fantlab ru

Все отзывы на произведения Вл. Гакова

Отзывы

Рейтинг отзыва


Сортировка: по дате по рейтингу по оценке
– [  3  ] +

Антология «Научная фантастика»

alprosv, 22 августа 2023 г. 17:07

Мне мама купила этот сборник в 1980 г. — достала где-то с большим трудом. С тех пор постоянно его перечитываю. Отличная книга!

Оценка: нет
– [  1  ] +

Вл. Гаков «Две ипостаси Грегори Бенфорда»

vam-1970, 26 января 2023 г. 10:39

Физик и критик пишет о физике и фантасте Бенфорде- биография, часть творчества. Что интересно -это план написать новую книгу, а интервью было в 2006 оду- о Сибири, купленной и преобразованной американцами на благо всей планеты. Но судя по хронологии творчества — не написал. а жаль -интересно было бы его философию узнать.

Оценка: 8
– [  2  ] +

Вл. Гаков «Мудрая ересь фантастики»

artem-sailer, 8 января 2023 г. 21:03

В своё время эта статья, вступление к сборнику «Другое небо», для меня стала настоящим откровением. Перечитывал её даже чаще, чем сами произведения, входящие в сборник. Книжка попала мне в руки в 92-м году и напрочь снесла голову. Если бы не эта статья, думаю, я, двенадцатилетний подросток, вообще ничего не понял бы. Шутка ли — Кларк и Брэдбери пишут на религиозную тематику. Откровение, которое оставило в моём мировоззрении неизгладимый след.

Статья и сегодня вызывает интерес, читается на ура. Там такой обзор литературы, что я выписал для себя с десяток произведений, с которыми надо бы познакомиться.

Оценка: 10
– [  6  ] +

Вл. Гаков «Энциклопедия фантастики. Кто есть кто»

tarasovich09, 27 января 2022 г. 06:44

В 1996 году я приобрёл в магазине гигантскую книгу «Энциклопедия фантастики» под редакцией Вл. Гакова. Это был первый том «Кто есть кто» из предполагаемого двухтомного издания (второй том так и не вышел). Радости моей не было границ! Огромное количество сведений о различных писателях фантастах с их портретами!

Масса цветных картинок, среди которых обложки и иллюстрации ко многим изданиям западных фантастов, о которых я не знал, или имел туманное представление! Характеристика произведений, их тематика и попытка классификации! Среди авторов статей мастистые В. Бугров, В. Ревич, В. Борисов!

На много месяцев у меня было увлекательное и познавательное чтение.

Конечно, при детальном чтении, к авторам энциклопедии возникала масса вопросов. А необходимо ли было давать собственную оценку творчеству и произведениям многих фантастов? Ведь энциклопедия должна предоставлять холодную и беспристрастную информацию.

Похоже авторы собрались сводить счёты с «молодогвардейцами», неистово критикуя их творчество. Некоторые отечественные авторы удостоились унизительных оценок. Например, о фантасте Николае Дашкиеве некий критик А. Лукашин пишет, что он автор «малоинтересных произведений». А что если существуют тысячи читателей, выросших на этих произведениях и считают совершенно иначе? Досталось и украинскому фантасту Олесю Берднику за пропаганду «псевдонаучных культов» и заимствования. Интересно, а почему в этом не обвиняют, допустим, Лавкрафта? Вообще, авторы энциклопедии западных фантастов пощадили. Видимо договорились писать о них только позитивное!

В данном томе оказалось много ошибок не только в передаче сюжетов, но и в годах выходов произведений, в биографиях отдельных авторов.

Многих писателей вообще не хватало, и приходилось в отделе «для заметок» дописывать Л. Сапожникова, Ю. Бедзика, Н. Билкуна, О. Романчука, Виктора Савченко, Г. Л. Олди, А. Валентинова, Н. Перумова и пр.

Но всё же – не ошибается тот, кто не работает. Труд проделан гигантский и по сей день книга не утратила своего значения.

Оценка: 9
– [  3  ] +

Вл. Гаков «Путешествие в сердце тьмы»

vam-1970, 7 ноября 2021 г. 18:00

Обзор творчества писателя-фантаста Шепарда. По состоянию на 1996 год. Писатель , который пишет и фантастику и не фантастику. И получаются произведения, в которых невозможно найти какой-то четко определенный жанр.

Оценка: 7
– [  1  ] +

Вл. Гаков «Джин Вулф — мастер-отделочник»

vam-1970, 5 ноября 2021 г. 17:16

По состоянию на 1997 год о творчестве Вульфа. Очень основательно и подробно. Следует отметить в который раз книги Вульфа «Книга Нового Солнца».

Оценка: 8
– [  2  ] +

Антология «Другое небо»

amak2508, 4 августа 2021 г. 09:39

Каких только казусов не случалось в перестроечные времена. Один из них — выпуск (вдумайтесь!!!) Издательством политической литературы литературы «второго сорта»: сборника зарубежной научной фантастики. Буквально всё в этом издании носит отпечаток этого казуса. Начиная от не самой популярной в фантастике темы религии, продолжая странным, необычным названием сборника — «Другое небо» (в подборке такого произведения нет, а намек на небеса других планет не слишком удачен — в книге полно рассказов, действие которых происходит на Земле), и заканчивая подборкой произведений.

О подборке отдельно. С самого начала было понятно, что хороших произведений на эту тему вряд ли найдется так много, чтобы сделать из них полноценный сборник. Что советскому читателю было известно на тот момент: «Звезда» и «Девять миллиардов имен бога» Артура Кларка, «Битва» Шекли да «Смертные муки пришельца» Гарри Гаррисона. Три из них и вошли в сборник, оказавшись там едва ли не лучшими. Остальные произведения пришлось подбирать или не самого лучшего качества, или отношение к теме имеющих самое отдалённое. Ну скажите на милость какое отношение к религии имеет лемовская «Маска» или красивая, но очень грустная вещица Урсулы Ле Гуин «Выше звёзд». То же самое можно сказать и о «Стене вокруг мира» Теодора Когсвелла.

Из того, на что ещё можно обратить внимание в сборнике, две вещицы, надо думать, читателю хорошо знакомые: «Двадцать первое путешествие Ийона Тихого» Станислава Лема и «Царица ветров и тьмы» Пола Андерсона. Ну и, конечно, прекрасный рассказ Рэя Брэдбери «Человек».

Оценка: 7
– [  7  ] +

Антология «Фантастика века»

Вертер де Гёте, 4 июня 2020 г. 22:19

Именно тот случай, когда решили сделать всё хорошо и солидно, и... всё получилось!

Иллюстративный ряд и оформление производят очень сильное впечатление: большой формат, твердый переплет с тиснением, суперобложка, картонный футляр, специально разработанный оригинальный плакат-вкладыш, фото писателей и обложек книг, фантастические иллюстрации на цветных вклейках (без указания художников, к сожалению, — они перечислены общим списком, хотя работы Уэллана, Ахиллеоса, Вальехо узнаваемы) . Множество приятных дополнений — вступительные статьи братьев Стругацких и Гакова, писательская анкета, фантастическая энциклопедия на 200 биографий!

Но, разумеется, костяк тома — подборка лучших фантастических произведений 20 века в форме малой прозы. Хорошая подборка. Составитель попытался представить мир фантастики во всём его многообразии, включены рассказы не только выдающихся англо-американских и русских писателей, но и писателей континентальной Европы, а Латинская Америка представлена Борхесом. Сделана попытка охватить все основные архетипы фантастической идеи: темпоральная фантастика («Бесконечная ночь», «Апрель в Париже», «Хроноклазм», «Ночная ваза с цветочным бордюром», «Лучшее время года») Контакт и психология пришельцев («Чудовище», «Форма», «Роза для Екклезиаста», «Место ожидания», «Прохожий»), Роботы («Маска», «Улики»), антиутопия («Гаррисон Бержерон», «Побег»), прогрессорство («Самое далёкое плавание»), необычные эксперименты («Роковые яйца»). Щедро представлены основные поджанры фантастики: фантастический детектив, гротеск, фантастика юмористическая, антивоенная, социальная...

Рассказы в основном очень известные, а некоторые — просто шедевры из «золотого фонда» — «Будет ласковый дождь» Брэдбери, «Чудовище» Ван Вогта, «Вавилонская библиотека» Борхеса, «Роза для Екклезиаста» Желязны, «Апрель в Париже» Ле Гуин, «Форма» Шекли, «Лучшее время года» Мур и Каттнера...

Понятно, что составить подборку лучшего, которая удовлетворила бы всех, невозможно. Она в любом случае будет субьективна, к тому же составитель неизбежно ограничен такими критериями, как объём и общее количество рассказов, разнообразие подборки, количество произведений от одного автора, страны, и наличие проблем с авторскими правами.

Я, к примеру, не могу себе представить фантастику века без некоторых великих рассказов: «И грянул гром» Брэдбери, «Цветы для Элджернона» Киза, «Девять миллиардов имён Бога» Кларка, «Уходящие из Омеласа» Ле Гуин, «У меня нет рта, а я хочу кричать» Эллисона, «Цвет из иных миров» Лавкрафта, «Приход ночи» Азимова, «Кто ты?» Кэмпбелла... Они в антологию не вошли, уступив место другим произведениям, менее известным, но тоже весьма интересным. Состав произведений русских авторов я бы тоже изменил, думаю, он мог быть сильнее. Возможно, следовало бы уделить место «вирду», хоррору, фэнтези, чтобы осветить фантастику века в более широком спектре.

Оценка: 9
– [  3  ] +

Антология «НФ: Сборник научной фантастики. Выпуск 21»

Нескорений, 8 апреля 2020 г. 08:54

Экологическая фантастика получила особое распространение в 60-х годах прошлого века, хотя и до этого выходило немало произведений, связанных с темой бережного отношения к природе. В первой половине ХХ века фантастов больше интересовали темы космической экспансии, изобретения, стремительное движение вперед — к прогрессу. Однако, развитие промышленности, глобальное потепление, вырубка лесов, загрязнение атмосферы — все эти проблемы начинали всё больше волновать умы представителей общества, и фантастика не могла не откликнуться. 21-ый том из серии альманахов «НФ», подготовленный Вл. Гаковым, посвящен как раз-таки теме защиты окружающей среды, причем не только нашей родной планеты, но и миров, которые, как мы надеемся, ещё только предстоит открыть и освоить. Преимущественно в сборнике представлены работы отечественных авторов, как мастеров жанра, так и начинающих писателей, нашлось место и для зарубежных коллег. По структуре книга удобно делится на три блока, привычная разбивка для данной серии, плюс дополнительные материалы. Художественную часть предваряет вступительная статья составителя, где он коротко представляет участвующих авторов, предлагает читателю дайджест произведений, вошедших в книгу.

Действие рассказа О. Ларионовой «Где королевская охота» разворачивается на заповедной планете-курорте, куда прибывает троица туристов. Охота здесь строго запрещена, но людям свойственно нарушать запреты. Большую часть времени главный герой преследует раненого зверя, чтобы нанести ему удар милосердия. Приключенческая линия здесь вторична и довольно условна, главное место автор уделяет рефлексиям героя, ставшего частью любовного треугольника. Повесть К. Булычева «Закон для дракона» из цикла о Павлыше так и хочется характеризовать как адаптацию «Неукротимой планеты» Гаррисона для юного читателя. Главный герой получает вызов и отправляется на планету, где опасности подвергается небольшая экспедиция земных ученых. Местная фауна ведет себя довольно агрессивно по отношению к людям, раскрыть причины такого поведения и предстоит доктору Павлышу. Сюжет довольно прямолинейный, герои шаблонные, а условная детективная интрига прикреплена для галочки, вытягивает повесть фирменный стиль мастера, хотя для взрослого читателя всё покажется наивным и легкомысленным.

Идея при освоении новых миров менять самого человека, а не среду обитания, прямо скажем не нова. Рассказ П. Амнуэля «Иду по трассе» неизбежно заставит сравнивать его с зарубежными аналогами, типа «Ключей к декабрю» Желязны или «Дезертирство» (часть романа «Город») К. Саймака, причем сравнение будет явно не в пользу Амнуэля. На Венере проводятся полевые испытания с участием нескольких генетически измененных людей, которые могут выживать в самых экстремальных условиях. От итогов эксперимента зависит судьба экспедиции, попавшей в беду на Нептуне. Весь драматизм и нерв рассказа, можно сказать, проистекает из принципа «слабоумие и отвага», который можно было написать на гербе центральных персонажей, если бы таковой у них имелся.

Интересную концепцию для своего рассказа «Джеклоны» выбрал Г. Гуревич — перед нами не просто новелла, а литературный проект романа. Автор задает ситуацию в которой на свет было произведено несколько клонов писателя Дж. Лондона, за развитием судьбы каждого клона и предстоит следить нам. Влияют ли гены на талант, характер, смогут ли клоны повторить успех оригинала — вот в чем интрига. В рассказе А. Балабухи «Двое» оператор, управляющий роботами по добыче руды на планете Шейла, заканчивает рутинную трудовую смену, а в это время на Земле проходит праздник падающих листьев. Хорошо там, где нас нет? Возможно, технологии будущего позволят оставить эту грустную присказку в прошлом. К теме ответственности ученых за результаты своих изобретений обращается Д. Биленкин в рассказе «И всё такое прочее». Историк Таволгин отправляется в привычные места на рыбалку, но к своему удивлению обнаруживает, что там проводится некий секретный эксперимент. Руководитель испытаний нового прибора — бывший одноклассник главного героя разрешает ему стать свидетелем происходящего. Если естественный отбор не справляется достаточно эффективно, то как с этим справится человек, допустимо ли брать на себя роль Бога и к каким последствиям это приведет?

Раздел творчества начинающих авторов открывает рассказ Ф. Дымова «Сова». Два приятеля возвращаются с охоты на автомобиле, по пути они сбивают сову и закидывают птицу на заднее сиденье, скоротать дорогу позволяют разговоры о личной жизни, работе, но течение беседы прерывают странные события, необъяснимые с точки зрения обыденной логики. Два персонажа — два взгляда на мир, но уж слишком монохромна психологическая картина, кто хороший, кто плохой — ясно с самого начала, никаких полутонов здесь не предусмотрено. Достаточно интересную идею положил в основу своего рассказа «Узник» Э. Маринин. Главный герой в результате крушения оказывается на странной планете, где мысли становятся реальностью. Тема благодатная, но раскрыта вторично — слишком уж ощутимо здесь влияние Р. Шекли и «Соляриса».

Короткую зарисовку Г. Усовой под названием «Вода» сложно назвать фантастикой, это просто фантазия на заданную тему. В некой деревне, расположенной неподалеку от химкомбината, начинают болеть дети, причем умирают они от обезвоживания, отказываясь пить местную воду. С оптимизмом смотрит в будущее С. Другаль, в его рассказе «Экзамен» восстановлением биосферы Земли занимается Институт Реставрации Природы. Успехи генетики и роботехники используются на полную катушку — автор описывает массу диковинных животных, выведенных специалистами Института, а задача главного героя — проявить себя, доказать, что он достойный профессионал в своем деле. Одиноки ли мы во Вселенной? На этот вопрос мы пока не имеем достоверных ответов, но в рассказе В. Рыбакова «Великая сушь» человечество после долгих поисков обнаруживает планету Сола, где жизнь только зарождается, до разумности ей ещё миллионы лет, но насколько хрупок баланс, как легко нарушить естественное развитие Жизни — об этом старается предупредить нас автор. В тексте слишком мало действия и очень много диалогов, многословных рассуждений. Это первая публикация известного ныне отечественного фантаста, и пусть первый блин получился комом, но ведь не ошибается лишь тот, кто ничего не делает, не так ли?

В раздел зарубежной фантастики вошли всего три рассказа, больше прочих мне понравился Дж. Баллард и его новелла «Конец». Перед нами далекое будущее, когда почти все люди уже покинули Колыбель человечества, обреченную на медленную смерть, превращенную в свалку отходов. На Земле остаются лишь одиночки, да и те стараются улететь к новым мирам, но главный герой рассказа — настоящий романтик, он уверен, что Земля способна возродиться, что человечество должно быть благодарно своей Матери за то, что она дала ему жизнь. Действие рассказа Г. Франке «Анклавы» это краткая хроника будущего человечества длиной в 700 лет — проблема утилизации отходов привела к разделению на два вида — обычных людей, живущих в анклавах, и генетически измененных, способных выживать только на загрязненных территориях. Рассказ интересен инверсионной подачей сюжета — от финала истории мы последовательно движемся к отправной точке событий. Р. Брэдбери не умеет писать плохо и пусть «Час привидений» не относится к его лучшим произведениям, но эта история в его фирменном стиле — здесь и тема детства и любимых литературных произведений. Бумажные книги уже сейчас постепенно уходят в прошлое, но что будет послезавтра, неужели наши любимые литературные герои будут преданы забвению? Брэдбери по своему обыкновению смотрит на мир с оптимизмом, технический прогресс не остановить, но никто не отнимет у человека его главное свойство — способность мечтать.

Завершает сборник пара тематических эссе на экологическую тематику. Большая развернутая статья Вл. Гакова «Феномен Крайтона» исследует причины популярности романа «Штамм Андромеда», ставшего бестселлером в 1969 году, помимо прочего автор обращается к проблеме деления фантастики на субжанры, приводит краткий обзор 13 зарубежных фантастических романов-катастроф, некоторые из них до сих пор не были опубликованы на русском. Статья довольно информативная, её стоит прочесть всем, кто интересуется фантастикой. Проблемам защиты окружающей среды посвятил своё исследование И. Бестужев-Лада, в его эссе «Как люди вовремя разглядели опасность» содержится даже краткий план мероприятий по сохранению земной экологии, но учитывая характер капиталистической экономики современного мира всё это больше похоже на утопию. Автор последовательно ругает страны Запада, пренебрегающие защитой природы, но в то же время пытается оправдать глобальные советские проекты изменения окружающей среды, что смотрится крайне тенденциозно. В конце книги мы также обнаружим привычную рубрику новостей в мире фантастики, что происходили во второй половине 1978 года — на данный момент сие уже утратило актуальность для массового читателя и может быть интересно разве что дотошным историкам-фантастиковедам. В целом, сборник смотрится достаточно средним, от нечего делать почитать можно, но особых восторгов не вызывает. Лично мне понравился разве что рассказ Дж. Балларда, ну и статью Вл. Гакова про романы-катастрофы прочел с интересом, всё прочее можно считать факультативом.

Оценка: 6
– [  3  ] +

Вл. Гаков «Виток спирали (Зарубежная научная фантастика 60-70-х годов)»

igorgag, 8 февраля 2020 г. 22:39

Книжицу эту я прочитал то ли на третьем, то ли на четвёртом курсе. Но не позднее. Я неправильно запомнил название. Почему-то в голове отложилось английское выражение «science fiction». Так у них называют фантастику — об этом я узнал как раз из брошюры. И лично для меня это имело довольно далеко идущие последствия. В сентябре 1982 года я увидел на лотке в ленинградском Доме Книги, буквально у самого входа в вестибюль, книгу с таким названием — «Science Fiction. English and American Short Stories», выпущенную «Прогрессом», и с первого взгляда безошибочно понял, что под её обложкой. Книга ждала своего часа целых три года! Вышла-то в 1979 году. В общем, я её купил, уже вечером начал читать, но осилил тогда лишь предисловие на русском языке. Однако решил, что займусь английским. В жизнь сие решение воплотил только двенадцать лет спустя, да! Тем не менее с тех пор чтение на английском не бросаю, такие вот дела.

Ну ладно, это было вступление.

Теперь непосредственно о книге Гакова (который, как выяснилось, вовсе и не Гаков, ну да об этом нужен отдельный разговор). Тогда, в студенческую бытность, содержание её сильно меня ошарашило. Выяснилось, что я про современную англоязычную фантастику ничегошеньки не знаю. Столько этот Гаков назвал имён, перечислил книг... Крепче всего однако ошарашило именно само словосочетание — «science fiction». Раз уж в памяти оно название заменило. Книгу с таким титулом я искал уже в новейшее время в сети, естественно, чего нужно, не находил. Буквально вчера применил немного другую методу и — вот, пожалуйста! За два вечера перечитал.

Для меня и сейчас большинство упомянутых Гаковым имён и названий — терра инкогнита. Ну за редкими исключениями, вроде Урсулы Ле Гуин. Но вообще я почему-то надеялся, что Гаков в «Витке» и про Стивена Кинга рассказал, про его роман «Противостояние». Ведь один из главных героев там — рок-музыкант. А что-то про рок-музыканта из обзора «science fiction» на коре серого вещества у меня отложилось. И вот, теперь-то твёрдо знаю: нет, про Кинга речь всё-таки не зашла. Видно, не настолько он успел прославиться к началу 80-х, чтоб советские критики фантастики на него внимание обратили. Да, печаль; так рушатся с трепетом и тщанием лелеемые иллюзии...

Сейчас из всего многообразия имён фантастики 60-70-х отметил для себя лишь одно — С. Дилэни. Якобы он вырвался за рамки фантастики, написал что-то такое неимоверное, вынесшее мозг самому Филипу К. Дику.

Оценка: 9
– [  5  ] +

Антология «Научная фантастика»

olpo70, 8 сентября 2019 г. 16:50

Несомненно это одна из самых лучших и знаковых антологий фантастики советского периода. Издательство знание решило подвести итог на данном этапе времени и на основании этого итога выпустило данную книгу. И получилось просто великолепно. Просто посмотрите на фамилии авторов. Это сплошь цвет и гордость советской фантастики (за редким исключением). А произведения. Нет смысла перечислять, смотрите содержание. Эти рассказы и повести давно уже стали классикой советской фантастики и перепечатывались не раз.

Эта книга будет достойным украшением любой коллекции. Она не раритет. Купить ее можно и в приличном состоянии. У кого нет, берите смело, не пожалеете.

Оценка: 10
– [  6  ] +

Вл. Гаков «Русский меннонит в американской НФ»

zarya, 4 февраля 2019 г. 13:12

На сей раз известный критик совсем уже предпочёл почивать на лаврах. Не потрудился прочесть даже синопсиса ни одной поздней вещи Ван Вогта, небрежным жестом списав их чохом в утиль. По нескольку слов уделил самым знаменитым классическим произведениям (чего трудиться? и так все читали). Вбросил щепотку любительского психоанализа (автора в школе побили старшеклассники — ааа! Так вот откуда у него комплекс сверхчеловека!). Всю статью в целом выдержал в снисходительно-пренебрежительном тоне, опускаясь порой до прямых оскорблений («заумные опусы», «занимался дурью», «переболел паранойей»). Если уж настолько чужд и неприятен Гакову Ван Вогт — зачем вообще было браться за статью?

Оценка: 3
– [  0  ] +

Вл. Гаков «Властелин Кольца»

vam-1970, 14 января 2019 г. 12:53

Статья о творчестве американского писателя Ларри Нивена — создателе цикла «Мир — Кольцо», одного из неповторимых циклов. Редкий случай, когда начинающему писателю не пришлось прилагать громадных усилий за место под Олимпом Фантастики.

Оценка: 7
– [  0  ] +

Вл. Гаков «Заповедник добра»

vam-1970, 12 января 2019 г. 20:46

От творчестве Клиффорда Саймака, сына переселенца из Чехии. Автор статьи немного отступил от своих правил описывать в основном биографии — более подробно описал творчество писателя.

Оценка: 7
– [  0  ] +

Вл. Гаков «Фредерик Пол, «торговец космосом»

vam-1970, 7 января 2019 г. 19:10

Очень краткая биография Фредерика Пола, можно было бы и больше, тем более , что Гаков лично был знаком и неоднократно встречался с писателем.

Оценка: 7
– [  -1  ] +

Вл. Гаков «В тени чужой судьбы»

vam-1970, 7 января 2019 г. 11:53

Статья о писателе самом загадочном из всех известных- Джеймсе Типтри-младшем, получившим несколько престижных литературных премий Хьюго и Небьюла, а скрывалась под этим именем Алиса Хастингс Брэдли или Алиса Шелдон. Но никто из библиографов не сумел раскрыть причины ухода в подполье писательницы.

Оценка: 7
– [  1  ] +

Вл. Гаков «Картограф ада»

vam-1970, 5 января 2019 г. 19:12

Статья, посвященная творчеству Брайна Олдисса и приуроченная к 85-летию автора. «Картографы Ада» -это сам Олдисс, Гарри Гаррисон, Роберт Силверберг, Альфред Бестер, Деймон Найт, Фредерик Пол.

Картограф Ада — Олдисс написал «Пикник на триллион лет» — историю научной фантастики.

Олдисс — один из наилучших исследователей фантастики.

Оценка: 8
– [  -3  ] +

Вл. Гаков «Тяжкая миссия»

vam-1970, 4 января 2019 г. 13:54

Статья о творчестве столпа НаучнойФантастики — Хола Клемента, в реальности Гарри Клемента Стаббса. О писателе, кто тщательно продумывал физику миров, прежде чем их написать. О творчестве , результаты которого в сюжетах незабываемы.

Оценка: 8
– [  0  ] +

Вл. Гаков «Звёздные сальто-мортале Барри Лонгиера»

vam-1970, 5 октября 2018 г. 12:12

Очень интересные факты из биографии Лонгиера. Когда-то просмотрел фильм «Враг мой». Оставил сильное впечатление до сих пор. Оказывается, это его роман. И судьба писателя — не позавидуешь. Гаков немного написал, но ёмко о Барри Лонгире. Оказывается у него много замечательных произведений.

Оценка: 8
– [  1  ] +

Вл. Гаков «Неописуемый чудак из глубинки»

vam-1970, 20 июня 2018 г. 10:47

Без рецензии Гакова очень трудно понять творчество Р.А. Лафферти. Нестандартный писатель фантастики абсурда. Намешает в сюжеты всего необычного, а читателю разбираться.

Оценка: 8
– [  0  ] +

Вл. Гаков «Хьюго Гернсбек и его «Эмейзинг»

MrKasimov, 11 июня 2018 г. 10:36

Статья небольшая, но, избегая излишней документальности, сумела увлекательно рассказать о творчестве Хьюго Гернсбека. За полноту биографии ручаться не буду, но интересные подробности найти можно.

Оценка: 7
– [  -4  ] +

Вл. Гаков «Пэт Мэрфи, одинокая волчица»

vam-1970, 3 декабря 2017 г. 12:57

Биография американской писательницы Пэт Мэрфи, лауреата и номинанта престижных премий, краткая аннотация её произведений, путь к успеху.

Оценка: 8
– [  2  ] +

Вл. Гаков «Кимвал звучащий»

vam-1970, 25 ноября 2017 г. 21:42

Краткая биография становления Роберта Силверберга как писателя. Ранее не знаком был с его биографией — а она необычна. Дважды писатель делал многолетние перерывы в творчестве, чтобы потом с новой яркой силой засиять. Даже удивительно.

Оценка: 10
– [  -1  ] +

Вл. Гаков «Королева отказывается от короны»

vam-1970, 25 ноября 2017 г. 12:31

Королева киберпанка Пэт Кэдиган в своей статье о тенденциях развития литературы киберпанка.

Оценка: 9
– [  1  ] +

Вл. Гаков «Вечная война»

vam-1970, 22 ноября 2017 г. 18:28

Очень интересная краткая биография писателя -фантаста Джо Холдемана с краткими аннотациями его лучших произведений.

Оценка: 10
– [  1  ] +

Вл. Гаков «Загадочная К. Дж. Черри»

vam-1970, 20 ноября 2017 г. 16:09

Гаков написал такую статью, что сразу поставил «Моргейн» в первую очередь на чтение, благо, что он у меня есть.

Оценка: 8
– [  12  ] +

Антология «Другое небо»

Нескорений, 28 апреля 2017 г. 11:39

Наука и религия кажутся непримиримыми антагонистами лишь на первый взгляд, если разобраться, то между ними много общего. Каждый человек хотя бы раз задумывался о происхождении Вселенной, смысле нашего существования, смерти и бессмертии, возможности проявлений некого высшего разума. На эти вопросы пытаются ответить, как ученые, так и священники, главное различие лишь в используемых методах. Если сторонник научного познания опирается на эксперимент, постоянно корректирует свои представления об окружающем мире в соответствии с новыми данными, то вера мистика не требует доказательств, а догматы, установленные в седой древности не подлежат пересмотру и правкам. Ещё недавно казалось, что технический прогресс положит конец мракобесию, и религия постепенно исчезнет из жизни общества, но на практике мы видим совершенно иную ситуацию — всё больше становится экстрасенсов, различных культов, сект, всё в точности по закону «спрос рождает предложение». Нынешняя наука становится такой сложной, что без специального образования к ней не подступиться, вот и вынуждены простые обыватели обращаться к мистике, искать спасения в вере. Я это говорю не для того, чтобы кого-то осуждать, просто хочу обратить внимание, что религия и вера до сих пор актуальны, и они будут развиваться, это необходимо учитывать.

Изначально научная фантастика была довольно критично настроена к религии, если писатели первой половины прошлого столетия и обращались к теме Бога, то лишь затем, чтобы доказать, что его нет. Однако со временем, когда гегемония математики и физики в НФ была нарушена, авторы обратились к гуманитарным дисциплинам, среди которых философия и психология. Религиозные темы в фантастике стали подниматься чаще, место односторонней критики занял диалог, и сегодня уже никого не смущает, что в «Песнях Гипериона» Д. Симмонса или «Дюне» Ф. Херберта вопросы религии играют одну из первостепенных ролей. В нашей стране, вплоть до краха СССР, религиозную фантастику по понятным причинам не жаловали, цензура внимательно следила, чтобы к читателю не просочилось чего-нибудь эдакого, поэтому даже из тех романов, что допускались в печать, любые религиозные намеки вырезались безжалостно, как пример составитель антологии приводит «Солярис» С. Лема. Благо с приходом 90-х идеологическая блокада рухнула, и мы получили наконец возможность ознакомиться со всем многообразием фантастики, в т.ч. философской и религиозной.

Одной из первых антологий на тему религиозной фантастики стал сборник Вл. Гакова «Другое небо». Книга достойна наивысших похвал, выпущенная в 1990 году, она собрала под одной обложкой достойнейших авторов, знаковые работы, среди которых шедевры встречаются чуть ли не через раз. Многие произведения получили в своё время престижные литературные премии — Хьюго, Небьюлу, Локус или, как минимум, номинировались на их соискание. За редким исключением, жемчужины, выловленные Вл. Гаковым из океана англо-американской фантастики, на русском языке были опубликованы впервые, кое-что раньше удавалось протащить в печать под видом антирелигиозной, атеистической литературы, но это капля в море, некоторые из рассказов сборника с 1990 года ещё ни разу у нас не переиздавались. К качеству перевода вообще никаких претензий, достаточно отметить, что к этому аспекту антологии приложили руку такие мастера своего дела, как В. Баканов и Н. Галь. Структурная композиция сборника близка к идеалу — все произведения рассортированы по четырём тематическим разделам, для эпилога и пролога выбраны рассказы, подходящие на эти роли как нельзя лучше.

Вступительную статью составителя рекомендую прочесть перед тем, как приступить непосредственно к рассказам, тем паче, что её автор не затрагивает в ней произведения, вошедшие в состав сборника. Помимо поиска общих точек соприкосновения науки и религии, Вл. Гаков приводит во вступлении своеобразный дайджест наиболее знаковых фантастических произведений, не вошедших по тем или иным причинам в состав сборника. Если кто-то что-то упустил в своё время, а после знакомства с «Другим небом» заинтересовался ключевой тематикой, то статья поможет сориентироваться, выбрать интересные произведения по своему вкусу. Стоит отметить, что все разделы сборника также предваряются краткими вводными от составителя. Вот их читать я бы не рекомендовал, особенно если вы взяли эту антологию впервые. Гаков здесь не всегда осторожно относится к сохранению интриги, заранее раскрывая некоторые ключевые подробности сюжетов, что может подпортить общее удовольствие читателю.

В качестве пролога использован микрорассказ Э.Ф. Рассела «Единственное решение». Как говорится, начнём ab ovo, и обратимся к первой книге Бытия — что было, когда ещё ничего не было? Для трактовки этой небольшой зарисовки автор оставляет читателю широкое пространство для маневра, не претендуя на истину.

Первый раздел сборника призывает нас обратиться к небу — тема высшего существа, Бога и его роли в жизни людей здесь является основной. Замечательный рассказ Р. Брэдбери «Человек», который очень долго шёл к нашему читателю, по сути являет собой извечный спор верующего с материалистом. Есть люди, которые подобно Фоме не способны уверовать «не вложив персты в раны Его», но чего стоит такая вера, превращенная в знание? Остановись хоть на секунду и задай себе простой вопрос — что значит для тебя счастье, к чему ты стремишься, возможно, ответ уже прямо перед тобой — об этом нам пытается сказать автор, как всегда с доброй улыбкой и легкой грустью.

Известный ветхозаветный сюжет о моавитянском пророке Валааме и его ослице, посланном своим народом проклясть израильтян перед битвой, но уверовавшего и благословившего их, Э. Бучер в рассказе «Валаам» переносит в декорации Марса. Сюжет известен, следовательно и интриги никакой, мне такие ремейки не очень по душе. Тем более, что автор не уловил смысл библейского сюжета, который строится не на самоуничтожительном гуманизме, но на доказательстве триумфа единобожия над язычеством.

Истоки формирования мифологических архетипов пытается отыскать П. Андерсон в повести «Царица ветров и тьмы». Маскируя планетарную фантастику под фэнтези, автор обыгрывает кельтские легенды об эльфах, похищающих детей. Однако основная цель произведения, не в литературной игре, но в том, чтобы доказать известную максиму «человек сам кузнец своего счастья». Ещё известный римский поэт Вергилий говорил: «выбирающий бога, выбирает судьбу», однако верно и обратное утверждение, только тот, кто самостоятельно вершит свою судьбу, волен ставить над собой бога или же вообще отказаться от этой концепции.

Следующий блок рассказов объединяет принцип человека-творца, принявшего от Господа эстафету созидания. Здесь важно напомнить факт из библейской истории. Во время пребывания человечества в Эдеме, Господь передал Адаму частицу своего Логоса-Слова, дабы тот дал имена «всем тварям земным, морским и небесным», т.е. напрямую принял участие в акте творения. По этой причине все споры о противоречии роботехники, клонирования, создания ИскИнов высшему замыслу можно считать абсурдными, т.к. отрицать право человека создавать новые формы жизни (а как иначе назвать то, чем занимался Адам?), значить отрицать книгу Бытия, а это уже явная ересь.

Если А. Азимов в ряде своих рассказов положительно оценивал возможность избрания робота на пост президента, то Р. Силверберг в рассказе «Добрые вести из Ватикана» идёт ещё дальше, вторгаясь в святая святых — как воспримут верующие католики, что очередным Папой станет... нечеловек. Рассказ отмечен престижными наградами, но, как мне кажется, по преимуществу за авторскую смелость, сам рассказ не особо интересен — нет здесь ни интриги, ни производящего переворот в сознании финала.

Куда могут завести человечество эксперименты по созданию ИскИна демонстрирует «Иуда» Дж. Браннера — дальше ехать некуда, здесь автор переплюнул даже Силверберга, ведь робот в его рассказе стал живым Богом. Главный герой вынужден примерить на себя образ гоголевского Тараса Бульбы, восклицавшего «я тебя породил, я тебя и убью», но к чему приведет запоздалое прозрение изобретателя станет ясно лишь в финале, который получился довольно остроумным.

Ещё один рассказ Э. Бучера, называющийся «Поиски св. Аквина» перенесет нас в далёкое будущее, когда религия утратила свои позиции, и подобно первым христианам верующие скрываются в катакомбах. Чтобы дать стимул к возрождению веры, главный герой отправляется в путешествие к местам, где по легендам хранятся нетленные мощи древнего святого, но то, что ожидает нашего паломника в финале, способно перевернуть его восприятие мира кардинальным образом.

Настоящим открытием для меня в своё время стал небольшой рассказ А. Кларка «9 миллиардов имен бога». Автор напоминает нам о том, что хотя существование высшего разума и не доказано научно, оно в то же время и не опровергнуто. Также стоит задуматься, чего способны достичь наука и религия, если будут действовать сообща. По верованиям тибетцев конец света наступит тогда, когда человечество запишет все возможные имена бога. Процесс неимоверно длительный, но приобретение нового мощного компьютера может заметно ускорить этот тяжкий труд. Блестящий образный финал в одной лишь фразе — просто великолепно.

Настоящее пиршество для футурологов содержится в «21-ом путешествии Ийона Тихого» С. Лема. Рассказ читается нелегко, очень много научных терминов, концепций и забавных авторских словообразований, но содержание стоит усилий более чем. Перед нами разворачивается история развития научной, религиозной и политической мысли на планете Дихтонии, обитатели которой практически достигли вершины технического прогресса. Автор открывает нам тайны бессмертия, возможности клонирования, пластической хирургии, да и вообще вряд ли найдется научно-фантастическая концепция, которой здесь не нашлось места. Существенную роль играют и рассуждения религиозно-философского характера о свободе, о Боге. Содержания рассказа хватило бы на парочку толстых романов — великолепная вещь, где фантазия и выдумка С. Лема проявляются в высшей мере.

На протяжении всей своей истории человечество не устает искать ответы на сакраментальные вопросы. Герои микрорассказа Ф. Брауна «Ответ» стоят на пороге эпохального события, наконец-то создана машина, с помощью которой можно получить искомое, но каким будет решение и как отреагируют люди — это Ф. Браун прописал вполне остроумно.

Не обладая секретом путешествий в прошлое, мы не можем стать живыми свидетелями того, как создавались первые религии, узнать, что было исходным стимулом. Герои рассказа Р. Силверберга «Папа и шимпанзе» нашли способ, как обойтись без темпоральных прыжков, ведь модель первобытного общества может представлять группа подопытных шимпанзе, которым в качестве эксперимента была дана концепция смерти высшего существа, для приматов это человек.

Отвлечься от высоких материй и немного передохнуть предлагает третий раздел антологии, посвященный потусторонним силам, антагонистам Бога. Составитель решил обратить наше внимание на то, что дьявола иногда принято называть Лукавым, поэтому все рассказы здесь объединены также по принципу наличия иронии и юмора.

Без этого рассказа не может обойтись ни один сборник религиозной фантастики. «Битва» Р. Шекли обращается к одной из самых грозных мифологических концепций — последнему сражению сил света и тьмы. Легионы Антихриста готовы вторгнуться в земные пределы, но военное руководство способно встретить врага рода человеческого во всеоружии, выставив на защиту механизированные формирования, собранные по последнему слову техники. Финал получился по-настоящему остроумным и назидательным.

Есть вещи в мире пострашнее черной магии, тот кому хоть раз доводилось сводить бухгалтерский баланс это наверняка подтвердит. Родители главного героя рассказа Р. Шекли «Бухгалтер» хотят, чтобы их отпрыск по семейной традиции посвятил себя магическому искусству, но мальчик видит своё будущее иначе, сводить дебет с кредитом ему гораздо интереснее, чем чертить пентаграммы и зажигать чёрные свечи. Отчаявшиеся родители готовы прибегнуть к последнему, самому страшному средству, но как я уже говорил, в нашем мире есть вещи посильнее колдовства. Рассказ очень легкий и запоминающийся, как и все талантливые вещи этого мастера слова.

Во всем нужна золотая середина, по мнению Т. Когсвелла, высказанном в рассказе «Стена вокруг мира», одностороннее увлечение развитием технологий или углублением в духовные практики — путь опасный и шаткий. Герой рассказа — 13-летний мальчик, который учится в магической школе, долина, где находится его деревня, отделена от остального мира высокой стеной, её не перелететь на метле. Однако паренек уверен, что способ заглянуть за грань должен быть, и там где магия оказывается бессильной, он уверен — может помочь техника. Желание летать, расширять пределы познания сильнее мнения окружающих и успехов в учебе — добрый и мотивирующий рассказ.

Тема сделки с нечистым известна в литературе со времен «Фауста» Гёте, взглянуть на знакомый сюжет по-новому предлагает А. Бестер в рассказе «Вы подождете?». По сути это отличная социальная сатира на современное общество, отягощенное засильем бюрократии, сутяжничеством и волокитой. Чтобы продать свою душу, герою необходимо подписать контракт, но для начала нужно найти нужный офис в современном городе, что само по себе задача не менее мучительная, чем путешествие по кругам ада.

Экстрасенсорика всегда была не только способом связаться с потусторонним миром, но и полем обогащения для различных шарлатанов и мошенников. Герой рассказа Б. Шоу «Обратная связь» относится как раз к этой категории. Желая идти в ногу со временем он приобретает для своих сеансов инвокаций новый компьютер, однако жаждавший легкой наживы шарлатан и подумать не мог, к чему приведет внедрение в «призрачный» бизнес новейших технологий.

Заключительный раздел сборника призван подвести итоги нашему путешествию в горние выси, здесь мерилом всего является человек. Как преломляется в нас взаимодействие с высшими силами, ведь если бы Бога не было, его-таки стоило бы придумать.

Главный герой рассказа У. Ле Гуин «Выше звёзд» — опальный астроном, вынужденный бежать от преследования властей, бросив свою обсерваторию, дело всей своей жизни. Несчастный находит приют в глубоких шахтных выработках и путь назад, к звездному небу ему заказан, но если очень захотеть, то найти желаемое можно где угодно, даже там где меньше всего этого ожидаешь. Чудесное романтическое фэнтези, которое очаровывает искусством создания образов и мастерством слова.

Одним из важнейших принципов христианства является концепция свободы воли, рассмотреть этот вопрос призывает повесть С. Лема «Маска». Произведение в высшей степени экспериментальное, великолепный художественный стиль, но, к сожалению, невыразительное содержание, читается достаточно скучно — за словесным плетением теряются образы героев, нет интересных сюжетных поворотов, всё предсказуемо, а финал разочаровывает банальной театральностью.

Зато во второй раз порадовал А. Кларк, ещё один его рассказ «Звезда» — о космической экспедиции к месту взрыва сверхновой, случившемся в далеком прошлом. В составе экипажа есть католический капеллан, который становится непосредственным участником археологических изысканий, поиска возможного контакта, но истина, которая открывается нам в финале поистине потрясает воображение, очень сильное завершение рассказа, такое запоминается надолго, это точно.

Довольно горький и немного ироничный рассказ Д. Найта «Восславит ли прах тебя?» можно отнести к разряду предупреждений, здесь четко проявляется антивоенная тематика. Однако, мне показалось, что главное здесь в том, с какой горечью автор между строк обращается к Богу, уподобляя всё человечество распятому на кресте Спасителю, восклицавшему «Господи, почему ты оставил меня?». Здесь всё — и боль разочарования, и даже некое злорадство, но место для надежды остается, это главное.

Завершается антология эпилогом — рассказом У. Ле Гуин «Новая Атлантида». Здесь две сюжетные линии — основная — это привычная антиутопия о разлагающемся от перенаселения, безработицы и диктатуры американском обществе ближайшего будущего. Вторая линия — нечто довольно странное, череда смутных образов в духе произведений «новой волны», именно это сочетание обыденной безысходности и неведомого рождает странное ощущение, придает рассказу особый шик и глубину. Несмотря на безрадостность бытия своих героев, обычных американцев, автор не теряет присутствия духа, последовательно проводя мысль, что конец — это обязательно новое начало, история повторяется и будет развиваться дальше, так что не стоит грустить, ведь уныние смертный грех, а мёртвые пусть сами собирают своих мертвецов.

Подводя итоги, следует отметить, что сборник получился довольно интересным и разноплановым, но при этом достаточно четко следует заявленной тематике. Здесь есть над чем посмеяться, где погрустить и задуматься. Большинство произведений мне очень понравилось, некоторые уже давно зачислены в разряд любимых. Возвращаясь к теме взаимодействия науки и религии, многие авторы призывают к разумному синтезу, наука безусловно постоянно расширяет границы наших знаний об окружающем мире, но человек так устроен, что ему иногда необходимо просто во что-то верить. Границы познаний бесконечны, то что наука не может объяснить на сегодняшний день, временно поможет принять и осмыслить религия, которая, хотелось бы верить, постепенно выйдет за рамки косных догматов, станет живой и динамичной, отвечающей злободневным запросам и чаяниям людей. В конечном итоге все мы стремимся к достижению счастья, а способы и дороги бывают разные, посему же, как говорили римляне, suum cuique.

Оценка: 8
– [  3  ] +

Вл. Гаков «Век Толкина. К 100-летию со дня рождения писателя»

stas-no, 9 марта 2017 г. 00:55

Самая лучшая статья о Толкине, которую я читал. Именно благодаря ей я вообще узнал о Профессоре и именно она создала у меня то представление о книге, которое я долго хранил. Между прочтением статьи и знакомством с самой трилогией прошло довольно много времени и это дало мне возможность фантазировать на тему невероятных приключений, которые описываются в этой загадочной книге.. И тут я совсем недавно решил перечитать статью и понял, что она для меня не устарела и не потеряла своей актуальности. Хотя я уже давно прочитал Толкина и познакомился с некоторыми работами о нем, в т.ч. и биографией Карпентера. Но, помимо фактов, в этой статье — прекрасно написанной — есть большая любовь к Толкину и его миру, есть и анализ его произведений с нравственно-этической точки зрения. На мой взгляд она полезна не только как первый подступ к творчеству Толкина, но и по-своему раскрывает его и для тех, кто его уже читал.

Оценка: 10
– [  6  ] +

Вл. Гаков «Вечный поборник»

glupec, 26 октября 2015 г. 22:45

Одна из немногих действительно толковых статей наших критиков о Муркоке. Во всяком случае, на момент написания.

Сейчас — слишком многое воспринимаешь как наивность (умилительную и простительную для 96-го года, но выглядящую анахронизмом уже после «неполного с\с» от Кирилла Королева, что выходило в 2000 — 2002 гг).

Хотя... было бы с чем сравнивать. Пока имеем как альтернативу только предисловие к 4-х томнику издательства «Тролль».

В котором все переврано: то говорится, что вся муркоковская сага о Вечном Ггерое не сводится к 4-м базовым инкарнациям (на самом деле — таки сводится. Фон Беки, Танцоры на Краю времени, Скитальцы во времени и пр. — это лишь «вишенка на торте», бонусы, которые доставляют много удовольствия сами по себе, но в принципе не очень-то связаны с вечновоительским циклом).

То вдруг упоминается «ненаписанный роман «Владыка Канелуна» (на самом деле — это просто набросок, к-рый так на стадии черновиков и остался. На роман не то что не тянет, а... и не претендует даже).

Короче, горько видеть, как даже тут, на Фантлабе, некоторые люди с умным видом ссылаются на «троллевскую» недобиблиографию, утверждая, будто бы в с е книги Майкла — это один (!) огромный (?!) цикл. (40 романов, да. И еще больше повестей... Но это же не значит, что каждый роман = 1 книга. Для примера: шесть романов о Коруме — ОДНОтомник в ШФ, 3 романа о Дейкере — однотомник от КК «Фантастика», 8 романов об Эльрике — ДВУХтомник в ШФ. Вот это, по-вашему, «громадный мегацикл»? Ноу комментс, фейспалм моде он...)

У Гакова, по кр. мере, таких вопиющих ошибок нет. Правда, его тоже иногда «заносит» (но это скорее от незнания, чем из желания соврать): напр., он на голубом глазу утверждает, что «Край времени» — не что иное, как утопия, описание футуристического Рая (на деле — совсем наоборот. У меня даже когда-то была бредовая теория, что Край времени — это Хаос. А Джерек — простак, стремящийся понять, чтО есть любовь и милосердие — не кто иной, как Эльрик, после смерти оказавшийся в Седьмом круге ада. Ну и, соответственно, Лорд Джеггед Канарья... короче, вы поняли ;)

С другой стороны, кое в чем статья до сих пор может быть полезна (для тех, кто ММ толком не читал — особенно поздние, постмодернистские его вещи — а хоть краешком причаститься все-таки охота). Если бы не она, я бы никогда не узнал, чтО из себя представляет цикл о «Полковнике Пять». (Кстати, «спасибо» огромное нашим горе-переводчикам, которые превращали несчастного Макса Пятницкого то в «Пьята», то в «Пиата». Еще один косячок в копилку...)

А «Вечного поборника» рекомендую к прочтению — только читать его надо, поверяя алгеброй гармонию, не ища в статье непреложных истин...

Оценка: 7
– [  3  ] +

Вл. Гаков «Генеральный конструктор «Энтерпрайза»

IPSE2007, 6 июля 2015 г. 20:57

Практически все из нас, читателей «Если», знают довольно мало «интимных» подробностей создания сериала «Звездный Путь». Все же это не наша культура, не наша история и не наши традиции. Лично мне больше по душе английский «Доктор Кто». Даже аватарка на Фантлабе — Первый Доктор. В то же время, прекрасно осознаю то, на сколько приключения Энтерпрайза повлияли на развитие ангоамериканской научной фантастики. Последние блокбастеры серии «Звездный путь» так же подогревают интерес к истории франшизы. В свете этого, данная статья вызвала у меня живейший интерес. История создания и неотделимая от неё жизнь Создателя, описанные живым языком Гакова, который предстает перед нами в слегка другой ипостаси переносят нас в другой мир, мир кинокомпаний, сценаристов, франчайзинга и пилотных серий. После прочтения этой статьи хочется окунуться в оригинальный сериал и побывать там, где не ступала нога человека...

Оценка: 8
– [  1  ] +

Вл. Гаков «Звёздный час кинофантастики»

Стронций 88, 28 февраля 2014 г. 22:07

Очень толковая статья. Читается с интересом даже сейчас, 20 лет спустя. А все потому, что в основе её – анализ всего жанра, его успехов (значимости) и проблем, проблем которые остались и поныне. Обрадовало, что автор озвучил многие мысли, которые постепенно формулировались и у меня. Плюс спасибо автору, за обзор некоторых фильмов которых я ещё не смотрел, но они заинтересовали…

Кстати, интересный момент – я так понимаю, большинство фильмов о которых говорит автор, зрители того времени (советский) ещё вряд ли видели (того же «Чужого», например)? Представляю, как интересно это было читать тогда.

Оценка: 8
– [  2  ] +

Вл. Гаков «Побег из детства (Юные годы писателя Рэя Брэдбери)»

Sly Serpent, 11 ноября 2013 г. 00:53

Статья 1983 года, но весьма актуальная и поучительная и в наши дни. Автор «глубоко» знаком с творчеством писателя, освещает множество интересных деталей и фактов, затрагивает период становления жанра научной фантастики. При этом, язык написания самой статьи весьма художественен и красив. Гаков, с легкостью волшебника, организовывает для нас экскурсии в прошлое и назад в настоящее(теперь уже прошлое). Таких публицистов, критиков читать приятно и полезно. Прекрасный очерк!

Оценка: 10
– [  3  ] +

Вл. Гаков «Фантастический год — 1962-й»

Ольгун4ик, 10 июня 2013 г. 15:48

Если бы не эта статья, я бы вряд ли дала еще один шанс самому любимому теперь моему писателю. 92 год запомнился таким обилием новых изданий, новых имен, что, не слишком понравившийся с первого раза роман Хайнлайна, который и предваряет эта статья, мог просто пройти мимо меня. Но статья была просто великолепна. Она написана с такой, не побоюсь слова, любовью к фантастике, к Хайнлайну, что я не могла не прислушаться к мнению, как оказалось нескольких авторов. По информации из статьи я искала для себя книги и произведения, которые в ней были вскользь упомянуты, и смогла мало того, что перечитать уже через две недели «Чужака...», но и срочно искать другие его книги, которые занимают одно из первых мест в моей библиотеки и моем сердце. Спасибо «Владимиру Гакову».

Оценка: 10
– [  4  ] +

Антология «Бесконечная игра»

redmarie, 17 декабря 2012 г. 02:45

«Бесконечная игра», на мой взгляд, весьма неровный сборник. Книга аннотирована как собрание лучшего из зарубежной научной фантастики, опубликованной в издательстве «Знание» за 20 лет, однако, все субъективно по мнению составителя, а на вкус и цвет, как известно...

Все равно, считаю антологию удавшейся. Она содержит как редкие, малоизвестные на тот момент, рассказы («Упрямый робот» Г. Л. Лэка ,«Человек против города» Роберта Абернати, «Кукловод» Деймона Найта) так и читаемые и часто издаваемые произведения признанных мастеров жанра: Э.Ф.Рассела, Р.Брэдбери, Р.Хайнлайна, П.Андерсона, К.Воннегута, Р.Силверберга, Ф.Дика.

Эдаким бонусом стали рассказы не профильных НФ-писателей: Роберта Блоха («Поезд в ад») и Стивена Кинга («Поле боя»). Отдельно хочется отметить в этом сборнике юмористическую изюминку от Генри Каттнера (рассказ из цикла о Хогбенах) и потрясающе музыкально-эмоциональную историю Ллойда Биггла-мл. «Музыкодел».

В общем, открывая эту книгу, следует подготовить себя к находкам и сюрпризам, не всегда оригинальным, но, тем не менее, запоминающимся.

Оценка: 8
– [  4  ] +

Антология «Другое небо»

Leningradka, 8 июня 2011 г. 17:02

Замечательная книга, тем более что она давала представление не только об напечатанных в ней новеллах, но и о других авторах и книгах, которые не вошли в сборник — таких, как «Космическая трилогия» Льюиса или «Гимн Лейбовицу». Сегодня мы имеем возможность прочесть эти книги по-русски, хотя, к сожалению, не все. И Гаков написал свои аннотации очень хорошо!

Оценка: нет
– [  12  ] +

Вл. Гаков «Энциклопедия фантастики. Кто есть кто»

archivsf, 22 мая 2011 г. 18:09

Тем не менее «гаковская» энциклопедия пока что остается самой полной и основательной из того малого числа подобных изданий на русском языке. Она отвечает основным критериям. по которым строится справочная литература, а обладание ею в недолгую доинтернетовскую эпоху середины-конца 1990-х — было настощим кайфом. Жаль, что не вышли последующие тома, т.к. согласно их аннотации, они были бы еще интереснее.

В настоящем издании алфавитная разбивка авторов, фото ко многим персоналиям и к тому же вставные цветные листы с репродукциями обложек, по-моему, грамотно уравновешивали строгость энциклопедической литературы и художественную изысканность в оформлении.

Оценка: 10
– [  9  ] +

Вл. Гаков «Мудрая ересь фантастики»

be_nt_all, 22 января 2011 г. 09:32

Парадоксальное богоискательство, ничем не ограниченная «игра в ересь», попытка познания непознаваемого, предпринятая спрятавшимся за застенчивой улыбкой «заигравшегося в оловянные солдатики» фантаста. Это именно то, что я больше всего ценю в научной и не очень фантастике: как минимум с 13 лет, когда мной было прочитано «Открытие себя» Савченко.

И, разумеется, предисловие Гакова к антологии «Другое небо», где он выводит родословную «мудрой ереси фантастики» от Аристофана (как и сам сборник, который я до сих пор считаю лучшей из фантастических антологий) были приняты мной «на ура».

Порадовала и история появления религиозной фантастики в протестантских США, и очень трезвая оценка «Дюны» Херберта…

Рассмотрением трёх законов робототехники через призму десяти заповедей моисеевых по нынешним временам, вероятно, уже никого не удивишь, но на момент выхода антологии оно смотрелось, как минимум, свежо.

В итоге-же, это предисловие может оказаться для кого-то новым и парадоксальным взглядом на привычный жанр, а кому-то просто поможет расставить всё по местам.

Оценка: 10
– [  5  ] +

Вл. Гаков «Энциклопедия фантастики. Кто есть кто»

мрачный маргинал, 16 января 2011 г. 14:33

По существу, на русском так и не издано НИ ОДНОЙ ЗАВЕРШЁННОЙ и хотя бы относительно ПОЛНОЙ энциклопедии фантастики. Завершить издание «гаковской» энциклопедии вряд ли удастся, — авторский коллектив уже изрядно поредел... Да и издателя найти проблематично.

Даже цифровой вариант Энциклопедии включил всё тот же раздел «Кто есть кто», — впрочем, значительно дополненный.

Быть может, именно в «фантлабе» когда-нибудь и будет составлена первая относительно завершённая Энциклопедия фантастики, но это — тема, будем надеяться, близкого будущего, — после отдельного обсуждения .

Оценка: 8
– [  1  ] +

Вл. Гаков «История в сослагательном наклонении»

мрачный маргинал, 16 января 2011 г. 13:57

По всей видимости, очерк мировой альтернативной истории (как она представлена в избранных произведениях фантастов Запада) составлен на основе материалов списка «Ухрония» Р. Б. Шмунка (США). Автор продолжает давнюю свою, — ещё «советскую», — тему популяризации достижений англо-американской фантастики. Тема сохраняет актуальность и поныне, поскольку издательские и исследовательские реальности фантастики российской и «англоязычной» продолжают оставаться сильно разобщёнными.

Оценка: 6
– [  2  ] +

Вл. Гаков «Патрульный времени»

Доктор Вова, 22 июля 2010 г. 08:04

Хорошо и добротно написанная статья! Получил искреннее удовольствие от ощущения соприкосновения со святая святых каждого человека — его домом! Согласитесь, насколько разным бывает человек на людях и там, где и стены помогают! А если учесть, что эта встреча была у них первой, то это делает автору честь!

Библиографию, биографию, отзывы и критические статьи о Андерсоне можно найти во многих источниках. Но множество мелочей, описанных Владимиром Гаковым позволили лично мне несколько по другому взглянуть на какие то творения Автора, объяснить какие-то нюансы в поведении его персонажей.

В любом случае, большое спасибо В. Гакову за статью, за встречу с Андерсоном, за милые мелочи, описание которых сделало Мэтра ближе и понятей!

Оценка: 9
– [  1  ] +

Вл. Гаков «Затерянный на голубом экране»

Крафт, 5 декабря 2009 г. 01:39

Вл. Гаков приоткрывает малоизвестный для современного русскоязычного читателя пласт американской кинокультуры, приурочив статью к вручению Харлану Эллисону почётного приза с плашкой «Грандмастер» на ежегодном банкете Американской ассоциации писателей-фантастов (в отличие от вручаемых там же премий «Небьюла», не за конкретные произведения, а за общий вклад в развитие жанра).

Имеется в виду, конечно, проза, но не меньше заслуг у Эллисона перед кинофантастикой. Экранизации его произведений на телевидении и в кино не оставляют равнодушными зрителей, начиная с 60-х годов прошлого века. Стоявший у истоков «Звёздного пути», «Вавилона-5», автор сценария скандального фильма «Парень и его пес» и сериала «Демон со стеклянными руками» (поразительно напоминающего по сюжету первый «Терминатор»), писатель разменял восьмой десяток, но пока не собирается на покой.

А в том, что сил и энергии у вечного вундеркинда и нарушителя спокойствия хватает, мало кто сомневается. Во всяком случае, организаторы банкета всерьёз опасались скандала: Эллисон ненавидит, когда его причисляют к авторам science fiction, предпочитая ему speculative fiction (на русский можно перевести как «литература размышлений»), но это слово не умещалось на заранее сделанную плашку. По слухам — пронесло. Мэтр был благодушен.

Оценка: 9
– [  2  ] +

Вл. Гаков «Звёздный час кинофантастики»

Alexandre, 6 октября 2009 г. 17:39

Очень серьёзная статья, описывающая состояние и достижения зарубежной (в основном американской) кинофантастики. Я был просто поражён количеством перечисляемых произведений и имен авторов. Всем, кто интересуется кино-фантастикой, эту статью полезно прочитать. Следует отметить так же, что это одна из последних работ такого рода, вышедшая во времена СССР — вряд ли удастся в более поздних статьях обнаружить качества, присущие именно советским временам.

Оценка: 8
– [  4  ] +

Вл. Гаков «Век Толкина. К 100-летию со дня рождения писателя»

glupec, 20 августа 2009 г. 18:41

По нынешним временам, когда имя Толкина у всех на устах, а книги его можно купить на каждом углу — статья несколько наивна; кроме того, в ней излагаются, в общем-то, очевидные вещи. Гаков — авторитетный фантастовед, знаток своего дела, но тут ему, видимо, просто не хватило кое-где знания матчасти. Есть и фактические ошибки (Саммат Наур — это не башня; вместо трех спутников главгероя помянуто только два), есть и очень наивные параллели (Мордор — murder). Из предисловия к «радужному» изданию «Хранителей» и то почерпываешь более содержательную информацию. Впрочем, как такое себе дополнение к этому предисловию, статья хороша. :glasses:

Оценка: 6
– [  7  ] +

Вл. Гаков «Бей жукоглазых!»

Petro Gulak, 19 января 2009 г. 21:57

Отзывы на верхувенский «Звездный десант» делятся на две с половиной категории.

1. Как испоганили Хайнлайна!

1-а. ...да еще в фашистском духе!

2. Отличная сатира.

Верхувен именно антитоталитарную сатиру и снимал. И даже еще хитрее: пропагандистский фильм, какой могли бы снять в изображенном обществе, — но пропаганда эта не только глупо лжет, но и время от времени проговаривается, так что зритель вполне может осознать действительное положение вещей. Гаков этого не увидел, не понял и заклеймил фашистские наклонности режиссера. Близоруко и неумно.

Оценка: 3
– [  3  ] +

Антология «Другое небо»

an2001, 21 декабря 2008 г. 09:54

Слишком просто было бы назвать книгу сборником на религиозные темы. Скорее это собрание произведений о человеке верующем (и не обязательно в какую-либо высшую силу). Необычно и построение книги, где она делится на несколько частей, каждая из которых имеет свое предисловие, что в лишний раз говорит о тщательности составления.

И неплохо бы смотрелось здесь изречение на латыни: Ad cogitantum et agentum homo natus est (Человек рождён для мысли и действия).

Оценка: 7
– [  9  ] +

Антология «Другое небо»

kkk72, 23 ноября 2008 г. 16:01

Впервые я прочел этот сборник лет 15 назад, и тогда он произвел на меня очень сильное впечатление. Мудрый рассказ Брэдбери, цепляющие истории Энтони Бучера, атмосферная «Царица ветров и тьмы» Пола Андерсона, пронзительная «Маска» Лема, ироничные рассказы Шекли, захватывающая воображение «Стена вокруг мира» Когсвелла — сколь много сокровищ оказалось спрятано в этом неказистом сборнике с дурацкой обложкой. Все они заставили меня посмотреть на фантастику с немного другой стороны, задуматься о смысле человеческой жизни. С тех пор прошло уже много времени, по разным причинам моя библиотека дважды обновилась почти полностью, а вот этот сборник до сих пор занимает почетное место на полке. Если он вдруг попадется вам на глаза — не проходите мимо!

Оценка: 9
– [  4  ] +

Антология «Научная фантастика»

bortok, 23 октября 2008 г. 06:35

Я этот сборник читал и издании 1980 года (подарили мне на День рождения ! ) И тогда в десять лет я наверно и начал по нему-любить и понимать фантастику ! Потом перечитывал не раз ! Антология собрана обалденно ! Трудно назвать произведение,которое не понравилось бы ! Всё очень интересно ! И блещет романтикой 60-ых и приключениями в стиле 70-ых !

Оценка: 10
– [  4  ] +

Антология «День гнева»

aps, 27 августа 2008 г. 12:43

Здесь, на мой взгляд, собраны лучшие рассказы советского периода. Если кто ищет стрельбу, космические погони, то ему лучше даже не брать этот сборник в руки. А если кто любит фантастику, которая позволяет по новому взглянуть на наш мир, фантастику которая учит добру и культуре — Добро пожаловать. Cборник «День гнева» для Вас.

Оценка: 8
– [  1  ] +

Антология «Бесконечная игра»

aps, 27 августа 2008 г. 12:36

Тут собрано действительно лучшее, что было напечатано в Советском союзе из зарубежной англоязычной фантастики. Особенно мне запомнился рассказ Стивен Кинга «Сражение» — это было первое знакомство с его творчеством.

Оценка: 9
– [  6  ] +

Антология «Другое небо»

olvegg, 9 марта 2008 г. 20:57

Отличная тематическая антология, много запоминающихся, сильных рассказов. Именно в ней впервые прочитал «Царицу ветров и тьмы» Андерсона, «Маску» и «XXI путешествие» Лема, «Новую Атлантиду» Ле Гуин, «Звезду» Кларка и многое другое.

Оценка: 9
⇑ Наверх