Жерар Клейн отзывы

Все отзывы на произведения Жерара Клейна (Gérard Klein)



  ОтзывыРейтинг отзыва 

Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке

Всего отзывов: 126

  Страницы: [1] 2  3 

«Боги войны»
–  [ 11 ]  +

Derwish579, 10 ноября 2014 г. в 16:59

Вот! Вот откуда растут уши лукьяненовских «Звезд — холодных игрушек!» Это помимо «Полдня» Стругацких.

Сам роман прочитан буквально сразу после выхода, неоднократно перечитывался.

Картина мира — великолепна, хоть и безрадостна. Идея хронопрыжков — на тот момент нова и до сих пор не получила адекватного развития (Лукьяненко не в счет — он взял отсюда другие элементы).

Так что тем, кто не читал — настоятельно рекомендую — многое из прочитанного ранее может оказаться знакомым, потому как начало этого именно здесь.

Оценка : 8
«Звёздный гамбит»
–  [ 11 ]  +

Greensign, 10 октября 2013 г. в 21:49

Наивная история в декорациях скучного далёкого будущего.

Описания быта, культуры, техники даны лишь несколькими общими фразами, герои становятся в позу и произносят длинные монологи о судьбе вселенной. Зачем, спрашивается, из личных убеждений, футурологии и страсти к игре в шахматы делать художественную литературу в которой художественности — чайная ложка? Получилось бы неплохое эссе или научно-популярная статья.

Шахматы как средство перемещения в пространстве годятся в клонах «Хроник Амбера», но никак не в НФ.

Понравилось только неожиданное для меня ожесточение главного героя, как единственная причина, по которой он смог стать пилотом.

Оценка : 3
«Звёздный гамбит»
–  [ 10 ]  +

mastino, 12 декабря 2008 г. в 23:12

И всё — таки, старая фантастика имеет свой шарм, свою прелесть. И данный роман это полностью подтверждает. Да, кое — какие технические моменты выглядят немного наивными и устаревшими, но это не главное. Главное — в том духе, которым пронизан этот роман. Это дух веры в человечество, веры в его безграничные возможности.

Герой романа, обманным образом, оказывается втянут в интригу галактического масштаба. И совершенно случайно, ему удаётся связать между собой несколько предметов, понять взаимосвязь между ними, и это привело к просто невероятным последствиям. Да, немного наивно и притянуто. Но интересно и занимательно.

События имеют просто галактический размах. Герой перемещается через световые годы, из одного края галактики к другому. Фантазия автора явно не подвела.

Итог. Очень достойный роман, который если не обязателен к прочтению, то очень рекомендуем, как минимум.

Оценка : 8
«Развилка во времени»
–  [ 9 ]  +

Carex, 19 ноября 2015 г. в 21:24

Не понимаю я столь восторженных отзывов. Рассказ очень слабый.

Вся его суть сводится вот к чему:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Один телефонный голос говорит: делай вот так, и все будет хорошо.

Другой телефонный голос говорит: ни в коем случае этого не делай, иначе будет плохо.

Главный герой делает выбор и следует первому голосу.

Что произойдет — автор не соизволил поведать.

Всё, конец.

Меня эти бесконечные телефонные звонки уже к середине рассказа утомили.

Есть еще многочисленные косяки и недоработки.

1. Человек, который звонил из далекого будущего, и у которого все хорошо — чем он мотивировался? Ему-то какое дело до того, что он сам выберет в прошлом? Сколько таких выборов человек делает ежеминутно, которые могут изменить будущее, которое уже состоялось? До этого ему и дела не было до самого себя в прошлом.

2. Человек, который звонил из недалекого будущего, на что он надеялся? Что у него в будущем сразу станет все хорошо? Или он о самом себе в прошлом заботился как о другом человеке?

То есть мотивы этих двоих не понятны и не прописаны. Видимо, чтобы избежать временных парадоксов, автор решил просто их не заострять и о них умолчать.

Авось не заметят.

3. Далее, второй голос, у которого все плохо, из недалекого будущего, он-то как звонил и чем, как он так быстро освоил телефонную сеть, да еще после катастрофы? Автор умолчал.

По ходу рассказа есть многочисленные намеки, что у главного героя сюжет по плохому сценарию развивается. Но автор не захотел его описать.

Единственная интересная мысль — это про телефонную сеть.

Но, вы, наверное, догадались, автор не стал подробно эту мысль раскрывать.

Вывод такой — Жерар Клейн поленился, когда писал это рассказ.

Не понимаю, как можно этому рассказу поставить оценку 10.

Я ставлю 2.

Оценка : 2
«Самые уважаемые профессии Земли…»
–  [ 9 ]  +

god54, 05 декабря 2013 г. в 11:24

Конечно, вариант Р. Брэдбери сильнее, но и в данном случае получилось очень даже хорошее произведение. Автор взглянул на проблему информации и её доступности с точки зрения цензуры. Кто-то, наделенный правом кем-то (этих личностей установить крайне трудно) решают кому и что можно читать: детям можно это, студентам нужно то, взрослым обязательно вот это. Особенно это стало проявляться сегодня в связи с развитием интернета и доступностью информации любому. Как сегодня все правительства озабочены этой проблемой: проблемой всеобщей доступности информации. Это оказывается пострашнее террористов и революций, ибо информированный человек — это человек думающий. Одним словом рассказ для чтения и коллекции.

Оценка : 9
«Боги войны»
–  [ 9 ]  +

alenn1, 16 декабря 2012 г. в 22:00

Одно из лучших произведений, которые я читал. Оригинальный сюжет, полюс все логично связано. Как можно запутаться в книге из 200 страниц для меня загадка, так что таким читателям советую читать только страничку юмора в газете.

Оценка : 10
«Звёздный гамбит»
–  [ 9 ]  +

ladykepnet, 20 июня 2008 г. в 12:10

«Звездный гамбит» — одна из первых книг, подаренных мне. Именно с нее начался неослабевающий интерес к произведениям писателей-фантастов. Сюжет поветствования, путь главного героя Жерга Алгана начавшегося после встречи с вербовшиком и купленная водном из Пуританских миров, в лавке торговца странная шахматная доска и чудо-напиток, дарующими своему владельцу перемещаться во времени и пространстве, приводящие к бессмертию. После прочтения этой книги впечатление осталось надолго. Затем много раз перечитывала с неослабевающим интересом и удовольствием. Своеобразная идея воплощанная автором через яркие картины повествования, способные разбудить воображение, все нарастающий темп раскрытия сюжета... Прекрасная книга и к тому же чувствуется кропотливая работа переводчика, сумевшего передать авторский стиль письма и живой язык Жерара Клейна.

Оценка : 10
«Le rêve des forêts»
–  [ 8 ]  +

vfvfhm, 14 января 2024 г. в 13:09

Итак, «Мечта о лесах»...

Самые передовые круги немногочисленной колонии на Красной планете, в основном молодые ученые, задумали грандиозный Проект по терраформированию Марса. Пусть всюду вместо красного песка цветут яблоневые рощи. Мотором Проекта являются климатолог Архим Норуа и его невеста геолог Джена Даржир. Однако замыслы эти встречают мощное сопротивление среди старожилов колонии. Чтобы выручить прогрессивную молодежь с Земли прибывает спецпосланник Жорж Бейль...

Дисклеймер: книга необычная.

В том смысле, что обычно авторы стараются начать книгу с чего-то интересного, чтобы захватить внимание читателя, поймать на крючок.

Однако первая часть романа Клейна, действие которой разворачивается на Марсе не представляет из себя ничего интересного. Какая-то политическая возня в местной песочнице, терраформирование, мы об этом уже в десятках книг читали и фильмов видели. И написано это...

Вот о том, как написано, лучше сказать сразу. С давних лет юности я всегда со скепсисом относился к французской фантастике. Идеи и сюжеты у ее авторов встречаются занимательные и яркие, но написано это обычно в лучшем случае языком Жюля Верна или Жозефа Рони-старшего. Сочетание современных смыслов и архаичного стиля позапрошлого века создают такой эстетический диссонанс, что читать подобную бурду совершенно не хочется. Исключения составляли Франсис Карсак и Жерар Клейн. Причем сумрачный и меланхоличный стиль последнего мне больше импонировал.

В «Мечтах о лесах», однако, никакого сумрака или меланхолии — поначалу! — не наблюдается. Средний стилистический уровень американской НФ 1950-х годов. Прежде всего в голову приходят книги двух «сладких парочек» Каттнера с Мур и Гамильтона с Брэккетт. Отставание в тридцать лет маститого француза удручало. Однако потом я выяснил, что это переделка его раннего романа. То есть он всегда писал на уровне американцев, и это сразу очков ему в моих глазах изрядно накинуло.

А потом началась вторая часть — «Земля». И книга резко сменила галс, устремившись навстречу шторму (тут, похоже, и пошла основная переделка романа). Унылый политический детектив преобразился в грандиозную производственную сагу — со строительством космического масштаба, с коварными врагами, глобальными техногенными катастрофами и потрясающими панорамами космоса. И главное, как всегда и должно быть в искусстве — люди. Фактически Жерар Клейн описывает социалистическое планетарное общество будущего ,а живут в нем коммунары. Просто ярлыков не вешает, чтоб не отпугнуть нежные души «эффективных менеджеров» эпохи рейганомики. По духу его герои очень напоминают ученых и рабочих из советской прозы тридцатых годов периода Индустриализации. Они все сплошь передовики производства, отдают себя делу без остатка, готовы идти на самопожертвование и если встречают любовь, то это любовь товарищей по борьбе за светлое будущее. В общем фильм Александра Зархи «Высота» будет очень хорошей иллюстрацией к роману. Читаешь такое и упиваешься!

Но глобальной инженерии автору мало показалось. В последней трети романа также много внимание уделяется новейшим исследованиям в фундаментальной науке — квантовая телепортация, цифровизация сознания и прочее. А тут еще инопланетяне и религиозные сектанты подключились, в общем книга набирает бешеную скорость, которую так любит всякий русский. Не оторваться!

Жерар Клейн подтвердил свою давнюю высокую оценку, которую я выставил его книгам. Так что совет будущему читателю — перетерпеть первые скучноватые тридцать страниц, основной массив книги с избытком искупит этот недостаток!

Оценка : 8
«Развилка во времени»
–  [ 8 ]  +

kven irden, 20 августа 2018 г. в 12:26

Что мне очень понравилось в этом рассказе, так это то, что герой встает перед довольно трудным выбором. Оказывается в ситуации, когда любое решение способно значительно повлиять на будущее. Люблю такие произведения, всегда интересно, как герой будет выпутываться. Наверняка каждый и не один раз сталкивался в жизни с необходимостью выбора. Хотя мы обычно только предполагаем, к каким последствиям он может привести. А здесь герой знает точно. Тем не менее более простым для него выбор не становится. Открытая концовка, опять же, как мне показалось, органично вписывается в общее настроение рассказа — напряженное, немного мрачноватое, отдающее некоторой безысходностью. Впрочем, наверное, как и всегда в подобных ситуациях, когда выбор неизбежен, и можно лишь оттягивать момент принятия решения.

Очень неплоха, даже замечательна фант. идея с телефонной сетью. Цитата: «Иногда бывает, что телефон вместо двух точек пространства соединяет два момента времени». И пусть сейчас уже повсеместно распространена сотовая связь, а не проводная (как предполагал автор), эту идею легко применить и к ней. Есть тут какая-то притягательность.

Оценка : 8
«Звёздный гамбит»
–  [ 8 ]  +

Burn_1982, 31 декабря 2017 г. в 13:52

Попытка подвести философский базис под небрежно слепленный автором в некое подобие повествования набор откровенно растаманских историй.

Общая канва повествования: Человечество осваивает Галактику. Каких-либо мотивов, побуждающих человечество заняться сим непростым делом автор не предлагает. Буквально — совсем никаких. Даже наоборот, осваивать Галактику явно никто не хочет, будущих «покорителей пространства» отлавливают по кабакам, предварительно напоив до состояния нестояния. Точнее, в состоянии нестояния покорителю подсовывается на подпись контракт, а отлавливают его несколько позже, по возвращении в мир прямостоящих — видимо, так автору показалось интересней.

Для оживления столь, прямо скажем неброской, канвы рассказывается история некоей экспедиции к Центру Галактики, укомплектованной судя по описанию в психиатрической клинике. Подобравшись поближе к центру экспедиция обнаруживает Чёрные Замки и начинает чудить по полной программе: экспедиция впадает то в ужас и матросы начинают командовать экспедицией, то в эйфорию настолько, что все скопом ломятся в очередной Чёрный Замок, забыв подпереть ворота. В конце концов все умирают, кроме одного пилота, которого спасают какие-то эльфы, высаживая его на первой попавшейся населенной людьми планете. Спасшегося спроваживают в ссылку — не то, чтобы не путался под ногами, не то просто так.

Всем этим зоопарком управляют откуда-то из окрестностей Бетельгейзе Бессмертные Властелины, укрывшиеся под 50-метровым слоем стали. Впрочем, в конце концов выяснится, что Властелины тут — тоже не при делах, а все человечество есть не более чем эксперимент, осуществляемый неким Супер-Разумом, угнездившемся где-то в Центре Галактики. Освоение Галактики, как выяснится, спланировано именно им — правда, все так-же без каких-либо намеков на мотивацию. Хотя в отдаленных планах — освоение всего, чего можно, включая параллельные Вселенные.

Всю эту историю распутает главный герой по имени Жерг Алган, чем и будет невероятно горд.

«Время не пахнет»
–  [ 8 ]  +

Нескорений, 13 сентября 2016 г. в 03:35

Поле французской фантастики не может похвастаться обильными урожаями, если сравнивать его с англо-американским, но по разнообразию сюжетов, буйству фантазии, французы зачастую могут дать фору своим заокеанским коллегам. Роман Ж. Клейна «Время не пахнет» поначалу вызывает аналогии с «Концом Вечности» А. Азимова, только в галактических масштабах, однако, это ощущение вскоре проходит, обнаруживается оригинальный замысел автора, следить за раскрытием которого довольно интересно. Сюжет держит внимание читателя на протяжении всего произведения, желание докопаться до истины, разгадать заданную в начале загадку, не позволяет угаснуть интересу, несмотря на наличие определенных недочетов, о которых я еще упомяну. Здесь явно ощущается влияние Новой волны, в отличие от хронофантастики первой половины XX века, которая интересовалась в первую очередь техническими аспектами хронопутешествий и решением логических парадоксов, здесь во главе угла находится человек, его внутренний мир.

В далеком будущем земная Федерация распространила свое влияние более чем на 6000 обитаемых миров, не желая перемен, прикрываясь лозунгами стабильности, власти Федерации поддерживают свою гегемонию с помощью Службы времени. Элитные отряды темпоральных коммандос отправляются в прошлое и корректируют ход развития истории тех или иных планет, которые могут нести в себе угрозу существованию Федерации. Очередную миссию предстоит осуществить на ничем не примечательной планете Игона, которая находится на невысоком уровне развития и практически не обладает технологиями. Отряд коммандос из 7 человек под руководством опытного командира Йоргенсена направляется на 250 лет в прошлое для проведения идеологической диверсии или по необходимости физического устранения неугодных ключевых лиц. Коммандос оснащены по последнему слову техники, они практически всемогущи, но по прибытию на Игону оперативники начинают понимать, что столкнулись с чем-то из ряда вон выходящим, непостижимым.

Официальная теория временных перемещений, которая излагается в начале романа, кажется довольно банальной — путешествия в будущее практически невозможны, в собственное прошлое переместиться нельзя, а значит нет и возможности создать парадокс. Чем дальше целевая планета находится от базы темпоральных коммандос, расположенной на Альтаире, тем меньше задействовано причинных связей, а следовательно расход энергии на перемещение будет ниже. Истинная картина откроется только ближе к финалу, и то как всё устроено на самом деле, делает честь фантазии автора, который опирается не только на физику, но и на психологию, тем самым соединяя традиции хронофантастики XIX и XX веков. И всё же основная проблематика произведения лежит в морально-этической плоскости: кто дал одним людям право судить и выносить приговоры, изменять по своей прихоти судьбы иных миров и цивилизаций, а главное — ради чего всё это, ведь только здоровая конкуренция ведет к прогрессу, социум, зацикленный на себя, не развивается.

По части основных действующих лиц в романе явный перебор, для чего автору понадобилось создавать диверсионную группу из целых семи участников, при том, что всё развитие сюжета по преимуществу подается через призму видения Йоргенсена — этот момент мне не понятен. Каждому из числа коммандос автор постарался дать свою индивидуальность, но на деле это смотрится как-то искусственно. Ну ладно, пускай один увлекается альпинизмом, другой мореходством, третий ищет потерянные в космосе звездолеты, а четвертому милее всего уличные драки, и т.д. Всё это совершенно не имеет значения для сюжета, напоминает комикс про черепашек-ниндзя, которые различаются между собой по цвету повязок, да ещё разве что по предпочтениям в оружии. Статисты они и есть статисты, я даже по свежим впечатлениям не смогу всех их перечислить даже по именам, да и нужно это кому-то больно... Это первый очевидный недочет, который искусственно отягощает текст, отвлекает читателя от погружения в распутывание клубка интриги.

Ещё один момент, который мне не особенно пришёлся по вкусу — такое ощущение, что автор по ходу написания романа не мог окончательно определиться с жанром — начинается всё как классическая космо- хроноопера, затем внезапный уклон в сторону фантастического боевика, который тут же на короткий отрезок времени трансформируется в психологический триллер. Дальше, внезапно, подключается планетарная фантастика с социально-психологическим уклоном, а потом начинается и вовсе какой-то сюрреализм с прыжками по неизвестным мирам и псевдореальными сновидениями. В защиту автора стоит сказать, что он с честью вышел из положения, и на выходе из всего этого винегрета мы получили довольно неплохое блюдо, всё встало на свои места и калейдоскопическая чехарда прекратилась. Также к минусам можно отнести периодическое провисание сюжета, неравномерную динамику и чрезмерный уклон в сторону психоанализа, спасает положение только жгучее желание добраться до финальной истины, раскрыть тайну Игоны.

Резюмируя, скажу, что в целом роман оставил положительное впечатление, даже несмотря на ряд отмеченных недочетов. По крайней мере, произведение явно выбивается из череды однотипных хроноопер, скроенных по одним и тем же лекалам. Местами выбивает из колеи чрезмерный гуманистический пафос автора, но в целом на общем впечатлении это серьезно не сказывается. Над любовной линией стоило бы также поработать серьезней, тем более, что автор француз. Тема самопознания является определяющей для сюжета, не скажу, что автор здесь открыл Америку, ведь и до него не раз звучали мысли о том, что прежде чем отправляться на освоение бескрайних просторов Вселенной, нужно заглянуть в бездны собственного эго, найти точку гармонии с самим собой, тогда, возможно, Вечность в свою очередь откликнется на твой безмолвный зов и появится четкое знание ответов на вопросы «как» и «во имя чего». Рекомендую этот роман как пример нешаблонной хронооперы и достойный образец французской фантастики, коей не так много до нас доходит.

Оценка : 8
«Время не пахнет»
–  [ 8 ]  +

VovaZ, 15 июня 2016 г. в 12:01

Итак, темпоральная фантастика, образца 1963 год. Попытка не из первых, и вероятно не из самых лучших.

Вопреки относительно высокой оценки уважаемых коллег, роман не вызвал у меня особого восторга.

Сюжетная интрига, пожалуй, неплоха. Этакая темпоральная корреляция героев с своими иновременными двойниками. Вышло не слишком гладко, и не всегда понятно. Однако и замысел Клейна был не плох.

Основные претензии к автору у меня в области сценизма. Написав роман явно под влиянием «Вечности» Азимова, вышедшей десятилетием раньше, Клейн не смог «зарядиться» от азимовского драйва. Сценический язык косный, изложение скучновато. Некоторая экономия на фантазии.

Герои несколько плосковаты, но это вообще характерно для американской НФ тех времён. Главное — экшен, а образы из комиксов.

Моральная линия романа, вроде бы, антиимперская. Жестокая «Федерация» безжалостно уничтожает целые культуры, чтобы обезопасить собственный консерватизм. Авторская альтернатива чрезмерно напоминает современные ему идеи движения «хиппи». Непротивление злу, назад к природе.

На мой вкус, роман имеет скорее антологический интерес, чем литературный. Так сказать, веха в жанре темпоральной НФ.

Оценка : 7
«Время не пахнет»
–  [ 8 ]  +

vve, 04 марта 2009 г. в 14:21

Тема путешествий во времени очень популярна во многих произведениях Клейна, но в отличии от большинсва писателей, любителей этого жанра, он имеет свой оригинальный подход к этой проблеме. Если почти все уделяют большое внимание охране временных рубежей от пагубного вмешательства путешественников во времени, создавая всевозможные патрули времени, то Жерар Клейн в романе «Время не пахнет» наоборот заставляет своих героев активно и целенаправленно изменять время. Целые бригады хронодиверсантов контролируют ход развития цивилизаций во благо империи Альтаира. Если известного американского писателя Пола Андерсона, прославившегося своим циклом произведений называли «Патрульный времени», то Жерару Клейну можно присвоить звание «Хронодиверсант». Хотя в конце концов гуманистическое начало возобладало над техникой и политикой и главные герои сделают все во благо Человека.

Оценка : 8
«Звёздный гамбит»
–  [ 8 ]  +

kon28, 04 августа 2007 г. в 20:57

Все таки, есть что-то во французских писателях:-D. Что-то, отличающее их от остальных. Вот и Клейн. Читаешь «Звездный гамбит», и стиль повествования сразу относит тебя к рисункам и мультфильмам Мёбиуса, комиксам «Les Robinsones de la Terre»... Что-то совсем французское, трудноуловимое, но ощущаемое непрерывно. А сам «Звездный гамбит»? Хорошая книга. Оригинальная идея, чуть отстраненный язык повествования, масштабные картины, непрерывно ускоряющийся сюжет... Хорошая книга. Помнится, прочитал году в 86, долго был под впечатлением. Перечитывал и гораздо позже, и опять с удовольствием. Отдельное спасибо переводчику. Кажется, ему удалось сохранить именно авторскую стилистику письма, лаконичный, но не сухой язык Клейна.

Оценка : 9
«Развилка во времени»
–  [ 7 ]  +

Mishel78, 01 декабря 2019 г. в 07:17

Рассказ интересен прежде всего тем, что в нём обыгрывается мысль, которая так или иначе посещала каждого человека, хоть раз в жизни стоявшего перед принятием судьбоносного решения: а что будет, если я скажу да или нет? Человек понимает, что от его решения будет зависеть вся его дальнейшая жизнь и потому он наполняется сомнениями и предчувствиями. Представляю, насколько тяжело было главному герою Жерому Боску выслушать две разных просьбы от самого себя. Как в сказке про богатыря, который стоял на распутье дорог и читал на камне: направо пойдёшь — богатство, славу ты возьмёшь, а налево пойдёшь — совсем пропадёшь.

Только у рассказа есть один жирный минус — это его недосказанность. По-крайней мере, для меня финал рассказа выглядит очень нелепо. Ведь я так и не увидел развилки времени. Поэтому мне остаётся только домысливать, что же под ней подразумевает автор? Непосредственно решение, которое принял главный герой? Но у него не оставалось другого выбора, потому что предложение от его успешного будущего «я» имеет переспективы и признаки в настоящем. А у второго будущего «я» нет вообще ничего, кроме каких-то очень уж прозрачных намёков.

Может быть развилка во времени — это странное физическое явление, которое Жером увидел в конце? Но автор недодал мне эмоций и удовольствия от повествования, потому что на этот вопрос ответа нет.

Мой вердикт: либо я не дорос до автора, либо Жерар Клейн так неудачно решил «удивить» меня, как читателя. В любом случае, я не слишком огорчён, потому что рассказ короткий и много времени я не потерял.

Оценка : 5
«Развилка во времени»
–  [ 7 ]  +

ab46, 27 декабря 2016 г. в 12:57

Иногда кажется, что за нас всё уже решено и трепыхаться глупо. Корабль уже тонет, самолёт уже падает, лавина уже над головой. Что-нибудь менять поздно и некогда. В такой ситуации супермен с быстрым умом и тренированным телом гибнет столь же легко, как и любой хиляк и дебил. Но это не значит, что у нас нет выбора, просто мы пропустили момент, когда выбирать можно было со всеми удобствами. Было для этого и время и все возможности, но мы проглядели свою развилку судьбы.

А вот герой рассказа Клейна не мог её проглядеть. Критический момент в его жизни и без того ясно обозначился, так ещё и сигналы-советы из будущего пошли. Только от этого проблема выбора не исчезла и даже легче не стала. Да, и так ли это необычно? Ведь сигналы из будущего и мы с вами получаем, и также в них разобраться не можем. Нет, я в мистику не впадаю, и вас за собой не тяну. Но где будущее каждого человека? В нём самом. А от самого себя каждый из нас каких только сигналов не получает. Так что, по существу, немного в этом рассказе фантастического. Просто хороший рассказ о проблеме выбора.

Оценка : 8
«Планета семи масок»
–  [ 7 ]  +

god54, 05 декабря 2013 г. в 11:49

Я бы сказал, что это рассказ-настроение. Автор в очень красивой литературной манере описывает удивительный мир, мир-масок, каждая из которых имеет свое назначение. Мы можем выражать свои эмоции одним лицом, придавая ему свойства масок. Не зря в менеджменте учат искусству владения масками. Вся наша жизнь ношение масок, а как хотелось бы увидеть настоящее лицо. И наш мир — это мир масок, и мы все носители своих масок-образов, которые мы нацепили в силу тех или иных обстоятельств... Одним словом красивый лирический рассказ и очень красивая аллегория.

Оценка : 7
«Звёздный гамбит»
–  [ 7 ]  +

duke, 19 декабря 2009 г. в 10:37

Вроде основная идея интересная, и есть ряд любопытных гипотез, но как-то читать не особо интересно. Мир — никакой, герои — плосковаты, неожиданными поворотами сюжет не блещет, логика повествования частенько хромает, много наивности (во всех смыслах), да и финал — предсказуем. Посему рекомендовать этот роман совсем не хочется.

Оценка : 6
«Звёздный гамбит»
–  [ 7 ]  +

Shybzd, 26 января 2009 г. в 15:33

Есть как минимум одна причина из-за которой стоит читать эту книгу. Это холод межзвездного путешествия. Безумно долгое и длинное путешествие туда, куда тебе совсем не нужно. И даже если удастся вырваться и вернуться на родную планету она будет такой же чужой как и все остальные. Из-за жестокого релятивистского сокращения времени.

Вот это чувство в книге передано просто великолепно!

П. С. Кстати это едва ли не единственное удобочитаемое произведение с шахматами которое мне встречалось.

Оценка : 8
«Иона»
–  [ 6 ]  +

Seidhe, 17 октября 2017 г. в 15:16

Несколько дней назад в теме «Что бы такое почитать?» возник небольшой спор: на все ли возможные сюжеты к настоящему моменту написаны книги? Дискуссия была не сказать, что очень уж яростная, да и не о ней речь, вообще-то, просто чем больше я читаю старой фантастики, тем больше понимаю, что в первые десятилетия нынешнего века, после всех постмодернистских игр с литературой и искусством века прошлого, действительно сложно создать что-то по-настоящему новое...

Это я всё к чему? Чуть больше недели назад перечитывал я рассказ Элизабет Бир и Сары Монетт «Буджум». Рассказ понравился, оценку от меня получил достаточно высокую, и даже отзыв на него я написать не поленился, вот только оказалось, что есть одна загвоздка — благодаря функции «Похожие произведения», выяснилось, что больше чем за сорок лет до этого, в 1966 году, французский фантаст Жерар Клейн обо всём этом уже написал!

И пусть в его рассказе нет космических пиратов и лавкрафтианских мотивов, основная тематика — гигантские полуразумные организмы, приспособленные для перемещения в космосе — совпадает один в один. Только у Клейна существа эти являются не обитателями газовых гигантов, а искусственно выведенными организмами, получившими название биоскон — БИОологические Системы КОсмической Навигации, и представляющими собой «гигантские массы плоти, насыщенной энергией, пронизанной плазмоносными сосудами, питающиеся, как мифические гидры, солнечным излучением», несущими «в ячейках своего чрева тысячи спящих людей». Обычные же люди называют их просто снарками. Проблема в использовании снарков только одна, но весьма существенная — время от времени они выходят из-под контроля специально обученных пилотов, называемых «вожаками»...

Не хочу ни в чём обвинять Э.Бир и С.Монетт, но если вам доводилось читать «Буджум» за их авторством, не сложно заметить, что сюжеты рассказов весьма похожи, и даже в обращении к творчеству Кэролла для наименования «живых кораблей» Клейн опередил американских соавторш. Но дело даже не в том, кто кого опередил, и кто описан лучше — буджумы Бир/Монетт или снарки Клейна. Дело в том, что у последнего получилось создать невероятно грустное повествование о том безграничном одиночестве, которое несёт с собой космическое пространство, да ещё и насытить его чрезвычайно поэтичными сравнениями, вроде «бесконечных прерий, где вместо трав растут звезды», что должны стать новым домом для снарков...

Одним словом, замечательный рассказ, вполне сравнимый по глубине проработки темы «космического одиночества» с широко известны клейновским рассказом «Голоса Пространства». Да и главный герой Ришар Мека получился весьма необычным:

«Он был рожден героем, но душа его была полна горечи.

Живи он на двести пятьдесят лет раньше, он бы гасил горящие нефтяные фонтаны, укрощал диких лошадей, пилотировал нелепые конструкции из ткани и деревяшек, осваивая дооблачные выси.

Но он появился на свет и вырос в космосе, где нет силы тяжести, а потому его рост достигал двух с половиной метров и весил он не более пятидесяти килограммов. Кости его были хрупки, как стекло, а пальцы – нежны, как стебельки цветов».

Рекомендую. Любителям «живых кораблей» и гигантских китообразных существ, бороздящих космические просторы. Всем тем, кто задумывается порой о том, НАСКОЛЬКО одиноким может быть человек в космической пустоте. Поклонникам творчества Жерара Клейна и французской фантастики. Да и всем остальным — чего уж там! — тоже рекомендую.

Оценка : 9
«Предупреждение директорам зоопарков»
–  [ 6 ]  +

god54, 05 декабря 2013 г. в 17:14

На тему контакта с внеземными цивилизациями написано огромное количество произведений, но, в данном случае, автору удалось найти свое сюжетное решение достаточно оригинальное и привлекательное. А, во-вторых, предложить хороший литературный текст, так что чтение не отвлекает, а наобоорот заставляет внимательно вчитываться в строки, ибо мелкие детали очень важны для повествования. В целом вполне хорошей рассказ.

Оценка : 8
«Иона»
–  [ 6 ]  +

god54, 04 декабря 2013 г. в 15:21

Ради таких рассказов стоит перечитывать тонны макулатуры, чтобы наконец-то отыскать бриллиант. Прекрасное произведение полное печали белой вороны среди черных. А каков сюжет, а психология героев... Сюжет и фантастическая идея просто уникальны. Нет смысла пересказывать содержание или комментировать события. Это надо просто читать и получать удовольствие от всего комплекса: литература, сюжет, психология, герои. Эти части неразрывны и дополняют друг друга. Желаю всем самого приятного наслаждения от самого лучшего в мире наркотика — хорошего литературного произведения.

Оценка : 10
«Звёздный гамбит»
–  [ 6 ]  +

NIMISMATIC, 04 марта 2012 г. в 13:49

Это один из моих любимых романов который могу поставить с классиками остросюжетной фантастики. .Читал этот роман в первом издании в 1985 году в серии заруб.фантастика был тогда еще подростком был заворожен сюжетомн годы прошли и месяц назад перечитал с той же страстью и чувством какой-то незаконченности хотелось больше и больше узнать о дальнейшей судьбе Жерга Алгана.Если бы роман удалось экранизировать в том же голливуде то уверен он бы переплюнул Аватар с лихвой.Скорее всего в один фильм врядли можно было бы уложится но уверен что учитывая все тонкости книги и наложением спецэффектов шедевр бы получился.

Оценка : 10
«Время не пахнет»
–  [ 6 ]  +

mastino, 17 декабря 2008 г. в 22:22

Честно говоря, не очень я люблю книги о перемещениях во времени. Как правило, они весьма предсказуемы, и какой то особой интриги в них нет. Данный роман — исключение. Интерес к роману не ослабевал до последней страницы. Сюжет оказался весьма интересным. Своим успехом роман обязан прежде всего тому, что основное внимание было уделено не техническим проблемам, а человеку, его внутреннему миру, борьбе человека с самим собой. Говорить более подробно не стану, дабы не впадать в спойлерство, но могу отметить то, что это произведение стоит того, чтоб обратить на него внимание.

Оценка : 8
«Боги войны»
–  [ 6 ]  +

arhan, 03 июля 2005 г. в 23:14

Отличное произведение, очень качественно написано. Яркие герои, интересные события, хорошо продуманы все события по времнным перемещениям и парадоксам. Со временем не утратило оригинальности. Любителям жанра советую прочитать обязательно.

Оценка : 10
«Le long voyage»
–  [ 5 ]  +

vfvfhm, 29 февраля 2024 г. в 11:00

Итак, «Долгое путешествие»...

Хирам Уокер, чернокожий астронавт, родившийся в пустошах на территории бывших США, стал первым человеком, пересекшим бездны межзвездного пространства, спустя двадцать пять лет — по земному времени — странствий он возвращается на родину. к сожалению, его миссия закончилась полным провалом. Уокеру не удалось обнаружить ни одной планеты в системе Проксима Центавра. И теперь человечеству, раздираемому экономическими ,социальными и политическими противоречиями, чтобы начать звездную экспансию, предстоит реализовать самый амбициозный и масштабный проект в своей истории...

В каждом романе «трилогии Даржиров» в центре сюжета оказывается масштабный проект, основанный на фундаментальной науке. В первой книге это было терраформирование Марса, во второй космическая инженерия планетарного масштаба, здесь же перемещение целой планеты на межзвездное расстояние.

Причем проекты ,как их расписывает автор, придуманы на очень достойном техническом уровне. Намного правдоподобнее ,чем в большинстве НФ-романов тех лет. Правда, я читал переработанные версии конца 1980-х, возможно, в инженерную часть Жерар Клейн внес существенные коррективы. однако и почти сорок лет спустя, книги с научной точки зрения выглядят свежо и оригинально. Хотя наши представления о Вселенной и ее фундаментальных законах существенно продвинулись вперед.

Например, автор ошибся — а так как Жерар Клейн, несмотря на преклонный возраст, еще вполне себе живехонек, то он об этом знает)) — в системе Проксима Центавра не просто есть планеты, две из них землеподобные и находятся в «зоне златовласки» — зоне возможности жизни. Другое дело, что звезда эта — красный карлик, так что среди астрофизиков и астробиологов ведутся теперь яростные споры о вероятности обнаружить там сколько-то развитую жизнь. Требуются более масштабные и глубокие исследования.

Но для того, чтобы изучать ближайшие звездные системы нам даже не приходится туда посылать ни людей, ни автоматические зонды! Так далеко шагнула вперед космическая астрономия! Конечно, не все можно изучить дистанционно, но пока ученые даже на фундаментальном уровне не понимают, способны ли мы достичь других звезд за приемлемые сроки. Зонд, летящий к Проксима Центавра тысячу лет, никому не нужен. Так что это дело будущего!

Однако, Жерар Клейн писал свои фантастические романы не только о науке, но и о людях, которые ее создают и об обществе, в котором эти люди живут.

Здесь его внимание сосредоточено на Хираме Уокере, чернокожем, выросшем на радиоактивных пустошах, оставшихся от некогда могущественной державы. Трехнедельная война была настолько разрушительной, что родной город Уокера Бостон даже утратил свое имя. От многих других городов и пепла не осталось.

Довольно смело было для французского автора в те годы всемирного могущества США писать об их упадке и разрушении. Но этим смелость автора не ограничилась. Он также ставит острым ребром вопрос о расизме и развитии отсталых регионов во вполне развитой цивилизации, уже давно вышедшей в космос. В бывших США выжило в основном только чернокожее население, и оно стало изгоем на задворках объединившегося в единую нацию человечества.

Но и тут Клейн рассматривает не только социальный план, но и личный, психологический. На примере Хирама Уокера, сделавшего блестящую карьеру и пробившегося в элиту общества, автор скрупулезно показывает, как тяжело угнетенному человеку обрести не только внешнюю, но и внутреннюю свободу, выдавить из себя раба по капле. Иногда на это вся жизнь может уйти. Помогут, как всегда, близкие люди.

Также вызывают интерес — в свете недавних подвижек в разработке нейросетей — размышления Жерара Клейна о возможности слияния человеческого и цифрового интеллекта. Причем, в отличие даже от многих нынешних нейрофизиологов-редукционистов на Западе, Клейн считает, что сознание генерируется всей нервной системой человека, а не каким-то куском мозга или специальной группой нейронов. Что делает его идеи довольно продвинутыми и сегодня.

В итоге, вся «трилогия Даржиров» сохраняет свои интерес и актуальность и в наши дни. А уж для французской НФ, довольно бедной на крупные таланты, это вообще невероятно значительная веха и замечательный творческий пример для новых поколений авторов.

Оценка : 8
«Боги войны»
–  [ 5 ]  +

krampuls, 30 января 2018 г. в 09:50

В принципе в романе есть оригинальные для своего времени идеи (отдельная адоподобная вселенная/виртуальная реальность для военных преступников — это же практически из Surface Detail Бэнкса; объединённый разум из конца времён, пытающийся изменить к «лучшему» события всей временной линии; разумное существо, существование и разум которого распределены по вероятностным параллельным вселенным). И образы тоже интересные есть, животное опять же практически лавкрафтовское.

Однако Ван Вогт в романе очень силён. Сцена, где герой оказывается на неизвестной планете, и его подбирает летающий корабль женщины-прорицательницы? Это же полностью сцена из Ноль-А.

Досадное отличие тутошнего главного героя от Гильберта Госсейна — вместо техник Ноль-А у него только военная Инструкция, и бороться с обуревающими эмоциями она не учит. А как эмоции, размышления и даже иногда разговоры, то автор включает Марселя Пруста, и пошли вызывающие зевоту страницы, которые можно было бы безболезненно ужать до одного предложения.

Большая часть происходящего чрезвычайно неубедительна. Все вот эти рассуждения про войну — такое чувство, что они написаны до второй мировой и атомной бомбы. Окончательно хоронит правдоподобие описание успешного боевого применения против шестисот суперсолдат из будущего двух тысяч безоружных привлекательных голых женщин. Тут уж непонятно, смеяться или плакать. А ведь в 1970 написано, не в 1930.

Не обошлось и без французского колорита с вином и женщинами, тоже скорее недостаток, хотя местами вызывает смех и отвлекает от скуки.

Перевод сильно так себе (читал издание 1992 года).

«Звёздный гамбит»
–  [ 5 ]  +

OopSan, 04 июля 2016 г. в 20:38

Как для 50-х, так вообще замечательно, для нашего времени только хорошо. Хорошо, но мало. Только началось самое интересное

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
бессмертие

цивилизации на всю галактику

жители звезд

мгновенные перемещения в пространстве

как и подошел конец книги. Странно, что на такой благодатной почве не взросло никакого продолжения.

Оценка : 8
«Города»
–  [ 5 ]  +

god54, 05 декабря 2013 г. в 12:30

Все население Земли поделилось на государства, которые ненавидят друг друга, а государства поделились на города, которые постоянно соперничают друг с другом, а в городах люди поделились на дома, которые их жители держат на запорах и стараются встречаться с соседями как можно реже. А в итоге все друг другу недоверяют и ненавидят и стремятся создать все более совершенные системы защиты, и в результате получится то, что предсказал автор в этом рассказе. Пусть во многом аллегорический рассказ, но написано хорошо, а идея поражает своей убийственной реалистичностью.

Оценка : 7
«Чёрная магия»
–  [ 5 ]  +

god54, 04 декабря 2013 г. в 18:02

Довольно много написано произведений по теме поломки космического корабля и поиска выхода из практически безвыходной ситуации. Какие только сюжетные решения не предлагались, но вариант предложенный в данном рассказе превзошел все мои ожидания. Совместить фантастику и фэнтези и снабдить это хорошим юмором с отличной концовкой дано не каждому. В итоге вполне хороший рассказ, который надо прочитать, чтобы получить эффект удовлетворения.

Оценка : 7
«Звёздный гамбит»
–  [ 5 ]  +

ivanart, 30 сентября 2009 г. в 19:37

Отличная книга, читая которую невольно оглядываешься на обложку, ибо трудно поверить что ТАКОЕ было написано в 60-е годы!!! Потрясающая вещь, которая читается просто запоем, и читая как будто действительно видишь всё, ощущается дух французского фантастического мульта «Властелины времён» (кто постарше вспомнит, его бывало крутили при СССР). Вобщем книга просто супер, если где найдёте у букинистов — купите не пожалеете!

Жаль что в наши годы было лишь одно переиздание...

«Звёздный гамбит»
–  [ 5 ]  +

stalkers, 12 июля 2009 г. в 00:06

ДО сих пор не знаю, почему у нас перевели только три романа Клейна. Ведь прекрасные вещи, особенно Гамбит. КОгда философия, приключения и фантастика органично вплетены вместе.

Оценка : 9
«Звёздный гамбит»
–  [ 5 ]  +

Zvonkov, 12 марта 2009 г. в 22:04

Сие произведение отношу к фантастике высшего качества и по приключениям и по философии. Сюжет, по началу кажущийся тривиальным — приключения первооткрыателя, разведчика, становится очень неожиданным с момента раскрытия героем тайны шахматной доски и загадочных строений на некоторых планетах. Кто-то оставил людям это наследство, а вот кто и зачем? Я давно читал эту книгу и, честно говоря, не помню... но впечатление от романа самое благоприятное. О таких книгах жалеешь, что они заканчиваются.

Оценка : 9
«Боги войны»
–  [ 5 ]  +

Scorpion Dog, 17 декабря 2007 г. в 17:05

По-моему одна из лучших книг автора.

Хорошая боевая фантастика, нетривиальные идеи о устройстве мироздания.

Оценка : 9
«Развилка во времени»
–  [ 4 ]  +

amak2508, 20 августа 2019 г. в 10:10

Совершенно экзотический вариант фантастики — фантастика психологическая. Замысел рассказа прост до гениальности — всего лишь взять и неожиданно поставить человека перед нелёгкой проблемой выбора.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Главного героя одолевают телефонными звонками два голоса из будущего. Один настоятельно рекомендует принять предложение, которое ему сегодня поступит, другой также настоятельно просит это предложение не принимать.

Задача героя вроде бы проста донельзя — выбрать, как ему поступить. Но вот тут-то и начинается самое любопытное — метания человека между желаемым и страхом в условиях неполной информации. Читать об этом интересно, но, думается, автор немного подзатянул с этими самыми метаниями — ближе к финалу текст начинает казаться несколько нудноватым. Что касается самого финала... — наверное автор выбрал оптимальный его вариант. Любой другой просто портил бы эмоциональное состояние читателя, созданное всем предшествующим повествованием.

Кстати, а как же всё-таки и откуда звонил второй клиент, у которого всё было так плохо? :)

Оценка : 7
«Развилка во времени»
–  [ 4 ]  +

god54, 04 декабря 2013 г. в 12:45

Мне кажется, что автор еще раз подчеркнул, что у человека нет определенного и навсегда установленного будущего. У него всегда есть выбор и только он сам выбирает то будущее, которое его ждет, вернее то, которое он хочет. Но для этого нужно и труд приложить. Или же это «тарелочка с голубой каемомочкой». Автор бросил читателя на развилке: выбирай сам. А вот идея про машину времени мне очень понравилась и она нашла свое выражение в пронзительном рассказе К.Булычева «Можно попросить Нину?».

Оценка : 7
«Ад есть ад»
–  [ 4 ]  +

god54, 04 декабря 2013 г. в 12:05

Проблема ада и дьявола была описана не одним автором. Но, это следует особо выделить, в данном случае автор предложил нам своеобразное исследование современного общества, пусть и глазами дьявола. И пусть это было написано очень давно, но ситуация сегодня стала еще более выраженной и, самое главное, все более катастрофичной. Человек потерял религию. Нет, не ту нашу обычную религию, а религию понятия добра и зла, благородства и грехопадения. Человечество потеряло моральные устои. Неделю назад Хорватия на референдуме запретила однополые браки. Какой же вой это вызвало у правозащитников. Нарушены права, свободы... А не нарушено ли понятие греха. Я атеист. Но мораль и грех — это должно быть свято. Рассказ великолепен. исследования на грани кандидатской диссертации, а вывод, я бы даже сказал точнее — приговор — категорчиески верен.

Оценка : 10
«Голоса Пространства»
–  [ 4 ]  +

terrry, 06 декабря 2011 г. в 16:01

Из всего творчества Ж. Клейна я успел прочитать только несколько рассказов. Несмотря на то, что я не нашел в них никаких особенно оригинальных НФ идей, все они показались мне интересными, отмеченными авторской индивидуальностью. Клейна, пожалуй, можно назвать мастером психологической прозы (взять хотя бы его рассказ «Развилка во времени»). Рассказ «Голоса пространства» не исключение. По его поводу вспоминается известная фраза С. Лема «Среди звезд нас ждет неизвестное». Но если Лем выступает здесь как философ, то в рассказе Клейна явственны лирические интонации. Как мне кажется, автору очень хорошо удалось передать мироощущение, предчувствие человека, соприкоснувшегося с чем-то новым, неизведанным. Причем это неизведанное не имеет традиционного мистического оттенка, и касается не только личных переживаний героев, но и всего человечества, ведь речь идет о поиске собратьев по разуму. Космос как некая таинственная, чуждая и враждебная человеку среда уже достаточно мифологизирован средствами научной фантастики. Отголоски этого явления можно найти даже в таких серьезных произведениях как «Туманность Андромеды » И. Ефремова. Но, как говорили классики, истина познается не каким-либо отдельным видом человеческой деятельности, наукой, искусством и т.д., а всей полнотой жизни. Рассказ «Голоса пространства» представляет собой, на мой взгляд, маленький, но примечательный штрих этой полноты. Качественное, приятное чтение.

Оценка : 9
«Голоса Пространства»
–  [ 4 ]  +

Sri Babaji, 06 ноября 2011 г. в 15:30

Прекрасный, восхитительный рассказ о контакте с внеземной цивилизацией. Нигде, нигде больше я не встречал настолько впечатляющей передачи ощущения соприкосновения с чем-то безгранично чужим и невероятно сильным. Рассказ, возможно, написан под впечатлением от Лавкрафта, и, хоть и автор не ставит целью напугать читателя, мурашки по коже у меня так и бегали.

Оценка : 10
«Боги войны»
–  [ 4 ]  +

pava999, 03 марта 2011 г. в 22:18

Первая хроноопера, которую я прочитал. Мелкие рассказики Финнея и Бредбэри не в счёт. То ли мне сей жанр не понравился вообще, то ли автор плохо написал, но произведение абсолютно никакое.

Начало понравилось. Даже напомнило один рассказик Вольфрама Кобера. Там тоже солдаты, одержимые желанием воевать попадают в будущее, где все забыли о войнах.

Но дальше у Клейна пошла муть. Где-то с того момента, как Корсон встретился с Вераном. Начались всякие скачки во времени и я запутался кто есть кто. Планета-мавзолей, потом Аэргисталл. Боги Войны. Еле-еле дочитал роман до конца. А вот финал порадовал. Логично, как в детективе. Всё разъясняется. Только у Клейна не получилось нарисовать правдоподобную картину мук выбора у Корсона.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Ведь, если с Корсоном случились все эти события, до значит он уже развил способгости Бестии
Вывод — читать лишь ярым любителям хронооперы. Язык у автора тяжёлый, слишком много сюжетных заворотов и даже ударный финал не спасает произведение. А идея хороша про Богов Войны, которые таким хитрым образом избавляют Вселенную от войн. Реализация увы не блещет.

Оценка : 6
«Звёздный гамбит»
–  [ 4 ]  +

vve, 02 марта 2009 г. в 08:54

Хорошая фантастика, множество оригинальных идей, неповторимый стиль. Роман совершенно не похож на англо-американскую фантастику. Вот, думаю, попал бы этот материал к американскому писателю, уж он точно бы выжал из него многотомную космооперу. Шутка конечно.

Некоторое количество технических несуразностей, порой длинные рассуждения о вечных ценностях и смысле жизни несколько портят общее впечатление, но это со временем забудется, а сам роман с его яркими идеями запомнится.

Оценка : 7
«Звёздный гамбит»
–  [ 4 ]  +

zub-delete, 09 июня 2008 г. в 19:41

Одна из первых книг купленных мною — маленькая, мягкий переплет. Взял совершенно на обум-не читал, не слышал, не видел. Потрясающей красоты сюжет-влюбился в автора! перечитывал год за годом — ощущения не проходят! Мало какое произведение в детские годы смогло оставить такой след. Научился играть в шахматы! как следствие

Оценка : 10
«Время не пахнет»
–  [ 4 ]  +

Lans, 08 августа 2007 г. в 17:27

Путешествия во времени .. Темпоральные коммандос, лучшие из лучших в своем деле... И все это лишь иносказание о нашем с вами мире, о нашем веке, в котором технологии окончательно победили природу и теперь губят душу человека. Нелегкий выбор предстоит сделать героям книги — продолжить безумную и бессмысленную гонку в индустриальном будущего, или дать шанс новой пластичной цивилизации, в которой люди живут вместе с природой, а не вопреки ее. В предстоящей борьбе им придется столкнуться с самими собой, и сделать окончательный выбор.

Целиком и полностью разделяю взгляд Жерара Клейна на проблему. И всем читателям также желаю не только насладиться отличной фантастикой, но и открыть для себя его идеи, право, они того достойны.

Оценка : 10
«Время не пахнет»
–  [ 4 ]  +

Altes, 05 августа 2007 г. в 03:51

Интересный роман. Общая идея (вмешательство в прошлое и попытки его подкорректировать в своих интересах — зло) напоминает «Конец Вечности» Азимова.

Оценка : 9
«Боги войны»
–  [ 4 ]  +

getoutaway, 04 августа 2007 г. в 18:28

Отличный роман, хорошая запутанная история с перемещениями в пространстве и ввремени, причем всё это достаточно хорошо продумано и интересно преподнесенно читателю. Перечитывал раза три.

Оценка : 8
«Боги войны»
–  [ 4 ]  +

Nog, 04 августа 2007 г. в 14:29

В свое время раза три перечитывал, прежде чем окончательно разобрался в происходящем — очень уж запутано все. Но в итоге впечатления остались хорошие. Перечитать снова, что ли...

Оценка : 8
«Bruit et silence»
–  [ 3 ]  +

vfvfhm, 21 марта 2024 г. в 17:04

Итак, «Шум и тишина»...

Картье с рождения слышал мысли других людей и жил в невыносимом шуме. Ради толики тишины и покоя он готов был на что угодно, хоть сбежать на пустынный необитаемый Марс. И вот его мечта сбылась...

Прекрасно понимаю несчастного Картье. Одиночество, наполненное сутолокой среди других людей, — трудно переносимое состояние. Вызвано это физическими особенностями или другими обстоятельствами — не важно. Другое дело, что когда наши мечты сбываются ,часто после этого самые настоящие страдания только и начинаются, тут юный Жерар Клейн тоже прав.

Если ад — это другие. То отсутствие оных раем автоматически не обернется.

Оценка : 8
«Les évadés»
–  [ 3 ]  +

vfvfhm, 21 марта 2024 г. в 13:53

Итак, «Беглецы»...

Некто Мелвилл со товарищи сбежали от страшной действительности, от тоталитарной власти Настоящего в виртуальный мир фантазии. Их пытаются вернуть, они необходимы для борьбы за общее светлое будущее. Но беглецы непреклонны...

Сам Жерар Клейн позже констатировал, что рассказ — порождение эпохи Холодной войны. Эпохи бунтов, всеобщего страха и угрозы тотального истребления. Но рассказ стал сегодня остро актуальным не только из-за схожести наших эпох. Он поднимает важнейшую проблему трусости, дезертирства, предательства. Убежать от проблем, от вызовов времени, от ответственности проще всего. Но гарантировано ли беглецам спасение их драгоценной шкуры? По Клейну — нет! Их участь — горькое одиночество и стылая тьма души. Можно сказать, что Жерару Клейну легко было в двадцать лет рассуждать так жестко. Но он всегда был на передовом крае общественной мысли и жизни. Сам ни от кого не прятался, что в юности, что в старости, и другим не рекомендовал.

Впервые я действительно уловил влияние Рэя Бредбери в рассказе Жерара Клейна. А то он все клялся этим именем, но получалось имитировать стиль классика так себе))

Оценка : 9
«Les tueurs de temps»
–  [ 3 ]  +

vfvfhm, 05 марта 2024 г. в 11:32

Итак, «Убийцы времени»...

Более шести тысяч лет назад человечество начало заселение Малого Магелланова облака — спутника нашего Млечного пути. Однако экспансия на этом не прекратилась. Амбиции, алчность и жажда странствий толкала все новые поколения авантюристов и исследователей в неизведанные глубины космоса.

Торговое судно «Васко» после двенадцати лет успешного и весьма прибыльного путешествия по неосвоенным областям Большого Магелланова облака возвращается домой, его трюмы набиты сказочными сокровищами, а недра компьютеров уникальной информацией о новых мирах. Даже членов экипажа стало больше чем на тысячу — народились дети. Однако путешествию не суждено было закончиться счастливо. Корабль попал на незримую линию фронта между двумя могущественными империями. Подорвавшись на темпоральной мине, «Васко» был заброшен на двести тридцать миллионов лет в прошлое и теперь от его экипажа потребуется наивысшее усилие воли, интеллекта и способностей, чтобы попытаться вернуться в свое время...

1960-е годы были очень напряженным, жестоким и сложным периодом не только для стран и народов Земли, но и для относительно молодого жанра научной фантастики. Началась Космическая Эра, был усмирен ядерный распад, НТР заваливало обывателей чудесами науки и техники, резко изменялись социальные уклады ,колониальное устройство мира рушилось на глазах. Нужно было срочно отвечать не только на вопросы «Кто мы?» и «Откуда мы?», но насущнейшим стал и вопрос «Куда мы идем?»

Требовался образ будущего. Тогда, как и сейчас, флагманом была американская НФ. Вместо образа будущего она транслировала свое общество во времени пространстве на тысячи лет и целые звездные кластеры. То есть ,по остроумному замечанию Жерара Клейна, американцы не верили в будущее собственного общества (И правильно делали, добавим мы сегодня)). Сам молодой Клейн понимал, что если Франция хочет иметь собственное будущее, это будущее надо описать в ярких красках.

Нацепив маску виконта Жиля Даржира, он взялся за дело, засучив рукава. Вначале, в «Саге о Даржирах» он описал более-менее ближайшее будущее и смоделировал возможное практически социалистическое общество того времени и нарисовал эпичную картину тех грандиозных технических и социальных задач, которые перед этим обществом встанут и как ему будет возможно их решать.

Затем он взялся за более отдаленное будущее для всего человечества. Действие «Убийц времени» начинается через несколько десятков тысяч лет после нашей эпохи. Тогда о Постсингулярности и слыхом не слыхивали ,физика ,астрономия, антропология и генетика решали вопросы еще 19 века. А опираться на что-то надо для создания рабочей модели социума. И Жерар Клейн синхронно с Фрэнком Гербертом пошел по пути футуроархаики. Но если автор «Дюны» взял за основу феодальное общество, то Клейн в своем романе опирался на молодые агрессивные империи раннего Нового времени, прежде всего на Испанию и Португалию. Само название места жительства его героев — Магеллановы облака — хорошо вписывалось в его концепцию.

Его персонажи — пираты, грабители и торгаши жадны не только до золота и прочих сокровищ, но и до новых знаний и новых рубежей пространства. Возглавляет их Варум Шангрин — настоящий корсар, дикарь и титан. Огромный и сильный как медведь и яростный как тигр. История его величия и падения, его последняя эпическая миссия, которая отроет для человечества новый безбрежный океан — Время, и становится центральным стержнем сюжета романа.

Но книга не ограничивается описанием великого и кровавого похода экспедиции «Васко». Идеи из области физики, ксенологии ,астрономии, робототехники, психологии сыпятся на страницы романа ,как из рога изобилия. Никто из читателей бедным на мысли не останется. Так что Варум Шангрин оправдает свое реноме успешного капитана и купца.

Сам Жерар Клейн лет через десять после первого издания романа предложит сразу несколько трактовок своего произведения.

Психоаналитический — борьба между фаллосом Отца и фантазийным пенисом Матери (противостояние Шангрина и инопланетянина-моллюска Руни).

Символический — возвышение и крушение фигуры Отца.

Религиозный — новый извод вечной истории Моисея и Исхода евреев из Египта.

Социально-политический. Роман без сомнения является реакцией автора на войны во Вьетнаме и Алжире. И если в Индокитае Франция вела войну колониальную, то в Алжире шла гражданская война со всей ее зверской и изуверской фактурой. Также Клейна очень интересовала фигура генерала Шарля де Голля и его роль в новейшей истории Франции. Поэтому книга получилась такой драматичной и жестокой. Время диктовало правила игры. А французский писатель хотел говорить со своими читателями честно, не подслащая пилюль. Роман и заканчивается не бравурным хэппи-эндом, а только указанием на возможный счастливый исход для человечества.

Мне лично книга понравилась. Но есть две существенные претензии.

Первое. Ей не хватило объема. Не в художественном смысле, а в самом прямом. Жерар Клейн берет тему и сюжет для целой эпопеи и упихивает их в роман размером в 130 страниц. Поэтому фабула скачет галопом по европам, от локаций, как в театре Шекспира, одни таблички с надписями. Вместо персонажей, кроме капитана Шангрина и его старпома Грегори, только бейджики с именами. А история эта должна была стать, как «Дюна» Герберта, пухлым фолиантом. (Например. Генеральному сражению Шангрина и дикарей против флота Империи и захвату столицы с населением в восемьдесят пять миллионов человек автор уделяет буквально один абзац — ну куда такое годится?!)

Второе. Жерар Клейн написал типичный французский НФ-роман. То есть при всем богатстве замысла и сопутствующих сюжету идей, сам текст состряпан из рук вон плохо. Есть много ярких образов, но связи между ними разорваны. Вместо того, чтобы ясно изложить свою мысль, автор часто отделывается мутной метафорой. Эмоции персонажей скачут, а их поступки зачастую противоречат их намерениям (и без всякой мотивации такого противоречия). (Меня добил такой диалог. Старпома Грегори спрашивают: «Почему вы не хотите исполнять приказ (высшего приоритета)?» Его ответ: «Потому что.» Буквально! Детский сад какой-то...)

Хотел я за все эти заскоки поставить более низкий балл, но роман заключается замечательным послесловием, в котором Жерар Клейн объясняет все вводные своего замысла и проводит работу над ошибками. Он признает, что книга не удалась такой, как задумывалась. Он пишет, что «виконт Жиль Даржир» хотел ниспровергнуть и изничтожить убогий стиль средней американской НФ-беллетристики, а сам написал в лучшем случае на ее же уровне. Видимо, поэтому «виконт» и сошел с литературной сцены.

Не сказал бы, что Жерар Клейн к себе несправедлив, но такие признания от художника дорого стоят. Обычно авторы не шибко склонны признавать свои ошибки))

Поэтому, еще как следует подумав, я все-таки признал, что подход Клейна к снаряду засчитан. Ведь он смог уложить в единое последовательное повествование много сложных идей и концепций. Глубоко порассуждал, и снабдил яркими примерами, на темы войны и мирного сосуществования очень разных обществ, находящихся на неизмеримо различных ступенях своего развития. И с точки зрения науки книга не устарела. Мы используем другие термины и дефиниции, но смысл проблематики все тот же. И цель благая — сохранение и преумножение мощи человечества остается все той же.

Оценка : 8
«L'écume du soleil»
–  [ 3 ]  +

vfvfhm, 25 февраля 2024 г. в 19:22

Итак, «Солнечная пена»...

Однажды летней ночью рядом с небольшим городом упало... нечто. Преодолев бездну пространств, огненный шар рухнул в лес и подпалил его. Идет время, а огонь не гаснет. Правительство и ученые в недоумении и растерянности. И только мечтатель и бывший писатель Винсент готов на все, чтобы разрешить загадку и спасти Землю от уничтожении в беспощадном пекле...

Колоссальный шаг вперед!)) У юного Жерара в рассказе появился сюжет. Впрочем, скорее не сюжет, но хотя бы фабула. Цепочка событий, которые вытекают одно из другого. Он и сам это заметил, и много лет спустя назвал этот рассказ лучшим из ранних и самым амбициозным.

Но и атмосфера с поэзией никуда не делись. Даже философия добавилась вполне осмысленная. Люди сидят, буквально, на краю жерла вулкана и рассуждают о метафизике и лингвистике. Только дуют почему-то пиво, а не абсент или божоле.

Да к тому же Жерар только что прочитал «Мифологии» Ролана Барта и его от них крепко вштырило)) Так что он поспешил поделиться с читателем радостной вестью о том, что стиль только маскировка плохого искусства, а главное — это идея! С чем нас всех и можно поздравить))

В общем зачет. В двадцать лет писать такие рассказы это большое достижение. Видимо ,по праву можно считать Жерара Клейна лучшим французским фантастом.

Оценка : 8

  Страницы: [1] 2  3 



⇑ Наверх