Александр Абрамов отзывы

Все отзывы на произведения Александра Абрамова



  ОтзывыРейтинг отзыва 

Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке

Всего отзывов: 158

  Страницы: [1] 2  3  4 

«Рай без памяти»
–  [ 14 ]  +

Садху Скилл, 16 июня 2015 г. в 16:02

И вот смотрите, что интересно!

«Рай без памяти», где авторы создают совершенно отдельный искусственный мир вышел в 1968 году (я как раз на свет появился), а «Град обреченный» Стругацкие начали писать в 1970 году. А первый «Мир Реки» вышел в 1971 году, а его же первый «Многоярусный мир» вышел в 1965 году.

Идея буквально носилась в воздухе!

Я начал читать трилогию как раз с этого романа. И, как помню, меня описанный авторами мир здорово удивил. Ничего подобного я до этого не читал. Да и про Абрамовых я тогда ничего не знал. Но фамилию запомнил и потом постарался найти другие их книги.

Из всей трилогии «Рай без памяти» мне показался самым лучшим. «Всадники ниоткуда» для меня многое потеряли из-за того, что я начинал сразу со второй книги, а третий роман «Время против времени» или «Серебряный вариант» даже тогда показался мне излишне идейным, поучающим неразумных инопланетян.

А еще это были наверно одни из первых советских попаданцев.

Оценка : 8
«Всё дозволено»
–  [ 14 ]  +

pilotus, 06 октября 2013 г. в 18:17

В том советском прошлом, что застали многие из нас, не было недостатка в качественной фантастике. В некачественной тоже. Но ведь это не главное, да? Единственного, чего точно было не сыскать днем с огнем (хотя было, все было) – непатриотичной фантастики. Если будущее, то на Земле построен коммунизм, а если не построен, то вы читаете «Пикник на обочине», либо рассказ о прогнившем западном мире XXn-ного века. Разумеется, с аллюзией. «Все дозволено» как раз из таких.

Действие происходит на планете Гедона, куда только что прибыла советская исследовательская экспедиция. Искать на планете жизнь. И на этом пустынном куске камня, озаряемом светом аж пяти светил, они её нашли. Даже не одну.

Поиски разумных форм жизни идут быстро, и не они цель повествования. Как и множество других гуманитарно-фантастических произведений тех лет, это стремится во что бы то ни стало рассказать правду об устройстве мира и доказать преимущества коммунизма и его завета «каждому – по способностям, каждому – по труду». Доказали. Ни больше ни меньше, книга разоблачает иерархию капиталистического мира. С колокольни отлаженного всеземного коммунизма будущего, конечно. Но как изыскано она это делает!

Авторам удается удерживать читательский интерес часто, но ненадолго ускоряя темп. «Поспешай медленно». В перерывах герои делятся мнениями, а нам, темным читателям, выдают щепотками научно-технические детали. Это делается отнюдь не так «назойливо» как в «твердой» фантастике. Научным домыслам и описанию техники не отведены целые главы, они лишь ненавязчивое украшение, которое не дает забыть о принадлежности к жанру.

Социальная часть слоеного пирога проступает лишь к концу книги, до этого нас ждет исследование и даже расследование тайн местной цивилизации, яркое, по-советски оптимистичное приключение нескольких друзей. Почти наивная, местами не слишком динамичная (зато, сколько диалогов!) сказка о лучшей в мире системе правления. Но в слове «почти» в случае «Все дозволено» — весь смысл. Это чтение не о сексе и сражениях, не о предательствах, а о дружбе и справедливости, только и всего. Оно вроде сочинения «Как я провел лето», которое уже не первое десятилетие пишут в школах: легкое, простое, запоминающееся.

Оценка : 7
«Селеста-7000»
–  [ 12 ]  +

БондаренкоЕА, 19 апреля 2023 г. в 16:03

«Селеста-7000» — очень интересный роман с уникальной фантастической идеей. Некий инопланетный разумный автомат-информаторий, который собирает и накапливает данные о человечестве в течение 7000 лет, и который сам не знает, кто и зачем его создал, работает «до востребования», и начал общаться с людьми, которые доросли до этого.

Некоторые пытаются свысока критиковать его, сравнивая с современной фантастикой, где сплошь боевики и триллеры, где фантазия брызжет фонтаном, да вот беда — читать неинтересно. Почему? Да потому, что мелко плавают. Крикливость и куча «бижутерии» никак не может заменить новизну и размах идей.

Кому-то не понравилась как бы неискушённость и как бы наивность реакции политиков в книге. Видимо, люди просто не в курсе, что политикум и СМИ нынче совсем не те, что 50 лет назад. Сегодня политиканы и спецслужбы Запада практически «расчехлились», каждому второму понятно, что они творят. А раньше и Интернета не было, и Запад куда старательней «повязывал бантики» фальшивой демократии и свободы, играл серьёзно в настоящие политические партии. Сегодня любую серость или дурочку ставят министром или президентом.

Могу вас заверить, что международная ситуация в романе смотрелась в своё время вполне правдоподобно.

Так что отбросьте все предубеждения — и желаю вам интересного чтения.

Оценка : 9
«Всадники ниоткуда»
–  [ 12 ]  +

vad, 05 сентября 2008 г. в 16:30

Тягучее медленное и растянутое повествования о загадках и всяких непонятках творимых на Земле не ясно откуда взявшимися «розовыми облаками». Надо наверное было в детстве такое читать, да. Сегодня эта нудятина о первом Контакте выглядит сильно никакой — слишком сюжет примитивный, слишком никак описаны характеры — все слишком просто.

На мой взгляд — не самый удачный пример советской научной фантастики шестидесятых.

Оценка : 5
«Селеста-7000»
–  [ 11 ]  +

horoshogromko, 15 октября 2023 г. в 12:50

Наслушалась, какие Абрамовы корифеи советской фантастики, взяла в библиотеке “Селесту”. Такого литературного разочарования я не испытывала давно.

Здесь про то, как на Бермудском острове объявился внеземной бестелесный энергетический разумный феномен. Феномен называют Селеста-7000, Селеста, потому что это СЕЛЕктор СТАбильной информации, а 7000 — это примерное число лет, которое Селеста предположительно провёл на Земле. Исследовать Селесту отправляются двое учёных из СССР, их коллега из Польши, английский профессор и американец-владелец турбюро, который обнаружил остров. Практически вся книга состоит из телепатических бесед Селесты с людьми и телепатических же путешествий героев в прошлое.

Если кратко, то долго, медленно и нудно. Единственное, где не хотелось спать, — налёт бандитов. Остальное — чистый веронал. Не самый удачный роман, ни как произведение литературы вообще, ни как фантастика в частности.

Фантастическая составляющая слабая. Неизвестно откуда неизвестно когда непонятно зачем неизвестным образом попало на Землю неизвестно что, которое само про себя ничего толком не знает. И за такую “фантастику” писатели получили авторский гонорар?

Сюжет вообще хромает. Как может быть такое, что на Земле обнаружен инопланетный, а то и инозвёздный разум, с помощью которого можно получить доступ к абсолютно любой информации, и — это интересует разве что нескольких учёных и кучку бандитов. Не верю (с).

К авторам много и других вопросов. Например, почему никто не сомневается, что Селеста внеземного происхождения? Потому что он сам так сказал? Но это, простите, как с той надписью на заборе. Почему автоматически предполагается, что Селеста добрый и справедливый, и его присутствие, точнее, внезапное пробуждение и выход на связь, не несут человечеству угрозы? И почему все безоговорочно считают, что информация, которую он сообщает, соответствует действительности?

Это как в “Секретных материалах”, где агент Малдер был готов поверить в любую историю про инопланетян.   Роману “Селеста-7000” не хватает агента Скалли, которая оценила бы обстановку критически и привнесла бы в повествование немного здравого смысла.

Кстати о дуэтах. И уже о технических деталях произведения. В романе в главных героях два советских учёных. Зачем два? Весь смысл пары персонажей в том, чтобы между ними была разница, которая давала бы ход сюжету, а абрамовские Рослов и Шпагин взаимозаменяемы, думают и действуют идентично. Зачем путать читателя двумя фамилиями и почему нельзя было обойтись одним персонажем — непонятно.

Кстати о непонятном. Телепатические путешествия в прошлое — какая у них мораль? Зачем их так много? Что хотел сказать автор? Кроме того, что убедить читателя в антиисторичности Христа?

Кстати об антиисторичности. В советской книге антирелигиозная пропаганда ожидаема, но Абрамовы превосходят ожидания. Они не критикуют религию в целом, как, например, Хайнлайн в “Шестой колонне” https://fantlab.ru/work2779 , вместо этого они с усердием, достойным Ивана Бездомного, прицепились исключительно к христианству и лично к Христу и всю книгу только и твердят, что никаким пророком он не был, что его никто не распинал, а его биография была выдумана потомками. Уж на что я атеистического вероисповедания, а даже меня коробит.

Кстати об идеологии. Её тут много даже для 1960-х. Главное в романе не то, что Селеста установил контакт с людьми, а что *осмысленный* контакт он установил с учёными из СССР и Польши, потому что только они были достойны. Так и написано, что капиталисты, конечно, интеллектуально не ниже, но для внеземной цивилизации ум не главное, главное социалистические убеждения. А главу с рассуждениями о том, может ли машина иметь мировоззрение, венчает вывод, что Селеста, когда научится формировать собственное мнение, “неминуемо станет союзником социалистического лагеря в борьбе за идейное объединение мира”, потому что “авторитет Селесты выстоит против … религиозного дурмана, расистского бешенства, антикоммунистической истерии и рекламного мракобесия”.

Впрочем, фраза ~рекламное мракобесие~ мне понравилась. Оригинально хехе.

Вышеперечисленное само по себе было бы ничего, но писатели и тут пошли дальше. Есть эпизод, где советский учёный Рослов возмущается, что когда иностранцы хвалят что-то русское, хвалят только водку или балет, и даже не упоминают “лайнеры Аэрофлота, русские часы, потеснившие могущество часовой Швейцарии, и русские моды, покоряющие римлянок и парижанок”. Кому, конечно, как, но по моему личному опыту разница между “лайнером Аэрофлота” и боингом, как между жигулями и тойотой. Часов не ношу, насколько сильно потеснилась Швейцария, не знаю. А что до русских мод, то на том стояла вся фарцовочная индустрия СССР, люди были готовы платить втридорога и нарушать закон, чтобы достать импортные вещи, потому что отечественные были по большей части некрасивые, неудобные или некачественные.

Всё-таки одно дело соблюсти требования цензуры и вставить абзац-другой о том, что коммунизм хорошо. Тем более, что многое действительно было неплохо. Совсем другое — держать читателя за идиота.

Справедливости ради. Абрамовы всё же не на пустом месте классика советской фантастики. В “Селесте”, при всех недостатках романа, авторы затрагивают важные на НФ, да и для человечества в целом вопросы: чем отличается машинный интеллект от живого, на какой стадии развития можно считать машину разумной, может ли у машины быть мировоззрение. Проблема в том, что объект для них (Селеста) выбран неудачный и само обсуждение бессмысленно, потому что слишком размыты вводные данные, например, так и остаётся невыясненным, Селеста машина или всё-таки живое существо.

В общем, “Селесту-7000” я рекомендую читать только разве для галочки, что и ЭТО вы читали. Для удовольствия лучше выбрать что-нибудь другое.

Оценка : 5
«Всадники ниоткуда»
–  [ 9 ]  +

avsergeev71, 07 марта 2022 г. в 23:59

Советская научная фантастика. Хорошая фантастика. Я бы даже сказал — фантастика высочайшего уровня. Конечно, Абрамовы — это не Стругацкие, и современная молодежь скорее всего ничего не слышала об авторах. Но во времена моего пионерского отрочества семейный дуэт Абрамовых был, что называется «на слуху». Их знали, ими зачитывались, их обсуждали. И их произведения навсегда вошли в сокровищницу не только советской, но и мировой научной фантастики, что подтверждается многочисленными изданиями не только на русском, но и на иностранных языках.

О чем «Всадники»? Конечно, о Его Величестве Контакте. Тогда многие фантасты писали о Контакте, и писали конечно по-разному. В большинстве случаев наши визави представлялись вполне антропоморфными созданиями, не только напоминавшими человека, но подчас практически не отличавшимися от него. Но лично меня всегда более всего интересовал контакт с Разумом, принципиально отличающимся от человеческого: «Солярис» и «Непобедимый» Лема или «Мягкие Зеркала» Сергея Павлова. «Всадники» как раз про такой вот Контакт — контакт «слепого с глухим». Тут не то, что понять контактёра, а просто понять, есть ли вообще Контакт — уже проблема.

Как по мне, авторы прекрасно справились с задачей. Роман — не большой, очень динамичный, без зубодробительных наукообразных наворотов, и (что удивительно) — практически без черно-белой идеологии. Люди, — и советские и не советские, — показаны прежде всего Людьми, независимо от страны своего проживания и социального строя. Время написания конечно ощущается, но совершенно не мешает восприятию сюжета. В этом плане роман вполне читабелен и сегодня. Ну а проблемы, поднятые в романе, наверное никогда не устареют. Как, надеюсь, не устареет советская научная фантастика. Хорошая фантастика.

Оценка : 10
«Всё дозволено»
–  [ 9 ]  +

Gourmand, 08 апреля 2019 г. в 14:42

Мне всегда непросто писать отзывы на книги, которые я читал дважды: в беззаботном детстве и сейчас, в циничной взрослости. Тем более, что детство моё пришлось на времена СССР, когда фантастики было мало, переводной совсем мало, и сравнивать фантазию одного писателя с другими было довольно сложно. Каждая книга была как дверь в новый мир. И эти миры завораживали своей непохожестью на реальный, а приключения героев воспринимались как единственно верные. Теперь же, имея в читательском багаже таких классиков как Азимов, Хайнлайн, Саймак и Кларк, а в житейском — много опыта по поведению людей, многие книги советского детства кажутся и не столь оригинальными, и совсем не такими верными.

Так же случилось и с романом «Всё дозволено» отца и сына Абрамовых.

К 1973 году практически всё, что описано в книге, уже было написано. И движущиеся дороги, и миры «на минутку отстающие от нашего», и бессмертные люди, циклически проходящие стирание памяти, и цивилизация-город, застывший во времени. Пожалуй, не было только бодрых косморазведчиков, которым инструкции «не препятствуют нам участвовать в социальных переворотах на стороне угнетенных классов или народов», а впрочем, наверное, в советской фантастике было и это. Я не обвиняю авторов-Абрамовых в плагиате, но сейчас, перечитывая роман, я не раз ловил себя на желании перечитать, скажем, «Город и звёзды» Кларка. Да и «Стальные пещеры» Азимова. И «Кольцо вокруг Солнца» Саймака. И «Возвращение со звёзд» Лема. И многое другое...

Ну ладно, оставим тему заимствований. Что остаётся?

Некий странный мир, некая замкнутая цивилизация, бессмысленная не потому, что она дошла до такого (см. «Город и звёзды»), а в силу прихоти мега-супер-мозга. Который внезапно, после одной беседы с коммунистом-капитаном, понимает свою ошибку и, опять же внезапно, решается на самоуничтожение. Не мозг, а какой-то инфантильный ребёнок.

Ещё есть человеческая обслуга с вживлёнными электродами. Понятия не имею зачем. Авторы пытаются убедить меня, что механизмы никак не могут работать без сотен, а то и тысяч техников, и они убедили меня-ребёнка, но теперь-то я понимаю, что Координатор вполне бы справился сам (см. «Город и звёзды» ещё раз). Угнетённые работники нужны авторам для: 1) показа невозможности технологического рая некоммунистического толка без принуждения и эксплуатации несчастных живых индивидуумов. 2) не было бы этих «синих», о чём бы Абрамовы писали вторую половину книги?

И таких «искусственностей» довольно много. От чисто технических (почему миражи не могут проникнуть на второй этаж станции? Пусть не за счёт изменения уровня миража, а хотя бы за счёт деревьев. Напали бы зелёные на землян с верхушек деревьев.) до психологических. Больше всего раздражает как раз Капитан (судя по большой букве, это кличка у него такая. Доктор и Второй Пилот из прошлой экспедиции улетели, а Капитан — нет. Жаль. Не так похоже на «Эдем» Лема было бы). Капитан за время романа успел помечтать о: рыбалке на тихой речке, шашлычке на сабле шампура, пшеничном поле, домике в деревне и т.п. Вопрос: нафига ты такую профессию выбрал? Шёл бы в лесники или в рыбнадзор. Один раз вспомнить Землю — естественно, два раза — бывает, но столько раз как у Абрамовых — это диагноз. Остальные герои (всего их четверо) лишь слегка получше. Книгофил Библ никак не оправдывает своего прозвища. Отличить Алика от Малыша совсем невозможно, разве что один говорит Капитану «ты», а другой — нет.

В детстве я балдел от всех этих «колебателей пространства», магов, сверхлюдей и вольных, но сейчас я вижу, что их градация никак не обоснована. То ли дело «Цивилизация статуса» Шекли! Вот там да, там все классы и градации объяснены более чем. Тут же — непонятно. Если ставить целью накопление информации, если воображение ценится выше знаний о реальности, то не маги и ксоры должны быть, а художники, математики, дизайнеры одежды и т.д. (Опять я смещаюсь к «Возвращению со звёзд» и «Городу и звёздам», но что поделать, если так много пересечений?)

Итого: «Всё дозволено» — роман своего времени, но при этом ничуть то время не описывающий, то есть роман проходной, смесь-взвесь заимствований без вкуса и пользы.

Оценка : 5
«Апробация»
–  [ 9 ]  +

zarya, 07 октября 2013 г. в 05:02

Перечитывая сегодня этот рассказ, видишь, что авторы невольно сказали о советской науке больше, чем хотели. Академик, которого явно намеревались изобразить этаким мудрецом, выглядит попросту брюзгой с его требованием немедленной практической пользы от каждого изобретения; при этом он тут же себе противоречит, говоря: «отдайте свою игрушку врачам или криминалистам...». Действительно, несложно представить, каким сокровищем и для тех, и для других окажется аппарат, способный визуализировать воспоминания. Какая уж тут «игрушка«! Впрочем, и в обыденной жизни люди хотят фиксировать свои воспоминания: об этом говорит хотя бы нынешнее распространение бытовой видеозаписывающей аппаратуры.

Сходные пробемы рассматриваются в рассказе Азимова «Мёртвое прошлое». Но у Азимова они поставлены острее и чётче, его рассказ драматичнее и в результате лучше запоминается.

Самое же фантастическое в рассказе — это допущение, будто один и тот же человек может добиться высочайших результатов и в науке, и в спорте, к тридцати годам сделавшись «лучшим футболистом десятилетия», а впоследствии став ведущим нейрофизиологом. :)

Оценка : 4
«Рай без памяти»
–  [ 9 ]  +

ii00429935, 21 марта 2010 г. в 16:21

«Рай без памяти», как и 1-ю часть трилогии «Всадники ниоткуда», лучше всего читать со скидкой на возраст книги. Сам сюжет, в котором четверо землян на другой планете (в параллельном мире?) попадают в тоталитарное полицейское государство и начинают борьбу с режимом, современному избалованному разнообразной фантастикой читателю может показаться банальным. Что радует в этом произведении, идеология (куда же без нее?) представлена в небольших дозах, действие развивается довольно динамично, а научные идеи и разговоры тоже весьма дозированны. Кажется, и сами авторы не скрывают, что их «Рай без памяти» прежде всего роман приключенческий. Удивительно, правда, что они так настойчиво проводят параллели между своим творением и «3 мушкетерами» Дюма (есть даже главы «Д*Артаньян и Ришелье», «Завтрак на бастионе Сен-Жерве»). Очень натянутое сравнение! Если уж искать аналогии, то я бы вспомнил скорее книги и фильмы о подпольщиках времен Великой Отечественной. Хотя, конечно, конфликт авторы как-то упростили. По-настоящему опасных противников у четверки землян так и не появляется (ну какой из Корсона Бойла кардинал Ришелье?), а подполье на этой планете такое мощное и организованное, что помощь извне, кажется, им не очень-то и нужна.

Если вам понравились «Всадники ниоткуда», скорее всего придется по душе и «Рай без памяти». При всех недостатках этого романа, есть в нем какое-то неуловимое обаяние ушедшей эпохи 60-х годов. Сейчас так уже не пишут.

Оценка : 7
«Селеста-7000»
–  [ 8 ]  +

Козлов, 02 августа 2023 г. в 23:52

Если книга запоминается надолго, то говорят о красоте слога или важности фраз. Но книги всегда создаются по лекалам своего времени. Так же, и «Селеста-7000» принадлежит своей эпохе. Правда, поначалу я этого не заметил. А когда заметил — стало немножко не по себе. Роман, безусловно, запомнился. Но не столько, как очередной забытый шедевр советской фантастики, сколько, как еще одно доказательство того, что хорошие книги в СССР писали, так сказать, на вырост. «Селеста-7000», при наличии инопланетного сверхразума, чтения мыслей и гангстеров, не может похвастаться зубодробительным экшеном и головоломками с промыванием косточек по части психологии. Он полностью посвящен проблеме определения разумности искусственного интеллекта. Каждая новая задача разбирается героями детально. На этом строится описание принципов работы селектора стабильной информации. И вывод получается настолько объемный и комплексный, что рассматривать его, во многом, интереснее всего происходящего вокруг.

  И есть, от чего удивляться происходящему. С самого начала идет невероятное погружение в реальность книги. Всё описано так, что хоть сейчас снимай современный блокбастер. Я не мог поверить в то, что события происходят в 1970-м году. Представить героев одетыми по моде того времени, просто, невозможно. Да и Америка с Бермудами описываются так, будто авторы видели всё своими глазами. Лишь несколько сцен говорят о том, что книга написана в СССР 60-70х годов. А смотрятся эти вставки, как чужеродный элемент. И стройная картина в вашем воображении ломается, буквально, рушится введением очередной серии бондианы: мало того, что про футбол, так еще и с Алленом Делоном в главной роли. Авторы откровенно высмеивают бессмысленную повторяемость западного кинематографа. Казалось бы, опять обязательная пропаганда. Но начинаешь замечать, что и реальность Западного мира в романе, так же, строится на штампах: бары, отели, виски-сода и неизменные яичница с беконом на завтрак. И чем правдоподобие одних стереотипов отличается от других? Тем более, если порождены и навязываются они одной и той же средой? Вспоминая про современные всемирно известные франшизы и методы распространения информации, можно уверенно сказать — ничем. Искушенному читателю может показаться, что сцены с иллюзиями и погружениями в чужое сознание недостаточно красочны, недостаточно насыщены психологическими парадоксами. На самом же деле, они ничем не отличаются от реальности. И проблема восприятия книжных условностей в том, что никакой проблемы восприятия нет. Грани, отделяющей реальность от иллюзии — нет. При том, перед Нами не сумасшествие. Действительность, в которой живут герои остается неизменной потому, что это — отправная точка для понимания принципов работы искусственного разума Селесты. Она стоит лишь на материалистическом мышлении советского человека. И чем дальше идет мысль, тем сильнее она отрывается от книжных условностей. Позволяя воспринимать книгу, как то, чем она и является — источником информации.

  Возможности Селесты необъятны. Но сверхразум — это только красивое слово. Селеста — аналитическая машина, которой необходимо лишь фиксировать конкретные действия. В романе очень многое опущено: международные отношения, научные споры. Даже возможный любовный треугольник заканчивается тем, что герои женятся где-то за кадром. Не важно, что и как долго Вы обсуждаете. После всех обсуждений произойдет только одно логическое действие. Селеста способен обработать множество логических последовательностей. Но даст ли это Селесте возможность развиваться. Чисто логически — нет. В отличии от живого разума, искусственный не способен на предположение. А столь пустой мир романа состоит, исключительно, из предположений. Несколько глав посвящены тому, как перековывается целый епископ. И происходит это на довольно простых примерах. Клише подростковой советской литературы. Но разве нельзя предположить, что перед Нами не паладин восьмидесятого уровня, а обычный человек. И вера для него — гарантия существования справедливости и правды, которых в столкновении с реальностью найти сложно, если не мыслить масштабно. Иначе, что он забыл на Бермудах? Давно бы был в Лондоне. Нам показывают честного советского журналиста, во всем отличающегося от своих мелочных западных коллег. Но журналист-международник оказывается не в курсе о существовании коррупционных схем, и без задней мысли дает похитить важного ученого. Все Мы уверены, что это глупо, и никто из Нас так не поступил бы. Это правильно. Но перед Нами не революционер с наганом на перевес. Это новый советский обыватель, о таких условиях жизни, действительно, не знающий. Предположить, что Ты сам такой же сложно. И, как результат, откуда-то взялись миллионы вкладчиков «МММ». Селеста постоянно смешивает реальность с иллюзией. Но в описании поступков героев нет психологизма, непонимания и душевных метаний. А зачем они советскому кибернетику, решающему вполне конкретную задачу? В метафизике очень много красивых терминов. Но в романе точно показывается, кем и как они используются в реальной жизни. В столкновении с живым разумом, искусственный интеллект Селесты проигрывает. Нам показывают эволюцию взглядов: от нахождения сверхразума до превращения компьютера в развивающуюся личность. Но это взгляд человека. Селеста же — механизм. Он опирается на письменные источники. Простейший критерий истинности: если информация дублируется, то она правдива. Но в нем заложен и алгоритм проверки истинности. Если информация подтверждается фактическими данными, то Селеста не соглашается с мнением большинства. И сотни лет рассказывает заезжим о ложности их религии. Контакт человека и машины возможен только по тому, что человек понял необходимость для Селесты настроенного устройства ввода-вывода. Не имея своих органов чувств, на любой вопрос о будущем Селеста всегда логично ответит:«Не знаю».

  Но, не смотря на логику, авторы уверены, что Селеста станет Личностью. Что вместе с ним будет развиваться и Человечество. Что разум неотделим от разумной жизни. Последние главы романа насыщены событиями. Нам описывают планы, мотивацию и поступки. Дают целостную картину происходящего. Более того, в конце происходит слом четвертой стены. Всего несколько слов, будто авторы исправляют неудачный стилистический прием. Но Нам, буквально, дают взглянуть на мир глазами Селесты. Это развилка, на которой читатель должен определить для себя то, как он будет относиться к «искусственному интеллекту». А вы поняли, что такое Селеста-7000? Или Вы тоже, прочитав книгу, кладете её обратно на полку?

Оценка : 10
«Чёрная топь»
–  [ 8 ]  +

Sawwin, 12 марта 2009 г. в 22:35

Как пишутся плохие научно-фантастические рассказы? Для того есть два способа.

Способ первый: Некто высказывает дурацкую идею, в которую никто не верит. Потом герои (не меньше двух штук) идут куда-нибудь и видят по дороге чудо чудное и диво дивное. Присматриваются повнимательней и восклицают: «Ба, да это никак подтверждение давешней дурацкой идеи!»

Способ второй: Герои (не меньше двух штук) идут куда-нибудь и видят по дороге чудо чудное и диво дивное. Присматриваются повнимательней и восклицают: «Ба, да ведь это чудо/диво можно объяснить с помощью вот такой дурацкой идеи!»

Рассказ «Чёрная топь» относится ко второму типу. Увидали секретарь газеты и московский заезжий журналист в болоте нечто, почесали репу и промолвили: «Что мы знаем о нестабильной блуждающей информации?» И всё, и конец рассказу; даже нечего рамочкой спойлера обводить.

Ну, а как это написано, особый разговор. В 1971 году я, городской вьюнош, не бывавший дальше пригородной дачи, проглотил описания леса и болота, не поморщившись. Но теперь, досыта находившись по настоящим болотам, понимаю, какую пургу гонят соавторы: театральный критик и инженер автодорожник. Чего стоит такое описание хождения по болоту (без палки!): «Ступишь легонько, нажмёшь -- хлюпнет. Нажмёшь сильнее, если держит, станешь. Если ещё раз чавкнет -- назад! Стоишь, как цапля с поднятой ногой». Вот именно так в болоте и тонут, при попытке постоять на одной ноге. И чавкает болото, не когда в него ступают, а когда ногу вытаскивают. И хождение по лесу описано на том же уровне достоверности. И выпускники Лесотехнической Академии лесниками на глухие заимки не распределяются. Короче, понаписали авторы ерунды и всё ради того, чтобы с умным видом объявить: «Информация обратно пропорциональна энтропии. А уровень энтропии везде одинаков». Вроде бы это должно означать, что новая информация непременно равна нулю. Применительно к данному рассказу это утверждение верно.

Оценка : 3
«Гибель шахмат»
–  [ 8 ]  +

Вертер де Гёте, 19 мая 2008 г. в 22:02

Этот фантастический рассказ написан в 1924 году, но действие в нём происходит в 1929 , судя по тому, что Эмануилу Ласкеру в рассказе 60 лет. Помимо Ласкера среди героев рассказа, сражающихся с удивительным «шахматным автоматом», почти весь мировой «высший свет» шахмат 20-х годов, в том числе и сам Капабланка. Все они пытаются понять кто им противостоит: машина или замаскированный человек. Я тайну раскрывать, конечно, не буду, но интересно читать о том, насколько кощунственной и страшной казалась каких-то 80 лет назад мысль о победе голой математики над искусством, о победе логики машины над логикой человека. Сейчас-то поражение чемпиона мира от компьютера никого не удивляет — смирились...

Оценка : 8
«Рай без памяти»
–  [ 8 ]  +

Ladynelly, 14 мая 2008 г. в 20:14

Казалось бы ничего необычного: наши в другом мире, в котором людям живется не сладко... Пришли со свежим взглядом и начали приводить все в порядок... Разве не банальный сюжет?

Но тем не менее сразу после прочтения, книга стала моей любимой и я не успокоилась, пока она не появилась в моей библиотеке... Есть в этой книге, что такое... Какой-то неуловимый аромат, затавляющий ее читать снова и снова...

Оценка : 10
«Время против времени»
–  [ 7 ]  +

vvmonahov, 07 июля 2013 г. в 14:37

К сожалению, ничего хорошего про книгу сказать нельзя.

В первой книге, «Всадниках из ниоткуда», стержнем является контакт с инопланетной цивилизацией, попытка представить разум, принципиально отличный от земного, и то, как этот разум будет воспринимать землян.

Во второй книге, «Рай без памяти», идея контакта с пришельцами преломляется совершенно неожиданным образом — пришельцы изучают поведение больших групп людей в ситуации изоляции от Земли. Но при этом не догадываются, что сами остаются важным фактором, влияющим на поведение людей, так как всё действие происходит на фоне контакта с неведомым. Поэтому книга оказалась очень нетривиальной, захватывающей очень разные аспекты поведения людей, развития человечества и моделей взаимодействия с разумом, абсолютно чуждым человеческому.

В третьей книге главное — пропаганда преимуществ социализма над капитализмом на фоне вестерна. Герои становятся супергероями, несущими свет марксизма-ленинизма. Контакт с пришельцами не имеет значения, поведение людей — в стандартной обстановке вестерна и совершенно стандартное для вестерна. Только с совершенно искусственными героями и потому совершенно нежизненное.

Оценка : 3
«Селеста-7000»
–  [ 7 ]  +

мрачный маргинал, 11 января 2013 г. в 15:33

Авторы легко изобретали подсказываемые «если-логикой» НФ сюжеты. Вот и соблазнительная идея «всезнания» воплощена в игровой во многом сюжет, где глав. герой обретает волшебный по существу предмет (искусственное существо — кибернетического «джинна»), — позволяющий разгадывать недоступные простому взору загадки. Авторы тщательно избегают глубоких обобщений, а главным, как всегда, становится Приключение. Современная авантюра. И бесполезно обвинять фантастов в поверхностной легковесности, примитивной заидеологизированности и прочем. Абрамовы обладают даром создания непретенциозной увлекательности, — оформляя для читателей своеобразный «поток свободного н.-ф. воображения». В десятках созданных ими сюжетов, которые не спутаешь со скучными, иной раз, созданиями других н.-ф. авторов-современников...

Оценка : 8
«Всадники ниоткуда»
–  [ 7 ]  +

Славич, 10 марта 2011 г. в 19:48

Вот, наконец-то добрался до советской приключенческой фантастики. По отечественным меркам – классика. Особенно выгодно смотрится на унылом, однообразном фоне утопий. Хоть что-то похожее на заокеанские образцы той поры. Радует хороший литературный язык, чувствуется, что Абрамовым знакомо слово «стилистика». Есть и динамика сюжета. Правда, начало обещает больше, чем может дать концовка…

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Завязка и в самом деле замечательная: во льдах Антарктиды полярники встречаются с феноменом явно неземного происхождения. «Розовые облака» — идея для своего времени передовая. Негуманоидная, чуждая форма жизни, со своим мышлением, восприятием мира. Уж слишком не похоже на «братьев по коммунизму» Ефремова. Ну и вечная тема двойников тоже нашла своё достойное отражение.

Также приятно, что в романе осталось мало места для идеологии. Единственный отрицательный персонаж американский адмирал в отставке, Томпсон. В то же время, в книге дважды подчёркивается, что он человек умеренных взглядов, умный и к маккартистам и антикоммунистам отношения не имеет. Так что никакой Томпсон не опереточный злодей.

На великое литературное произведение, скажем честно, не тянет. Да авторы и не претендовали. На что претендовал Абрамов-старший, так это на научность. Между тем в романе есть несколько совершенно детских ошибок.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Инопланетяне срезают весь полярный лёд. «Ну и что? Теплее будет. В Белом море будем сардинку ловить, а в Гренландии апельсины посадим», — говорит главный герой. А о катастрофических последствиях для климата кто-нибудь всерьёз задумался? Изменение направления воздушных масс и морских течений. Это вам любой климатолог на пальцах объяснит. В романе, несмотря на некоторые опасения, всё проходит слишком гладко. Это первое.

Второе (цитирую): «Как может повыситься уровень в океане, если количество воды не увеличивалось? Вопрос на уроке географии, скажем, в классе пятом». А вот если бы Абрамовы доучились в школе хотя бы до класса седьмого, они бы знали, что произойдёт. Сегодня Антарктиду покрывает ледовый панцирь средней толщиной 1700 метров. Если этот вес убрать, континент неизбежно поднимется, возможно на сотни метров. И как следствие вытолкнет вверх огромные массы воды, повысив уровень мирового океана. Ведь до того, как образовался ледник, средняя высота Антарктиды над уровнем моря была намного выше нынешних 300 метров. Всё это давно доказанный факт. Другое дело, насколько быстро может происходить такой процесс. Существующие модели ведь предусматривают постепенное таяние. Скажите, авторы не могли этого знать. А закон Архимеда, когда открыли?

Такие очевидные ошибки, не вписывающиеся в рамки фантастического допущения, в моей любимой «твёрдой» НФ не терплю.

Осталось ощущение, что оценку я завышаю. Но во времена СССР Абрамовых так часто ругали за безыдейность. Что само по себе может служить рекомендацией.

Оценка : 7
«Всадники ниоткуда»
–  [ 7 ]  +

SHveД, 13 июня 2010 г. в 13:57

Читал когда мне было лет 13 -поразился, прошло много лет, под детским впечатление решил снова перечитать, насторожено полагая, что тот восторг не испытаю, однокож -даже больше, теперь мне некоторые моменты стали более понятны, вот спустя 4 года решил еще раз перечитать. коротко о сюжете книге -все на месте, все органично, все скорострельно, все феерично, все захватывающе! Спасибо авторам, в очередной раз одостоверяюсь что наши фантасты на голову выше западных (не считая некоторых метров западной фантастики с гуляющей фантазией).

Оценка : 10
«Хождение за три мира»
–  [ 7 ]  +

Ladynelly, 15 мая 2008 г. в 07:02

Меня всегда интересовал вопрос: «А что если...?» Что если есть параллельный мир в котором карты карты судьбы легли немного иначе, чем в нашем мире? Авторы взяв за основу именно этот сюжет превосходно развили его. Единственный минус — уклон в идеологическом плане. Но это не мешает получать удовольствие от чтения хорошей книги.

Оценка : 10
«Повесть о снежном человеке»
–  [ 6 ]  +

amak2508, 20 апреля 2019 г. в 09:46

Предварительно надо заметить, что никакого отношения к теме снежного человека эта повесть не имеет, а название — всего лишь литературная шутка со стороны авторов. На самом же деле сюжет произведения более чем традиционен — история космического пришельца, нашедшего свою вторую родину в нашей стране. И хотя написана вещица вполне складно, да и особых ляпов в произведении не наблюдается (за исключением, может быть, истории о том, как этот самый инопланетянин стал гражданином СССР), читать её сегодня просто неинтересно, тем более, что и сквозного связного повествования в ней нет — всё кусочками: кусочек оттуда, кусочек отсюда....

А любопытна в произведении его тогдашняя идеологическая правильность и завуалированный патриотизм. По версии пришельца его бездушная, холодная, прагматичная родина очень напоминала современные капиталистические страны, а кончила она очень плохо — всеобщая деградация, утеря смысла жизни, вымирание.... То есть, по смыслу, такой финал ожидал бы и нашу Землю, не появись на нём первое государство рабочих и крестьян. И всё бы неплохо, потрудись авторы хоть немного рассказать читателю, с чего бы это вдруг родную планету пришельца постигла такая участь... :).

Оценка : 5
«Рай без памяти»
–  [ 6 ]  +

Bedolang, 08 февраля 2013 г. в 14:43

Книга замечательная, она мне даже больше нравится, чем «Всадники». Тут были высказывания насчет устарелости... Это кому как. Фантастический мир Абрамова (именно Абрамова-отца, поскольку Абрамов-сын бате своему не ровня) очень необычен и узнаваем. Да, веет соцреализмом, и что? Отголосков тех времен полно и у АБС. мне лично это не мешает. А разве «Солярис» не устарел? Так ведь «сейчас не пишут«! Только, вот, думается мне, что написанное сегодня, завтра забудут, и ничего не потеряют, зато писанное вчера — не все! — доживет и до послезавтра. Кстати, у Лема нет ни одной собственной идеи, все заемные. Но от этого ни «Солярис», ни «Эдем» хуже не стали. Главное, не ЧТО, а КАК. А как? а на 10-ку!

Оценка : 10
«Всадники ниоткуда»
–  [ 6 ]  +

mac_mac, 22 апреля 2012 г. в 23:09

Моя самая любимая книга о контакте с инопланетным разумом.

И в школе читала, и сейчас с удовольствием перечитываю...

Это — классика, ни болльше, ни меньше, и этим всё сказано.

Рекомендую всем любителям научной фантастики!

И не слушайте всяких зануд, (не будем показывать пальцем), которые высказывались выше.

Читайте и наслаждайтесь!

Оценка : 10
«Всадники ниоткуда»
–  [ 6 ]  +

ii00429935, 17 марта 2010 г. в 16:08

Любопытная ретро-фантастика из далеких 60-х. Из тех времен, когда человечество совсем недавно вышло в космос и многим казалось, что за ближайшим поворотом нас ждут братья по разуму, а на Марсе скоро будут яблони цвести. Если не учитывать этого настроения, «Всадники ниоткуда» скорее разочаруют, чем понравятся. В духе времени в романе резко противопоставлены Советский Союз и «загнивающий Запад». Если истеричные американцы ждут от инопланетного разума, посетившего Землю, только агрессии, то правильные советские ученые, конечно же, живое воплощение оптимизма. Причем один пассаж меня здорово удивил. По сюжету (не буду раскрывать подробно) на Земле исчезают все ледники. И главный герой-кинооператор, и крупный советский ученый-гляциолог (специалист по льдам), как заведенные, повторяют:«И очень хорошо, от этого только климат улучшится» и т.д. и т.п. По-моему, все эти восторги где-то рядом с бредовой идеей переброски северных рек в пустыни. Подробно авторы на изменениях климата не останавливаются, зато неплохо создают сюжетную интригу (чего хотят инопланетяне, более-менее понятно становится только в финале).

«Всадники ниоткуда» — яркий пример того, что называется твердой научной фантастикой. И как часто бывает в этом случае, авторские идеи интереснее людей. Персонажи романа достаточно картонные, любовная линия намечена мелким пунктиром (по моим ощущениям, просто для того, чтобы книга немножко была и «про любовь»). Ну а история из времен Второй мировой войны и французского движения Сопротивления здесь абсолютно не на месте, по-хорошему это материал для отдельного рассказа или повести.

Если вы интересуетесь фантастикой прошлого века и словосочетание «советская литература» не вызывает у вас отторжения, «Всадники ниоткуда» вполне заслуживают прочтения.

Оценка : 7
«Рай без памяти»
–  [ 6 ]  +

Северина, 25 марта 2009 г. в 17:35

   Мне «повезло» еще больше: я прочитала все обратном порядке. Сначала «Серебряный вариант», затем с огромным трудом удалось добыть «Рай» и только через несколько лет «Всадников». Что поделаешь, с фантастической литературой в начале 80х было тяжко. Как, впрочем, и с любыми другими хорошими книгами.

   Пришлось разбираться самой, что и как. Неизвестная, но явно могущественная цивилизация где-то в глубинах космоса создала мир по образу и подобию земного, взяв за образец три наших города и живущих в них людей. Но что-то там у них не заладилось. Вернее, понятно что. Из названия романа это видно сразу. И наши отважные земляне спешат на помощь свежеиспеченному мирку. То есть, насколько мне помнится, они бы и не спешили, но их никто не спрашивает, а просто забрасывают за многие парсеки этаким десантом.

   Сюжет, действительно, интересный, тем более для 60х. И герои замечательные. Но почему-то сразу залетела в голову фраза: «Социалистическая революция — не предмет для экспорта!«И никак ее оттуда не изгонишь.

    Все ж милее мне «Всадники ниоткуда», герои, сюжет, язык, в конце концов, те же, а политики меньше.

Оценка : 7
«Принц из седьмой формации»
–  [ 6 ]  +

Alexandre, 16 февраля 2009 г. в 17:12

Да, и вправду старая советская фантастика. Только у Мартынова, например, это растянуто на сотни страниц, но не скажу, что интереснее. А здесь — очень мило. Даже чем-то похоже на Кира Булычева. Только манера другая. Мне понравилось, может понравиться и другим, тем, кто не ищет обязательно кошмарных чудовищ и убийств.

А насчет общества в далеком будущем — кто-то и вправду считает, что нынешняя Америка так и останется без изменений несколько сотен лет? Ведь двести лет назад мало что напоминало современность, и речь не идет лишь о технической стороне жизни.

Оценка : 8
«Принц из седьмой формации»
–  [ 6 ]  +

Mandor, 23 декабря 2008 г. в 14:35

Есть некое очарование в старой советской фантастике... Но, к сожалению, этого не всегда достаточно. Кроме того есть фантастика и есть ФАНТАСТИКА... Этот рассказ явно не из последней категории... Не могу сказать, что зацепил чем-то необычным, скорее напротив, очень типичный для того периода, если бы не оригинальное название, вообще бы не запомнил. Короче — не стоит внимания... серьезного...

Оценка : 3
«Happy end»
–  [ 6 ]  +

Sawwin, 18 декабря 2008 г. в 15:10

Маленький рассказик с маленьким парадоксиком, целиком пропитанный фатализмом и чудовищно недостоверный психологически. Уже когда профессор, радостно улыбаясь, заявляет: Мы погрузим вас в сон наподобие летаргического, а затем -- в кому...», -- всякий нормальный человек должен прекратить жизнерадостно ржать и поскорей убираться из этой живодёрни. Покажут ли они будущее, неизвестно, а с комой связываться -- дурных нет. А перст судьбы, принявший облик грузовика с арбузами -- это даже не смешно. Итого, от рассказа остался призыв: «Граждане, переходите улицу только по разрешающему сигналу светофора!»

Оценка : 6
«Всё дозволено»
–  [ 6 ]  +

swgold, 17 мая 2008 г. в 22:38

Великолепный боевик. В первый раз я погрузился в книгу настолько, что абсолютно ничего не замечал вокруг. Я периодически перечитываю эту книгу — эффект остается стойким. Возможно, всё дело в том, что схемы, предложенные авторами достаточно просты, а реализованы они — несколькими взмахами кисти и очень яркими красками. Очень многое остается за кадром, и оттуда подспудно дразнит воображение читателя. Загадочные чужие миры показаны мельком — и очень в меру. Так, чтобы хотелось видеть больше. И бесконечно жаль становится после финальной разборки. Жаль, что не будет продолжения. Концовку романа, по сути, ничто не оправдывает. Она просто должна была показать: наши победили, доказали своё интеллектуальное, социальное и т.п. превосходство. Финис, как говорил товарищ Зернов. А жаль. Потенциала, заложенного в это роман, хватило бы на полновесный цикл. Эх, семидесятые...

Время было скупо на публикации — зато авторы были щедры.

Оценка : 8
«Всадники ниоткуда»
–  [ 6 ]  +

elent, 15 мая 2008 г. в 01:02

Читала в далеком детстве и трепетала от восторга. Нечасты были у нас такие книги. Феерическая картина розовых облаков даже по ночам снилась. Сейчас конечно восприятие немного не такое, все таки технически книга устарела, да и морально кое- где, но все равно на две головы выше нынешних опусов.

Не палить во все непонятное , а изучать — вот, что надо делать.

Оценка : 9
«Всадники ниоткуда»
–  [ 6 ]  +

Ladynelly, 14 мая 2008 г. в 19:58

Книгу читала на одном дыхании... Необычный сюжет, интересные персонажи, легкий стиль написания (без заумности), отличные стихи... Что еще для счатья надо? ;-)

Оценка : 10
«Хождение за три мира»
–  [ 5 ]  +

horoshogromko, 21 октября 2023 г. в 08:43

Мне понравилось. Прочитала почти на одном дыхании, была много с чем из написанного не согласна, но что скучно не было — факт.

Особенно впечатлила военная часть. Герои сорокалетние люди в 1960-х, те, кто уходил на фронт восемнадцатилетними пацанами, и здесь они двадцать лет спустя, и Абрамовым удалось написать про них так, как я ещё не встречала в военной литературе. Затронуло на личном уровне. Это поколение моего деда, я родилась намного позже шестидесятых, и деда знала только уже пожилым. С “Хождением” как будто чуть-чуть увидела, каким дед мог быть в то время.

А фантастическая часть неоднозначная. В целом параллельные миры описаны интересно, во многом — именно так, как я себе их представляю, оттого читать ещё более увлекательно. Но местами тема кажется нераскрытой, вопросов больше, чем ответов, и много насчёт чего хочется с авторами поспорить. Или хотя бы попросить уточнений.

Например, Абрамовы сторонники исторической предопределённости: общеисторические законы исполняются независимо от конкретных случайных обстоятельств, то есть даже если бы Гитлера, допустим, по какой-то причине не существовало, в Германии всё равно пришёл бы к власти диктатор, который всё равно развязал бы войну. Но не пишут, где проходит граница между частной случайностью и общей закономерностью. И вообще, появление на свет конкретного человека обусловлено ничуть не меньшим числом факторов, чем масштабное историческое событие, так почему одно то ли будет, то ли нет, а другое — будет непременно?

И переходы во времени. Когда главный герой переживает одно и то же событие в параллельных реальностях несколько раз, как течёт его личное время? Разве он не должен стареть быстрее своих современников?

К перемещениям в будущее претензия не столько техническая, сколько сюжетная. Главный герой перемещается во времени вперёд — причём специально чтобы принести из будущего информацию. Будь это возможно на самом деле, такое бы началось! А у Абрамовых он всего лишь запоминает одну математическую формулу, которую потом используют исключительно в науке и исключительно на благо человечества. Детские сказки, и то не такие наивные. Впрочем, это у Абрамовых фирменное. В “Селесте-7000” https://fantlab.ru/work82680 будет похожий сюжетный ход, столь же неправдоподобный.

***

Офф: а вот где удачно описано использование информации из будущего в прошлом — это Кинговское “11/22/63” https://fantlab.ru/work253676. Любопытно, кстати, что оно про тот же исторический период.

***

Единственное, что мне в повести не понравилось совершенно, — агрессивная злоба (хотя ожидаемая) в отношении инакомыслящих. Эпизод, где главный герой не даёт коллеге остаться за границей, наполнен прямо-таки шариково-швондеровской ненавистью:

~~~ Скажи откровенно, что тебе не нравится наш строй, наше общество. Выклянчи визу в каком-нибудь посольстве. Думаешь, будем задерживать? Не будем. С удовольствием вышвырнем. Нам людская дрянь не нужна. ~~~

С одной стороны, авторы всего лишь описывают официальную линию партии и правительства в отношении невозвращенцев (в тогдашнем УК “отказ возвратиться из-за границы в СССР” считался изменой Родине), а с другой — делают это с таким энтузиазмом, что кажется, будто эта желчная озлобленность искренняя и даже личная. Неприятно.

Впрочем, это всего один эпизод и моё субъективное восприятие, возможно, обострённое нынешними реалиями. А в целом повесть неплоха. Не идеальная, но интересная и много идей для обсуждения.

Оценка : 7
«Всадники ниоткуда»
–  [ 5 ]  +

Reystlen, 27 октября 2021 г. в 15:14

От такого жанра фантастики ждешь загадки, мистики. Контакт это все неопределённость и страх. Ждешь непонятной инопланетной угрозы. Ждешь конфликта у землян, споров, опрометчивых действий, паники и т.п. В данной книге все ровно, спокойно. Непонятные существа воспринимаются как то обыденно, словно это климатические изменения Земли или природные аномалии, а не ИНОПЛАНЕТЯНЕ. Мне не удалось почувствовать того волнения, с каким сталкиваешься в книгах и фильмах о контактах с другим разумом.

В общем написано просто, неплохо и гладко. Чувствуется, что авторы выросли на классической русской и иностранной фантастике, однако дотянуть до иностранной не удалось. Не хватило атмосферы, загадочности и острого конфликта среди землян. Так же в книге чувствуется советская школа фантастики, что не идет книге на пользу ,делая роман простым, с легким уклонов в превосходство всего советского над западным. К тому же запад аккуратно представлен в виде недальновидного агрессора (пример полковника Патерсона). Роману не хватило загруженности сюжета, индивидуальности главных героев, сложной спорной психологии человеческих отношений и психики, сложных загадок и вопросов, возможно обреченности и паники. В книге много рассуждений ,а действие вялое и неувлекательное. В итоге финал не вызывает интереса для дальнейшего прочтения цикла.

Итог: книга для любителей специфичной ветки советской фантастики, вряд ли чем то сможет удивить прожжённых фанатов научной фантастики, зато сможет дать атмосферу сссеровской романтики непознанного.

Оценка : 6
«Всадники ниоткуда»
–  [ 5 ]  +

mputnik, 02 января 2021 г. в 11:28

Поразительно. Кто бы рассказал — не поверил бы. Тогда — в те стародавние советские времена — книжка воспринималась чуть ли не как Откровение. Именно так — с большой буквы. НО... Все в этой жизни течёт, все изменяется. Приоритеты, принципы, склонности и пристрастия — ничего неизменного нет, это да, и... тем не менее. Прямо, даже не знаю, что тебе и сказать, уважаемый потенциальный читатель.

С одной стороны на сегодняшний день практически весь текст — это если и не архаика, то — антиквариат уж точно. Даже дочитать не смог. После чтива последнего десятилетия это... — пресно, что ли. Тускло, маловыразительно и... малоинформативно, скажем так.

С другой же стороны память услужливо подсовывает те — первоначальные — эмоции, впечатления, ощущения. Остаётся одно: списать все на возраст. На незрелость подросткового мировосприятия. Хотя... — еще раз — это было шикарное мировосприятие

Оценка : 6
«Повесть о снежном человеке»
–  [ 5 ]  +

URRRiy, 20 октября 2020 г. в 23:18

Добротно сделанное, идеологически выдержанное, нисколько не напряжное, при этом интересное и понятное широкой категории читателей произведение. Небольшой текст про таинственного попаданца с отбитой памятью, обнаруженного в ходе боевых действий на советско-германском фронте. Сей гражданин обладает высоким интеллектом и безупречным запоминанием любой информации, плюс гений в части теоретической математики.

Сюжет построен как дневник этого таинственного существа, и собственно его возвращенные воспоминания и являются основной интригой произведения. Отмечу, что описания грамотно подобраны, чем дальше в лес, тем лучше шишки. Упрекнуть авторов можно только в нераскрытии причинно-следственных связей суровых условий прошлой жизни попаданца, все-таки одной идеологической подоплёки маловато.

Тем не менее, как развлекательное чтение вещь вполне неплохая, кстати возможно авторы и не ошиблись в своей оценке ситуации.

Оценка : 8
«Рай без памяти»
–  [ 5 ]  +

amak2508, 24 сентября 2020 г. в 21:02

Замысел второй части трилогии «Всадники ниоткуда» очень даже неплох: «розовые облака», воссоздав на отдалённой планете островок земной цивилизации, скоро понимают, что что-то у них пошло не так и, в качестве экспертов, переносят на эту планету героев первого романа. Хотя с точки зрения логичности, глупость, конечно — зачем множить сущности, пришельцы вполне могли продолжать наблюдения за нашей цивилизацией и на Земле (вон как они лихо наших героев с веранды в другой мир дёрнули :)).

На первый взгляд книга удалась: динамична, увлекательна, с массой приключений, хорошие «наши» начисто переигрывают плохих «не наших».... Только вот после завершения чтения ни в коем случае нельзя задумываться над тем, что прочитано — иначе сразу становится видно, что всё это повествование — одна большая «клюква».

Начиная с того, что «розовые облака» переносят наших героев ни куда-нибудь, а в самую середину дремучего леса. Причина очевидна — так у авторов получится гораздо больше приключений. Или этот странный завод по производству продуктов питания — ну зачем нужна такая махина, если «розовые облака» запросто и мгновенно реплицируют всё что угодно, начиная с людей и кончая городами. И второе — совершенно непонятно, зачем наши герои попёрлись на этот завод, что полезного там можно было узнать? Они ничего и не узнали, а встречу с двойником «облака» могли организовать и в любом другом месте....

Ну а переворот, устроенный силами Сопротивления — это вообще такой лубок, которому даже дети не поверят. Власть имущие и полиция представлены ну такими тупыми, такими глупыми, что, честное слово, даже стыдно становится за авторов романа :).

Оценка : 6
«Всадники ниоткуда»
–  [ 5 ]  +

amak2508, 21 августа 2020 г. в 20:48

Для советской фантастики 60-х очень неплохо. Конечно это не уровень Лема или Стругацких, вещь в значительной мере развлекательная, но написано добротно. Тем более, что и на очень популярную в то время тему контакта.

Негуманоиды на Земле — тема и сейчас выглядит интересно, а уж в то время.... Причём, надо отдать должное авторам, логика несостоявшегося контакта (или всё-таки состоявшегося? :)) прорисована ими вполне складно. И программная для книги речь американского писателя-фантаста на конгрессе, помещённая в тексте ближе к концу произведения, тоже появилась именно там, где она и должна быть.

Что касается приключенческой, развлекательной части романа — всех этих блужданий его героев в смоделированных пришельцами временах и пространствах, то они увлекают читателя в основном только при первом знакомстве с произведением, при повторном же прочтении никакого интереса не вызывают.

В целом же, надо заметить, что книга совсем неплохо пережила прошедшие с момента её первой публикации полвека и вполне пригодна для чтения и сегодня. Сравнительно высокая её оценка (7) — в основном за счёт идеи и её развития, в литературном плане на сегодня роман выглядит всё-таки слабовато.

Оценка : 7
«Рай без памяти»
–  [ 5 ]  +

mogzonec, 31 октября 2016 г. в 14:38

Читал «Рай без памяти» в достославное советское время, и роман поразил своей необычностью: до окончательного построения коммунизма в стране осталось 12 лет, и тут появляется книжка, в которой делается попытка (со скидкой на то время) придумать некое альтернативное общество, в котором все хорошо и одновременно все плохо. Можно сколь угодно сегодня сетовать на недостаточную смелость авторов, за ненужные параллели с обществом, которое тогда существовало за «Берлинской стеной», а похожесть прогрессорства в фантастике на «экспорт коммунизма» во вселенском масштабе. И книжка эта принуждала оглядеться вокруг и хоть чуть-чуть напрячь мозги, в том числе поразмышлять о суете сует. Хотя бы о собственном прошлом (историю-то свою мы тогда не совсем хорошо себе представляли — выходили многотомные истории Франции, Италии, а вот Соловьев, Ключевский, не говоря о Карамзине, были в жутком дефиците — чем-то они провинились перед «бойцами идеологического фронта». Так что книжка эта, хотя и не претендовала на некое выдающееся откровение, была совсем не по профилю «Детской литературы». Ну а сюжет был не только фантастический, но и приключенческий, и это в тогдашней серости бытия тоже увлекало.

Оценка : 9
«Селеста-7000»
–  [ 5 ]  +

Кропус, 30 ноября 2014 г. в 21:12

Очень странно, что единственный кто додумался использовать Селесту для шпионажа это гангстеры. Про то что герои как и положено советским учёным люди светлые не надо. Как умные люди (а в романе они представлены именно такими) они обязаны были предвидеть такую возможность просто как вариант.

А куда правительства сверхдержав смотрели? Ну хорошо, первым сообщениям они могли бы и не поверить, ну а потом когда существование Селесты было уже доказано. Вы только представьте себе, некое существо которое способно шпионить за кем угодно и в памяти которого храниться любой письменный документ с начала времён, а так же всё что настучали на клавах.

Да мир бы оказался перед угрозой войны за этот островок. Ни одна страна вмире просто не может позволить себе такого шпионажа против себя. Единственно возможный компромисс это соединёнными усилиями всех крупных стран блокировать остров Селесты, а потом совместно придумывать вопросы, так что бы любая страна обладала правом вето. А задавать их надо в присуствии представителей от всех заинтересованных сторон во избежание обмана.

Был великолепный социальный сюжет, но авторы эту возмужность почему-то упускают.

Оценка : 4
«Гибель шахмат»
–  [ 5 ]  +

god54, 30 июня 2013 г. в 11:02

Произведение впечатляет своей прозорливостью. В те далекие годы, когда еще и понятия не имели о компьютерах, предсказать гибель увлекательной игры — шахмат, было смелым решением. Хотя, если рассуждать трезво, то любая игра, основанная на строгих законах, подчиняющихся законам математики и исключая возможность вероятности, всегда будет бессмысленна в борьбе с автоматом. Так и произошло с шахматами — сегодня никто не рискнет играть с машиной, результат заранее известен. Но повесть увлекательна постановкой задачи и, конечно, развязкой, ибо точно такое решение принято и сегодня.

Оценка : 7
«Новый Аладдин»
–  [ 5 ]  +

yak_mike, 11 января 2013 г. в 14:05

Самая запоминающаяся повесть сборника. Да, опасность неправильно применить нуль-транспортирующий браслет велика. И возможности его используются... ну как забивание гвоздей умклайдетом.

А вот советский учитель, первым делом прогулявшийся в Париж, а симпатичную девицу купающий в Рио-де-Жанейро! Да главного идеолога М.Суслова просто инфаркт бы хватил. Но — проехало.

Оценка : 8
«Хождение за три мира»
–  [ 5 ]  +

yak_mike, 11 января 2013 г. в 13:43

Неплохая повесть. Для 1966 г. — с новой идеей. Конечно, «Демон истории» С.Гансовского куда известнее, но появился он в 1968. А до перевода «Патруля времени» П.Андерсона ещё много лет.

Разумеется, идеология не позволила показать мир, сильно непохожий на наш. Отличия минимальны. А в поведение ГГ в общем верится.

Оценка : 6
«Всадники ниоткуда»
–  [ 5 ]  +

fan2mas, 15 января 2011 г. в 15:00

«Всадников...» я встретил на «ура», с еще большим удовольствием прочел «Рай без памяти». Дуэт Абрамовых меня поразил, а позже я сравнил их книги с творениями С.Абрамова, и понял, что в дуэте он был на подтанцовке, а солировал А.Абрамов. Интересные идеи, оригинальная эстетика миров, сама трактовка контакта. Хорошо!

Оценка : 8
«Время против времени»
–  [ 5 ]  +

ii00429935, 24 марта 2010 г. в 16:09

Заключительная часть трилогии «Всадники ниоткуда» вышла самой слабой в цикле. Строго говоря, ничего нового читателя здесь не ждет. Сюжетная схема предыдущего романа «Рай без памяти» использована повторно, с минимальными изменениями. В далекую-далекую галактику переносятся уже не четверо, а двое землян. На безымянной планете они встречают не военную диктатуру (ее скинули в «Раю без памяти»), а развитой капитализм по типу европейского и американского XIX века. Ну а миссия героев заключается в том, чтобы помочь хорошему и честному политику одолеть плохого и беспринципного. Научная основа, так заметная во «Всадниках ниоткуда», да и в «Раю без памяти», куда-то совершенно испарилась. Если, конечно, не считать наукой марксистско-ленинскую философию, с позиций которой действует главный герой Юрий Анохин. Как он сам без ложной скромности замечает: «Я знаю больше и вижу дальше, чем политики здешнего общества, и лучше их понимаю законы его исторического развития». Но даже не в этом главная проблема повести. Авторы старательно создают сюжетное напряжение, натравливая на положительных героев местную мафию, способную и на убийство из-за угла и на киднеппинг, но сами же весь драматизм убивают на корню. Дело в том, что центральные персонажи, заброшенные с Земли на эту планету (в обычной жизни, кстати, журналист и кинооператор), такие крутые, что выше будут только Штирлиц и Рэмбо. И всерьез сопереживать героям при такой расстановке сил не получается.

Оценка : 4
«Всё дозволено»
–  [ 5 ]  +

god54, 27 февраля 2010 г. в 10:46

Для своего времени довольно приличный советский фантастический боевик с определенной долей политики, не без этого. В то же время это не книга сегодняшнего дня. Она не вызывает сопереживания, что так важно при чтении любого произведения. Все события воспринимаются, словно со стороны, словно со снисходительной улыбкой читателя, который прочитал много похожего, но значительно, более интересного. Кому, нравится, иногда заходить в парк советского периода лучшего желать не надо.

Оценка : 6
«Я ищу Китеж-град»
–  [ 5 ]  +

koopfish, 20 февраля 2010 г. в 09:05

Это не фантастика.

Но это фантастика.

Перечитывая через много лет эту книгу, я ловил себя на мысли: — «Этого не может быть. Таких людей не было. Таких людей не существует. Но как, очень, до боли, хочется чтобы такие люди жили среди нас.»

Сюжет повести «Я ищу Китеж-град» мне почему то напомнил героев Аркадия и Бориса Стругацких из фантастической повести «Возвращение» и одновременно «Возвращение со звезд» Станислава Лема. Герой возвращается в Москву 1960 года через 44 года жизни в Англии. Все для него ново, незнакомо, непонятно. Корни оборваны. И вот приходится узнавать, понимать и врастать корнями в «наше светлое», это я то теперь понимаю, что невозможное, прошлое.

Характеры СОВЕТСКИХ ЛЮДЕЙ в этой книге так пропитаны идеологией тех лет, настолько реально идеальны, что сейчас, в наши дни, жанр этой книги можно назвать фантастикой. Только, если у Стругацких и Лема это было ВОЗВРАЩЕНИЕ В БУДУЩЕЕ, здесь, ВОЗВРАЩЕНИЕ В ПРОШЛОЕ, наше идеальное, замечтательное (написано верно) прошлое. Возвращение в мечту СОВЕТСКОГО НАРОДА.

«Синий тайфун»
–  [ 5 ]  +

Sawwin, 12 марта 2009 г. в 06:59

Тайфун крепчал, и мачты гнулись... Читаю очень научно-фантастический рассказ семейного дуэта Абрамовых. Научность прёт из каждой щели. Итак, исследовательский корабль «Миклухо-Маклай» попадает в шторм, а посреди этого шторма находит участок спокойной воды. Буквально в пяти метрах бушуют волны, мчатся тучи, тьма и ужас, а тут ясное солнышко, ни ветерка, полный штиль. Вот только вода за бортом странно густая. Учёные спускают люльку, и главный академик первым делом макает в подозрительную жижу руку. Ему, объездившему все моря и океаны, невдомёк, что вода, особенно в дальневосточных морях, частенько загустевает из-за большого скопления медуз и микроводорослей, и сунуть руку в этот компот, значит, остаться без руки. Тут, впрочем, обошлось без травм, желе, способное за несколько минут без остатка съесть письменный стол с разложенной на нём диссертацией, академика есть не стало.

Окончательно оборзевшие учёные вылезли из люльки и принялись бегать по поверхности моря, жалобно подвывая: «О бедная наука, она абсолютно неспособна объяснить этакое!» Желе тем временем пролезает в распахнутые иллюминаторы и начинает хозяйничать на корабле. Вот, интересно, через тайфун «Миклухо Маклай» шёл с раздраенными иллюминаторами или, оказавшись в таинственной зоне, экипаж первым делом ринулся их раздраивать?

К этому времени в учёных умах созрела первая и единственная «гипотеза»: Мы провалились в параллельное пространство, где всё не как у нас! Тут же следует ссылка на «какой-то фантастический роман» («Всадники ниоткуда» А. и С.Абрамовых, кто бы мог подумать?!) Всё это мракобесие сопровождается стонами академика о навеки погибшей науке и стонами его помощника о съеденной незваным желе диссертации. Диссертация, оказывается, во время шторма была разложена на столе. Вот уж делать нечего товарищу Малинину, как во время экспедиции диссертацию писать. Поскольку диссертация была не его, академик Рогов малость посмеялся, а затем высказал идею: «Бежать скорее, изо всех сил». Это не я придумал, это цитата.

За борт полетели аммонитные шашки... ну, вы понимаете, что бывает, если кисель взрывать аммоналом. Ну а что получилось у авторов рассказа, я не скажу, читайте сами, если охота. А я покину героев в самый торжественный момент: взрывы гремели, ревели винты, тайфун крепчал... или, всё же, маразм?

Оценка : 2
«Всадники ниоткуда»
–  [ 5 ]  +

Zvonkov, 07 марта 2009 г. в 08:26

Читал в детстве. О чем она? Не помню... проглотил, как глотал все, да видно нечему было задержаться... выскочило не усвоившись. Извините за медицинские метафоры. Оценка тут не высокая. Весьма посредственная фантастика. Можно почитать, если уж совсем нечего читать...

Оценка : 5
«Время против времени»
–  [ 4 ]  +

БондаренкоЕА, 19 апреля 2023 г. в 12:07

Третья часть трилогии заметно проигрывает по сравнению с первыми двумя — это отмечают все. Но сама сама по себе книга вовсе неплоха.

Самое большое разочарование в том, что не оправдались великолепные перспективы, которые обещала концовка «Рая без памяти» — «облака» практически предоставили людей самим себе, «забрав обратно» все свои необычайные технологии, и далее развивается аналог нашей собственной истории, хорошо нам знакомой.

Можно согласиться, что это обычный сегодня роман о «попаданцах». Но всё-таки очень интересно встретить постаревших старых знакомцев, и видеть как прежние герои вновь помогают им. Пожелаем им всем удачи в их мире!

Оценка : 8
«Время против времени»
–  [ 4 ]  +

mka, 31 декабря 2017 г. в 14:33

В этой книге (да и в предыдущей почти тоже) не осталось главного — самой фантастики как таковой. Одно лишь внеземное место действия книгу не делает фантастикой если все равно описываются вещи идентичные земным, например та же политика или подпольная деятельность. Политика она и на Марсе политика, если туда поселить людей. Перенести общество людей хоть в другую вселенную — принципы борьбы за власть и другие общесоциальные вещи останутся такими же. А те кому эти вещи интересны читают уж точно не фантастику.

Оценка : 3
«Всадники ниоткуда»
–  [ 4 ]  +

Halkidon, 25 сентября 2015 г. в 18:35

Только что в первый раз прочитал «Всадников». Очень сильное разочарование. Книга показалась скучной, неглубокой. Слабее, чем «Всё дозволено». Перечитывать точно не буду.

Оценка : 4
«Апробация»
–  [ 4 ]  +

Sawwin, 05 августа 2015 г. в 06:04

Лучше бы Абрамовы писали о футболе и не касались науки. Как только они принимаются говорить хоть о научной составляющей своего рассказа, хоть о нравственном выборе учёного, у них получается такая ерунда, что не знаешь, куда деваться от стыда за такую литературу. А вот сцена на футбольном поле написана классно, действие энергично, так что авторы современных боевиков иззавидуются. Пожилой академик говорит: «Мне предложили заменить уходящего на пенсию тренера. Я отказался. А зря!» А ведь и в самом деле, зря! Написали бы авторы не о ходульном дурном профессоре, а об отличном футболисте, был бы рассказ, а не та тягомотина, что мы видим.

Оценка : 5

  Страницы: [1] 2  3  4 



⇑ Наверх