fantlab ru

Все отзывы на произведения Фигля-Мигля

Отзывы

Рейтинг отзыва


– [  1  ] +

Фигль-Мигль «Щастье»

mom, 13 сентября 2021 г. 12:37

Андрей Платонов предупреждал своих учеников, чтобы не пытались разобраться в его стиле, иначе они как писатели попросту исчезнут. Фигля-Мигля об этом не слышала. И хорошо. Платоновские обороты хоть иногда и слишком откровенно торчат, но мне это удовольствия не подпортило. Хорошая книга получилась. Давно от прочтенного в книге так не ржал. Я о летающей п%3#е.

Оценка: 10
– [  1  ] +

Фигль-Мигль «Щастье»

Manowar76, 15 мая 2021 г. 13:51

Что-то 2021 год в плане чтения не задался. Вроде в списке отличных книг, прочитанных за этот год, уже шесть наименований, а всё равно какое-то ощущение неудовлетворённости. Даже лучшее из прочитанного не могло захватить меня полностью. Пожалуй, только «Последняя ставка» Пауэрса и «Кот Шрёдингера» были безупречны в плане читательских впечатлений.

И скорость чтения почему-то резко упала (читал, что это может быть из-за стрессов. Их есть у меня, да).

А ещё, видимо, надо временно завязывать с перечитыванием впечатлявших когда-то книг.

«Щастье» читал в 2014-м (а кажется — лет двадцать назад), надёргал оттуда огромное количество гениальных цитат и поэтому отложилось в памяти, что книжка-то отличная!

Сейчас залез на форум, где оставлял отзыв на книгу, и понял, что за семь лет впечатления от книги не особо изменились:

«Интеллектуальный постА.

Причём две трети книги бойкий умный квест-поход в дальнюю провинцию Питера после катастрофы, когда в район Автово партия добиралась месяцами, через разные общественные формации.

Последняя треть никак не связана с началом книги.. Такое ощущение, что пришили концовку от другого романа. Всё какими-то обиняками, шуточками для своих.

Её «ТЫ ТАК ЛЮБИШЬ ЭТИ ФИЛЬМЫ» намного больше заслуживает каких бы то ни было похвал.»

При первом прочтении от меня как-то ускользнули бисексуальные пристрастия Фиговидца, филолога-сноба, одного из персонажей романа и Разноглазого, главного героя книги, местного экзорциста.

Мир «Щастья» — уютная филологическая дистопия, не претендующая на реалистичность.

Из сверхъестественного в книге только одно фантдопущение — призраки убитых мучают убийц во снах, доводя до самоубийства. Поэтому даже бандиты стараются не совершать убийств. Есть даже гильдия Снайперов, приловчившаяся стрелять так, чтобы делать жертву иммобильным калекой, но ни в коем случае не убивать.

На а если хомицид таки случается, помочь может только экстрасенс Разноглазый, главный герой книги.

Короче, читать только из-за красот стиля.

Из крупной формы у Фигля-Мигля осталось прочитать только продолжение «Щастья» —обласканный жюри НацБеста «Волки и медведи».

8(ОЧЕНЬ ХОРОШО)

Оценка: 8
– [  1  ] +

Фигль-Мигль «Тартар Лтд»

prouste, 17 июня 2020 г. 13:26

Возможно, слабейшая из работ автора, ну да и опубликована рано. Мутные персонажи плывут по вневременному Питеру наравне с Троцким и Аристотелем. Роман написан от лица брюзги , сильно высокомерного и никчемного ( кто воплощен в нем из персонажей прошлого, не оаскрывается). Очевидно влияние Крусанова — полный аналог беседы типа интеллектуала с бандитом типа « на равных» есть в Бим Боме. По существу в повести ничего не происходит, атмосферные перемещения фантомов по городу. У Ф- М много такого и в других вещицах. Есть ( тоже как и в других) ряд удачных диалоговых реплик.

Оценка: 5
– [  4  ] +

Фигль-Мигль «Долой стыд»

Manowar76, 5 ноября 2019 г. 15:32

Почему решил прочитать: один из моих самых любимых современных российских авторов. Как говорится, буду читать даже телефонный справочник, если его напишет Фигль-Мигль

В итоге: косвенное продолжение «Этой страны». Альтернативный 2016-й. Либеральная оппозиция достигла консенсуса с властью. Демократический Контроль контролирует всех и вся наряду со спецслужбами.

В центре повествования — группа из пяти заговорщиков, которые хотят блага для России. А также старики и женщины, связанные с ними. Все связаны со всеми, но царит тотальное недопонимание.

Повествование по-прежнему афористично, и это главное достоинство текста, так как интрига слабая, страсти мелковаты. Некоторые вещи проговариваются слишком вскользь, невнятно.

Пунктиром проходит линия про масонов, тайные общества и заговоры. Видно, что автору нравится теория заговора, что чтобы не скатиться до жёлтой прессы, проговаривается это всё как-то очень обиняками.

Роман понравился, буду ждать второй том «Этой страны», обещанный в предисловии.

Оценка: 9
– [  0  ] +

Фигль-Мигль «В Бога веруем»

Manowar76, 7 октября 2019 г. 15:06

Почему решил прочитать: я большой поклонник творчества этого автора. Решил прочесть дебютный роман Фигля-Мигля

В итоге: читал почти всё, включая малую форму автора. Недавно прочитал и остался в восторге от «Этой страны». Не читал только «Волки и вороны»(так как подзабыл сюжет «Щастья», первой части дилогии). Облизываюсь на свежайший «Долой стыд».

Знаете что? «В бога веруем» — САМЫЙ афористичный роман, что я читал. Да, у Ремарка афоризмы пафосней, у Пелевина ярче, но ни у кого, за исключением может быть, Ильфа и Петрова, нет такой концентрированной афористичности!

Сюжет? Да кому нужен сюжет, если можно наслаждаться непрерывным потоком эрудированного саркастичного сознания. Постоянные ненавязчивые перескакивания с темы на тему просто завораживают. Ни за что не угадаешь, о чем будет идти речь на следующей странице.

Формально сюжет есть, даже условно фантастический — неразменный доллар, возрождение манихейства. Но, повторюсь, это не главное.

Даже странно, что у такой сильного произведения не было своей странички на ЛайвЛибе. Добавил.

Ради справедливости стоит заметить, что, как и в «Этой стране», к концу повествования автор несколько выдыхается. Есть романы, где к концу писатель только расписывается. У Фигля-Мигля ситуация другая, о чём нам даже рассказывают в самом тексте. Начало — брильянт словесности! В конце же и концентрация афоризмов понизилась и скачки во времени вызывали некоторое недоумение и неловкость.

Тем не менее

10(ПОТРЯСАЮЩЕ)

«Долой стыд» рассчитываю купить на чёрнопятничной распродаже в каком-нибудь онлайн книжном.

Оценка: 10
– [  0  ] +

Фигль-Мигль «Эта страна»

Manowar76, 19 июля 2019 г. 12:46

Почему: нравится, как пишет автор, хоть и не много у неё читал. Номинация на НацБест.

В итоге: как же приятно читать умного русского автора. Фантдопущение есть, но оно не более, чем повод остроумно порассуждать на извечные темы, волнующие интеллигенцию.

Временами афористично почти как у Пелевина.

Умный фээсбэшник, добрый бандит, коррумпированный мэр, доцент-литературовед. И различные персонажи, в тридцатых расстрелянные советской властью — эсэры, анархисты, коммунисты и просто уголовники.

Нас, постепенно знакомя со всеми фракциями, подводят к мысли о том, что, возможно, не просто так их всех расстреляли — провокаторы, стукачи, налётчики, погрязшие в партийных дрязгах. Одним словом, нет счастья сейчас, но не было его и раньше.

В сюжете присутствует сумка с двумя миллионами долларов и с полдюжины заинтересованных в овладении оной сумкой сторон.

К сожалению, в конце сюжет скатывается в какую-то невнятицу.

Тем не менее, не так часто можно почитать настолько хорошо пишущего автора.

Цитаты:

«– Вы увидите пять сотен или пять тысяч мерзавцев, каждый с пятью иностранными паспортами в кармане, и, через пропасть от них, всех остальных, которых эти мерзавцы сперва ограбили, а теперь обкрадывают. Когда народ и государство придут, чтобы вернуть своё, кто встанет на защиту пяти тысяч против десятков миллионов? Наша задача не в том, чтобы выпотрошить подушки у мелкой буржуазии или сейфы – у средней. И широкие слои будут ликовать. И вы будете ликовать. Потому что в итоге получите сильную, сложную и процветающую Россию.

«..купил машину. В глубине души Саша не понимал, зачем ему машина вообще, но все вокруг по умолчанию считали этот предмет важной жизненной целью. Как купить; что покупать; тонкости эксплуатации; энергичное обсуждение дорог и всего, что на дорогах, – теперь, по крайней мере, он мог поддержать разговор в преподавательском буфете.»

«Саша родился и безвыездно жил в городе, который последние пятнадцать лет остервенело и прямо с какой-то ненавистью ремонтировали, реставрировали и норовили приукрасить, и вид пегого фасада наполнил его жалостью и ностальгией.»

« Современник сообщает, что профессор был абсолютно лишён чувства юмора; очень похоже на то, что именно этот изъян способствует нравственной стойкости.»

«Рынок был как рынок: не бедный, не живописный и грязный. И вроде бы понятно, откуда грязь на рынках, но почему она какая-то особенно грязная? Ходишь туда-сюда, смотришь, не прицениваясь, на корнеплоды – и такая вдруг берёт необъяснимая тоска, словно эта присохшая земля на прилавках, серые мешки на тележках, ничьи шелудивые собаки и мимоходом толкающие тебя плечо или локоть приведут прямиком в петлю, запой или истерику.»

Оценка: 9
– [  2  ] +

Фигль-Мигль «Волки и медведи»

prismatic, 1 декабря 2017 г. 20:43

ничего не понятно или понятно все — на выбор. произведение не особенно похожее на что-то. ускользающий смысл в примитивном бытовом повествовании. проскакивающие простенькие мысли с глубоким содержанием не оставляющие шанса задуматься над ними в канве происходящего. мозг пытается цепляться за отдельные факты чтобы хоть как-то выстроить привычные последовательности завязка действие кульминация развязка, но тщетность попыток рассеивает внимание и неказистые события картинками скользят вдоль внутреннего взора создавая своеобразное расслябляющее трансовое состояние.

в целом ищущих сюжета по аннотации книга разочарует. «самое то» будет пожалуй для тех, кто устал читать «глубокое», но не в состоянии переваривать донцову или сумерки.

Оценка: нет
– [  4  ] +

Фигль-Мигль «Эта страна»

prouste, 5 июля 2017 г. 20:28

И снова все сложно. Ф-М определенно талантлива, выстраивает нетиповые конструкции в своих сновидческих романах, но как и в предыдущих, чего-то не хватает. Сама идея — воскресить мертвых из 20-30-х годов в современность и посмотреть, чо из этого получится, очень продуктивна. Это поле Быкова (Орфография, Списанные) и я представляю, какой клубок драм, этических головоломок можно было выжать. Ф--М намеренно действие поместила в провинцию, где воскрешенные — совершенно не из известных персонажей, а второго плана. Получилось, ожидаемо, ничего хорошего: склоки, анархия и двойные игры спецслужб. Чуть-чуть, немного, иногда, несколько это напоминало второй том «На задворках Великой Империи» Пикуля. Тоже там был бесцветный рассказчик, с недоумением наблюдавший за круговой вакханалией. Ф-М. упорно и принципиально не желает выстраивать роман «по канонам» с кульминацией, развязкой, центральными персонажами — оттого и впечатление дробится, смазывается. В романе есть очень удачные реплики в разговорах ( вообще считаю, что Ф-М продуктивно попробовать написать диалоги в рамках сценария к фильму), автор выдает ряд содержательных суждений об эсерах, Азефе и проч., но, как и в предыдущих романах же, впечатление, что любой фрагмент текста можно заменить на схожий, редуцировать, дополнить. В сновидениях тоже присутствует своя трудноопределяемая логика, которую, возможно, Ф-М и пытается нащупать. Талант автора много больше чем выданные ею на гора романы, которые, как минимум, любопытны.

Оценка: 6
– [  4  ] +

Фигль-Мигль «Ты так любишь эти фильмы»

prouste, 25 мая 2017 г. 20:23

Вот не могу считать Фигль-Мигль совершенно графоманкой. И в питерской постапокалиптике удачные находки были и в этом романе — размытом, путанном, с меняющимися недоговаривающими мутными рассказчиками — есть светлые пятна. лучшая часть — повествование от имени таксы, в котором , собственно, речь идет о Принцессе. Сочно выписанная стерва с цитатными высказываниями видится мне основным и самодостаточным достоинством романа. Суждения же собственно о фильмах от Шизофреника и преподавателя Дениса ( так подано. что, возможно, это и вовсе один персонаж) как раз воображения ни формой ни существом не потрясают. Есть с пару-тройку десятков удачных афоризмов. Любителям четкого сюжета, однозначных конструкций и определенности — этот роман не пойдет совершенно. Вот третий уже роман автора прочитал — и не сказать, чтобы хоть один понравился прямо, а все же что-то в манере, мелочах, отдельных фишках таки позволяет надеяться, что вот-вот и автор выдаст на-гора хороший роман без оговорок. Потенциала море.

Оценка: 6
– [  1  ] +

Фигль-Мигль «Щастье»

bobsternat, 29 ноября 2015 г. 23:50

Чушь редкостная. Дочитать не смог. В топку

Оценка: нет
– [  4  ] +

Фигль-Мигль «Волки и медведи»

prouste, 9 апреля 2015 г. 12:23

Как ни крути, а даме с чудовищным псевдонимом удалось-таки создать собственный мир с сновидческой логикой, лоскутностью СПБ. Как и в первом романе, отличие от которого минимально, созерцатель Разноглазый участвует в перемещениях по окраинам, общается с Канцлером и фиксирует распад и увядание. Масса филологических обертонов, цитаток, явных и скрытых, мало стержневого, организационного. Авторская экспрессия вполне себе рыхлая. Такого рода прозу Фигль-Мигль может писать штебелями. Вроде все время что-то происходит, но сюжета как такового нету и в помине. Уверен, что будет и третий роман в том же духе. На редкость водянистое произведение, в котором по воле автора вдруг появился Порфирий Петрович Достоевского с его неуместной речью. Эклектика, однако.

Из позитивного отмечу ряд реплик персонажа под ником Молодой. Органичный и вкусный бандитский жаргон с некоторыми вполне цитатными выражениями. Вообще, пропорция удачных фраз и оборотов в книге примерно в соотношении одна на пят-семь страниц. Нужно ли ради этого читать роман? Не уверен. В любом случае явление очень местячковое и никакие премии национального статуса ему не придадут.

Оценка: 6
– [  14  ] +

Фигль-Мигль «Щастье»

anagor1, 29 августа 2014 г. 16:57

Первое, что бросилось в глаза — избыточность стиля. Автор будто силится выказать некую мысль, выразить образ, добавляет слова, добавляет, множит форму, множит... но увы, содержания не возникает. Не дано. Причем избыточность какая-то синтаксически извращенная. Даже редакторский рефлекс порой включался — настолько сложные встречаются конструкции предложений. Зачем? Разве качество текста определяется количеством запятых и скобок? Ну, я проверил. Все запятые на своих местах. Скобки тоже. И что?

Не устаю повторять, что если вместо одного кулона повесить на шею десять — это будет не стиль, а безвкусица. И если впихнуть в абзац десять метафор без особой на то нужды — получится она же. Талант предполагает краткость, ага. Но когда автор сам вдруг высказал устами одного из героев эту мысль... я понял, что иначе, по-простому, по-человечески писать он, видимо, не умеет. Ибо клинический филолог. Для которого создание текста есть способ любования собой.

И все встало на свои места. Квест я еще домучил, но бытописание общины коллег автора осилить уже не смог, сломался.

Если убрать все семантические бретельки, текст сократится вдвое без потери содержания. Впрочем, можно и весь текст убрать из-под обложки — содержание, в общем-то, не пострадает. Ибо его там нет. Оно подменено формой. Вот Питер после некоего катаклизма, поделенный на странные социальные образования с различным политическим устройством. (Проработан мир с ленцой, нитки торчат.) Вот идут куда-то какие-то герои, ни один из которых не вызывает ни капли сопереживания. (Какой там Гоголь? Какие типажи? Тут сами герои «мертвые«!) Что это, к чему, зачем? О чем это? Да ниачом! Разве что о том, какой автор крутой филолог.

Поймите: это графомания! Неважно, сколько авторов спародировано. Неважно, сколько изысканных формулировок найдено. Даже сверхначитанный, с блестящим филологическим образованием, графоман остается графоманом. Ибо ему НЕЧЕГО СКАЗАТЬ людям, нечем поделиться. Его тайная цель — не отдать, а получить. Ему требуются внимание и похвалы, но жертвовать душу ради этого — увольте. Ее он не оставит в тексте ни кусочка. Даже самоирония у него отчетливо отдает самолюбованием. Премии, выдаваемые жюри с тем же превалирующим типом клиники, не должны вводить в заблуждение. Им, может, просто понравилось читать о себе, любимых. Община на ВО — это ж тайная мечта богемного филолога: чтоб он изысканно думал и утонченно беседовал о возвышенном с себе подобными, а его бы при этом кто-нибудь кормил, поил и одевал. И хвалил, конечно. Это — главное!

PS В голове не укладывается, как можно сравнивать «Щастье» с «Домом, в котором...», прочитанным мной запоем. Причем тут атмосфера? Масштаб личности несопоставим! У Петросян нет манерности и рисовки. Потому что есть талант.

Оценка: 3
– [  4  ] +

Фигль-Мигль «Щастье»

george1109, 27 августа 2014 г. 17:25

В целом, текст, основанный на литературоведческой структурной антропологии))), больше всего напоминает АБС. Микст из спародированного «Града обреченного», варианта «Лес» «Улитки на склоне» и «Сказки о тройке». В первую очередь, сюжетом, и немного – атмосферой.

Хотя атмосферно, как и стилистически, здесь можно найти куда больше. Почти все))) Пелевина («Другие – духожоры. Они препарируют смыслы, лежащие на поверхности. Расчленяют, перекладывают, сшивают наново – так, что получается уже не смысл, а концепция»). Ильфа и Петрова (Точнее, Остапа Бендера: «Чем незначительнее должность, тем яростнее отстаивает человек свои скудные привилегии»). Аксенова («…В первый раз его еле отбил у детей Муха, во второй их обоих я отбивал от подвыпивших дворников»). И так далее…

Ну, а последняя фраза – «Армагеддон был вчера» – с подразумевающимся продолжением: «Всем! Всем, кто нас слышит! Мы — Город, мы гибнем!..» – и вовсе прямая отсылка к Олди.

Спору нет, встречаются и вполне приличные перлы: «У сталкера ведь главная задача не дойти, куда шел, а получить некое мистическое переживание». (Ну, согласитесь, сколь умилительно емко и без хамства сказано о С.Т.О.Ч.К.Е.Р.Е.?). Вполне себе политические: «Кандидатов всегда было двое, а губернатором становится кто-то третий». И – чаще всего – вполне «лакокрасочные»: «Автово погибнет в пароксизмах гедонизма. Легкие дни, алчные ночи. Все так ярко, страстно, ненадежно…».

Так что, в Питере Екатерины Чеботаревой можно «писать чернилами своей фантазии по бумаге их страхов», можно, как трамваи, «ходить по неменяющемуся расписанию незапоминающимися маршрутами», а можно стать «удачливым безбилетником поезда в вечность»

Резюмируем. Если вы не гламурный сноб от литературы, не дочитывайте книгу, если она «не пошла». Не бойтесь, смело бросайте на первой странице, на сотой, на середине – где угодно. И не жалейте. Иначе, не будет вам «Щастья». (Если «пошла», итог будет прямо противоположным).

И фантастики особой не ждите. Собственно, никакое фантастическое или историческое обоснование существованию этого мира абсурда не нужно. Перед нами, вычитая философско-параноидальные моменты, не более чем игра для литераторов и о литераторах. Недаром упоминаемый в книге Леви-Стросс сказал: «XXI-й век будет веком гуманитарных наук — или его не будет вовсе».

Оценив всю прелесть литературной игры и потрясающую начитанность автора, никому рекомендовать «Щастье» не могу. Каждый, кто захочет, должен попробовать сам. Исключительно отсюда – низкая оценка. Хотя «Волки и медведи» я прочитаю обязательно.

Оценка: 5
– [  6  ] +

Фигль-Мигль «Щастье»

laanemere, 15 августа 2014 г. 00:42

Дрянь несусветная. После прочтения пожалела, что не живу в доме с печным отоплением — книга сразу полетела бы в топку. Начало заинтриговало, но чем дальше читала, тем сильнее было ощущение, что я барахтаюсь в густой грязи. Ни уму, ни сердцу. Очень долго было муторно на душе. Если бы была возможность стереть из памяти прочитанное — это на данный момент была бы единственная книга в моём списке, так же как, например, фильм «Груз 200» Балабанова. P.S. Автор ненавидит юных красивых девушек.

Оценка: 1
– [  4  ] +

Фигль-Мигль «Щастье»

therolinguist, 1 февраля 2014 г. 19:04

А я всё-всё поняла про этот роман — это ответ на вопрос, что получится, если всерьез попробовать сделать из гоголевских «Мертвых душ» аниме-сериал!

Сначала про «Мертвые души». Тут всё очевидно. Мертвые души — это, конечно, призраки, которых уничтожает Разноглазый. Но если Чичиков хочет мертвые души в некотором смысле вернуть к жизни и готов за них платить, то Разноглазый, наоборот, обеспечивает им окончательную смерть и за это платят ему. Вполне симметрично. Далее — Гоголь вывел череду «поставщиков» мертвых душ — помещиков. Каждый из них представляет определенный типаж и хозяйственный уклад. Фигль-Мигль предлагает галерею «клиентов». Каждый из них тоже, разумеется, типаж, а кроме того, правитель в своей маленькой вотчине, где установлен определенный политический строй. Таким образом структурно и «Мертвые души», и «Щастье» — это повествования-каталоги, где на ниточку путешествия нанизаны карточки с разными психологическими, экономическими и политическими типами. В обеих книгах каталожная часть занимает примерно две трети, а дальше начинается спектакль с разоблачением, но о том, что именно разоблачается в «Щастье», речь ещё впереди.

А теперь о том, какие элементы добавил автор, чтобы приблизить русскую сатирическую поэму к аниме-сериалу. Чичиков путешестует один, а Разноглазый — с компанией. А любая компания — это без пяти минут команда. В ней есть Лучший Друг, Умник и Дурак, у каждого своя роль. Мне это очень напоминает аниме про всякие там агенства и магазинчики, часто магического толка. Профи и его команда берут заказы: новое дело — новая серия. Первые несколько серий заказы «простые», чтобы зритель освоился с «техникой», затем завязывается интрига — между разрозненными историями вдруг протягиваются странные ниточки. Кто или что за этим стоит? Через некоторое время становится понятно, что в прошлом главаря есть какая-то темная тайна, и теперь ему пришла пора расплатиться с долгами или ещё каким-то образом ликвидировать последствия. Конец первого сезона, как правило, совпадает с разгадкой тайны и раздачей всех серёг всем сестрам. Именно этва тенденция определяет, как изменяется содержание заказов Разноглазого от начала к концу книги.

Проблема — если это, конечно, проблема — у автора всего одна: его как следует не увлекает ни плутовской роман, ни политическая сатира, ни психо-магический аниме-экшн. Больше всего ему хочется писать про филфак, про студентов и профессоров, про загулы и зачеты. И не всегда он может наступить на горло собственной песне. Поэтому и линия с тёткиным наследством, и проклятие роковой красавицы, и самоубийство спирита выходят как-то блекло. Каждый раз вроде должен быть «БУМ», а на деле выходит «пафф», а то и вовсе «пшик». Разве что это всё обманки, а настоящий «БА-БАХ» будет в конце третьей части, когда завяжутся в тугой узел все сюжетные нити и хором выстрелят все ружья, а главный герой наконец-то попадет на свой Армагеддон.

И эту третью часть лично я буду ждать.

А оценка «семь» в данном случае — это не оценка качества, а признание того факта, что не всем, в конце концов, должно быть интересно читать про тайных структуралистов, которые днём преподают Веселовского, а ночью конспектируют Леви-Стросса.

Оценка: 7
– [  5  ] +

Фигль-Мигль «Ты так любишь эти фильмы»

Siroga, 19 января 2014 г. 17:40

Ты так любишь эти фильмы,

Мне знакомы эти песни.

Ты так любишь кинотеатры,

Мы вряд ли сможем быть вместе.

(с) В. Цой

Читал, наслаждался, возвращался обратно, перечитывал, размышлял, а потом — бац! — книжка кончилась (книжка вся, книжка вся, книжка кон-чи-ла-ся!). Я даже полез по интернетам шарить, сверять полный ли у меня текст. Почитал рецензий, интервью с Фиглей-Миглей (пусть будет так, раз уж это женщина). Набрался, понимаешь, ума и теперь вот не знаю, то ли пересказывать чужие умные мысли, то ли поумничать своими глупыми.

Короче: не верьте аннотации, там вроде всё книге соответствует, но ни слова правды. Самое главное: не найдете вы в книге сюжета, нету его там. Вроде что-то происходит, а сюжета нету. Развешана куча ружей, но стреляют они вне поля зрения читателя. Но стреляют! А читатель должен догадаться, что ружье не просто убрали со сцены, а оно выстрелило. Или не выстрелило?

Да, вот так эта самая Фигль-Мигль пишет: красиво, умно, нестандартно, нецензурно, сложно — сплошное удовольствие читать. Однако, если вам нужна история с началом и концом, то это не сюда. В интервью автор прямо признавалась, что долго экспериментировала с прозой, чтоб написать произведение, держащееся не на сюжете, а только на словах и смыслах.

Нет, детективная линия (даже линии) есть, поскольку есть убитые и погибшие, и за ней даже любопытно следить. Один из рецензентов даже намекает, что он понял, кто убийца, но это, мол, доступно не каждому читателю. Я вот не понял. То ли я не созрел, то ли никакого мальчика и не было. В любом случае усиливающаяся фантасмагоричность в романе (девушек теперь призывают на службу в «бл**ские» войсковые части, разрешение эвтаназии) наталкивает на вывод, что все мысли, приписываемые разным героям вполне могут размещаться в одной голове, например, того же Шизофреника. Или таксы Корнея. Или автора.

А вообще, роман больше всего напоминает один из диалогов/полилогов на телеканале «Культура», включенный на середине: умные люди интересно рассуждают, спорят, а местами и ты готов с ними поспорить, но кто все эти люди, с чего начался разговор — непонятно. Да и чем закончится тоже, потому что надо выключать телевизор и скорей бежать за ребенком/в магазин/на курсы/спасать мир. Ладно, доосмыслю на бегу, голова вроде еще варит. Пока!

UPDATE. Спустя две недели понял, что был мальчик! Был! В смысле — кажется, я понял, кто убийца. Надо перечитать некоторые места, чтоб убедиться, но 90%, что я прав. Естественно, вам я эту тайну не раскрою — только злодей, ненавидящий всё человечество может сказать кто в детективе убийца. Дворецкий, ага. Сами думайте.

Оценка: 9
– [  9  ] +

Фигль-Мигль «Щастье»

prouste, 8 июня 2013 г. 16:40

Вручение Нацбеста автору, избравшему столь неблагозвучный псевдоним, побудило ознакомиться с первой книгой. В принципе, полностью согласен с отзывом Дмитрия Быкова. «Щастье» — очень атмосферный роман, с обаянием недоговоренностей и штрихования знакомых и полузнакомых персонажей, географии, социальных типов под предлогом воссоздания альтернативного постапокалиптического Питера. С композицией очень плохо, персонажи в силу своей расплывчатости так и не производят цельного впечталения, интриги нет как таковой. Много какого-то манерного мельтешенья, литературного кокетства и, да, содержательных диалогов, энергетики роману точно не хватает. Мне по мере чтения «Щастье» очень напоминало расплывчатость и многозначительность «Дома» Петросян, вот и по итогам трудно вспоминается, кто там есть кто и что есть еще кроме «атмосферы». Поскольку роман Петросян обрел статус абсолютного культа, рекомендую ее поклонникам ознакомиться с Фигль-Мигль — на месте интерната там СПб, а так принципиальных отличий в авторской манере изложения я не нашел.

Оценка: 6
⇑ Наверх