Все отзывы на произведения Андрея Волоса |
Отзывы | Рейтинг отзыва |
Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
«Возвращение в Панджруд» |
| |||
Линдабрида, 31 марта 2017 г. в 10:11 | ||||
Ай-вай, и у нас такое пишут? Неформат же, совершенный неформат! Никакой же жалости к несчастному современному читателю, знать не знающему никаких улемов да гулямов. Да что там — и самого имени Рудаки не слыхавшему. А Андрей Волос попросту берет читателя и бросает в ту самую яму, где эмир благородной Бухары держит своих преступников и откуда вместе с главным героем придется выбираться. Да еще искать для себя новую жизнь, а может, и новое счастье. И вьется-кружится пыльная дорога в благословенном Мавераннахре. И пусть лишь в памяти Рудаки, но будут еще капустные листья с певучими строками на Стене Поэтов, и «восточный Ренессанс» при дворе просвещенного эмира Назра тоже будет, и придворные интриги — да мало ли, что. Целая жизнь будет. И как же это здорово на самом деле — словно сработала наконец машина времени, и ты оказался за тысячу лет и тысячу фарсахов от дома. И увидел невиданное, и узнал незнаемое... А еще в романе таится мудрость, горькая мудрость поэта, выстраданная и в славе, и в опале. Как хорошо, что такие книги бывают! И вместо спойлера: Однажды время мимоходом отличный мне дало совет (Ведь время, если поразмыслить, умней, чем весь ученый свет) «О Рудаки, – оно сказало, – не зарься на чужое счастье. Твоя судьба не из завидных, но и такой у многих нет». | ||||
| ||||
«Возвращение в Панджруд» |
| |||
kagury, 12 марта 2018 г. в 23:08 | ||||
Дочитала совершенно прекрасную книжку, точно лучшую из всего, что попалось мне в руки в этом году, и даже в прошлом. Всячески рекомендую! Вообще-то, я давно уже на нее смотрела, пару раз собиралась купить, столько же передумывала. Уж больно аннотация пугала: Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть) Абу Абдаллах Рудаки, великий таджико-персидский поэт, возвращается в родной город в сопровождении мальчика-поводыря, который даже не знает, кто этот нищий слепой старик. Слава Царя поэтов бежит впереди него, долгая жизнь остается позади, а гордыня, отчаяние и мудрость борются в душе, поочередно одерживая победу. Рассказанная с конца история жизни Рудаки – не исторический роман, а изящная художественная проза, наполненная запахами и звуками, напевностью стихов и мудростью Востока. Справедливости ради надо сказать, что она вообще-то вполне соответствует содержанию (особенно последняя фраза), но акценты расставлены как-то не совсем правильно. Во-первых, книга написана отличным языком и легко читается. Первая половина так и вообще проглатывается на одном дыхании, потому что увлекательно, приключенчески, не без иронии и вообще очень интересно, ведь Средняя Азия — это совершенно иной мир, в том числе в бытовом смысле. Например, вы знали, что в Бухаре существовала стена поэтов? Каждый мог прийти и прикрепить на стену свои стихи. А остальные приходили читать, оценивать и запоминать. Писали их на подсушеных капустных листьях, бумага была слишком дорога. Эти стихи учили наизусть и цитировали затем на базаре. Стихи. Наизусть. На базаре. Впечатляет, да? А эмир имел целую команду придворных поэтов, и получить место в этой команде — означало сделать отличную карьеру. История про то, как два эмира соревновались в великодушии — это вообще маленький шедевр. В плане атмосферы — тоже все хорошо, у меня прямо перед глазами стояли Бухара и Хива, казалось, что почти ощутимы запахи нагретого пыльного города и прохлада маленьких квадратных прудов. И матовый изюм, и лепешки, и зеленый чай, и теплые камни... Так что не верьте, что вам будут рассказывать только про путешествие слепого и поводыря (хотя именно эта часть написана чуть ли не занимательнее всего, и я бы с удовольствием про это путешествие почитала еще, особенно про изучение арабского языка и стихосложение). На самом деле это книга про азиатский восток, в самом широком смысле этого выражения. Жесткая и неумолимая Бухара, немного блистательного Самарканда, восточные базары, караван-сарай, медресе, верблюды, огромные чинары, система наказаний, свадьба и похороны, интриги, поэзия, уважение к старшим, религия, философия, пророки, джины. Вот, например, считается, что последние нашептывают поэтам стихи, в свою очередь подслушивая речи ангелов. Может быть чуть многовато политической борьбы (про поэзию и быт все-таки интереснее), но в целом, это действительно прекрасная вещь. И довольно уникальная. Одновременно немного сказочная и совершенно реалистичная. Кстати, хотя действие и происходит во времена Мавераннахра, книга не воспринимается историческим романом. Вовсе нет. Зато читается взахлеб. Попробуйте просеять муку ее страниц через сито своего внимания. Это стоит того. И да, это тот случай, когда Букер дали абсолютно заслуженно. Upd. Прочитала ниже, что мол у Иванова в «Парме» все куда лучше. Не могу согласиться. «Парма» может и атмосферна, но тяжеловесна, уныла и полна крови. На мой взгляд, «Возвращение в Панджруд» выше на две головы. Изящнее, умнее, тоньше. Эту книгу просто интересно читать, в конце-концов. | ||||
| ||||
«Возвращение в Панджруд» |
| |||
Shai-Hulud, 03 ноября 2016 г. в 10:53 | ||||
Исторический материал великолепный, действительно, и период и сама культура Средней Азии 10 века — крайне любопытны, но творческая реализация очень не высокого уровня. Скучно. Меня удивили высокие оценки у этой ремесленной подделки — так себе язык, ходульные герои, предсказуемые сюжетные ходы. А главное, Волосу ни разу не удалось создать ощущения, духа времени, атмосферы, что, например, смог Иванов в Парме. Так что если Вы рассчитываете провалиться в другую реальность, испытать какой-то серьезный эмоциональный опыт, то это не Ваш вариант. | ||||
| ||||
«Хуррамабад» |
| |||
ConstS, 20 октября 2018 г. в 14:40 | ||||
Прекрасное произведение, как собственно и большинство принадлежащее перу Волоса. Прекрасным, образным, легким языком почти с кинематографической четкостью встает перед читателем Душанбе в период трагических событий. Не скрою, мне особенно интересно было читать, сравнивая с событиями в Грозном, которые описывал я, но это не главное. Главное, что это прекрасная книга очень талантливого автора. | ||||
| ||||
«Победитель» |
| |||
Акулина-Макушка, 31 августа 2017 г. в 17:13 | ||||
Роман об Афганской войне, прерывающийся вставками об истории взаимоотношений России и Афганистана начиная с 19 века и до штурма дворца Амина. Как рассказывал Андрей Волос на встрече с читателями, роман был написан «по заказу» воинов-афганцев, с которыми у него складывались непростые отношения. «Заказчик» требовал одного, Волос видел другое. Стоя на либеральной позиции, Андрей Волос требовал суда над участниками переворота, которыми были наши спецназовцы. И после дебатов участники тех событий признали, что он прав. Поэтому концовка романа и реальность не совпадают с действительностью. Всё остальное — реалистично насколько это возможно. При чтении ужасаешься тому, какие мелочи иной раз переворачивают жизнь человека на 180 градусов, толкая его на тропу войны. Выпавшие с балкона ключи. Что может быть прозаичнее? А за ними — командировка в Афганистан, чтобы избежать дисциплинарного наказания... Не меньше ужасает и судьба правителя. «Сегодня — трон, а завтра — эшафот». Советские солдаты то охраняют дворец Амина, то штурмуют его. Политика — вещь грязная. И дай Бог не вляпаться в неё. | ||||
| ||||
«Возвращение в Панджруд» |
| |||
ConstS, 20 октября 2018 г. в 14:34 | ||||
Главное достоинство произведений Андрея Волоса — это прекрасный русский язык. Образный, легкий, достаточно эмоциональный, грамотный и, что совсем сейчас не в моде, абсолютно без модных игр со структурой текста. Остальное Волос тоже умеет отлично — построение сюжета, диалоги, характеры.Умение отстраниться от героев, не залезать им в голову, а показать чувства через поступки, жесты, слова. Отсутствие публицистичности и морализаторства. Ну и, конечно, собственно, сюжет, сеттинг, и доскональное погружение в действие. | ||||
| ||||
«Аниматор» |
| |||
Акулина-Макушка, 31 августа 2017 г. в 17:05 | ||||
Реалистичный роман с фантастическими допущениями на тему мирового терроризма. Аниматор — человек, способный извлекать воспоминания мёртвых, помогает спецслужбам найти террористов и предотвратить новые взрывы. Уроженец Востока Андрей Волос не чужд суфизма и это его произведение напоминает мне роман Тимура Зульфикарова «Стоящий и рыдающий среди бегущих вод». Такие же вставки — яркие и колоритные. Близкая тема — терроризм, как продолжение гражданской войны, о которой писал Зульфикаров. Но у Зульфикарова всё произведение — сборник притч и зарисовок. У Волоса — полноценный роман, где главный герой не «сухой пунктир», а человек, запутавшийся в личных отношениях, теряющий любимую, ссорящийся и мирящийся со взрослой дочерью. Реалистично описан теракт на Дубровке. Есть интересные приёмы — столкновение героев в одной точке, когда они проходят мимо друг друга не подозревая, что прошли мимо человека, который сыграет ключевую роль в их жизни. Прочитать, задуматься и... попытаться не пройти теми же путями, где ходят террористы, жаждущие встречи с небесными гуриями. Если это, конечно, возможно. | ||||
| ||||
«Маскавская Мекка» |
| |||
Mishel5014, 15 октября 2015 г. в 16:45 | ||||
Замечательная, к сожалению — малоизвестная антиутопия с элементами мистического романа. Сцены бунта и его подавления в Маскаве потрясают. И слабая надежда на хеппи-энд — ведь бывают ошибки? Ну, вдруг выжили, а? Открыл с этого романа для себя автора А.Волоса — и перечитал почти все. Очень и очень! Вот, кстати, ссылка на отличную рецензию на этот роман, написанную Александром Кабаковым. | ||||
| ||||
«Маскавская Мекка» |
| |||
П.К., 09 ноября 2016 г. в 17:22 | ||||
Книга не понравилась. Читается неприятно. может из-за того, что автор перебарщивает с сатирой. Так вроде действие идёт, события происходят, но уж больно гнусно всё. Это не первая мною прочитанная антиутопия, так что тут дело не в жанре. Скорее всего сам стиль написания не лёг. | ||||
| ||||
«Маскавская Мекка» |
| |||
amlobin, 25 мая 2016 г. в 14:44 | ||||
Согласен, роман хороший и написан интересно. Хотя в сюжете многовато счастливых случайностей, а главный герой какой-то мутный: ну не нравятся ему милитаристы, бывает. А что он вообще хотел со своими сверхспособностями делать? Изготовит из обрезков жести чудесную машину и будет ходить по улицам, раздавать бесплатно хорошее настроение? В общем, конфликт изобретателя и общества какой-то совсем уж фантастический. Они были правы, выгнав его — он таки химичил чего-то свое на казенном оборудовании, а начальству не докладывал. Могли бы и допросить по-хорошему, а его всего лишь выгнали с работы. Значит, такие гуманисты. Но написано очень хорошо, а это дорогого стоит. Я не только стиль имею в виду. Например описание Маскава — хорошо так написано без лишних подробностей, но картинка получается четкая и по форме и по содержанию. Гумкрай еще лучше — такое описание Голопольска мог бы дать Войнович разве что. Снйчас это все не очень актуально, аниматор звучит гораздо злободневнее и проще, но и эта книга заслуживает высокой оценки. | ||||
| ||||
«Путевка на целину (1954)» |
| |||
Fiametta, 17 марта 2013 г. в 19:21 | ||||
Как же нужен в классификаторе пункт «лирическое». Как отдыхаешь душой над этим простым рассказом. Один день молодой жены горного мастера. Хлопоты по дому, приготовление обеда для любимого мужа, спор о Наташе Ростовой («как она могла забыть Андрея ради болвана Толика»), Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть) . Как счастлива Вера, несмотря на тяжелый быт, на то, что самые простые вещи достать тяжело, на то, что нужно ходить за водой. Какая она великая патриотка! ссора и примирение Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть) Если уж уходить от мужа, то с максимальной пользой для Родины — попросившись на целину. Три тени под этой идиллией. Одна из прошлого (Рая — ссыльная) и две из будущего. Освоение целины теперь считается великой ошибкой, нарушившей хрупкую экологию степей, а упоминание Хуррамабада напоминает следующие рассказы — Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть) о резне и гражданской войне. | ||||
| ||||
«Возвращение в Панджруд» |
| |||
Фантастиш, 07 декабря 2013 г. в 22:23 | ||||
Понравится любителям фэнтези. Тут и путешествие, тут и битвы, тут и пафосные диалоги. Отдельно доставило описание встречи литераторов с национальным лидером. | ||||
|