fantlab ru

Все отзывы на произведения Барри Лонгиера (Barry B. Longyear)

Отзывы

Рейтинг отзыва


Сортировка: по дате по рейтингу по оценке
– [  7  ] +

Барри Лонгиер «Враг мой»

osipdark, 12 декабря 2023 г. 01:34

«Воспевающее отрицание,

или фантастическая повесть о Контакте с Традицией»

Продолжаем развивать (или воображать самому себе на уме, что развиваю) «уровень дискуссий в Восточной Европе». Посмотрим на то, что недавние и давние читатели повести Барри Лонгиера «Враг мой», переросшей в одноименный цикл, писали о своих ощущениях и идеях после прочтения. И дальше подумаем, а возможно ли помимо антивоенного запала, гимна толерантности (уточним: здорового человека) и призыва к дружбе увидеть в этом произведении что-то еще? За строчками и словами с таким знакомым, казалось бы, и привычным содержанием?

Большинство, если не все, комментаторы, рецензенты и неравнодушные к написанию нескольких связных мыслей люди, оценившие повесть либо негативно, либо позитивно, согласны с предметом самой оценки, т. е. с тем нравственным, моральным (морализаторским?), гуманистическим и антимилитаристским смыслом, что вплетен в «Врага моего»:

«Но ведь суть же как раз в том, что две практически идентичные культуры воюют просто на пустом месте. Их конфликты возникают буквально из-за почти не пригодных к жизни планет. Разве это не похоже на то, что происходит на Земле? Это просто иллюстрация того, что люди разных национальностей, разных рас, разных сообществ, разных городов, районов, домов, семей способны спорить и до смерти воевать ради... чего? Да ничего, нам нечего делить, вот о чем повесть» (Tullma)

«По сути антивоенный роман» (holyship)

«Я понимаю, автор напустил там соплей с сахаром, а они всегда хорошо шли у определенных категорий читателей. И посыл правильный» (nworm)

«издалека враг кажется злым и заслуживающим смерти, но стоит узнать врага ближе — и проникаешься уважением к нему. Так и с людьми» (kartinka)

«Повесть также учит терпимости по отношению к окружающим. Она учит стремиться к пониманию друг друга, не смотря на различия. Говорит нам о том, что не смотря на, то какие мы все разные, все хотим одного и того же: любви и понимания, поддержки и чтобы рядом всегда был близкий друг» (NEPROSNENKOE)

«Хорошая психологическая вещь. Напомнило рассказы про братание солдат во времена Первой мировой. Ведь войны ведутся политиками и власть имущими, а страдают простые люди. И ненависть к противнику очень часто только плод пропаганды. И она вполне может развеяться, если ты окажешься с врагом один на один» (Orm Irian)

«Преодоление гигантских пропастей внутри душ, культур и всего остального» (Nesya)

«И мастерски, шаг за шагом, ни разу не оступившись, автор показывает, как уходит, умирает и перерождается в дружбу вражда. А потом и в нечто большее, чем дружба — в родство» (MikeGel)

и т. д.

Разные оценки, разные люди, разное время, но слова одни. Тем не менее, нашлось несколько человек, которые, с полярными оценками, приблизились, как мне представляется, к закулисной подоплеке «Врага моего»:

«Ну, что тут особенного, спросите Вы: почти в каждой книге найдете это: слушайте друг друга, понимайте и будет Вам счастье. Но особенное как раз в той части, которая в фильме превратилась в жизнеутверждающий и подчеркнуто официальный финал торжества толерантности, политическую рекламу наступающих в мире перемен.

А ведь в книге этого ничего нет. Нет никакого официального признания заслуг героев в деле установления идеалов равенства и братства. Есть только личный выбор одного взятого человека и одного маленького чужака, которые решили, что они- самые близкие друг другу существа во Вселенной, чтобы там не думали миллиарды их соотечественников. Нет там никакого торжества толерантности, иначе не оказались бы герои вновь на забытой всеми богами Вселенной планете холода и ветров. Есть только одно: понимание, кто ты и какой ты, какие твои личные убеждения и готов ли чем-то жертвовать ради них. Не так пафосно, не так сентиментально, как в фильме, но более правдиво и всегда современно» (primorec)

«Единственное, что мне здесь понравилось, это то, что автор вольно или невольно на примере землянина показал причины, способствующие ксенофилии. У офицера Дэвиджа нет ни семьи, ни жены, ни детей, с родителями он не общается с 18 лет, хотя вроде и не ссорился. За время службы у него не появилось ни одного настоящего друга, хотя товарищи были, конечно, но это не то. Он абсолютно нерелигиозен, ему некуда возвращаться, нечего защищать, никто не любит его, и он по сути никому не нужен. Однако, даже такой человек перекати-поле способен страдать от одиночества, будучи отторгнут человечеством, он вынужден искать понимания где угодно, хоть в самой Преисподней» (Нескорений)

«В повести Лонгиера это приобщение «человека-варвара» к культуре инопланетянина выражается в том, что он заучивает всю родословную инопланетянина — кто из его предков что сделал, что является своеобразным ритуалом. И жалуется, что и своих дедушек-бабушек то не знает толком, не говоря уж о других предках. Тут я хотела бы заметить, извините, что это не свойство людей вообще, хотя, конечно, для нашей культуры хорошее знание истории своего рода является нетипичным, а для американской — так тем более, видимо. Но если, допустим, в этой космической войне чудом оказался бы какой-нибудь уважающий себя средневековый европейский аристократ — ему тоже было бы чем похвалиться. В целом как признак значимой культуры это не то чтобы сильно впечатляет, но для простенького сюжета в этой повести сойдет» (kerigma)

Вот с этими тремя комментаторами я соглашусь в том, что следует пристальнее взглянуть на удивление землянина родословным ритуалом драконианина, на возвращение Дэвиджа на Землю и то разочарование, которое возникло у того во время прилета и даже до этого. И после этого иначе посмотреть на сами отношения между Дэвиджем и Джерри. Для того, чтобы во всем это разобраться, вновь прибегнем к цитатам. На этот раз к авторским:

"— Но почему всего-навсего пять имен? У человека ребенок может носить любое имя по выбору родителей. Больше того, достигнув совершеннолетия, человек вправе изменить имя, выбрать себе любое, какое только придется ему или ей по вкусу.

Драконианин посмотрел на меня, и взгляд его преисполнился жалостью.

— Дэвидж, каким заброшенным ты себя, наверное, чувствуешь. Вы, люди, все вы, должно быть, чувствуете себя заброшенными.

— Заброшенными?

Джерри кивнул.

— От кого ты ведешь свой род, Дэвидж?»

»...я понял, что имел в виду Джерри, когда говорил об ощущении заброшенности. Заткнув себе за пояс несколько десятков поколений, драконианин знает, кто он такой, для чего живет и на кого должен равняться»

«Я вслушивался в речитатив Джерри (официальный язык дракониан), внимал биографиям, излагаемым от конца к началу (от смерти к совершеннолетию), и у меня возникало ощущение, будто время, сжавшись в комок, стало осязаемо, будто до прошлого теперь рукой подать и его можно потрогать. Баталии, созданные и разрушенные государства, сделанные открытия, великие деяния путешествие по двенадцати тысячелетиям истории, но воспринималось все как четкий, живой континуум.

Что можно этому противопоставить?»

«Вновь среди людей — и более одинок, чем когда-либо»

»...я понял, что, отправляясь к родителям, совершаю ошибку. Мне до чертиков нужен был дом, тепло и уют домашнего очага, однако дом родителей, который я покинул восемнадцатилетним юношей, не даст мне ни того ни другого. И все-таки я туда поехал, поскольку больше деваться было некуда»

«Не усидел я с ними в поселке, Джерри. Пойми меня правильно: там хорошо. Лучше некуда. Но я все выглядывал в окошко, видел океан и невольно вспоминал нашу пещеру. В каком-то смысле я здесь один. Но это к лучшему. Я знаю, что я такое и кто я такой, Джерри, а ведь это главное, верно?»

"— Мне будет приятно, дядя, если ты его обучишь всему, что надо знать: родословной, Талману, а главное — жизни на Файрине-IV, на нашей планете, которая теперь зовется — Дружба.

Я принял драгоценный сверток из рук в руки. Пухленькие трехпалые лапки, помахав в воздухе, вцепились мне в одежду.

— Да, Тай, этот бесспорно Джерриба. — Я встретился взглядом с Таем. — А как поживает твой родитель Заммис?

— Хорошо, насколько это мыслимо в его возрасте. — Тай пожал плечами. — Мой родитель шлет тебе наилучшие пожелания.

Я кивнул.

— Я ему тоже, Тай. Заммису не мешало бы выбраться из этой капсулы с кондиционированием воздуха и вернуться на жительство в пещеру. Здешний воздух пойдет ему на пользу.

Тай с усмешкой кивнул.

— Я ему передам, дядя.

— Посмотри-ка на меня! — Я ткнул себя пальцем в грудь. — Ты когда-нибудь видел меня больным?

— Нет, дядя»

Что делало жизнь Джерри осмысленной? Как он понимал «кто он такой, для чего живет и на кого должен равняться»? И почему того же самого до определенного момента был лишен Уиллис Дэвидж? Отвечая на эти вопросы можно, конечно, просто сослаться на приобщение землянина к драконианской культуре. Но, как верно замечали выше, сильного различия между земной и драконианской культуры, помимо древности и особого отношения к родословным (будем откровенны, что последняя вообще-то проистекает из их специфического способа репродукции), нет. Да и простая ссылка на «культуру» слишком слаба и абстрактна. Может, конкретизировав это приобщение не к культуре вообще, а к Талману в частности, мы получим более точный ответ? Кажется, что и тут мимо: Талман важен для Дэвиджа, но это лишь часть того, к чему он пришел. Что же это за нечто?

Традиция. Посмотрим на реакцию землянина от произнесение всей родословной Джерри, на его эмоции от пребывания на Земле, думы о заброшенности, архаизацию своего пожилого быта из финала повести (последнее — вообще жирный намек). Дэвидж примкнул к традиции, можно даже прописать ее с большой буквы — к Традиции.

Земля из вселенной «Враг мой» быстро развивающийся мир, чей разумный вид за смешное время — смешное по сравнению с драконианами (хронология освоения космоса пришельцами — на порядки дольше и глубже, но по результатом сопоставима с человеческими достижениями) — вышел в черноту небес и освоил множество планет вокруг самых далеких звезд. Но эта скорость, эта стремительность и эта мощь имеет свою цену. Это прощание с Традицией, отказ от нее, ее разрушение. Можно свести это к банальному, со страниц школьного обществознания, переходу от традиционного общества к обществу индустриальному. Но все сложнее. Дракониане шли похожим путем, как косвенно следует из повести (я смотрю на нее в отрыве от остальных романов и других произведений цикла — стоит это отметить), но технологические достижения и модернизацию они не ставили в противовес собственным традициям и Традиции как таковой. Земляне же выбрали заброшенность как забвение Традиции и традиций, ради Нового, Будущего, Дальнего. И Дэвидж в ходе общения с Джерри ощутил это сполна. Поэтому он не просто принимает более высокую, чем земная, культуру. Драконианам нравятся вестерны, у них есть мода и китч — все, как и у нас. Они не выше человечества в таком отношении. Но они глубже него, коренастее, корневее, длительнее и древнее людского рода. У них вообще иное отношение и взаимодействие со своим прошлым. Дракониане никогда не променяют его ради прагматики, скорости и эффективности. Главный герой и рассказчик «Враг мой» выбрал Традицию чужаков против Современности своих. За неимением аналога у самих людей, ведь Традиция умирает тогда, когда ее не продолжают. Прерывание и есть ее смерть, погибель традиционного, разрыв с прошлым, пробел в последовательности из уст в уста. И лучшая метафора Традиции — это традиция торжественного озвучивания родословной.

Именно из-за сказанного я полагаю, что «Враг мой» — это фантастика не про антивоенную робинзонаду с элементами Контакта, а о встрече человека с Традицией. С Традицией, которая чужда ему не из-за того, что она есть традиция чужаков, а потому, что сам главный герой, Дэвидж, не принадлежит ни к какой традиции. У людей будущего их не осталось. Но вот здесь возникает другая проблема... Появление в роде Джерри, у Заммиса и у Тая, нового типа как-бы-родни — «дяди» — и преображение ритуала изучения родословной, перепоручение ему, Дэвиджу, этой роли — это ли не забвение традиции? Не забвение традиционного? И да, и нет. «Диалектика!» (с). С одной стороны, конечно, дракониане в лице и Джерри, и потомков поменяли свои ритуалы. Но передача Традиции всегда носит момент новаций. Медленных, постепенных, эволюционных, но новаций, от намеренных или случайных ошибок в тех или иных посреднических устах. Или по иным причинам. Поэтому дружба Дэвиджа и Джерри, в каком-то смысле, встала выше Традиции дракониан. Но, с другой стороны, нельзя забывать об одной очень древней и важной традиции. Такой традиции, которая во многом есть у нас, современников Лонгиера, и у людей из будущего, описываемого им. Это единственная традиция, оставшаяся у человечества, сделавшая его таким, какое оно есть. Это традиция разрушать традиции. И не это ли нововведение ввел в драконианский уклад дядя Дэвидж? Кто знает...

Но именно поэтому «Враг мой» — это не только воспевание Традиции, но и отрицание традиций. Это скрытое обаяние традиции разрушать традиции, которое глубоко сидит в нашем земном роде. И пусть оно сидит там как можно больше — ведь у всех должна быть своя традиция.

Оценка: 10
– [  1  ] +

Барри Лонгиер «Тихая»

Кропус, 31 декабря 2022 г. 09:57

Согласен со слОгом. Не раскрыт важный момент:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
действительно ли Тихая изначально могла говорить и с ней потом, что-то сделали (есть слабый немёк, что не только с ней) или её мать действительно сдвинулась.
. Не ясно так же в чём реальная причина женского проклятия. Наверняка жрецы-муллы поработали, но каков механизм? При прочтении кажется, что это первая часть более крупной вещи. С другой стороны герои свои выборы сделали и возможно автор сказал, всё что хотел сказать.

Оценка: 9
– [  12  ] +

Барри Лонгиер «Враг мой»

Tullma, 17 сентября 2022 г. 18:15

Как же привередливы иногда читатели)) Это я о комментариях к этой повести. Но ведь суть же как раз в том, что две практически идентичные культуры воюют просто на пустом месте. Их конфликты возникают буквально из-за почти не пригодных к жизни планет. Разве это не похоже на то, что происходит на Земле? Это просто иллюстрация того, что люди разных национальностей, разных рас, разных сообществ, разных городов, районов, домов, семей способны спорить и до смерти воевать ради... чего? Да ничего, нам нечего делить, вот о чем повесть. Два соседа спорят и пакостят друг другу из-за метра земли между их участками. Два государства спорят и воюют из-за небольшого острова, даже если на нем нет никаких ресурсов. Возможен ли мир? Вот над этим вопросом размышляет автор в этой повести.

Мы ненавидим кого-то, даже не задумываясь над тем, насколько мы похожи на предмет ненависти. Не думаем над тем, что у того, кого ненавидим тоже есть семья, радости, трудности и проблемы. Нам может быть нравится одна и та же музыка, у нас одинаковая религия, одни и те же предпочтения и т.д. и т.п. Ненависть рождается и подпитывается без причины, но с огромными последствиями.

Но как я вижу, смысл не виден многим читателям. Им нужны бои, история мира, конфликта, нужны фантастические мотивации и вот это вот всё. Нужно развлечение, а не размышление. Вот что печально.

Оценка: 10
– [  2  ] +

Барри Лонгиер «Враг мой»

holyship, 21 июня 2020 г. 14:22

По сути антивоенный роман, по форме — третьесортная фантастическая повесть с кучей нестыковок и картонными персонажами.

Что любопытно, автор похож на умного человека, основная идея опуса и финал весьма правдоподобны (в отличие от кинца). Значит просто такова целевая категория произведения — подростки, потребители низкосортной литературы. Ремарка они всё равно читать не будут. Видимо поэтому такая высокая средняя оценка.

Не думаю, что взрослым есть смысл читать это.

Оценка: нет
– [  7  ] +

Барри Лонгиер «Тихая»

слОГ, 13 января 2020 г. 09:54

Есть сетевой перевод, напечатанный и в малотиражке. Антиисламская вещь, как ни крути. Анти-ортодоксальная, анти-фундаменталистская, анти... Но вот то, что вторичная тоже нельзя не упомянуть, и это единственный повод не поставить 10-ку. С одной стороны хотелось бы продолжения истории, с другой понимаешь, что автор закончил вовремя.

Оценка: 9
– [  4  ] +

Барри Лонгиер «Враг мой»

kerigma, 12 января 2020 г. 07:58

Немудрящая, но милая повестушка на тему, как простой американский десантник волею судьбы оказался на необитаемом острове со своим инопланетным врагом — дракообразным пришельцем. И, естественно, между ними развилась дружба, изменившая его жизнь.

Вообще забавно, почему в большинстве своем в подобных сюжетах именно пришельцы предстают существами более высокой культуры — и именно встреча с этой культурой и уважение к ней оказываются основной причиной сближения с врагом, с чужим. То есть, конечно, есть и отбратные варианты, но тут мы уже заходим в область прогрессорства, а я даже не знаю, отметился ли в ней значимо кто-либо, кроме Стругацких и их последователей.

В повести Лонгиера это приобщение «человека-варвара» к культуре инопланетянина выражается в том, что он заучивает всю родословную инопланетянина — кто из его предков что сделал, что является своеобразным ритуалом. И жалуется, что и своих дедушек-бабушек то не знает толком, не говоря уж о других предках. Тут я хотела бы заметить, извините, что это не свойство людей вообще, хотя, конечно, для нашей культуры хорошее знание истории своего рода является нетипичным, а для американской — так тем более, видимо. Но если, допустим, в этой космической войне чудом оказался бы какой-нибудь уважающий себя средневековый европейский аристократ — ему тоже было бы чем похвалиться. В целом как признак значимой культуры это не то чтобы сильно впечатляет, но для простенького сюжета в этой повести сойдет.

Конечно, после Ле Гуин и Карда большинство произведений на тему наведения мостов с чужаками и бывшими врагами будут казаться совсем простенько сделанными. В плане раскрытия этой темы «Враг мой» не открывает совершенно ничего нового ни в сюжетном плане, ни в идейном — в нем нет той глубины и «гуманистичности». Скорее она напоминает попытку автора, традиционно пишущего фантастический экшн с космическими боями и прочим пыщ-пыщ освоить новую область. И попытка неплохая, довольно интересно и приятно читается — но ровно до тех пор, пока не начнешь сравнивать ее с мэтрами.

Оценка: 7
– [  2  ] +

Барри Лонгиер «Враг мой»

lecceman, 4 января 2020 г. 01:56

Концовочка смазана как-то. Показалось, что многовато несостыковок и пробелов. Но в целом то хорошо вышло, хочется теперь и кино посмотреть...

Оценка: 7
– [  8  ] +

Барри Лонгиер «Грядущий завет»

drogozin, 19 августа 2019 г. 07:20

В «Грядущем завете» Лонгиер попытался одновременно продолжить «Врага моего» и сделать что-то новое, уйти от его концепции. Причём уйти он попытался сразу в нескольких направлениях и в итоге не добился успеха ни в одном из них.

--

»-« Минусы

- Основой, главной темой, как и в первой повести остаётся Антивоенный пафос. В этом нет ничего плохого, если это подаётся не в лоб открытым текстом много раз. Автор продолжает последовательно развивать, иллюстрирует новыми примерами положение о том, что война это очень плохо и вообще не решение вопроса. Что надо просто понять друг друга, взглянуть на мир глазами врага.

- Тут возникает второй минус. А кого тут собственно надо понимать? Ведь это же те же люди только в костюмах желтых крокодилов. То, что в первой повести было неважно, в романе, призванном описать подробнее вселенную квадрантов бросается в глаза. Ну, почему драки такие антропоморфные? Те же люди только с тремя пальцами. Такие же дома они строят, на машинах ездят. Даже армия у них такая же, как у Соединенных Штатов Земли (ну конечно, СШЗ). «Офицер девятого разряда, по земному старший сержант», да ладно!

От лица безымянного сержанта автор говорит «То, что представляется логичным вам, не обязательно кажется логичным жабе, никогда не слыхивавшей об Аристотеле. То, что кажется логичным ей, скорее всего представляется лишенным всякой логики вам…» Правильно! Но на деле Лонгиер делает драков полностью антропоморфными. С чего бы они на другой планете выросли вдруг такими же, как люди? Автор постоянно повторяет: мол смотрите какие они разные. А они не разные, это у Брина — Люди и Соро разные. А здесь Драки и Люди одинаковые. Разные только традиции, как, например, у русских и японцев.

- Героиня и её «Развитие» — тоже не заставили меня проникнуться. Так-то тема отличная — ослепнуть и как это будет? Как жить? Но сопереживания героине нет, никого не жалко, никто не интересен. Манипулятивные эпизоды вроде спасения горящих детей не добавляют сопереживания, а самая сильная сцена — это избиение слепой героини сыном Главного Драка в снегу. И то — только из-за своей несправедливости и желания отплатить засранцу. Раздражают эти оказавшиеся бессмысленными флэшбеки про мужа (ах, она проснулась ночью от «Томления по Маллику». Серьёзно??). Секс с Драком — это смехотворно и зачем вообще это было нужно? Что касается слепоты, в переломный момент книги (не буду спойлерить) кажется, что она стала сюжетообразующей, но всё убивает концовка.

- Сюжет и развязка. Где-то в середине книги автор понял, что пишет унылую политическую агитку и решил превратить книгу в «Детектив» и «Политический триллер». Спойлер — Не получилось. Героиня ни с того ни с сего одним махом раскрывает все межпланетные заговоры. Все главные политические лидеры галактики настолько поражены её талантами, что верят ей безоговорочно, приглашают на все совещания, выполняют все её указания. Останавливают войну (которая длилась без просвета много десятилетий), нападают вместе на другую могущественную древнюю цивилизацию. В общем это всё смехотворно.

---

»+« Плюсы

+ Главный плюс книги, это как ни странно «Талман» и вообще всё это учение по которому живут драки.

Отсылки к Талману могут кого-то раздражать, а мне они дали ощущение глубины в отношении цивилизации Драков, без этого мир был бы совсем картонным.

+ И вообще учение о «Талме» мне очень понравилось. Целая цивилизация, которая своей религией избрала не «Дедушку-на-облаке», который, если вы будете себя хорошо вести, даст вам после смерти утолить все примитивные желания, а Постановку правильных целей и поиск способа их достижения. «Жить — значит иметь возможность ставить цели: конкретная жизнь невозможна без выбора. А любой выбор означает постановку цели… Без цели ты просто занимаешь место в пространстве — не только в этой комнате, в этом ковахе, но и вообще во Вселенной. Либо найди цель, либо уступи место другому, имеющему цель».

*

Повторюсь — целая цивилизация исповедует такую религию. Почему люди с ними воюют, а не дружат? Почему люди сами живут не так?

Оценка: 6
– [  1  ] +

Барри Лонгиер «Враг мой»

vam-1970, 8 августа 2019 г. 14:56

Я скептически отношусь к творчеству Барри Лонгиера, ничего не впечатлило из ранее прочитанного, но данный цикл грандиозен по замыслу и прямо направлен в будущее нашему поколению и потомкам — как прекратить бессмысленную войну.

Стиль литературный — не очень, но замысел....!!!!! Сумеет ли нынешнее поколение землян его воплотить на нашей планете??... — большой вопрос. Скорее всего — нет! А жаль.

Эта идея -покончить с бессмысленным смертоубийством витает в воздухе нашей жизни — примеры- Израиль — Палестина, Сев. Ирландия и Англия, Кашмир между Индией и Пакистаном, Донбасс, Чечня и многое другое. Везде бессмыслица. Спор вокруг придуманных проблем. Придумают, поверят и начинают убивать.

Автор предлагает решение вопроса не оригинальное, но вполне реальное — третейская сила , которая не щадит никого из главарей противоборствующих сторон — не умеете договориться- будете уничтожены, и так до тех пор , пока не появятся договороспособные переговорщики.

В нашем реалии — это мировое правительство. Оно реально бы прекратило распри, но где оно? И кому оно выгодно из сильных мира сего?

Преклоняю голову перед автором, видно его как никого другого достало такое положение дел.

Оценка: 10
– [  1  ] +

Барри Лонгиер «Беги, драк, беги»

vam-1970, 8 августа 2019 г. 14:53

Эссе из цикла «Враг мой».

Я скептически отношусь к творчеству Барри Лонгиера, ничего не впечатлило из ранее прочитанного, но цикл грандиозен по замыслу и прямо направлен в будущее нашему поколению и потомкам — как прекратить бессмысленную войну.

Стиль литературный — не очень, но замысел....!!!!! Сумеет ли нынешнее поколение землян его воплотить на нашей планете??... — большой вопрос. Скорее всего — нет! А жаль.

Эта идея -покончить с бессмысленным смертоубийством витает в воздухе нашей жизни — примеры- Израиль — Палестина, Сев. Ирландия и Англия, Кашмир между Индией и Пакистаном, Донбасс, Чечня и многое другое. Везде бессмыслица. Спор вокруг придуманных проблем. Придумают, поверят и начинают убивать.

Автор предлагает решение вопроса не оригинальное, но вполне реальное — третейская сила , которая не щадит никого из главарей противоборствующих сторон — не умеете договориться- будете уничтожены, и так до тех пор , пока не появятся договороспособные переговорщики.

В нашем реалии — это мировое правительство. Оно реально бы прекратило распри, но где оно? И кому оно выгодно из сильных мира сего?

Преклоняю голову перед автором, видно его как никого другого достало такое положение дел. В этом эссе он и написал, что его главной мыслью было не приключения на планетах драков, а мир между расами на Земле, и в качестве примера приводит Израиль и Палестину.

Оценка: 10
– [  1  ] +

Барри Лонгиер «Основные дракские слова и выражения»

vam-1970, 8 августа 2019 г. 14:38

Из цикла «Враг мой». Приятно, когда инопланетяне с нами не говорят на английском. Очень упрощает картину восприятия сюжета, когда авторы сразу вводят английский язык, но вот такое упрощение смазывает начисто реальность восприятия сюжета. Барри Лонгиер к чести этого не сделал — ввел и язык и дал период на ознакомление между языками. Впечатление сразу реальности -вроде бы он встречался с инопланетной расой сам.

Оценка: 7
– [  1  ] +

Барри Лонгиер «О языках инопланетян»

vam-1970, 8 августа 2019 г. 14:36

Из цикла «Враг мой». Приятно, когда инопланетяне с нами не говорят на английском. Очень упрощает картину восприятия сюжета, когда авторы сразу вводят английский язык, но вот такое упрощение смазывает начисто реальность восприятия сюжета. Барри Лонгиер к чести этого не сделал — ввел и язык и дал период на ознакомление между языками. Впечатление сразу реальности -вроде бы он встречался с инопланетной расой сам.

Оценка: 7
– [  4  ] +

Барри Лонгиер «Последний враг»

vam-1970, 8 августа 2019 г. 14:12

Роман из цикла «Враг мой».

Я скептически отношусь к творчеству Барри Лонгиера, ничего не впечатлило из ранее прочитанного, но данный роман как и весь цикл грандиозен по замыслу и прямо направлен в будущее нашему поколению и потомкам — как прекратить бессмысленную войну.

Стиль литературный — не очень, но замысел....!!!!! Сумеет ли нынешнее поколение землян его воплотить на нашей планете??... — большой вопрос. Скорее всего — нет! А жаль.

Эта идея -покончить с бессмысленным смертоубийством витает в воздухе нашей жизни — примеры- Израиль — Палестина, Сев. Ирландия и Англия, Кашмир между Индией и Пакистаном, Донбасс, Чечня и многое другое. Везде бессмыслица. Спор вокруг придуманных проблем. Придумают, поверят и начинают убивать.

Автор предлагает решение вопроса не оригинальное, но вполне реальное — третейская сила , которая не щадит никого из главарей противоборствующих сторон — не умеете договориться- будете уничтожены, и так до тех пор , пока не появятся договороспособные переговорщики.

В нашем реалии — это мировое правительство. Оно реально бы прекратило распри, но где оно? И кому оно выгодно из сильных мира сего?

Преклоняю голову перед автором, видно его как никого другого достало такое положение дел.

Оценка: 10
– [  3  ] +

Барри Лонгиер «Грядущий завет»

vam-1970, 29 июля 2019 г. 11:22

Роман из цикла «Враг мой». Весь цикл пронизан одной мыслью — как остановить бессмысленные и безнадежные войны? И сюжет этого романа является составляющей частью этой мысли. Как остановить убийство миллионов в войнах, но пожертвовать тысячами убитых в малой войне? Философский вопрос и действие романа философское — автор сумел передать поиски решения войны психологией чужой расы — драков. Это не всегда понятно нам, но следует отдать ему должное — у него получилось.

Оценка: 9
– [  3  ] +

Барри Лонгиер, Дэвид Джерролд «Enemy Mine»

vam-1970, 25 июля 2019 г. 16:22

Сценарий фильма, который шёл в кинопрокате у нас, отличается от самой повести и в лучшую сторону. Реально показано выживание двух разных рас на чужой планете, рождение наследника у драка, фауна этой планеты — ужасная, похищение ребенка и возвращение его на родную планету, представление его своим соотечественникам, наступивший мир между человечеством и драками. Прекрасный замысел автора повести сделали ещё ярче, обогатив приложениями в сценарии.

Оценка: 9
– [  3  ] +

Барри Лонгиер «Враг мой»

vam-1970, 24 июля 2019 г. 20:37

Если сравнить с фильмом по сценарию этого же автора + Д. Джерролд, то проигрывает сильно. Я давно смотрел фильм и он оказывает впечатление. Повесть же нет. Скомканно и неэффектно. Финал вообще смазан. Всё-таки присутствие второго автора в качестве сосценариста придало фильму недостающие краски. Сюжет великолепен, вернее замысел его, но исполнение оставляет желать лучшего.

Оценка: 7
– [  4  ] +

Барри Лонгиер «Талман»

vam-1970, 22 июля 2019 г. 11:03

Из цикла «Враг мой».

Слабая вещь — Библия?.... не похоже. Нет никакой морали, живи одним днём -вот и вся мораль. И как повествование никуда не годится — в описании жизни драков переход от скотоводческих и земледельческих племен до полетов в Космос -одно мгновение. Нелогично — где потерялась остальная часть Библии?Единственная заслуга данного произведения- на него можно ссылаться в произведениях цикла.

Оценка: 4
– [  -1  ] +

Барри Лонгиер «Вступление»

vam-1970, 22 июля 2019 г. 10:19

Вступление как вступление. Не столько мой отзыв здесь, а как пожелание — наверно не стоит разбивать роман на вот такие части: пролог, эпилог, вступление, предисловие, если они меньше листа. И не о чем сказать, и не на что обратить взор.

Оценка: 6
– [  5  ] +

Барри Лонгиер «Враг мой»

fant-laborant, 13 июля 2019 г. 16:09

Противоречивые впечатления остались у меня от прочтения этой повести. В первой части приходится много домысливать за автора. Имею в виду трансформацию вражды и ненависти в сотрудничество и симпатию. Между этими крайностями — пропасть, и она в повести преодолена героями как-то очень уж легко, будто невзначай. Не показана внутренняя борьба главгероя, когда он, например, вынужден был бы оказаться от чего-то земного, человеческого ради достижения согласия с чужаком, а ведь без взаимных уступок ничего бы не получилось. В этой части произведения можно и нужно было подобные повороты расписать, иначе выглядит психологически недостоверно.

Часть вторая более сентиментальная, и у меня по ней нет подобных замечаний. Мне кажется, больше именно за неё повесть получила такой высокий рейтинг.

Оценка: 8
– [  1  ] +

Барри Лонгиер «Мир-цирк»

InigoMontoiya, 12 мая 2019 г. 05:43

Спустя двести лет после крушения «Города Барабу» на планете, названной Момусом, живут и здравствуют потомки циркачей. У них уже сложилась своя экономика, Закон и традиции, даже приручены новые животные, обитавшие на Момусе еще до прибытия вынужденных поселенцев. Цирковые профессии и обычаи причудливо вплелись в этот новый мир, стали его неотъемлемой частью. Настолько неотъемлемой, что это даже становится проблемой, когда Момус привлекает внимание двух соперничающих космических союзов, Девятого и Десятого Квадрантов. Проблему эту (несколько комичную, надо сказать) предстояло решить послу Девятого Квадранта… Наверняка, ни сам посол, ни жители Момуса не могли даже предположить, к чему все это приведет.

Третью часть цирковой трилогии Лонгиера упорно называют сборником рассказов. Но штука в том, что здесь, как и в случае с «Городом Барабу», все, казалось бы, разрозненные рассказы складываются в единую историю. Невозможно выдернуть один рассказ из книги и прочесть лишь его, не потеряв при этом изрядную долю смысла и юмора целого повествования. На деле все они представляют собой главы одного произведения. Этот прием с рассказами-главами позволяет автору легко уместить в книгу гораздо большее количество событий из жизни населения Момуса, чем если бы он излагал их в традиционной последовательной манере: установление дипломатических отношений, вторжение инопланетян, жизнь поселения на другом континенте, война и, наконец, долгожданное возрождение цирка.

Хотя история бродячего цирка могла бы еще продолжаться, Лонгиер очень вовремя, хорошо и логично завершил этот цикл. После такого завершения у читателя не остается открытых вопросов, неудовлетворенности или досады. Замечательная в своем роде получилась трилогия, ее смело можно рекомендовать любителям нестандартной фантастики.

Оценка: 8
– [  3  ] +

Барри Лонгиер «Песнь слона»

InigoMontoiya, 12 мая 2019 г. 05:04

Если «Город Барабу» был захватывающей историей о невероятной космической авантюре бродячего цирка, закончившейся катастрофой, то «Песнь слона» — будто грустная интермедия между двумя частями представления.

Цирк потерпел крушение. Труппа и экипаж корабля вынуждены основать колонию на новой планете вдали от обитаемых миров. Дрессировщики, клоуны, фокусники, гимнасты, пилоты, механики и все остальные превращаются в строителей и крестьян, чтобы выжить. Все новые потери и никакой надежды на спасение.

В книге описана совсем не радужная картина того, как бывшие циркачи пытаются сохранить в своей памяти и душах старый бродячий цирк, передать его традиции и мастерство артистов новому поколению. Иногда забавные истории и ситуации вносят разнообразие в сложную жизнь колонистов, но все равно в книге мало веселого.

Несмотря на это, если вам интересна вся цирковая трилогия Лонгиера, книгу все же лучше прочесть, поскольку она являет собой сюжетную связку между прошлым и будущим. В эту связку автор вложил не только горести и трудности, но и надежду для героев и читателей, надежду на то, что однажды цирк снова откроется для зрителей.

Оценка: 7
– [  12  ] +

Барри Лонгиер «Враг мой»

nworm, 3 мая 2019 г. 07:49

Да ладно, вы чего! Хьюго, Локус и Небьюла? Я понимаю, автор напустил там соплей с сахаром, а они всегда хорошо шли у определенных категорий читателей. И посыл правильный. Но исполнение где? Его же просто нет. История нормальная, но можно было, как уже неоднократно писали, сделать это в рамках обычной робинзонады. Но тут!? Неизвестно из-за чего разгоревшийся и как проистекающий межпланетный конфликт (не надо про цикл — там про предысторию конфликта ни слова), антропоморфные инопланетяне, отличающиеся от людей «ничем», кроме трёх пальцев и другой физиономии (психология у них, кстати, также сродни человеческой, жильё сродни человеческому, авто сродни человеческому и всё остальное тоже сродни), изучение языка друг-друга за несколько дней, планетка на которую попали — необременительная — воздух есть, покушать есть, температуры приемлемые (выходить пописать холодно — единственное неудобство). Ребёнок представителя другой расы родился и (внезапно!) — как удобно — он, оказывается, растёт сам. Кормить его не надо, опять же — не болеет (планета стерильная, выходит) и через год уже вырастает в половозрелую особь. Пошли пешком в направлении «на корабль» и без проблем за пару суток вышли. Просто невероятное стечение обстоятельств. Напоминает вселенную «Звездных войн» — красиво, зрелищно, ни о чём. Вспоминаю «Посёлок» Булычёва с аналогичным сеттингом и там были совсем иной расклад и иные эмоции, при аналогичных умеренно дружелюбных условиях. И не надо про невероятный гуманизм, линчевания негров в 1979 и как свежо всё это тогда было. В 1974 вышла, а в 1975-76 взяла ряд премий «Бесконечная война» Холдемана, в которой было всё, чего тут нет — и сюжет, и мораль, и проработка мира на порядок выше. Так что или к 1979 авторы выдохлись, или эксперты дали осечку.

В общем, книга эта — как макароны: мой сосед уплетает за обе щеки и не подозревает, что на свете есть другие блюда, повкуснее.

Оценка: 4
– [  6  ] +

Барри Лонгиер «Город Барабу»

InigoMontoiya, 29 апреля 2019 г. 01:27

Книжные истории, почти полностью посвященные бродячему цирку, доселе мне не встречались. Тем не менее, после довольно необычного телесериала “Карнавал” и четвертого сезона “Американской истории ужасов” хотелось почитать именно о таком цирке. В этом смысле “Город Барабу” стал для меня весьма удачной находкой. В нем нет мистики и ужасов, но зато бродячий цирк помещен в довольно необычные условия: он путешествует на космическом корабле от одной обитаемой планеты к другой, чтобы развлекать их жителей и, конечно, зарабатывать деньги.

Большая авантюра, затеянная владельцем цирка в попытке его спасти, сопровождается невероятным везением, которое все-таки заканчивается в финале. В странствиях по космосу к большому цирковому семейству присоединяются новые люди и порой инопланетяне, кто-то лишь на время, а кто-то чтобы прирасти к цирку навсегда. Цирковые прозвища для каждого, отношения между героями, неприятности и перипетии, с которыми периодически сталкивается цирк (в том числе из-за злых козней врагов), органично вплетенная в повествование цирковая рутина и байки создают особую атмосферу, вызывают желание сопереживать героям.

В общем, “Город Барабу” представляет собой замечательный образец развлекательной фантастики, качественно и с любовью написанный. Автор не дает читателю заскучать и находит место в сюжете для всего: радости и горя, отчаяния и надежды, экстраординарного и обыденного. Как и в детстве, когда дочитываешь интересную книгу, немного жаль расставаться с героями, но, к счастью, роман входит в цикл, остальные части которого я непременно теперь прочту.

Оценка: 9
– [  3  ] +

Барри Лонгиер «Враг мой»

Кропус, 22 апреля 2019 г. 20:19

Вначале смотрел кино, потом читал повесть. Для сравнения, робинзонада бывших врагов на одной планете, в фильме показана лучше. Я правда не совсем понял, как герой снова оказался на родной военной базе, где его едва не похоронили заживо. (При медицине будущего такое невозможно в принципе). Увы, в сюжете фильма отсутствует последняя часть повести о послевоенной одиссеи Дэвиджа. Эта часть понравилась мне в повести больше всего. Ну, а если кто кто хочет узнать настоящие причины войны, как люди и драки из неё вышли и какова была этому цена, да и поближе познакомится с самими драками, то рекомендую повесть «Грядущий завет», где описываются «параллельные» повести события, и где вселенная была значительно расширена. Она понравилась мне даже больше.

Оценка: 8
– [  2  ] +

Барри Лонгиер «Песнь слона»

vam-1970, 17 октября 2018 г. 13:16

Роман из цикла «Мир Цирка». Вынужденная колонизация планеты, где аварийно оказался корабль цирка Барабу. Мягкое повествование о начале становления цивилизации на отдельных примерах жизни артистов цирка, о зарождении своеобразной религии жрецов , о новой морали, о проявлении экстрасенсорных способностей людей и прочее...

Чтобы выжить , нужен огромный оптимизм, он и спасает цивилизованность. Автор как бы показывает на примерах — только сообща можно выжить. И финал оптимистичен — цирку жить! и путешествовать по всему Космосу с представлениями.

Оценка: 7
– [  0  ] +

Барри Лонгиер «Starshow, The: John O'Hara's Last Show on Earth combined with Follow the Red Wagons»

vam-1970, 16 октября 2018 г. 14:44

Два первых сюжета из романа «Город Барабу». История превращения обычного земного цирка в космический цирк. Проблемы бизнеса достали наконец-то цирковых артистов и они решились отчаянно на рискованное мероприятие. Чем это закончилось ? — надо прочитать весь роман.

Оценка: 7
– [  1  ] +

Барри Лонгиер «Город Барабу»

vam-1970, 16 октября 2018 г. 11:30

Юмористически -приключенческий сборник рассказов о судьбе космического цирка. Но основная мысль — это конкурентная борьба за лидерство в бизнесе циркового искусства. Только действие в космосе, что часто применяют авторы, а так все приёмы нечестной конкуренции мы видим: и в итоге всё-таки лидер потерпел поражение.

Конкуренты угробили цирк.

Оценка: 6
– [  2  ] +

Барри Лонгиер «Мир-цирк»

vam-1970, 10 октября 2018 г. 19:22

Подборка рассказов о мире планеты Момус, где после аварии обосновались циркачи и основали своеобразную цивилизацию, где нет правительств, где только один Закон на всю жизнь. Этот мир привлекателен для вторжения завоевателей.

Рассказы каждый по своему описывают особенности быта и морали цивилизации Момус. Наиболее сильный рассказ -первый — «Репетиция». Очень оригинален по выдумке.

Последний рассказ «Жрец Барабу» и гуманистичен, и оптимистичен.

Фантазия автора беспредельна — выдуманный мир , конечно, нереален, но интересно почитать и такие сюжеты.

Оценка: 8
– [  0  ] +

Барри Лонгиер «Жрец Барабу»

vam-1970, 10 октября 2018 г. 19:14

Рассказ из цикла «Мир Цирка». Вторжение Десятого квадранта всё-таки началось. Жители-циркачи планеты Момус начали партизанскую войну сопротивления. Сюжет о победе искусства над войной. Весьма гуманистический рассказ.

Оценка: 8
– [  1  ] +

Барри Лонгиер «В поисках приключений»

vam-1970, 10 октября 2018 г. 19:12

Рассказ из цикла «Мир Цирка». Тема — юмористическая расправа со шпионом из Десятого квадранта. Набор случайностей, чего почти не бывает в реальности, и вся долгая и кропотливая работа шпиона-ученого уничтожена. Весёлый рассказ о дальнем морском путешествии циркачей, пьянках, которые и вылились в вышесказанный случай. В целом неплохо автор создал интригу -такое повествование уводит в сторону и вдруг поворот к финалу — блеск!

Оценка: 7
– [  0  ] +

Барри Лонгиер «Поединок клоунов»

vam-1970, 9 октября 2018 г. 11:40

Рассказ из цикла «Мир Цирка».Самое интересное в сюжете — это поединок клоунов, заключающийся в том, кто кого переговорит. Это как две сварливые бабы ругаются на улице. Кто-то всегда уступает — здесь опыт победил! В этом и весь юмор! Оригинальный эпизод, один из ряда обыденной жизни планеты Момус.

Оценка: 7
– [  2  ] +

Барри Лонгиер «Всадник, властный над конём»

vam-1970, 9 октября 2018 г. 11:34

Рассказ из цикла «Мир Цирка». О проблемах колонистов. Проблемах выдуманных как и выдуманный мир планеты Момус. Автор делает невероятное допущение — цивилизацию начали на новой планете развивать артисты цирка по своим понятиям чисто профессиональным, вся жизнь построена на правилах , существующих внутри цирковых трупп. И тут же такое развитие событий наталкивается на проблемы деградации общества. Одна невероятная фантазия влечёт за собой следствия — надо найти выход из неё. Автор находит.

Оценка: 5
– [  1  ] +

Барри Лонгиер «Второй закон»

vam-1970, 8 октября 2018 г. 11:55

Рассказ из цикла «Мир Цирка». Третий рассказ продолжает последовательно повествование о якобы готовящемся вторжении чужаков для захвата планеты Момус, населенной циркачами. Автор талантливо описывает своеобразную демократию для принятия решения о помощи Земли. Выдумка автора заслуживает прочтения. И поражает — всей жизнью планеты руководит только один Закон.

Оценка: 7
– [  1  ] +

Барри Лонгиер «Ученица фокусника»

vam-1970, 7 октября 2018 г. 21:14

Рассказ из цикла «Мир Цирка». Средний получился рассказ из цикла, хотя и интересный. Один из вариантов противодействия будущему вторжению «чужих» из Десятого Квадранта. Всё у героев получилось, хотя и пришлось убить родного брата, но автор в основу сюжета и положил мысль, что делать , когда у тебя безвыходная ситуация? Убили брата -злодея, а читатель пусть голову ломает, справедливо ли это? Или можно было бы по другому решить проблему.

Оценка: 6
– [  1  ] +

Барри Лонгиер «Репетиция»

vam-1970, 6 октября 2018 г. 11:37

Рассказ из цикла «Мир Цирка». Иронически-юмористический рассказ о проблемах Посла Земли на планете Момус. По аналогии с ситуациями, когда бюрократизм препятствует донести важную информацию до руководства, здесь автор противопоставил особый уклад жизни жителей планеты, и этот уклад и традиции также не дают Послу добраться до руководства планеты, которого просто нет!Замечательный рассказ! Даже по отдельности нахождения его не в цикле.

Оценка: 8
– [  7  ] +

Барри Лонгиер «Враг мой»

kartinka, 18 января 2018 г. 09:22

Читала в детстве, очень впечатлилась. Действительно, издалека враг кажется злым и заслуживающим смерти, но стоит узнать врага ближе — и проникаешься уважением к нему. Так и с людьми.

Оценка: 10
– [  7  ] +

Барри Лонгиер «Враг мой»

Сева1977, 30 ноября 2017 г. 22:52

Это тот конкретный пример, когда простота гениальна, ведь Враг мой не имеет ничего особенного, и в тоже время ничего лишнего, а сюжет обычен, порой банален и часто использовался ранее, даже, извините, затерт до дыр. Что может быть проще — два инопланетных существа, враги по сути, вдруг подружились... но как это описано, как существа с разным мышлением, менталитетом, культурой и разными цивилизациями выживают вместе на дикой планете, как они притираются друг к другу. Очень интересно, тонко и увлекательно, прочитал книгу лет 15 назад, фильм смотрел лет 25 назад, но все запомнил в подробностях. Такие книги делают добрее и прививают любовь к литературе, да и жизни вообще.

Оценка: 10
– [  1  ] +

Барри Лонгиер «Операция «Страх»

vam-1970, 7 ноября 2017 г. 11:55

Очень понравилось. Видно талант известного автора. Красивая полная жизни планета, но без цивилизации всегда настораживает исследователей. Кто не дал возможности развиться Разуму!? Оригинальная идея такого существа описана с блеском и выдумкой Лонгиером. Но для яркости сюжета вписан герой -выпускник училища, вписаны члены команды исследователей — весьма «яркие» личности, из тюрем и психбольниц и т.д....

Оценка: 10
– [  5  ] +

Барри Лонгиер «Враг мой»

makelen, 21 июля 2017 г. 22:30

Фильм пересматривала несколько раз, всегда трогает до слез. Книга немного проще фильма, но все равно — очень интересна, хорошо написана и, самое главное, заставляет взглянуть на мир под другим углом. Задуматься о предвзятости человеческих взглядов, о нашем желании уничтожать всех и вся, кто от нас отличается.

Замечательная повесть, стоящая всех полученных ею премий.

Оценка: 10
– [  7  ] +

Барри Лонгиер «Враг мой»

asakuro, 30 апреля 2017 г. 19:03

Ну очень примитивная повесть. Начну с того, что сюжетная завязка — сначала драка, потом дружба — это типичное начало очень многих американских телевизионных фильмов и сериалов 60-70-х годов. The Nice Guys, The Man from U.N.C.L.E. и т.д. — все они начинались именно так. Это, конечно, не плагиат, но показывает низкий уровень фантазии автора. Что касается фантастики, то она здесь просто на детском уровне (или на уровне комиксов). У жителей планеты Драко одна раса, один цвет кожи, связанная речь, язык очень простой и похож на английский, еда подходит для землян, есть даже священные книги. Все, чтобы облегчить контакт представителей двух галактик. Это, увы, не Тед Чан, у которого лингвисты всего мира пытаются понять пришельцев. Здесь обычный пилот практически мгновенно начинает понимать дракошку. Планета, на которой происходит действие, также удивительным образом идеальна для жизни жителей двух разных планет. Далее идут обычные диалоги на тему зачем мы воюем и нашей роли во Вселенной. В целом этот сюжет в мировой культуре встречается очень-очень много раз, в том числе неоднократно обыгран на тему Великой Отечественной войны. Ну, конечно, кроме

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
беременного гермофрадита.

Оценка: 3
– [  9  ] +

Барри Лонгиер «Враг мой»

Нескорений, 14 марта 2017 г. 07:35

Ненавидеть врага на расстоянии просто, воспринимать его как мишень в тире, наблюдая через перекрестье оптического прицела. Совсем другое дело столкнуться с ним нос к носу, увидеть в нем личность со своими убеждениями, целями, стремлениями. У каждого есть своя правда, любая воюющая сторона считает себя по умолчанию правой, а своих противников мыслит воплощением зла. На войне сомнения неуместны, чуть задумался и уже убьёшь не ты, убьют тебя. Каждый солдат прекрасно понимает, что его противник не сделал ему лично ничего плохого, но всё же он обязан защищать свою семью, свою землю. Тот кто не способен ненавидеть, не может и по-настоящему любить, потому как ненависть есть негативное проявление любви — защитить всё, что тебе дорого любой ценой, и не важно, чем руководствуется оппонент, до той поры пока он остается твоим врагом.

По сюжету повести «Враг мой» человечество уже много лет ведет войну с расой дракониан за нейтральный сектор Галактики. В ходе одного из боестолкновений два корабля непримиримых противников совершают аварийную посадку на необитаемую планету Файрин-4, оказавшись на крошечном клочке суши посреди бушующего океана, человек и драконианин должны выжить и дождаться помощи. За это время им предстоит многое узнать друг о друге, понять своего противника и принять то, что противоположная точка зрения тоже имеет право на существование. Экстремальные условия чужого мира заставляют непримиримых противников сотрудничать ради выживания, но шансов на спасение немного и, возможно, им придется провести на этой планете всю свою жизнь только вдвоём.

Автор с одной стороны избрал беспроигрышный вариант, поместив двух героев в замкнутом пространстве — такой подход идеален для раскрытия персонажей, последовательного отображения изменений в их мировоззрении. С другой стороны, формат небольшой повести не позволяет отобразить всю глубину и сложность этих изменений по времени, динамика развития событий на высоком уровне, несмотря на обилие диалогов и отвлеченных философских размышлений, но что хорошо для боевика, то плохо для притчи. Кроме того, весь фантастический элемент для сюжета совершенно бесполезен и играет роль красочной подложки, не более. Подобную историю гораздо проще было бы рассказать в формате реализма — взять американского и японского пилота и поместить их на необитаемом острове — ровным счетом ничего не изменится.

В уничижительном прозвище «дракошка» (забавно, что по-русски это звучит скорее уменьшительно-ласкательно) слышится аналогия с «япошкой», священная книга дракониан Талман — на слух воспринимается как гибрид Талмуда с Кораном, да и весь драконианский язык похож по звучанию на что-то земное, с восточным оттенком — никаких непроизносимых фонем, цокающих, свистящих, утробных звуков, которые нельзя было бы передать человеческим речевым аппаратом. По ксенофантастике здесь всё очень слабо, драконианин ведет себя слишком по-человечески, если вы читали, к примеру, «Сёгуна» Дж. Клавелла, то там абсолютно земные японцы ведут себя в европейском понятии гораздо более дико, чем здешний «чужой». Что касается приключенческой компоненты, завязанной на робинзонаде, то тут тоже ситуация не лучше.

Автор старается максимально упростить жизнь как себе, так и героям. Начиная с того, что атмосфера рандомной планеты внезапно оказалась пригодной для дыхания представителей двух рас, так еще и в плане питания вкусовые предпочтения персонажей совпадают — землянин с аппетитом уплетает сухпаек товарища по несчастью, а окружающий мир с готовностью предоставляет героям коренья, фрукты, мясо змей, моллюсков. Инопланетный мир почти ничем не отличается от Земли, никаких опасностей, кроме смены времен года здесь нет — ни хищных животных, ни экзотических болезней — просто курорт, где можно спокойно лежать у костра и рассуждать на философские темы.

Единственное, что мне здесь понравилось, это то, что автор вольно или невольно на примере землянина показал причины, способствующие ксенофилии. У офицера Дэвиджа нет ни семьи, ни жены, ни детей, с родителями он не общается с 18 лет, хотя вроде и не ссорился. За время службы у него не появилось ни одного настоящего друга, хотя товарищи были, конечно, но это не то. Он абсолютно нерелигиозен, ему некуда возвращаться, нечего защищать, никто не любит его, и он по сути никому не нужен. Однако, даже такой человек перекати-поле способен страдать от одиночества, будучи отторгнут человечеством, он вынужден искать понимания где угодно, хоть в самой Преисподней. Вот интересно, как бы сложилась судьба Дэвиджа, если бы ему было что терять, было куда возвращаться, и ради чего жить и умирать.

Тем не менее, эта повесть собрала целый букет фантастических премий, была экранизирована и считается классикой. Если же разобраться, то кроме общечеловеческой пропаганды в духе времени, наивной сентиментальности и сюжетных ходов, заимствованных из мексиканских сериалов, здесь нет ничего — ни фантастики, ни приключений, ни философии, точнее всё это есть, но в упрощенном варианте, для младшего школьного возраста. Читается легко, но особого интереса и эмоционального отклика не вызывает.

Оценка: 5
– [  1  ] +

Барри Лонгиер «Репетиция»

god54, 3 октября 2016 г. 20:43

Прекрасный и, главное, оригинальный рассказ. Повторов я нигде не встречал, ибо никто не рискнул даже помыслить в этом направлении. Оригинальное и крайне интересное устройство общества на одной из планет. Здесь нет правительства, нет законов, за исключением закона, как принимать законы, все покупается и продается, включая информацию. Этакий мир торгашей. При этом средства информации заменяют люди-новостники, которые скорее напоминают смесь чтецов, мастеров разговорного жанра, песняров, скальдов, гусляров и тому подобных умельцев, работающих языком. Одним словом интересно.

Оценка: 8
– [  0  ] +

Барри Лонгиер «Поединок клоунов»

god54, 3 октября 2016 г. 20:03

В отличие от первого рассказа острота пропала, да и сюжет уж слишком простенький, хотя и есть в концовке небольшая загадка, но и она уже не увлекает. Повторяемость даже внутри цикла успокаивает эмоции. Читать только в рамках всего цикла рассказов начиная с первого до последнего.

Оценка: 6
– [  11  ] +

Барри Лонгиер «Враг мой»

Ny, 30 марта 2016 г. 06:09

За что так ценят «Враг мой»? Не понял...

Довольно простая робинзонада даже без особых находок и изысков. Опять перед нами почти классические Робинзон и Пятница. Разве что здесь они представлены как враги, но позднее, когда драк превращается в детёныша, всё встаёт на свои места. Белый человек учит наивного «дикаря» жизни, одновременно проникаясь самобытностью иной культуры.

Ну, разыгран мотив терпимости и сострадания. Но автор, явно боясь замочить ноги, лишь слегка попробовал глубину темы. Инопланетянин-драк настолько практичен в быту и потребностях, что фактически отличается от человеческого ребёнка лишь внешним видом. Быстро растёт, не болеет, не капризничает, какакет только в лоток. Он даже лучше человека! Найти с таким общий язык и вообще подружиться в условиях полной изоляции дело вполне очевидное. А если бы он был негуманоидом, не умеющим издавать звуки? А если бы он был хищником, которому позарез необходимо свежее мясо? А если бы он дышал хлором? А если бы ради него пришлось рисковать или вообще пожертвовать жизнью? Была бы так проста эта история?

Например, в одно время с Лонгиером писала Октавия Батлер, которая действительно умела очень резко (даже неприятно) и нестандартно раскрыть вопросы, касающиеся ксенофобии. Поэтому популярность конкретно этой книги Лонгиера обусловлена скорее всего лишь удачным переложением старой истории о Робинзоне на модный фантастический фон. Читатель принял это не напрягаясь — обошлось без настоящих этических проблем и ломки стереотипов. Ведь очевидность и логика ситуаций, показанных в романе «Враг мой» давно стала привычной ещё по книгам Майна Рида, Фенимора Купера, Луи Буссенара, Генри Хаггарда и других классических авторов — белый учится дружить с индейцами.

По-настоящему Лонгиер проявился себя, пытаясь развить сюжет дальше. «Грядущий завет» оказался скучноватой, довольно стандартной антивоенной книгой, где компактные тезисы из «Враг мой» раздувались до размеров слона и всячески обсасывались, чтобы соответствовать актуальной проблематике текущего момента. Адекватная идея о всеобщем культурном равенстве начала сползать в область спорных понятий о всеобщем психо-физическом подобии, полезли эпизоды явно гомосексуальной направленности. Кроме того, чем дальше в лес, тем меньше драки напоминают инопланетян, всё больше рисуясь скорее некой разновидностью человечества, чем чуждыми существами. Получается, что Лонгиер здесь выехал только на остатках антуража от первой книги. Наконец, очевидную творческую импотенцию автор продемонстрировал в «Последнем враге», бездарно-банально, недостоверно обозначив причины войны между драками и землянами, и предложив совершенно антигуманное, людоедское решение конфликта. Это только американец мог додуматься до мысли остановить войну, не устраняя причины конфликта, а устрашая противников акциями геноцида! Нашему «гуманисту» даже в голову не пришло, например, просто выселить анклавы с Амадина. Нет — только кровавая «миротворческая» мясорубка может быть противопоставлена традиционной жестокости. И, конечно, гомосексуализм и анормальность психо-сексуальной идентификации здесь уже цветут пышным цветом без всякого стеснения. Ей-богу, книгу хочется швырнуть в стену!

Вот это человечность! А ведь цикл так хорошо начинался, но постепенно вылился в обширнейший конъюнктурный ряд образов и проблем. Впрочем, даже это можно было бы простить, если бы автор решал их искусно или предлагал необычную трактовку.

Единственное, за что мне хочется похвалить Лонгиера, так это за Талман. Вот он отдельно от цикла весьма интересен — красиво играет биологией драков, и самой идеей инопланетной Библии, и множеством интересных эпизодов, и десятком изящных логических парадоксов.

Сложный и одновременно простой цикл, который, как мне кажется, выродился после первой же книги, подарив нам больше любопытных побочных эффектов, чем собственно смысла.

Оценка: 7
– [  6  ] +

Барри Лонгиер «Последний враг»

bodymaster, 3 марта 2016 г. 18:45

Моя самая любимая книга цикла!

Описание ужасов войны — великолепно. Трупы, жирные мухи, змеи, поедающие внутренности. Звуки разрывов, крики умирающих, игра одинокого дудочника под Дугласвиллем... Все видно словно на экране в кинотеатре при чтении этой книги.

И наконец-то — отношения между персонажами, а не одна лишь философская концепция. Наконец-то — прописанные более-менее четко герои. Браво, Барри, это был верный ход.

Самое интересное, что драки гермафродиты, а в переводе на русский частенько проскакивает частица «он», ну и родовые окончания у нас никто не отменял... Но в оригинале (на английском языке) — этого нет. Там везде используется местоимение IT, то есть «оно», и когда читаешь роман на английском языке — ощущение инородности еще сильнее.

Язи Ро. Убийца и террорист, прозревает и ищет путь к спасению не только себя, но и всей планеты от войны. Поиск путей, Талма мира, вот что теперь является его целью. Он знакомится с главным героем повести «Враг мой», Уиллисом Дэвиджем, и вместе они находят этот путь.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)

Дэвидж становится достойным клинка Айдана — он приносит себя в жертву, перерезав горло. Это доказывает всем чистоту намерений Дэвиджа в деле установления мира, война на Амадине заканчивается.

Еще раз — великолепно.

Оценка: 10
– [  7  ] +

Барри Лонгиер «Грядущий завет»

bodymaster, 3 марта 2016 г. 18:22

Первое мое знакомство с этой книгой произошло когда мне было 24. Тогда роман не впечатлил. Я ждал динамизма, каких-то действий (как и многие другие комментаторы).... Но увы.

По прошествии почти 15 лет — возникли совсем другие ощущения. Думаю, до «Грядущего завета» и «Последнего врага» надо «дозреть», не ожидать от книги динамичного сюжета и красочного описания персонажей. Ведь мы даже не знаем, как выглядит Джоанн Никол, главная героиня! Блондинка она или брюнетка, высокая или низкая... В стиле Лонгиера пропускать описания действующих лиц, все герои несколько вторичны на фоне главного — философской концепции, на которую и сделан акцент.

Интересная метода получения информации в виде игры, причем какой игры! Масштабы ее огромны. Совершенно «нечеловеческое» решение проблемы — создать «копию» происходящего, и посмотреть, что будет. Если учесть, что помимо Джоанн Никол «участников было сотни» (с), то сколько же усилий и средств потрачено на сей эксперимент, длящийся не один год?!

Ощущение чуждости драков в этой книге лично для меня было очень сильным. Реакции, поведение, эмоции, мораль — все какое-то искаженное, другое... Написано великолепно!

И самое главное. Книгу можно перечитывать много раз. И каждый раз видеть в ней что-то новое для себя.

Оценка: 10
– [  3  ] +

Барри Лонгиер «Талман»

bodymaster, 3 марта 2016 г. 13:30

«mumer67

Исходя из аннотации, перед нами предстает библия драков в удобочитаемом виде))) Библия — да. Удобочитаемый вид — нет, нет и еще раз нет.»

А если представить, что это УЖЕ удобочитаемый вид?) Так сказать, адаптированный под земную психику.

В целом согласен с оценкой mumer67, но уважаемый читатель почему-то делает из своего прочтения странные выводы. То, что книга сложная и читается тяжело, является, по его мнению, отрицательным элементом. Я считаю иначе. Главной целью данного произведения было показать отличие психологии и философии драков от земной. Думаю, это удалось автору на 200%.

Но было бы неверно считать Талман Библией, потому что Талма — не религия. Отсутствует главный компонент любой религии — вера. Скорее это сборник философских трудов инопланетных мыслителей, скрещенный с политологией, социологией, где-то психологией и историей.

И все это писалось не в течение столетий, не кучей монахов и мыслителей — «Талман» создан всего лишь ОДНИМ человеком, поистине колоссальная работа!

Единственное, непонятна структура «Коды Нусинды» «Глазами Джоанн Никол», надеюсь, бедным дракам не приходится заучивать наизусть весь «Грядущий завет«!?))

Оценка: 10
– [  10  ] +

Барри Лонгиер «Враг мой»

bodymaster, 24 февраля 2016 г. 21:56

А я бы добавил вот что. В 2011 году автор в очередной раз сделал правку книги «Враг мой» (это информация от Лонгиера — он ответил мне на письмо). В итоге она увеличилась на несколько десятков страниц. Я заметил это, потому что решил прочесть оригинал на английском. Тут и вскрылось несоответствие со старым переводом Евдокимовой. Я не владею языками, пришлось переводить с переводчиком несколько дней. В итоге — книга стала совсем другой, тягучей, менее динамичной, более философской. Есть большие вставки о том, как Дэвидж перевел Талман и продал его в издательство за 24000 кредитов, как он приехал на Землю и в ней разочаровался. Вставка про поиски Заммиса после того, как война закончилась. Ну и так же добавлено много цитат из Талмана.

Если кому интересно могу кинуть перевод (мой).

Может еще кто-то владеет новым переводом? Тогда буду признателен, если смогу прочесть.

Оценку ставить не буду. Потому как фанат цикла «Враг мой», и он для меня нечто большее, чем 10/10

Оценка: нет
– [  2  ] +

Барри Лонгиер «Враг мой»

sergej210477, 28 января 2016 г. 21:23

Цикл сложный и неоднозначный. Повесть «Враг мой», на мой взгляд, самая лучшая. Остальные, переполнены философией, политикой и моральными доктринами. Сложны к прочтению, поэтому, не всякий будет их читать. Но, как классика научной-космической фантастики, рекомендуется к прочтению.

Оценка: 6
– [  4  ] +

Барри Лонгиер «Последний враг»

sergej210477, 28 января 2016 г. 21:16

Третья и последняя книга из цикла «Враг мой». Самая сложная и трудная книга. Здесь сплошь философия и политика.

Сюжет таков: между людьми и драками перемирие, и только на одной планете — Амадине, мира никак не удаётся достичь. Различные террористические и экстремистские организации людей и драков совершают диверсии, кровь льётся бесконечно.

Главный герой, драк, дезертирующий с Амадина, пресыщен войной и хочет мира на планете.

Вот этой цели он и посвящает свой жизненный путь — «талму «.

Роман начинается как боевик, но перерастает в политический детектив.

Если сравнивать, то для меня — самая первая книга этого цикла «Враг мой» сильнее и интереснее. Она более живая, эмоциональная и простая.

«Последний враг» — книга сложная, читать её трудно. Сплошные моральные и философские притчи и доктрины. А ведь я хотел прочитать художественную развлекательную книгу, а не религиозно-философский трактат.

А ещё, по-моему, перебор с политикой. Пока запомнишь все эти фракции, организации и политические движения, устаёшь читать. Кстати, опять же, если сравнивать, то, например, «Гиперион « Д. Симмонса тоже замешан на войне и мире, политических заговорах и аналогичных вещах, но, как легко и приятно он читается!

Ну и ещё к минусам книги — упрощённые и плоские герои. Мелькают чужеродные имена и фамилии, а кто это и для чего он в книге- приходится вспоминать.

В общем — книга неоднозначная. Замысел большой, сложный и интересный, а вот роман получился скучноватый и тяжеловесный к прочтению.

Оценка: 5
⇑ Наверх