Сергей Анатольевич Иванов

Лабораторная страница Сергея Иванова — биография, библиография, перечень изданий, рейтинг произведений, отзывы пр. Подсказка book'ашки


 

Сергей Анатольевич Иванов

Сергей Анатольевич Иванов
Страна: Россия
Родился: 17 июля 1941 г.
Умер: 4 декабря 1999 г.

Псевдонимы:

Ив Ланс



Сергей Анатольевич Иванов – советский детский писатель, поэт, сценарист.

Родился в Москве. В 1963 году окончил дефектологический факультет Московского государственного педагогического института имени В.И. Ленина. Во время учебы участвовал в выпуске стенгазеты, для которой писал рецензии, пародии, стихи. «Стенгазета – вот действительно литинститут», — вспоминал он позднее.

После окончания института Иванов по распределению уехал в небольшой провинциальный город, где работал в школе для детей с дефектами речи. Учительский опыт впоследствии очень пригодился будущему писателю.

Иванов был секретарем комсомола; именно из ЦК комсомола его направили работать в журнал «Пионер». Вначале публиковал стихи и небольшие рассказы в детских журналах «Пионер», «Мурзилка», «Костер» и др.

Первой изданной книгой Иванова, стал сборник детских стихов «Лесная мастерская» (1971).

Профессионализация пришла уже после тридцати, когда в 1973 году в издательстве «Детская литература» вышел сборник его рассказов «Хлеб и снег». Большую часть книги составляют рассказы о животных и о природе. Написаны они в лучших традициях русской прозы и по образности и лиричности, по теплоте и мудрости близки произведениям М.Пришвина и Ю.Коваля. Иванов рассказывает о человеке в природе, о природе в жизни человека, об ответственности человека за все живое на Земле. Яков Аким сказал, что эти рассказы делают нас добрее, милосерднее к людям, ко всему живому; открывают в нас счастливую способность наблюдать природу; напоминают читателю: «вот она, красота – задумчивые сосны, пашня, июльский луг, первые звездочки на вечернем небе... Не пропусти. Вглядись. Прислушайся».

Кроме этого были в сборнике несколько рассказов о детях и школьниках. Книга понравилась читателям и получила хорошую критику.

А в 1976-м после издания повести «Ольга Яковлева» к Иванову пришла известность, окончательно определилось его писательское кредо и писатель вошел в литературу как автор «школьной повести». В этом жанре в 1960–1970-е годы активно работали Ю.Яковлев, А.Алексин, В.Железников. Сергей Иванов занял достойное место в этом ряду признанных мэтров, хотя и был моложе их всех. Он сохранил ту высокую и чистую ноту, что звучит в книгах Гайдара и Кассиля, но нашел свою интонацию. Интонация эта – лирическая и шутливо-ироническая одновременно.

Говорить с юным читателем о реальной жизни, ее болезненных проблемах, которые так или иначе затрагивают не только взрослых, – решаются и решались очень немногие писатели. Сергей Иванов среди этих немногих. Писатель тонко чувствовал подростка в первую пору отрочества: неровность его характера и поведения, максимализм, жажду справедливости, гармонии в семье.

Герои Иванова – подростки конца 1970-х – середины 1990-х годов, но их проблемы и конфликты близки и сегодняшнему дню – по ощущению жизни, по чувствам. Тогда семья меняла свои традиционные черты, становилась холоднее к ребенку, отношения родителей и детей приобретали характер формальной теплоты и сердечности. Но эти же проблемы остры и сейчас, поэтому по-прежнему современно звучат повести Иванова.

Книги Сергея Иванова – о взрослении человека, о сложнейших взаимоотношениях личности и коллектива, взрослого и ребенка, о красоте внутренней и внешней, об острой юношеской жажде справедливости и о первой любви. Яркими, увлекательными и в то же время пронзительно лиричными стали повести Сергея Иванова. Глубоко психологичные и щемящие, они позволили Эдуарду Успенскому сказать о Сергее Иванове – «детский Достоевский». Только повести эти, хотя и печальные, но не по-достоевски светлые.

Кроме этого Иванов был автором сценариев нескольких художественных и анимационных фильмов. Из них наибольшей популярностью пользовался мультипликационный сериал «Бюро находок», прекрасно принятый юным зрителем. Другие картины известны меньше. Но одна работа занимает особое место в этом ряду. В 1983 году режиссер Александр Татарский, известный своими работами в технике пластилиновой анимации, снял мультфильм «Падал прошлогодний снег», который сразу после выхода на экраны стал поистине культовым, а текст Сергея Иванова разошелся на цитаты.

Малоизвестно, что Иванову и Татарскому пришлось выдержать настоящий бой с цензорами, которые в каждом слове видели скрытый политический намек. Смешные и безобидные реплики главного героя, которые позже подхватила вся страна, казались им страшной крамолой. Некоторые эпизоды мультфильма вырезали, местами переозвучили, но даже в таком виде эта картина – подлинный шедевр.

Новым, непростым этапом в творчестве Иванова стала вторая половина 90-х годов. Свои условия начал диктовать рынок, требуя от автора совсем другой литературы. В этот период Иванов пишет несколько адаптаций известных сказок зарубежных авторов. Один за другим он издает целый ряд детских детективов. Сам автор к этим своим работам относился снисходительно. Но, зная психологию своего читателя и его ожидания, он так строил сюжеты, что, открыв книгу, невозможно было от нее оторваться. Книги получились остроумные и неожиданные.

В 1990-е годы Иванов вместе с поэтом Романом Сефом вел семинар детских писателей в Литературном институте им. Горького. Из этого семинара вышли многие современные прозаики, пишущие для детей. Среди учеников С.Иванова был замечательный писатель Олег Кургузов (1959–2004), лауреат международной премии Януша Корчака…

Жизнь Сергея Иванова трагически оборвалась 4 декабря 1999 года – он попал под поезд. Похоронен на Ново-Деревенском кладбище города Пушкино, Московская область.

Фантастика в творчестве автора:

Сергей Иванов запомнился читателям прежде всего как автор классической реалистической прозы о подростках. Насколько известно, автор стремился именно к максимальному реализму своих работ, избегая использования любых фантастических элементов. Между тем, в 1989 году на Международной встрече детских и юношеских писателей в Москве он говорил:

«Наша современность... Что делать детскому писателю с этой современностью? Мне кажется, будто мы находимся в подводной лодке, в хорошей атмосфере романтики, а страшные валы современности заливают нас.

Первая реакция, первое, что мы делаем – уходим в сказку... Читатели и писатели тоже уходят в сказку. И тут я замечаю, что сам пишу уже четвертый фантастический роман для детей"…

При этом до настоящего времени из нереалистических авторских произведений Иванова были изданы только сказочная повесть «Зимняя девочка» (1989) и две сказки-комикса цикла «Коровья страна» (1991). Вероятно, за исключением «Зимней девочки», упоминаемые в выступлении работы так и остались неопубликованными. С этой точки зрения интересно отметить, что из всех произведений Иванова именно эта повесть была отмечена одной из самых престижных премий.

К другим фантастическим произведениям Иванова относятся опубликованные в 1990-х годах две сказки по мотивам русского фольклора, а также циклы сказочных повестей «Бюро находок» и «Малая Пластилиновка», созданные на основе написанных Ивановым сценариев популярных советских мультфильмов. В 1999 году издан небольшой роман Иванова «Мой милый мафиози», в завязке которого главный герой изобретает прибор, определяющий золото по запаху.

© Крафт (по материалам сетевых источников)



Награды и премии:

Государственная премия РСФСР имени Н.К. Крупской, 1988
—> Тринадцатый год жизни (1992)


Статьи и интервью:

Сортировка:
 Сергей Анатольевич Иванов. Циклы произведений Рейтинг
3.00 (1)
-
-
8.00 (2)
-
-
9.00 (3)
-
7.50 (2)
-
-
-
-
9.00 (2)
-
9.00 (2)
-
7.50 (2)
-
-
9.50 (2)
-
-
5.00 (1)
-
 
-
8.00 (1)
-
-
7.00 (1)
-
7.50 (2)
-
-
9.00 (1)
-
8.00 (1)
-
 
-
-
-
 Сергей Анатольевич Иванов. Романы Рейтинг
 
-
1992 Чистые деньги // Соавтор: Николай Ламм [авантюрный роман] 
 
-
 
-
 Сергей Анатольевич Иванов. Повести Рейтинг
 
-
7.50 (2)
-
6.00 (1)
-
9.50 (2)
-
 
-
 
-
 
-
9.00 (4)
-
1978 На пасеке   [= В стране пчелиного пения] 
 
-
8.29 (7)
-
8.67 (3)
-
10.00 (1)
-
9.00 (4)
-
1987 Случай на станции Скалба   [= Не стрелять!] 
 
-
8.80 (5)
-
9.50 (2)
-
7.50 (2)
-
5.00 (1)
-
9.50 (2)
-
 
-
 
-
 
-
 
-
8.00 (2)
-
7.50 (2)
-
7.50 (2)
-
9.00 (2)
-
2000 Волшебные небеса   [= Маловато будет-2] 
8.00 (1)
-
 Сергей Анатольевич Иванов. Рассказы Рейтинг
 
-
10.00 (1)
-
9.50 (2)
-
1 отз.
 
-
10.00 (1)
-
10.00 (1)
-
10.00 (1)
-
 
-
 
-
 
-
10.00 (1)
-
 
-
6.00 (1)
-
 
-
 
-
1977 Валя и Лёшка // Соавтор: Сергей Каменев 
8.00 (1)
-
8.00 (1)
-
 
-
 
-
8.00 (2)
-
 
-
 
-
 
-
 
-
1987 Ворона // Соавтор: Рина Зеленая, для детей 
 
-
1987 Две сестры // Соавтор: Рина Зеленая, для детей 
 
-
1987 Дружба // Соавтор: Рина Зеленая, для детей 
 
-
1987 Зуб // Соавтор: Рина Зеленая, для детей 
 
-
1987 Кастрюля // Соавтор: Рина Зеленая, для детей 
 
-
1987 Короткие ручки // Соавтор: Рина Зеленая, для детей 
 
-
1987 Ну и пускай // Соавтор: Рина Зеленая, для детей 
 
-
1987 Одна девочка // Соавтор: Рина Зеленая 
 
-
10.00 (1)
-
1987 Раз, два и готово! // Соавтор: Рина Зеленая, для детей 
 
-
1987 Рассказ взрослого человека // Соавтор: Рина Зеленая, для детей 
 
-
1987 Семью семь // Соавтор: Рина Зеленая, для детей 
 
-
10.00 (1)
-
 
-
 
-
 
-
10.00 (1)
-
10.00 (1)
-
10.00 (1)
-
10.00 (1)
-
9.50 (2)
-
 Сергей Анатольевич Иванов. Сказки Рейтинг
8.00 (1)
-
 
-
 
-
 
-
8.00 (1)
-
 
-
 
-
 
-
 
-
9.00 (1)
-
 
-
 Сергей Анатольевич Иванов. Графические произведения Рейтинг
1985 Три смелых зверолова, для детей 
 
-
9.00 (5)
-
 Сергей Анатольевич Иванов. Эссе Рейтинг
 
-
 Сергей Анатольевич Иванов. Очерки Рейтинг
 
-
9.00 (2)
-
 Сергей Анатольевич Иванов. Сборники Рейтинг
 
-
 
-
 
-
 
-
 
-
1983 Сундучок // Соавтор: Рина Зеленая 
 
-
1987 Раз-два и готово! // Соавтор: Рина Зеленая 
 
-
 
-
 
-
 
-
10.00 (1)
-
 
-
 Сергей Анатольевич Иванов. Отрывки Рейтинг
1991 Апрель конца наших дней // Соавтор: Николай Ламм [глава из романа] 
 
-
 Сергей Анатольевич Иванов. Прочие произведения Рейтинг
1971 Дела лесные, для детей 
 
-
1974 Подружки, для детей 
 
-
1976 Старшая группа, для детей 
 
-
1979 Наши друзья, для детей 
 
-
1980 Все работы хороши, для детей 
 
-
 
-
 
-
 Сергей Анатольевич Иванов. Незаконченные или неопубликованные произведения Рейтинг
1979 Ты только не плачь // Соавтор: Михаил Герман, киносценарий, не опубликован 
 
 
1982 Бюро находок (Фильм 2), киносценарий, не опубликован 
 
 
1983 Бюро находок (Фильм 3), киносценарий, не опубликован 
 
 
1983 Падал прошлогодний снег, киносценарий, не опубликован 
 
 
1983 Шалтай-Болтай, киносценарий, не опубликован 
 
 
1984 Бюро находок (Фильм 4), киносценарий, не опубликован 
 
 
1984 Найда, киносценарий, не опубликован 
 
 
1984 Это совсем не про это, киносценарий, не опубликован 
 
 
1985 Из жизни Потапова, киносценарий, не опубликован 
 
 
1985 С нами не соскучишься, киносценарий, не опубликован 
 
 
1985 Сказка в сказке // Соавтор: Давид Сулакаури, киносценарий, не опубликован 
 
 
1988 Диск-жокей, киносценарий, не опубликован 
 
 
1992 Великое замыкание, или Детонатор, киносценарий, не опубликован 
 
 
1999 Незнайка на Луне 2 // Соавтор: Владимир Голованов, киносценарий, не опубликован 
 
 
Апрель конца наших дней // Соавтор: Николай Ламм, роман, не опубликован [под общим псевдонимом Ив Ланс] 
 
 


Все отзывы на произведения автора (1 отзыв) | Все издания автора (93) | Экранизации (14)


  Примечание

  1. При составлении библиографии не удалось найти информацию по многочисленным ранним журнальным публикациям С.Иванова и его поэтическому творчеству. Администрация сайта будет благодарна за любую дополнительную информацию об авторе.  

  2. У неопубликованных киносценариев дата соответствует году выхода фильмов на экраны.


  Исполнители

  • Составитель библиографии — Крафт

  • Куратор библиографии — Крафт


  • Этот автор не является фантастом как таковым и не включен в рейтинг фантастов, но администрация сайта считает, что это не повод обходить стороной его творчество.

  •   Формат рейтинга



      Лингвистический профиль Сергея Иванова

    Словарный запас автора — очень низкий. Длина предложений — очень малая. Диалоги используются редко. Процент прилагательных и глаголов сбалансирован, оба показателя близки к средним. Причастия и деепричастия автор использует довольно редко. Служебные слова (местоимения, предлоги, союзы, междометия, частицы и вводные слова) — крайне редко.