FantLab ru

Эрик-Эмманюэль Шмитт (Éric-Emmanuel Schmitt)

Эрик-Эмманюэль Шмитт
Страна: Франция
Родился: 28 марта 1960 г.

Эрик-Эммануэль Шмитт (фр. Éric-Emmanuel Schmitt, 28 марта 1960 года, Сент-Фуа-лес-Лион) — французский писатель и драматург.

Родился в предместье Лиона. В детстве увлеченно занимался музыкой (играл на фортепиано) и даже подумывал о карьере композитора, но оставил эту затею, поступив в коллеж, где преподаватели заметили и поощряли его литературный талант. И все же, параллельно с занятиями в коллеже, он продолжал посещать уроки музыки при Лионской Консерватории.

Однако страсть к литературе перевесила прочие увлечения. Первую книгу он написал в 11 лет, первую пьесу «Грегуар…» в 16. Но, сравнив свои произведения с романами о знаменитом Арсене Люпене, юный автор остался недоволен собственными достижениями, поэтому планы стать писателем были временно отложены.

В 1986 году Шмитт поступил в Эколь Нормаль Сюперьер (одно из самых престижным высших учебных заведений Франции) на факультет философии, которое успешно окончил, защитив докторскую диссертацию по наследию Дидро («Diderot et la métaphysique»). Впоследствии часть этой работы вошла в эссе «Diderot ou la philosophie de la séduction», изданное в 1997 году. Затем будущий писатель в течение нескольких лет преподавал философию в лицее Шербура и в университете Шамбери.

Но литература возобладала надо всем. Зрительские симпатии и признание критики принесли Шмитту его первые пьесы. «Последняя ночь Дон-Жуана» — современные вариации на тему судьбы Дон-Жуана — с большим успехом была поставлена Королевским Шекспировским театром в 1991 году.

Пьеса «Гость», действие которой происходит в кабинете Зигмунда Фрейда во время Второй мировой войны и представляет беседу Фрейда с неизвестным, принесла автору три премии «Мольер» в 1994 году, в том числе в номинациях «За лучшую постановку года» и «Открытие года». Этот успех стал решающим событием в карьере Шмитта: с тех пор спектакли по его произведениям не сходят со сцен многих театров во всем мире. В России постановки пьес Шмитта идут в Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске.

Многогранность таланта писателя раскрывается не только в драматургии, но и в прозе. В 1994 году издается его первый роман «Секта эгоистов», с восторгом встреченный критиками. Автор получает литературную премию «За первый роман» (Prix du premier roman). Мастерство рассказчика и необычные сюжетные линии очаровывают читателей. С тех пор каждое следующее творение Шмитта имеет громкий международный успех.

В 1995 году Шмитт встретился с режиссером и постановщиком Пьером Журданом, который предложил ему сделать новую французскую версию либретто оперы Моцарта «Женитьба Фигаро». Два года понадобилось Шмитту, чтобы завершить эту работу.

«Я хотел найти современный вариант текста, такого, чтобы он хорошо воспринимался на слух, но при этом не менять ни одной ноты, включая даже те случаи, когда у Моцарта на один звук предусмотрено две ноты», — рассказывает писатель. В дальнейшем Шмитт переписал либретто еще одной оперы Моцарта — «Дон Жуан» и сочинил новые тексты для «Карнавала животных» Сен-Санса.

За «Гостем» в 1996 году последовали «загадочные вариации» — драма, созданная специально для Алена Делона и Франсиса Юстера. Она была поставлена в Театре Мариньи в Париже и сразу же покорила театралов во всем мире от Токио до Лос-Анжелеса.

Годом позже Шмитт пишет пьесу «Распутник», своего рода философскую комедию о Дидро. После необыкновенно успешной постановки в театре Монпарнас она приглянулась кинорежиссеру Габриэлю Агийону и была экранизирована в 2000 году. Шмитт впервые выступил в роли сценариста, собрав в этом фильме целое созвездие актеров: Венсан Перез, Фанни Ардан, Жозиан Баласко, Мишель Серро. В Петербурге пьеса с успехом идет в театре «Буфф».

Еще одним подарком для зрителей явилась постановка пьесы «Frédérick ou le Boulevard du crime» с Жан-Полем Бельмондо в роли Фредерика Леметра — звезды французской сцены 40-х годов XIX века, с большим успехом прошедшая на сцене Театра Мариньи в 1998 году.

Талант драматурга был оценен премией Академии Бальзака (Prix de Académie Balzac). В 2002 году режиссёр Владислав Пази поставил «Фредерика» в Академическом государственном театре им. Ленсовета.

Второй роман Шмитта «Евангелие от Пилата» становится литературным событием осени 2000 года. За роман автор отмечен Гран-при журнала «Elle» (Grand prix des lectrices de Elle), что свидетельствует о его чрезвычайной популярности у широкого круга читателей.

Восемь лет продолжалась работа над этим историческим романом с мистическим и почти детективным сюжетом о расследовании, предпринятом прокуратором Иудеи с целью найти пропавшее тело распятого Христа. История и религия переплетаются в романах Шмитта, создавая неповторимый стилистический рисунок и с легкостью перенося читателя в другие эпохи.

Эти особенности характерны и для прозы Шмитта малой формы, как «Цикл незримого» — его составляют пять повестей, в каждой из которых раскрывается тема отношения человека к той или иной мировой религии:

  1. «Milarepa» — буддизм в Тибете

  2. «Мсье Ибрагим и цветы Корана» — суфизм и иудаизм

  3. «Оскар и Розовая Дама» — христианство

  4. «Дети Ноя» — христианство и иудаизм

  5. «Борец сумо, который никак не мог потолстеть» — дзэн-буддизм

«Оскар и Розовая Дама» — книга, не оставляющая равнодушными ни детей, ни взрослых. Её герой — десятилетний мальчик, больной лейкемией — пишет Господу Богу, с прелестным юмором и непосредственностью рассказывая о забавных и грустных происшествиях больничной жизни. За этим нехитрым рассказом кроется высокая философия бытия, страдания и смерти.

Повесть «Оскар и Розовая Дама» воплотилась в моноспектакль, в котором две роли в одном лице представила во Франции знаменитая актриса Даниэль Дарье (постановка 2003 года на сцене театра La Comédie des Champs-Elysées), а в Санкт-Петербурге — Алиса Фрейндлих (постановка 2004 года в Академическом государственном театре им. Ленсовета). По повести «Мсье Ибрагим и цветы Корана», удостоенной Немецкой книжной премии в 2004 году, режиссером Брюно Кремером был также поставлен успешный спектакль, а затем она была экранизирована Франсуа Дюпейроном (в 2004 году Омар Шариф, исполнитель главной роли в этом фильме, получил премию Сезар в номинации «Лучший актер» .

В 2001 году Шмитту за совокупность произведений для театра была присуждена театральная премия Французской Академии (Prix du théâtre de Académie française).

Шмитт продолжает работать в кино — с Катрин Денев над экранизацией «Опасных связей», с Жераром Депардье над ролью Вольпоне в фильме «Коварный лис».

Также автор помимо театра и кино продолжает заниматься литературой. Роман 2001 года «Другая судьба» вызвал бурную критику общественности, так как описывает два параллельных мира: в одном из них Адольф Гитлер успешно сдаёт вступительные экзамены в Венской академии изобразительных искусств в 1908 году и не становится диктатором, а в другом происходит реальное историческое развитие событий.

Позже у автора выходят романы «Как я был произведением искусства» и «Улисс из Багдада», которые также не остаются незамеченными критиками и читателями. Отдельного упоминания заслуживают сборники малой прозы Шмитта («Одетта. Восемь историй о любви», «Мечтательница из Остенде», «Концерт «Памяти Ангела»»), пользующиеся неизменной популярностью у читающей публики.

Эрик-Эммануэль Шмитт продолжает активно работать в литературном и театральном направлении, живет в Брюсселе, а с 2008 года имеет кроме французского ещё и бельгийское гражданство.

Литературные и театральные награды и премии Э.-Э. Шмитта

  1. 2010, Франция, Prix Goncourt за сборник рассказов «Концерт «Памяти Ангела»»

  2. 2009, Италия, Prix Scrivere за сборник рассказов «Мечтательница из Остенде»

  3. 2009, Франция, Prix des Grands Espaces за роман «Улисс из Багдада»

  4. 2006, Бельгия, Grand Prix Etranger за пьесы и повести «Milarepa», «Оскар и Розовая дама», «Дети Ноя», «Мсье Ибрагим и цветы Корана», «Гость»

  5. 2005, Франция, Prix Rotary за повесть «Дети Ноя»

  6. 2005, Франция, Molière, в номинации лучший автор за роман «Евангелие от Пилата»

  7. 2005, Швейцария, Prix Chronos за повесть «Оскар и Розовая дама»

  8. 2004, Германия, Prix Die Quadriga, премия «За гуманность и мудрость»

  9. 2004, Германия, Deutscher Bücherpreis больльшой приз читательских симпатий за повесть «Мсье Ибрагим и цветы Корана»

  10. 2004, Франция, премия журнала «Lire» в номинации «Книги, которые изменили жизнь читателей» за повесть «Оскар и Розовая дама»

  11. 2004, Франция, Prix Chronos за повесть «Оскар и Розовая дама»

  12. 2004, Франция, Prix Jean Bernard de l'Académie de Médecine за повесть «Оскар и Розовая дама»

  13. 2004, Франция, Prix de la Sélyre

  14. 2004, Франция, Reader's Choice Award награда Общества писателей

  15. 2001, Франция, Grand Prix du Théâtre de l’Académie Française за достижения в театре

  16. 2001, Франция, Chevalier des Arts et des Lettres (звание кавалер искусств и литературы)

  17. 2000, Франция, Grand Prix des Lectrices de «Elle» за роман «Евангелие от Пилата»

  18. 2000, Франция, Molière в семи номинациях за пьесу «Отель двух миров»

  19. 1998, Франция, Prix de l'Académie Balzac и в двух номинациях Molière за пьесу «Frédérick ou le Boulevard du crime»

  20. 1997, Франция, в шести номинациях Molière за пьесу «Распутник»

  21. 1997, Германия, Prix du Théâtre de la Ville за пьесу «Распутник»

  22. 1996, Франция, в двух номинациях Molière за пьесу «Загадочные вариации»

  23. 1994/95, Франция, Prix du Premier Roman за дебютный роман «Секта эгоистов»

  24. 1993, Франция, в трех номинациях Molière за пьесу «Гость».

Фантастика в творчестве автора

К профильным для сайта произведениям относятся большинство романов Э.-Э. Шмитта. Так, роман «Секта эгоистов», написанный в жанре магического реализма, повествует о загадочной жизни Гаспара Лангенхаэрта, философа 18-го века, считавшего, что он творец всего на Земле.

«Евангелие от Пилата» является мистическим детективом, в котором Понтий Пилат расследует смерть Иисуса Христа. А в книге «Другая судьба» описываются два параллельных мира, в каждом из которых живет Адольф Гитлер, но судьба их различна: в одном он становится художником, в другом же — кровавым диктатором.

Помимо этого к фантастическим произведениям можно отнести пьесу «Гость», в которой рассказывается о встрече Зигмунда Фрейда и Бога, а также рассказ «Незваная гостья», где события происходят в ближайшем будущем во время засухи в Европе, из-за которой ежедневно умирают десятки тысяч людей.

Примечание к биографии:

Раздел «Фантастика в творчестве автора» подготовлен составителем библиографии.

Сайты и ссылки:

www.eric-emmanuel-schmitt.com (официальный сайт)
Сортировка:

Эрик-Эмманюэль Шмитт. Циклы произведений

8.75 (4)
-
-
7.75 (36)
-
1 отз.
8.35 (77)
-
6 отз.
8.29 (28)
-
7.40 (10)
-
8.00 (2)
-
-
7.50 (2)
-
10.00 (1)
-

Эрик-Эмманюэль Шмитт. Романы

7.23 (26)
-
3 отз.
8.43 (28)
-
7.83 (6)
-
1 отз.
6.57 (7)
-
2 отз.
7.56 (9)
-
8.50 (2)
-
-
7.50 (2)
-
10.00 (1)
-
9.67 (3)
-
-

Эрик-Эмманюэль Шмитт. Повести

  1997 Milarepa  
-
7.75 (36)
-
1 отз.
8.35 (77)
-
6 отз.
8.29 (28)
-
7.40 (10)
-
8.00 (1)
-
8.00 (2)
-

Эрик-Эмманюэль Шмитт. Рассказы

6.60 (10)
-
3 отз.
7.00 (9)
-
2 отз.
6.80 (10)
-
2 отз.
7.20 (10)
-
2 отз.
6.38 (8)
-
1 отз.
6.27 (11)
-
1 отз.
6.00 (9)
-
2 отз.
6.67 (9)
-
2 отз.
7.50 (4)
-
7.00 (4)
-
5.60 (5)
-
6.00 (3)
-
8.00 (3)
-
6.50 (6)
-
8.33 (6)
-
8.00 (5)
-
8.00 (5)
-
9.33 (3)
-
8.00 (1)
-
8.50 (2)
-
  2012 Пёс / Le Chien  
10.00 (2)
-
9.00 (1)
-

Эрик-Эмманюэль Шмитт. Документальные произведения

-

Эрик-Эмманюэль Шмитт. Пьесы

9.33 (3)
-
1 отз.
  1992 Golden Joe  
-
  1993 Гость / Le Visiteur  
8.50 (2)
-
1 отз.
  1995 Le Marchand de Venise [адаптация]  
-
9.00 (1)
-
  1997 Milarepa  
-
7.50 (10)
-
1 отз.
-
  1999 Le Bâillon  
-
-
10.00 (1)
-
-
  2002 Sarah [адаптация]  
-
-
6.00 (1)
-
  2004 Lunas de Miel [адаптация]  
-
-
-
-
-
9.00 (1)
-

Эрик-Эмманюэль Шмитт. Статьи

  2010 Дневник писателя / Le journal d’écriture [послесловие]  
7.67 (3)
-
10.00 (1)
-

Эрик-Эмманюэль Шмитт. Эссе

2.00 (1)
-
4.00 (3)
-

Эрик-Эмманюэль Шмитт. Сборники

7.45 (11)
-
2 отз.
7.20 (5)
-
8.33 (3)
-
1 отз.
10.00 (1)
-

Эрик-Эмманюэль Шмитт. Прочие произведения

8.00 (1)
-


  Формат рейтинга


  Библиографы

  • Составитель библиографии — sham

  • Куратор библиографии — Finefleur


  • Этот автор не является фантастом как таковым и не включен в рейтинг фантастов, но администрация сайта считает, что это не повод обходить стороной его творчество.