Ежи Жулавский отзывы

Все отзывы на произведения Ежи Жулавского (Jerzy Żuławski)



  ОтзывыРейтинг отзыва 

Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке

«На серебряной планете»
–  [ 13 ]  +

StasKr, 09 апреля 2009 г. в 11:13

Я читал этот роман в детстве (10 – 12 лет) и хотя с моей психикой ничего не случилось полностью согласен со swgold’ом. Страшное по своей силе произведение. Впрочем, первая часть романа, посвящённая путешествию по видимой части Луны, на перегонки со смертью, не смотря на всю её атмосферность меня впечатлила гораздо меньше, чем вторая половина книги, посвящённая описанию робинзонады на невидимой половине Луны. Разумеется, с точки зрения, современных знаний (да, наверное, и тогдашних) о Луне предположение о том, что на оборотной стороне спутника Земли существует атмосфера, вода и какая-никакая жизнь, выглядит дико, но ведь главное в книге это не её научная ценность, а психология людей, оказавшихся отрезанными от остального мира. А вот эта тема раскрыта на все двести восемьдесят три процента.

Стоит упомянуть, что весь роман представляет собой дневник, который вёл один из участников экспедиции, так что всё описанное представляет собой именно его точку зрения на все произошедшие события. Впрочем, вряд ли его спутники написали бы лучше или нечто кардинально иное.

Трагедия людей, начавшаяся катастрофой по прибытию на Луну и обернувшейся гонкой со смертью продолжилась дележом единственной женщины. Автор, обречённый на одиночество с отчаяньем наблюдает за деградацией лунного человечества. А самое страшное в том, что герою было суждено прожить долгую, очень долгую жизнь и в итоге превратиться для местного народца в бога…

Кстати, влияние Уэллса чувствуется в описании животного и растительного мира Луны. Автор придерживался мнения, что жизнь на Луне, вследствие её малых размеров, зародилась гораздо раньше чем на нашей планете, поэтому процесс эволюции ушёл гораздо дальше чем на Земле и теперь, когда жизнь практически остановила свой бег, там царит подлинный Конец Истории. Что-то в этих картинах есть и от картин умирающей Земли из «Машины времени». Хотя здесь имеет место именно аналогия, а не слепое копирование.

Книга действительно пропитана отчаяньем от разлуки с Землёй. Ощущение безысходности, которое сочится со страниц дневника столь велико, что не позволяет забыть роман спустя многие годы после его прочтения. Хотя, конечно, не совсем понятно, почему главный герой вообще согласился на путешествие на Луну в один конец, если он потом так сильно горевал о Земле.

Итог: если кратко – однозначно шедевр. Все остальные авторы отдавшие дань лунной теме, даже такие мэтры как Уэллс или Саймак, против Ежи Жулавского – просто котята. А вот продолжения, как это почти всегда и бывает, получились гораздо слабее.

Оценка : 10
«На серебряной планете»
–  [ 12 ]  +

Фалкон, 17 сентября 2015 г. в 11:37

Читано неоднократно; в том числе изначально — в молодости (А начато как раз большим куском из «Лунариума»). И восприятие произведения, с течением времени, меняется существенно; собственно, потому, что она распадается на две части. В молодости мне больше нравилась первая; в зрелости — вторая.

Первая часть — мрачная, атмосферная; я бы даже сказал, страшная. Мрак, пустота, холод, тоска и смерть следуют за героями на их пути к обратной стороне Луны. Написано очень сильно. Единственное раннее «лунное» произведение, в котором описано путешествие; еще, правда, есть повесть Циолковского «На Луне» (где герои также путешествуют), но о литературных достоинствах последней можно говорить только с большой натяжкой.

Мучительное ожидание восхода Солнца; мучительное путешествие по пустыне, провалам, трещинам, пропастям; мимо бездны Коперника; через Море Холода и дикий хаос лунных материков; через пустоту; жуткие руины, в которых затаилось неведомое зло — эпизоды нанизаны на одну нить линейного повествования. Селенография была хорошо известна и во времена автора — поэтому все кажется жутко реальным и мучительно страшным. Стоит вспомнить веселый роман «Вокруг Луны» и несколько более философский «Первые люди на Луне»; не говоря уже о более рафинированных «Вокруг Солнца» Ле-Фора и Графиньи или «Изгнанников Земли» от Лори; или, о современных «Ракетный корабль Галилео» или «Лунная пыль».

Физики тут нет; техники тут нет — есть неимоверное напряжение душевных сил; есть подавляемый конфликт; зримо присутствует грань, отделяющее разумное от безумного. Есть ли любовная тема? Я не знаю.

Первая часть заставляет сопереживать.

Вторая часть — это, собственно, аллюзия на Книгу «Бытие». Она заставляет думать. На тему божественного; на тему деградации, на тему оторванности и обреченности, ну и о путях движения — как человеческой личности, так и цивилизации вообще.

Сюжет пространственно закольцован. Тема создания лунного человечества завершается темой создания мифа о создателе.

Может быть, произведение так сильно выглядит как раз потому, что в нем совмещены трудно совместимые вещи.

Ставлю 10; вероятно, потому, что редко какое художественное (да еще фантастическое) произведение заставляет так много думать. Продолжения не идут ни в какое сравнение с первой книгой, хотя «Победитель» неплох.

P.S. «О земля утраченная» — вот где таится ужас.

Оценка : 10
«Победитель»
–  [ 12 ]  +

StasKr, 22 мая 2009 г. в 14:56

Сложно сказать, зачем автор решил написать продолжения к гениальному роману «На серебряной планете». Роман являлся абсолютно законченным произведением, не требующим продолжения. И смысл романа сводился к тому, что на Луне жить хоть и можно, но всё же подлинный дом для Человека – это Земля.

Тем не менее, автор решился на продолжение. И знаете, получилось весьма неплохо. Но обо всём по порядку.

Со времён событий, описанных в первой книге трилогии прошло почти тысяча лет и вот молодой учёный из богатой семьи решается на путешествие к Луне с целью узнать что случилось с потомками неудачной лунной экспедиции. Причём это путешествие вовсе не в один конец, как это было у героев «На Серебряной планете». Его ракета способна вернуться домой.

Сразу возникает вопрос: если человечество обладает возможностями, позволяющие путешествовать между планетами, то почему никого не заинтересовал вопрос о лунной колонии землян ранее. Зачем вообще нужны космические технологии, если никто не летал в космос? Увы, ответа на этот вопрос мы не найдём. И это, на мой взгляд, сильно портит впечатление от книги.

Учёный ещё не знает, что судьба уготовила ему роль самой яркой и противоречивой фигуры в лунной истории человечества. Его попытка вырвать потомков землян из под ига лунных аборигенов достойна сравнения с деяниями Кортеса или Ермака. И здесь, как мне кажется, заключается главный вопрос книги: можно ли победить противника, при том условии, что у тебя – подавляющее техническое преимущество, а у противника – подавляющее численное преимущество? Способна ли горстка солдат покорить громадную империю дикарей, если на жителей империи им опереться не удастся? Что ж, автор даёт честный и однозначный ответ – нет, победить не удастся. Можно выиграть бесчисленное множество сражений, но итог войны всё равно будет не в твою пользу.

Персонажи данного романа заметно уступают героям «На Серебряной планете», но всё же история Победоносца выводит книгу на более-менее приемлемый уровень по такому параметру «как раскрытие личности героев».

Хорош и необычен (особенно для своего времени) финал книги, точнее несколько его версий, написанных спустя несколько десятилетий (веков?) после событий романа и отражающие мнения историков, позицию церкви и еретиков.

Итог: конечно, этому роману далеко до первой книги «Лунной трилогии». Трагедия агонии человеческой души, уступила место экшену (точнее тому, что понималось под этим словом в начале XX века) со всеми вытекающими отсюда последствиями. Тем не менее, роман производит неплохое впечатление даже спустя сто лет после его написания.

Оценка : 8
«На серебряной планете»
–  [ 12 ]  +

swgold, 26 апреля 2008 г. в 02:19

Жуткий роман. Какое-то лавкрафтовское зло царит на Серебряном шаре. И кучка медленно умирающих людей, ползущих среди пепельных скал, наполовину мертвые внутри, с тупой безнадёжностью цепляются за жизнь, равнодушно проживают её остаток, с тем, чтобы последний вернулся туда, откуда начался этот путь, и с горечью выкрикнул своё «О, Земля! УТРАЧЕННАЯ!». Мороз по коже от этого всего. Такие вещи нельзя читать детям. Да и взрослым с неустойчивой психикой тоже не рекомендую.

Оценка : 10
«На серебряной планете»
–  [ 9 ]  +

zvezdochet2009, 05 мая 2023 г. в 20:29

Задолго до Станистава Лема и Януша Зайделя среди польских литераторов жил и творил человек, которого по праву можно назвать основателем польской научной фантастики, хотя конечно он сам об этом не подозревал и едва ли понимал, насколько большое значение будут иметь некоторые его произведения.

Речь о замечательном Ежи Жулавском, который создал на пороге 20 века знаменитую «Лунную трилогию», куда вошли романы «На серебряной планете» (1902), «Победитель» (1909) и «Древняя Земля» (1911). Жулавский был не только писатель, но поэт и драматург, а к фантастике вообще относился несерьезно, написав трилогию как чистый эксперимент – причем эксперимент, окончившийся очень удачно.

Влияние Жюля Верна («Путешествие с Земли на Луну») и Герберта Уэллса («Первые люди на Луне») как во всей трилогии, так и в первом, самом ярком романе трилогии, бесспорно. И если от великого француза автор позаимствовал техническую составляющую, то есть описание и конструкцию космического аппарата, процесс полета, представления о лунных ландшафтах и атмосфере, то от именитого англичанина – образы местной флоры и фауны, принимающие порой совершенно устрашающие формы, а также некоторые черты социального устройства.

Сюжет у первого романа незамысловат: люди отправляются на космическом аппарате на Луну. Но что-то идет не так, и они терпят там бедствие. Пути назад нет, люди оказались в ловушке. Вынужденные как-то адаптироваться, они невольно начинают исследовать Луну и один за другим разгадывать ее секреты.

Луна в представлении фантастов 19 и начала 20 веков это конечно совсем не та холодная безжизненная планета, которую позже изучили ученые, а затем включили в свои тексты фантасты Золотого века научной фантастики. Луна – это населенная странноватыми существами планета с пусть и разреженной, но настоящей атмосферой; древний, загадочный мир, окутанный романтической аурой. И вот в этот мир попадают люди – пришельцы с совершенно другой планеты.

Жулавский увлекался историей, но не был силен в естественных науках. В этом плане Жулавский больше поэт и драматург, чем первооткрыватель и конструктор миров. Но подобная авторская особенность при явном таланте позволила тексту раскрыться совершенно с неожиданной стороны. Формально написанная как научная фантастика, Лунная трилогия и первый роман, по факту представляют собой обстоятельную притчу библейского размаха.

Аналогии с Библией и ветхозаветными временами очень яркие: Жулавский с поразительным эффектом присутствия описывает процесс появления трех и более поколений новых людей от колонистов, и их метаморфозы под влиянием лунной среды.

Роман «На серебряной планете» лучше и ярче всей трилогии описывает этот процесс. Первое поколение землян вынуждено постепенно занимать место полубогов в нарождающемся лунном обществе. Дети иного мира, они уже не могут перестроиться, но и их потомки больше никогда не узнают, каков этот прекрасный мифический первый мир. И тут явно возникает аналогия с Эдемом, из которого были изгнаны люди, и приземленным миром, где смертный человек вынужден сражаться за жизнь ежедневным трудом, кровью и потом. Роман пронизан одиночеством бога – существа высокоразвитого, прекрасно понимающего причины и последствия многих процессов, запустившего процесс генезиса, но уже не способного на него повлиять. Его потомки не так совершенны, как он, слабее и примитивнее, то есть хуже по многим параметрам, но он бессилен и ничего не может поделать с этим процессом деградации.

Получается, что лунное человечество пошло по пятам за земным, повторяя все его ошибки и главные вехи в развитии – от диких племен с архаическим мышлением до позднего средневековья и своей уникальной религией, и цивилизацией. Все это указывает на универсальность человеческого общества, и закономерностей, лежащих в основе его развития. Человек обречен совершать ошибки своих предков и повторять все их шаги, от первого о последнего. Человек останется таким, каков он есть, независимо от того, где живет – на Луне, на Марсе или иных мирах.

А еще Жулавский убедительно рисует цикличность любого исторического процесса, универсальность и неизбежность того будущего, которое уже заложено в нас природой. Конечно, учитывая значительный срок с момента написания и публикации Лунной трилогии, эта сага и конкретно роман «На серебряной планете» выглядят местами безнадежно устаревшими. Но в чем они никогда не потеряют своей актуальности – в том убедительном образе человека как созидателя и разрушителя, в его бремени, в его одиночестве и предопределенности, ярче всего раскрывшихся именно на бледных лунных пейзажах. Сила и ответственность, бессилие и безрассудство, ничтожество смертного существа и всемогущество бога – все это явления одного порядка, аспекты одной сущности, имя которой человек.

Оценка : 8
«Лунная трилогия» [Цикл]
–  [ 9 ]  +

proffy, 26 апреля 2011 г. в 15:49

Лунную трилогию читала залпом когда мне было лет 12. За пять дней я «впитала» в себя все три романа. Прошло уже столько лет мне уже 23, но в моем сознании до сих пор живо пробуждаються воспоминания о лунных ландшафтах и их обитателях. Первая книга по истине фантастическая, она дает возможноть задуматься, а что же там на обратной стороне луны, действительно ли та живут злобные аборигены, в действительности ли можно создать собственный мир, полный гармонии любви, и в тоже время мир где есть место и противоречиям и ненависти. Второй роман для меня был и остаеться филосовским, что же будет с новой рассой, как разрешаться ее противоречия?, как она развивлась росла, что преодолела, каким богам она поклоняеться и почему. Это созвучно с историей зелми, что были гиганты-антланты которые породили наш мир, автор возводит на мой взгляд параллель очень тонкую, просто нужно задуматься погрузиться в этот мир. И последняя книга, для кого квест для кого ппустая трата времени, но без этой книги не будет трилогии как романа о становлении человека, в «Древней Земле» Ежи стремиться показать чего хочем мы-человечаство, какой смысл нашей жизни, найти корни, быть частью чего-то большого, а не маленькими спорющими и воюющими человечками, быть в центре событий, преодолевать препятствия и в конце великолепная мораль-сатира. Это стоит читать и перечитывать, это один из первых миров куда стоит отправиться взяв с собой лишь светлый ум, детскую любознательность, и взрослую мудрость. Не каждому дано понять, но каждый может попытаться.

Оценка : 10
«Древняя Земля»
–  [ 9 ]  +

StasKr, 22 мая 2009 г. в 14:58

Третья книга Лунной трилогии получилась самой слабой. Автор отвернулся от Луны и обратил своё внимание на Землю. И в итоге мы вынуждены наблюдать крайне схематическую картину человечества зашедшего в тупик в своём социальном и научно-техническом развитии. Причём совершенно не понятно как одно состыкуется с другим. Учёные познали фундаментальнейшие тайны Вслененной, но результаты научно-технического прогресса оказались довольно скромными, да и те не были использованы в полной мере. Вот, например, вспоминается вопрос, который я уже озвучивал в отзыве на второй роман трилогии: если земляне обладают космическими технологиями, то почему они не соизволили добраться хотя бы до Луны или Марса? Да и равнодушие общества в ответ на возвращение ракеты с Луны, в которой вместо её хозяина прилетели два лунных аборигена удивляет.

Проблемы героев книги выглядят довольно надуманными, а сами герои – предельно схематичными. И это ещё одно резкое отличие романа от первых двух частей Лунной трилогии. Герои «На Серебряной планете» брали за душу бесконечным отчаяньем и тоской, которые терзали их души. Победоносец из второго романа трилогии запоминался напором и энергией, стремлением сбросить ярмо рабства с лунных жителей. А в «Древней земле» ярких героев нет вообще. Есть Мудрый Учёный, есть Лидер Революции, есть ещё ряд персонажей, но ни один из них не способен проявить индивидуальность, запасть в душу, вытянуть на себе роман. Наиболее запомнился один из двух лунных жителей, который с помощью хитрости и интриг смог занять почётный, но бессмысленный пост в революционном правительстве.

Единственный запоминающийся момент книге связан с тем, что меня знатно рассмешила фраза автора о том, что Варшава стала вторым по значимости городом Европы после Парижа. Вижу в этом проявление известной местечковости поляков, ибо каждому разумному человеку должно быть ясно, что через сотни лет в Европе одной из двух важнейших городов будет Москва.

Итог: авторская неудача. Советую не читать вообще, что бы не смазать финальное впечатление от Лунной Трилогии, которую я бы перекрестил в Лунную Дилогию.

Оценка : 3
«На серебряной планете»
–  [ 7 ]  +

mogzonec, 24 сентября 2014 г. в 16:48

Жестокая книга. Настроение после прочтения — тяжелое. Веры в светлое будущее — никакой. Ощущение таково, что от космоса и других планет (хотя в романе речь идет о Луне) ничего хорошего ждать не стоит. Выброшенный в неведомое человек деградирует, стремительно и безповоротно. Вырванный из привычного ареала, он теряет индивидуальность, и любая борьба сохранить ее обречена, его психика расплавляется, а попытки найти опору в чуждой среде лишают разум способности к сопротивлению. В романе поднято столько тем, что не каждому современному фантасту дозволено приблизиться к этому уровню.

Оценка : 9
«Лунная трилогия» [Цикл]
–  [ 7 ]  +

StasKr, 25 мая 2009 г. в 11:04

О каждой книги я уже подробно отписался, так что здесь подведу итоги.

Первая книга трилогии – безусловный шедевр. Драматизм лунной робинзонады настолько силён, что события, описанные в романе запоминаются на всю жизнь. Вторая книга – «Победоносец», рассказывает о войне, произошедшей на Луне через несколько столетий после завершения событий, описанных в «На Серебряной планете». Вторая часть сильно уступает по своей драматичности и психологичности части первой, но зато берёт экшеном. Третий роман рассказывает о событиях, произошедших на Земле примерно в тот же отрезок времени, что описан в романе «Победоносец».

Итог: первая книга серии – достойный представитель классики мировой фантастической литературы. «На Серебряной планете» — законченное произведение и никак не связанно со вторым и тем более третьим романами трилогии. «Победоносец» является неплохим (но увы и не слишком хорошим) продолжением, написанных «по мотивам» грандиозной первой части. Тем не менее, книга относительно неплоха. ИМХО, знакомство с «Лунной трилогией» лучше прекратить именно на этом романе, поскольку третья книга откровенна слабая и провальная.

Оценка : 7
«Лунная трилогия» [Цикл]
–  [ 6 ]  +

Darth_Veter, 14 февраля 2024 г. в 17:29

Как уже ясно из названия произведения, оно посвящено истории освоения человеком нашего естественного спутника (вымышленного, конечно). Три романа вышли совсем неравнозначными как по своему значению, так и по содержанию. Если первый из них был в большей степени приключенческим, то его продолжения были в основном посвящены острым социальным проблемам человеческого общества. Причем, третья часть («Древняя Земля») почти полностью выбивается из общей канвы: с другими романами ее связывает необходимый минимум — двое забавных персонажей-полуросликов, необдуманно прилетевших на нашу планету с Луны. Думаю, Жулавский решил написать его на волне популярности «Лунной дилогии», которая тут же после этого стала трилогией. Писатель написал третий роман всего за 4 года до своей смерти, произошедшей на полях Первой мировой, так что у него просто не было возможности написать что-либо другое, чтобы закрепить свое положение среди литературной богемы. Тем не менее, поляки считают его одним из основоположников своей национальной фантастической литературы. По стилю он не так оригинален, как, к примеру, Станислав Лем. Первый роман трилогии очень напоминает раннего Верна, ибо его сюжет фактически является вольным продолжением лунной дилогии родоначальника мировой фантастики. Вторая (по хронологии) часть уже больше напоминает «Космическую трилогию» Клайва Льюиса, т.к. посвящена острым проблемам религиозного характера. А вот «Древняя Земля» представляет собой аутентичное произведение типа моровской «Утопии» — только ее полную противоположность, т.е. антиутопию. Собственной уникальности польскому писателю, как мне кажется, внести в мировую литературу всё же не удалось. Впрочем, в те времена многие «писатели средней руки» предпочитали копировать стиль известных в обществе авторов, нежели развивать свой собственный.

Если же говорить о серии романов в целом, то современному читателю она точно не понравится. Прежде всего, по причине излишнего авторского морализаторства. Он просто считает своим долгом донести до читателя основную суть собственной морали и философии, несмотря на то, что это сильно снижает привлекательность выбранного им сюжета. Наиболее интересным, как это и следовало ожидать, оказывается первый из романов, где присутствует определенная интрига (дойдут ли герои до своей цели и что будет после этого) и даже романтика дальних странствий (увлекательное путешествие через всё лунное полушарие, описанное весьма близко к реальности). Единственный «минус» — крайняя пессимистичность авторского тона, не создающая у читателя правильного настроения после концовки. «Победоносец», хоть и упирает нас лицом в религиозные склоки и проблемы, тем не менее, содержит довольно осмысленный сюжет и итоговую мораль — все религиозные течения на самом деле являются глубоко оторванными от реальности укладами жизни, за которыми стоит классовый интерес определенных кругов человеческого общества. Наверное, Библия говорила нам о том же самом: даже в кардинальной греческой переделке заметно, что никто из ее героев вовсе не хотел стать мучеником или «борцом за веру». Не удивительно, что сами иудеи никогда всерьез не воспринимали христианство, считая его ложной религией, имеющей целью оправдать римское владычество над ближневосточным протекторатом. Жулавский просто повторяет сходную историю в новой обстановке, но ее истинные корни видны столь ясно, что на корню убивают всякую интригу (что финал, собственно говоря, и подтверждает). Третья часть — самая слабая из трилогии. Хотя бы потому, что практически лишена чёткого сюжета: герои хаотически перемещаются по Европе и Африке, ведя между собой философские беседы об истинном призвании науки и долге личности перед обществом. О Луне никто из них не вспоминает, ибо на повестке дня стоит вопрос о мировой революции и крайне разрушительном оружии пана Яцека, которое хочет приобрести в собственное пользование каждая из противостоящих сторон. Мало того, что сюжет заканчивается на полуслове — неясно также, какую роль играли в нем два лунита. Возможно, автор планировал очередное продолжение, где собирался свести две линии (лунную и земную) в единую канву, чтобы обеспечить цельность всему повествованию. Но судьба распорядилась иначе, оставив нам одни только догадки и предположения. Так что хорошенько подумайте, перед тем как засесть за чтение 720 страниц трилогии, а стоит ли ваша затея потраченного на нее времени?

Оценка : 6
«На серебряной планете»
–  [ 6 ]  +

Darth_Veter, 23 января 2024 г. в 23:44

Они стали первыми людьми на Луне, прилетев туда на допотопном снаряде a la Jules Verne. Чудом преодолев мертвые равнины видимой стороны, они достигли благословенных долин, раскинувшихся сразу за северным полюсом. Казалось бы, живи и радуйся! Только вот жизнь повернулась к ним совсем другой стороной...

Надо сказать, кое-чем стиль Жулавского напоминает Жюля Верна — по крайней мере, умением выражать внутренний мир своих героев и поднимать философские проблемы мирового характера. Существенное отличие лежит в эмоциональной сфере. Если произведения Верна оптимистичны и светлы, то первый роман «Лунной трилогии» являет из себя полнейшую их противоположность — он тёмен (в прямом и переносном смыслах), пессимистичен и пронизан духом неверия и упадничества. Да, члены экспедиции успешно прилуняются в Заливе Зноя, но при этом терпят небольшую аварию и сразу же испытывают на себе первую потерю: от многочисленных ран умирает организатор лунной миссии. Дальнейшие события будут развиваться по аналогичному сценарию: чем ближе к намеченной цели, тем больше потерь. Даже добравшись до нее, оставшиеся в живых счастливыми себя не почувствуют. Почему? Да потому что вся миссия была самой натуральной авантюрой. Ее участники не знали, что будут делать на Луне, хотя и понимали, что обратной дороги у них не будет. Странно и нелогично всё это: так долго готовиться, собирать международный экипаж, строить два корабля и вездеходы, прокладывать маршрут по лунной поверхности — и ради чего? Ради того, чтобы стать первыми? Именно так американская пресса представляла себе полет первого космонавта — как смертника, готового своим подвигом прославить родную державу. Слава богу, история пошла по иному пути. Жертвы, конечно, были, но вынужденные, а не запланированные заранее. А вот у Жулавского всё происходит как в песне Высоцкого про пациентов психлечебницы: «Те, кто выжил в катаклизме, пребывают в пессимизме.» Спрашивается, зачем тогда вообще задумали такую авантюру? Тем более это странно, что у них не было уверенности в том, что на обратной стороне Луны имеется пригодная для дыхания атмосфера, а также запасы пищи! Это сегодня каждый двоечник скажет вам, что атмосфера не может быть сосредоточена только на одной половине планеты — она либо имеется везде, либо нигде. Даже во времена Жюля Верна было ясно, что на Луне ее нет — слишком прозрачным и чистым был лунный диск. То, что герои романа «С Земли на Луну» увидели что-то подозрительное на обратной стороне, еще не значило, что писатель был в этом уверен — он просто хотел внушить своим читателям оптимизм будущих исследователей дальних планет. Главное — не разочаровываться и надеяться на лучшее. А первый роман Жулавского просто на самом корню убивает всякое желание летать на соседние планеты. В этом его главный «минус».

Второй минус связан с непродуманностью гипотезы вырождения человеческой натуры в условиях чужих планет. Во-первых, создать человеческую популяцию из детей одной-единственной женщины не удастся по известным даже детям причине: недостаточности разнообразия генетического фонда. Для положительного результата нужно было бы иметь хотя бы 200 особей. А в данном случае даже не стоило б и затевать всё это мероприятие! Во-вторых, даже если б браки между ближайшими родственниками не приводили к рождению нежизнеспособных уродов, земная колония всё равно б долго не протянула: девочки по статистике рождаются чаще мальчиков (особенно это заметно у небольших групп населения). Не исключено, что уже в пятом поколении в колонии могли остаться в живых только существа женского пола, что было бы приговором для ее будущего. В-третьих, в условиях пониженной гравитации рождались бы не карлики, как утверждает писатель, а наоборот — хилые и слабые гиганты. Желающие могут увидеть подобное в известном сериале «Экспансия» — в сцене, где Крисьен Авасарала допрашивает плененного обитателя Пояса астероидов, просто привязав его ремнями к голой стене. Основную работу здесь делает земная гравитация, истязая нежное тело «белтера». Словом, писатель явно не угадал с истинными причинами деградации поколений инопланетных поселенцев.

А вот что у него получилось, причем неплохо, — так это описание завораживающих воображение лунных пейзажей. Тут автор явно поработал с лунным атласом и, возможно, даже с телескопом. Трасса проложена грамотно, картины лунных равнин, ущелий и горных систем описаны близко к реальным (единственное исключение касается только Альпийской долины — она вовсе не узка и не так сложна для прохождения, как это описано в романе). Собственно, за такие вот захватывающие описания я и решил выставить произведению стандартную «семерку» (что должно значить «неплохо»). Но это, пожалуй, единственная светлая сторона «Серебряной планеты». Если вы человек с неустойчивой (или ранимой) психикой, чтение романа может стать причиной продолжительной и потому опасной депрессии, которая вполне может толкнуть вас к самоубийству. Так что если не чувствуете в себе уверенности справиться со своими эмоциями, лучше отложите книгу в сторону.

------------

РЕЗЮМЕ: очень пессимистичное по духу повествование о перипетиях первой экспедиции людей на Луну. Думаю, даже Армстронгу там было веселее, чем героям романа, хотя он и путешествовал в обществе двух угрюмых мужиков.

Оценка : 7
«На серебряной планете»
–  [ 6 ]  +

Ivanakela, 26 февраля 2012 г. в 16:16

Отличный роман! Очень красочные описания ландшафта, хорошо продуманные герои.. Чувство безысходности, страха и тоски по родной планете пронизывает весь роман, отчего книга читается на одном дыхании, заставляя переживать вместе с героями их страхи. Особенно последние слова: «О Земля! О Земля утраченная!». От этих слов прямо дрожь по коже. Роман невольно побуждает читателя по новому взглянуть на мир своей планеты, увидеть красоту Земли и поблагодарить Бога (или в кого кто там верит) за предоставленный человечеству дом.

Оценка : 10
«На серебряной планете»
–  [ 6 ]  +

god54, 01 августа 2011 г. в 20:19

Есть книги, которые невозможно забыть, сколько бы времени ни прошло с момента первого прочтения. Конечно, технические подробности наивны, особенно в свете сегодняшних знаний, но это нисколько не умаляет произведение, ибо об этом просто забываешь и наслаждаешься настоящей литературой, которая и сегодня, и я верю, завтра будет поражать читателя.

Оценка : 10
«Лунная трилогия» [Цикл]
–  [ 6 ]  +

DukeLeto, 21 апреля 2008 г. в 08:05

С учетом того когда была написана эта трилогия очень смелое и яркое произведение во многом кардинально изменившее мое отношение к фантастики начала двадцатого века. Читать тяжело, но интересно.

Оценка : 7
«На серебряной планете»
–  [ 5 ]  +

DobryiLEoPoLD, 28 июня 2022 г. в 18:40

Роман очаровал меня. Своей оригинальностью и каким-то фантастическим реализмом, когда есть чёткое понимание что в нашей реальности подобные события полностью исключены, однако за счёт напряжения человеческих переживаний героев романа, за счёт переносимых ими таких «земных» тягот и испытаний, создаётся настоящее сопереживание тяжести испытаний «таких же как я» людей на Луне. А когда повествование из «испытаний духа» трансформируется в «сказание об Избранном народе и их Отце», то хочется просто встать и аплодировать гениальной концепции автора, сумевшего так умело и наглядно показать довольно глубокое видение религиозных начал известной нам современной западной цивилизации. Наглядно показана концепция неизбежного превращения пророка как человека Знающего в наместника Бога на земле или даже в самого Бога.. в глазах средних обывателей, для которых то Знание, что даёт им пророк, априори всецело непостижимо, а значит и возносится до высшего культа, что порождает самобытную религиозность среди обывателей, которая не всегда может быть адекватна самому Знанию, каково оно есть на самом деле. Ещё множество других полезных мыслей могут родиться про прочтении романа, что есть несомненное благо от любого чтения.)

Оценка : 9
«Лунная трилогия» [Цикл]
–  [ 5 ]  +

Ctixia, 18 ноября 2019 г. в 11:58

Для всех желающих читать данную трилогию, обращаю внимание на путаницу в содержании некоторых изданий и рекомендую читать в порядке оригинального написания автором, и в хронологическом порядке событий:

~ На серебряной планете (1902)

~ Победоносец (1909)

~ Древняя Земля (1911)

Специально написала это в начале, так как многие перед чтением рецензии полностью не читают, а лишь пролистывают заголовки. Спасибо моему кэпу, что обратила мое внимание на данный факт, иначе я долго бы соображала, откуда взялась та парочка, с самого-идиотского-поступка-на-свете которых начинается роман «Древняя Земля».

А теперь к делу. Книги с любимой фантастической серии Science Fiction, до которых я успела добраться, меня пока не разочаровывали. Не могу сказать, что Лунная трилогия стала первой, сделавшей это, но чтение таки не принесло первоначально ожидаемых эмоций.

Первый роман представляет собой дневник одного из участников экспедиции на Луну, экспедиции бессмысленной и беспощадной, написанный разрываемым вполне себе земными страданиями человеком. Дневник относительно интересный, в силу происходящих событий наполнен описаниями природы, и если бы это происходило в реальности, цены ему не было бы. Но мне, как читателю, хватило четверти всех представленных метафор и эпитетов, для внутреннего изображения картинки, что усиленно рисовал нам автор. На фоне потрясающей природы (причем я сейчас обе стороны Луны имею в виду) происходят страшнейшие вещи. Последние пару недель меня преследует словосочетание «просвещенный гуманизм», и именно его очень не хватало. Хотелось бы сказать, что это не вина участников экспедиции, но нет, не будем обманываться, и действием, и бездействием именно они создали такое общество и обстановку. Природа и эволюция лишь пошла проторенным ручейком по устью, выдолбленному недальновидными землянами. Бездействие хочу выделить отдельно, так как поведение автора мемуаров меня порой искренне возмущало.

Второй роман трилогии, «Победоносец» или «Победитель» в разных переводах, понравился мне куда больше в силу своей приключенческой природы. Если первая книга являлась страшной умозрительной фантастической робинзонадой, то вторая — размышление на тему вмешательства в уже ставшую чуждой культуру, в эволюцию и развитие иной цивилизации, когда благодетель оказывается худшим из зол, когда толпа — это облако, текущее по небу туда, куда ветер дует. А сколько таких попыток было в истории самой Земли?! Ни к чему хорошему никогда не приводило. Третья часть «Древняя Земля» (я настаиваю на написании с большой буквы, как в оригинале) возвращает наш взор к Земле будущего, к планете, зашедшей в своем развитии в тупик, и полна философии, как любая антиутопия с угрозой развала общества.

Книга очень сильно отдает временем написания, хотя и опережает по времени действия наш век. Первая экспедиция на Луну вроде как была организована еще в 20 веке, а остальные описываемые события происходили уже куда дальше по временной шкале. Любой уважающий себя фантаст всегда создает и описывает нечто свое в своих произведениях, Жулавский же в своем творчестве опирался на изобретения 19го века (год написания первой книги, напомню, 1902). С нашей интернет-колокольни немного смешно смотрится телеграф и почтовая пушка в космосе, самолеты с пропеллером и прицельные ракеты с обратным ходом. Но сделаем скидку, произведение-то не об этом, а о Человеке. Причем как на Луне, так и на Земле, о Человеке, которые бессознательно стремится к высшим идеалам и хочет остаться Человеком с большой буквы.

Оценка : 7
«Победитель»
–  [ 5 ]  +

Sciolist, 05 декабря 2017 г. в 11:55

Как и предыдущая повесть трилогии, «Победоносец» весьма интересен, хотя по многим показателям сильно проигрывает ей. Если «На серебряной планете» имелись научно достоверные описания лунных суток, особенности лунной гравитации и оптики, то «Победоносец» уже гораздо более фэнтэзиен. Несколько напоминает берроузовский цикл про Марс: юный храбрец с Земли оказывается в другом мире и устраивает в нем уйму авантюр и переворотов (словом, имеет все черты поджанра «попаданчества»). Персонажи, увы, не выглядят такими же живыми, как в «На серебряной планете»: тут речь уже не об эмоциях, а о том, как творится история.

Кроме того, имеются некоторые расхождения с предыдущей книгой: например,

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
ранее говорилось, что лунные люди быстро взрослеют, быстро стареют и вообще живут недолго. В «Победителе» этого не наблюдается (хотя и не совсем ясно, какой срок заняли события книги).
.

Также произведение довольно сатирично, сродни «Гулливеру»: легкомысленные и переменчивые «лунатики» своим поведением хорошо иллюстрируют разные стороны человеческой религиозности (и стороны эти довольно неприглядны). А вот тема противостояния пришельцев и аборигенов высвечена очень плохо, по-берроузовски: враги — однозначные сволочи, которых абсолютно необходимо уничтожить. А заодно уничтожить и всё, что напоминает о них. Хотя местами и проскакивали намеки на то, что шерны по-своему были правы.

Некоторые намеченные сюжетные линии остались неразвитыми и забытыми.

Особенно же замечателен эпилог, в котором приводится сразу три разных взгляда на одни и те же события. Иллюстрация разных интерпретаций истории.

Оценка : 7
«На серебряной планете»
–  [ 5 ]  +

Sciolist, 30 ноября 2017 г. в 16:36

Там, на Луне, на Луне

На голубом валуне

Лунные люди смотрят,

Глаз не сводят,

Как высоко над Луной

Каждую ночь шар земной

Очень красиво всходит и заходит!

Из х\ф «Про красную шапочку»

Впервые я прочел отрывок из этой книги в альманахе «Лунариум», будучи еще ребенком. Очень впечатлило тогда, очень захотелось узнать продолжение... Но, как и все остальные произведения, приведенные в «Лунариуме», оно обрывалось на самом интересном месте (что меня тогда очень огорчило). И вот я наконец выкачал этот злосчастный «Лунариум» и узнал, какие же именно книги я не дочитал в детстве.

Эту книгу Жулавского трудно отнести к научной фантастике. С одной стороны, очень строго и дотошно описана лунная география, цикл лунных суток, лунные либрации и т.д., задолго до каких-либо полетов на Луну автор описал ощущения от низкой гравитации, отсутствия перспективы в безвоздушной среде и т.п. Эта часть полностью или почти полностью соответствует тогдашним научным взглядам о Луне. А вот то, что на ней не может быть ни атмосферы, ни морей, ни животных с растениями, наверное, прекрасно понимали уже во времена Жулавского. Это выглядит невероятным и почти фэнтезийным открытием. Не менее невероятен и сам факт полета героев на Луну — путешествия в один конец, из которого они заведомо не должны были вернуться.

Стилем несколько походит на стиль Жюля Верна — во всяком случае, эмоциональность произведения поистине французская! — но вот безысходность происходящего, чужеродность описанного мира и надвигающееся отчаяние напоминают нам уже о Лавкрафте. Безжизненные ландшафты, безнадежный бесконечный путь, руины неведомого города, неведомо откуда взявшегося... Робинзонада в чужом мире, постепенная утрата привычной культуры и рождение новой мифологии и новой религии... Финальная часть особенно безысходна. Просто сочится тоской героя-рассказчика по навсегда утраченному и полузабытому миру, ставшему для него раем.

Теперь с нетерпением берусь за следующие части «Лунной трилогии». Возможно, почитаю и другие книги Жулавского.

...А все-таки хорошо, что я не дочитал ее в детстве.

Оценка : 9
«На серебряной планете»
–  [ 5 ]  +

bibliofil, 10 сентября 2013 г. в 12:37

Если в книге Жюля Верна больше физики, чем лирики, то в книге Жулавского все наоборот. Здесь и смерти дорогих, ставших близкими герою людей, и полные скорби монологи («О Земля! О Земля утраченная!»), и жизнь героя среди выродившихся людей Луны... Можно заметить, что книга так же глубока и полна философии, как романы Станислава Лема.

Оценка : 10
«Победитель»
–  [ 5 ]  +

Alin, 28 сентября 2010 г. в 23:53

Когда читал роман в начале 90-х — понятия не имел, что автор давно умер (да и в принципе — ровестник Жюля Верна, которым я зачитывался в детстве). Анахронизмов не замечал, сравнения — опять же с Жюлем Верном, хотя (и да простят меня истовые ценители последнего — отнюдь не в пользу его). Не буду спойлерить — этот роман нужно просто прочитать — но великолепно прописанные герои, в чем-то нелепый (хотя — на сколько больше в самом деле мы знаем о Луне сегодня?), но захватывающий мир — часто ли в современной литературе вы сталкиваетесь с подобным? Ставлю 10. За стиль (грац переводчику!), за сюжет (1909!!!), за те незабываемые ощущения Приключения, которые получил в свое время.

Оценка : 10
«Лунная трилогия» [Цикл]
–  [ 5 ]  +

ransom, 05 мая 2009 г. в 10:34

Настоящие книги оставляют в душе тёплый и ясный свет, даже спустя годы после прочтения. Одной из таких книг для меня стала Лунная трилогия (от изд-ва Северо-Запад 93г.). Романы можно чётко поделить на 1. психологический, с библейскими мотивами 2. философский, роман-размышление, система сформировавшихся на тот момент взглядов в сюжетной обёртке 3. приключенческий, не представлявший особого интереса (сходил туда, сделал то), если бы не блестящая сатирическая концовка, четвёртая часть, о том Как Делается История. Очень актуально.

В Лунной трилогии можно увидеть, как с каждым романом меняется сам писатель. Одна из книг, которую взял бы на необитаемый остров. 8-)

Оценка : 9
«Победитель»
–  [ 4 ]  +

Darth_Veter, 13 февраля 2024 г. в 23:29

Спустя 700 лет от первой высадки на Луне группы Корецкого на наш спутник опускается еще один корабль. Находящийся в нем «космический турист» Марк тут же объявляется местным населением тем самым Старым человеком, который заложил основы лунной колонизации. Согласно пророчеству, он должен освободить лунитов от тяжелого рабства, навязанного людям истинными аборигенами нашего естественного спутника — шернами. Только вот, как показывает земная история, пророки и правдоборцы недолго почивают на своих лаврах. Их конец одинаков и далек от описанной разными религиями идиллии...

Сюжет третьего (или второго по времени написания) романа трилогии развивается параллельно с сюжетом второго. Корабль, построенный по чертежам и на средства польского ученого Яцека, уносит к Луне разочаровавшегося в земной жизни ловеласа по имени Марк. Он бежит и от своей девушки Азы, поставившей свою карьеру выше любви, и от деградирующего человеческого общества, бодрым шагом продвигающегося к очередной революции. Но оказывается, что на Луне дела обстоят схожим образом! Местное человеческое общество тоже стоит «на грани» благодаря стараниям жестоких и непреклонных шернов, рассматривающих людей исключительно как стадо покорных рабов. Ничего не зная о трагическом финале первой лунной экспедиции, луниты наивно считают, что помощь им придет со стороны Победоносца — прародителя, обещавшего вернуться в трудную минуту. Поскольку она уже наступила, эффектное появление Марка в серебристой ракете убеждает отчаявшихся жителей Луны, что Пророчество начинает сбываться. Правда, так думают далеко не все. Часть ордена «братьев в ожидании» считает, что Марк прилетел не с Земли, а с обратной стороны Луны, в силу чего легендарным героем он не является. Доказательство они видят в том, что мертвые не восстали из своих могил. Но верхушка ордена хорошо понимает сложившуюся ситуацию: времена безбедного существования канули в Лету и срочно нужно вырабатывать новую политику. Действительно, появление пророка свело всю прежнюю религию к нулю, став частью обыденности. А живые герои не так уже впечатляют массы, как герои вымышленные — в частности, проповедникам нельзя говорить от их лица, выбивая себе разного рода привилегии. Их нужно зарабатывать «с нуля». Для веры наступает т.н. «момент истины»: кто верил по-настоящему, тот ликует и воодушевляется, а кто только прикидывался верующим, досадует и огорчается. Общество раскалывается на две непримиримые группы и начинает конфликтовать. Пока главный герой успешно сражается с шернами, количество его сторонников растет и множится. Но как только появляются первые неудачи, ситуация кардинально меняется. Элита лунитов, стараясь спасти свои привилегии, всеми силами старается спровадить бывшего кумира обратно на Землю, чтобы править народом от его имени. Шерны для них — уже не главная помеха, так что эпицентр борьбы плавно перемещается внутрь самого человеческого общества. Ну а дальше всё происходит так же, как это описано в Библии. Только место Иисуса Навина занимает Марк Победоносец, а роль Иуды досталась женщине — дочери первосвященника Ихазель. Вместо демонов Ада мы имеем шернов, которые «оскверняют» женщин своими «нечистыми» лапами, а функции Фомы Неверующего исполняет «отколовшаяся» от ордена Ожидающих группа братьев во главе с Хомой (так и хочется добавить «Брутом»). В общем — ничего нового: религиозная склока на Луне идет по тому же сценарию, что и разногласия между иудеями во времена Ирода Великого. Только нового мессию уже не распнут на кресте, а банально побьют камнями. Да и роль Иуды несколько изменится. Но результат будет тем же: карты в колоде перетасуются, и на первые места выйдут те, кто еще совсем недавно находился «в тени». И это никак не повлияет на жизнь обычного народа. Это начинает прекрасно понимать и сам Победоносец, задавая себе вопрос, зачем он вообще ввязался во всю эту бучу. Но теперь уже история от него не зависит — ей управляют совсем другие люди.

Роман заканчивается весьма оригинально: автор предлагает нам три варианта концовки — пессимистическую (от лица правящей власти), нейтральную (от лица историков) и оптимистическую (от лица простого народа). Каждая из них отражает в себе свою собственную философию, на свой манер трактуя произошедшее с мессией. Ознакомившись со всеми версиями, легко восстановить истинную подоплеку событий, чтобы понять главное: всё опять вернулось «на круги своя», не решив стоящих перед обществом проблем. Значит, ему вскоре понадобится еще один мессия, готовый пожертвовать своей жизнью, чтобы «разогнать кровь» в жилах верующих. Увы, такова неприглядная философия общественной жизни...

------------

РЕЗЮМЕ: почти библейская история о пришествии мессии в лунный мир. Думаю, на этом Жулавскому следовало бы остановиться и не писать совсем уж провальную «Древнюю Землю».

Оценка : 7
«Древняя Земля»
–  [ 4 ]  +

Darth_Veter, 08 февраля 2024 г. в 17:36

Двое лунитов из Братства Истины угоняют космический корабль прилетевшего на Луну посланца землян, наивно считая, что он на самом деле с обратной стороны планеты. Считая Землю необитаемой, они были весьма удивлены, узрев обратное. Причем, неприятно: поначалу люди посчитали их неразумными обезьянами и поместили в своеобразный «цирк уродов», чтобы показывать за деньги на потеху толпе. Но по воле случае пришельцами с Луны случайно заинтересовался пан Яцек, создавший тот самый корабль, на котором они прилетели на Землю. Последняя, к слову, переживала далеко не лучшие свои времена: ее охватил очередной духовно-политический кризис, грозивший разразиться мировой революцией...

Если б не луниты, роман можно было назвать философским или социальным: слишком много места в нем занимают вопросы общественного сознания и социально-политического обустройства. Целые главы произведения посвящены разборке культурно-нравственных проблем: какова истинная роль религии, искусства и науки в обществе, равно как и личности отдельно-взятого ученого/культурного деятеля в мировой истории, а также — существует ли предел для научных изысканий? Для того, чтобы эти разглагольствования не были пустым трёпом, автор подводит под них материальное обоснование: пан Яцек, оказывается, собрал лунную ракету «на досуге», в свободное от основной работы время, а его главным занятием было создание ... некоего аналога атомной бомбы. Автор называет его несколько стыдливо «расщепителем материи», но мы с высот прошедших веков хорошо знаем, что это такое на самом деле. Чтобы несколько оживить скучный сюжет, писатель придумывает социально-политический кризис, который можно назвать «кризисом веры и знания», который возникает словно чертик из табакерки — неожиданно и пугающе. Мир к нему явно не готов, поэтому всё вокруг начинает идти вразнос: бывшие друзья и приятели ссорятся, оказываясь по разную сторону возводимой баррикады, правительство Соединенных Штатов Европы спит спокойным сном, а беспечные пуритане и маргиналы собираются в асуанской пустыне, чтобы послушать одну-единственную певичку, возомнившую себя самой богиней Исидой... Словом, все достойные, способные изменить ход событий (такие, как профессор Тедуин), самоустраняются от своей миссии, и дело попадает в руки «серой массы» отверженных и обиженных наподобие вечного бунтаря Грабеца и нищего композитора Лахеча. Так что изобретение пана Яцека становится для последних просто «манной небесной«! В охоту за ним включаются практически все действующие лица — в т.ч. и «восточный мудрец» Нианатилока («познавший три мира» на санскрите). Получается почти как в известной пародии на Толкина «Суета вокруг Колец» — глупо, смешно и фальшиво. Как и в том произведении, Кольцо Власти (т.е. разрушительное оружие пана Яцека) оказывается в руках полуросликов, которые в очередной раз спасают наш бренный мир. Впрочем, надолго ли?

Не знаю, зачем автор так дезавуировал придуманный им сюжет, отойдя от «лунной» темы. Вполне вероятно, виной тому была гнетущая атмосфера на европейском континенте: постоянные войны, вызванные непримиримыми противоречиями между двумя военно-политическими блоками, германским и британским, частые переделы территорий, брожение в массах, выливавшееся в восстания, революции и забастовки. Через три года после публикации романа возник очередной «нарыв» — началась первая из глобальных войн за передел мира, продлившаяся 4 года и унесшая более 20 млн жизней. Так что авторский пессимизм вполне понятен. Непонятно, зачем нужно было на нем зацикливаться, если разговор шел об освоении нашего небесного спутника. Хотя, если честно признать, первый роман тоже не блистал оптимизмом и был просто пропитан депрессивными мотивами. После него хотелось не радоваться жизни, а совершить самоубийство. Воистину удивительно, как подобное произведение дожило до наших дней! Наверное, издательству «Северо-Запад» было просто нечего печатать или его редакторы открыто плевали на этику и интересы своих читателей. Я мог бы поступить так, как некоторые «лаборанты»: выставить роману минимально-возможный балл и не заморачиваться с критикой. Но я не мог не учитывать писательского таланта Жулавского и частичной правоты его морали, поэтому отнесся к его творению не как к литературному произведению, а как к философскому труду, написанному в художественной манере. Что-то типа «Утопии» Томаса Мора. Как говорится, «по Сеньке и шапка»: уж лучше такой вариант, чем марксовский «Капитал«! Читать его можно, но ОЧЕНЬ осторожно.

------------

РЕЗЮМЕ: история похождений двух беглецов-лунитов на Земле, объятой пламенем нигилизма и раскольничества. Большинству любителей фантастики она покажется невероятно занудной, затянутой и совершенно лишенной интриги. Но если вы философ, то, возможно, и сумеете вытянуть из книги что-нибудь полезное для себя.

Оценка : 6
«Древняя Земля»
–  [ 4 ]  +

Sciolist, 08 декабря 2017 г. в 20:55

Повесть имеет к двум первым повестям весьма отдаленное отношение: похоже, что автора при ее написании занимали уже совершенно другие идеи, и Луну он присоединил к ней скорее для формы. И чтобы кратко рассказать о судьбе двух персонажиков из второй повести.

Первая книга захватывала жюль-верно-лавкрафтовским духом открытия и отчаяния.

Вторая — авантюрным берроузоватым напором.

А вот третья — какая-то повесть-размышление о судьбе человечества и о том, что рано или поздно установившиеся социальные системы изживают себя. Персонажи какие-то идеализированные, гриновские: гениальный молодой ученый, прекрасная коварная актриса, хитроумный мошенник, пламенный революционер, мудрый старик, загадочный йог... Но у Грина герои были выразительными и живыми! А тут — какие-то люди-картинки, как в комиксе.

Кстати:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
на Земле лунные люди (если бы таковые существовали) не смогли бы ни передвигаться, ни стоять, ни сидеть, и, скорей всего, быстро погибли бы от сердечно-легочной недостаточности. Буддистские мудрецы носят не белое, а оранжевое, и никаких длинных волос у них нет — головы обриты.

Мой вердикт — лучше не читать вовсе.

Оценка : 5
«Победитель»
–  [ 4 ]  +

god54, 01 августа 2011 г. в 20:34

Есть произведения, которые будут читать сто и двести лет спустя с момента их первой публикации. Этот роман из их числа. Поражает тот мир, который придумал автор, придал героям реальные человеческие черты, а сюжет настолько увлекателен, что о технической стороне вопроса просто забываешь. Читать, перечитывать, сопереживать и ценить хорошее чтение.

Оценка : 10
«На серебряной планете»
–  [ 4 ]  +

zvezdochet2009, 25 августа 2010 г. в 14:50

Да. Страшноватая вещь. Написано с надрывом. Чтобы написать о такой тоске и невыразимых страданиях, надо это либо испытать на себе, либо увидеть очень близко. Техническая сторона книги, представления о Лунной жизни наивны — дело понятное, начало 20 века. Во всем остальном произведение на уровне. И по-моему, чрезмерные страдания, по сравнению с которыми смерть это награда — для романа минус. Нельзя так сгущать краски, иначе жить совсем расхочется.

Оценка : 8
«Лунная трилогия» [Цикл]
–  [ 4 ]  +

ulika81, 28 ноября 2008 г. в 22:08

Красиво, очень поучительно, но почему — то очень тяжело и неимоверно грустно... Я так и не дочитала трилогию до конца — нервы не выдержали, и это при том, что там нет ни грандиозных сражений, ни жестких битв, ни жестоких смертей...

Оценка : 8
«Лунная трилогия» [Цикл]
–  [ 3 ]  +

xata, 22 декабря 2020 г. в 19:50

Отличная старая фантастика ! Читал в детстве два раза, запомнилась. Помню как прочитал только первую книгу, продолжения долго не мог достать (на бумаге же все было) и как гадал что же дальше, и как разрулятся посеянные загадки.

И, классический случай, третья книга намного слабее первых двух, так нередко бывает в трилогиях. Но за это оценку не снижаю, все равно — прекрасная вещь.

Оценка : 7
«Победитель»
–  [ 3 ]  +

Ivanakela, 23 марта 2012 г. в 13:44

Невероятно интересный роман! Читал на одном дыхании... Даже стало как-то жаль, что он закончился... А еще жаль, что здесь максимальная оценка книги только 10 баллов.. Я бы, например, дал бы этой книге все сто! Я даже не смогу толком обьяснить, почему так понравилась мне эта книга... Это неповторимый стиль автора, живые герои, созданный и хорошо продуманный мир... Отличная книга!

Оценка : 10
«Древняя Земля»
–  [ 3 ]  +

god54, 01 августа 2011 г. в 20:57

Данное произведение выпадает из общего смысла всей трилогии. Если первые два романа писались под явным влиянием приключенческих романов того времени и особенно романов Ж. Верна, то этот еще раз доказал, пагубность перевода любой идеи в сериал. В то же время, если читать все книги подряд без перерывов, впечатление остается вполне приятным, несмотря на то, что роману исполнилось ровно сто лет, а читать интересно и увлекательно. Жаль, что автор написал так мало в этом жанре. Но мне кажется, именно эта трилогия и стала ему памятником на все времена.

Оценка : 8
«На серебряной планете»
–  [ 3 ]  +

Kwadrus, 07 октября 2009 г. в 16:33

Исключительная книга. Согласен с отзывами практически во всем. Судьба автора также трагична. Он воевал в первой мировой и умер от брюшного тифа в 1915г. 10 баллов трилогии.

«Древняя Земля»
–  [ 2 ]  +

xata, 27 января 2023 г. в 14:55

Классический пример вымученной бессмысленной скучной третьей заключительной части хорошего цикла. Надо было остановиться на первых двух, они прекрасны.

Оценка : 3
«Лунная трилогия» [Цикл]
–  [ 2 ]  +

Gudleifr, 27 мая 2021 г. в 15:51

В детстве я, как и все, зачитывался первой частью, которая мне очень нравилась и сама по себе и в переотражении в произведениях великого последователя — С.Лема. Потом, в перестройку, прочитал вторую и третью частью, согласившись с отказом советских переводчиков их переводить: слишком местечково, и не столько философско, сколько религиозно... Путешествие на Луну в религиозном смысле... Борьба за местечковую самостийность в религиозном смысле... Крах европейской цивилизации уже даже почти и без религиозного смысла... Это требовало ответа...

И только сейчас я посмотрел экранизацию застойных польских времен. Вообразите самую грязно-кровавую сцену экранизаций романов Сенкевича и растяните ее на два часа; потом перемешайте ее с получасом случайных видовых съемок — так заменили совсем уж нецензурные куски; звуковую дорожку равномерно заполните цитированием Похищенных Записок из «Дюны».

Я получил ответ. Илья Эренбург доходчиво его донес в «Тресте Д.Е.»



⇑ Наверх