья душа. А Билли, истинный сын своего отца, своими руками задушил честного и сострадательного паренька, каким был когда-то. И теперь окончательная, физическая смерть для него — лишь вопрос времени.

Оценка: 8
– [  11  ] +

Эдгар Л. Доктороу «Рэгтайм»

Elessar, 12 марта 2012 г. 18:48

Америка начала прошлого века. Бурлящий котел национальностей, укладов и традиций, из которого суждено выйти новой единой нации. Столкновение идеологий и убеждений, готовящее слабым только один исход — поглощение, полную ассимиляцию, подчинение господствующему большинству. Это сейчас Америка известна обилием всевозможных правозащитных организаций, комитетов и профсоюзов, готовых поддержать и помочь. А вот век тому назад безродные эмигранты и голодные работяги могли рассчитывать только на холодное презрение и ненависть. Тогда ещё были люди второго сорта. Но рано или поздно настаёт момент, когда угнетённые решаются взять судьбу в свои руки и начать, наконец, борьбу. Об этом-то и пойдёт речь в романе.

Книга Доктороу — срез целой эпохи, мрачноватое изображение становления Америки, какой мы знаем её сейчас. Конечно, классовое неравенство и расизм — вещи не из тех, что зовутся скелетами в шкафу. Мы прекрасно себе представляем, что творилось тогда в мире. Это была эпоха великих достижений человечества. Экспедиция командора Пири к полюсу, выпуск Генри Фордом модели Т, спуск на воду Лузитании. И вместе с тем жестокие погромы рабочих митингов, открытое пренебрежение к неграм, постепенно переходящее в травлю, полуголодные эмигранты, ютящиеся в жалких лачугах, матери, вынужденные продавать себя за кусок хлеба для детей. Довольно странный сплав триумфов и позорных страниц, которые хотелось бы поскорее вычеркнуть, изгладить из памяти. Но делать этого ни в коем случае нельзя. Хотя бы потому, что лучше бы всегда помнить, кто на самом деле были людьми второго сорта. Тем-то и хороша книга Доктороу, воплощённый в бумаге упрёк человечеству, живая память о той эпохе и тех людях.

Кстати, о людях. На странице книги помимо безымянных героев, которые, впрочем, к концу истории станут для читателя родными и знакомыми, появляются и личности вправду исторические, символы того времени. Для Доктороу недостаточно просто проследить, как судьбы простых людей, причудливо преломляясь, проходят сквозь призму эпохи. Нет, оказывается, и небожители, люди с обложек, герои энциклопедических статей и светских хроник не застрахованы от безжалостных ударов судьбы. Гарри Гудини и Пирпонт Морган, Генри Форд и Эмма Голдман, Зигмунд Фрейд и Карл Юнг. Титаны, на плечах которых покоятся наши представления о том времени, предстают перед нами живыми людьми, далеко не столь безупречными, как нам запомнилось. Ненависть и прощение, кровь и огонь, любовь и презрение — так рождалась американская мечта. Всё это — и невесомые, дрожащие в воздухе аккорды рэгтайма поверх. Попробуйте, вам понравится.

Оценка: 8
– [  8  ] +

Эдгар Л. Доктороу «Марш»

sibkron, 7 января 2012 г. 16:38

Великолепный исторический роман в переводе Владимира Бошняка. Порою можно встретить лиричное описание пейзажей. Основная же линия — это марш генерала Шермана к морю.

«Марш к морю» Уильяма Шермана был неотъемлемой частью стратегии нового главнокомандующего армиями Севера генерала Улисса Гранта, назначенного на этот пост 12 марта 1864 года. Планировалось, что генерал Шерман по тылам конфедератов прорвется к Атланте, а оттуда – к побережью Мексиканского залива (по согласованию с Грантом Шерман от Атланты двинулся к Саванне, что оказалось еще эффективнее), и тем самым рассечет территорию, оставшуюся у них, надвое, приблизив гибель Конфедерации.

Примечательно, что Шерман применял стратегию «выжженной земли». Его армия сметала порой целые селения южан. Если кому-то интересна динамика боев, то здесь этого нет. Роман показывают психологию людей в военно-походных условиях на примере добровольца-северянина, двух мятежеников-южан, полкового доктора, санитарок и бывших рабов, участвующих в марше и самого генерали Шермана и его приближенных.

Сам Шерман знал, что такое война не понаслышке. На своей речи после войны он предостерегал: «Сейчас многие юноши считают, что война — это только слава, но, ребята, на самом деле война — это сущий ад».

Доктороу в романе показывает, что на войне также существует любовь и сострадание, выживание людей в условиях войны. Сам Шерман по описанию автора был солдатом, жестоким, но иногда и великодушным.

В целом, роман переведен хорошим языком, насыщен глубоким психологизмом, гуманизмом и философскими отступлениями.

Доктороу действительно достойный претендент на Нобелевскую премию.

Оценка: 10
– [  4  ] +

Эдгар Л. Доктороу «Loon Lake»

cat_ruadh, 7 января 2012 г. 16:10

Виртуозный роман об эпохе Великой Депрессии. В основу образов главных героев положены личности поэта Э. Э. Каммингса и автомобильного магната Генри Форда. Изрядные фрагменты текста написаны верлибром в стиле Каммингса. Читал ещё в 80е годы в очень хорошем украинском переводе, история которого весьма забавна. В 1980 году Виталий Коротич, в то время главред журнала [i]Всесвіт[/i], побывал в США на встрече писателей, где познакомился с Э. Л. Доктороу и договорился с ним о публикации самого свежего романа. Через год перевод был опубликован у него в журнале, а в 1984 году вышел отдельной книжкой. Удивительно, почему до сих пор этот яркий, стилистически изысканный роман не переведен на русский.

Оценка: 10
– [  16  ] +

Эдгар Л. Доктороу «Рэгтайм»

Aleks_MacLeod, 6 января 2012 г. 21:17

Доктороу в своем романе рисует обширную панораму Соединенных Штатов начала прошлого века. Обильно используя исторические детали, мало известные документальные подробности и реально живших действующих лиц создает удивительную атмосферу присутствия.

Автор совершенно не идеализирует ни жившее тогда общество, ни царившие в те времена нравы. Одинако беспристрастно он рассказывает и о музыкальных вкусах, и о тогдашних героях, и о привычках общества, и о расизме, социализме, бедности и нищете иммигрантов, борьбе за равноправие женщин, зарождении кинематографа и общества массового потребления.

В книге нет какого-то основного главного персонажа. В разные моменты повествования Доктороу акцентируется на тех героях, с точки зрения которых наиболее удобно рассказывать о том или ином событии. Основными действующими лицами книги выступают как члены семьи, за историей которой мы следим на протяжении всего романа, так и реально жившие исторические личности. В тексте книги можно повстречаться с Гарри Гудини, Генри Фордом, Джей Пи Морганом, Эммой Голдмен, Зигмундом Фрейдом, эрцгергогом Францем-Фердинандом и коммандором Пири.

Повествуя о реально живших героях, Доктороу рассказывает как всем известные факты, так и раскрывает ранее неизвестные подробности. Особенно в этом плане интригует Гарри Гудини, который является одним из самых симпатичных героев романа. Не знаю, насколько достоверны истории, рассказанные об известном фокуснике автором, но они делают образ Гудини более человечным и живым.

Начинается повествование довольно неспешно и невинно. Однако как неумолимо на всех живших в то время надвигалась мрачная тень Первой мировой войны, также безжалостно обрушиваются неприятности и на всех героев романа. Где-то ближе к середине книги персонажи один за другим сталкиваются с несправедливостью жизни, несовершенством общества и недолговечностью человеческой жизни. Каждая новая проблема усиливает сочувствие к персонажам, к которым проникаешься все большей симпатией. Пожалуй, из всех более-менее задействованных в книге действующих лиц у меня не вызвал симпатии лишь один Джей Пи Морган.

Что касается названия книги, то «Рэгтайм» — это примета того времени, выбранная Доктороу в качестве символа эпохи. Музыкальный стиль «Рэгтайм» стал развиваться в конце XIX века, достиг наибольшей популярности как раз в описываемый автором период и пошел на спад как раз во время Первой мировой войны. В романе рэгтайм упоминается несколько раз, в основном, когда речь заходит об одном из героев, пианисте, играющим в этом жанре.

На русском языке роман читается буквально «влёт». Оригинальный авторский стиль, употребление достаточно необычных и редко встречающихся слов и сочетаний и, если можно так высказаться, очень вкусный язык. Не имея возможности сравнить с оригиналом, не могу сказать, какая доля заслуги принадлежит перу автора, а какая — известному российскому писателю Василию Аксенову, в переводе которого я читал роман. В любом случае, конечным результатом я остался доволен.

Резюме: Что касается «Рэгтайма», то роман в первую очередь подойдет интересующимся Америкой начала XX века, но также и всем ценителям качественной современной прозы. Крайне рекомендую.

Оценка: 10
– [  12  ] +

Эдгар Л. Доктороу «Билли Батгейт»

Aleks_MacLeod, 8 ноября 2010 г. 11:38

Каждый мальчишка в детстве мечтал кем-то стать. В качестве образца для поведения он выбирал известных политиков, бейсболистов, кинозвезд или жокеев, а вот живущий в Бронксе парнишка Билли боготворил известного гангстера Немца Шульца. Однако одним обожанием дело не обошлось. Билли был мальчишкой смышленым и способным, поэтому нашел способы втереться банде в доверие и, как бы, поступить в нее на воспитание. Другими словами, мальчишка вечно крутился у банды под ногами, выполнял всевозможные мелкие поручение, а бандиты тем временем постепенно привыкали к присутствию Билли, начинали считать за своего и давать ему более серьезные поручения. Сам Немец, равно как и второй самый влиятельный человек в банде, мистер Отто «Абадабба» Берман высоко ценили «малыша» Билли и по-своему учили его правилам выживания в мире гангстеров. А сам Билли тем временем понимал, что реальный мир сильно отличается от того идеализированного представления о гангстерах, которое в свое время привело мальчишку в банду. Однако, обратного пути уже не было, да и не хотел Билли возвращаться к прежней жизни. Тем временем самого Шульца подстерегала одна неприятность за другой — его время шло к закату, но сам Немец не хотел этого понимать.

Роман проглатывается очень быстро, никаких неразрешимых задач перед читателями Доктороу не ставит, однако по мере прочтения не покидает ощущение, что по сравнению с «Рэгтаймом» в «Билли Батгейте» чего-то не хватает. Нет того ощущения джазовости, атмосферности и какой-то всепоглощающей легкости, которой был пронизан «Рэгтайм». То ли здесь дело в том, что «Рэгтайм» блистательно перевел Василий Аксенов, то ли в том, что в «Билли Батгейте» Доктороу ставил перед собой другие задачи и пользовался другими средствами.

Если в «Рэгтайме» читатель видел равное количество отрицательных и положительных сторон американской действительности начала XX века, то в «Билли Батгейте» в основном показана именно изнанка жизни. Каждый герой книги, независимо от того, каким симпатичным он кажется на первый взгляд, хранит несколько персональных скелетов в своем шкафу. Тот же Немец Шульц, которым так восхищается Билли в начале книги, на самом деле — достаточно посредственный гангстер, не способный вовремя остановиться. Он очень жесток, груб, циничен, не всегда способен удержать себя в руках, а под конец книги и вовсе превращается в загнанную в угол, а поэтому очень опасную, крысу. Отто Берман великолепный математик, блестяще разбирающийся и в цифрах, и в людях, но в то же время он бессилен предпринять что-то против Шульца, ведущего их организацию в пропасть. Красавчик Бо Уайнберг, такой элегантный, модный и красиво смотрящийся, на самом деле жестокий киллер, устранивший по заказу Немца всех его основных врагов.

Красавица Дрю Престон, поочередно покорившая сердца сначала Бо, затем Шульца, а потом и Билли, по сути — обычная ветреная шлюха, меняющая мужчин, как детали гардероба или прочие увлечения. Будучи замужем (не стоит волноваться, ее муж в курсе всех ее похождений и он не против, потому что гей), она спокойно то гуляет с одним бандитом, то запросто уходит к другому, а потом забывает его ради третьего. Она изменяет судьбы людей, ломает их тщательно выстроенные планы, и при этом ей, по большему счету, все равно, для нее все гангстеры — лишь одно большое приключение, перерыв между поездками на гребную регату и скачки. Да, она божественно красива, да в нее нельзя не влюбиться, но она — настоящая роковая женщина, способная свести в могилу и Шульца, и Билли, если его связь с девушкой раскроется.

Самое интересное здесь заключается в том, что в «Рэгтайме» у Доктороу уже был схожий персонаж. Красивая и ветреная Эвелин Нэсбит в итоге довела своего мужа до тюрьмы за убийство ее любовника, а ее следующий любовник после расставания с ней в итоге подался в революционеры. По ходу, у Доктороу есть небольшой пунктик касательно роли роковых женщин в истории.

Ну и на закуску у нас остается сам Билли, главный герой книги, от лица которого ведется повествование. На первый взгляд, это самый обыкновенный парнишка, мечтавший о лучшей жизни, но выбравший для этого не тот «путь наверх» и связавшийся не с теми людьми. Но на деле оказывается, что образ Билли далеко не так однозначен, и его поступки варьируются в оценке от «влюбленности и преданности» до коварства, предательства и расчетливого обмана, в результате которого в выигрыше оставался исключительно Билли.

Конечно, большинству поступков парня можно найти оправдание. Он хотел достичь своей мечты, пробиться наверх, понравиться банде, поэтому выполнял все мелкие поручения, мотался с гангстерами по Америке, доставлял посылки, мел полы, работал курьером, следил, ухаживал, помогал. Все это было ради достижения мечты, более того, с каждым днем Билли все больше и больше привязывался к банде, которая стала для него вторым домом и делал свою работу качественно не только для своей выгоды, но и ради мистера Шульца. Однако одновременно с этим Билли спокойно бросал свою мать, неделями жил вне дома, забывал о своих друзьях, своей подружке Ребекки для другой, лучшей жизни.

Он обманывал доверие мистера Шульца, но делал это ради любви к Дрю Престон. Он видел всю неприглядность жизни гангстеров, был свидетелем убийств мистера Шульца, но не собирался бросать банду, потому что считал себя одним из них и к тому же не хотел возвращаться к прошлой жизни. Но хладнокровное поведение Билли в конце книги заставляет задуматься, а не было ли у него других, более мерзких и коварных планов?

К тому же, образ Билли еще и противоречив. Хотя с другой стороны, чего ожидать от пятнадцатилетнего мальчишки, выросшего в бедности и неожиданного попавшего совсем в другую жизнь? Но если учесть, что когда надо, Билли все просчитывает на несколько ходов вперед, учитывает все возможности и обманывает даже таких ушлых людей, как Берман и Шульц, достаточно странно быть свидетелем ситуаций, в которых Билли ведет себя на редкость глупо. Хотя если учесть последствия этих ситуаций и мои подозрения касательно его коварных планов, глупость парня очень продуманна и логична.

Как и в «Рэгтайме», Доктороу насыщает текст множеством разнообразнейших деталей и сведений, работающих на атмосферу произведения и создающих ощущение присутствия в романе. Эдгар рисует такую достоверную картину Нью-Йорка тридцатых годов прошлого века, что, кажется, стоит закрыть глаза и ты немедленно туда перенесешься. Но в то же время ясно видно, что если в «Рэгтайме» автор ставил себе цель показать развитие страны и города на фоне истории одной семьи, то в «Билли Батгейте» город — всего лишь фон, на котором происходят приключения героев. Очень удачный фон, с грохочущими поездами надземки, гудками паромов, звонками трамваев, криками торговцев, запахами свежей бакалеи, только что напечатанных газет, сосисок, фруктов и овощей. Но всего лишь фон.

В «Билли Батгейте» Доктороу снова оперирует с реально жившими личностями. И Немец Шульц, и его банда действительно оперировали в Нью-Йорке в тридцатых годах прошлого века и в основных моментах сюжет романа повторяет пройденный бандой путь, хотя в ряде ключевых моментов версия Доктороу существенно отличается от реальности.

Как и все книги серии «Интеллектуальный бестселлер (мини)», «Билли Батгейта» очень приятно держать в руках. Радующее глаз оформление, белая бумага, хорошая печать. Перевод в целом хорош, но в ряде моментов переводчик неприятно удивляет. Начнем с того, что тот самый Немец Шульц на самом деле Голландец Шульц (Dutch Schultz), а загадочный окружной атторней Томас Э. Дьюи — всего лишь окружной прокурор.

Итого: неплохой роман, раскрывающий историю одного из не самых известных гангстеров тридцатых годов прошлого века. Может быть полезен всем, кто интересуется данной тематикой.

Оценка: 7
⇑ Наверх