FantLab ru

Андрей Дашков

Андрей Дашков
Страна: Украина
Родился: 28 января 1965 г.

Дашков Андрей Георгиевич родился в 1965 году в городе Харькове. После окончания средней школы в 1982 году поступил в Харьковский авиационный институт. Получив диплом инженера по специальности «Двигатели летательных аппаратов». В течение двух лет служил в авиации противовоздушной обороны. Затем работал в НИИ электроаппаратостроения. С 2006 г. занимается исключительно литературной деятельностью.

Как пишет в одной из своих автобиографий сам автор: «Интерес к фантастике проявился у меня с детства; первое яркое впечатление — «Неукротимая планета» Гаррисона, опубликованная в журнале «Вокруг света» в начале 70-х годов. По сравнению с советской фантастикой тех лет это было как... рок-музыка — еще одна отдушина, через которую врывался свежий ветер».

Писать начал в начале 90-х. Из интервью с А. Дашковым: «Трудно найти какую-то отправную точку, все получилось само собой. В конце 80-х гг. (прошлого века) мне попались на глаза первые публикации зарубежной фэнтези. Можно сказать, с этого все и началось». Чуть позже состоялось знакомство с другими харьковскими писателями — Г. Л. Олди, А. Валентиновым, А. Бессоновым и др. Увлечения не изменились — книги, музыка (блюз, рок, джаз) и астрономия. Любимые писатели: Генри Миллер, Джон Фаулз, Эдуард Лимонов, Эрих Мария Ремарк, Грэм Грин, Стивен Кинг, Андрей Дашков. Любимые поэты: Томас Стернз Элиот, Федор Сологуб, Эдгар Ли Мастерс».

Если ранние крупные произведения (трилогии «Странствие Сенора» и «Звезда ада») можно отнести к «dark fantasy», то начиная с романа «Умри или исчезни!» направление резко меняется. Как пишет литературный критик Д. Володихин: «Его творческий стиль называют экзотическим словечком «некроромантизм», но точнее было бы сказать «хорроромантизм». Романы Дашкова представляют собой нескончаемые каскады холодного ужаса. Наш мир предстает как случайный и зыбкий островок уютной упорядоченности в океане мрака и хаоса. Да и упорядоченность-то раз за разом оказывается мнимой. Прямо сейчас сюда может войти оживший кошмар, увешанный пыточным арсеналом с головы до пят, поиграть с любым из нас, как кошка с пойманной мышью, а затем прикончить максимально болезненным образом...» И далее: «После «Войн некромантов», «Жильца» и «Умри или исчезни» стало очевидно: Андрей Дашков — сильнейший Черный Мастер нашей фантастики».

Поздние крупные произведения трудно отнести к какому-либо одному направлению; как правило, они в различной степени сочетают в себе элементы мистического триллера, социальной антиутопии, психологической прозы, экзистенциальной притчи, фантасмагории и т. д. В то же время прослеживается дальнейший отход от «хоррора».

Определенную эволюцию претерпевали произведения малой формы. Анализируя творчество А. Дашкова в статье «Творец необъяснимого», А. Можей отмечает следующее: «Если читаешь его рассказы в хронологическом порядке, замечаешь, как меняется стиль и проблематика творчества писателя. Большая часть рассказов объединены определенной схожестью сюжета. Существует Нечто, лежащее за гранями человеческого восприятия и понимания: или что-то высшее, многократно превосходящее человека во всех смыслах, или что-то якобы простое, обыденное, но — необъяснимое. Это Нечто находится «по ту сторону добра и зла»; оно просто существует и никуда от этого не деться. Более того, оно неизбежно. Оно приходит в мир людей и поступает, как считает нужным, правит нашим (?) миром; а люди наивно полагают, что от них что-то зависит, что они сами себе хозяева.<...> В более поздних рассказах Дашкова большое значение приобретают гротеск и пародия. Нарисованный им театр абсурда заставляет улыбаться даже понимая, что смеешься перед лицом смерти. Герой произведения попадает в совершенно абсурдные обстоятельства («Черный «ровер», я не твой», «Последнее кино»), из которых не может выпутаться».

Д. Донерман в статье об Андрее Дашкове из Энциклопедического справочника «Фантасты современной Украины» пишет: «Пожалуй, на сегодняшний день это единственный автор на просторах бывшего Советского Союза, который давно, последовательно и успешно работает в жанрах «черной фэнтези», «ужасов», остросюжетной мистики и мистико-фантастического психотриллера».

Его перо, словно скальпель хирурга, вскрывает человеческие страхи и пороки один за другим. Читать его произведения очень интересно и немного жутко — он фантастично правдив. Редкий «инженер душ человеческих» рискнул так глубоко заглянуть в темную бездну сознания и подсознания...

Сайты и ссылки:

dashkov.at.ua (официальный сайт)

Награды и премии:

У автора нет премий, внесенных в базу сайта, но есть номинации
Сортировка:

Андрей Дашков. Циклы произведений

6.47 (64)
-
6 отз.
6.49 (138)
-
13 отз.
6.42 (95)
-
5 отз.
6.30 (64)
-
2 отз.
6.95 (106)
-
11 отз.
7.32 (122)
-
11 отз.
6.85 (91)
-
5 отз.
6.61 (89)
-
4 отз.
7.83 (29)
-
1 отз.
7.17 (88)
-
6 отз.
6.82 (66)
-
7 отз.
6.67 (18)
-
1 отз.
6.00 (11)
-
6.33 (9)
-
6.09 (11)
-
7.17 (24)
-
7.22 (82)
-
7 отз.
7.35 (46)
-
2 отз.

Андрей Дашков. Участие в межавторских проектах

  DiezelPunk // межавторский цикл  
7.12 (8)
-
7.50 (18)
-
7.36 (14)
-
1 отз.
8.11 (199)
-
  • Антологии / Anthologies // межавторский цикл
7.50 (18)
-
7.36 (14)
-
1 отз.

Андрей Дашков. Романы

7.32 (122)
-
11 отз.
  1994 Звезда ада  [= Стервятник]  
6.49 (138)
-
13 отз.
  1995 Змеёныш  
6.42 (95)
-
5 отз.
6.61 (89)
-
4 отз.
6.85 (91)
-
5 отз.
6.30 (64)
-
2 отз.
7.17 (88)
-
6 отз.
6.70 (97)
-
7 отз.
6.82 (66)
-
7 отз.
7.12 (74)
-
4 отз.
  1999 Утраченный свет  [= Солнце полуночи; Солнце полуночи. Новая эра]  
6.42 (55)
-
5 отз.
6.48 (48)
-
1 отз.
7.39 (106)
-
11 отз.
6.72 (46)
-
3 отз.

Андрей Дашков. Повести

7.56 (39)
-
4 отз.
  1998 Homo Super  [= Рыбка-бананка ловится плохо]  
6.89 (35)
-
1 отз.
6.49 (71)
-
6 отз.
  2000 Пропуск  
7.16 (38)
-
2 отз.
6.80 (35)
-
3 отз.
7.07 (29)
-
7.22 (82)
-
7 отз.
6.97 (78)
-
7 отз.
  2003 Дракон  
7.35 (46)
-
2 отз.
7.55 (40)
-
4 отз.
  2010 Лазарь, или Путешествие смертника (сетевая публикация)  
5.82 (11)
-
6.24 (29)
-
6.32 (22)
-
  2016 Лазарь, или Путешествие смертника (сетевая публикация)  
-
  2016 Хюбрис, или В тени маяка (сетевая публикация)  
-

Андрей Дашков. Рассказы

6.24 (49)
-
6 отз.
  1996 Свалка  [= Городская свалка]  
6.41 (59)
-
2 отз.
6.76 (58)
-
6 отз.
6.53 (64)
-
5 отз.
  1998 Кукла  
5.86 (56)
-
4 отз.
6.56 (64)
-
3 отз.
6.28 (47)
-
4 отз.
  2000 «Жилец»  
5.62 (176)
-
15 отз.
6.58 (45)
-
2 отз.
6.13 (39)
-
3 отз.
6.29 (79)
-
1 отз.
7.35 (37)
-
7.60 (50)
-
5 отз.
6.81 (26)
-
6.79 (29)
-
4 отз.
6.95 (40)
-
3 отз.
6.00 (11)
-
6.33 (9)
-
  2002 Харон  
7.35 (40)
-
2 отз.
6.09 (11)
-
5.68 (79)
-
6 отз.
5.85 (33)
-
3 отз.
6.73 (33)
-
2 отз.
7.33 (36)
-
1 отз.
6.37 (27)
-
2 отз.
6.74 (27)
-
1 отз.
7.45 (31)
-
4 отз.
6.79 (28)
-
3 отз.
5.81 (26)
-
5.27 (44)
-
4 отз.
6.74 (19)
-
1 отз.
  2004 Остров  
6.07 (15)
-
5.97 (71)
-
8 отз.
7.47 (19)
-
1 отз.
6.00 (43)
-
3 отз.
6.00 (31)
-
1 отз.
6.03 (59)
-
2 отз.
5.52 (23)
-
1 отз.
5.33 (49)
-
2 отз.
5.11 (28)
-
3 отз.
5.50 (14)
-
1 отз.
6.63 (27)
-
1 отз.
6.67 (3)
-
5.83 (12)
-
7.36 (14)
-
1 отз.
4.33 (6)
-

Андрей Дашков. Поэзия

5.00 (14)
-
4.00 (14)
-
1 отз.

Андрей Дашков. Пьесы

6.50 (6)
-
1 отз.

Андрей Дашков. Сборники

7.00 (21)
-
7.50 (22)
-
1 отз.
8.00 (16)
-
7.08 (12)
-
7.25 (12)
-


  Формат рейтинга


  Примечание

Биография и фото предоставлены автором специально для Лаборатории фантастики.


  Библиографы

  • Составитель библиографии — arhan

  • Куратор библиографии — darkseed



  •   Лингвистический профиль Андрея Дашкова

    Словарный запас автора — чуть выше среднего. Длина предложений — средняя. Диалоги используются очень редко. Процент прилагательных и глаголов сбалансирован, оба показателя близки к средним. Причастия и деепричастия автор использует довольно часто. Служебные слова (местоимения, предлоги, союзы, междометия, частицы и вводные слова) — крайне редко.