FantLab ru

Владимир Винниченко (Володимир Винниченко)

Владимир Винниченко
Страна: Украина
Родился: 16 июля 1880 г.
Умер: 6 марта 1951 г.
Жанры:
Реализм
76%
ещё >>

Винниченко Владимир Кириллович (Винниченко Володимир Кирилович) — украинский писатель, художник, общественный и политический деятель. Заметная и значимая фигура в украинской культуре и политике первой половины ХХ столетия.

Родился 16 (28) июля 1880 года в семье бывших крепостных в Елисаветграде (ныне Кропивницкий, бывший Кировоград), о чём сохранилась запись в метрической книге Елисаветградской церкви Владимирской Богоматери. Запись сделана рукой протоиерея Захария 17 июля 1880 года на следующий день после рождения, крестившего в этой церкви мальчика, Владимира Винниченко. Его отец, крестьянин-батрак Кирилл Васильевич Винниченко, родом из села Весёлый Кут (ныне — Григорьевка неподалёку от Кропивницкого), переехал в Елисаветград, где вступил в брак со вдовой Евдокией Павленко, урождённой Линник, которая уже имела троих детей — Андрея, Марию и Василия. Владимир стал четвёртым у матери и единственным в их браке с К. Винниченко.

В начальной народной школе Владимир проявил себя способным учеником, и родители решили продолжить его образование в Елисаветградской гимназии, несмотря на сложное материальное положение многодетной семьи. Обучение в гимназии в основном шло на средства брата — рабочего типографии. Однако в гимназии его проблемы не исчерпывались материальными: бедная одежда, украинский говор и другие признаки сельского происхождения вызывали враждебное отношение со стороны русскоговорящих и русских детей, по большей части выходцев из буржуазии. Но мальчик не был хилым и мог постоять за себя и, как следствие, постоянно участвовал в драках. В старших классах неудовлетворительное поведение гимназиста Винниченко усугубилось ещё и революционной деятельностью. Последствиями написанной им революционной поэмы стали карцер и исключение из седьмого класса гимназии. Осознание своего положения не сломило будущего писателя, наоборот вызвало протест против социального и национального неравенства, а этот период его жизни заложил основы его революционных взглядов на всю жизнь.

От безденежья молодой Винниченко вынужден был путешествовать по сёлам, перебиваясь подённой работой, при этом он вёл дневник путешествий, который позже, в 1901 году, стал основой его первого рассказа, и занимался самообразованием. В 1900 году Винниченко экстерном сдал экзамены в Златопольской мужской гимназии и получил аттестат зрелости. Не обращая внимания на реакцию окружающих, он пришёл на экзамены в украинской одежде, в шапке, с палкой, словно демонстративно провозглашая свою «украинскость». А в 1901 году поступил на юридический факультет Киевского университета Святого Владимира.

Винниченко — политик.

Всё большую роль в жизни Винниченко начинала играть политика, он познакомился с социалистическим учением через нелегальные изложения трудов Карла Маркса и определился в своих социал-демократических убеждениях. Сразу после поступления в Киевский университет создал там тайную студенческую революционную организацию («Студенческая громада»), за что 4 февраля 1902 г. был арестован и заключён в одиночную камеру Лукьяновской тюрьмы в Киеве, но за недостатком улик освобождён, исключён из университета без права продолжения учёбы в любом другом высшем учебном заведении, так и не успев закончить первый курс. Вынужден был переехать на Полтавщину, где устроился работать домашним учителем. В этот же период стал членом Украинской Революционной партии (УРП), по поручению которой проводил агитационно-пропагандистскую работу среди рабочих Киева и крестьян Полтавской губернии. Но к концу 1902 года последовал новый арест, призыв в армию и зачисление в 5-й сапёрный батальон. Однако молодому революционеру служба царскому режиму виделась отвратительной, и, не пробыв в казарме и двух месяцев, 1 февраля 1903 года он самовольно покинул воинскую часть и бежал в украинскую Галичину, находившуюся тогда в составе Австро-Венгрии, что стало его первой эмиграцией. С этого времени Винниченко вёл профессиональную революционную деятельность, писал и переводил книги и брошюры на революционные темы.

В начале 1903 года Винниченко со своим киевским знакомым Д. Антоновичем вошли в Заграничный комитет Революционной украинской партии. Вместе они редактировали партийный орган РУП — газету «Гасло» («Лозунг»), которую нелегально переправляли в Российскую империю. Во время одного из переходов границы в июле 1903 года Винниченко был задержан и предстал перед военно-полевым судом за дезертирство. Будущее виделось ему таким ужасным, что он попытался покончить с собой, но был спасён. В начале 1904 года его отправили в дисциплинарный батальон, но счастливый случай облегчил его судьбу: по амнистии (по поводу рождения цесаревича Алексея) через полгода «дисбата» он был освобождён.

В. Винниченко был одним из основателей Украинской социал-демократической рабочей партии (созданной в декабре 1905 года в ходе русской революции 1905—1907 на базе РУП), возглавлял её левое крыло. Входил в состав центральных органов партии, редактировал печатный орган «Боротьба» («Борьба»). С 1906 по 1914 годы вёл полулегальную деятельность в разных уголках Российской империи, неоднократно подвергался полицейскому преследованию и арестам, несколько раз оказывался в эмиграции, в основном в Галиции, Австрии, Венгрии, Франции, Италии и Швейцарии. Во Франции в 1910 году входил в состав «Украинской громады» в Париже, в 1913—1914 годах был во Львове, где редактировал журнал «Дзвін» («Колокол»). С началом Первой мировой войны Винниченко возвратился в Россию и жил преимущественно в Москве, где местная полиция мало интересовалась украинскими политическими лидерами, под чужим именем до 1917 года, занимаясь литературной деятельностью и под разными псевдонимами сотрудничая с журналом «Украинская жизнь» и другими изданиями.

Революция 1917 года застала его в Москве и стала приятной неожиданностью. Уже в начале марта 1917 года Винниченко вернулся в Киев, где работал на украинскую революцию, отдавая ей все свои силы: стал одним из организаторов и руководителей Центральной Рады (сформированной 4 марта 1917 года), возглавил делегацию, которая в мае передала Временному правительству требования о предоставлении Украине автономии.

Винниченко принадлежит авторство главных законодательных актов УНР, в частности первых четырёх «Универсалов». Он стал первым главой Генерального секретариата — исполнительного органа Центральной Рады — и генеральным секретарём внутренних дел. В январе 1918 года Центральная Рада своим IV Универсалом провозгласила независимость Украины. После свержения власти УНР В. Винниченко возглавил вновь созданную в Киеве 14 ноября 1918 года Директорию. Но в политической карьере Винниченко не очень везло: после нескольких удачных шагов, таких, например, как Акт Воссоединения УНР и ЗУНР 11 января 1919 года, для Директории настали тяжёлые времена: окружённая противником со всех сторон, в начале февраля 1919 года Директория отступила из Киева, а Винниченко снова эмигрировал за границу, в Австрию, с твёрдым решением уйти из политики. В своём дневнике перед отъездом он писал: «...я уезжаю за границу, отряхиваю с себя всю пыль политики, ограждаюсь книгами и погружаюсь в своё настоящее, единственное дело — литературу... Тут, в социалистической, советской России, я хороню свою 18-летнюю социалистическую политическую деятельность. Я уезжаю как писатель, а как политик всей душой хочу умереть».

В Австрии он написал своё главное произведение в роли политика — трёхтомную мемуарно-публицистическую работу «Возрождение нации (История украинской революции. Март 1917 — декабрь 1919 года)» (укр. «Відродження нації»), где выступил с левых позиций, называя себя «украинским коммунистом» и ставя в вину большевикам недостаточное внимание к национальному фактору. Будучи «глубоко инфицированным коммунизмом» (как и другие известные деятели украинской культуры), в своё время питал надежды на достижение политической и культурной независимости Украины в союзе с большевистской Россией.

Тем не менее, в 1920 году Винниченко снова вернулся на родину, будучи уже из Москвы назначенным на посты зам. председателя Совнаркома Украинской ССР и её наркоминдела. Однако спустя полгода, столкнувшись с новым трагическим крушением своих политических надежд, эмигрировал уже навсегда. В УССР в 1920-е годы его продолжали считать пролетарским писателем и даже выпустили 24-томное собрание его сочинений (в 1926—1930 годах).

Вернувшись в Вену, Винниченко выступил с критикой национальной и социальной политики РКП (б) и Советского правительства. Он продолжал внимательно следить за событиями в СССР, занимался литературным творчеством, живописью. Во время немецкой оккупации Франции за отказ сотрудничать с нацистами и возглавить марионеточное «украинское правительство» Винниченко был брошен в концлагерь. В послевоенное время призывал к всеобщему разоружению и мирному сосуществования народов мира, разрабатывал концепцию (во многом утопическую) так называемого «конкордизма»-«солнцеизма»: морального самосовершенствования и направленности человеческого развития к счастью. Питал надежды на постепенную позитивную трансформацию советской тоталитарной системы. При этом многие мысли Винниченко-политика оказались пророческими. Например, уже в 1940-х годах он предвидел создание единого европейского правительства и единой валюты.

Винниченко — писатель.

Литератором Винниченко стал в 1902 году — в журнале «Киевская старина» вышел его первый рассказ «Сила і краса» — и быстро получил известность, завоевав статус одного из популярнейших украинских авторов первой четверти ХХ в. В украинской литературе В.К. Винниченко прославился как новатор-модернист и романтик — именно так определила суть его творчества классик украинской литературы Леся Украинка. Произведения молодого писателя пользовались спросом и у российских читателей, а потому оперативно переводились и издавались на русском языке. Одно за другим выходили собрания сочинений автора преимущественно в форме реалистических рассказов и пьес. Он успешно сочетал свою революционную деятельность с напряжённой литературно-публицистической работой.

Винниченко подвергался критике за проповедь ницшеанства и индивидуализм, удостоился отрицательных отзывов М. Горького и В. Ленина. Положительно отзывались на раннее творчество писателя Иван Франко, Леся Украинка, Михаил Коцюбинский, классик белорусской литературы Максим Богданович. Для творчества Винниченко характерны живость языка, тонкая ироничность, натуралистичность в описании низов общественной жизни; в послереволюционный период в его творчестве начинают играть нотки общего чувства надломленности и упадка.

Исследователи его творчества отмечают три этапа становления В. Винниченко:

  • 1902-1906 гг. Автор получил первую известность благодаря своим малым произведениям — ярким, злободневным и остросюжетным зарисовкам быта и людей. Внимание к социальным проблемам сочеталось с сочностью языка и яркостью образов героев. Персонажи переполнены жизненной энергией и сильными эмоциями.

  • 1907-1920 гг. Автор сосредоточился на драматургии и создании первых проблемно-психологических романов.

  • 1921-1951 гг. Время создания главных произведений писателя — утопических, социально-фантастических, приключенческих и политико-философских романов.

    Винниченко в общей сложности написал более сотни рассказов и повестей, свыше двадцати пьес и сценариев, множество статей и памфлетов, четырнадцать романов, а также историко-политический трактат «Возрождение нации» («Відродження нації») и этико-философскую работу «Конкордизм». Кроме прозы и драматургии, немалую художественную ценность имеют переписка В. Винниченко и его дневники. Два тома записок, изданных за границей, охватывают период с 1911 по 1925 годы. Литературовед Н. Жулинский по этому поводу пишет: «...в мировой литературе очень мало таких предельно исповедальных, откровенных до морального самоуничтожения дневников, принадлежащих писателям. Принцип «честности с собой» тут реализован с максимальной полнотой». На страницах дневников писателя предстаёт, наряду с его личной историей, вся драматичность истории нации. Через их осмысление читатель имеет возможность глубокого понимания всего его творчества, равно как и политической деятельности. Выдающийся памятник времени представляет и эпистолярное наследие автора, вёдшего обширную и оживлённую переписку с известными и выдающимися современниками.

    В письмах, дневниках и публицистических работах В. Винниченко решительно отстаивал украинскую культуру, украинскую нацию. Винниченко-политик и Винниченко-культуролог дополняли друг друга. Как следствие, со временем писатель был вычеркнут из советской и украинской литературы с клеймом «врага народа» — в 1933 году, после публикации открытого письма писателя Сталину, с осуждением голодомора в Украине. Публикации произведений писателя на родине возобновились лишь в конце 1980-х. Украинская Советская Энциклопедия, 1960 г., например, давала автору такую характеристику: «Винниченко сползал всё дальше и дальше на враждебные, упаднические позиции, отрёкся от какой-либо критики буржуазного общества и углубился в модные среди обывателей того времени псевдопсихологические проблемы, прибегал к эротическим темам. ...Шутовское поношение революции, проповедь классового мира, оголенный биологизм и копание в растленной психике ничтожностей — вот основное содержание его произведений».

    Драматургия Винниченко была популярна и за границей. Пьесы «Чёрная Пантера и Белый Медведь», «Закон», «Грех» были переведены на немецкий язык и поставлены на многих европейских сценах, в частности немецкой. Пьесу «Ложь» в 1930 году поставило в городе Шалетт (Франция) Украинское художественное общество. Романы «Честность с собой», «Записки курносого Мефистофеля» также были переведены и изданы. В 1922 г. в кинотеатрах Германии демонстрировался фильм «Чёрная Пантера», снятый по пьесе В. Винниченко.

    На родине писателя тоже не забывали, несмотря на сложность его отношений с советской властью. Его пьесы ставились в Киеве, Харькове, Одессе, Львове, Черновцах, Коломые, не обошли их вниманием даже театры Москвы, Петрограда, Саратова, Тифлиса, Ростова-на-Дону, Баку. «Чёрная Пантера и Белый Медведь» была поставлена «Молодым театром» Леся Курбаса при участии режиссёра-постановщика Гната Юры. По поводу сценического воплощения его работ консультировались с драматургом такие театральные корифеи, как К. Станиславский, В. Немирович-Данченко, Н. Садовский.

    Если до 1991 г. центры исследования творчества писателя находились в Канаде и США (в Колумбийском университете до сих пор хранится архив В. К. Винниченко), то в настоящее время они переместились на Украину, где творчеству автора уделяется новое и пристальное внимание. В 1988-89 годах здесь возобновились интенсивные публикации и исследования произведений классика, изданы альбомы репродукций его художественного наследия. В 2010 г. на Украине впервые опубликована одна из ключевых работ писателя и мыслителя — этико-философский трактат «Конкордизм».

    Винниченко — личная жизнь.

    Винниченко — личность неординарная, оставившая глубокий след в разных пластах общественной жизни как минимум Украины, к тому же имеющая изрядную долю трагичности собственной судьбы.

    Долгое время (с 1925 года и до конца жизни) Винниченко с женой Розалией Яковлевной прожили во Франции. Сначала в Париже, а в 1934 году переселились на юг Франции, в городок Мужен, у Канн, приобретя старую усадьбу с участком земли. К этому шагу писателя побудили почти полное отсутствие гонораров и массовые аресты и террор против украинских деятелей культуры. Здесь на протяжении последних 25 лет своей жизни он в собственном небольшом доме занимался литературным творчеством («Лепрозорій», «Нова заповідь») и живописью. Занятия писателя живописью были успешными наряду с литературным творчеством. Рисовать Винниченко начал, живя под Парижем, где-то во второй половине 20-х годов. Его изобразительное наследие насчитывает около сотни картин — портреты, акварели, натюрморты, пейзажи — хранящихся в разных музеях и собраниях. Более 20 его полотен хранятся в Институте литературы им. Т. Шевченко НАН Украины. Кроме родного и русского, владел немецким и французским языками.

    Владимир Кириллович и его супруга Розалия вели «неформальный» образ жизни. В частности, они стали самыми известными украинскими вегетарианцами, были первыми украинскими нудистами. Их можно отнести и к так называемым сторонникам «свободной любви». Со своей будущей женой, Розалией Лифшиц, Винниченко познакомился в 1911 году в Париже. Он тогда был революционером-эмигрантом, а она — студенткой Сорбонны. Молодые люди договорились не регистрировать брак и не возражать, если у кого-либо из них случится роман на стороне. Тем не менее, Владимир и Розалия прожили вместе всю жизнь.

    Умер В. Винниченко 6 марта 1951 года, похоронен во французском Мужене. 17 сентября 2010 в Кропивницком (бывший Елисаветград) торжественно открыт первый в Украине памятник Владимиру Винниченко.

    Фантастика в творчестве автора.

    В украинскую литературную фантастику ХХ в. В. Винниченко вошёл как автор первого украинского фантастического романа — социальной утопии «Солнечная машина» (написанный в 1922-24 годах, с посвящением «Присвячую моїй сонячній Україні»), антиутопии «Лепрозорій» («Прокажельня»), — 1938, а также первого украинского произведения в жанре «политической фантастики» (political fiction, — политической беллетристики) — романа «Слово за тобой, Сталин!» («Слово за тобою, Сталіне!»), 1950. До сих пор не опубликовано социально-утопическое произведение писателя — «исторический роман будущего» — «Вічний імператив» («Вечный императив»), 1936.


  • Примечание к биографии:

    Сортировка:

    Владимир Винниченко. Циклы произведений

    7.00 (1)
    -
    -
    -
    8.00 (1)
    -
    8.00 (1)
    -
    8.00 (1)
    -

    Владимир Винниченко. Романы

    -
    -
    7.00 (5)
    -
      1914 Божки  
    -
    -
      1916 Хочу!  
    -
      1919 "По-свій!"  
    -
      1928 Солнечная машина / Сонячна машина  [= Соняшна машина]  
    6.62 (16)
    -
    4 отз.
    6.50 (2)
    -
    7.67 (3)
    -
    6.00 (1)
    -
      2011 Лепрозорій  [= Прокажельня]  
    8.00 (3)
    -

    Владимир Винниченко. Повести

      1903 Боротьба  
    8.00 (1)
    -
    -
    9.00 (1)
    -
    -
      1915 Босяк  
    -
    -
    9.00 (1)
    -

    Владимир Винниченко. Рассказы

      1902 Красота и сила / Краса і сила  [= Сила і краса]  
    8.50 (2)
    -
    8.00 (1)
    -
    4.00 (1)
    -
    7.00 (1)
    -
      1903 Роботи!  
    8.00 (1)
    -
      1903 Суд  
    5.00 (1)
    -
    -
    9.00 (1)
    -
    3.00 (1)
    -
    8.00 (1)
    -
      1906 Голод  
    7.00 (1)
    -
      1906 Нiч у тюрмi [набросок]  
    -
    4.00 (1)
    -
    5.00 (1)
    -
      1906 Честь  
    6.00 (1)
    -
    7.00 (1)
    -
    10.00 (1)
    -
      1907 «Малорос-європеєць»  [= Малорос-Європеєць]  
    8.00 (1)
    -
      1907 Студент  
    5.00 (1)
    -
    8.00 (1)
    -
      1907 Момент / Момент  [= Момент (З оповідань тюремної Шехерезади)]  
    8.00 (5)
    -
    8.00 (1)
    -
    8.00 (1)
    -
    7.00 (1)
    -
      1909 Зина / Зіна  
    8.00 (1)
    -
    6.25 (4)
    -
      1909 Купля / Купля  
    8.00 (1)
    -
    4.00 (1)
    -
    5.00 (1)
    -
    6.00 (1)
    -
    7.00 (1)
    -
    8.00 (1)
    -
    7.00 (1)
    -
    7.00 (1)
    -
    -
    8.00 (1)
    -
    7.00 (1)
    -
    8.00 (1)
    -
    8.00 (1)
    -
      1912 Федька-Халамидник / Федько-халамидник  [= Хведько халамидник]  
    6.79 (14)
    -
    1 отз.
    8.00 (1)
    -
    6.00 (1)
    -
    7.00 (2)
    -
    5.00 (1)
    -
    9.00 (1)
    -
    3.00 (1)
    -
    7.00 (2)
    -
    6.00 (1)
    -
      1917 Сліпий  
    8.00 (1)
    -
    8.00 (1)
    -
    8.00 (1)
    -
    8.00 (1)
    -
    8.00 (1)
    -
    6.00 (1)
    -
    1 отз.
    8.00 (1)
    -
    8.00 (1)
    -
    8.00 (1)
    -
    8.00 (1)
    -
    -
    -

    Владимир Винниченко. Сказки

      1907 Дим. (Різдвяна казка.)  [= Дим. Різдвяна казка]  
    -

    Владимир Винниченко. Поэзия

      1901 Повія  [= Софія]  
    -

    Владимир Винниченко. Пьесы

    -
      1907 Великий Молох [Драма]  
    -
      1907 Сходинки життя [Драма]  
    -
      1909 MEMENTO  
    -
      1909 Чужі люди [Драма]  
    -
      1910 Базар / Базар  
    10.00 (1)
    -
      1910 Ложь / Брехня  
    8.00 (2)
    -
      1911 Співочі товариства [Комедия]  
    -
    7.17 (6)
    -
    1 отз.
    -
      1912 Натусь  
    -
      1913 Молода кров [Комедия]  
    -
    -
    -
    8.00 (2)
    -
      1920 Гріх  
    8.00 (2)
    -
      1923 Закон  
    -
      1928 Великий секрет [Комедія]  
    -
      1929 Над (Надія) [Драма]  
    -
    -
      1992 Пророк  
    -
    -

    Владимир Винниченко. Статьи

    -

    Владимир Винниченко. Эссе

    -
    -
    -

    Владимир Винниченко. Сборники

    -
    -
    -
      1926 Радость  
    -
    -
    -
      1930 Намисто (для детей)  
    8.00 (1)
    -
    1 отз.
    -
    -

    Владимир Винниченко. Прочие произведения

    -
    8.00 (1)
    -
    -
    -
    -
    7.00 (1)
    -
    -
    8.00 (1)
    -
    -

    Владимир Винниченко. Неопубликованное

      Вічний імператив (роман, не опубликован)  
     


      Формат рейтинга


      Примечание

    Примечание от составителя «мрачный маргинал»: общее число публикаций трудов и произведений В. К. Винниченко и комментариев к ним — безо всякого преувеличения — огромно. Скрупулёзно составленная В. Стельмашенко (Канада) аннотированная библиография классика (Эдмонтон: 1989) — это солидый том «ин кварто», — 780 страниц большого формата. Представить исчерпывающе всё это богатство на фантлабовской странице писателя — просто невозможно. К тому же текстологический анализ (из-за длительных цензурных запретов на родине автора) не завершён до сих пор. Поэтому на этой странице внимание сосредоточено в основном на литературно-художественном наследии писателя, сделана попытка экспонировать лишь относящиеся к фантастике работы и публикации.

    Точное содержание некоторых сборников («Краса і сила», 1906; ...) и датировку отдельных произведений уточнить не представляется возможным. В 1924 — 1928 годах издательство «Рух» выпустило «Собрание сочинений» в 23 томах, а в 1930 — 1932 годах в издательстве «Книгоспилка» вышло 28 томов, содержание которых на странице автора тоже отражено не в полной мере. Если вы обладаете необходимой информацией — свяжитесь с куратором.


      Библиографы

  • Составители библиографии — мрачный маргинал, Oreon

  • Куратор библиографии — Oreon


  • Этот автор не является фантастом как таковым и не включен в рейтинг фантастов, но администрация сайта считает, что это не повод обходить стороной его творчество.


  • ⇑ Наверх