fantlab ru

Все отзывы на произведения Марьяны Романовой

Отзывы

Рейтинг отзыва


– [  2  ] +

Марьяна Романова «Чёрный венок (История, рассказанная автору врачом ГЧ)»

favoritetoy, 13 ноября 2022 г. 08:14

Если позволят админы, я бы хотела оставить отзыв не о рассказе « Черный венок «, а о самом сборнике, в который входит этот рассказ, а все остальное — это старый добрый роман Мертвые из Верхнего Лога, который был несколько лет назад уже выпущен отдельной книгой. Поэтому этот сборник, если можно так назвать, представляется мне попыткой многоуважаемого автора Романовой обмануть не очень внимательного читателя и по-быстрому заработать денег, ничего не делая, ведь многие купят книгу по названию, не ознакомившись с содержанием и будут весьма разочарованы и обмануты, особенно если Верхний Лог уже купили и прочитали. Стыдно, уважаемый автор, очень стыдно должно быть! Надеюсь, мой отзыв не будет удален, ведь он поможет читателям не обмануться и не разочароваться)

Оценка: нет
– [  4  ] +

Марьяна Романова «Стая»

красная роза, 12 мая 2022 г. 20:16

Соскучилась по нашему родному хоррору, по ведьмам, лешим, очумелым деревенщинам. И когда еще, как не в октябре бросаться в любимые мистические дали? Благо сейчас русские ужасы расцвели, выбрать вполне себе есть из чего. Марьяну Романову я уже когда-то читала, впечатления были неоднозначные, но посчитала нужным дать второй шанс. Русский фольклор она активно и красочно использует, не косит под иностранных авторов, и выходит очень даже самобытно. За что ей респект и уважение, мифология славянских народов — кладезь для сюжетов, там и нужно копать и представлять в разных вариантах. А конкретно тут еще и тема незаезженная, редко используемая в литературе, но мною очень любимая. Оборотни. Хочешь пиши страшную сказку, хочешь драму, мистику, а можно и просто мясной треш.

И што ж??

А такое себе, скажу я. Не ужасы это, и даже мистикой язык не поворачивается назвать, скорее магический реализм, очень сумбурный и скомканный. Автор опять замахивается на некое-увлекательное, а получатся, то, что получается. В «Болоте» хоть с сюжетом тоже бяда была, но атмосфера выдержана в действительно жуткой манере, четко ощущался эффект присутствия. Но если там хорошую вначале книгу просто слили, то здесь даже не наливали.

...«ввергнет в то состояние, когда и оторваться невозможно, и в соседнюю темную комнату выйти одному страшно. Автор словно берет вас за руку и ведет в мир своих фантазий»..

Не страшно на улицу ночью выйти и погулять, какая тут комната. А фантазия у автора бурная, да. Волколаки, ведьмы, адописные иконы, деревня, лес, секта, брутальный дерзкий мужик, подвал-цепи, загадочные девицы, местные легенды, пропадающие люди, бла-бла-бла. А давайте запихнем все жуткие идеи в роман, но ни одну из них не разовьем. Основную историю можно уместить в пару страниц, все остальное мыльное мыло, как очень любит автор. Роман, по сути о неадекватной секте и о последствия таких веселых связей, вот сказочки конец, а кто слушал молодец. Как можно было такую крутую идею про оборотней так сверхъестественно уныло преподнести???

Книги автора это зарисовки с жуткими темами, без всякой логики, увлекательного сюжета, с ведром сумбура, ведущие в итоге в никуда. Приманили, приворожили и кинули. Сегодня у нас плов без месяца. И без риса.

Вердикт: творения М. Романовой завернуть и унести, подальше от меня.

Оценка: 5
– [  1  ] +

Марьяна Романова «Стая»

Evengar, 3 февраля 2019 г. 20:37

Городская мистика с неплохим сюжетом на основе фольклора русского севера про волкодлаков, ведьм и адописные иконы, припорошенный отсылками к популярным веяниям среди московской эзотерической тусовки 90х-нулевых.

Читается довольно легко и с интересами, несмотря на местами лишние отступления от главной сюжетной линии. К сожалению, концовка несколько смазана, а идеи про адописные иконы и связанный с ними персонаж так и не получили развития.

Оценка: 8
– [  5  ] +

Марьяна Романова «Страшные истории: городские и деревенские»

Пушистая, 28 ноября 2017 г. 20:17

Для таких как я Маша Королева из Маши Царевой превратилась в Марьяну Романову. И даже свою фирменную героиню Сашу Кашеварову она перетащила под данное альтер эго и получилось хорошо и иногда по женски страшно (это про Дневник Саши Кашеваровой). Расслабтесь, это лирическое отступление для ерундиции и рассматриваемая книга совсем не о горожанках сильно за 30.

К сожалению, малая форма безжалостна и всегда выдает откуда у автора ноги растут: в то время когда были прочитаны «...истории..» это было модифицировано в «можно вытащить автора из жж, а вот жж из автора — вряд ли». Зато, на том полигоне экспериментов, вдоволь насмотревшись, можно было научиться варьировать одну тему на разные вкусы. Что скорее гуд, чем наоборот. К тому же, в лучших моментах Страшных историй (так же как и Мертвых из Верхнего лога того же автора) я грешным делом забывалась и думала что Романова — это такой Мамлеев, адаптированный для домохозяек и самочек-кидалтов постсоветского пространства. И сладок был бы тот обман, если бы не одно но — этих лучших моментов не так уж много. Но и рассредоточены они весьма удачно, так что читая от одного до другого и тд и тп, как раз книжку и закончишь.

<i>Дарья сидела на полу, прижав слегка расставленные колени к ушам, в этой позе было что-то обезьянье. Перед ней, на полу, стояла тарелка с горкой покрытых плесенью, полуразложившихся оладьев, склеившихся в единую кучку источающего вонь теста, в которой еще и копошились личинки. К ужасу матери, Дарья оторвала от вонючей массы кусочек и положила его в рот.

– Что ты делаешь, оставь!

Женщина в один прыжок подскочила к ней и хотела отодвинуть тарелку, но дочь вдруг зарычала, как животное, и приподняла верхнюю губу, показав зубы, между которыми застряли кусочки теста. От нее странно пахло – кислый, как будто бы многодневный или старческий, пот и земля. Густой запах влажной земли.

– Дашенька…

Но девушка не отозвалась, из ее лица ушла привычная ясность и вообще – все знакомые выражения, она была похожа на манекен. Отвернувшись к стене и закрыв торсом тарелку, она продолжила есть – жадно и неряшливо. Крупная личинка выпала из ее рта и шлепнулась на пол.</i>

Оценка: 8
– [  4  ] +

Марьяна Романова «Старое кладбище»

endermnarsky, 7 октября 2017 г. 21:51

Плюсую автору за небольшие вставки в виде крипи-стори; порою они действительно немного щекочут нервы.

За действительно присутствующий между строк «трупный дух» тоже плюс — лично мною подобные вещи воспринимаются на отлично, в силу индивидуальных особенностей.

Атмосфера кладбища, тем более старого кладбища присутствует (кто бывал на старых деревенских кладбищах, или совершал на городских уборку глубокой осенью, поймёт), что тоже радует.

Отдельный плюс — за определённые познания в колдовстве и оккультизме, которые, что ни говори, виднеются за текстом.

Но вот основная сюжетная линия... Нет, поначалу повествование действительно вызывает интерес; даже некие сопереживания герою. Но уже с середины начинается нечто, показавшееся лично мне «тягомотиной». В конце же всё это откровенно сливается, оставляя лёгкое недоумение.

Потому, спасибо тем вещам, которым я отдал свои плюсы в начале отзыва — вы спасли эту книгу. Могло быть и хуже.

Оценка: 5
– [  2  ] +

Марьяна Романова «Старое кладбище»

george1109, 28 июля 2017 г. 08:53

Описание убогости и унылости российского бытия, с которого начинается и собственно книга, и все передряги гг, нарочито и маниакально болезненно. Прекрасно понятно, что автор ведет речь о том, чего не знает. Вернее, знает из неких вторичных источников, но ни разу ни на собственном опыте.

Временами путаются слова. Спотыкаются друг о друга, не соблюдая элементарную очередность. Особенно когда автор пытается сказать лучше, чем умеет, расцветить свой слог в погоне за сомнительными бонусами.

Впрочем, бывает, что путаются и реалии, фактура. Сбоит у автора чувство времени: смешались в кучу и начало 90-х, и их окончание, и другие времена. Хотя странно ждать иного от человека, пытающегося описать то, чего не видел.

Что удалось? Мистика. Ради которой, собственно, все и писалось. Прилично, вплоть до физиологического отвращения, отписана хоррор-составляющая. Хороши, пока не начинают превалировать над сюжетом, страшилки.

Но все же, заваленный напрочь финал и насмерть убитый страшилками сюжет позволяют говорить об общей беспомощности опуса. И рекомендовать «Кладбище…» (благо, объем невелик, а стиль не требует жесткого, вдумчивого чтения) только любопытствующим. Желающим ознакомиться с творчеством Романовой, или с попыткой создания крупной формы отечественной мистики.

Оценка: 4
– [  5  ] +

Марьяна Романова «Мёртвые из Верхнего Лога»

Blair, 18 апреля 2017 г. 09:43

Не помню уже кто посоветовал, мне эту книгу, но я название записал. Все-таки русский автор пишущий мистику, еще и о живых мертвецах, еще и женщина – это интригует.

«Мертвые из Верхнего Лога» Марьяна Романова

Сразу скажу, что по пятибалльной системе книге поставил четыре. Очень хорошо, но с мелкими недостатками, которые не сделали ее идеальной.

Я, конечно, ожидал книгу о живых мертвецах, но они там совсем не главные. Как то даже не хочется раскрывать сюжет, чтобы кому то не перебить интерес совершенно случайно. Главное, что скажу. Мертвецы есть, и есть страшные сцены с их участием. Но все будет не так, как вы ожидали. Задумка у книги очень оригинальная и заведет среднестатистического зомби-фаната совсем не в ту степь, в которую он надеялся попасть.

Написано все очень легким и простым языком. Читается просто нон-стоп. Очень затягивает и не отпускает. Действие растягивается, чуть ли не на 100 лет и по всему миру. Тут и революция в Петрограде, и Москва нашего времени, и джунгли глубоко в Африке. А эпицентром служит деревушка в лесу под названием Верхний Лог. В окрестностях пропадают приезжие и ходят слухи о мертвецах, ходящих по ночам в этом районе.

Что не понравилось. Мужчины описаны очень тускло и невнятно, женщины наоборот. Явно чувствуется, что книга написана женщиной. Также встречаются огрехи в описании сельской жизни, видно, что писатель явно всю жизнь рос в городе и деревню видел из окна поезда/машины, а ни как не изнутри. Примеров не спрашивайте, ибо не вспомню.

В целом книга отличная и даже ради интереса погуглил насчет автора.

Марьяна Романова – это псевдоним автора Маша Царева. Хотя Маша Царева – это тоже псевдоним. В ЖЖ она себя называет Маша Королева. Наверное – это и есть настоящее имя. Маша – это бывший журналист, режиссер и фотомодель. Сейчас вроде как писатель. По крайней мере насчитал около 6 книг под псевдонимом Саша Кашеварова. Запутался, короче.

Оценка: 8
– [  4  ] +

Марьяна Романова «Старое кладбище»

Amorphis, 18 января 2017 г. 15:35

Не хотелось конечно критиковать труды российских мистиков, но к сожалению дело такое что критика напрашивается. После моего знакомства с творчеством Ланы Синявской, у меня как то пропала тяга к российской мистике, поэтому к творчеству Марьяны Романовой меня как то не тянуло. Ну кто не рискует тот не пьет шампанское! Поэтому когда мне на глаза попалась книжечка с названием: «Старое кладбище», я все же решил прочесть. Как выяснилось из биографии писателя, мистические произведения она стала писать относительно не давно, до этого автор писала женские романы.

Российская глубинка — излюбленная тема хоррор писателей из России. Разыграть картину с колдунами,ведьмами, суеверным народом живущем в нищете не так уж и сложно. Тема конечно интересная и захватывающая, хотя не каждому удается реализовать ее успешно, этот роман как раз из этой серии.

На задней части обложки книги, есть небольшая информация об авторе. В частности говорится о том что Романова много лет коллекционирует страшные истории и читает курс по западноевропейской демонологии. Так и вышло что роман практически и состоит из рассказов в стиле «Был такой случай..» (согласен с участником форума Mizantrop). Нету как такового сюжета, действий, развития событий, есть только автобиографическая история парня, рассказывающего о том как он пришел в мир магии. Часть историй не лишена конечно бреда и всяких абсурдных моментов, к примеру: Похоронили девушку которая умерла во сне, а спустя годы у нее на могилы нашли зарытого «младенца» живого, который спустя неделю уже стал и вовсе годовалым, причем являясь ребенком той девушки, умершей во сне несколько лет назад.

«Старое кладбище» название привлекающее, кричащее, хотя по сути роману бы больше подошло название «Истории некроманта». Тема кладбища в произведении больше косвенная, чем прямая.

Как бы грустно это не звучало, но я такое бы не перечитал бы, даже под предлогом что это единственная книга в моем доме. Может со временем Романова наберется опыта и станет писать более связанные и сюжетные романы, хотя не факт что я возьмусь еще читать работы автора. Так что пока оценка будет низкой.

Оценка: 4
– [  1  ] +

Марьяна Романова «Иллюзия»

Reading, 12 октября 2016 г. 19:53

Первая половина рассказа абсолютно не впечатлила: две совершенно обычные жизни с совершенно обычными жизненными проблемами. Ничего интересного и необычного, кроме того, что одна из этих жизней — сон. И поначалу вроде бы понятно какая. Далее идет встреча главного героя с Незнакомцем — и это лучшая часть рассказа: таинственный Незнакомец, обладающий великими знаниями и умениями, его занятия с главным героем были довольно интересными. Однако то, к чему в итоге это все привело, мне показалось лишним. Тем более, что благодаря тренировкам с Незнакомцем, главный герой вроде бы как избавился от своих сводящих с ума сновидений.

Оценка: 6
– [  2  ] +

Марьяна Романова «Лицо из зеркального коридора»

Reading, 12 октября 2016 г. 19:37

Маленький рассказ для тех, кто любит ужасы связанные с гаданием, страх перед зеркалами, мистику и темные силы. Рассказ предназначен для женской аудитории со всеми вытекающими проблемами, сплетнями, мыслями и разговорами. Кроме того, самая интересная его часть осталась недосказанной: о том, что Наташа увидела в зеркале именно лицо, понятно только из названия рассказа.

Оценка: 2
– [  2  ] +

Марьяна Романова «Мёртвые из Верхнего Лога»

SeynaAzari, 4 сентября 2016 г. 14:15

Эта жутковатая атмосферная сказочка неплохо щекочет нервы в самом начале и держит в несколько даже невротической заинтересованности практически до самого конца... А в конце появляется deus ex machina и все завершается довольно-таки банально.

Тем не менее, в книге достаточно пугающих моментов, поэтому особенно впечатлительным советую читать ее ночью, а еще лучше — в грозу. Впечатления останутся незабываемые! ;)

Книга особенно понравится любителям всяческих страшилок по ТВ, вроде «Экстрасенсов» и иже с ними.

Приятного чтения! :)

Оценка: 8
– [  6  ] +

Марьяна Романова «Старое кладбище»

Shining, 22 мая 2016 г. 21:49

Эта книга насквозь пропахла мертвечиной.

Нет, серьезно. Никогда не читал ничего, столь же сильно пропитанного трупным духом. Есть в отечественных хоррорах жуткая черта — часто они написаны удивительно натуралистично. Все эти истории о матерях, убивавших своих детей; о жителях деревни, сожравших человека; о них же, сжегших колдуна... Так и представляешь, что это вполне могло иметь место в реальности.

Помните «Солнце мертвых»? «Господ Головлевых»? Или автобиографию Максима Горького, с ее мерзкими нюансами крестьянской жизни? Первая половина этой книги чем-то похожа на эти произведения. Та же демонстрация самого черного, что есть в человеке. Читая первую половину книги, я думал: «10 из 10, Господи! 10 из 10!»

Увы, вторая половина оказалась не такой интересной. По сути, она представляет собой пространные рассуждения героя о том, какой он крутой и насколько глупы все остальные, жалкие людишки. Эти рассуждения изредка перемежаются короткими хоррор-рассказами.

Отличая идея, увы, испорченная не лучшей реализацией.

Оценка: 7
– [  2  ] +

Марьяна Романова «Страшные истории: городские и деревенские»

Misty, 2 марта 2016 г. 07:48

Довольно средний сборник различных «страшных» или позиционирующих себя таковыми историй, многие из которых не особо запоминаются. Есть достаточно неплохие рассказы, но в большинстве своем истории несколько скучноваты и лишены какой-либо изюминки.

«Ужасами» я бы эти рассказы не назвала. Эти истории именно «страшные» или даже просто «страшноватые», но не более того.

Сборник легко читается, но ярких впечатлений не оставляет. В принципе, книга может понравиться любителю жанра, но едва ли сможет его удивить.

Оценка: 6
– [  5  ] +

Марьяна Романова «Мёртвые из Верхнего Лога»

george1109, 29 января 2016 г. 13:03

Обещание ФЛ моей собственной оценки в 7 баллов с копейками, что для личной шкалы весьма не слабо (на основе мнений аж 21 единомышленника из 39 оценивших на тот момент книгу – не хухры-мухры!). Плюс отличная заманивающая аннотация (вот она, реклама – двигатель торговли!). Плюс не менее заманивающая обложка (ну, здесь я допускаю, что «заманит» она немногих, но в случае со мной, сработало). Это говорило «за».

«Против» не то, чтоб кричали, но подавали довольно активные сигналы собственное скептическое отношение к мистике вообще, активная работа автора на ниве дамских романов и отзывы коллег-лаборантов. Они, кстати, все (как бы не парадоксально это звучало, именно все) весьма точны. Так что, друзья, не обессудьте за некую схожесть мыслей.

В итоге, добавленное к первой категории элементарное любопытство, позволило прочитать «Мертвых…».

Начнем с неудач.

Неудачны, как это, к сожалению, часто бывает в современной литературе, ретроспективы революционного Петербурга. Ретроспективы Африки, где гг (в нашем случае, главный гад))) постигал учение вуду, просто слабо интересны. Их можно было заменить парой страниц, а то и абзацев, как в случае с южноамериканскими. Не более.

Понятно, что обе линии необходимы сюжетно. Но…к чему так длинно, и почему так слабо?

Евгенистическая секта Хунсага (тот самый гг) вместе со всеми его попытками эзотерически-философских обоснований собственных далеко идущих планов – дурь на уровне старшей ясельной группы. И дурь не потому, что такого не может быть, история знает немало примеров схожих попыток, а потому что НЕ ВЕРЮ. Не верю именно здесь и сейчас, когда читаю «Мертвых…». Не верю, что это хорошо. Не верю, что это плохо. Не верю, что такое кому-то может быть надо.

Главное достоинство книги – неспешный ход повествования, воплощенный классическим литературным, пусть и не безгрешным, русским. Правда, уже к концу первой трети слог начинает пусть не часто, но сбоить, а читатель понимает, что перед ним всего лишь женский роман, богато разбавленный мистикой, эзотерикой и магреализмом (нужно – подчеркнуть))).

Отлично отписаны типы (виды) современных столичных представителей гламурной богемы женского пола. Узнаваемо, мастеровито. Правда, без какого-то прорыва или откровения.

Хороша, пусть и не на всем протяжении, а скажем, с перерывами, линия Верхнего Лога. Эдакий японский фильм ужасов на российской почве.

Есть даже несколько чисто кинематографических эпизодов.

Итог? Налет не самой сложной философии не помешает получить удовольствие любителям мистики, а мистическая составляющая, пусть и довлеющая, не спугнет почитателей «дамских романов» с оттенком «психологизьмы». Да и у аудитории ФБ в целом, опус вряд ли вызовет отторжение. Во всяком случае, прочитать его любопытно и познавательно в свете ознакомления с современной женской прозой Москвы.

P.S. «Боевой автомат» (речь о ручном оружии) это – да. Это по-женски сильно. Почти, как «боевой презерватив»))).

Оценка: 6
– [  5  ] +

Марьяна Романова «Старое кладбище»

Mizantrop, 15 декабря 2015 г. 15:35

«Старое кладбище» — это второй, после «Болото», роман Романовой, прочтенный мною.

Мистический роман, посвященный некоему молодому человеку умеющему общаться с мертвыми. Читается легко, но в целом чтиво очень непритязательное.

Что действительно раздражает, так это то, что как и романе «Болото», основной сюжет занимает 60 % всей книги, а остальные 40% — это байки по мотивам «Был такой случай..»

К сюжету это ничего не прибавляет, а наоборот отвлекает от основной линии.

Оценка: 7
– [  4  ] +

Марьяна Романова «Мёртвые из Верхнего Лога»

sergej210477, 17 октября 2015 г. 13:50

Неплохая книга. Конечно, перечитывать её я больше не стану, но в первый раз читается легко и интересно.

Начинается роман как Российский хоррор. Уединенная деревня, затерянная в глубине ярославских лесов. В ней начинают происходить страшныее вещи:жители видят ходящих покойников, пропадают туристы, происходит жестокое убийство. И на фоне этого рассматриваются судьбы главных героев, оказавшихся в этой деревеньке.

И все бы ничего, но книга скатывается к средненькому «женскому роману». Любовные переживания героев и героинь занимают три четверти от объёма произведения. Тут уже не до ужасов: моральные терзания, депрессивные переживания и вялые эротические моменты.

Среди всего этого проходит линия повествования о жизни колдуна Хусанга, его становление, путешествия по разным странам и т. д. Но и тут ничего страшного нет, скорее философские размышления.

Под конец, роман превращается в боевичок: прилетает спецназ на вертолёте , расстреливает «плохих» из автоматов, сжигает колдовскую деревню. Все хорошо, наши победили, все остаются в живых.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
А живые мертвецы, страшные в начале книги, оказываются добрыми ребятами, хоть и мертвыми, и их прикосновение не гибель, они отдают свою силу живым и просто умирают.

В целом книга динамичная и затягивающая, но это не роман ужасов, а психологический «женский роман», с элементами детектива и боевика. Чтение на один раз.

Оценка: 5
– [  6  ] +

Марьяна Романова «Болото»

sergej210477, 22 августа 2015 г. 14:05

На обложке надпись: «Самая страшная книга 2015 года». Начал читать с предвкушением хорошего отечественного хоррора. И правда, первые главы две-три были для меня изумительные. Предания про болота, семья, приехавшая в глухую деревню, страшная старуха-соседка. Такое великолепное начало! Но, чем дальше я читал, тем бессвязнее и скучнее становилась книга. Бесконечные повторы, вставки историй, которые к основному сюжету отношения не имеют. А сколько несостыковок:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
то бабка Марфа сгорбленная старушка, то, уже с прямой как у балерины спиной; то она еле ходит, опираясь на какие — нибудь предметы, то скачет как олень по лесу, так, что Яна не может за ней угнаться; то Яна прячет свой дневник, не подпуская к нему никого, через пару страниц — оставляет его всем напоказ.

И таких мест в романе куча. Такое ощущение, что автор забывает, что писала несколько страниц назад, а посмотреть и вспомнить поленился. А повторы в описании болота — постоянно, причем одинаковые. Автор,что копирует абзац и вставляет его в новые главы?

Особенно тронуло меня отношение Рады к Ларисе. Она то ненавидит её, через несколько строчек уже хочет забрать Ларису в Москву и жить без нее не может. А момент когда

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Лариса остается одна с детьми в доме! Рада ужасается, как я могла допустить оставить эту сумасшедшую девушку с детьми! Да, если учесть , что старшая её дочь суицидальная девушка, режет себя ножом и т. д. А средний сын вообще невменяем!

Задумка-то была отличная! Но, основной сюжет так и остался неразработан, а дальше пошли истории, не связанные с ним.

Вот у М. Романовой есть сборник» Страшные истории», неплохая книга, вот там бы нашлось место этим вставкам, а в романе они, как-то, не совсем уместны.

А так, язык легкий, красивые метафоры, читается на одном дыхании, но...романа не получилось.

Оценка: 3
– [  3  ] +

Марьяна Романова «Страшные истории: городские и деревенские»

sergej210477, 16 августа 2015 г. 22:20

Довольно неплохой сборник «страшных историй». Но не для детей, а для взрослых.Тут и про привидения и про покойников и про ведьм и прочую нечисть. Только, на мой взгляд, эти истории не столько страшные, сколько грустные и тоскливые. Написано красиво и легко, только после прочтения остается неприятный осадок.

Оценка: 6
– [  11  ] +

Марьяна Романова «Болото»

Синяя мышь, 19 июля 2015 г. 22:42

Пути тех, кто ищет Силу, ведут в болото. Вернее, не пути, а кривые тропки, мимо обманчиво-ярких мхов, мимо болезненно искривленных деревьев, мимо темных вод под ковром растений, и всплывающих из глубин болота зловонных пузырей, туда, на перекресток, чтобы заключить сделку. И пройти бы следом за героями, упасть на поляне на четвереньки, поднять заострившееся лицо к черному небу и к луне, повешенной на кривом суку, и выть, выплескивая всю гноящуюся внутри тоску и ярость... а потом бежать, рвать и пить, насыщая душевную пустоту чужой плотью и кровью. А после, немного придя в себя, выхаркивать из груди черный слизистый комок, стирать со своих губ — прикосновение чужих, мягких, как гнилушки, сосущих и тянущих вниз...

И закрыть книгу, все еще чувствуя, как к коже липнут зловонные миазмы болота. Утишить тревожный стук сердца. Потрясти ошалело головой, вытряхивая оттуда тоненький детский плач...

«Болото» и вправду одурманило, но не так, как обещала обложка и аннотация.

Разумеется, когда семья, в попытке склеить разбитую чашку, сдает квартиру в Москве и выезжает на лето в глушь, то понятно, что их ожидания не оправдаются с особым цинизмом. Тем более что и семья подобралась настолько дисфункциональная, что им бы и лечебно-профилактический санаторий с массажем, акупунктурой, душем Шарко и видом на берег турецкий вместо пресловутого болота не слишком бы помог.

Муж — слабовольный красавец-изменщик; жена — депрессивная домохозяйка и сиделка; старшая дочка — семнадцатилетняя татуированная бунтарка; средний сын — аутист, безнадежный инвалид; младшенький, Мишенька... эээ... просто милый трехлетний малыш.

А еще у мужа-изменщика отец повесился, у мамы прабабка жабу грудью выкармливала, с перспективой возрождения этих странных привычек в потомстве, к дочке какой-то нечеловек по ночам шастает... А средний сын — он и сам по себе страшен тем, что с ним сделала болезнь, выписанная детально и вполне правдоподобно с медицинской точки зрения.

И соседи у них в этой глуши странные — старуха Марфа со злыми и умными глазами, какое-то эко-поселение, больше похожее на секту...

Завязка обещает многое, намекая, что, скорее всего, это будет «женская готика» на фольклорном материале, да еще и в таком гнетущем, сыром, нездоровом — крайне атмосферном месте. Прекрасно!

Но психологическая характеристика и предыстория любовно выписанных типажей не играет никакой роли в сюжете. Неважно, что Рада тоскует, что Максим не любит жену, но слишком привык к ней, неважно, что Яна сходит с ума от присутствия Сашеньки, чувствует пустоту внутри себя и пишет стихи, неважно, что Марфа равнодушно и терпеливо ждет смерти.

Все они дружно, слепо и оооочень медленно идут к предначертанному автором финалу. Осада дома фанатиками — сколько всего бы могло случиться, какие бы отчаянные попытки спастись они могли бы предпринять, какие конфликты могли бы вспыхнуть и среди осажденных, и среди осаждающих, как могли бы раскрыться и развиваться характеры! Какие искушения могла бы выдержать Марфа, которая не получила от Силы ни радости, ни покоя, общаясь с юной, упрямой, настырной городской девкой! Как сыграла бы тогда вставная история о передаче Силы от умирающей ведьмы. Но нет: «не ходи ты, дура, на болото, предупреждаю. Но, если очень хочешь, то иди. — Ну и пойду! — Ну и ладно, иди, а у меня свои дела есть».

Для чего нужен был жуткий Гензель-Сашенька, с его длинными ногтями, памперсами, монотонным воем, привычкой складывать спичечные домики? Только для того, чтобы оправдать присутствие Ларисы в доме. А кто такая Лариса? О, это девушка, которая рассказала жуткую историю про жертвоприношения на болоте.

Таких историй в книге очень, очень много; в каждой повторяется нехитрая мысль: «это болото, в нем детей в жертву приносят». Сначала это и вправду производит впечатление, но... Сами по себе эти рассказы — нехитрые страшилки в баечно-лубочном стиле, зверски злоупотребляющие инверсиями; они слишком простенькие для самостоятельного чтения, и потому должны были бы вплетаться и оттенять основной сюжет; но в тексте книги они просто показывают болото с одного и того же ракурса, и эти кадры быстро утомляют своей монотонностью. (Тот же сборник «Темная сторона», с которым «Болото» отчасти схоже по стилистике, выгодно отличается и географическим, и жанровым разнообразием страхов).

История про Марфу и ее подружек, юных ведьм в голодном и убогом послевоенном селе — лучшая в книге; кажется, хотя бы она должна отзеркаливать основной сюжет, но, опять-таки, существует сама по себе: Марфа никак не взаимодействует с Яной-бунтаркой. Ну да, они знакомы. Но даже если бы Марфа время от времени не делала скромные намеки на болото, Яна бы все равно туда потащилась. Потому что Нечеловек. Или потому что притягательная сила болота, которое и без посредников может обойтись. Или потому что суицидальные наклонности в наличии, а здравый смысл отсутствует.

По сути, несмотря на заявленное бунтарство, Яна — очень послушная девочка. Покорно едет в деревню, покорно терпит присутствие Ларисы в доме, покорно принимает все условия сделки с нечистью, получая взамен только «сгущенку в жилах вместо крови».

Вместо лоскутного одеяла разномастных историй с мрачной дырой болота в середке под обложкой наличествует только ворох тряпок, которые выскальзывают из небрежно завязанного узла. Да и тряпки кажутся изрядно поношенными: семья, которая пытается начать все сначала в крайне неподходящем для этого месте; секта, повернутая на возвращении к природе, и ее обаятельный патологичный лидер; депрессивная домохозяйка тихо сходит с ума, девушка борется с душевной болью, причиняя себе боль физическую... и т. д., и т. п. Кажется, совсем недавно большую часть этих одежек довольно элегантно носила первая серия «Американской истории ужасов».

Все персонажи «Болота» вместо характера и какого-никакого конфликта показывают только покорность. Возможно, их пассивность должно искупить болото — главный герой книги, метафора жизни, центр повествования? Но болото молча и равнодушно принимает жертвы. Одна из них может вернуться... или не вернуться. В любом случае, ничего хорошего остальным это не сулит, а также — ничего интересного.

Бульк.

Оценка: 6
– [  4  ] +

Марьяна Романова «Болото»

vot_vot, 28 мая 2015 г. 10:27

хороший язык, интригующие нагнетания, яркие образы и постоянное межстрочное нытье о женской доле.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Все они преследуемы, несчастны, и если встали на темную дорожку то от жестокости этого грубого мужского мира. Ведь одну бил пьяница-отец, второй изменял муж, третью преследовал демон-суккуб, четвертый кормил детей болоту, пятый сам вышел из болота, шестой ребенок с отклонениями, седьмой будущее порождение болота. И это все, что нужно знать о мужских персонажах книги. Даже двугодовалый малыш мужского пола в итоге стал порождением зла. Это либо месседж либо игры подсознания либо заказ издателя с прицелом на подобающую аудиторию.

Но я отнесся к этому с улыбкой.

А вот то что все сюжетные линии, все эти истории, просто пшикнули в итоге и растворились в том самом болоте — оказалось разочарованием. Такой классный язык и такое жутко слитое произведение, которое обещало-обещало-обещало, а кончилось ничем. Искренне надеюсь, что хотя бы в этом никто из мужчин не виноват :)

Оценка: 6
– [  3  ] +

Марьяна Романова «Болото»

красная роза, 10 мая 2015 г. 18:01

Мое знакомство с современными русскими ужастиками ограничено. У нас их пишут немного, особо не популярны. На слуху лишь куча трэша проекта Варго, где явный закос под американщину, и сборники рассказов, что начали выпускать совсем недавно.

А жаль. У нас почва для ужасов очень благодатная. Столько легенд, столько мифов... Зачем какая-то молодежь, что полезла в шахту, приехала в дом, на море, а там их всех пожрали? Не лучше ли добавить нашего русского колорита? Загадочность, деревня, глубинка, пруды с утопленниками, разруха, лешие, черты всякие, странные сообщества что живут в лесах, собственно сами леса, избушки на курьих ножках, где живут ведьмы — старухи...Не лучше? Лучше! И если покопаться, то наверное каждый слышал какие-нибудь мрачные истории в духе пугалок от бабушек в деревнях, родственников и т.д. Когда видишь перед собой что-либо знакомое, память просыпается, в глубине начинает шевелиться страх. Утопленник говорите? А ведь помнится мне, соседка рассказывала как у них в селе девушка утопилась в пруду и с тех пор там... Ну и все в том духе.

И начав читать эту книгу я поняла, что я, кажется, нашла Вещь. Ура! Вот оно — вся сборная солянка великих русских баек. Лес, болото, деревня, колдовство. И все это окружено ореолом загадочности, тайными и странными обычаями и обрядами. И слог у автора неплохой, читается легко, интересно. Начинается все как обычно. Семья, в которой происходит разлад, приезжает в глубинку. Новых жителей естественно посвящают в местную легенду. Есть лес, есть болото, туда ходить нельзя, там нечисть и вообще младенцев, поговаривают, в том болоте топят...А некоторые потом возвращаются... Лес по ночам стонет, как будто бы дети плачут. А потом еще старуха Марфа, загадочное эко-поселение ошиваться рядом будут. Круто, чего уж.

Вот круто да. И все на этом. Потому что, в середине я начала кривиться от недовольства. Короче, до меня начало доходить, что я читаю какую-то бессвязщину. Сумбурно и что куда ведет не понятно, а скоро уж конец... Ружья на стенках так и будут висеть вечно, что ли? Где сюжет? Я вижу только завязку. По сути, в итоге мы имеем несколько зарисовок-историй, кружащихся вокруг Леса с Болотом, которые автор попытался соединить в некое целое. Флэшбеки героев, плюс парочка легенд, скомканное действие-начало в настоящем, и все на этом. Шли, шли и вышли в итоге в никуда. Зачем это все было, непонятно.

Жаль очень жаль, автор сам, наверное, не знал чего хотел. Замесить замесил, но слил в итоге сюжет. А можно ведь было такого наворотить, такой пирог испечь, но нет, увы.

Или, в конце концов, сделать это как сборник рассказов, не соединять все в роман. Вот тогда бы получилось логично. Деревня, лес, ведьмы, люди поклоняющиеся болоту, младенцы-утопленники. Просто несколько историй, что произошли в этом месте, отдельно друг от друга. Линия Марфы очень хороша, линия семьи, линия Ларисы с эко-поселением. Еще мне очень понравилась история про двух детей, что пошли в лес к болоту и встретили фей-падальщиков, жутко.

Вот раздельно все это, просто замечательно, а вместе... Нет, увольте. Недоработано, размыто и бессмысленно.

Оценка: 6
– [  4  ] +

Марьяна Романова «Болото»

Михаэль, 26 февраля 2015 г. 16:32

написание по-настоящему сильного литературного произведения требует не только таланта, но и значительной дисциплины.

причем под «дисциплиной» я тут имею ввиду не усидчивость как таковую, которая приводит к безразмерной графомании, а способность скрутить свою музу, свой полет вдохновения в дугу и заставить работать на общую, единую задачу.

Автор «Болота» справилась с этой задачей не вполне.

внешне похожий на классический роман Кинга («Кладбище домашних животных») и еще сотни, если не тысячи историй о том, как приехавшую в сельскую местность семью начинает одолевать всевозможная нечисть, живущая в окрестных лесах, болотах и озерах, сюжет присутствует в «Болоте» во-многом формально.

книга построена по принципу чередования флэшбеков, посвященных различным персонажам.

сами по себе эти истории хороши, а некоторые так и вовсе великолепны (в них почему-то лучше всего язык повествования, обретающий временами сказовую напевность), но друг с другом и с магистральным сюжетом сшиты так себе, на белую нитку.

однако перечитав написанное, я подумал, что отзыв мой получился жестче, чем нужно.

это в самом деле очень атмосферная вещь, с великолепным погружением в «материал» (насколько мы имеем дело с аутентичным фольклором, а насколько с авторским воображением выяснять не хочется, веришь сразу, и всё тут).

у книги очень хороший язык, хотя кое-где даже в увлеченном читателе может проснуться редактор, но «блохи» ничтожны относительно основного текста.

в некоторые моменты книга навевает настоящий страх, в другие: тоску-печаль, а то и вовсе зачаровывает своей сказочной, фольклорной поэтичностью.

вот только вместо романа мы имеем некий сборник рассказов, вращающихся вокруг «нехорошего» болота, что веками манит к себе людей.

Оценка: 7
– [  0  ] +

Марьяна Романова «Болото»

AlexxSap, 5 февраля 2015 г. 10:13

Очень качественное описание окружения героев, живое и разнообразное повествование о жизни и характерах персонажей. И всё зря... Сложилось такое ощущение что последнюю 1/3 страниц просто вырвали из книги. Есть предыстория, характеризующие героев флешбэки, завязка сюжета и... на этом книга кончается, а жаль.

Оценка: 7
– [  9  ] +

Марьяна Романова «Болото»

duhast, 10 января 2015 г. 15:36

Слог хорош. Рука редактора текста не касалась. Начало отличное — разнообразные персонажи, подробная предыстория, по стенам в изобилии развешены ружья. Но где-то с середины автору надоело и он быстренько слил все сюжетные линии... о, если бы в Болото! — в унитаз. Честно сказать, я не понимаю как можно так наплевательски относиться к собственному труду. Зачем нужны были все эти персонажи, если их роль абсолютно нулевая?

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Зачем нужен был столь колоритный Сашенька — доставлять неудобства остальным? А спичечные домики — зачем об этом подробно рассказывал нам автор? Для оживляжу? А отец? За весь роман он не сказал и трех фраз, не совершил ни одного поступка — ни плохого, ни хорошего. Тоже самое и мать. Лариса нужна была исключительно, чтобы рассказать про деревню в лесу. Многообещающая линия Яны и Нечеловека (он же просто мертвяк, я правильно понял?) закончилась неким психоделическим трахом. Зачем, почему? Автор, похоже, и сам не знает — по крайней мере, больше об этом инциденте он и словом не обмолвится. (У меня есть теория — к нездоровому сексу привели часы с компасом. А вот так!) Ну, ладно, а Марфа-то зачем тут? Ее история сама по себе хороша, но какое она имеет отношение к Болоту? Если я правильно понял, дальше перекрестка ведьмы не заходят. Марфа, похоже, о своей бесполезности для сюжета и сама догадалась — пошла и убилась об стену / неожиданно решила умереть. Роль Якова с коллегами — транспортировка Мишеньки из пункта А в пункт Б(олото), и только. В итоге, если убрать из романа все второстепенные детали, то ход событий будет выглядеть до предела прямолинейным. Имеется: Болото, куда кидают младенцев (1 шт.) + семья с младенцем (1 шт.) = младенец кинут. Как, впрочем, и читатель.

Еще раз повторю — досаднее всего то, что автор хорош, и если бы он аккуратно дописал роман — получилась бы превосходная вещь. А не как всегда.

Оценка: 5
– [  0  ] +

Марьяна Романова «Болото»

дэтухин, 22 декабря 2014 г. 16:51

очень не слабый ужастик получился. много народных верований заложено в книгу. хотелось бы продолжение. читается на одном дыхание. книга будет стоять на полке между «протоколами допросов колдуна Стоменова» и «зовом КТУЛХУ».

Оценка: 9
– [  10  ] +

Марьяна Романова «Мёртвые из Верхнего Лога»

Dear Jim, 10 апреля 2014 г. 17:29

Сложно сформулировать, о чём роман. Частично потому, что он не является цельным повествованием, а распадается на отдельные составляющие: сюжетные линии, прочно соединяющиеся вместе уже под конец. Множество героев, как эпизодических, так и основных, мельтешит сейчас перед глазами. Но о них говорить всё-таки проще.

В центре повествования человек со сверхспособностями по имени Хунсаг. И поначалу ему сочувствуешь, но чем дальше, тем большее отвращение он вызывает, в первую очередь своей философией и своей главной целью. Тем обиднее, что он герой чрезвычайно могучий и практически непобедимый.

Противопоставляются ему по ходу действия африканский колдун и сибирская ведьма. Первый понравился мне больше, ибо он при всём своём могуществе не преследует таких же амбициозных целей, как Хунсаг. И он не считает обычных людей низшими существами вроде скота.

Если говорить об обычных людях, то большинство из них «не без греха», исключая девочку Дашу, которая слишком молода, чтоб успеть заработать себе минусы в карму. И потому сложно проникнуться симпатией хоть к кому-то из этих персонажей, слишком они сложные для понимания, далёкие. Но зато сочувствия — хоть отбавляй. Более всего меня задела история пожилой пары, Нины и Бориса. Очень трогательные старики.

Коротко о языке книги. Он не сух, но и не слишком пёстр, как, например, у Иванова в пресловутом «Географ глобус пропил». В целом читать роман было приятно.

О стиле повествования. Автор любит флэшбеки и параллельные линии. Меня это по большей части не сильно напрягало, только уже ближе к концу, когда обстановка накалилась и последовал очередной «переброс» к другому персонажу, я ощутила раздражение.

Сюжет, если всё-таки попытаться обобщить и сложить все ответвления вместе, рассказывает о том, как разные люди оказались связаны с деревней Верхний Лог, вокруг которой по лесам расхаживают мертвецы (которые, наверное, самая важная для многих потенциальных читателей часть романа). О мертвецах я могу сказать, что они очень неплохи и даже любопытны в плане обоснуя, кроме того, в тексте представлены истории отдельных «ходячих». Меня эти истории не особо тронули, но кому-то наверняка будет интересно.

О разном. Дважды наблюдала путаницу с именами, когда одного персонажа называют другим именем на ту же букву (специально проверяла, что это не внезапно упоминаемые другие персонажи).

Рассуждения Хунсага об образе жизни обычных людей вызывали у меня только отторжение (в стиле «он говорит, что это плохо, но сам-то он тоже плохой, значит, то, про что он говорит, на самом деле хорошо» х)). Рассуждений о смерти, если честно, не припомню, возможно, я читала их по диагонали (водится за мной такой грешок, но я стараюсь себя контролировать), но зато в романе есть три ситуации смерти (которые освещаются непосредственно, с точки зрения умирающего), каждая из которых по-своему интересна и показательна.

В книге встречается внезапный секс. Хунсаг встречает ведьму, равную ему по силам, — секс. Герой-мужчина ищет в Верхнем Логе пропавшую пять лет назад невесту и на своём пути встречает женщину, приехавшую сюда же с дочкой, которая чёрте куда делась, — секс. Случайная девушка попадает в лапы Хунсага — секс. Не говоря уже о девушках, соблазнённых Хунсагом просто чтобы доказать самому себе, что все женщины априори неверны и легко доступны (но тут, слава богу, обошлось без подробностей).

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Концовка меня не удовлетворила. Конечно, я ждала более-менее благополучного финала для положительных персонажей, но вышло что-то вроде «ну что ж, мы просто вернёмся к своим обычным делам, с небольшими изменениями». Не говоря уже о том, что «зло», как в типичном хорроре, не было повержено, а только «размножилось». Обычные персонажи в большинстве своём не счастливы, что будет с Дашей — неясно, зато Хунсаг дальше шагает по миру, нисколько не поменяв своих планов, по-прежнему плюя на то, что ему говорили про его «мёртвость» внутри. И в этом плане на меня от финала веет некоей безысходностью: я-то надеялась на какие-то подвижки.

Роман оставил смешанные впечатления. Не могу однозначно сказать, понравился он мне или нет. Но потраченного на него времени роман точно стоил, так что рекомендую его любителям мистики, приправленной философией.

Оценка: 8
– [  13  ] +

Марьяна Романова «Мёртвые из Верхнего Лога»

an2001, 31 декабря 2011 г. 19:28

Книга, написанная не подростком, но явно женщиной очень городской и, скорее всего, гуманитарной профессии. Такие впечатления скаладываются по прочтении этого «опуса». Слишком уж много бросающихся в глаза «говорящих» деталей-ляпов. Можно перечислить хотя бы некоторые: кладбище рядом с сельской церковью, баня как пристройка к русской избе, цикады за окном в средней полосе России, гроб для которого нужен брус, и многое-многое другое. Человек, пишущий такие вещи, явно видел деревню лишь из окна автомобиля или поезда. Количество деталей, вопиющих в своей безграмотности, просто не даёт права говорить о том, о чём хотелось бы вспомнить по прочтении: неплохом в сущности, но слишком уж описательным в своей красивости языке, и психологических портретах героев (но и тут более-менее удачны лишь женские образы, а мужчины слишком схематичны, даже основной «супергерой»).

И по мне данная попытка написания психологично-мистического романа явно неудачна, и , судя по количеству рассыпанных по тексту несуразностей (опять об этом приходится вспоминать...), от автора не стоит ждать чего-либо добротно сделанного в литературном плане.

Оценка: 4
– [  9  ] +

Марьяна Романова «Мёртвые из Верхнего Лога»

Apiarist, 20 декабря 2011 г. 20:24

Люблю приятные неожиданности. Эта книга из их числа. Хотя, казалось бы, неизвестный мне автор, отсутствие рекомендаций, невысокая цена за издание в книжном магазине (что часто свидетельствует о соответствующем же качестве чтива), довольно кричащее название (не ориентирующее на содержательность) – совокупность факторов, обычно исключающая приобретение мною книги. Но внимание мое к роману оказалось-таки привлечено. Виной тому – аннотация, предрекающая некоторую философскую тональность в антураже, показавшемся довольно интересным. Купил.

«Мертвые из Верхнего Лога». Пробуя название на ассоциации, представлял, конечно, мистику, а слова из аннотации – «мрачная философская сказка» – лишь укрепляли в подобном. Что оказалось? Оказалось, во-первых, аннотация весьма точна, хоть и скупа (как любая аннотация), во-вторых, содержание романа выдерживает притязание на философскую направленность. И психологизм (тут автор порадовал!).

Всегда казалось, главное в произведении не столько «что» описывается, сколько синтез «что и как». С первой страницы понравилось именно «как». Автор, оказалось, пишет грамотно, уверенно и красиво. Где-то встречал эпитет «мелодично» применительно к слогу Романовой. С этим абсолютно согласен. Автор мастерски пользуется метафорами. Значимо не их обилие, а, прежде всего, чувство меры и вкуса при работе с ними. С этим у Романовой всё отлично. Создается яркий, очень образный стиль, легкий и в то же время содержательный. Это последнее – потому, что автор средствами выразительности старается достичь не столько красивости, сколько наиболее правильного обыгрывания событий, ситуаций, героев, образов, рассуждений, мыслей и ощущений. Тут также важно отметить, что нет перегруженности текста, напротив, повествование именно что льется и именно что легко, а где-то и просто звонко. Был приятен сам процесс чтения.

Романова в «Мертвых из Верхнего Лога» проявила себя как тонко чувствующий человек и тонко и адекватно передающий состояния и настроения автор. Романова великолепно показала психологию героев, разложила внутренний мир многих персонажей на составляющие, сопровождая процесс меткими, точными, живыми и жизненными сравнениями и метафорами. В данном компоненте Романова – большой молодец!

О сюжете. Несмотря на то, что слово «мертвые» в фантлитературе воспринимается как штамп (что, впрочем, по делу), Романовой удалось главное – интересно обыграть этот образ. Добился такого эффекта автор во многом потому, что копнул глубже (чуточку или не очень), чем многие коллеги по цеху. Романова взяла нутряную подоплеку страха перед мертвыми как страха перед смертью, гнездящегося в каждом человеке. Романова эрудирована, начитана, увлекается эзотерикой и Алистером Кроули (так сказано в краткой «сводке» на обложке издания), что и позволило ей нетривиально и объемно донести и раскрыть многие мысли и образы.

Мертвые в романе далеко не доминирующая тема. Неожиданно для меня одними из главных оказались темы личностного и общественного развития, раскрываемые во многом через срез экзистенциально-эзотерический. Вопрос смысла жизни (от индивидуально-субъективного до социального и даже вселенского значений) интересно преломляется в сюжете, над которым, кажется, Романова работала скрупулезно. Композиция романа непростая (несколько сюжетных линий + экскурсы в разное прошлое), тщательно выстроенная. И, конечно, сильна в книге тема разнообразных межличностных отношений.

Автору удались герои. Они выписаны объемно, разносторонне и убедительно. Психология, ситуационные реакции обусловлены внутренним миром персонажей и адекватны жизненным аналогиям, благодаря чему создается ощутимый эффект достоверности. Герои разные, непростые, с достоинствами и недостатками, живые.

Из «минусов». Кое-где сюжетные ходы показались не вполне достоверными (вот доработать если, дообосновать, докрутить – тогда «претензию» снял бы). Иногда повторяется один и тот же (или родственный) оборот к определенному образу, хотя Романова с ее-то умением писать прекрасно могла бы, сохранив образ, разнообразить его характеристику; это, очевидно, более техническая недоработка. Автор создал текучий яркий и легко воспринимаемый стиль, однако местами (редко) в него проникли показавшиеся лично мне инородными слова-заимствования из английского языка; да, они стали уже частью нашей речи, жизни, да, они, эти слова, по смыслу повествования уместны и играют на сюжет, но, на мой взгляд, можно было обойтись и без них (это «вкусовое» замечание, но тем не менее).

Возвращаясь к наименованию романа. Мне показалось, что оно такое, какое есть только ради привлечения читателя к книге – чтобы купили (на волне популярности задействованного образа). Роман много глубже, чем его название, которое – просто ширма, и пусть она не оттолкнет, ведь книга весьма поучительна и обращена вовнутрь. Философская тональность, психологизм, экзистенциальная эзотерика – всё это в романе не просто есть, он ими пронизан. «Мертвые из Верхнего Лога» — ни в коем случае не история «про зомби». «Мертвые из Верхнего Лога» — роман, претендующий на определенную степень серьезного и вдумчивого отношения к его содержанию.

Оценка: 9
⇑ Наверх