Карина Шаинян отзывы

Все отзывы на произведения Карины Шаинян



  ОтзывыРейтинг отзыва 

Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке

Всего отзывов: 214

  Страницы: [1] 2  3  4  5 

«С ключом на шее»
–  [ 3 ]  +

Moloh-Vasilisk, 14 февраля 2024 г. в 19:10

14.02.2024. С ключом на шее. Карина Шаинян. 2020 год.

Восьмидесятые годы, небольшой городок О. у бесплодных склонов сопок, трое друзей Яна, Ольга и Филька сталкиваются со странными и пугающими событиями. Проходит время, бывших друзей судьба развела в разные стороны. И какого же было удивление Яны, когда, спустя почти тридцать лет, она получает необычную весточку, напоминающую о былых событиях.

«С ключом на шее» начинает производить неоднозначное впечатление с первых страниц, хватает как положительных, так и отрицательных пунктов.

Из положительного.

Книга вышла очень атмосферная, при чем это чувствуется с самого старта и не прекращается до самого финала. Туманность, загадочность и даже вязкость ощущается в каждом предложении.

Красивый и образный язык, который еще больше помогает углубиться в роман. Описания мелких бытовых мелочей, города О. и его окрестностей — все выглядит весьма достойно.

Детали. Множество небольших элементов, которые замечательно погружает во времена детства действующих лиц.

Объемные и живые герои. Персонажи описываются с разных сторон и показывают себя в разных жизненных ситуациях, как в линии в восьмидесятых годов, так и в линии десятых. К тому же под воздействием тех или иных событий характеры меняются, что еще больше добавляет героям разнообразия.

Из отрицательного.

Очень хаотичный порядок повествования. От главы к главе читателя бросает в разные места и в разные временные линии. Вот вроде бы, это делает еще более таинственным произведение, но это так же сбивает, приходится перестраиваться и некоторое время разбираться в том, что в данный момент происходит в романе.

Концовка произведения. После всего нагнетания, которое вело к финалу, она вышла размытой и ответила далеко не на полный список вопросов.

Подведя итог, можно посоветовать данную книгу поклонникам жанра мистики или психологического хоррора, но с предупреждением о стиле изложения.

7 из 10.

Оценка : 7
«С ключом на шее»
–  [ 7 ]  +

sergej210477, 31 мая 2023 г. в 18:06

Книга, в которой, на мой взгляд, простой и незатейливый сюжет, искусственно запутан, как то узелковое письмо, которое, «ни к селу, ни к городу», зачем-то, приплели в качестве, чуть ли, не основного лейтмотива...

Сумбурный роман, с трудом выстраивающийся в целостную картину. Слишком сложная и совсем не гармоничная и стройная, на мой взгляд, конструкция.

Сплошной туман, мгла и марево. Обман. Иллюзия.

Вроде бы, книга — мистический триллер, с элементами хоррора. Но, нет. Это только так кажется. На самом деле — психологическая семейная драма. С элементами триллера.

Или, вот, в отзывах и рецензиях, читатели в один голос твердят, что роман — некая свободная калька с «Оно» С. Кинга. Мол, все то же, «один в один», но, в советских и российских декорациях. Как же, отличная «замануха», я, собственно говоря, и купился на этот трюк. Но, ни сюжетно, ни по стилю, Кингом здесь и не пахнет! Герои совсем другие. Вместо реального и ощутимого сверхъестественного Зла — нечто иллюзорное, смутное и неуловимое. Да и город совсем другой. Атмосфера, и близко, не «кинговская».

Все гораздо проще. Бытописание тяжёлой и мрачной жизни советской провинции. И, кошмар, происходящий в крепких и счастливых семьях СССР.

Есть три героя. Вернее, три советских семьи, о которых и пойдет речь. Действие происходит в двух временных плоскостях: 1986 году, и, спустя двадцать пять лет, где-то, в 2009-2010 годах. Северный Сахалин. В городе орудует классический, стандартный маньяк. Что в восьмидесятых, что в двухтысячных годах, кто-то, убивает детей.

Все. Причем здесь «Оно»?

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Ну, из мистики, в романе, то ли, присутствует, какая-то, японская фольклорная сущность типа «ёкай», то ли, это — «воображаемый друг», который в действительности и не существует... Дело не в этом. Сюжет — охота на маньяка. Кровожадный реальный убийца, и, его противостояние тройке героев.

Ну да ладно, в конце концов, кому нужна пародия на один из лучших романов «короля ужасов»?

Просто, построена книга так, что читать ее очень неудобно. Сюжет постоянно прыгает из восьмидесятых годов в нулевые. Понятно, что такой прием встречается довольно часто, но, опять, но... Ну, разве нельзя было чередовать главы: современность и ретроспектива? Или, курсивом разделять времена повествования? Что, разве мало способов существует для этого? Нет, автор лепит все сплошным текстом, и, прочитав, уже, по инерции, полстраницы, только тогда понимаешь, что сюжет давно перепрыгнул на четверть века вперёд или назад. Все в кучу. Я попробовал слушать аудиокнигу — ещё хуже. Зачем искусственно создавать для читателя такие неудобства?

Что ещё не понравилось?

Герои.

Сплошные психически ненормальные люди. Что-то, очень высокая концентрация больных и озабоченных людей в этом маленьком городке. Какие-то, неадекватные дети. (Десять лет героям в той части книги, где события происходят в 1986 году. Пионеры уже, а ведут себя, почему то, как пятилетние...) Ну ладно, дети есть дети, ждать от таких героев логичного поведения не стоит. Но, взрослые? Врачи, геологи, учителя, милиционеры? Серьезные люди, с образованием, а поступки, мысли, диалоги — нелепые и гротескные.

В общем, повторюсь: эта книга — о семейных отношениях. О жестокости. Домашнем насилии. Равнодушии. Сломанной детской (и взрослой) психике. О неполноценных семьях. Трудных детях. О злой мачехе и отцовском ремне. И, наоборот, о том, как сложно жить в семье, где нет твердой мужской руки.

Психологизм зашкаливает, но, он, какой то, как мне кажется, неестественный. Ну, мне сложно поверить в то, что так живут и разговаривают не алкаши, бомжи и наркоманы «лихих 90х», а, нормальные, семейные советские люди...

Читаешь, мучаясь, продираешься через все хитросплетения сюжета, через разные перекрученные петли, распутываешь все узлы. Вот, финал, «узелковое письмо» расшифровано. И, понимаешь, что ничего особо интересного ты и не прочёл. — мрачная «чернуха», «бытовуха», нелепый маньяк, и, малопонятная мистика, которая, в общем-то, криво прилеплена с какого-то, бока.

Но, это, только, мои впечатления. Я, собственно говоря, хотел окунуться в атмосферу кинговских маленьких городов, понаблюдать за детскими приключениями, столкнуться со злобными потусторонними монстрами. Ну, и, на десерт, для ностальгии, побывать в СССР восьмидесятых годов. Только, что-то, у меня «не срослось» со всеми этими чаяниями.

Всё-таки, есть и неплохие моменты: мрачная депрессивная атмосфера. Город, и окружающие его болота, конечно, прописан не как у С. Кинга, нет, но, неплохо. Вообще, визуальные образы, краски, вкус, запахи, звуки — созданы очень естественно и ощутимо.

Впрочем, любителям головоломок, загадок и недомолвок, роман, наверное, понравится.

Оценка : 5
«Орать на деревья»
–  [ 4 ]  +

Lilian, 14 марта 2023 г. в 23:43

Странный рассказ, но странный в хорошем смысле слова. Хлесткий, образный, находящийся на грани между условной реалистичностью и легкой метафоричной жутью. Здесь на откуп читателя остаётся трактование некоторых «почему» вроде: почему героиня называет некоторых прохожих мертвецами, реально ли происходящее в парке и реально ли ёлка встала (это была по-хорошему жуткое мгновение-вспышка).

Так что однозначному толкованию могут поддаться здесь разве что собственные эмоции от прочтения. История об одиночестве, отчаянии и попытке сохранить последнее и всё исправить. Финал, не смотря на почти хтоническую жуть, воспринимается светлым.

Мне весьма понравилось.

Оценка : 8
«С ключом на шее»
–  [ 3 ]  +

salmin26, 26 октября 2022 г. в 22:58

А вообще не связано ли узелковое письмо с другим представлением о времени? Помнится, у Теда Чана форма письменности предполагала другой тип мышления, пишешь из центра в разные стороны и, получается, что будущего не существует, вернее, существует, но ничем не отличается от прошлого, можно туда, а можно туда. У Карины Шаинян в «С ключом на шее» похожая штука, там повествование, в принципе, линейно (если смотреть на движение от нулевой главы к последней, тоже нулевой), но между этими двумя точками — это вот узел, состоящий из множества узлов сразу по трём измерениям. Теоретически «С ключом на шее» можно читать вообще из любой точки и в любой последовательности. И при этом всё поймёшь и не запутаешься, потому что, как в традициях узелкового письма, разные тропы принято красить разным цветом, так и Шаинян даёт нам маркер: флешбеки написаны в настоящем времени, а «настоящее» в прошедшем. Это вообще логично, роман ностальгической, и когда мы, потерянное поколение, дети 80-х, дети Оно и Владислава Крапивина, что-то вспоминаем, то это выглядит как «здесь и сейчас», но в моменте. Яркое воспоминание есть, но поместить его в хронологическую последовательность мы вряд ли сможем. Кстати, тем и отличался Крапивин, он писал фрагментами: вначале предпоследнюю фразу, потом из середины, потом непонятно откуда и только потом это всё монтировал, и заниматься монтажом было самое сложное и интересное. Но монтировал он всё же линейно (ну почти), а Шаинян нет, и я даже не понимаю систему (и есть ли она). Набоков, помнится, говорит, что искусство композиции самое сложное и самое важное. Шаинян тут крута невероятно.

И да, Я/мы Яна Нигдеева, безусловно. Странность мира восстановленна

Оценка : 10
«Лаборатория тьмы»
–  [ 4 ]  +

mputnik, 12 сентября 2022 г. в 12:11

Чистый НОЛЬ фантастики, сплошные и стопроцентные мистика, хоррор и психоделика.

Еще раз, уважаемый потенциальный читатель: бывают поджанры смешанные, где встречаются вкрапления того, вкрапления сего, где все витиевато переплетается и т.п. Здесь конкретно — ничего общего с фантастикой, вообще. Автор – заметный, посему раздражение от «прыжка вбок» от заявленной тематики сборника – особо пиарить не стану. И – тем не менее.

Видимо, уважаемый потенциальный — для сугубых любителей, и — мистики, и – автора. Так что ежели ты, как и я, базируешь свой интерес на Стругацких, Логинове, Крапивине, Герберте, Саймаке и прочих – это не твоё

Оценка : 1
«С ключом на шее»
–  [ 5 ]  +

Reystlen, 04 марта 2022 г. в 15:47

Жанр хоррор для меня не является любимым, читаю его очень редко и под настроение, и каждый раз убеждаюсь, что атмосфера ради атмосферы и страшное, что бы испугаться это совсем не для меня. А к сожалению, множество популярных хорроров грешат такими постоянными.

Данную книга заинтересовала усиленной её пропагандой в недрах ютуба, блогерами и книгокритиками.

Весь роман мне показался написан в замедленном режиме. Любое событие происходит плавно, медленно обрастает деталями, не спешит разворачиваться и регулярно обрывается очередным временным скачком . Порою от этой медлительности начинает клонить в сон, для меня такая вязкость динамики очень тяжела. Порою хотелось пролистать дальше, надоедал этот поток бесконечных деталей, описаний, которые ,конечно же хороши, и прекрасно дополняют атмосферу, но к сожалению больше ничего кроме неё и не дают. Я всегда за атмосферность в книгах, однако в данном романе атмосфера это главный герой и это единственно сильная часть книги. Потому что сюжетная часть книги показалась слабой и вторичной и совершено не захватывала, временные скачки и флешбеки на столько сильно рвали повествование, что мозг устал от таких приключений и порой я даже не понимал о чем сейчас читаю. Некоторые эпизоды были абсолютно лишними, добавляли еще больше атмосферности, но не приносили сюжету новизну или накал страстей. Книга мне показалась очень затянутой словно режиссёрская версия кинофильма, в которую вмонтировали все, что отснял создатель для самых преданных фанатов. Я бы с удовольствием прочитал бы лайт версию книги и возможно, для меня это было бы полезнее. Другое, что очень мешало прочтению это язык, да, он образный, меткий и выразительный в описательных моментах, однако с другой стороны язык тяжёл для чтения. Повествование рваное, удушающе затянутое уводящее в сторону от сюжета. Не меньше меня травила атмосфера не благополучности. Все герои книги несчастны и беспомощны, каждый жертва родителей, обстоятельств, общественного мнения или собственных страхов и комплексов. Ни один герой мне не был приятен или близок, никто не вызвал сопереживания. Очень раздражали откровенно слабые мужские персонажи. В целом книга депрессивна, мир беспросветен и темен- да, это особенности жанра, не буду даже с этим спорить, однако юмор никто не отменял и светлые полосы случаются даже в самых тяжелых жизненных ситуациях. В общем очень устал я от этой депрессии, мрака и тягучей беспросветности.

Рекомендую только фантам жанра депрессивного, нестандартного хоррора с психологическим уклоном и советской атмосферой.

Оценка : 5
«С ключом на шее»
–  [ 6 ]  +

Buhrun, 11 сентября 2021 г. в 23:39

Книг вокруг великое множество, разобраться, какая мне точно придется по вкусу, попадет в нерв, запомнится, заставит переживать и восхищаться – сложная задача. Особенно, когда в тысячный раз я слышу: “Это отменная книга. Лучший русский хоррор! Стивен Кинг (а его поминают в каждом втором отзывена ужастики) вертится в кровати от зависти” – я с опаской открываю такую книгу, потому что боюсь обмануть ожидания.

Есть книги, которые тащат тебя за шиворот, и ты рад подчиниться этому дикому полету вперед.

А есть книги, которые смакуешь и не желаешь, чтобы они кончались.

«С ключом на шее» из второй категории, но я пронесся по сюжету так, словно эта книга-ураган.

Сразу уясните три вещи:

Здесь очень осязаемый позднесоветский быт. Крохотный городок О на севере Сахалина (посмотрите карту, там один такой, нефтяной, затертый озерами, сопками и стлаником). Дефицит. Глубинка. От этого все происходящее только выигрывает. Настоящий ужас гнездится там, где ничего не меняется.

Здесь очень родные герои. Все. Даже родители. Даже дядя Юра. Среди героев есть ровно одно чернильное пятно — портал в ад. Голодный Мальчик.

Здесь много необъяснимого, но все соткано из такой живой и прочной материи, что тайны ощущаются кожей. Вы тоже сможете. Ныряйте.

«С ключом на шее» уникален тем, что это роман взрослого автора, который пишет о городе своего детства, но вживляет в него совершенно жуткую историю: пропавшие дети, а после добавляет: но пропали они вовсе не так и не из-за того, как вам кажется. Один камешек стронул лавину, тогда, много лет назад. И даже, если ты убежал

Я хочу рассказать, кому читать эту конкретную книгу (чем больше пунктов в вас попало, тем быстрее надо бежать за этой книгой):

Фанатам страшных историй со смыслом и деталями

Тем, кого цепляет психологизм

Выросшим странным детям и вообще искателям странного

Любителям отточенного и образного стиля

Формула Стругацких: чудо тайна достоверность – отлично работает в «С ключом на шее».

Чудо – страшный Мальчик, потусторонний сосед, пришелец, страж и напротив отец Фильки, человек-Ворона

Тайна – перевитые змеями сомнений, недоговорок, пассивной агрессии и прямого насилия семьи главных героев, двойники сквозь время, спутанные отцы и дети, которые заставляют действие двигаться

Достоверность – густая фактурная реальность города над нефтяной бездной, вечно осенняя природа, низкорослые стланики.

Я нырнул в эту книгу всем собой, почувствовал босыми ногами холод песка на том самом пляже, блуждал в том самом тумане, стрелял в него, слышал жажду в голосе Мальчика. Я встретился с чудовищами и выжил.

Теперь – ваша очередь.

Оценка : 8
«Лаборатория тьмы»
–  [ 3 ]  +

Manowar76, 05 сентября 2021 г. в 07:33

Зима, бессонница, таинственный офисный дом за окном. Прошло полгода. Лето, липкая жара, тот же загадочный дом за окном, желание героя прогуляться, открытая дверь дома.

Безумный учёный, утверждающий что их организация как раз и занимается проблемами со сном и всё дело в этом мерзком свете — он не даёт спать. Загадочные провалы в памяти.

Лучше не стало — к осени развилась тотальная светобоязнь и появились вспышки ярости. Мужчина решает наведаться в нехороший дом повторно.

То ли хроника надвигающегося безумия, как в «Мелком бесе» Сологуба, то ли «Интерстеллар» по-русски, то ли классическая история о «haunted mansion».

Шаинян практически безупречно владеет словом и мастерски погружает нас в пучину страха и безумия. Особенно впечатлит того, кто хотя бы раз мучился бессонницей.

Заявленной теме антологии «Цель и средства» рассказ не отвечает совсем, но это не страшно.

8(ОЧЕНЬ ХОРОШО)

Оценка : 8
«С ключом на шее»
–  [ 5 ]  +

Zee Beckett, 16 июля 2021 г. в 09:36

Это было первое знакомство с автором, и я не уверена, что хочу его продолжать. «С ключом на шее» — роман тяжелый и вязкий, а нелинейное повествование только сильнее сбивает с толку. Но обо всем по порядку.

1986 год, Сахалин. Неназванный город, в котором живут главные герои — Ольга, Яна и Филька, этакие кинговские Неудачники, но на отечественный лад. У Яны умерла мама, у Фильки — отец, Ольга кажется относительно благополучной, но и у нее тоже жизнь не сахар. А тут еще и в городе начинают происходить убийства: кто-то похищает и убивает детей, — и только троица героев знает, что происходит. Во всем виноват Голодный Мальчик, что живет у озера Коги...

Но это было раньше, а в наше время Яна, теперь уже доцент кафедры этнографии, получает странное письмо — точно такое же, какими они с друзьями обменивались в детстве. Письмо, в котором ее просят вернуться домой.

Правда, очень напоминает «Оно»? Только в отличие от Кинга Карина Шаинян не раскрывает природу чудовища. Трудно сказать, а был ли он вообще — Голодный Мальчик? Может, это выдумка испуганных детей или бред сумасшедшего? Впрочем, намек на разгадку в тексте есть, но его легко пропустить, если не вчитываться. Скачущее повествование сбивает с толку, затягивает, как болото.

Но что в этом романе по-настоящему хорошо — это его фактурность. Атмосфера умирающего северного городка, воздух, пахнущий солью и гарью, колючие нитки узелкового письма и сырой туман, окутывающий сопки. И все это обволакивает и затягивает, и застилает глаза, не давая сосредоточиться. Жутко и холодно.

Оценка : 7
«Лаборатория тьмы»
–  [ 0 ]  +

Lilian, 25 июня 2021 г. в 08:50

Этот рассказ неплохо смотрелся бы в антологии хоррора. Угроза здесь неявная, скрытая в темноте под кроватью, загадке пустынного дома и хронической бессоннице, разрушающей быт одной обычной семьи. Но именно атмосфера получается тягучая и осязаемая. Всё рушится постепенно, к финалу приберегая мистику и блуждания в пустынном доме наперегонки с тьмой.

Финальные строки неплохо закольцовывают историю.

Оценка : 7
«Что такое река»
–  [ -4 ]  +

forget-me-not, 09 мая 2021 г. в 18:44

Прекрасное произведение. Тронуло за душу, ну очень я такое люблю.

Оценка : 9
«Лаборатория тьмы»
–  [ 1 ]  +

volodihin, 11 февраля 2021 г. в 02:04

Мне кажется, рассказ оценивают пока что несправедливо слабо. А ведь с точки зрения «форматности» это блестящий хоррор: никакой НФ, зато темный, неясный, мистический характер угрозы, уныние от полной безнадежности противостоять ей и таинственность ее механизмов рождают драгоценное чувство беспримесного страха, т.е. как раз лучший продукт хоррор-текста.

Кажется порой, что уже читал это у каких-то классиков старого хоррора, вроде Роберта Блоха или Рэ. Воспринимается именно как классика формата.

Оценка : 8
«С ключом на шее»
–  [ 5 ]  +

amlobin, 07 февраля 2021 г. в 20:30

Слабовато, но интересно. Сумбурно, но увлекательно. Как роман ужасов и т.д. очень слабо, тем не менее затягивает и хочется читать. Я эту книгу осилил за два дня, что для меня очень быстро.

ну, во-первых, это, конечно, не Кинг. Рядом полежало, самое большее. История с призраком и энергетическим вампиром на озере в паре километров от города, будь она рассказана последовательно и в деталях, никакого интереса бы не вызвала.

Что за дух, откуда взялся? Никакого обоснования от автора нет. И так во всем. Весь текст состоит из пробелов, намеков, умолчаний и нестыковок, что и придает ему определенный шарм и таинственный флер. И стиль — дотошно подробное описание мелочей и впечатлений: звуки, запахи, пятна на одежде, царапины на коже, листочки на асфальте, жир в супе, гуща в чашке, складки на одежде, нитки, сухие губы, обгрызенные ногти, расширенные зрачки, ягоды, лишайник, песок, радужная пленка нефти и т.д и т.д. Когда читаешь, кажется, что сморишь фильм через увеличительное стекло. Впечатление сильное, но сумбурное, что, собственно и создает эмоциональное напряжение. Фабула простая, но излагается с перескоками от в двадцать пять лет, да еще и с передачей точки зрения пяти или шести героев. Мозаичное такое полотно. И контуры событий становятся ясны уже примерно в середине романа.

При этом общая картина так и тонет в тумане. Хорошо получились описания трех главных героев в обеих ипостасях и взрослой и детской, а также их родителей и сопутствующих лиц. Но атмосферы города так и не сложилось, хотя написано о нем много. И образ какой-то неясный: названия нет, где расположен угадываем сами, он вроде бы невелик (дети бегают куда хотят, транспорта нет), но имеются музыкальная школа, аэропорт и даже психбольница. Главное древнее Зло представлено ярко,

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
хороший такой образ Голодного мальчика,
но хотелось бы знать поточнее, откуда он взялся и почему? Линия с маньяком и убийствами тоже какая-то невнятная.

Есть масса других сюжетных ляпов, но копаться в них нет смысла, потому что, где эти ляпов нет? В данном случае автор оказался заложником собственного субъективно-психологического стиля изложения событий.

А жаль. Если что-то добавить и кое-что прояснить, получился бы однозначный бестселлер с перспективной экранизации, потому что все очень, даже слишком кинематографично.

Оценка : 7
«С ключом на шее»
–  [ 1 ]  +

Julich71, 17 декабря 2020 г. в 23:35

Я не любитель ужасов, я их боюсь, они мне потом с продолжениями снятся (и записывать сны не буду, не уговаривайте, это не мой путь, к тому же он не нов). От мистики в жизни (которой, говорят, хватает сполна, далеко ходить не надо) отгорожена толстой кожей: не вижу, не слышу, не чувствую. Вот мистика в текстах — другое дело, ее кто-то другой, кто умеет видеть, поймал и описал. И я верю тем, кто это умеет.

Связь с произведением Стивена Кинга «Оно» в романе Карины Шаинян явственно читается, но на эту связь открытым текстом указывается в предисловии. Автор не тырит у мэтра, а цитирует его. Пропуская через себя, через свой город трудного детства, построенный там, где селиться по-хорошему бы и не надо.

Большинство советских людей относились к иррациональному легко и просто — как в строчке из песни Окуджавы: «А мы рукой на прошлое: вранье!» И храбро застраивали места, куда в здравом уме не сунется ни один старожил. Это предков, темных и слабых, здесь кто-то трогал и жить мешал, а я же советский человек! Мне нипочем. И даже если все-таки окажется «почем», ни за что не признаюсь и буду мужественно преодолевать трудности, мною же и созданные.

Но не всё можно победить легкомыслием и игнорированием, ох не всё! Нереальное в романе раздирает ткань реальности и грубо вламывается в явь, не замечать его невозможно, мириться с ним страшно, остается с ним только воевать. Только победить, не уничтожить, так изгнать. И дабы чужое никогда уже не вернулось, должен отдать жизнь кто-то из своих. Этот мотив «нельзя отделаться слишком легко» тоже не новый, тоже фольклорный, как бродячие сюжеты, но его не заглушить. Если хочешь, чтобы родилось что-то стоящее, оторви от себя кусок души и пиши своей болью. Мы все знаем этот рецепт.

Оценка : 9
«С ключом на шее»
–  [ 17 ]  +

majj-s, 19 августа 2020 г. в 11:53

И мальчики голодные в глазах

— Надо кофе, — пробормотала она, обращаясь к своим ботинкам. — Или пулемет. Кофе и пулемет. И розги.

Стивен Кинг отдыхает, — сказал об этой книге Лазарчук в своем фейсбуке. Подумала: надо читать. Прочла, ужаснулась, не от того, что страшно, а от того, какой невыносимой мутью оказалась книжка. В очередной раз подивилась лютому несовпадению собственных читательских преференций с предпочтениями любимого писателя, решила отмолчаться по принципу «хорошо или ничего». И не стала бы ничего говорить о романе Карины Шаинян, но вчера прочла хвалебную рецензию Владимира Березина, мягко пеняющего Стивену Кингу, что насмелился написать в точности на тот же сюжет, третью века раньше лапушки автора. И тут уж пепел Льва Толстого забился в мою грудь, Не могу молчать.

Что ж за шедевр «С ключом на шее»? Давайте смотреть. Действие разворачивается в двух временных стратах: восьмидесятые прошлого века и условно наши дни, которые с равным успехом могут быть как нулевыми, так и двадцатыми, но физиология (у одной из героинь дочь подросток: нормально для женщины немного за тридцать, сомнительно для «под пятьдесят») относит скорее к нулевым. Сейчас это актуальный прием, апеллировать не к стремительно устаревающему «сегодня», но к мягкому ретро начала эры персональных компьютеров и сотовых телефонов, в сопоставлении с более глубоким — пионерских галстуков и да, ключей от дома, носимых детьми на шее.

Яна, преподаватель фольклористики, крайне брутальная дама, которой как огня боятся студенты, сочиняя о ней байки и небылицы,вроде того, что костяной кулончик, который не снимая носит на шее, из человеческой кости (а вы думали, имеется в виду лишь тот ключ, который родители нам цепляли на веревочке?). Так вот, эта самая Яна получает послание узелковым письмом, смысл которого: «Возвращайся домой». Тотчас ее накрывают благополучно вытесненные детские воспоминания, с которыми предпочла бы не иметь дела вовсе.

Остров Сахалин, вторые Сочи, солнце греет, но не очень. Прочтите Чехова и ужаснитесь, прочтите Веркина и отшатнитесь. Впрочем, детям, которые родились и всю жизнь прожили здесь, сравнивать не с чем, и вообще: «это наша родина, сынок». Можно было бы жить, не тужить в лучшей в мире стране, но проблем, помимо климата, хватает. У Яны умерла мама, папа женат на другой, мачеха прямо из сказки, ненавидит падчерицу и строит ей козни, в разговорах с мужем называя девочку «эта твоя».

У Филиппа умер папа, только прежде сошел с ума, зарезал на площади собаку, плясал вокруг, выкрикивая странные песни на непонятном языке. А был приличный человек, ученый, этнограф потом его увезли в дурку, а оттуда,по слухам, исчез. Умер? Наверно. Только вот в запертой отцовской комнате время от времени кто-то ходит. И нет, Филипп не боится, ему есть чего в жизни бояться, помимо этого. Толстого мальчика травят одноклассники, а тут еще банда хулиганья из тех, что постарше, избрала объектом издевательств.

У Ольги относительно благополучно, она вообще особенная. И смелая. Они втроем, в очередной раз с трудом отбившись от шайки второгодника Егорова,решают прибегнуть к магическому способу, раз уж средствами диалектического материализма не получается бороться со всеми этими неприятностями. Ах да в городке пропадают дети. Маньяк? Все сложнее, периодически здесь пробуждается от спячки древнее зло, требует жертв, которых буквально пожирает, чтобы снова затаиться лет на тридцать. Тогда, будучи детьми, они справились с Голодным Мальчиком,не убили, но серьезно подранили. Теперь он появился снова.

Ничего не напоминает? Семи пядей не надо быть, чтобы опознать «Оно». Нет, я не против, Шаинян не единственная кто тырит у мэтра ведрами ядра, постмодерн все спишет. Я даже догадываюсь, почему Андрею Геннадьевичу так понравилось, импринтинг, однако. Стилистически это один в один его проза в ее остраненной части. Когда кто-то начинает говорить на твоем языке, используя твои характерные речевые обороты, трудно не опознать в нем своего. К чести автора, язык замечательно хорош, лексические конструкции безупречны, несомненна рука мастера в обращении со словом.

Беда в том, что психоделические выверты с какого-то момента становятся здесь главным смыслом. Без того неясный сюжет рвется в лохмотья и мотается обрывками ниток, извлеченных из чрева мусоровозки, с примерно тем же комплексом сопровождающих ощущений: гадливость, омерзение, желание оказаться подальше. Что до морально-этической составляющей, то она здесь упразднена за ненадобностью, соответственно, повествование зияет мотивационными дырами.

Муть клубится, история заходится в пароксизмах все большей невразумительности, становясь невыносимо скучной. И ты уже не чаешь добраться до конца, больше всего желая, чтобы они все там передохли, включая тройку положительных героев, которых должна бы полюбить, но вместо того тихо ненавидишь. И нет, это совсем плохо. Если такое на «Новых горизонтах», то прогнило что-то, далее по тексту.

Оценка : 6
«С ключом на шее»
–  [ 4 ]  +

InigoMontoiya, 05 августа 2020 г. в 14:01

Как ни странно, мое знакомство с романом Карины Шаинян началось раньше, чем он был завершен. Рассказ «Когда умолк ветер» (журнал «Мю Цефея. Шторм и штиль. №1(2), 2019») заставил почувствовать, что за ним должна стоять история гораздо более длинная и жуткая. По крайней мере, мне очень хотелось, чтобы это было так. И через некоторое время желание мое сбылось.

Маленький город, родители, слишком занятые своими проблемами, и их дети, предоставленные сами себе. Кто-то из них останется, а кто-то уедет, надеясь оставить позади пережитые несчастья и страхи. Но придется вернуться, чтобы разобраться с незавершенным делом... Знакомо, правда? Не спешите судить: это не подражание, это только реминисценция, реверанс известному роману ужасов известного писателя. «С ключом на шее» оригинальный и, если можно так сказать, аутентичный роман. Вам легко будет представить все происходящее в нем, особенно если вы из того самого поколения: прогулки и игры в странных местах, травля и стычки с хулиганами, разодранные штаны, дружба с бродячими псами, ругань родителей, чувство бессилия перед взрослыми, перед их безразличием или яростью. Чувство, что не к кому бежать, потому что не поверят, не поймут, разозлятся за причиняемое беспокойство. Разве что к таким же, как ты, детям с теми же проблемами. При всех достоинствах «Оно», я едва ли могу соотнести себя с Неудачниками, но на месте детей-персонажей «С ключом на шее» могу представить себя легко.

То, с чем сталкиваются герои романа, сводится далеко не только к предоставленности самим себе, но и к безысходной детской беспомощности перед обстоятельствами, перед чем-то злым и непонятным, воплощенном в постороннем взрослом человеке. Кажется, ощущение этой беспомощности так их и не оставило до конца. Даже если ты вырос и уехал далеко-далеко, стоит только вспомнить о прошлом, как тебя накрывает вязкая тоска, нехорошее предчувствие. Или, может быть, ты остался, но гонишь от себя воспоминания изо всех сил. Не всем хочется возвращаться в детство. Но не у всех есть выбор.

В романе есть и мистический элемент, который тоже является отсылкой, но не к другому произведению, а к мифологии. Конечно, потустороннее создание несет в себе зло, но не совсем то зло, с которым приходится сталкиваться героям. Если копнуть чуть глубже, можно понять, почему только двое из троих героев могли бы занять место этого существа.

Развязку романа не назовешь предсказуемой. Потустороннее зло плотно переплетается со злом реальным, но не так, как у Кинга. «С ключом на шее» будто говорит, что реальное зло гораздо страшнее, чем зло мистическое, ведь реальное зло сложнее победить. Это, без сомнений, хороший роман, который можно с удовольствием перечитывать. Как мне кажется, редкость для современной литературы.

«Овсянка»
–  [ 1 ]  +

Manowar76, 05 августа 2020 г. в 00:53

Жуткий, атмосферный, композиционно изящный, но переусложнённый и непонятный рассказ с невнятной мифологией.

Воспоминания о городе детства, символика полудохлых кляч и жутких возниц, ожившие трупы.

Рассказ из сборника «Новые мифы мегаполиса», наиболее близко подобравшийся к жанру хоррор.

6(НЕПЛОХО)

И почему «Овсянка»?

Оценка : 6
«С ключом на шее»
–  [ 4 ]  +

chupasov, 17 июля 2020 г. в 11:20

Рецепт страшного романа, в сущности, давно известен – в реалистично-бытовой план проникает потусторонне-призрачное. Дальше – нюансы в пропорциях, месте психологизма и писательском мастерстве.

Роман К. Шаинян в эту схему не вписывается совершенно. Тебя сразу ныряют в яркий кошмарный сон или сюрреалистичный комикс, слабо поддающийся пересказу. В последовательности эпизодов есть, наверное, своя логика (по прочтении романа история более-менее складывается), но это – скорее логика композиции в музыке.

Сравнивать с кинговским «Оно» имеет смысл лишь для того, чтобы разобраться, что именно Шаинян делает иначе (простой ответ: все; ответ посложнее: автора больше интересует Генри Бауэрс и отчасти – Беверли Марш).

Я, честно говоря, с бОльшим удовольствием прочитал бы русское «Оно» – с бытовой фактурой города на пустынном краю мира, страшными байками про нефтяников-геологов и тщательно дозированным ужасом (в общем, чтобы вместо импортного Дерри – наш, родной до судорог, город Брежнев). Взаимоперетекание сломанных персонажей, длящееся «сейчас», калейдоскоп мерцающего сознания, поэзия на месте физики – это просто не мое.

Но если судить писателя по законам, им самим над собою признанным, то нельзя не увидеть, что текст написан мастерски, и своего читателя он, будем надеяться, найдет.

Оценка : 8
«Банка, полная динозавров»
–  [ 1 ]  +

Sawwin, 24 октября 2019 г. в 14:29

Карина Шаинян пишет хорошо. Хорошо написан и этот рассказ. Вот только сразу вспоминается один из первых фантастических рассказов Кира Булычёва «Когда вымерли динозавры?», опубликованный в журнале «Искатель» №2, 1967 г., и рисунок на обложке журнала: на стуле стоит стеклянная банка, а в ней – динозавр.

Ничего не хочу сказать, но связь слишком очевидна.

Оценка : 7
«Болото Иссог»
–  [ 1 ]  +

Manowar76, 30 мая 2019 г. в 11:59

Отлично написанный, но несколько скомканный рассказ про джунгли Амазонии, чувство вины и Древних Богов.

Очень понравилась подвязка Че Гевары к происходящему. Что он искал в Боливии? Поддержки мрачных божеств.

Если бы этот рассказ развернуть как минимум в повесть, было бы шикарно.

Оценка : 8
«Амбра»
–  [ 5 ]  +

Seidhe, 21 февраля 2019 г. в 13:32

Я уже говорил в своих отзывах на другие произведения Карины Шаинян, что не берусь даже приблизительно классифицировать, к какому литературному жанру они относятся, но раз уж чаще всего на них лепят ярлык «магический реализм», будем считать, что это — он. А к данному жанру я, по большому счёту, равнодушен. Но одного у прозы Шаинян не отнять — картины и образы, сотворённые её фантазией, врезаются в память накрепко.

Рассказ «Амбра» я уже читал. Лет пять, наверное, назад. И я совру, если скажу, что остался от него в полном восторге. Потому что истории, написанные в жанре этого самого магического реализма, в которых не совсем понятна разница между реальностью и вымыслом, а течение времени подчиняется каким-то неведомым законам — это не совсем «моё». Но когда несколько дней назад наткнулся на упоминание об отзыве уважаемой Тиань на данный рассказ, вспомнил его сразу же. Потому как история девушки, проглоченной кашалотом, сумевшей выжить в его нутре и вернуться в мир живых, пусть и совсем не той, которую кашалот проглотил — это, конечно, сильно...

Рассказ о непредсказуемости судьбы, ставящий сложный философский вопрос — стоит ли цепляться за прошлое и пытаться вернуть то, что потеряно навсегда. По крайней мере, я воспринимаю его именно так. Как воспримите вы — сложно сказать. Рекомендовать могу только поклонникам «пограничных жанров» — магического реализма, вирда и так далее.

Впрочем, есть у прозы Шаинян и ещё одно неоспоримое (для меня) достоинство — написано действительно красиво:

«Старая мамбо одинаково ловко штопает мужские рубашки и женскую плоть. Ее сморщенная кожа чернее ночного моря, волосы – белые, как сердцевина кокоса, а на юбке нарисованы все узоры, какие только существуют в мире...»

За это балл и накину.

Оценка : 8
«Бубен»
–  [ 1 ]  +

Seidhe, 20 февраля 2019 г. в 14:06

Творчество Карины Шаинян (или, по крайней мере, та часть его, с которой мне довелось познакомиться) очень сложно втиснуть в какие-либо рамки. Это одновременно и не шибко любимый мной магический реализм, и фантастика, и условный реализм с упором на психологичность, и мистика, и нечто совсем уж непонятное, заставляющее вспомнить о творчестве товарищей Сорокина с Пелевиным... Но зачем пытаться систематизировать и классифицировать, если у текстов Шаинян есть одна отличительная черта? Они — цепляют! И небольшой рассказ «Бубен» — не исключение.

СпросИте меня: «И о чём он?», я с ходу и сформулировать не смогу. И после долгих раздумий не смогу.

Потому что это — эмоции, это — настроение, это — иное, нелинейное восприятие мира и времени, свойственное другим народам, временам и культурам, это сложно объяснить, потому что надо — почувствовать, потому что «мох в уши, волосы на глаза — я не верю в то, что снаружи, и поэтому мой бубен до сих пор поет»...

Хороший рассказ. Любителям «всяких разных чукчей» (так моя супруга характеризует мои интересы и увлечения) должно понравится. И зря заминусовали отзыв уважаемой Yazewa, всё она правильно в слова оформила:

«...Бубен бьёт, Карина пишет...»

Оценка : 8
«Что ты знаешь о любви»
–  [ 3 ]  +

mputnik, 20 февраля 2019 г. в 10:04

О, а вот это – я удачно зашел. Прекрасный пример настоящей фантастики. Ну, прямо-таки – выставочный образец. А что оценка не максимальная, так – фэнтези не люблю (за исключением вот таких, вот, удачных образцов). Просто и тут – можно было бы легко «перековаться» в НФ, не напрягаясь, но это – не суть важно, в конце концов – свобода воли Автора.

В чем конкретно «настоящесть» и «выставочность»? Жанр (фантастика) реализует по максимуму все свои плюсы, не подстраиваясь под боллитру и мейнстрим, сохраняя при этом главное, чем должно отличаться привлекательное чтиво – «литературность» (образность, адекватность мотивации и логичность поведения персонажей, ритмичность и т.д.).

Здесь все жанровые элементы – фантИдея. фантДопущения, фантАнтураж, фантТема – они во-первых ЕСТЬ и АДЕКВАТНЫ, а во-вторых – они «лишь средство, а не цель». Все «фантастическое» (аккуратное, логичное, понимаемое) используется всего лишь как «инструмент» для главного процесса, который и есть Литература – для живописания души человеческой. Без излишеств, тупых повторений одного и того же, без нудных книжных нравоучений, интересных только автору, без перехлёстов в сторону андеграунда, без абсурда зауми ненужной И Т.Д. А сам этот инструмент – он, образно говоря, «исправен, смазан, работает практически безупречно», и – что еще важнее – не выпячивается. Но он ЕСТЬ, и это весьма заметно.

Почти ИДЕАЛЬНАЯ фантастика. Ну, с учетом того, что — фэнтези, а не НФ

Оценка : 8
«Амбра»
–  [ 9 ]  +

Тиань, 13 февраля 2019 г. в 19:52

Страшный рассказ. Герой ищет свою невесту, пропавшую во время кораблекрушения. Героиня проявляет поразительную волю к жизни. Но нельзя встретить ту, которая вступила на путь Иова, и вернуться из этого путешествия тоже нельзя. Смерти противостоит не жизнь, а рождение.

Автор показывает необратимость некоторых потерь. Разыскивая утраченное, ты можешь найти совсем не то, что ищешь. И лучше этого не находить. Оно уже не твое. Жажда жизни — доминирующая мотивация. Человек рвется к воздуху и свету, не думая о цене, которую придется заплатить. Преодоление смерти — не всегда победа.

Существуют извечные вопросы: что лучше — ждать и не дождаться или найти и потерять. Иллюстрацией к ним и является история героев. С поправкой на тень смерти, которая всё время рядом, потому что найти можно только то, что она уже практически захватила, и не важно — искатель ты или боец.

Рассказ пронизан атмосферой безнадёжности. Он вязкий, обволакивающий. Всякий, кто оказывается в нарисованном автором мирке, обречен остаться там навсегда, Мирок этот страшен и уродлив. Изломано всё и все — кто-то морем, кто-то страхом, кто-то жестокостью человеческой.

Читая подобные вещи, я пытаюсь понять, почему автору пришла в голову именно такая история? Почему ему захотелось создать больной изломанный мир и поместить своих героев именно в такие обстоятельства? Не могу понять. Не понимаю, зачем приумножать страдания человеческие даже в фантазиях, если это не несет никаких особенных смысловых нагрузок.

Оценка : 7
«Амбра»
–  [ 4 ]  +

zdraste, 12 марта 2018 г. в 20:31

Прочитав «Амбра» Карины Шаинян, то, первое что пришло в голову, это то, что этот рассказ о Поиске. Поиске своей любви, своей девушки, которую ты знаешь, ты с ней общался, она существует или существовала в реальности. Сколько бы не было жизненных неурядиц, проблем, горького разочарования, это всё не смывает светлые воспоминания. Ни дикий конский визг, ни пороховой дым, ни смерть не может стереть любовь мужчины к женщине, она скорее становится якорем, что держит его на этом свете.

Спасибо за совет Post_1929

Оценка : 10
«Над бездной вод»
–  [ 3 ]  +

ahenobarbus, 12 марта 2018 г. в 09:53

История, в которой странно решительно всё — и герои, и их поступки, и квазинаучный антураж, и отсылки к Кэрролу. Причем странно не в силу сложности авторского замысла или даже авторского изложения. А в силу того, что, похоже, никакого замысла вовсе нет. Если не считать, что замысел заключался в демонстрации знакомства с творчеством уже упомянутого Кэррола. Возможно, кстати, так и есть. Концовка в повествовании также отсутствует как таковая. Во всяком случае почему авторы остановились там, где остановились, тоже непонятно. С тем же успехом точку можно было поставить на любой предшествующей странице или, напротив, написать еще одну, две, десяток. Ничего бы не изменилось. Рассказано всё это, может, и неплохо (во всяком случае, атмосфера мрачных и мокрых подземелий и серого города на поверхности вполне себе ощущается при чтении), но видимая бессодержательность текста всё же не даёт оценить его по достоинству.

Оценка : 6
«Цветной дозор»
–  [ 4 ]  +

Weevil, 06 апреля 2017 г. в 13:26

Почитала различные отзывы на это произведение и дозрела до того чтобы все таки высказать свое мнение. Очень уж припекло. В одном из мнений было высказано, что эта книга в основном вызывает негодование у брутальных мужиков, которым чужд феминизм и внутренние терзания героинь. Ну что ж – я не брутальный мужик и мне совершенно не чужды девочковые метания, самокопание и прочие атрибуты женской литературы. Но, не смотря на это, после прочтения я была полна негодования. Это одна из немногих книг, которая заставляла читать ее с карандашом в руках, чтобы выписывать все противоречия, которые не давали мне покоя, дабы потом более основательно аргументировать свое недовольство.

Начнем по порядку.

<b>1) Родной город ГГ</b>. Первое, что подкупило меня в этой книге это аннотация. Как только я увидела в ней, что ГГ из моего родного города сразу же решила читать в надежде увидеть знакомые места и окунуться в родную атмосферу. Ведь во всех остальных книгах цикла, где бы не происходило действие всегда была конкретика: переулочки, дворики, известные всем места и закоулочки, знакомые только старожилам. Здесь же меня поджидало первое разочарование. Наша героиня гуляет по какому-то парку, живет на какой-то улице, рядом с какой то остановкой и лишь где-то в середине книги мы узнаем, что парк был Заельцовский. Лучше всего это ситуацию отражает цитата самого автора: <q>«Эта серая улица могла находиться в любом городе… Неизвестно где, неизвестно когда. Название точки на карте – всего лишь условность. Географические координаты – бессмысленная абстракция.» (с)</q> И это верно. С таким же успехом родным городом ГГ мог быть хоть Ростов, хоть Магадан.

<b>2) Экзотика Азии. </b> Иногда автор, описывая то или иное место не знает про него ничего, кроме того что написано в Википедии. Но при это м удумряется описать это так вкусно, что веришь каждому слову и хочется туда попасть, даже если ты там уже бывал. Тут же было видно, что автор был в тех местах, о которых пишет. Но вот Атмосфера, на мой взгляд, не удалась совершенно. По крайне мере та часть, которая описывает Тай. Читая эти станицы ты видишь только жару, толпы людей, грязь, вонь и т.д. Даже Коасан не вызывает никаких положительных эмоций. Когда на самом деле это совершенно особая атмосфера. И читая эти строки, я не узнавала приглянувшиеся мне в свое время места Бангкока и ту неуловимую атмосферу Тайланда…

<b>3) Инициация и Иные.</b> Вот тут у меня главные непонятки. Возможно, у автора и была какая-то философия на этот счет, но четко донести до читателя, увы, не вышло. Полная мешанина с понятием Иные, инициации и прочим. Опять же примеры.

<q>«Ты еще не Иная, но все таки Светлая» </q> – а кто она тогда? Есть люди и есть иные. Ты либо тот, либо другой. Иной это не звание, присваемое при вступлении в Дозор.

<q>«Я же не настоящая Иная»</q> — а что есть и такие? Это как поддельные елочные игрушки из того анекдота?

<q>«Формально – даже не Иная»</q> – говорит про себя ГГ, а уже в следующем абзаце называет себя недо -Иной и гуляет по второму слою Сумрака.

Временами создается впечатление, что для автора инициация Иного это его вступление в Дозор. Все подряд называют ГГ светлой. Она спокойно смотрит сквозь Сумрак, умудряется ходить по второму слою, манипулировать Сумраком и при этом она считается неинициированной. Да еще и говориться, что ей не доступен Договор, который должны соблюдать все, даже те кто в Дозоре не состоит. О нем не знают только дикие Иные, да и то только до того момента пока их не просветят.

<q>«Есть Иные, неинициированные и потенциальные, Светлые и Темные»</q> — возможно это косяк редактуры, но с такой пунктуацией деление вообще не понятно. Т.е. есть Иные, которые делятся на неинициированных и потенциальных? Но тогда возникает вопрос: а в чем разница? Потенциальный Иной он и есть неинициированный, как только войдет первый раз в Сумрак, так со стороной и определится – станет инициированным. Или это предложение следует понимать как то что есть некие Иные, а есть некие Темные и Светлые, но это не одно и то же… В общем при первом прочтении наступает некий ступор.

<b>4) Стиль повествования. </b>Я очень люблю цикл о дозорах и не только книги СВЛ, но и межавторскую серию тоже. Но я заметила, что книги, вышедшие из под пера нашей прекрасной половины, все же несколько слабее. У Лукьяненко тоже были самокопания героев , глупые истерики, любовные линии и мелодраматизм. Но при этом цикл все же оставался очень динамичным, наполненным экшеном и противостоянием Света и Тьмы. И читая продолжения, замечаешь, что все эти войнушки и сопротивления ближе парням по своей природе. Им проще оперировать этими понятиями, поэтому и книги у них получаются более динамичными. Девушек же волей-неволей все же утягивает во внутренний мир героев, метания героинь и проблемы в отношениях.

<b>5) Герои.</b> Еще не в одной из книг цикла меня так не бесили герои. Настя-Тави похожа на маленького ребенка, которые сам не знает, что хочет и поэтому просто истерит. То она бедная несчастная, никто ее не любит, то она срать на всех хотела потому, что она лучше других знает, что делать. При этом ее нездоровый эгоизм просто поражает, хотя она и усиленно его маскирует. Как она вообще умудрилась стать Светлой для меня вопрос. Давно знакомые нам Семен и и Илья. Здесь они предстали для меня абсолютными чужаками. Это было какие-то незнакомцы, захватившие их тела. Ничего знакомого и такого родного. Не узнаешь ни их мотивов, ни их манеры действовать. Ну и Светлые, наконец. Конечно, они никогда не были белыми и пушистыми. Лукьяненко нам. Начиная с первых книг, показывал, что всегда и у всех есть свой корыстный интерес и Дозоры всегда будут в первую очередь искать выгоду для себя, не гнушаясь жертв и разбитых судеб.   И все остальные книги подтверждали эту теорию. Но эта книга умудрилась вызвать у меня стойкое отвращение к Светлым и их поступкам. Тут они вышли уж слишком лицемерными, готовыми на все ради выгоды.

Уф…. Получилось очень много, но уж слишком меня бомбило с этой книги. =) И наверное это еще не все. Но на горячую голову и этого достаточно.

Оценка : 4
«Что ты знаешь о любви»
–  [ 5 ]  +

Vladimir Puziy, 28 марта 2017 г. в 22:25

Рассказ написан неплохо: удачно подмеченные детали, складный слог, интересный мир... Но чем ближе финал, тем больше разочаровываешься: герои -- что сын, что отец, -- плоские, предсказуемые, автор очевидным образом «давит на жалость». С самого начала ясно, «кто прав, кто не прав» (с) -- и эту мысль читателю не слишком-то искусно скармливают, сцена за сценой. Ждёшь неожиданного поворота, переворота с ног на голову -- но его нет. Тема насилия в семье -- это, безусловно (и увы) актуально, но всё же хочется не такой топорной подачи.

Почему отец такой тиран? А потому что. Отчего мальчик так затравленно его _любит_? Потому что любит. Интересно, что даже мать практически никакой роли в истории не играет, она -- эпизодический, совершенно не важный персонаж, с тем же успехом её могло и не быть.

Финальный поступок мальчика да ещё оригинальный мир -- пожалуй, единственное, что хоть немного вытягивает рассказ. Но этот поступок не делает образ героя более объёмным, а на одном мире, имхо, далеко не уедешь. Создаётся впечатление, что история просто не доработана, сделана наспех. А очень жаль.

Оценка : 5
«Что ты знаешь о любви»
–  [ 3 ]  +

zdraste, 08 марта 2017 г. в 06:38

Хороший рассказ. Хоть и тяжело было читать.

О домашнем насилии, о любви сына к отцу. Сын ради отца пошел на многое, а отец его просто убил.

Такие люди, как отец Лешки, наверное действительно мертвы. Постоянно попрекал сына хлебом, избивал до полусмерти, держал в постоянном страхе.

Таких людей, как отец Лешки, нужно сажать на электрический стул, и нет им оправдания.

Оценка : 9
«Цветной дозор»
–  [ 3 ]  +

Alex2000, 11 декабря 2016 г. в 17:47

Муть редкостная. Смог осилить страниц 100, потом началось резкое отторжение данного бреда...

Прочитал на одном из сайтов отзыв об этом романе, с которым согласен на все сто. Хочу процитировать здесь этот отзыв:

«В данном романе Шаинян ушла в свой «богатый» внутренний мир, как та сороконожка, которая начала с любовью анализировать движение каждой своей ноги...»

Лучше не скажешь.

Не понимаю Лукьяненко, как такое г... можно включать в такую культовую серию...

Оценка : 1
«Над бездной вод»
–  [ 3 ]  +

Mozzart1977, 05 декабря 2016 г. в 15:45

По этому рассказу можно было бы снять неплохую короткометражку в стиле «Байки из склепа». Очень подходящий для этого формат. Упоминание Льюиса Кэрролла (в миру — Доджсона) настраивает читателя искать в происходящем помимо фантастики еще и мистику и двойное дно. Мистику не все могли бы разглядеть, а дно, к которому Джулия отправилась с бок о бок с таинственной рыбой, также осталось загадкой. После прочтения у меня один вопрос — что же хотела сказать Джулия главному герою перед тем. как уйти под воду?

Оценка : 6
«Цветной дозор»
–  [ 5 ]  +

Пушок, 01 июня 2016 г. в 13:39

Отличная книга. словно пропитанная духом экзотического Востока. Влюблённая в кофе (не могу не вспомнить чудесную «Мечту на поражение» Калугина ).

Что примечательно — книга писана явно женской рукой. Но в то же самое время никаких этих муси пуси нет и в помине. хотя эмоциональность таки правит бал.

Зато налицо отличное попадание в мир вселенной Дозоров. и «живая» героиня. причём и даже среди второстепенных героев есть западающие в душу герои, навроде того же монаха.

Отличная получилась книга. Как костёр на берегу неглубокого жаркого мора. где в небе сияет крест из алмазов, а ветер приносит запахи соли и свежесваренного кофе...

Искреннее «браво!» автору.

Оценка : 9
«Цветной дозор»
–  [ 12 ]  +

WardenZy, 19 мая 2016 г. в 10:33

Эти три хвалебных отзыва либо сама автор написала, либо ее друзья.

Книжка — откровенная мура.

Метания молодой ТП. Автор нихрена не копирует стиль Лукьяненко. Шуток нет. Боевки нет. Психологии у персонажей нет. Они двигаются по воле левой пятки автора.

Ниочем вообще.

Оценка : 1
«Цветной дозор»
–  [ 4 ]  +

ypp, 24 марта 2016 г. в 06:25

Лучший роман из цикла «Дозоры», может сравниваться только с первыми романами С.Лукьяненко и намного превосходит попытки других авторов продолжить цикл. Автор отлично копирует стиль Лукьяненко, построение романа, характеры героев первых романов, делает отсылки к некотором ключевым событиям. Но это не все, у автора свои, совершенно новые идеи развития и свое, более глубокое понимание этики темных, светлых, инквизиции. Действие большей части романа происходит в Таиланде, и этот фон выписан мастерски. Автор вместе с героиней влюблена в эту страну. У большинства туристов складывается впечатление о Таиланде по Пхукету и Паттайе, а на самом деле, чтобы понять, что такое Таиланд, нужно пожить в Бангкоке, походить по улицам, пообщаться с людьми и только одному, а не со стадом туристов. Там непростая история, удивительная культура, замечательные люди. Автор все это прекрасно знает, и читатель может наслаждаться дозорной интригой на фоне тайского пейзажа.

Оценка : 10
«Цветной дозор»
–  [ 1 ]  +

alexdeklemeshie, 05 марта 2016 г. в 16:34

Отличный роман. Возможно, лучший в книжной серии проекта «Дозоры».

Оценка : 10
«Цветной дозор»
–  [ 1 ]  +

Megana, 02 марта 2016 г. в 00:05

Могла бы — поставила бы 12 )

Отдельное спасибо автору за живую и настоящую Азию, которая пронизывает каждую страницу романа )

Оценка : 10
«Теория игры в прятки»
–  [ 1 ]  +

Reynar9, 24 января 2016 г. в 18:45

Нельзя бесконечно прятаться от своих детских страхов, проблем и забот. Если их не победить они обязательно найдут, догонят и уничтожат.

Оценка : 8
«Жизнь чудовищ»
–  [ 3 ]  +

Seidhe, 11 января 2016 г. в 13:13

Навскидку даже не припомню сборника, составленного подобным образом, когда написан он не в соавторстве, а именно двумя разными писателями, рассказы которых перемешаны приблизительно в равных пропорциях. При этом совершенно разные авторы удивительным образом дополняют друг друга. Отзывов на сборник достаточно, поэтому не буду в очередной раз останавливаться на особенностях каждого из авторов, скажу лишь, что мне по душе однозначно больше Колодан, а вот оба отдельных отзыва я написал на рассказы Шаинян... ОЧЕНЬ уж необычными эти рассказы у неё получились. Дмитрию же отдельное спасибо за безудержную добрую фантазию — даже простое перечисление того, что есть в его рассказах, вызывает улыбку: отрицательные крабы, невидимая рыба Доджсона, сурковый генератор Хокинса и многое-многое другое =))) Но больше всего сборник порадовал тем, что в нём нет ни одного «штампованного» рассказа. Я бы «Жизнь чудовищ» давал прочитать каждому молодому талантливому автору, который задумал написать очередной постапокалипсис, роман о магической школе или, упаси Господь, историю о попаданце. Все рассказы в сборнике получились по-настоящему необычными и нестандартными, так что приз за лучшую дебютную книгу 2009 года кажется совершенно оправданным. Да и в разнообразии этом, наверное, каждый сможет найти что-то по своему вкусу.

Подводя итог, могу сказать, что в целом, по моему мнению, «Жизнь чудовищ» заслуживает крепкой и уверенной восьмёрки.

С огромным плюсом за гигантского кальмара, в ночи рисующего на камнях рыб...

Оценка : 8
«Минтай»
–  [ 2 ]  +

Seidhe, 09 января 2016 г. в 09:48

Не знаю, кому как, но этот рассказ Шаинян зацепил по-особенному... Ниже упоминалось о похожести на «махровую пелевивщищу», но мне кажется, что гораздо больше похоже на Сорокина. Написано, безусловно, талантливо, но до чего же жутко! И вроде понимаешь, что это не более чем образ, аллегория, но всё-равно при чтении возникает ощущение, что попал в чьё-то кошмарное сновидение, или похмельный бред... В отзыве, наверное, будет слишком много многоточий, но так уж у меня воспринимается этот рассказ — жуткое, беспросветное, гнетущее повествование, приправленное детской считалочкой «рыбка, рыбка, засоси» о которой я не скоро смогу забыть... Одним словом, у Сорокина появился достойный соперник гениально описывать совершенно безумные социальные модели, от которых мороз по коже. Рекомендую.

P.S. Раньше на ужин частенько брал жареный минтай. Вчера глянул — как-то расхотелось =)))

Оценка : 9
«Локатор»
–  [ 4 ]  +

Seidhe, 09 января 2016 г. в 09:20

Это второй из рассказов, вошедших в сборник «Жизнь чудовищ», о котором я хочу высказаться отдельно. Проза Шаинян — это не моё. Совсем не моё. Не люблю я всех этих Борхесов/Маркесов и прочих Хулио... Понимаю, что написано талантливо, но не моё. А Карина работает именно в этом жанре. Пишет она, опять же, хорошо, но не цепляют меня её истории, вызывает уважение лишь чисто литературное мастерство. Но «Локатор» — это что-то! Искренне рекомендую всем. Полностью согласен с единственным отзывом Yazewa — ТАК про войну тоже надо писать. И нужно писать. От рассказа буквально мороз по коже, когда задумаешься, скольких таких Пельтынов перемололи чудовищные жернова войны. Понимал ли вообще главный герой рассказа кто и с кем сражается? Ощущал ли свою правоту? Но ведь выполнил свой долг до конца, хотя бы так, как понимал его сам...

Очень красочными получились и описания Города Плохой Воды, показанные глазами местного населения, а уж образ испачканных в нефти лебедей — вообще выше всяческих похвал. Одним словом — замечательный рассказ.

Оценка : 10
«Настоящий космический цирк-шапито»
–  [ 1 ]  +

Yarowind, 25 декабря 2015 г. в 22:16

Известно, чем неправдоподобней ложь – тем охотнее ей верят, а вот правду порой принимают за иллюзию. И даже если вы изобретете новый способ передвижения в пространстве, вполне возможно, что он найдет применение только в цирке-шапито.

Оценка : 5
«Овсянка»
–  [ 4 ]  +

milanas2, 30 ноября 2015 г. в 15:17

Зацепило, хоть многое и непонятно до конца. Но кто сказал, что в конце должно быть все разложено по полочкам и однозначно?! Девки с конями жуткие, а Мужик с черным лицом то ли друг, то ли Харон. Как сказал один мой сослуживец: «Расстреливал бы авторов за открытые финалы!»

Оценка : 7
«Че Гевара. Боливийский дедушка»
–  [ 1 ]  +

bvi, 19 июля 2015 г. в 21:47

Мистика, но приятно написанная. Самый большой недостаток – это явно треть романа, прерывающаяся совершенно произвольно. Подождём, во что выльется эта история в окончательном виде. Ну и редактура не помешала бы. Хотя бы для того, чтобы не оставались в печатном виде такие фразы: «Ответом ей была стук...» и «Я знаю, вы человек упорный, но не _ищете_ броненосца». Это пожелание, а не утверждение...

«Овсянка»
–  [ 3 ]  +

Корделия, 06 июня 2015 г. в 21:46

Рассказ абсурда, жутковатая мистика без всяких пояснений — типа «понимай как знаешь».

Всё же хочется читать произведения, в которых можно увидеть смысл, идею — ради чего всё это написано. А тут — разве что — Москва с помощью «умертвий» уничтожает «понаехавших».

Если у автора была задача — сотворить омерзительные создания, то ей это удалось.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Полумёртвые-полуживые люди и кони выглядят достаточно омерзительно. Особенно Дашка, оказавшаяся мёртвой «внутри и снаружи» — то есть как душевно, так и физически.

Оценка : 3
«Оранжевая маска»
–  [ 2 ]  +

bbg, 22 мая 2014 г. в 12:17

Что здесь мне безусловно понравилось: описание северной природы. Кто не бывал, тот не поймёт и не почувствует совершенно особенный аромат окружающего покоя. «Если ты полюбишь Север — не разлюбишь никогда!» — как пел Кола-Бельды.

Рассказанной истории я не поверил. И не потому, что такого не могло произойти — хотя бы и в мечтах. Не соответствует язык изложение — вычурный, где-то философичный, взрослый — заявленному возрасту. Не соответствует.

Также есть и просто ляп, недопустимый в таком маленьком тексте.

Вот этот:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
  Подойдя к Жанне, сидевшей на лавочке с подругами, я со смутным удивлением рассматривала ее рыжие волосы, выпуклые веснушки и прозрачные, глумливые глаза, — кажется, впервые в жизни я смотрела на человека, а не сквозь него. Ожидая, что меня тут же прогонят, я захлебывающейся скороговоркой начала свой рассказ — то и дело напоминая, что говорю все это по большому-большому секрету.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Поверила ли мне Жанна или просто обрадовалась возможности похвастаться свежей страшилкой, не знаю, но, так или иначе, план сработал. По большому-большому секрету Жанна пересказала это своим подружкам,

Жанна уже сидела с подругами. Значит, не по секрету. Значит, ей не было нужды разбалтывать подругам эту историю...

То есть это может быть простая мелкая неряшливость, но мне она резанула глаза.

Оценка : 6
«Теремок»
–  [ 2 ]  +

bbg, 22 мая 2014 г. в 11:49

Хороший, атмосферный рассказ. Собственно, атмосфера в нём главное. Я не большой поклонник мистики, мне, всё же, хочется получить ответы на вопросы, хочется ясности. Здесь ясности нет, здесь повествование — для меня — заканчивается на второй трети пути, но слова в тексте всё равно организованы очень приятным образом.

Оценка : 7
«Игра. Змеиный остров»
–  [ 2 ]  +

a.neshta, 09 января 2014 г. в 17:15

Идея романа неплохая, но не покидает ощущение, что автор писала данное произведение под впечатлением от просмотра фильма «Остров везения», который недавно прошел в кино. Такая же история ниочем. В кино хоть юмор есть какой-никакой... Да и эта тяга автора к всяческим зомби постоянная... Измельчал Этногенез... Даже не знаю, что в следующей части Игры будет...

Оценка : 3
«Западня. Шельф»
–  [ 3 ]  +

anagor1, 11 августа 2013 г. в 16:13

Блеск!

Лучший роман Карины и один из лучших в Этногенезе.

Любопытно, что он вновь сделан на слабой аллюзии. В «Бимини» это был Грин (по духу), теперь — Агата Кристи (по фабуле). Однако, язык не поворачивается назвать «Западню» детективом. Даже психологическим. Или тем более мистическим. То есть, конечно, это детектив. Но все-таки не совсем, не в этом суть.

И психологии в романе хоть отбавляй, просто тонны. Но если счесть ее главным контентом — получится весьма однобоко. Выражена она, пожалуй, точно и, может быть, даже чересчур глубоко, что многих читателей оттолкнет. Но при этом... как-то не вполне тонко, как-то не по-женски, слишком «от ума», слегка нарочито, что было бы естественно для психиатра С.Дяченко, но тут... Да нет, конечно, ситуация описана краевая: всё жутко обострено, все неврозы прут наружу, скелеты выпадают из шкафов, тараканы из голов прут толпами... и все же роман не об особенностях детской психики в состоянии стресса, нет.

А мистика в романе — она ведь скорее для шарма. Хотя вроде бы является важным сюжетообразующим элементом. Не правда ли, врезки курсивом можно было бы сократить впятеро без ущерба для сюжета? Ага. И тем прибить нечто более важное...

Тьфу ты! Не получается высказаться связно, доказуемо и логично. Ощущение от романа противоречит словам, рождаемым умом. Ум пытается зацепиться за что-то отдельное, ну, там, анализ-синтез и всё такое, дурная манера литкритиков.

А ощущение... оно тоже ведь понятно. Ощущение цельности и красоты.

...И сколько не пытался я расшифровать эти два слова, сформулировать, почему цельность и откуда красота — не выходит. Может, это как раз и есть признак таланта?

Оценка : 9
«Лой Кратонг»
–  [ 1 ]  +

mizantrop86, 03 августа 2013 г. в 17:36

Один из лучших рассказов сборника.

Очень образно.

Правда, подозреваю, что не все читатели в итоге поймут сюжет. Именно по причине образности.

Оценка : 9
«Долгий путь на Бимини»
–  [ 6 ]  +

Narizhna, 30 марта 2013 г. в 02:01

Роман показался мне каким-то детским. Не в том смысле, что рассчитаным на детскую аудиторию, а том, что как будто написан он ребенком. Знаете, есть у детей такая манера рассказывать истории. Красочно, ярко, придумывая на ходу, задыхаясь от удовольствия и увлечения, обращивая рассказ все новыми и все более небывалыми подробностями. И ты слушаешь, и тебе сперва очень интересно, на что же способна лихая детская фантазия? Но потом начинаешь уставать и отвлекаться, потому как все более очевидно, что ребенок расказывает историю в действительности себе и его удовольствие от твоего внимания вообщем-то не зависит, он уже увлекся и вообще е следит за твоей реакцией на рассказ. Вот такое у меня ощущение было и тут: что Карина Шаинян увлеклась и за моей реакцией больше не следит. И хоть персонажи красочны, и придумки совершенно оригинальны, и сюжетные ходы головокружительны, но все это не слишком-то связно и захватывающе смотрится, потому как автор немного увлекся. Забыл, что это роман, а не детская игра, в которой шепотом разговаривешь с вымышленными друзьями.

Оценка : 6

  Страницы: [1] 2  3  4  5 



⇑ Наверх