fantlab ru

Все отзывы на произведения Даниэля Клугера

Отзывы

Рейтинг отзыва


Сортировка: по дате по рейтингу по оценке
– [  2  ] +

Даниэль Клугер «Миньян»

Manowar76, 27 декабря 2023 г. 12:10

Пустой рассказ, не атмосферный. Насколько хороша тема еврейской мистики и равнение на Гоголя, настолько же слабое исполнение.

Напился Герш в корчме, помолился с мертвецами-мучениками, да и помер. Как говориться, «умер дед Максим...».

Слабое начало антологии «Когти неба».

3(ПЛОХО)

Оценка: 3
– [  2  ] +

Даниэль Клугер, Александр Рыбалка «Тысяча лет в долг»

Manowar76, 11 ноября 2023 г. 10:38

Охота пуще неволи. Узнав о творчестве Александра Рыбалки, фантаста, талмудиста и каббалиста, я сразу скачал всё, что мог. Но главного его романа, написанного в соавторстве с Клугером, нет в сети, поэтому пришлось приобретать у перекупов на соответствующих сайтах.

Книжка приехала, начал читать.

Завязка похожа на того же «Убить мессию» или, скорее, «Стражей последнего неба» — любознательный человек, обычно каббалист, начинает проводить ритуал и что-то идёт не так.

В данной книге герой после прочтения молитв из фальшивой «Книги залов», попадает в мир Тхом.

Если коротко — перед нами приключенческое фэнтези, писать которое так любили российские фантасты на рубеже веков, только с немалыми вкраплениями реальной еврейской мистики. Где-то после первой четверти идёт мощнейший инфодамп о истории появления мира Тхом под управлением Двойника Господа, Тэомиэля.

Пойди туда-то, принеси то-то. Семь адских княжеств, семь частей скрижали.

Приключалово, к счастью, не мясное, а, в основном, хитрованское, и, где-то даже интеллектуальное. Ни один поединок не обходится без отсылок к Писанию, загадок, гематрии, активного использования еврейского алфавита (классическая ситуация с големом и практически кэрроловский эпизод с побуквенным стиранием имени демона и его самого из реальности).

Короче, скучно не будет. Этакая «занимательная каббала для любителей фантастики».

Авторская фэнтези в крайне необычном сеттинге.

8(ОЧЕНЬ ХОРОШО)

Оценка: 8
– [  1  ] +

Антология «Стражи последнего неба. Русская еврейская фантастика»

Manowar76, 2 октября 2023 г. 10:05

Повести е-ских писателей

Пример того, как жесткие рамки антологии, в этот раз национально-этнические, не идут на пользу сборнику.

Антология как будто руководствуется принципом всего по чуть-чуть. Чуть-чуть известных писателей, чуть-чуть еврейского колорита. По чуть-чуть всех жанров.

Сработал эффект завышенных ожиданий. От антологии осталось чувство неудовлетворенности.

Крупные авторы отделались вставными новеллами из своих старых романов (два дуэта, выступающие под псевдонимами Ван Зайчик и Олди); творчество неизвестных авторов вызывают чувства в диапазоне от недоумения до испанского стыда.

Но есть и жемчужины! Юмористическая повесть Бориса Штерна; деконструкция Шекспира от Резановой; матёрый каббализм от Александра Рыбалка.

Любителям антологий полистать стоит, но таки умерьте свои ожидания.

6(НЕПЛОХО)

Оценка: нет
– [  2  ] +

Антология «Стражи последнего неба. Русская еврейская фантастика»

omaksimov, 13 сентября 2023 г. 04:57

В 70-х годах в США вышел сборники фантастики посателей еврейского происхождения на еврейские темы. Даниэль Клугер попытался составить аналогичный сборник русскоязычных писателей. Эксперимент удался. В сборнике представлены рассказы известных писателей — Амнуэля, Олди, Штерна, Рыбакова, и других. В нём также представлены мало известные в России, но популярные в Израиле писатели — Рыбалка, Шехтер. Перед каждым рассказом присутствует предисловие, в конце есть информация об авторах. Единственное замечание — сборник получился скорее мистический чем фантастический. Но это не делает его хуже.

Оценка: 9
– [  1  ] +

Даниэль Клугер «Неприкаянная душа»

omaksimov, 7 сентября 2023 г. 03:27

Интересный мистический рассказ построенный на еврейской мифологии. Очень неплохо написано, но немного вторично.

Оценка: 7
– [  2  ] +

Даниэль Клугер «Неприкаянная душа»

Manowar76, 19 августа 2023 г. 08:10

Экзорцизм по-местечковски

Жутковатая история о дибуке, неприкаянной душе.

Скорее мистический хоррор, чем магреализм.

Атмосферно, но слогу и сюжету не хватает чего-то. Как будто просто пересказ истории, а не литературное произведение.

6(НЕПЛОХО)

Оценка: 6
– [  2  ] +

Даниэль Клугер, Виталий Бабенко «Кто виноват?»

lammik, 11 мая 2023 г. 14:26

Отставной подпоручик артиллерии Николай Афанасьевич Ильин служил управляющим в имении Кокушкино, что принадлежало Александру Бланку, а затем перешло по наследству к дочерям последнего. И вот когда в замёрзшей речке Ушне зимой 1888 года нашли тела двух неизвестных, сын одной из дочерей Бланка, в замужестве Ульяновой, Володя начал собственное расследование. Через пару лет Елену, дочь Николая Афанасьевича, самарская полиция обвинила в убийстве, и тут на помощь Ильиным пришёл Владимир Ульянов.

В качестве детективов всё довольно просто. О личностях преступников догадываешься сразу, и со временем подозрения только крепнут. Соавторы толком и не пытаются сбить читателя со следа. По сути всё повествование сводится к прояснению мотивов делинквентов (именно так здесь называют преступников). Впрочем, множество других привычных нам слов также усиленно заменяются заимствованными архаизмами. Вместо «разговора» — «дискурс», вместо «направления» — «дирекция» и всё в том же духе.

Из авторских находок присутствует ровно одна — участие в расследованиях Владимира Ильича Ульянова, будущего Ленина. Вот он-то как раз и показан с одной стороны — умным, находчивым и упорным молодым человеком, а с другой — психопатом, у которого «цель оправдывает средства» и «лес рубят — щепки летят».

Читается всё это легко, особенно в случае первой книги, но чувствуется, что не все планы соавторы успели реализовать.

Оценка: 7
– [  4  ] +

Даниэль Клугер, Виталий Бабенко «Четвёртая жертва сирени»

lammik, 11 мая 2023 г. 09:50

1890 год, со времён событий, описанных в «Двадцатой рапсодии Листа» прошло 2 года. Николай Афанасьевич Ильин всё так же служит управляющим имения Кокушкино, дочь его Елена Николаевна перебралась в Самару, где вышла замуж за инженера-путейца Пересветова. Ульяновы тоже теперь живут в этом поволжском городе. И вот в июне 1890 года Ильин узнаёт, что его дочь объявлена в розыск и обвиняется в убийстве. Потрясённый этими известиями отец немедленно отправляется в Самару.

Эффект новизны от Владимира Ильича Ульянова в роли расследователя прошёл, но нельзя не отметить, что роль эта соавторами написана весьма убедительно. Опять же и атмосфера губернского города на Волге конца позапрошлого века воссоздана крепко, без присущей детективам эскизности. Моё удовольствие от прочтения, а значит и оценку снизили два момента. Во-первых, это какое-то невероятное количество «роялей», более подобающее каким-нибудь шедеврам Болливуда. Во-вторых, это мотивация преступника.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Он оказался сумасшедшим!
Так что с известной детективной триадой из мотива, способа и возможности соавторы обошлись весьма вольно. Мотив взят с потолка, возможность обеспечена «роялями» в сюжете, а способ тоже, надо сказать, выглядит весьма фантастическим. Отдельно вызывает вопросы цветущая в Самаре сирень аж два месяца кряду.

Оценка: 6
– [  5  ] +

Даниэль Клугер, Виталий Бабенко «Двадцатая рапсодия Листа»

lammik, 7 мая 2023 г. 11:53

«Когда был Ленин маленький с кудрявой головой, он тоже бегал в валенках по горке ледяной...» В «Двадцатой рапсодии» Владимир Ульянов не настолько маленький (зимой 1888 года ему было 17 лет), поэтому с горки он спустился на коньках прямо на лёд речки Уньши, конёк зацепился за ветку, Владимир упал и поэтому заметил вмёрзший в лёд труп. Оказался же в деревне Кокушкино будущий Ленин, будучи исключён из Казанского университета за участие в беспорядках. Деревня та была имением Александра Бланка, деда Ульянова по матери. Зимой в деревне скучно, местный урядник звёзд с неба не хватал, и оттого Владимир решил провести собственное расследование, взяв в помощники Николая Афанасьевича Ильина, ветерана Крымской войны, а ныне управляющего имением.

С точки зрения детектива всё довольно просто. Главный подозреваемый очевиден сразу, и по мере чтения читательские подозрения только укрепляются. Что касается исторической части, то и тут вопросов не возникло. Разве что режет глаз наличие многочисленных заимствований в речи персонажей. Причём имеются в виду слова, для которых есть однозначные русские соответствия. Для примера — «пропозиция» — «предложение», «фриштык» — «завтрак», «ридикюльный» — «нелепый». Но понятно, что главной приманкой романа является не детективная загадка и не историко-географические познания авторов о жизни Казанской губернии конца позапрошлого века. Основной особенностью здесь, конечно же, является участие в расследовании Владимира Ильича Ульянова. И тут авторы не удержались от того, чтобы представить «самого человечного человека» по образному выражению Владимира Маяковского натуральным начинающим психопатом, для которого людские жизни и судьбы не важнее решения интересной задачки. Причём. как говорится, ничего не предвещало, точки над i были расставлены в самом финале романа.

Оценка: 7
– [  1  ] +

Даниэль Клугер «Новые времена»

fail of reality, 26 января 2023 г. 08:12

Повесть «Новые времена» Даниэля Клугера является прямым продолжением «Второго нашествия марсиан» братьев Стругацких. Действие происходит спустя некоторое время после того, как марсиане в сильной спешке собрались и покинули Землю, побросав свои пожитки.

Люди не ожидали такого поворота событий — они уже успели смириться и даже полюбить марсианских правителей. В обмен на желудочный сок марсиане одаривали человечество деньгами, вкусным синим хлебом и такой же синей марсианской водкой. Да и в целом, как говорится, жить стало лучше, жить стало веселее… Чем тебе не счастье? Но марсиане покинули грешную Землю, и люди растерялись — а как жить-то теперь, ну?

Однако их растерянность длилась недолго. Среди человеков, как и всегда, быстро нашлись самые предприимчивые — они прихватизировали марсианские пункты приёма желудочного сока и объявили их частной собственностью. Тебе это ничего не напоминает? Забегу вперёд и скажу — да, автор повести даёт аллюзию именно на то историческое событие, о котором ты подумал…

На мой взгляд, Даниэль Клугер красочно описал переход «крупного марсианского предприятия» по сбору желудочного сока в человеческие руки частных компаний. Дадим слово автору:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
«По его словам выходило так, что марсиане ещё около месяца назад начали интенсивную подготовку к возвращению. Загрузили все запасы сока, выкачанного из наших желудков. И, наконец, улетели.

Я вспомнил вереницу цистерн, проходивших ночью через наш город. Мне стало нехорошо. Что же это получается, господа марсиане? В тот самый момент, когда народ в вас поверил и даже ощутил некую благодарность — за то что вы, наконец, позаботились о нём, обеспечили ему стабильное и безбедное существование, обеспечили источником дохода, независящим от инфляции, девальвации, приватизации и национализации и Бог знает, чего ещё — в этот самый миг, повторяю, вы вдруг закрываете пункты приёма желудочного сока!

Мало того — вы выпускаете из тюрьмы господина Лаомедонта, которым он, этот народ, был сыт уже по горло! И вы ещё смеете считать себя цивилизованной властью? Вы такие же эгоисты и гангстеры, господа, как господин Лаомедонт и его подручные, ничуть не лучше. Хоть вам и удалось пересечь космическое пространство».

Что ж, думаю, я буду прав, если скажу так: марсиане у братьев Стругацких и у Даниэля Клугера — одна большая метафора. Но в то же время, эта метафора гораздо более применима к «Новым временам» Клугера, чем ко «Второму нашествию марсиан» Стругацких...

Хватит тянуть кота за подробности! В общем, мне показалось, что марсиане — это советская власть. Подлинные цели марсиан загадочны и одинаково трудны для человеческого понимания, как и цели советской власти. Разве я не прав? Разве средний советский человек (сиречь — обыватель) понимал, как должен строиться коммунизм?..

Возможно, сейчас я скажу крамольную мысль для всех, кто «топит» за Советский Союз: да, полное собрание сочинений Владимира Ленина и «Капитал» Карла Маркса стояли практически в любой советской семье. Однако что-то мне подсказывает, что подобные книги именно стояли, то есть просто пылились на полках «для галочки».

Я не обвиняю людей в тупости или интеллектуальной лени, которые бы не позволяли им осилить классические труды по политической экономии. Это тоже было — и тупость, и лень — но сейчас не про них. Всё гораздо проще: у среднего человека довольно мало свободного времени, и после работы ему вряд ли захочется читать Владимира Ленина, вникая в суть понятий и терминов; простой рабочий Иван из города Тверь хочет просто расслабиться, выпить с друзьями по кружке пива, починить машину, съездить на дачу, погулять в парке…

Средний человек на то и средний человек, чтобы работать на работе, тем самым поддерживая государство, а идейно-духовные ценности воспринимать в уже готовом виде, — и чем они будут проще, наглядней и доступней, тем лучше. Вспомни советские агитационные плакаты, вспомни кино — во многом прямое и открытое, без арт-хаусных завихрений сюжета, вспомни книги, максимально понятно и чётко объясняющие сущность «настоящего человека»…

Я не говорю что всё это — плохо. Не пойми меня превратно. Мой вопрос в другом: разве массовое кино и стотысячные книжные тиражи были не для «среднего советского человека»? Ответ, кажется, очевиден — именно для него они и были. Если же я ошибаюсь — поправь меня, буду рад услышать иную точку зрения.

Думаю, для обывателя советская власть выглядела так: пусть она не очень понятна в своей теории, но зато на практике — чаще всего справедлива. Работаешь ты или учишься — ты всегда защищён законом, профсоюзом, местным парткомом… А потом ВЖУХ! И этого больше нет, и на замену здесь пляшут лишь какие-то бледные немощные тени.

Вот и марсиане у Даниэля Клугера — тоже власть, которая в один момент просто взяла и исчезла. Растворилась без всякого объяснения причин. Как и СССР: был он — и вдруг его не стало. И вот уже несколько десятков лет мы гадаем, почему же развалился Советский Союз…

Немаловажную роль в исчезновении марсиан сыграли и партизаны типа Харона. Напоминаю, он — зять главного героя из повести братьев Стругацких, и он по-настоящему боролся с марсианами. Партизаны хотели — и наконец добились своего! Но не всё так просто — стоило марсианам улететь с Земли, как власть тут же захватили бандиты.

Ещё раз спрошу: ничего не напоминает? Обратимся к тексту:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
«Всё переходило в руки гангстеров, а наши городские власти не собирались вмешиваться».

После того, как власть захватили «гангстеры», простым людям стало понятно: тотальная приватизация и частная собственность на средства производства — ещё хуже, чем «уравниловка» всех по желудочному соку. Да, ведь не дело — от каждого по способностям, каждому — по крови! Отныне сок поделили на пять категорий качества, а значит, людей тоже поделили по сортам и качеству…

Привет, новые времена!

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
«Я перелистал газету и не нашёл ни единого упоминания о возможном голоде. Или о пенсиях. Не говоря уже о таком важном событии, как например закрытие пунктов приёма желудочного сока. В качестве передовой статьи фигурировало полуподвальное творение некоего доктора Марсия (так мне и не удалось выяснить у Харона, кто скрывается за этим двусмысленным псевдонимом) о некоторых новейших исследованиях желудочного сока, проводившихся в последние месяцы.

В частности, оказывается, что всё человечество, в соответствии с составом данной жидкости, можно достаточно чётко разделить на пять категорий, причём процентное содержание химических элементов передаются внутри каждой из этих категорий по наследству с большим постоянством, чем даже расовые признаки. Очень интересно. Написали бы лучше, что случилось с пенсиями. Теперь за стакан желудочного сока будут давать пять монет далеко не каждому. Новым владельцем (или владельцами) установлено нечто вроде тарифа: все сдатчики желудочного сока подразделяются на пять категорий.

Первая, вторая и так далее. Так вот: только представители первой категории будут получать пятёрку за стакан. Вторая — три, а третья — два. Сумму оплаты пятой категории, по-моему, невооружённым взглядом разглядеть невозможно».

Много я тут уже наговорил… Главное, чтоб не на статью — последние лет десять у нас это дело любят. Прости нас, Юра, мы тебя посадили… И выпустили, чтобы жрал, ел и смеялся. Но да ладно. А теперь же я с радостью передаю слово одному из лидеров новой власти. Господин Кронос, милости просим!

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Господин Кронос выходит на сцену, свет приглушается, зрители внимательно слушают:

«Уважаемые люди! Граждане! Друзья. Марсиане улетели — это неоспоримый факт. Теперь нам нужно рассчитывать только на свои силы, и времени на раскачку нет. Но ничего страшного. Наша страна много раз проходила через серьёзные испытания: и римляне её терзали, и персы, — со всеми справилась Греция. Победили и эту заразу марсианскую. Вместе мы всё преодолеем. Всё что было — позабудем, а грядущее — построим!»

В зале слышатся редкие, неуверенные хлопки. Господин Кронос продолжает:

Да, марсианские ценники на стакан желудочного сока нам пришлось понизить — слишком уж много инопланетные захватчики платили за сок, растратили несколько годовых бюджетов нашей страны. Теперь-то они улетели, им там, наверно, хорошо, а нам оставили одни проблемы… Но ничего, всё в жизни проходит — так говорил библейский царь Соломон. И мы — справимся! Мы победили марсиан в открытой и честной борьбе. Я благодарю всех, кто поддержал нас в каждом уголке нашей Родины. Спасибо всем, кто сказал «да» великой Греции без марсиан, всем, кто выбрал светлое будущее вместе с нами, партией «Единая Греция». Мы будем работать честно и напряжённо. Слава Греции!»

По залу прокатился гул — то ли одобрительный, то ли нет. Господин Кронос поспешно откланялся и покинул сцену. Опустился занавес. Сев в бронированную машину, господин Кронос направился домой. Верней, это был вовсе не его дом, а дом его близкого друга — большой особняк с прекрасным видом на море. Реакция зала расстроила господина Кроноса. Он ожидал другого. Но он утешал себя, что это — только начало.

Проезжая мимо куряк и пьяниц, сквозь пустоту и глянец, мимо реки и моря, мимо чужого горя, мимо цветных экранов, мимо подъёмных кранов, мимо пустых подъездов одиноких дворов, господин Кронос вполголоса бубнил себе под нос: «А вы, твари, ещё что-то требуете… Гарантий вам дай, стабильности… Деньги дай! Денег нет, но вы нажритесь — марсианская водочка-то осталась, вон её сколько!..»

Думаю, повесть Клугера — это одна большая отсылка на «святые» девяностые или же «лихие» девяностые. А «святыми» они были или «лихими» — тут уж кому как, смотря сколько у тебя было денег, власти, и сколько бритых молодых людей с оружием стояло за твоими плечами в те времена. В новые времена.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
«Вдруг мне пришла в голову странная мысль. Я подумал, что все эти реорганизации — в банковском деле, в системе здравоохранения — имеют одну и ту же причину. «Реформы», — подумал я. Конечно. Реформы.

То самое, о чем все эти два года писали и говорили мой зять и иже с ним. Злоупотребления, реформы. Коррупция-кооперация, национализация-девальвация. Вот, добились.

Нет, я не против реформ. Любое общество без этого попросту задохнётся. Но почему всегда и везде реформы начинаются с того, что бьют по мне? Не по мэру, не по Лаомедонту. Даже не по самому Харону, а именно по мне, отставному учителю астрономии! Какое-то узкоцелевое воздействие!

Газеты вышли вовремя, и это само говорило о том, что ничего из ряда вон ночью не случилось. Я немедленно принялся искать сообщения о ночных происшествиях. Ничего. Пресс-конференция премьер-министра об экономических реформах. Приватизация, как там было сказано, «отдельных объектов системы здравоохранения».

Пунктов, значит, донорских. Это мы уже поняли. Реформы, реформы... Знаем мы эти реформы. Чёрные рубашки тоже начинали с заявлений о необходимости оздоровления экономики. А чем кончилось? Фронт, котёл, лесоповал. И очередное оздоровление нации. Ох-хо-хо, господа реформаторы...»

Оценка: 10
– [  3  ] +

Даниэль Клугер «Летающая В Тёмных Покоях, Приходящая В Ночи»

arey951, 19 июня 2022 г. 16:08

Сразу скажу, что произведение оказалось для меня приятным открытием, совершенно не оправдавшим мои ожидания (строго в положительном смысле!). В планах было найти интересную и пугающую книжку, чтобы скоротать время перед сном — не более того. Но так вышло, что интересная и пугающая книжка оказалась живой классикой, в которой сплетаются мотивы хуторской мистики Николая Гоголя и еврейских городских легенд Лео Перуца, а также звонким отголоском раздаются мистические повести Ивана Тургенева и таинственные истории Аллана Эдгара По.

На страницах произведения оживают призраки грешников и праведников, древние библейские демоны и могущественные заклинатели, которых объединяет лишь одно — небольшое еврейское местечко под названием Яворицы, затерянное где-то на просторах Украины. Помимо сверхъестественного, его сотрясают и известные исторические события, например, восстание Богдана Хмельницкого, которого яворовчане называют Хмель-злодей. В Яворицах причудливо пересекаются религия Авраама и славянские мифы, создавая удивительный и сказочный колорит местной жизни. Да и сам автор хорошо поддерживает атмосферу своего творения спокойным и внимательным к деталям повествованием, живо описывая магические обряды и сохраняя соответствующую тому времени терминологию. Все это способствует тому, что ты и сам, читая книгу, начинаешь чувствовать себя жителем Явориц.

В сборнике есть пара рассказов, которые кажутся несколько скучными или даже наивными, но в целом это замечательное произведение, прочитав которое читатель вряд ли станет сожалеть о зря потраченном времени.

Оценка: 8
– [  1  ] +

Даниэль Клугер «Ночь Преображения»

Bachman, 29 декабря 2021 г. 23:07

Как-то не понравилось, понамешано всего, какой-то калейдоскоп идей, сборная солянка: тут и андроиды, и вампиры, и иные планеты, и чего только нет. Спасибо, хоть, что не на сто страниц сие творение.

Оценка: 1
– [  2  ] +

Даниэль Клугер «Неприкаянная душа»

Bachman, 29 декабря 2021 г. 23:05

Неожиданно неплохой рассказ про одержимость бесом с еврейским колоритом (рассказ, не бес).

Оценка: 5
– [  0  ] +

Даниэль Клугер «Новые времена»

fail of reality, 4 мая 2021 г. 15:41

Отличная повесть. Стиль выдержан, сюжет логично развит дальше. Люди же всегда примерно одни и те же. Довольно точно, как мне кажется, описано возникновение капиталистических форм взаимоотношений между всеми нами.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
«Советские» марсиане улетели насовсем, на смену им пришли предприимчивые дельцы, разделившие всех по «классу» желудочного сока. Их девиз непобедим: нае...м и продадим.

Хорошая вещь, в общем-то. Однажды перечитаю.

Оценка: 10
– [  2  ] +

Даниэль Клугер «Дело об украденном саркофаге»

Mishel5014, 19 ноября 2019 г. 13:13

Мне когда-то довелось ехать в командировку в одном купе с инженером из Израиля. Само собой, разговор завязался и о работе тоже. Парень рассказал мне, что его фирма вовсю изготавливает разные приборы под заказ — быстро, дешево и практически без лишней документации. Собрал в кучу, настроил — работает. Мне эта идея в общем-то понравилась.

Прочитанная повесть из цикла про детектива Ницана произвела какое-то похожее впечатление. Классические детективы я читал, и много. Осовремененнный Вавилон встречал у Елены Хаецкой в «Синих стрекозах». Детективы с магией и нечистью были и у Глена Кука, и у Евгения Лукина.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Дерево, выделяющее смертельный яд в вино, если из него сделать чашу, упоминалось у А. Бушкова в цикле про Сварога (кажется, сильванская береза).
Пьющие гении тоже, бывало, попадались. Но...

Все вместе это собирается в настолько вкусный коктейль, что от стакана...тьфу! — от книжки не оторваться. Все детали становятся на место, все мелочи — нужны для сюжета. Герои набросаны лаконично, но запоминаются. Отличные диалоги. Тонкий юмор.

А главное, у автора получилось создать очень интересный мир, в котором хочется побывать — ненадолго, правда. Съездить на Тростниковое море, покрутиться в лабиринтах вечернего Тель-Рефаима. Посмотреть на крылатых быков шеду — почти вечно живущих хранителей этого мира. Побывать в дикой пока еще Греции...

Схема работает. И работает хорошо. Очень рекомендую к прочтению и этой, и других повестей цикла.

Оценка: 8
– [  2  ] +

Даниэль Клугер «Новые времена»

Mishel5014, 8 июля 2019 г. 11:47

Неожиданно отличная повесть в потоке заурядно-натужных творений «по мотивам». Стиль дневника господина Аполлона выдержан до запятой. Новые времена пришли. А люди все те же. Поиски компромиссов, борьба за выживание. Кто-то принимает новый мир, кто-то цепляется за старый. Засверкал новыми красками господин Лаомедонт. Чудесно выписана компания «пикейных жилетов» в кабачке. Рад за стойкость убеждений Харона, хотя опасаюсь за его будущее.

Понравилось без всяких «но». Очень достойное продолжение одной из любимых повестей АБС.

Оценка: 8
– [  2  ] +

Даниэль Клугер «Убийственный призрак счастья»

sherlok, 19 февраля 2019 г. 07:58

«Убийственный призрак счастья» — маленькая повесть, у которой имелись все шансы получиться! Как это ни удивительно, но Клугер расписался, и история почти удалась. Сюжет, характеры, язык — очень даже хорошо. Да тут даже появился давно обещанный в его произведениях еврейский юмор! Но, увы. С какого-то перепугу, автор резко оборвал повесть на половине, скомкав сюжет и окончание истории, которая могла выйти очень даже неплохой. Вместо того, чтобы искусственно раздувать «Смерть в Кесарии», Клугеру следовало бы вплотную поработать над «Убийственным призраком счастья». У повести прямо-таки ощущается нераскрытый потенциал. Жаль, что тут скажешь!

Оценка: 6
– [  1  ] +

Даниэль Клугер «Смерть в Кесарии»

sherlok, 19 февраля 2019 г. 07:43

Начать надо с того, что повесть «Смерть в Кесарии» — никакой не детектив. Если конечно, не понимать под словом «детектив» тягучую и нудную мешанину неких событий, в которых вяло бултыхается ГГ. Автору, похоже, надо было набрать определенный объем, вот он и попытался растянуть сюжет для рассказа на 300 страниц. Растянуть — получилось, а вот дочитать... было сложно. Вышла такая себе бытописательская книжка из жизни эмигрантов в Израиле. Это не плохо, но и не хорошо — обещали-то детектив! Не ждите также никакого обещанного еврейского юмора. То, что имеется, не приняли бы даже в «Аншлаг». Да, язык неплох, но это единственный плюс повести. Чепуховая, никакущая книжка ни о чем.

Оценка: 4
– [  2  ] +

Даниэль Клугер «Смерть в Кесарии»

avsergeev71, 17 сентября 2018 г. 16:23

Классический полицейский детектив с национальным еврейским колоритом. Его, этого колорита, настолько много, он настолько объёмен и осязаем, что в какой-то момент перестаешь понимать, что тебе более интересно: детективный сюжет или же собственно сам колорит. В моем случае колорит постоянно брал верх над сюжетом. Хотя сюжет тоже весьма неплох: все очень умело закручено, а все загадки разрешатся буквально в последнем предложении.

При всем этом, роман написан прекрасным литературным языком, что является сравнительно редким явлением для детективного жанра. Я получил подлинное наслаждение от чтения. Впрочем, автор в этом плане достаточно стабилен: никогда не разочаровывает читателя.

В общем, искренне рекомендую всем любителям хорошей литературы вообще, и детектива в частности.

10 баллов.

Оценка: 10
– [  7  ] +

Даниэль Клугер «Мушкетёр»

Nog, 22 июня 2018 г. 20:23

После прослушанного в аудиоверсии «Виконта де Бражелона» не хотелось сразу расставаться с соответствующей исторической эпохой, а тут как раз подвернулось переиздание этой книги. Это фантазия автора на тему происхождения самого таинственного, по его мнению, из четырёх мушкетёров, причём неплохо обоснованная, по крайней мере на беглый взгляд, невзирая на кажущуюся провокационность (по Клугеру, Портос происходит из рода португальских евреев, бежавших во Францию от инквизиции). Если принять это допущение, получается вполне достойный приключенческий роман, разве что излишне быстротечный по сравнению с первоисточником.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
За совсем небольшой объём текста будущий барон дю Валлон успевает несколько раз проехать всю страну насквозь, впутаться в международную интригу, познакомиться с Ришелье, разобраться в семейных тайнах и на последних страницах потерять плащ в случайном столкновении с очередным приехавшим в Париж провинциалом из Гаскони.

Оценка: 7
– [  2  ] +

Даниэль Клугер «Поединок в Лорбрульгруде»

drogozin, 18 мая 2018 г. 13:47

Идея, конечно, классная. Гулливер ведёт детективное расследование в мире великанов. У автора был миллион возможностей.

Но он их не использовал. Детективная линия очень простая и совершенно не интригует. Хотя, возможности, повторюсь, были огромные.

Оценка: 5
– [  1  ] +

Даниэль Клугер «Летающая В Тёмных Покоях, Приходящая В Ночи»

pakin666, 26 марта 2018 г. 17:25

Купив книгу, надеялся прочитать нечто самобытное. И совершенно не был разочарован. Вполне себе самобытная мистика, основанная на еврейском фольклоре. Местами похоже на страшные истории Гоголя, но это впечатления не портит, тем более, что автор не скрывает влияния Гоголя на создание этого цикла. Некоторые истории довольно жуткие. Хоть рассказы и самостоятельны, но весьма умело сплетены в общий сюжет.

Кое-что вызвало у меня удивление: чем же так насолил автору Нестор Иваныч Махно, (к стати, не допускавший еврейских погромов), что говоря об участниках гражданской войны в рассказе «Возвращение Фишке-солдата» и еще в «Повести о Лейзере» Клугер выставил его в таком нелицеприятном свете ?

Оценка: 9
– [  3  ] +

Даниэль Клугер «Неприкаянная душа»

olpo70, 16 сентября 2017 г. 07:32

Решил написать общий отзыв на все пять рассказов Клугера в сборнике « Когти неба». Ясно что отзыв препологает что я должен высказать свое личное мнение. Хорошо. Мне не понравилось. Я вообще плохо воспринимаю любой фольклор( в данном случае еврейский). Таким уж я уродился. Наверное это плохо. Но мне скучно читать такие произведения. У меня не возникает никакого желания копаться в словарях и википедиях чтобы разобраться в мифах и сказаниях разных народов.

Но если пишешь отзывы то необходимо быть и объективным. Я поставил высокие оценки этим рассказам. Во первых они умело стилизованы под Гоголя. И эта стилизация на мой взгляд весьма удачна. Во вторых я прекрасно понимаю что эти рассказы знакомят пытливого читателя с иудейской мифологией. Я думаю среди читателей евреев эти рассказы вообще пользуются огромным успехом. Да и такие рассказы нужны. Пусть они и написан в стиле хоррора, но они раскрывают целый пласт еврейской культуры.

Если где-то поgадутся еще такие рассказ я прочитаю, не пропущу. Но специально искать, нет , не моё.

Оценка: 8
– [  4  ] +

Даниэль Клугер, Виталий Бабенко «Кто виноват?»

sergej210477, 21 июня 2017 г. 17:21

Два романа, объединённые общими главными героями. По-жанру — исторический детектив. Действие первой книги происходит в небольшом поселке Кокушино, Казанской губернии, второй книги — в городе Самара. Провинциальная Россия конца XIX века со всеми присущими тому времени чертами.

Детектив получился совершенно классический. И герои — В. И. Ульянов ( тогда ещё не Ленин, но уже обладающий задатками народного вождя) и пожилой отставной поручик Н. Ильин — вдвоём составляют известный дуэт Ш. Холмс и доктор Уотсон.

Книги очень спокойные и неторопливые. Здесь нет погонь и кровавых перестрелок. Хотя, впрочем, есть, но в очень умеренных количествах.

Эти романы схожи с произведениями Б. Акунина — и временными рамками и сюжетом и стилем. Только у Клугера и Бабенко нет «супергероя». Его персонажи попроще, больше похожи на реальных людей.

Отличные книги, атмосферные и яркие. Второй роман более динамичный, но и при чтении первого я не скучал.

Оценка: 8
– [  4  ] +

Даниэль Клугер, Виталий Бабенко «Четвёртая жертва сирени»

sergej210477, 21 июня 2017 г. 17:03

Классический детектив в ретро-стиле. По стилю очень похож на книги Б. Акунина о Фандорине и сестре Пелагии. Причём, это сходство в хорошем смысле этого слова. Только в этом романе нет акунинских «супергероев». Здесь расследование ведут двое — В. И. Ульянов-Ленин ( здесь он ещё не «супергерой») и отставной поручик Ильин ( он же Конан Дойлевский доктор Уотсон). Хоть и шаблонные, но классические и яркие персонажи.

Дело происходит в Самаре конца XIX века. Провинциальный поволжский городок со своеобразным колоритом, неторопливая и спокойная жизнь которого нарушается убийством.

Из недостатков книги могу упомянуть, что некоторые моменты мне всё же показались немного натянутыми. Нет, я не скажу «не верю», но есть некоторые шероховатости в логике героев. Уж слишком много случайных совпадений сложились в общую мозаику. Но, этим грешат многие детективы.

А в остальном — роман отличный. И увлекательный сюжет, и герои живые, с выпуклыми характерами и эмоциями. Немного философии, чуть-чуть рассуждений о морали и нравственности. А главное, на мой взгляд, авторам удалось передать атмосферу провинциального города конца XIX века, и как исторический детектив книга удалась.

Оценка: 8
– [  6  ] +

Даниэль Клугер, Виталий Бабенко «Двадцатая рапсодия Листа»

sergej210477, 18 марта 2017 г. 20:34

Очень характерный образец классического детектива. Чем-то, роман очень напоминает «Собаку Баскервиллей» А. Конан Дойля. Действие происходит в XIX веке, в сельской глубинке. Есть свой Ш. Холмс — В. И. Ульянов (Ленин). Вместо Уотсона — управляющий поместьем деда Ульянова, тоже отставной военный Ильин. Присутствуют жертвы, убийцу следует искать среди здешних жителей. И, конечно, вместо страшной собаки — не менее ужасный медведь-шатун, тоже, возможно, призрачный. Ну, и в развязке интриги так же некоторое сходство с повестью английского писателя.

Любителям остросюжетных детективов и триллеров роман не понравится. Здесь — все мирно, спокойно. Перестрелок и погонь нет. Пара главных героев методично и неторопливо собирают улики, строят свои умозаключения.

Но, книга, отличная. Очень атмосферная, тёплая, уютная. Хорошо читать вечером, за чашкой чая, отстранившись от забот и погрузившись в колоритный помещичьий быть девятнадцатого века. Отличный образный язык, стилизованный под старину, великолепные пейзажи, живые герои. Не скажу, что книга затягивает, заставляет скорее дочитать до развязки. Нет. Роман для неторопливого, ленивого чтения. Есть над чем поломать голову, но в то же время, можно почувствовать себя умнее главных героев. Любителям Конан Дойля, А. Кристи и Б. Акунина книга понравится.

Оценка: 9
– [  5  ] +

Даниэль Клугер «Смерть в Кесарии»

ДраконТрест, 12 марта 2017 г. 13:45

Эта история – классический детектив с частным сыщиком и запутанной историей, если бы не характерный еврейский колорит. Это еврейский детектив. Место действия – Израиль. Герои – наши бывшие соотечественники, ставшие репатриантами. Сменив место жительства, зачастую они так и не могут сменить характерный советский менталитет.

Главный герой – детектив Натаниэль Розовски, человек средних лет, но его возраст в тексте не чувствуется. Он – хозяин собственной конторы с очаровательной секретаршей, деловым умным напарником и кучей долгов по счетам, поскольку заработок хоть и бывает, но редко и скудный. Обманутые мужья и жены – вот основные клиенты, но иногда в ворохе рутины всплывают жемчужины. А еще у Розовски есть настоящая еврейская мамочка, которая живет с ним, но постоянно гостит у родственников, при этом не забывает звонить ему по десять раз на дню по любому поводу и мечтает женить его в скором времени.

И вот на фоне всего этого разворачивается история убийства крупного израильского бизнесмена, ниточки которого уходят в Россию 90-х годов.

Книга состоит из 3 частей и, по сути, представляет историю в истории. В обрамлении расследования убийства бизнесмена перед нами разворачивается новая история, пропитанная еврейским мистицизмом. Эта история разворачивается как в нашем времени, так и в средневековом Израиле. И перед нами уже история еврейских каббалистов и древних проклятий. В современном Израиле оживают вдруг призраки прошлого, и непонятно уже что читаешь детектив или мистический роман. Но эта история не чужеродный организм в книге, а ключик к основной истории.

И все это пропитано мягким еврейским юмором, благодаря которому то и дело улыбаешься.

«Смерть в Кесарии» — это не просто детектив, а замечательная психологическая книга о человеческих судьбах и характерах, написанная столь вкусно, что после того как перелистываешь последнюю страницу, хочется добавки, новой истории.

Оценка: 8
– [  1  ] +

Даниэль Клугер «Летающая В Тёмных Покоях, Приходящая В Ночи»

sergej210477, 11 марта 2017 г. 00:56

Приступая к чтению романа, я предполагал, что Д. Клугер просто переработал «Вечера на хуторе близ Диканьки», т.е. создал своеобразный «фанфик». Но очень высоко ценя произведения Н. Гоголя, я не смог пройти мимо «Летающей в тёмных покоях...» Хотелось почитать народного фольклора, страшных сказок, чего-нибудь колоритного, экзотического.

А автор меня не разочаровал. Есть, конечно, в нескольких рассказах (всего их десять) перепевки со страшными историями Гоголя. Но остальные произведения — готическая мистика, или хоррор. Демоны, раввины, заклинания и молитвы — множество еврейских преданий, сказаний, все это и создаёт оригинальный, неповторимый колорит романа. Только, у Н. Гоголя — украинский, а здесь еврейский.

Ну и великолепно выписанные герои — живые люди, со своими недостатками, предрассудками, суевериями и слабостями. Они живые, не схематичные. И бороться им приходится с различными демонами.

Чего мне не хватило, так это ярких сцен борьбы. Чудовищные порождения ночи как-то очень легко изгоняются молитвами раввинов. Кровавых и драматических поединков, присущих хоррор-романам здесь нет.

Но роман яркий, захватывающий. Для любителей мистики, фольклорного хоррора и своеобразной экзотики еврейских местечек — отличная книга.

Оценка: 8
– [  1  ] +

Даниэль Клугер «Велвл Байер и его синагога»

sergej210477, 10 марта 2017 г. 19:37

Вольная интерпретация гоголевского «Портрета». И сюжет и стиль рассказов схожи.

Довольно сложная, и, наверное, одна из самых сильных историй романа «Летающая в Тёмных Покоях». Это не просто страшные сказки еврейского фольклора. Здесь раскрывается внутренний мир главного героя, с его переживаниями, сомнениями и расскаянием. Покинув еврейское местечко, уехав в столицу и став художником, Велвл Байер стал Виктором Байером, но своих корней он не смог позабыть. И теперь терзается сомнениями — остаться ли на родине, или вернуться к столичной жизни.

Ну и ко всему этому, автор вплёл мистическую историю с зеркалом, способном поглощать человеческие души. Да, здесь очень много подражания Н. Гоголю, но получилось все достаточно самобытно и интересно. Психологически достаточно сложная и красивая история.

Оценка: 9
– [  1  ] +

Даниэль Клугер «Тайна старой усадьбы»

sergej210477, 10 марта 2017 г. 16:37

Этот рассказ опять перекликается со страшными историями Н. Гоголя. Очень яркое и колоритное произведение.

Один моэль попал на праздник к нечисти. Да, его и накормили досыта, и заплатили деньги за его работу, ещё ему кой-чего «обломилось». Но как и в рассказах Гоголя, от нечистой силы ничего хорошего не жди.

Отличный юмор, еврейский фольклор. Тут нет мрачный готики, как в других историях из романа «Летающая в Тёмных Покоях». Здесь весёлая, красочная и образная сказка, хотя и закончившеяся трагедией. Но жадного моэля постигает заслуженная кара, поэтому заканчивается история справедливо и логично.

Оценка: 9
– [  2  ] +

Даниэль Клугер «Осквернитель снов»

sergej210477, 10 марта 2017 г. 14:45

Очередной рассказ о демонах из еврейского фольклора. В этот раз — создание Тьмы принимает образ кота.

Герой — Хаим, пытается противостоять демону, убивающему людей во сне.

Рассказ написан в готическом стиле, мрачно, достаточно страшно, атмосферно. Если первые произведения из романа «Летающая в Тёмных покоях», были написаны в подражание Гоголю, и в них присутствовал некий яркий деревенский колорит, то тут сплошная мрачная готика. Тягучая, страшная и тёмная реальность.

Но, герой, как всегда, находится на высоте. Что мне не нравится в этих рассказах, так это то, что ужасные демоны столь легко бывают побеждены героем. Мне не хватило жестоких и кровавых схваток с нечистью.

Оценка: 7
– [  1  ] +

Даниэль Клугер «Летающая в тёмных покоях»

sergej210477, 10 марта 2017 г. 11:31

Рассказ про проклятый дом. Тема довольно шаблонная, но , обычно, пользуеющаяся успехом у писателей, работающих в жанре хоррора.

Что мне понравилось, так это главный герой. Не супермен, убивающий демонов направо и налево. Автор создал оригинальный и колоритный персонаж. Бедный и болезненный молодой еврейский учитель. Тем не менее, он не раздумывая, без страха и сомнений вступает в борьбу с демоном. Его волнует судьба родного городка, поэтому он смело противостоит нечисти, хотя и мог бы отстраниться. Получился очень живой и реальный герой.

Достаточно сложный сюжетно и атмосферный готический рассказ.

Оценка: 9
– [  2  ] +

Даниэль Клугер «Неприкаянная душа»

sergej210477, 9 марта 2017 г. 21:01

«Изгоняющий дьявола» с еврейским колоритом. Диббук, вселяющийся в жену портного, после проведения раввином ритуала, завладевшего телом самого героя. Плюс исторические вставки, знакомящие читателя с еврейскими погромами.

Отличная история. Проклятие, Гайдамаке, заброшенное кладбище, неупокоенная душа грешника — все переплелось в этом рассказе и логично уложилось в целостный сюжет. Мрачно, атмосферно. Еврейский фольклор смешан с хоррором и готикой.

Оценка: 9
– [  1  ] +

Даниэль Клугер «Хлеб и соль»

sergej210477, 9 марта 2017 г. 19:30

Вот тут уже от Гоголя ничего нет. Это готический хоррор-рассказ. И оригинален он тем, что основан на еврейской мифологии, или демонологии.

Некий демон пытается погубить семью раввина.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Первый раз читаю о демоне-астра. Своеобразный вампир, в необычном обличье. Только зря он связался с ученым раввином. Хотя, раввин сам и не догадался о нечисти, и не знал, как с ней бороться.

Достаточно страшно, атмосферно. Немного мне не хватило финального поединка с демоном. Уж как-то очень легко была побеждена эта тварь.

Оценка: 8
– [  2  ] +

Даниэль Клугер «Миньян»

sergej210477, 9 марта 2017 г. 16:37

Рассказ в стиле страшных народных сказок, вернее, преданий. Только здесь истории не из русского, а еврейского фольклора.

Сюжет довольно прост — пьяный сапожник, возвращаясь ночью из шинка, видит в развалинах старой синагоги неких призраков. Ну, и, конечно, всем понятно, что ничем хорошим это не кончиться. Подобные истории есть в ирландских, английских и ряде других легенд и сказок.

Но написан рассказ отлично. Где-то стилизован под Н. Гоголя, а в чем-то и самобытен. Незатейливая, но очень атмосферная и колоритная история. Немного из украинской истории, немного страшного, чуть-чуть оригинального еврейского юмора.

Оценка: 8
– [  2  ] +

Даниэль Клугер «Повесть о Лейзере»

avsergeev71, 2 марта 2017 г. 01:16

Ну кто еще расскажет о евреях так, как они сами рассказывают про себя? Недаром же еврейские анекдоты пользуются давней и неизменной популярностью. Хотя далеко не всегда эти анекдоты смешные, — бывают и грустные, а часто и трагичные.

«Повесть о Лейзере» — это произведение-анекдот. Еврейский анекдот протяженностью в жизнь. Сапожник Лейзер Гуревич, обитатель местечка Яворицы, предстает перед читателями в самые разные периоды своей долгой жизни: от ранней юности до самой смерти. А вместе с ним предстают его многочисленные родственники, знакомые, сограждане и просто исторические (и не только) персонажи: умные и глупые, смешные и серьезные, хитрые и простоватые, жадные и бескорыстные. И конечно с ними случаются самые разные, безумно интересные, захватывающие истории. Написано очень стильно — просто мастерски. В общем, — не оторваться.

Искренне рекомендую.

10 баллов.

Оценка: 10
– [  2  ] +

Даниэль Клугер «Цена любви»

avsergeev71, 2 марта 2017 г. 00:57

В марте 1523 года в городке Гаммельсдорфе (Южная Германия) произошло жестокое убийство. Тело молодого дворянина Рихарда фон Рейенсталя с чудовищной колотой раной в груди найдено рано утром неподалеку от еврейского квартала. Но самое ужасное то, что труп полностью обескровлен, а вокруг нет ни одной капли крови. Все выглядит так, как будто кровь специально выкачали из тела и куда-то унесли. На дворе дикое средневековье: мрачные суеверия и чудовищные предрассудки. Близится еврейская пасха, и подозрения, само собой, падают на местную еврейскую общину. Назревает всеобщий скандал, явственно пахнущий погромами. И за дело берется бывший инквизитор, лучший следователь Священной Римской Империи, отец-доминиканец Леонгард.

Занятный средневековый детектив. Тема следствия в тогдашней Европе, как и тема Святой Инквизиции, как правило, представляется нам в весьма негативном свете: религиозные предрассудки, невинные жертвы, предвзятое следствие, пытки и прочее. Но вот автор сумел посмотреть на эту тему под совершенно новым — довольно неожиданным углом. Почему бы не предположить, что и тогда следствие вели не только тупые религиозные фанатики, но и подлинные знатоки своего дела, пытающиеся прежде всего докопаться до истины, и ради этой истины готовые пойти наперекор своим предрассудкам? Вот автор и предположил.

На мой взгляд, получилось очень даже неплохо. Хотя любителей детектива скорее всего разочарует непритязательность логической цепочки, которую выстраивает детектив-инквизитор. Зато какой колорит: святой отец выводит злодеев на чистую воду не проповедью, а дедуктивным методом. Где еще такое увидишь?

Браво!

9 баллов.

Оценка: 9
– [  6  ] +

Даниэль Клугер «Летающая В Тёмных Покоях, Приходящая В Ночи»

avsergeev71, 1 марта 2017 г. 00:08

Диканька — небольшой малороссийский городок Полтавской губернии, навсегда вошедший в русскую литературу, благодаря бессмертному творению Н.В.Гоголя. «Вечера на хуторе близ Диканьки» — с этих жутковатых историй для многих из нас (и для меня в том числе) начиналось знакомство с русской (да и не только) мистической литературой.

Яворицы — небольшое еврейское местечко, находящееся, судя по всему, в той же самой Полтавской губернии, и, вполне возможно, — совсем недалеко от Диканьки. Недалеко — во всех смыслах: и по расстоянию, и по времени, и по духу. Здесь тоже любят рассказывать страшные истории: тот же жуткий народный (хотя и литературно обработанный) фольклор, только — еврейский. Наверное цикл рассказов можно было бы назвать «Вечера на хуторе близ Явориц», но автор выбрал более скромное: «Летающая в темных покоях». Не знаю как кому, но лично мне в процессе чтения постоянно приходила на ум мысль, что читаю я некое продолжение Гоголевского шедевра, которое он по какой-то причине поручил написать (или дописать) Даниэлю Клугеру. Да, собственно, и причина это вполне понятна — слабоват был Гоголь по части еврейской мистики. И Клугер, надо признать, не подкачал.

Да, давненько я не сталкивался ни с чем подобным. Да, пожалуй, после самих «Вечеров на хуторе» и не сталкивался. Десять новелл, разных как по времени написания, так и по времени описываемых в них событий, создают величественное полотно, — красочное, сочное, объёмное. Для меня это было настоящим открытием — до селе незнакомый мне мир еврейской народной мистики. Она разная: порой — мрачная, тяжелая, порой — веселая, ироничная, порой — озорная. Но при этом всегда — яркая, ёмкая, колоритная. Разные герои, разные эпохи, разный стиль написания. Порой из-за спины Гоголя явственно проглядывает Лавкрафт. Но все же это — Даниэль Клугер, яркий, самобытный и очень талантливый автор. Прекрасный русский литературный язык и филигранно отточенный слог, — истинное наслаждение для читателя.

10 баллов.

Оценка: 10
– [  1  ] +

Даниэль Клугер «Велвл Байер и его синагога»

avsergeev71, 28 февраля 2017 г. 22:37

Велвл Байер, талантливый и набирающий известность московский художник, в силу некоторых обстоятельств вынужден вернуться на свою малую родину — Богом забытое еврейское местечко Яворицы, которое он покинул в годы своей юности. За годы столичной жизни бывший обитатель местечка настолько изменился, что местные жители ни коим образом не узнают в нем соплеменника, принимая его за городского буржуа средней руки. Но, как оказалось, забыли его далеко не все, — кто-то очень не желает его возвращения.

Прекрасный рассказ. Мистика, пронизанная хоррором и иронией примерно в равных долях. Национальный уклон если и ощущается, то совсем чуть-чуть, добавляя лишь несколько колоритных мазков к общей картине. Прекрасный литературный язык, филигранно отточенный слог. Очень стильно и атмосферно. Прямо-таки маленький шедевр. Один из лучших рассказов в цикле.

Очень понравилось.

10 баллов.

Оценка: 10
– [  1  ] +

Даниэль Клугер «Тайна старой усадьбы»

avsergeev71, 27 февраля 2017 г. 23:54

Хаскель Сандер был не только почтенным хозяином москательной лавки, но одновременно и главным моэлем (совершателем обряда обрезания) местечка Яворицы. Да таким искусным, что слава о нем гремела далеко за пределами местечка. В общем, жить бы ему всеми уважаемым человеком, да радоваться, если бы ни одно его неприятное качество: был он скуп и жаден до чрезвычайности. А на жадину, как известно, и нож не нужен.

Вот именно таким я и представлял себе настоящий еврейский мистический фольклор: забористый, ироничный, озорной. Метко бьющий не в бровь, а прямо в глаз. И совсем не страшный, — даром, что мистика. От ужасного до смешного — один шаг: за местечком Яворицы явственно проглядывает город Шенаар «Дел магических».

Роскошное произведение. Без сомнения, одно из лучших в цикле. Я просто в восторге!

10 баллов.

Оценка: 10
– [  3  ] +

Даниэль Клугер «Осквернитель снов»

avsergeev71, 27 февраля 2017 г. 22:33

Классический мистический хоррор с элементами сюра. Еврейский национальный колорит присутствует здесь скорее как некий экзотический антураж, — произведение явно выходит далеко за рамки «местечковости», являясь по сути интернациональным. «Сны в ведьмином доме» Лавкрафта — вот что вспоминалось мне при чтении. И даже дьявольский кот словно выпрыгнул оттуда — из «Снов».

Ужас, приходящий во сне, — столь же благодарная тема для ужастика, сколь и избитая в хлам. Но, на мой взгляд, автору удалось внести в нее ряд новых ярких мазков. В целом, получилось очень даже неплохо: мрачно и очень атмосферно. В какой-то момент мне даже становилось страшно.

10 баллов.

Оценка: 10
– [  1  ] +

Даниэль Клугер «Летающая в тёмных покоях»

avsergeev71, 27 февраля 2017 г. 00:53

В еврейском местечке при странных и трагических обстоятельствах обнаруживается «нехороший» дом, обитатели которого представляют смертельную опасность для местных жителей. Обитателям «нехорошего» дома противостоят: местный юродивый дурачок и молодой учитель Закона.

Замечательный готический рассказ. На мой взгляд, один из лучших в цикле. В отличие от прочих произведений цикла, рассказ не стилизован под байку. Автор описывает события так, как будто он сам был их свидетелем. За счет этого достигается полное погружение в повествование. Создается особая атмосфера псевдореальности, которую я лично очень ценю в подобных произведениях. В итоге, вместо Гоголя имеем Лавкрафта. Ну или почти Лавкрафта.

В общем, все очень здорово. Искренне рекомендую всем.

10 баллов.

Оценка: 10
– [  3  ] +

Даниэль Клугер «Неприкаянная душа»

avsergeev71, 26 февраля 2017 г. 21:32

Классический ужастик с национальным колоритом. Очень стильно и атмосферно. Местами трагично и тяжело. Содержит вполне определенный моральный посыл: предателей не оправдывает ни какая религия.

Понравилось. На самом деле, — очень серьезное произведение. Не смотря на легкомысленный жанр.

10 баллов.

Оценка: 10
– [  1  ] +

Даниэль Клугер «Хлеб и соль»

avsergeev71, 26 февраля 2017 г. 20:29

Итак, молодой (но уже весьма известный) раввин, автор нашумевшего религиозного трактата, ищет уединенное местечко, чтобы отдохнуть от мирской славы (и, как следствие, зависти и интриг). Богом забытые Яворицы, настоящий «медвежий угол», — просто находка для него. И всё складывается вроде бы хорошо, да только вот беда, — местные жители буквально погрязли в совершенно диких суевериях. Везде то им мерещится нечистая сила. Прямо средневековье какое-то.

Классический ужастик с легким национальным уклоном. Уклона могло и не быть вовсе, — сюжет ничуть бы не проиграл, но местечковый колорит придает произведению особый шарм. Страшно, трагично и ... красиво. Эдакая поэзия в хорроре.

10 баллов.

Оценка: 10
– [  2  ] +

Даниэль Клугер «Миньян»

avsergeev71, 26 февраля 2017 г. 20:04

Немного истории, немного юмора, немного мистики, немного хоррора — и вышел очень неплохой рассказ в духе Гоголевских «Вечеров на хуторе», только с еврейским уклоном. Место действия — все та же казацкая Малороссия, поэтому, не смотря на ряд национальных особенностей, эта местечковая готика имеет столь знакомый колорит.

Очень стильно, очень поэтично, очень красиво. Не хоррор даже, а страшная сказка. Хотя лично мне было совсем не страшно.

9 баллов.

Оценка: 9
– [  3  ] +

Даниэль Клугер «Чайки над Кремлём»

Musil, 10 ноября 2016 г. 22:49

Даже не вздумайте читать эту графоманию.

скучно. неинтересно. вторично.

автор этого текста понятия не имеет, что такое литература — этот текст больше похож на изложение, написанное двоечником-второгодником.

впрочем, и остальные тексты этого автора — такая же макулатура.

оценка: -1

вердикт: немедленно в ведро.

Оценка: нет
– [  0  ] +

Даниэль Клугер «Дело о вещих снах»

avsergeev71, 14 октября 2016 г. 15:33

Последняя повесть цикла «Дела магические». Скорее всего, писалась спустя достаточно продолжительное время после первых трех: наблюдаются некоторые нестыковки с другими произведениями цикла, сюжет которых автор видимо успел изрядно подзабыть. Да и образ главных героев изменился, причем, не в лучшую сторону.

На мой взгляд, самая слабая повесть из всего цикла. Видимо в момент написания автор был уже не «на волне». Сюжет мне показался излишне запутанным, забитым какими-то ненужными не имеющими продолжения ответвлениями. Первая часть в плане сюжета вообще провисает, оставляя ощущение, что автор сам толком не знает, что будет дальше, и просто импровизирует на ходу. Появляются какие-то невнятные персонажи, которые в итоге оказываются лишними. К середине повествование худо-бедно набирает нужный темп, но ощущение импровизации остается. Концовка вообще разочаровывает, как в плане сюжета, так и плане чисто детективной логики. Остается ощущение недосказанности. Вообще, во всем повествовании просматривается какая-то трафаретность, как будто пишется сочинение по мотивам первых трех произведений. Даже удивительный мир Шенаара не спасает — он сам выглядит как-то очень уж бледно.

7 баллов.

Оценка: 7
– [  1  ] +

Даниэль Клугер «Дело о показаниях покойника»

avsergeev71, 13 октября 2016 г. 20:27

Третья по-порядку повесть из цикла «Дела магические». Совершено убийство главы оппозиционной партии республиканского парламента. Славный город Тель-Рефаим сотрясает грандиозный политический скандал. Под угрозой существование самой республики. Нужно срочное и качественное расследование, желательно без участия полицейских-дуболомов. Кому же доверить столь деликатное дело? В силу ряда обстоятельств выбор падает на Ницана, частного детектива и алкоголика по совместительству.

Короче, перед нами классический политический детектив, вернее стёб на ним. С рядом местных колоритных особенностей. Кажется, автор собрал все клише, много лет верой и правдой служащие этому почтенному жанру, и вдоволь поиздевался над ними. Хотя интрига, не смотря ни что, сохраняется до последнего момента: есть, над чем подумать. Ну и конечно странный и загадочный мир республики Шенаар продолжает разворачиваться перед читателем, удивляя и восхищая, заслоняя основной сюжет, и делая его всего лишь незначительным фоном. В общем, автор, как всегда — на высоте.

10 баллов.

Оценка: 10
– [  1  ] +

Даниэль Клугер «Дело об убийстве в винограднике»

avsergeev71, 13 октября 2016 г. 19:47

Вторая повесть из цикла «Дела магические». Частный детектив Ницан и его верный спутник Умник расследуют очередную загадку. Попутно Ницан обзаводится очередной личной нечистью.

Детективный сюжет достаточно интересен и в меру запутан. Любителям загадок есть над чем поломать голову. Хотя лично мне концовка показалось слегка затянутой. Но конечно же главным достоинством повести, как и прочих произведений цикла, является вовсе не сюжет, а герои и странный мир, в которым они действуют. Загадочный город Тель-Рефаим продолжает открывать свои тайны. Оторваться, по-прежнему, не возможно. Поэтому запасайтесь несколькими часами свободного времени, чтобы не прерывать удовольствия.

10 баллов.

Оценка: 10
– [  5  ] +

Даниэль Клугер «Дело об украденном саркофаге»

avsergeev71, 13 октября 2016 г. 19:13

Первая повесть цикла «Дела магические». Знакомство с частным детективом Ницаном, его странным спутником — демоном-рапаитом по прозвищу Умник и странным миром, в котором оба они обретаются.

По-правде говоря, я не являюсь поклонником детективного жанра, поэтому за развитием сюжета следил постольку-поскольку. Однако должен признать, что сюжет не подкачал — интрига держалась до последнего. Тем более, что к трем измерениям обычного мира добавилось еще как минимум одно измерение мира мистического, добавив дополнительные варианты для анализа. Так что любителям разгадывать детективные головоломки повесть можно смело рекомендовать.

Главным же достоинством повести, да и всего цикла, являются сами герои и окружающий их мир. После нескольких безуспешных попыток определиться в пространственно-временном континууме повествования, я сдался и просто стал наслаждаться разворачивающейся передо мной грандиозной картиной. Должен признать, что давненько не встречал чего-либо похожего. Совместив вроде бы абсолютно не совместимые вещи, автор добился странного правдоподобия: дикая фантасмагория обрела потрясающий реализм. Город и его жители настолько материальны, что готовы прямо-таки выпрыгнуть со страниц. Добавьте сюда тщательную, просто виртуозную проработку образов героев, и останется честно признаться, что перед нами настоящий литературный шедевр, хотя и в несколько легкомысленной обертке. И вся эта роскошь — ради четырех небольших повестей? Да автор, выражаясь словами В.В.Маяковского, — форменный словесный транжир и мот. Иному этого богатства за глаза хватило бы на целую серию толстых романов.

В общем, крайне и настоятельно рекомендуется к срочному прочтению. 10 баллов. С плюсом.

Оценка: 10
⇑ Наверх