Вильгельм Гауф отзывы

Все отзывы на произведения Вильгельма Гауфа (Wilhelm Hauff)



  ОтзывыРейтинг отзыва 

Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке

Всего отзывов: 148

  Страницы: [1] 2  3 

«Холодное сердце»
–  [ 20 ]  +

Доктор Вова, 04 апреля 2011 г. в 15:59

Сказка не отпускает до последней строчки! Она держит в напряжении, как в детстве (когда живо представлял себе Михеля-Великана с его громовым голосом) , так и в более старшем возрасте, когда задумываешься о том глубочайшем смысле, смысле жизни человека! Ведь все те соблазны, которые открывались перед Петером, неоднократно в течении жизни открываются практически перед каждым из читателей. И мы всегда стоим перед выбором, в какую сторону повернуть. Потому что совместить богатство, праздность, бесконечное везение, алчность и скупость, с добротой, отзывчивостью, жертвенностью, трудолюбием, умением радоваться мелочам, практически и теоретически невозможно. И зачастую, понимает это человек (выбравший Михеля-Голландца) лишь тогда, когда обратной дороги уже нет! Но у самых сильных людей (сильных характером, духом, волей) может получиться начать все заново, с чистого листа! Если только «золотой телец» не вытеснил полностью Бога из человека.

А уж если вытеснил, то эволюция падения у всех одинакова: сначала немилосердный, затем жестокосердный, потом бессердечный, затем бездушный (т.е. без души и соответственно без Бога в ней) , и в конце концов — бесчеловечный, т.е. уже и не человек вовсе, а так, одна оболочка. И прахом становятся все его богатства, и прахом становится не только он сам, но и сама память о нем. Очень нужная, очень жесткая, даже жестокая (своей суровой и неприкрытой правдой) сказка! Но благодаря милосердию и человечности Автора, у Петера нашлось сил и мужества повернуть все вспять! И спасибо Великому Сказочнику именно за такой оптимистический финал!

Оценка : 10
«Холодное сердце»
–  [ 17 ]  +

Lost, 25 сентября 2007 г. в 16:40

Моя любимейшая страшная детская сказка, в которой мне безумно нравится все — и Шварцвальд («Чернолесье») , и общая атмосфера, и описание ремесел, и лесные духи — Стеклянный Человечек и Михель Голландец! Особенно страшный Михель Голландец в своих огромных сапогах плотогона! Вот где по-настоящему готическая атмосфера! И запах хвойного леса — почти ощутим! Даже немецкий язык хотела учить , когда первый раз прочитала классе в третьем.

Оценка : 10
«Холодное сердце»
–  [ 15 ]  +

фрейзи, 25 сентября 2013 г. в 00:41

Вольюсь в хор громко кричащих — это моя любимая сказка! Даже не сказка, больше похоже на притчу. Давным-давно было сказано, что легче верблюда пройти в игольное ушко, чем богатому в царство небесное. А иногда ад начинается прямо на земле и человек сам себе его и устраивает. Комфортный такой, с хорошей едой питьём, мягкой постелькой. И с каменным сердцем в груди, когда ничего тебя не радует.

Уж так человек устроен что для счастья ему необходимо любить то что он делает. А если всё дело его — прожигание жизни. Недавний фильм Духлесс, книгу не читала, довольно сильно напоминает эту старую, но нисмотря ни на что актуальную сказку.

Вот найдётся ли среди всех наших ниоткуда взявшихся миллионеров хоть один, желающий найти себе сердце потеплее?

Добавлю отзыв о фильме — Сказка рассказанная ночью. Если вы такой же фанат Холодного сердца как и я, то лучше не смотрите её. Экранизация была, на мой взгляд, совершенно загублена ещё на стадии сценария. Огромное количество лишнего добавлено, а самое основное, хороший конец , взяли так и отрезали. Как у меня отрубили чего-то, честное слово. Из хорошего я отмечу великолепные типажи, к сожалению, не на главных ролях и не в любимой нами всеми истории. А во вставке. Это атаман разбойников, тётушка графине, и, совершеннейшей восторг, барон. Как там Филатов говорил — сам как сморчёк, башка с кулачок, а злобности ём, агромный объём. По-моему этот артист переплюнул самого Милляра. Смотрела бы только эту историю, у меня никаких претензий бы не было. Но за погубленное Холодное сердце — торжественное, троекратное фе.

И последнее — Александр Калягин не смотрится в роли Голландца. Тот же атаман подошёл бы на эту роль куда больше.

Оценка : 10
«Холодное сердце»
–  [ 14 ]  +

Alex Provod, 29 июля 2016 г. в 22:48

Одна из самых мощных и страшных авторских сказок, выпуклая, пугающая, атмосферная, с крепким интересным сюжетом, отличными персонажами, нешуточной драмой, в детстве она казалась настоящим триллером, да и сейчас её действительно интересно читать. Ух. Кажется, сами строчки пахнут углём, льдом и чёрной хвоей.

Оценка : 10
«Холодное сердце»
–  [ 13 ]  +

dydyka, 29 ноября 2009 г. в 11:00

Невероятно сильное произведение. Даже не воспринимается как сказка. Да и не похоже «Холодное сердце» на сказку: столько в нем недетскости. Казалось бы, речь идет об обычных, даже истертых во многих произведениях вещах: доброте, разумности, отзывчивости, жалости. Но ни капли морализаторства, осуждения со стороны автора... Просто повествует, мол, было так-то и так-то. И кажется читателю, что на самом деле БЫЛО. Давно, да, не с нами, не у нас, но в далеком Шварцвальде — БЫЛО. Жил угольщик Петер Мунк, как многие люди мечтал о лучшей доли. А потом получил все, что хотел, о чем мечталось, но к чему не подготовлена были его душа и разум. И шла старушка-мать, согбенная и нищая, к своему богатому сыну за медяком, о котором сын потом сожалел... Но самое страшное, что в живой человеческой груди билось холодное каменное сердце. Окончание сказки-повести не похоже на окончание большинства немецких сказок, но очень меня обрадовало, когда я впервые читала «Холодное сердце». Потом уже, когда перечитывала, старалась быстрее добраться до слов:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Еще много лет в мире и согласии прожила на свете семья угольщика Мунка. Маленький Петер вырос, большой Петер состарился.

И когда молодежь окружала старика и просила его рассказать что-нибудь о прошлых днях, он рассказывал им эту историю и всегда кончал ее так:

— Знал я на своем веку и богатство и бедность. Беден я был, когда был богат, богат — когда беден. Были у меня раньше каменные палаты, да зато и сердце в моей груди было каменное. А теперь у меня только домик с печью — да зато сердце человечье.

Оценка : 9
«Карлик Нос»
–  [ 12 ]  +

Доктор Вова, 04 апреля 2011 г. в 12:39

Одна из самых любимых сказок моего детства! Остающаяся таковой по сей день! У Гауфа, и в этой сказке и в других, несмотря на добрый финал, всегда оставлено место для собственных фантазий по продолжению темы. А если принять во внимание, что детские фантазии безграничны и незашоренны (как у взрослых) , то становится понятным почему эта сказка стала родной для детворы всей Земли! Повара ведь есть везде, как и длинноносые старухи, как и чванливость и самолюбование! Сказка наполнена глубоким смыслом (как и остальные сказки Гауфа). Она и учит, и наставляет, и предостерегает, и помогает «видеть сердцем» ! И за это — низкий поклон Автору и от детворы, и от их родителей!

Оценка : 10
«Холодное сердце»
–  [ 11 ]  +

adjort, 26 февраля 2013 г. в 00:24

Очень сложно говорить о тех строчках, которые растворились тебе, и то ли ты врос в сказку, то ли она тебя. Судя по количеству рецензий и восхищения, под крыльями этих строк нас много, и можно сказать, что благодаря дремучей ели и живому сердцу мы с вами всеми в одном родстве.

Я уже взрослый человек, но попадая в лес, стремлюсь вспомнить эти строчки и прошептать их. Я не надеюсь на чудо, и я же родилась в пятницу, а не в день чудесный, но верю, что сокровища достаются всем.

Это настолько сложная и пронзительная история, что не пропустить ее через себя представляется невозможным. Мне кажется, эта сказка сама топит каменные сердца, своими строками подменяя их на те, в баночках...

Очень, очень хочется сказать, высыпать из души хвою и горы, звериные следы и каменную поступь. Но моя любовь так сильна, что хочется любить наиболее сильно — без слов.

Оценка : 10
«Маленький Мук»
–  [ 11 ]  +

Доктор Вова, 04 апреля 2011 г. в 11:47

Ту, бесконечную по глубине и простую по смыслу истину, что вложил Автор в эту сказку, впору было бы прочитать из сочинения человека, умудренного многими десятилетиями жизни и жизненного опыта! Не суди по внешности, смотри в душу! Но Автор прожил всего-то 25 лет! Видимо, все таки дело не в простом количестве прожитых лет, а в том качестве, что кому-то раскрывается сразу, а кому-то не откроется никогда! Как в песне у Макаревича:

«Тот был умней, кто свой огонь сберег — он обогреть других уже не мог,

Но без потерь дожил до теплых дней.

А ты так спешил, ты все спалил за час и через час большой огонь угас,

Но в этот час стало всем теплей!»

И именно благодаря ярчайшему костру его творчества, нам становится ТАК тепло, хорошо и немного грустно от его «Маленького Мука» и остальных замечательных произведений!

Оценка : 9
«Карлик Нос»
–  [ 11 ]  +

jamuxa, 13 ноября 2010 г. в 20:39

Великий мастер страшной сказки — то что Эдгар По писал, потом, для нас уже взрослых.

Сказки Гауфа тем и притягательны, особенно в детстве, что в них скрывается какой-то настоящий, совсем не книжный (закрыл книжку — и он пропал) страх, когда вдруг проясняется, — для тебе, ещё маленького, — что не всегда, ох не всегда: «...Золушка заплачет, добрый лес листами зашуршит...»(Георгий Иванов). Что есть и Время ужасных чудес....

Сказки Гауфа как раз та терпкая и горькая приправа, без которой как-то в детском сказочном мире слишком слащаво и пресно. Вот Карлик Нос ей щедро (но не беспощадно) и пользуется.

Оценка : 9
«Карлик Нос»
–  [ 11 ]  +

Sawwin, 26 мая 2010 г. в 06:22

Творчество Гауфа и, вообще, немецкая романтическая сказка никак не относится к числу моих любимых направлений. Впрочем, это факт моей биографии, и никому навязывать своё мнение не буду. Здесь же я хотел обратить внимание на две любопытные особенности, характеризующие не столько самого Гауфа, сколько немецкую ментальность. В протестантской Германии особенно долго и упорно велась охота на ведьм, именно протестанты, а вовсе не католическая инквизиция всего упорнее сжигали женщин. Поэтому образ ведьмы в немецких сказках, как народных, так и авторских, заметно отличается от того, что мы видим в сказках европейских народов, сохранивших католичество. Немецкая ведьма непременно уютно обустраивает свой быт, там красиво, чисто и много вкусной еды. Достаточно вспомнить пряничный домик из сказок братьев Грим, куда попали Гензель и Гретель. Дом ведьмы из сказки Гауфа ещё более хорош, и, кстати, сама ведьма не так и часто появляется на людях и особого вреда жители от неё не видят. Ведьма плоха самим фактом существования. Недаром в сказке «Огниво» солдат убивает ведьму, не сделавшую ему ничего плохого (Андерсон датчанин, но ментальности этих народов весьма близки). Поневоле понимаешь, что Средневековье ещё не вполне закончилось.

И второй момент. Читаешь, как обучался Карлик Нос у ведьмы, и как он потом работал, -- и диву даёшься. Обучение поварскому искусству начинается с натирки полов, причём этому полезному занятию посвящена чуть не половина срока обучения. С точки зрения германского менталитета, очень верное заключение: всякое дело следует постигать с самых азов. Но, спрашивается, а когда ученику становиться мастером? Натирая полы, на повара не выучишься. И тут видим ляпсус, на который Вильгельм Гауф был обречён. Это святая уверенность, что искусство есть результат строгого следования методичке. Тупо следуй указаниям предшественников, и ты добьёшься превосходного результата. Картину нужно писать вот по такому рецепту, оперу сочинять -- по этакому, обед готовить -- по такому-то. В отношении музыки и назидательной литературы результаты оказываются неплохими, а вот в живописи и кулинарии точное следование рецептам не приводит ни к чему хорошему, недаром сумрачный германский гений ничего не создал в этих областях. Талант живописца вовсе не в слепом следовании натуре, талант кулинара не в травке «Чихай на здоровье» и не в умении отсчитывать ровно пятьсот секунд. Но если бы Гауф написал правду, он бы пошёл против собственной натуры.

Кстати, вы заметили, что в рассказе Эдгара По «Чёрт на колокольне» все домохозяйки немецкого городка Школькофремена тушат капусту, сверяясь с городскими часами и абсолютно не доверяя собственному вкусу? Так что, не я первый заметил эту особенность немецких поваров.

«Холодное сердце»
–  [ 11 ]  +

kira raiven, 13 мая 2009 г. в 22:23

Потрясающая сказка. Запомнилась навсегда.

Она страшная и пугающая.

И так жаль главного героя, что это чувство помнится до сих пор.

Я хорошо помню, что даже с каменным сердцем главный герой начал переживать. И в этом для меня и есть главное в сказке.

Ну, не попросил он «ума разума». Ну ошибся — ужасно ошибся. Но ведь именно этого человека читателю так хочется спасти.

Оценка : 10
«Холодное сердце»
–  [ 11 ]  +

aps, 11 марта 2009 г. в 14:32

«Холодное сердце» — это сказка, сказка для взрослых.

Казалось бы, старая, много раз использовавшаяся история — человек продает сердце (душу) дьяволу (злому духу). Она много раз обыгрывалась, и были настоящие литературные шедевры (самое известное — трагедия Гете «Фауст», которая берет свое начало в средневековой легенде). Однако Гауф, отталкиваясь от немецких легенд, создает нечто новое, оригинальное и прекрасное.

Все начинается просто – угольщик Мунк хочет обрести счастье, а счастье в его понимании это развлечение, богатство. Стремление к ним его приводит сначала к доброму духу леса, а потом к голландцу – злому духу. В этот момент сказка о том, как угольщик счастья и богатство искал, превращается в мрачную готическую историю и становится страшно. И хотя концовка истории

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
отмечена счастливым концом
, страх, холод, который ощущается при чтении еще долго остается с тобой.

На мой взгляд, это одно из лучших произведений этого неординарного писателя. Это сказка, которую с удовольствием прочитает взрослый и при этом ощутит холодок страха.

Оценка : 10
«Лихтенштайн»
–  [ 11 ]  +

Nog, 20 февраля 2008 г. в 10:23

Роман «Лихтенштайн», написанный всего лишь за год до скоропостижной смерти Гауфа, — это историко-романтическое произведение, явно написанное под влиянием книг Вальтера Скотта; этого, впрочем, ничуть не скрывал и сам Гауф. Правда, он скорее пытался доказать, что история Германии и прежде всего его любимого Вюртемберга ничуть не менее интересна и увлекательна, чем воспетые Скоттом легенды Шотландии. Действие романа происходит в 1519-1520 годах во время яростной и упорной войны Ульриха, герцога Вюртембергского, против сразу нескольких могущественных соседей, прежде всего рыцарей и князей Швабского Союза, а также герцогства Бавария. Впрочем, несмотря на то, что сюжет книги непосредственно связан с этой войной, в центре его, как и подобает классическому романтическому произведению, находится история любви рыцаря Георга фон Штурмфедера, поначалу поддерживавшего союзников, и Марии фон Лихтенштайн, дочери верного сторонника герцога. Кроме того, нельзя не отметить, что действие романа постоянно вращается вокруг замка Лихтенштайн, действительно существовавшего на указанном Гауфом месте, но ко времени написания книги давно уже разрушенного. Однако через полтора десятилетия после выхода романа замок был вновь отстроен и до сих пор привлекает внимание туристов (мне и самому как-то захотелось там побывать). Впрочем, вернёмся к книге.

О сюжете вряд ли стоит рассказывать что-то ещё – подобные сюжеты столь же незыблемы, сколь и неисчерпаемы. Да и, признаться, главное в «Лихтенштайне» всё-таки не сюжет, а многочисленные картины из жизни Германии начала шестнадцатого века – придворной, рыцарской, городской, крестьянской. Да и не только жизни – простым, казалось бы, южногерманским пейзажам автор уделяет немалую долю своего внимания, словно бы упиваясь описываемыми красотами сам и пытаясь, причём весьма успешно, передать это ощущение читателю. Отчасти дополняют, а отчасти и формируют книгу как единое полотно, изображающее тогдашнюю южную Германию, ещё два немаловажных момента. Во-первых, это многочисленные стихотворные вставки; насколько я смог понять, частью это стихи самого Гауфа, а частью – настоящие старогерманские песни, собранные писателем. А во-вторых – это образы как главных, так и второстепенных действующих лиц. Правда, нельзя сказать, что все эти портреты в одинаковой степени выпуклы и что они представляют все существовавшие тогда сословия, но достоинств таких героев, как герцог Ульрих, Георг фон Фрондсберг, Маркс фон Швайнсберг, Длинный Петер и заслуживающий особого упоминания Ханс-Волынщик, это ничуть не умаляет. Что касается общего стиля повествования, то здесь снова хочется вспомнить Вальтера Скотта. Подражал ли ему Гауф осознанно или же такая схожесть была ненамеренной, а может, это вообще привнесено при переводе, я затрудняюсь сказать, но в любом случае роман читается просто замечательно, буквально на одном дыхании, не позволяя заскучать ни на минуту и ни в одном из эпизодов, что бы автор ни описывал – войну, любовные переживания или окружающую местность. Мне жаль, что сейчас «Лихтенштайн» читателям практически неизвестен, но неизвестный совсем не означает «плохой»; надеюсь, кто-нибудь однажды тоже в этом убедится, как я.

Оценка : 9
«Карлик Нос»
–  [ 10 ]  +

Ламинарский, 17 ноября 2010 г. в 00:06

Сказку первый раз прочитал в детстве, и был поражен этой историей, и перечитывал снова и снова. Недавно перечитал опять и вдруг вспомнились детские впечатления: самое страшное для меня в детстве были не ведьма и ее белки, не темный, дремучий лес, а то, что целых СЕМЬ лет Якоб не видел свою матушку, а его мать не видела своего сына, а когда родители увидели его в виде безобразного карлика, они его прогнали, да еще поиздевались над ним. Вот над этим-то я в детстве и плакал. А радовался тоже со слезами на глазах тому, что гусыня оказалась прекрасной девушкой, родители сразу узнали повзрослевшего Якоба и все закончилось просто прекрасно. И конечно впечатлял в детстве фильм (ГДР, 1978 год), мы ведь тогда, в начале 80-х, не знали жанра фильмов ужаса, и этот фильм вызывал настоящий ужас со всеми его атрибутами — залезанием под одеяло в самых страшных местах, закрыванием глаз и т. п. Сейчас, пересматривая этот фильм, нету уже, естественно, этих ощущений, и кажется, что актеры «наигрывают» (я сам работаю актером и могу об этом судить), и все не так страшно, как в детстве... Но самое интересное, что это был первый в моей жизни фильм в жанре фэнтези (там есть все, присущее этому жанру, но тогда мы не знали и такого жанра тоже). Фильм все-таки стоит смотреть современным детям, есть в нем что-то прекрасное (несмотря на некоторые нестыковки), и ведь для съемок взяли настоящую гусыню... Но все-таки как-то не правильно, что когда Якоб становится карликом, его играет женщина... Извините, что больше говорю о фильме, чем о самой сказке, но так уж получилось, что в детстве фильм и книга были для меня одним неразрывным целым...

Оценка : 10
«Карлик Нос»
–  [ 9 ]  +

gamarus, 19 октября 2015 г. в 12:06

Путешествуя по замечательным сказкам Вильгельма Гауфа, я дошёл до одной из самых любимых в детстве. Моё тогдашнее восприятие принимало сказку «Карлик Нос» как зловещую историю о проклятии насланном ведьмой на мальчика. Красочные, но жуткие описания уродства старухи, а затем Карлика Носа произвели на меня неизгладимые впечатления. Я уяснил одно, нужно держаться подальше от пожилых женщин, которые, в том числе благодаря буйной фантазии, были мало-мальски похожи на ведьм. И уж, боже упаси, что-то сказать им вслед, лучше сделать фиги за спиной и потупить взор. А так же, я долго, наотрез отказывался, есть пищу в гостях у незнакомых людей.

Но, читая сейчас, видишь её немного по-другому. Как и любая другая сказка, она содержит не только явную мораль, но так же в них отражаются, в символичных образах и архитипах, основные проблемы людей и их взаимоотношений. И вот тут, как раз есть о чём поразмышлять и в зрелом возрасте.

В этой истории, если отбросить волшебный и сказочный антураж, я вижу, милого, доброго мальчика Якоба, отраду для своих родителей. Но мальчик достиг того возраста, когда из всеми любимого малыша с кукольным личиком, начал превращаться в подростка (в начале повествования ему 12 лет). Это очень тяжёлый период для детей любого столетия. Ребёнок меняется внешне и, что важнее, меняется внутренне, изменения неизбежные и часто сопряжены с не уравновешенным поведением, вспыльчивостью, безрассудными поступками. В этот период родители бывает, чего греха таить, произносят такие фразы как: «Ребёнка как будто подменили» «Ты стал на себя не похож, будто и не наш сын вовсе» и т.д. Как мне кажется, именно подобный конфликт нашёл отображение в этой замечательной сказке. Так же эта история, в довольно интригующей и приключенческой форме рассказывает, как из этого конфликта выбраться. Во-первых, Карлик Нос понял, что, не смотря на отвратительную внешность, усердием и трудом, можно добиться уважения, ведь он всё-таки стал любимым всеми придворным поваром. Во-вторых, он понял, что вокруг много других людей, которые, если отбросить предубеждения, могут стать и друзьями, и спутниками жизни. Если помните, наш цверг сдружился с гусыней — заколдованной дочкой волшебника. Поборов все свои подростковые комплексы, научившись жить в согласии с миром, Якоб возвращается в семью. И в глазах родителей он опять превращается в любимое чадо.

Но эта сказка, наука не только детям. Взрослым тоже надо учиться видеть и любить, при любых обстоятельствах, в таких вот «карликах» своих детей, понимать их, помогать им, не оставлять наедине со своими, совсем не бросовыми, проблемами. Ведь после семи лет непонимания и недоверия, ребёнок может уже и не захотеть по-настоящему возвращаться домой.

Оценка : 8
«История о корабле-призраке»
–  [ 9 ]  +

2480, 02 августа 2010 г. в 17:26

Довольно мрачное мистическое произведение. Даже можно хоррором назвать, но никак не сказкой. Странная атмосфера корабля, на котором происходит всё действие, просто завораживает и затягивает. В целом предсказуемо, но читается очень интересно и завлекательно. Плюс к этому нетяжёлый стиль повествования и неплохое обрамление производят очень хорошее впечатление

Оценка : 8
«Маленький Мук»
–  [ 9 ]  +

Anastasia2012, 12 мая 2010 г. в 21:55

Ещё одна поучительная история для детей. Не надо обижать людей. Не нужно судить по внешности о человеке.

На собственном жизненном опыте Мукра, полном мук, узнал, что деньгами дружбы не купить, что царская милость непрочна, а людская зависть губительна. А вместе с ним, наверняка надеялся автор, эти истины внемлют и маленькие читатели или слушателию

И ещё: маленький Мук — потому что ростом мал, но не мал как человек. Имея доброе сердце и чистые помыслы, будучи способным на свершения, невозможно быть маленьким человеком.

P.S. Одныжды Граф Александр Васильевич Суворов, вглядываясь в даль в подзорную трубу, услышал от рядом стоящего полководца предложение посмотреть вместо него, потому что тот был выше. На что доблестный Суворов ответил: «Вы не выше, вы длиннее».

Оценка : 9
«Карлик Нос»
–  [ 9 ]  +

Svetlana-88, 20 декабря 2009 г. в 12:33

:-) Гениальная сказка! Моя любимая. Описание дано из мультика (изуродовано все содержание), оригинал совсем другой. Сказка о взрослении: если бы главный герой не стал карликом — он бы остался на всю жизнь самодовольным придурком надеющимся только на свою красоту. Но став карликом он решает зарабатывать на жизнь своим умением (хотя ему дважды предлагали работать шутом) и добиваться уважение. Замечательно и то что его спасает гусыня (превращенная принцесса) — один он бы погиб, как и она бы без него.

Оценка : 10
«История о корабле-призраке»
–  [ 9 ]  +

aps, 02 марта 2009 г. в 14:56

Отличная история — мрачная сказка, хотя в этом случае я бы сказал — мистическая история.

У Гауфа известная легенда о «летучем голландце» одела арабский халат и приобрела черты одной из сказок 1000 и 1 ночи, оставляя за собой темный колорит мистики западного повествования.

В этом цикле «Караван» у меня это любимый рассказ (не поднимается рука написать про этот хоррор — сказка), хотя ничего нового , даже по тем временам не было. Легенда о корабле-призраке уже много лет существовала в быту у моряков разных стран, разным была только причина привратившая корабль в страх морей. Но стиль и атмосфера повествования, которая ни в чем не уступает современным писателям ужасов, умноженная на морскую романтику меня очаровала. И в связи с этим моя оценка 10 баллов.

Оценка : 10
«Рассказ о гульдене с оленем»
–  [ 9 ]  +

irish, 25 октября 2007 г. в 20:41

Сказка начинается с ощутимо диккенсовских интонаций — мрачный равнодушный отец, ангельски добрая, но, увы, рано умершая мать, очаровательный сынок, пошедший в маму. Есть также «Гульдене» ощутимый привкус сказки о Золушке — в виде мачехи и злых сводных братьев. Однако развязке истории (добро как бы не торжествует, поскольку добрые герои все поголовно сошли со сцены, но зло, тем не менее, наказано) я аналогий в мировой литературе не нахожу. Красиво, остроумно, необычно и к тому же талантливо рассказано. Вот у кого нашим фантастам не мешало бы поучиться. :)

Оценка : 10
«Холодное сердце»
–  [ 8 ]  +

Ван Мяо, 16 мая 2019 г. в 08:04

Это моя любимая авторская сказка и любимая интерпретация сюжета о продаже души. Она поразила меня еще в детстве и навсегда осталась в моем сердце. Это прекрасная, тревожащая готическая история, полная мрачного волшебства и немецкого народного колорита.

Оценка : 9
«Холодное сердце. Часть вторая»
–  [ 8 ]  +

Доктор Вова, 05 апреля 2011 г. в 10:21

Вторая часть этой замечательной сказки начинается с закономерного финала разгульной и пустой части жизни Петера, на которой теперь уже можно ставить жирный крест! Имущество описано, долги кредиторам поставили перед Мунком мрачную перспективу оказаться в тюрьме. И нет бы ему вспомнить про третье желание, так и незагаданное Стеклянному Человечку! Но тогда и сказка бы не сложилась такая. Благодаря голосу Михеля-Великана, набатом звучавшему в голове, Петер бежит к его жилищу. И заключает страшный договор. Да, он теперь богат, он теперь уважаем не только в округе, но и далеко за ее пределами. Но то ли это уважение, к которому стремятся люди? Нет, это уважение, которое покупается деньгами и не приносит никакого удовлетворения. Ведь не зря говорят: «Не приносят счастья сокровища нажитые нечестным трудом» ! Ничего не радует его, а наплевательское отношение к деньгам сменяется у него другой крайностью — сверхжадностью и скупостью. Он превращается в этакого «гобсека» , даже родную мать не пускает на порог и скрепя сердце (которое заменено камнем) кидает ей медяки. Самой крайней точкой его «падения» стало убийство своей прекрасной и доброй жены. И даже в таком бессердечном человеке, каким он стал, осталось что-то человеческое. Он осознает, что глубже уже не упасть, но находит в себе силы (пусть не без помощи и шанса, данных ему Стеклянным Человечком) противостоять грубой силе Михеля-Голландца и обмануть его. В этом главный смысл этого великого произведения! Никогда не поздно измениться самому и таким образом изменить свою жизнь и свое окружение. И эта сказка утверждает главный постулат, который хотел донести до нас Великий Сказочник Гауф: Человеку по силам преодолеть любые соблазны, невзгоды и испытания! Спасибо Автору за добрый и мудрый финал!

Оценка : 9
«Рассказ о гульдене с оленем»
–  [ 8 ]  +

Доктор Вова, 04 апреля 2011 г. в 13:49

«Чтоб потом себя не винить, в том, что делал кому-то больно

Нужно добрым на свете быть, злого в мире и так довольно..»

Именно эти строки вспоминаются каждый раз, когда я перечитываю эту пронзительно-грустную историю, написанную Великим Гауфом. И пусть Куно не прожил долгую жизнь, пусть в его жизни не было слишком ярких подвигов, главное что у него было с лихвой — это доброта, благочестие и почтение к старшим! И пусть не на Земле, так на небесах, ему воздастся сторицей, в отличии от его отвратительно мерзких братьев и мачехи, которые из-за своей жадности и подлости не унаследовали ничего, кроме гульдена с оленем. Но главное их наследство — это несмолкающие насмешки и издевки, которые они будут слышать всегда!

Поучительно, мудро, красиво, грустно! Спасибо Автору за это сказание!

Оценка : 8
«Сказка как Альманах»
–  [ 8 ]  +

Anastasia2012, 19 июня 2010 г. в 11:27

Замечательное введение Гауфа в мир ЕГО сказок, в ЕГО мир. Эта волшебная страна и ей противоположность — мир людей. Ощущение цветной и чёрно-белой картинки. Страх людей перед сказкой — не выдумка. Многие именно ГОНЯТ от себя сказку, не веря в добро, волшебство, любовь, взаимопомощь. И то, что Сказка напросилась к детям, очень показательно. Ведь дети не боятся мечтать и верить в чудеса. Так и Гауф облекает свою фантазию в форму сказки и направляет её в первую очередь к детям. А кто в душе ребёнок, тот в любом возрасте сказкам РАД!

Оценка : 10
«Холодное сердце»
–  [ 8 ]  +

Anastasia2012, 19 июня 2010 г. в 11:16

Очень история умная, просчитанная, растянутая (на мой взгляд не случайно — подумать надо!). А задел в самом начале дан:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
За алчность ненавидели, но за богатство почитали

Вот как завернул Гауф. Прибавив, что этот самой собой разумеется. Но медленно и верно ведёт автор к тому, что от богаства до бездушия совсем и нет ничего. Очень понравилось, что ведётся повествование: протягивается сказка как и жизнь Петера Мунка.

И здорово, что счастливый конец даёт надежду, что никогда не поздно начать быть добрым.

Оценка : 9
«История об отрубленной руке»
–  [ 8 ]  +

Anastasia2012, 12 мая 2010 г. в 21:50

В третий привал после встречи с незнакомцем звучит уже не арабская история. Герой истории — грек, дело происходит в Италии. Но мистики в ней (даже воточности) от этого не меньше.

«Сказка ложь — да в ней намёк». Эта присказка «работает» во всех сказках Гауфа. А у ж в истории, где и убийство и членовредительство, без такого подтекста никуда.

И опять сохраняется интрига — организатор преступления в красном плаще (так и хочется продолжить: «...с кровавым подбоем...») остаётся неизвестным. Да и причина, по которой девушка была погублена остаётся неразгаданной.

Но вот намёк в этой сказке недвусмысленный: сребролюбие — грех. Впрочем это не помешало герою истории Цалевкосу зажить в материальном благополучии, что не принесло ему душевного равновесия после непреднамеренного убийства (недаром, «Преступление и Наказание» — это классика всех времён и народов).

Оценка : 10
«История о Калифе-Аисте»
–  [ 8 ]  +

Anastasia2012, 12 мая 2010 г. в 21:45

Первая сказка, расказанная в караване. Расказанная незнакомцем, личность которого до конца всего «Каравана» — интрига. Истина «Любопытство-не порок» постигается калифом Хасидом и его визирем Мансором на собственном опыте. Однако финал сказки, сдобренный прекрасной женщиной, наказанным злодеем и его сыном в клетке, призван восстановить справедливость. Но не даёт мне покоя этот сын злого волшебника в клетке...

Читаю дальше.

Оценка : 9
«Караван»
–  [ 8 ]  +

Anastasia2012, 12 мая 2010 г. в 21:36

Думая о сказках, в первую очередь думаю о сказках Гауфа. Они не только сказочны, но и завораживающи. Порой даже страшны. «Караван» открывает целый цикл сказок, расказанных на отдыхе во время длинного и монотонного перехода по пустыне, являясь развлечением не тольео для слуха, но и для ума. Под впечатлением от воспоминаний о сказаках Гауфа, отложила читаемую книгу, и стала перечитывать их снова. И снова я вместе с караванщиками гостеприимно принимаю незнакомца на шёлковых подушках. А от одного слова «щербет» текут слюнки.

А с раскрытием личности загадочного гостя в самом конце — вообще комок к горлу подкатывает. Это такая романтика! О которой грезишь только в юности!

Оценка : 10
«Холодное сердце»
–  [ 8 ]  +

ii00429935, 30 августа 2009 г. в 20:40

Отличная сказка, одна из лучших у Гауфа. И очень современная: зачем нужно сердце (человеческие чувства, любовь, дружба, искусство), когда есть много денег? Многие сейчас так живут. И замечательная была экранизация «Холодного сердца» — старый советский фильм «Сказка, рассказанная ночью». Интересно посмотреть даже если вы читали оригинал и знаете сюжет...

Оценка : 10
«Карлик Нос»
–  [ 8 ]  +

Darinella, 02 октября 2007 г. в 18:55

Сказка о том, почему нельзя смеяться над старухами с длинным носом, а также о том, как иногда полезно разговаривать с гусями.

Если серьезно, эта сказка оставляет впечатление одной из самых наполненных у автора, в том числе, и по числу героев. А вот то, что она опровергает вечный сказочный довод «мать сына всегда узнает» понравилось мне мало. Самое хорошее, что сказка оставляет простор для фантазии над продолжением, поскольку зло в ней в лице старухи так и не побеждено, если не считать наказанием то, что она потеряла хорошего повара)

Оценка : 10
«Холодное сердце»
–  [ 8 ]  +

baroni, 23 сентября 2007 г. в 23:26

Эталон авторской сказки — замечательно переработанная Гауфом старинная немецкая легенда. С детства запомнились полки, заполненные стеклянными банками, в которых хранились человеческие сердца...

Оценка : 10
«Караван» [Цикл]
–  [ 7 ]  +

Varnasha, 23 июня 2019 г. в 08:51

Старинные сказки В.Гауфа — лучшее в мире фэнтези! Такая вкуснотища, такой волшебный язык и мастерство рассказчика, такая атмосферность... Краски, звуки, вкусы, запахи... А какие яркие необычные образы, какие трогательные персонажи! Читайте сами — и вы почувствуете, ЧТО есть настоящая большая литература. Читайте детям — и вы с малых лет сформирует их литературный вкус и научите отличать подлинное от вторичного. Вот умели же мастера слова в коротком тексте выразить глубочайшее содержание и создать совершенный оригинальный мир в нескольких строках! Написано 200 лет назад, а оторваться невозможно в любом возрасте.

Оценка : 10
«Фантасмагория в винном погребке Бремена»
–  [ 7 ]  +

Изенгрим, 11 февраля 2015 г. в 15:41

Довольно занятная, в частности своей неожиданностью, апология пьянству, когда упиться в хлам составляло главное достоинство взрослого человека, ностальгия по тем временам, когда совет славного города Бремена заседал в кабаке и все решения успевались приняться за пару минут до того, как отцы города сваливались под стол, когда приличные люди не пили всякое там пиво или, прости господи, шнапс, и даже детям в винном погребках всегда было чем надраться. Главный герой (альтер эго автора?) ловко упившись в дрова в закрытом на ночь кнайпе, богато и красочно галлюцинирует на тему (понятное дело!) обширной попойки с двенадцатью апостолами (кажется, это сорта вина), некоей фройляйн Розой (персонификация винной бочки) и богом Бахусом. В целом читается довольно живенько, несмотря на определенные трудности с устаревшими речевыми оборотами (а значение некоторых слов я так и не понял, их даже в словарях уже нет), но выглядит несколько нелепым, хотя и забавным, историческим анекдотом.

Оценка : 7
«Караван»
–  [ 7 ]  +

UMAB-C-PEX, 13 июля 2011 г. в 19:01

Сказки Гауфа — это твой первый в жизни ужастик, после которого ты нервно вздёргиваешь голову от подушки при каждом скрипе ветки по стеклу. Это мрачная атмосфера сурового не-добра, словно туча наползающая на яркий весенний полдень немецкого романтизма. Это интересно-как-страшно — и страшно интересно одновременно. Это — базис, без которого немыслимы надстройки ни Лавкрафта, ни Кинга. Это — das ist fantastische!

Оценка : 10
«Холодное сердце. Часть первая»
–  [ 7 ]  +

Доктор Вова, 04 апреля 2011 г. в 16:15

Очень символичным оказалось деление сказки на 2 части. Первая часть — идеализация праздного образа жизни и стремление во чтобы то ни стало приблизиться к той модели, которую Петер считал самой желанной для себя. Стремление стряхнуть с себя в буквальном и переносном смысле угольную пыль и стать кем-то значимым, известным, почитаемым. Но то, что так легко приходит, утекает сквозь пальцы еще быстрее, потому что ни навыков, ни труда к этому не приложено. И всегда будет найден какой-то виновник нынешних злоключений. И в первой части таковым оказывается Господин Стеклянный Человечек, который всеми силами пытался уговорить Петера подумать о других желаниях, но оставлял тому свободу воли и решений. И теперь только вторая часть сможет показать нам, достаточно ли сильным и человечным окажется Мунк для того, чтобы противоборствовать Михелю-Великану.

Оценка : 9
«Обезьяна в роли человека»
–  [ 7 ]  +

stewra darkness, 30 июля 2010 г. в 22:27

« Если посадить сто обезьян на сто лет за печатные машинки...» Вот только обезьяны в этом случае поэму Пушкина напишут. А молодые люди, глядя на обезьяну, станут ей подражать не в лучших ее поступках. Получается, обезьяна умнее. Она свой интеллектуальный уровень повысила, а молодые люди — наоборот все ниже и ниже. Самое обидное, что сейчас наблюдается тоже самое: спустил на сцене популярный певец штаны — и все стали ходить так же. А до какого уровня сами при этом опустились, не подумали. К сожалению, подобное подражание вижу не только у молодых людей. Может, нас пора за «сто печатных машинок», чтобы на свой уровень вернуться? А то у Гауфа все-таки сказка, хоть и сатирическая. Пусть сказкой и остается.

Оценка : 10
«Обезьяна в роли человека»
–  [ 7 ]  +

Anastasia2012, 06 июня 2010 г. в 21:35

Это уже и не сказка. Как сам автор предварял её (устами старика) — новелла. То есть повествование, в центре которого человек с его чувствами, поступками. Назидательная история Приезжего жителям небольшого городка, требующих от всех открытости, бессекретности. Дополнительное блюдо к завтраку у одного — тема пересудов в обед у всех.

Что особенно впечатлило, так тот факт, что за иностранцем готовы повторять всё, следовать его «моде», внимать его звукам, принимая их за стихи.

Письмо Дяди в день открытия происхождения Племянника написано в назидание всем, кто навязывает окружающим свой образ жизни, мысли, степень чувств.

Оценка : 10
«Карлик Нос»
–  [ 7 ]  +

Anastasia2012, 31 мая 2010 г. в 20:34

Первая сказка рассказанная шейху Али-Бану. Сказка для меня горькая. Самолюбование, наказанное уродством. Глупость, одаренная поварским умением. «Должен же ты что-нибудь уметь», — сказала старуха мальчику. И как тут разобраться: что хорошо, а что плохо?

Ведь лишив Якоба привлекательности внешней, колдунья не дала возможности вырасти ему эгоцентриком, пустым и бесполезным. А ведь уже в 12 лет мальчик позволил себе дерзить старшим (его препирательства со старухой на рынке), что и привело его к карликанству.

Зато 7 лет жизни, как раз того периода, когда нужно учиться и постигать новое и полезное (желательно :) ), Якоб чистил обувь, натирал полы, хлопотал по хозяйству, и, наконец, учился поварскому мастерству.

И девушку встретил и распознал в нечеловеческом обличье (что врятли бы состоялось, будь он писаным-расписаным).

Так старуха — злая колдунья или мудрая наставительница?

Оценка : 10
«История о Калифе-Аисте»
–  [ 7 ]  +

kira raiven, 13 мая 2009 г. в 21:51

Сказка обладает всеми атрибутами жанра — и ведь все расставлено по своим местам, и герои — волшебные, и заколдованные, и предатели есть, и приключения, и поиск пути назад, и главный герой — повелитель развенчанный.

Но она при этом выделяется из всех других, чем-то неуловимым отличается. Так много некой восточной пряности в ней, что вкус просто чувствуется... Ощущаешь себя на востоке, где пахнет ароматным дымом кальяна и восточными благовониями, где все так непредсказуемо, и кажется, что избавление близко, — ведь стоит только вспомнить именно ТО, что знаешь. Ведь знаешь же слово это — и оно недоступно.

Так и не можешь вернуть себе себя, раз превратившись в кого-то другого.

Оценка : 10
«История о Калифе-Аисте»
–  [ 7 ]  +

ozor, 16 ноября 2008 г. в 17:03

Одна из моих самых любимых сказок в детстве, образы которой были «усилены» наличием диафильма «Калиф-аист». Правильное произведение, способствующее потреблению полезной манной каши детьми, ибо если им зачитывать эту сказку, слушать будут с открытым ртом.

Оценка : 10
«Карлик Нос»
–  [ 7 ]  +

Fel_Vetrov, 07 ноября 2008 г. в 07:03

Гениальная сказка — сказка на всю жизнь! Когда варю борщ, всегда говорю своим внучкам: «Ну а теперь самое главное: надо бросить   в кастрюлю травку «чихай-на-здоровье» и девчонки визжат от радости и страха!:-))):-)))

«Спасение Фатимы»
–  [ 7 ]  +

Darinella, 02 октября 2007 г. в 19:37

Будь автором этой сказки не Гауф, а ,например, Мартин или Джордан, они бы из похищения дочери богатого купца создали масштабное полотно в трех (как минимум) томах о мире ,в котором это произошло, о городах, знатных семействах, воюющих за влияние, о моральной трансформации и взрослении похищенных девушек и глубоких страданиях разыскивающего их человека. Однако, к счастью, это Вильгельм Гауф — и мы видим отличную историю, от которой невозможно оторваться, изложенную всего на нескольких страницах. Краткость — сестра таланта, а страницы эти время окрасило в золотой цвет!

Оценка : 10
«Караван» [Цикл]
–  [ 7 ]  +

baroni, 22 сентября 2007 г. в 00:18

В детстве сказки Гауфа были самым любимым чтением. Сборник «Караван» наполнен восточной экзотикой, но не чрезмерной, а умеренно-пряной, волнующей воображение, где любой герой может оказаться колдуном, чародеем, или сам попасть под воздействие магических сил, а волшебство и тайна просто растворены в воздухе...

Оценка : 9
«Холодное сердце»
–  [ 7 ]  +

kkk72, 21 сентября 2007 г. в 23:43

Сильнейшая вещь. Вроде бы известный сюжет — душа или сердце, проданные нечисти за земные блага, а как сильно написано! И все это на фоне малоизвестной для меня немецкой мифологии.

Оценка : 10
«Трактир в Шпессарте» [Цикл]
–  [ 6 ]  +

Izkro, 14 января 2024 г. в 22:26

Гауф — это любовь с самого детства. Замысловатые, причудливые сюжеты, волшебство, сказки, за которыми стоят необычайная проницательность и мудрость. Откуда взялась эта мудрость у молодого парня, который и прожил-то всего — подумать только! — двадцать четыре года?..

Сказки, переворачивающие душу, заставляющие заглянуть в самую суть вещей и самую глубь своего сердца... Шедевры на века, иначе не скажешь.

Оценка : 10
«Холодное сердце»
–  [ 6 ]  +

mr_Vik, 02 октября 2023 г. в 20:58

Думаю, большинство рецензентов впервые читали эту сказку именно в переводе Габбе, Любарской. Этот вариант запал нам когда-то в душу, нам всем, и мне в том числе! Что уж тут? Перевод Габбе, Любарской на самом деле очень красивый, атмосферный, шикарный, просто влюбляющий в себя, с первых и до последних строк.

Сказка «Холодное сердце» долгое время была моей самой любимой.

Пока... Пока я не заглянул в перевод С. Шлапоберской, а потом и в оригинал сказки. Я был несколько разочарован. Оригинал и более точный перевод Шлапоберской сильно отличаются от привычного перевода (вернее сказать пересказа) Габбе и Любарской. Какой же сказка была на самом деле?

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Финальное противостояние с Михелем в оригинале было совсем другим. Злого великана побеждали отнюдь не стойкостью и храбростью духа, а всего лишь крестиком и молитвой. И в змею, огонь и воду Михель никогда не превращался. Да и вообще, в оригинале эта сцена оказалась раза в три меньше.

Есть и ещё небольшие отличия. Но главное – Гауф писал сказку с религиозным подтекстом. Габбе и Любарская сказку пересказали; религиозный подтекст убрали, заменили его сюжетом о силе живого человеческого сердца. Подобным образом в советском союзе перерабатывали многие сказки, да и не только сказки. И в целом, такая практика, конечно, едва ли может вызывать симпатию, но конкретно в случае «Холодного сердца», я считаю, изменения были удачны. И не то чтобы я был против религии, просто советский пересказ, в сюжетном плане, кажется мне интереснее, сильнее, выражающим свою идею универсальнее, нежели оригинал Гауфа. Но пусть это каждый решит для себя.

Бесспорно, одна из лучших сказок.

Оценка : 9
«Караван» [Цикл]
–  [ 6 ]  +

Brain-o-flex, 12 декабря 2014 г. в 08:38

Все сказки Гауфа волшебны, мистичны, колоритны. Очень импонирует, что они связаны одной фабулой — Как 1000 и 1 ночь. Рассказы внутри рассказа. И иной раз «холодок по коже», а оторваться невозможно. 10 из 10.

Оценка : 10
«Обезьяна в роли человека»
–  [ 6 ]  +

Орион, 11 марта 2013 г. в 17:38

Эта сказка идеально идет в комплекте с андерсеновским «Новым платьем Короля», которое она отлично дополняет и оттеняет. Ведь, каждая со своего угла, в конечном итоге они обе показывают одни и те же человеческие пороки – желание казаться не тем, кто ты есть на самом деле, желание вместо реальных свойств вещей видеть на их месте сладкую иллюзию. И не важно, начинается ли это с классического конформизма, жажды быть как все (в «Платье»), или напротив, попыток выделиться из толпы чем-то новым и ярким (в «Обезьяне») — итог один. Так или иначе, если вместо стремления быть самим собой человек больше всего озабочен тем, как он выглядит в чужих глазах, как раз смотреться он будет жалко и глупо. А поскольку не все, к сожалению, выучивают этот урок в детстве и юности, рассказ из категории сказки для самых маленьких переходит в разряд актуальной соцсатиры. Печально, но факт.

Оценка : 10
«Карлик Нос»
–  [ 6 ]  +

Lilium., 30 августа 2012 г. в 15:49

Несмотря на то, что многие уже до меня похвалили сказку, я тоже не оставлю её без внимания. Ведь она шедевр в своём роде. Весьма нравоучительна. Да, «Карлика Носа» стоит прочесть всем!

Хочу обратиться к Anastasia2012 и Svetlana-88. Я вовсе не считаю, что Якоб был таким уж плохим в начале. Он правильно сделал, заступившись за товар своей мамы, правда это можно было сделать и помягче, не комментируя внешность недовольной и ворчливой покупательницы. И ещё. В сказке не говорилось, что Якоб гордился своей красотой, его внешностью гордились родители. Так просто, на заметку. Даже когда они его прогнали, мысль об уродстве не сильно печалила юношу. Якоб больше переживал из-за того, что близкие люди теперь никогда не поймут, что он — их сын и не примут его таким, каким он стал.

Также возможно, главный герой помог бы Мими, даже будучи красивым (вот только не встретился бы тогда с ней).

Ладно, хватит философствовать. х)

Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок.

«История об отрубленной руке»
–  [ 6 ]  +

Oreon, 21 ноября 2011 г. в 11:33

Оценивал как сказку, потому поставил — 7 (оценивал бы как взрослый рассказ, наверно поставил бы 8). Как для детской сказки — жутковатая история об убийстве с кровью, перерезанием горла, отрубанием рук и т.п. (Как своему ребенку читал — сам ужасался, как это в детский сборник внесли?)). Но наиболее неоднозначной, как для детской сказки, была концовка: человек,

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
совершивший пусть непреднамеренное, но убийство красивой молодой девушки,
— живет припеваючи на деньги, так сказать заказчика, а сам заказчик вообще остался не раскрытым и не наказанным. Я веду к тому, что мораль у сказки (как для детей) хромает.

PS Оказывается в конце сборника «Караван» есть продолжение :), где раскрываются мотивы содеянного. Правда крови от этого меньше не становится, а жестокое убийство из мести всегда спорно, тем более в таком произведении, поэтому оценку менять не стал.

Оценка : 7

  Страницы: [1] 2  3 



⇑ Наверх