fantlab ru

Все отзывы на произведения Ханну Райаниеми (Hannu Rajaniemi)

Отзывы

Рейтинг отзыва


Сортировка: по дате по рейтингу по оценке
– [  3  ] +

Ханну Райаниеми «Сервер и дракон»

ender123, 10 февраля 10:02

Яркое и масштабное полотно космического будущего человечества, а точнее уже постлюдей.

Грандиозный ИИ, созданный людьми и становящийся практически богом.

Поэтично закрученный сюжет, вызывающий массу мыслей после прочтения.

Великолепный рассказ, настоящая жемчужина современной космической нф.

P.S Я не очень информативен в своих кратких отзывах, но я не люблю спойлеров и стараюсь не испортить интригу читателю, а спойлеры в предыдущих отзывах меж тем уже есть...

Прочтите сперва рассказ, не портите себе впечатление).

Оценка: 9
– [  5  ] +

Ханну Райаниеми «Сервер и дракон»

Solonchik, 6 декабря 2023 г. 22:44

Главное, что хотелось бы сказать — на самом деле, перед нами 3 сборника в одном.

Первые рассказы (вплоть до Джугаадского собора включительно) — это научный и научно-фантастический конек Ханну Райаниеми: посткиберпанк и попытки изобразить пре- и постсингулярность. В каждом из этих рассказов есть хорошо считываемая идея, есть определенный задор и дерзание. Каждый из них рассказывает историю технологической функции, устремляющейся в бесконечность за бесконечно малое время, чуть иначе, чем другие. Это хороший сборник, пусть даже ни один из рассказов и не производит вау-эффекта.

Второй сборник, прячущийся за одной обложкой с первым, это рассказы, начинающиеся с «Ловца человеков» и заканчивающиеся «Звездным странником» с Земли». Это вялый закос под олдскульную фантастико-новельную традицию. Не всегда даже очевидным образом фантастическую, тут есть вполне себе и фантасмагории с легким оттенком национальной финской мифологии, городских крипипаст и прочего. Безусловное имхо, но эта часть за исключением как раз «Звездного странника» -- полная и абсолютная макулатура. Нет, где-нибудь на страницах глянцевого журнала она бы смотрелась очень даже ничего, чтобы скучающие яппи или модели могли потом поддержать разговор на тему современой литературы. Но в авторском сборнике, как будто бы, половине из них делать нечего.

Удивительно, что как раз в этой части притаился «Звездный странник с Земли», который мог бы быть написан Хайнлайном или Фредериком Полом или Уильямом Тенном. В этой одновременно старомодной и посткиберпанковской вещице вау-идея есть

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Как победить звездного странника, который сто лет назад покинул Землю, но набрался в космосе полубожественных технологий — матсборщиков, гравитационных линз, двигателей Алькубьерре и тому подобного? Человечество безнадежно отстает от него... если не считать знаний о том, как получать, обрабатывать и использовать новые знания. Социальные сети, современный информационный менеджмент и чудом доставшаяся звездная технология «эдьюкатора» -- и через 24 часа человечество спасается от несостоявшегося тирана.

Кмк, мысль о том, что важно не только, что мы знаем о мире, но и какая эпистемологическая традиция позволила нам эти знания получить, не то чтобы свежа со времен «Против метода» Фейерабенда. Только вот читавших Фейерабенда очевидно меньше, чем тех, кто прочтет Райаниеми (не в укор любознательному финну).

И третий сборник — это откровенные эксперименты ученого-литератора: глубинную идею «Белоснежки» я так и не уловил, а замыкающий сборник набор твитов-микрорассказов, которые Райаниеми когда-то публиковал как литературный медиаэксперимент, — это даже не смешно, если задуматься, что в длительность Хайям вполне мог впихнуть один рубаи. Или Киплинг «Эпитафию эстету». Или Франсуа Вийон -- «Четверостишие, написанное Франсуа Вийоном в ночь накануне смертной казни». В каждом из перечисленных произведений была идея, была ирония, пафос и трагедия (у Хайяма, очевидно, не во всех рубаи именно трагедия, но ирония-то и пафос во всех). А у Райаниеми получился, простите, пуньк-среньк в лужу, которой стал Твиттер.

Поэтому для меня картина такова («и иначе никакова»):

Первая часть — отлично с недочетами.

Вторая часть — удовлетворительно, но весьма посредственно, за единственным исключением.

Третья часть — неудовлетворительно. Вызов был принят и провален.

Не пожалел, что потратил время и дочитал, но впредь Райаниеми -- только по большой рекомендации людей, чьему мнению я доверяю; и никакого больше литературного секса без обязательств с моим мозгом. Спасибо, мне хватило перехода от «Квантовой трилогии» к Некроленину в «Стране вечного лета».

Оценка: 7
– [  3  ] +

Ханну Райаниеми «Фрактальный принц»

nilsman, 16 августа 2023 г. 21:32

Локация изменилась, а герои все так же топчутся на месте, рефлексируя и ностальгируя. Развития ноль, дикие машины фон Неймана скачут через пустыню авторской фантазии, для большего тумана добавлен восточный сеттинг. Еще больший бред, чем первая часть.

Оценка: 3
– [  10  ] +

Ханну Райаниеми «Квантовый вор»

nilsman, 7 августа 2023 г. 00:19

В 2023 такое смогла бы написать нейросеть.

Но даже для 2010 это откровенно слабо. Как писатель Райаниеми никто, сплошные обрубки предложений и вечное повествование от первого лица. Вокабуляр специфический, но в целом бедный, больше похож на облако тегов с форума пост-гуманистов плюс немного финских слов. Сюжет абсолютно проходной, персонажи — унылые мерисью, рояли в кустах играют траурный марш невнятной концовке.

Хайпово — да, читабельно — с трудом, шедевр — точно нет.

Оценка: 3
– [  4  ] +

Ханну Райаниеми «Квантовый вор»

flying_kitten, 13 июля 2023 г. 16:25

Земля полнилась слухами, восторженные и просто хорошие отзывы множились и решил я, что время для прочтения данной саги пришло. Пугал размер (это уж лично мои тараканы — люблю книги среднего размера), но я мужественно преодолел свои страхи и приступил к чтению.

Поначалу было очень даже. Некий киберпанковско-постапокалиптичный концепт мира, противостояние непонятных сил друг с другом, недоговорённости, таинственность — всё как я люблю. Обилие непонятных терминов практически не напрягало — тоже, в общем-то, пища для ума, тем более понятно — высокие технологии, отдалённое будущее, можно и поднапрячься. Но чем дальше я продвигался, тем больше меня терзали смутные сомненья, что-то очень тревожило и обещанное блюдо высокой кухни прямо во рту таинственным образом превращалось в обычную жвачку... Границ у технологий, способностей по выживанию, восстановлению и самовоспроизведению у героев книги не оказалось. В любой безвыходной ситуации из кустов извлекался рояль и преподносился как новейшая секретнейшая технологическая фишка. По факту неких ограничений возможностей героев в книгах нет. Вообще. Возможно в суперсовременных фантастических вселенных так и должно быть, но не моё, совсем не моё.

Что можно сказать? В итоге я прочитал всё три книги, так что в общем-то автор написал вполне себе интересное и захватывающее произведение, однако желание перечитать у меня вряд ли возникнет, да и уже через не очень продолжительное время после прочтения сюжетные перипетии начали постепенно испаряться из головы.

Повторюсь — не моё.

Оценка: 6
– [  3  ] +

Ханну Райаниеми «Каузальный ангел»

shvichkov, 4 июля 2023 г. 22:00

Концовка трилогии на 2/5. Может от разочарования; может, и не заслуживает ниже тройки. Но потенциал первой книги был действительно впечатляющий. Её можно и нужно рекомендовать всем, с ремаркой, что дальше Квантового Вора ни в коем случае не читать.

Персонажи едва ли смогли сдвинуться с мертвой точки после первой книги. В своём сравнении титульного вора с Шераданином Закалве я ой как поторопился; Жан едва ли выписан сильнее любого второпланового персонажа Бэнкса. А Зоку абсолютно перебрали лимит по отсылкам к поп-культуре, лишь немного не догнав Ready Player One. Глаз задергался ещё в первой книге, но в Ангеле резьбу у Райаниеми сорвало окончательно. Можно лишь слегка порадоваться за Соборность, вобравшей в себя самых интересно выписанных персонажей, но оставшейся гениальным наброском с нереализованным потенциалом.

Загубленный потенциал серии чем-то напоминает историю с Пространством Откровения, но у Рейнольдса мир в разы больше и глубже, чтобы он сам мог его испортить. К тому же, спин-оффы помогли сгладить впечатление от основной трилогии. А у финна почти что получилось всё порушить — ведь перед нам лишь эти три книги, и больше ничего.

Оценка: 5
– [  0  ] +

Ханну Райаниеми «Deus Ex Homine»

Manowar76, 24 апреля 2023 г. 10:23

Шикарный антураж и некоторый сумбур в сюжете.

Богочума, гигантские роботы-ангелы, всесильные ботаны-супергерои, романтическая драма.

По мотивам любого аниме.

Атмосферно, но увеличение объёма пошло бы рассказу на пользу.

7(ХОРОШО)

Оценка: 7
– [  1  ] +

Ханну Райаниеми «Не-любовь в районе Сибуя»

Manowar76, 23 апреля 2023 г. 11:40

Короткая и сочная зарисовка. Яркий, кислотный, анимешный район Сибуй, где стоит статуя Хатико, пожалуй, главный персонаж рассказа.

Финка и японка осматривают достопримечательности. Местная рекомендует гостье приобрести забавный квантовый гаджет лавгети. Та соглашается.

Гаджет оказывается продвинутой версией тиндера. Безошибочно находит того, кому и ты интересен. Но не только.

Фигура Хатико, маячащая на заднем плане, что-то дополнительно должна нам сказать о чём-то, как и необычное слово «не-любовь» в заглавии рассказа. Но у них не получается.

Райаниеми вроде как пытается нас напугать таким гаджетом, но понятно же, что пользы от него больше, чем вреда, на мой взгляд.

8(ОЧЕНЬ ХОРОШО)

Оценка: 8
– [  3  ] +

Ханну Райаниеми «Машинистка сатаны»

Manowar76, 22 апреля 2023 г. 11:32

Что? Что хотел сказать автор этой сценкой? Есть какой-то второй смысл? Или просто ручку расписывал?

От Райаниеми ждёшь чего-то большего.

3(ПЛОХО)

Оценка: 3
– [  4  ] +

Ханну Райаниеми «Каузальный ангел»

kavarkad, 11 апреля 2023 г. 17:16

И вы называете это фантастикой?

Нет, это не фантастика. Это (мат) (мат). Это «высокая литература», что притворяется фантастикой. Причём так называемая «высокая литература», которую так называют интеллектуальные карлики с высоты своих гор денег и статуса, а на самом деле литературная пена.

Что здесь от фантастики? «Соборность»? Демиурги? Пустоши Марса? Так любой боевик будет более фантастичным, чем это, где писатель свою неосведомлённость в технологиях и мелкую фантазию скрывает за вычурными словами. К тому же боевики будет проще читать.

А тут из-за невозможности построить логичный сюжет в абстракции (то есть пустоте, так как мир технологически не продуман, а лишь забит образами), книгу пришлось заполнить отсылками (их легион!) и монологами с пседоглубоким смыслом.

Я это и бесплатно по акции слушать задолбался.

Короче, это ахинея.

Оценка: 4
– [  3  ] +

Ханну Райаниеми «Каузальный ангел»

А. Н. И. Петров, 11 апреля 2023 г. 10:48

«Каузальный ангел» – прекрасное легкой чтение с сюжетными фейерверками и блестящими «елочными» игрушками внутри.

Даже не знаю, что сказать о третьей книге тем, кто не читал первые две, особенно учитывая хитрозакрученность истории, поэтому сначала о цикле в целом. Трилогия повествует о мире неопределенно далекого будущего, где освоены все фантастические технологии, кроме сверхсветовой скорости, и приручены все известные либо теоретизируемые природные явления, вплоть до бран из М-теории и «странной материи». Солнечная система здесь поделена между двумя идеологическими группами – Соборностью и Зоку – различающимися подходами к технике и человеку, и одна из лидеров одной из групп похищает главного героя Жана ле Фламбера, версию Арсена Люпена, чтобы кое-что украсть.

В первых книгах ле Фламбер занимался восстановлением своего прошлого и воровством всего подряд, а противостоящие группы заваривали все более густую кашу. В третьей же книге каша закономерно выкипает в войну, в которой обнаруживается третья сила, тайно порабощающая обоих соперников.

Ле Фламбер на сей раз занят поисками своей боевой подруги Миели и развязыванием завязанных в первых книгах узлов. В первой книге в фокусе истории был Марс, во второй – постапокалиптическая Земля, а в третьей – Сатурн, столица Зоку, так что читатели наконец-то узнают, как все у Зоку устроено и зачем они играют в игрушки, даже когда занимаются максимально серьезными и опасными делами.

Тут сложно что-то рассказывать, чтобы не спойлерить и всю трилогию, и ее концовку, а анализировать особо нечего, поскольку «Каузальный ангел» – простая приключенческая книжка в вычурном, граничащем со сказочностью технологическим дизайном. Отличный расслабон, очень красивый мир.

Оценка: 7
– [  8  ] +

Ханну Райаниеми «Каузальный ангел»

scafandr, 7 апреля 2023 г. 13:49

Ханну Райаниеми является для меня знаковым автором. Его «Квантовый вор» был одной из первых книг, купленной у ФКК. И это, наверное, первый роман, который вынес мне мозг в хорошем смысле этого слова (с Уоттсом я познакомился позже). Столько непонятных терминов я не встречал раньше. Хочешь почувствовать себя тупым — почитай «Квантового вора». Это не просто мир будущего — это мир будущего будущего. Будущее в квадрате. Постчеловеческий мир, в котором реальность имет миллионы отражения в зеркале, каждое из которых имеет право на существование. Именно в таком мире и живет главный герой — взломщик разумов, вор Жан ле Фламбер. Благо, что роман небольшой по формату, и он прочитывается довольно лихо, как покататься на «Веселых горках». Ничего не понятно, но хочется еще.

Потом был «Фрактальный принц», которого я прочитал за пару дней, так как невозможно было оторваться. Восточный колорит, поиск разума живого бога. Уже к этому времени сложные термины немного смягчились, немного помог гугл или чужие отзывы, но роман был бесподобен до умопомрачительности. Хотелось поскорее узнать, что же интересного будет в финальной книги. Но там случился казус — «Каузальный ангел» должен был выйти в конце 2016 года, издатель показал обложку, но ее моментально высмеяли увидевшие («что за бомж в очках?»), в связи с чем издатель развел руками и перенес выход книги на год. На год, Карл!!! «Принца» я читал в конце 2016 года. «Ангела» купил в начале 2018, но прочитал его только в начале 2023 года... Перенос релиза из-за обложки затянулся у меня в очереди на чтение на целых 5 лет.

Но когда наступила очередь «Каузального ангела», у меня вспотели ладошки и пересохло все во рту. Это одна из главных книг на прочтение этого года! Я скорее всего снова испытаю восторг от сумасшедшей фантазии автора и может быть даже кое-что пойму из того, чего не понимал раньше. Но в идеале, конечно, надо бы прочитать первые два романа, чтобы освежить впечатления.

До перечитывания дело не дошло — хотелось скорее взяться на «Ангела». По сути все три книги — это один большой роман, одна история. Просто каждый роман акцентирует внимание на каком-то одном герое. Ангел у нас, как известно, Миели, которая в первой книге выручала Жана из заточения, а потом потеряла практически все, что у нее было дорого в жизни. Она зла на вора, оказывается на Сатурн, начинает помогать зоку... Фламбер же думает, как вернуть Миели назад.

Я не помню, с кем у меня ассоциировался Жан, когда я читал первые две книги в 2016 году, но сейчас мне становится понятно, что Райаниеми — большой поклонник Арсена Люпена, поэтому его вор благородный, изящный, интеллигентный, но очень хитрый. Но почему в «Ангеле» мне его уловки не показались хитрыми. Мне кажется, ему скорее близка в романе роль психолога, чтобы правильно настроить Матчека Чена и не наделать бед.

В общем, почему-то мне этот роман показался более простым, чем предыдущие романы. Может быть я перегорел от ожидания, может быть и первые романы такие же, просто читались давно... При этом «Каузальный ангел» совсем не провальный роман, он все такой же хороший, такой же мудреный, такой же необычный. Просто ему очень не хватает какого-то послесловия автора, чтобы он объяснил некоторые моменты, которых потом приходилось искать в википедиях. Очень рекомендую вот этот сайт, котором можно сгруппировать все прочитанное- https://exomemory.fandom.com/wiki/The_Quantum_Theif_Wiki (он на английском). После этой вики мне многое прояснилось и задумка автора показалась еще более занятной, которую обязательно хочется с кем-то обсудить (провести параллели терминов из цикла с нашими реалиями).

Для меня «Квантовый вор» все равно гениальный цикл. Очень жаль, что Райаниеми пишет редко, а похожего сейчас днем с огнем не сыщешь. К сожалению, авангардный постчеловеческий джазз нынче совсем не популярен.

P.S. будущее разбито на тысячи осколков, в каждом из которых есть свой взломщик разумов.

Оценка: 8
– [  8  ] +

Ханну Райаниеми «Сервер и дракон»

Manowar76, 21 марта 2023 г. 10:48

В рамках ознакомления с шорт-листом номинантов на Премию Книга года Фантлаба в номинации лучший рассказ/повесть нерусскоязычного автора.

Обожаю такие НФ-тексты с обилием переусложнённой наукообразной терминологии. Райаниеми на этом поле ничуть не уступает Игану, Строссу и Уоттсу. Обратите внимание — среди перечисленный визионеров-футурологов нет ни одного американца! Да! Финн, австралиец, британец и канадец.

Итак. Практически всемогущая, как мы потом увидим, структура, оказывается в системе звезды, улетевшей из галактики. Несмотря на всю мощь, Сервер призван служить (второе значение термина) и связан достаточно любопытными самоограничениям: не саморазмножаться, не суицидствовать. Но бесчисленные эоны одиночества для ИИ размером с систему не проходят даром. Структура создаёт целую новую... ну да, Вселенную. А что нам стоит?!

Параллельно случается лавхейт с вирусом-драконом.

Масштабно, фантастично, ярко.

Возьмёт премию? Весьма вероятно, вещь сильная.

10(СУПЕР)

Оценка: 10
– [  4  ] +

Ханну Райаниеми «Неиспользованные «завтра» и другие истории»

Manowar76, 20 марта 2023 г. 00:38

Заигрывания автора с твиттер-нарративом. Заигрывания, надо сказать, неудачные.

Надо обладать чрезмерно раздутым самомнением или быть творческим крохобором, чтобы впихнуть свои твиты в сборник прозы, считая их творчеством.

Без такого фальшивого финального аккорда сборник бы только выиграл.

Оценка: 3
– [  4  ] +

Ханну Райаниеми «Сервер и дракон»

kosseff, 19 марта 2023 г. 18:33

Начал знакомство с автором со Страны вечного лета. На этом сборнике и закончу. Не мой автор. Как сказали выше — псевдонаучный набор свистелок-перделок. От коротких историй все-таки хотелось этих самых историй. 3/10

Оценка: 3
– [  12  ] +

Ханну Райаниеми «Сервер и дракон»

Asylum, 13 февраля 2023 г. 08:02

Наверняка многие подмечали, что есть авторы, которым лучше даются романы, а есть мастера рассказов, ровно как и те, кому одинаково хорошо удается и малая и крупная формы. Памятуя об этом, я решил ознакомиться со сборником рассказов «Сервер и дракон», с учетом того насколько противоречивые чувства вызвала у меня трилогия о квантовом воре. На одной чаше весов: куча научных и технологических наворотов, битвы скатывающиеся в порно для любителей ядерной физики, куча отсылок к поп культуре. На другой чаше — неумение подать сюжет, слабая проработка персонажей, красивости ради красивостей (чтобы читатель знакомый с темой или залезший в википедию призадумался и удивился дерзости авторской мысли), абсолютно наплевательское отношение к инженерной составляющей (зачастую всё происходит само собой, технические детали и их осуществимость на практике автора не интересуют от слова совсем).

Приступая к сборнику мне было интересно, может, Ханну в рассказах откроется с совершенно иной стороны? И ответ — нет. Рассказы ещё четче очертили слабые стороны автора, в то время как сильные остались где-то на том же уровне. По-прежнему читать про всякие постсингулярные свисто-перделки очень интересно, но всё остальное выполнено на непростительно плохом уровне. Заметьте, что если взять любое произведение и свести его сюжет к простому предложению не более восьми слов, то мы получаем что-то обыденное и набившее оскомину, но всё мастерство автора как раз таки в умении интересно подать историю и с этой задачей Райаниеми благополучно не справляется, следить за сюжетом в подавляющем большинстве рассказов как минимум не интересно. Диалоги и поведение персонажей вызывают «вьетнамские флешбеки» чтения фанфиков, порой худшие их образцы. С точки зрения работы над диалогами и раскрытием персонажей в романах у Райаниеми было больше возможностей, да и с уровнем написания свыкаешься где-то страниц через 200, а в короткой форме вся картонность персонажей, неестественность бросается в глаза. Вдобавок ко всему часть рассказов не о постсингулярном будущем, а из разряда фэнтези, даже есть попытки в магический реализм, что убирает из них самый весомый плюс и делает сборник едва читабельным.

Хочется особо отметить рассказ «Звёздный странник» с Земли», в котором повествовательная часть способна увлечь на некоторое время (что было даже несколько удивительно на фоне остальных рассказов), но какая-то идиотия происходящая в конце, пропитанная духом голливудских попкорновых блокбастеров наносит такой существенный удар по общему впечатлению, что читая хватаешься за голову: «он это серьезно или это какой-то сверх тонкий стеб?»

Вишенкой же на этой куче являются предваряемые довольно интригующим предисловием твиты (это такие короткие сообщения в социальной сети «Твиттер»). Задача описанная в предисловии вдохновляет и подогревает интерес, ведь это действительно не просто написать что-нибудь интересное, будоражащее сознание имея серьезное ограничение по числу используемых символов. Всё по заветам замаха на рубль, только удар таков, что мне как читателю было стыдно: стыдно за автора, за получившийся результат, стыдно за издателя, который решился это опубликовать и брать за это деньги.

В целом сборник стал неприятным сюрпризом, я рад, что этот сборник позади, но всё же жаль потраченных денег и времени. Ах да, ещё жаль деревья которые пошли на изготовление бумаги использующейся для тиража сборника.

Оценка: 4
– [  7  ] +

Ханну Райаниеми «Сервер и дракон»

Lilian, 8 января 2023 г. 23:13

Сборник рассказов, в полной мере демонстрирующий безграничность фантазии автора и широту используемых жанров. Хотя для меня он в первую очередь остаётся автором «Квантового вора», так что научная фантастика от него наиболее мной ожидаема. И Райаниеми умеет её писать.

Прелесть и ценность этого сборника — вполне логичная возможность собрать под одной обложкой целую россыпь рассказов, микрорассказов и даже одну повесть. Не все они написаны на одном уровне, ну так ожидать иного было бы слишком наивно.

Со своей задачей — познакомить с рассказами и показать разные мотивы в творчестве автора — сборник в полной мере справляется.

Самые понравившиеся рассказы: «Невидимые планеты», «Тихея и муравьи», «Голос его хозяина», «Сервер и дракон», «Элегия о молодом лосе» и «Скафандр с привидениями».

Оценка: 8
– [  7  ] +

Ханну Райаниеми «Неиспользованные «завтра» и другие истории»

Lilian, 8 января 2023 г. 23:02

Серия микрорассказов (не более 140 символов), написанная в качестве определенного вызова фантазии и мастерству автора.

Я соглашусь с мыслью, высказанной в предисловии к этой серии — писать микрорассказы трудно, нужно отсечь всё лишнее и оставить яркий запоминающийся образ или необычную мысль.

Оценивать их тоже непросто. Пара строчек, которые очень уж коротки, пускай и занимательны.

Но всё же в данном случае «шалость удалась». И отдельно я поблагодарю за это отчасти комиксовый образ Имхотепа Остина, получеловека-полумумии, детектива и героя, словно сошедшего со страниц старой, нелогичной, приключенческой фантастики прошлого века.

Оценка: 8
– [  0  ] +

Ханну Райаниеми «Нейрофикшен: предисловие к рассказу "Белоснежка мертва"»

Lilian, 8 января 2023 г. 20:27

Предисловие к рассказу, помогающее понять суть использованного художественного приема. Неотъемлемая часть, сама по себе тоже являющаяся выдуманной историей.

Невозможно оценивать в отрыве от основного рассказа, так что пускай будет такая же оценка, как и там.

Оценка: 8
– [  1  ] +

Ханну Райаниеми «Звёздный странник» с Земли»

Lilian, 8 января 2023 г. 17:30

Эта повесть вызывает у меня довольно странные ассоциации — Доктор Кто, лишенный флёра очарования. Ну сравните сами — два эксцентричных заклятых врага, которые обладают удивительными технологиями и уже которое десятилетие преследуют друг друга в вечной попытке обыграть и перехитрить. Но при этом они слабо представляют, что в реальности будут делать после победы. Классические Доктор и Мастер.

Но разумеется это не более, чем очень-очень отдаленное сходство. Детали и история не об этом. Она о двух учёных, в прошлом получивших доступ к огромной базе инопланетных знаний. И довольно странно этими знаниями распорядившихся. И теперь Земля должна совместными усилиями найти средство, чтобы защититься от одного из них. В наличии фирменный авторский размах в описании технологий, связанных с ними проблем и решений. Неплохо так работающий на контрасте с описаниями обыденных реакций обычных людей. Сами персонажи здесь в принципе не особо интересны. Даже часть предыстории двух пожилых ученых так и останется скрытой — за ненадобностью. Они ведь даже не главные герои этой истории.

Получилось занимательно, но на грани странного сочетания суховатого изложения и абсурда.

Оценка: 7
– [  4  ] +

Ханну Райаниеми «Не-любовь в районе Сибуя»

Lilian, 8 января 2023 г. 11:04

Маленькая история, в которой новинки технологии (сочетание обучаемых алгоритмов и виртуальных воспоминаний) активно используются для того, чтобы спрогнозировать развитие отношений между двумя приглянувшимися друг другу людьми. Приложение по своему полезное, позволяющее сэкономить много времени, но без сложностей не обходится. Особенно если кто-то использует его впервые и не знает, что его ждёт.

По большому счету это очередная история о потенциальных сложностях взаимодействия человека и технологий. И об изменениях в обществе под влиянием технологий. Фантастика ближнего прицела, лишенная особых иллюзий, но всё же не пессимистичная.

Оценка: 7
– [  2  ] +

Ханну Райаниеми «Самая древняя игра»

Lilian, 7 января 2023 г. 12:11

Мистика, основанная на северных мифах. Отчаявшийся человек возвращается домой чтобы умереть. Но встречает духа поля и участвует в одной старой игре, цена победы — желание. Что может пожелать отчаявшийся человек — только смерть. Но он не первый из своего рода, кто играет в подобную игру, и другое желание уже загадано...

Неплохой рассказ. Есть понятные образы персонажей, сюжет, драма и надежда.

Оценка: 7
– [  4  ] +

Ханну Райаниеми «Приложение Topsight»

Lilian, 7 января 2023 г. 11:50

Маленький рассказ о грусти по погибшей подруге в декорациях футуристического города. Здесь нет как такового сюжета — просто несколько часов из жизни героини, перемешанные с воспоминаниями, сожалениями и попытками отвлечься от душевной боли.

Рассказ при всём при этом скорее оптимистичный, по крайней мере финальными озарениями, подобием ответов, найденных героиней.

Что до оценки, возможно мне хотелось бы чуть более прорисованного мира и оформленного сюжета.

Оценка: 6
– [  3  ] +

Ханну Райаниеми «Влюблённый Париж»

Lilian, 6 января 2023 г. 20:18

Магический реализм. О городе, влюбившемся в человека. И последовавшем за ним в другую страну.

Рассказ не лишён сюрреализма и абсурда, но при этом пронизан любовью к Парижу, его улочкам, достопримечательностям, туристам и неповторимой атмосфере. История на грани сна и яви, порой довольно жесткая в характеристиках персонажей и явлений.

Ещё одна возможность убедиться, что Райаниеми пишет не только научную фантастику.

Оценка: 7
– [  6  ] +

Ханну Райаниеми «Покрывало из змей»

Lilian, 6 января 2023 г. 15:55

Мистика про проклятый род, ведущий своё начало от дочери смерти. Легенда о любви, предательстве и чудовище, которое осталось по эту сторону жизни, питаясь дарами своих потомков.

Одновременно это довольно сухое изложение событий от лица двух постаревших братьев. Точнее, главный герой тут один — брат, которому горе потери придало смелости, чтобы разорвать порочный круг.

Следует отметить, что в этой истории нет приятных персонажей или борьбы света и тьмы. Всё мрачно и печально. И даже условная победа несёт привкус тлена.

Вероятно, это повлияло на общее впечатление.

Оценка: 6
– [  6  ] +

Ханну Райаниеми «Невидимые планеты»

Lilian, 6 января 2023 г. 14:49

Действие этого рассказа происходит в том же мире, что и в «Сервере и драконе» (заглавной истории сборника).

И это очень красивая история. Калейдоскоп зарисовок-воспоминаний о нескольких очень разных планетах и их обитателях. Зарисовок интересных, парадоксальных, пронизанных странной меланхолией и тихой радостью. И единая сюжетная линия, связывающая эти зарисовки между собой — линия, где разумный корабль размышляет о пройденном пути и сомневается в себе и в цели своего путешествия.

Мне редко встречаются истории, настолько пронизанные красотой и любовью к космосу. К космосу в самом широком смысле, включающем в себя необъятность миров, возможностей, восприятий себя и своего места в мире. За внешней отстранённостью и фрагментарностью прячется настоящий калейдоскоп из желаний, страхов и тоски по бесконечности. И мне очень импонирует ответ, предложенный автором на все высказанные в этой истории вопросы и сомнения. Он... внутренне правильный.

Не могу поставить оценку меньше, чем 10. И дело тут не только в самом рассказе, но в первую очередь в том, как он срезонировал в моей душе. Он затронул важные вопросы, сделал это ненавязчиво и внутренне красиво. И остался при этом в рамках простой по форме, короткой истории.

Оценка: 10
– [  5  ] +

Ханну Райаниеми «Ловец человеков»

Lilian, 5 января 2023 г. 17:21

Что довольно неожиданно, это не фантастика. Уж скорее — около мифологическое фэнтези. Или «взрослая» сказка. Про русалку (дочь моря), заманивающую в свои сети мужчин. И пускай дарит она им свою ласку и объятия, но из этой удушающей хватки не вырваться до самой смерти. Про её первого жениха, когда-то предавшего её доверие. Про усталого от своей жизни финна, ставшего главным героем этой истории и очередным «мужем» морской женщины. По крайней мере на время.

Я не зря говорю про сказочные мотивы. Будет здесь животное, спасенное главным героем и обернувшееся волшебным помощником. А ещё путешествие за край моря вслед за своей смертью ради поиска волшебного артефакта. Финальное сражение в потустороннем царстве.

Хотя надо признать, что сказочные мотивы здесь суровы, словно в историях викингов, связаны с кровью, смертью, предательством и ушедшей любовью. И ещё не столь впечатляющи, как могло бы показаться. В конце концов остаётся ненулевой шанс, что герой просто не смог оправиться от второго выгорания на работе, а дальше были маленький несчастный случай и продолжительные галлюцинации.

Оценка: 7
– [  2  ] +

Ханну Райаниеми «Джугаадский собор»

Lilian, 5 января 2023 г. 14:18

Рассказ о мечте, моде и борьбе индивидуальности против навязанных моделей поведения в мире недалёкого альтернативного будущего. Алгоритмы популярности, баллы за выполнение заданий, некий катаклизм из прошлого, изменивший привычный мир и возможность менять технологии, а также (как водится) группка несогласных. И вот на серверах компьютерной игры строится огромный собор, чьё предназначение куда сложнее, чем кажется на первый взгляд.

Как ни странно в сюжетном плане перед нами не революция, а скорее поиск слепых зон в общепринятой системе с целью исполнить свою мечту.

Надо признать, что мир в этом рассказе не показан в полной мере, есть пробелы в общей картине, мешающие понять что же конкретно там произошло в «четырнадцатом» году и к каким проблемам привело. Ну а так получилось вполне неплохо.

«- Если я чему и научился в колледже, так это тому, что лучший способ заниматься чем-то странным — это назвать это искусством. — Он улыбнулся. — Или модой, так даже лучше.»

Оценка: 7
– [  4  ] +

Ханну Райаниеми «Скафандр с привидениями»

Lilian, 3 января 2023 г. 10:18

Приятный рассказ о мечтах, любви к космосу и друг к другу. Здесь нет завораживающих метафор и удивительных технологий (чем славится автор). Вместо всего этого — немного альтернативной истории, уставшая женщина, молодой изобретатель и маленькое фантастическое допущение про скафандр, оставшийся от умершего астронавта. Что-то вроде инструмента, чтобы доделать все дела, в последний раз повеселиться и напомнить старой знакомой о её давней мечте.

Ничего особенного по сути, но написано приятно и пронизано мечтой о космосе. Что подкупает.

Оценка: 8
– [  7  ] +

Ханну Райаниеми «Сервер и дракон»

Lilian, 2 января 2023 г. 10:56

В этом рассказе очень красивый космос. Нет, не так. В этом рассказе очень красивое описание галактик, физических законов и процесса изменения окружающей материи для нужд сервера. Как часто встречается в творчестве автора, за привычными словами прячутся не совсем привычные понятия, так что сервер в данном случае (очень обобщенно) — ИИ, занимающийся построением себя возле далекой звезды, призванный служить своим далеким создателям, но в силу ряда причин оказавшийся в одиночестве.

Автор поэтичен в описании космоса, физических законов и процесса развития самосознания сервера. Ещё автор научен, приятно узнавать в метафорах знакомые понятия вроде парадокса тонкой настройки Вселенной, тёмной энергии, тёмной материи, красного смещения или излучения Хокинга. Ну и наконец автор неудержим в своей фантазии, на основании вроде как знакомых понятий выстраивая совершенно невероятные понятия и возможности — вроде буквально создания новой карманной Вселенной.

О чём этот рассказ — традиционно возможны несколько вариантов. От поиска смысла жизни, любви, предательства и обретения новой цели до излишне метафоричной истории технологичного преобразования звездной системы и столкновения получившейся системы с вирусом. Как говорится, дальше уже выбирать читателю.

Оценка: 9
– [  7  ] +

Ханну Райаниеми «Каузальный ангел»

majj-s, 26 декабря 2022 г. 10:21

Отражение отражения отражения

«История, рассказанная джинном в пустыне дикого кода. Калейдоскоп образов.»

Зря они превратили это во франшизу. То есть, понятно, что за три книги все: издатель, агент, книготорговля, автор — получают больше, и в действие приходят иные механизмы, чем «писать по вдохновению». Но после шедеврального «Квантового вора» и откровенно эпигонского «Фрактального принца», «Каузальный ангел» нехорош, от слова «абсолютно».

Первая книга была феерически концептуальной, исполненной сложнейших для усвоения смыслов и понятийных блоков. которые нужно было брать с большей или меньшей степенью понимания, но знакомство с классикой, «гоголи» — в честь Николая Васильевича и его «Мертвых душ», и философией нового времени: федоровское «Общее дело» , «Феномен человека Тейяра де Шардена, «Homo Ludens» Хейзинги, а также понятием технологической сингулярности как таковой — несколько облегчали понимание. И после мы чувствовали, что взяли некую новую интеллектуальную высоту.

Вторая книга оказалась пережевыванием уже усвоенного, может быть под модифицированными соусами. Уму нового ничего, замечательно перспективную тему «спокойных» свернем, будем развиваться в приключенческом направлении, у нас это так хорошо получается. Но в том-то и дело, что получается никак. Райаниеми не очень хорош. чтобы не сказать откровенно слаб с сюжетом. А кумулятивному эффекту сериала: «выйду на пенсию. уеду жить в Санта-Барбару, я там всех знаю» — вредит его катастрофическое неумение писать героев. Натыренные из финского фольклора и арсенлюпеновского гиньоля персонажи хорошо шли приправой к интеллектуальным игрищам, но как самостоятельный фигуры они не работают, не цепляют эмоционально.

И когда в третьей автор начинает громоздить турусы на колесах, откровенно вторичные даже по отношению ко второй, что уж говорить о первой, ты уже просто думаешь: Блин, мужик, надо было купить белочку. То есть. я отдаю себе отчет, что если перечитать-переслушать все части с самого начала, а я слушала аудиокнигами, Игорь Князев читает очень хорошо, так вот, даже если с самого начала и до конца, все три части все равно эта история останется темной водой во облацех.

Может потому, что допущение мира, по большому счету, без смерти изначально лишает любую интригу остроты. Что переживать за героя, когда у него хренова туча оцифрованных копий по всем городам и весям? И это, неприемлемость смерти — одна из особенностей творчества Ханну Райаниеми, в «Стране лета» концепция бессмертия-посмертия несколько иная, но тоже совершенно четкая.

Если вы поклонник автора и конкретно этой трилогии — то вот вам замечательная возможность сделать себе новогодний подарок. На Строках книга появилась в аудиоформате.

Оценка: 7
– [  12  ] +

Ханну Райаниеми «Сервер и дракон»

heresyhub, 16 ноября 2022 г. 20:58

«У нас было много гаджетов, — сказал Косонен, — но они ничего не могли против чумы. У меня был умный пистолет до этого, но заразился. Я убил его большим камнем и бросил в болото».

В одной группе рассказов Райаниеми дополняет ту же вселенную, которую можно увидеть в «Квантовом воре», т.е. это трансгуманизм и мечты AI, в другой он играет с финским фольклором, порой подмешивая его в киберпанк, третья — эксперименты и безделушки. Киберпанк у Райаниеми почти всегда чувственный, и это сочетание мифа, жизни и синтетики неплохо отражено в названии.

Достойный сборник, хотя и не великолепный. Мои любимцы — «Элегия в честь юного лося», в которой спрятавшийся от цифровой чумы поэт-охотник вынужден пойти в захваченный кибертеррористами город по воле богини, и «Не-любовь в районе Сибуя», где девушка тестирует «тиндер» будущего и за короткое время проживает целую эмуляцию романтической жизни, чтобы потом остаться в кафе в одиночестве. «Элегия» так вообще в моем вкусе, очень красиво. Одинокий герой, чья любовь отправилась покорять кибернебеса, отправляется в осажденную крепость в поисках искупления и поэзии.

В конце Райаниеми упоминает, как Джефф Нун увлекся короткими рассказами в пару фраз в твиттере — и предлагает несколько своих, и эта связка между книгой и твиттер-схватками любимых фантастов меня взбодрила гораздо больше самих приложений.

Оценка: нет
– [  5  ] +

Ханну Райаниеми «Квантовый вор»

km02, 14 октября 2022 г. 13:08

На протяжении чтения всей серии было стойкое ощущение, что я нашел сайт с очень интересным контентом, но нажал некое сочетание клавиш и вижу исходный код этого сайта, продираясь сквозь малознакомый язык программирования. Такое ощущение, что автор просто отдал читателю на аутсорсинг всё построение мира и все нюансы технологий.

В итоге скорее да, чем нет, но осадочек остался. Возможно вы скажете, что нужно тренировать воображение, тут я с вами соглашусь.

Оценка 7

Оценка: нет
– [  9  ] +

Ханну Райаниеми «Фрактальный принц»

neli mustafina, 21 августа 2022 г. 00:09

За что я люблю фантастику?

За то что она нам показывает будущее, до которого не дожить, т.к. бессмертие недоступно... Пока недоступно)))

И сейчас, когда буквально будущее наступает на пятки фантастики, когда усилия писателей похожи на бег хомячков в колесе...сложно придумать нечто невероятное... появляется это произведение:

Фрактальный принц, а до этого Квантовый вор.

Задалась вопросом: почему именно финский писатель пишет научную фантастику? Оказывается — власти в Финляндии уделяют огромное внимание науке, буквально со школьной скамьи начинают вкладывать в это силы и капитал. И не удивительно — автор книг имеет математическое образование. Кроме родного универа он еще и Кембридж закончил...(к большому сожалению — в России сейчас НЕТ научно-фантастических произведений такого уровня...и это стыдно, товарищи!)

Вторая книга о блистательном воре Жане ле Фламбере, который с непонятной до конца книги миссией, посланный непонятно кем отправляется с Марса на Землю, попутно прихватив ларец с непонятной начинкой.

Да-да-да.... там многое непонятно. И автор не собирается сразу же раскрывать все секреты

Никогда я так долго не мучилась, читая книгу. Приходилось раз за разом перечитывать вновь и вновь, распутывая всё (ох и нафантазировал же Ханну!!!)

Он окунает в такое далекое и невообразимое будущее, что дух захватывает.

Здесь есть все — копии из биосинтетов, куда «вставляются» копии разумов, есть наниты, джинны, усовершенствованные организмы, гоголы — так называемые бестелесные «люди», чей разум остался в «сети», корабли построенные «песней», начиненные всем чем только можно, — эдакие уже существа для путешествия в космосе, камни зоку (что это за народец — нераскрыто до конца, а тем более устройство их камней), на Земле есть «быстрые» — люди размером с муху, видимо еще и с крыльями, поскольку они летают

Итак, есть несколько «основателей бессмертия», так называемые боги — Матчек Чен, Жозефина Пеллегрини, Саша из Минска, Сянь, Антон Василев(?), Читрагупта....все они криптархи...их бесконечные копии в синтетических телах и в сети, заполонили космос и ведут между собой разборки.

Отдельно рассказывается, что на Земле остался лишь один город — Сирр. И «сказки» некой Таваддуд, от имени которой раскрывается история постапокалиптичной Земли . В остальном же — не понятно какой год, век, непонятна история человечества (и как оно докатилось до жизни такой)

И как всегда мне стало обидно за человечество — неужто нельзя договориться?!

Почему прогресс всегда через войну и разрушение Земли?

Впрочем, человечество к тому времени покорило космос, терраформировало планеты: Миели выросла в облаке Оорта...Жан вырос на Марсе и каким-то очень нехорошим богом взорван(!) Юпитер...

Вся Солнечная система освоена и маршрутиризирована. Удивительно что с такими технологиями человечество не выбралось из колыбели Солнечной системы и не улетело к звездам.

Надеюсь, в третьей книге отправят Жана к Альфе Центавра (хотя бы)))

Вот вам и отзыв такой...

Хотите сломать мозги?

Начните с Квантового вора.

Ставлю 9. Ведь как пишется фантастика? Берем одну идею и нанизываем на нее историю. А здесь — 100 идей!!!

А ничего до сих пор не раскрыто автором до конца!!!

Но я в восторге...

Ибо будущее — вот оно

Оценка: 9
– [  7  ] +

Ханну Райаниеми «Квантовый вор»

neli mustafina, 9 августа 2022 г. 14:43

Взялась читать это произведение разрекламированное как твердейшая научная фантастика.

Книга сразу огорошила. Не понимаю — зачем ТАКОЕ бессмертие? И можно ли считать ЭТО жизнью?

Копии копий копий... Без памяти, без материального, вещественного. Все — лишь пыль квантованная и зашифрованная данная нам в ощущении...?

Или это сон, который снится вору что он — бессмертен...

Сто тысяч вопросов без ответа. Тысяча тайн, недосказанностей (догадайся мол сама), и как человечество докатилось до жизни такой???

Зачем Марсу Фобос, превращенный в Солнце, если жизнь — бесконечна? Зачем что то воровать, если можно создать с помощью фабрикатора почти что все (ну кроме технологий зоку)? Почему нет НАСТОЯЩИХ людей. Из плоти и крови, без примочек, технологий, без прикрытия — так называемого гевулота; каким образом вселяется Соборность в тела да и что это — Соборность?. Каким образом перемещаются кванты информации? Как передвигается корабль? Что за событие было — протокольная война? Что скрывается за Коллапсом? Как хранится огромная куча информации?

Куча непонятных и непонятно как действующих примочек: гогол, ку-оружие, гостган, вживленные ракеты, алмазные когти и прочая, прочая, прочая....

Автор не объясняет ничего и вначале многое комом застревает в голове))), но постепенно мир будущего раскрывает свои тайны. И он не так уж и светел и добр — этот мир...и если это будущее — то я бы не хотела такого...вечная война...

Возможно мои знания о виртуале несколько приземлены, и просто не хватает фантазии чтобы представить такое.

Но книга эта как салат, замешанный непонятно с чем и «съесть его» не всякий сможет...

Буду читать продолжение чтобы все разложить «по ингредиентам»

Однозначно — 10.

Читая, — представляла как снимут фильм. Обалденный фильм будет, надеюсь.

Оценка: 10
– [  6  ] +

Ханну Райаниеми «Фрактальный принц»

majj-s, 4 августа 2022 г. 12:06

Сингулярность и арабские сказки

«Он пришел в город, забрал все разумы, превратил их в истории, сжал до размеров семечка, способного расцвести в любом сознании. Подарил вечную жизнь в пространстве книги под синей обложкой, вроде «Сказок тысячи и одной ночи».

Отличная новость для ценителей твердой НФ (я бы даже сказала твердейшей, твердокаменной — читать иных почти как глодать гранит и это тот самый случай). Но я о новости: Fanzon сделал аудиоверсию второй книги трилогии «Квантового вора» от финского писателя Ханну Райаниеми. Теперь, если у вас от чтения премудрого финна мозги встают раком «и мальчики кровавые в глазах», а иметь культовую книгу в читательском активе хочется, можно сделать это на слух.

«Фрактальный принц» продолжает историю постсингулярного общества, описанную в своеобразной авторской манере «показывать, не рассказывая». Райаниеми буквально глушит читателя аномальным количеством сложных для восприятия без подробного объяснения вещей. Объяснений давать он не любит, потому в пространстве книги теряешь ориентацию, даже будучи подготовленной знакомством с первой частью.

И здесь спасательным кругом становится история землянки Таваддуд, выстроенная в стилистике «Тысячи и одной ночи», в антураже арабской сказки.. Мы с удовольствием играем новыми оригинальными игрушками, но для жизни выбираем стабильность и предсказуемость. В сочетании консервативной кольцевой структуры «сказки в сказке» с высочайшей интеллектоемкостью секрет притягательности этой книги.

Один из секретов. Другой, и для меня он оказался решающим — исполнение Игоря Князева, в обществе которого продираться сквозь переусложненные понятийные кластеры не так страшно. И как. все-таки, бесподобно удаются этому артисту женские образы!

Однако вернемся к нашим гоголам. Во второй раз не откажу себе в удовольствии, сказать, что происхождением термин, которым в романе обозначаются те самые спресованные до состояния песчинки интеллекты из эпиграфа — происхождением он обязан вовсе не числу гуглл, а Николаю Васильевичу Гоголю с его « Мертвыми душами». Так-то, ребята. читайте классиков — будете как Ханну.

Миссия квантового вора Жака ле Фламбера, знакомого нам по первой одноименной книге трилогии, на сей раз лететь на Землю, чтобы разыскать и похитить ключевую. матричную личность полубога Матчека Чена. В этот поход его и бедняжку Миели с ее одушевленным кораблем Перхоннен (бабочка по-фнски) отряжает Жозефина Пелегрини, еще одна полубогиня из зоку.

А на Земле, совсем не похожей на нашу с вами нынешнюю голубую планету, опустошенной «диким кодом» (что-то, вроде инфовируса, в сингулярности, где сращение физического с информационным повсеместно — смертельного) — на земле борются могущественные кланы. Глава одного из них, авторитетный в городе Сирр Кассар Гомелец плетет интриги против Соборности, используя свою дочь Таведдад для соблазнения торговца гоголями Абу Нуваса.

Сказительница Таведдад (собственно, она сказительница Шахерезада в этом романе) опозорила семью разводом, а после спуталась с джинном — материальным воплощением дикого кода. Ах, как все сложно, но в этом-то вся и прелесть. На самом деле читать-понимать очень непросто. Этот роман не Эллочка Щукина, рост которой льстил мужчинам, потому что рядом с ней всякий чувствовал себя высоким, это такой книжный Эверест: сумеешь взойти — честь и слава тебе.

И таки да, оно того стоит. Не вечно же мир будет балансировать на грани. Авось выправится. И наступит она, вожделенная сингулярность, которая окончательно лишит нас всех надежд.

Оценка: 8
– [  8  ] +

Ханну Райаниеми «Фрактальный принц»

GLV, 3 августа 2022 г. 08:46

Вторая книга трилогии «Квантовая шляпа».

Даже в сюжет особо вдаваться не буду, снова бредятина в стиле найди того не знаю кого, укради у него то, не знаю что.

И если в первой книге параллельная сюжетная линия имела хоть какие-то логические построения, то теперь нам рассказывают о страданиях местной онлифанщицы которая за местные бабки делает хорошо джиннам, и щедро всё это приправлено «восточно-арабской» декорацией, в результате которой автор пытается увязать два сюжета в один «удобно читаемый» вид.

Основное раздражение вызывает раскрытие несусветных словесных конструкций где-то с середины опуса. Какую это несёт смысловую нагрузку, или философию мне совершенно не ясно. Мода рассказывать истории задом наперед? Постоянные скачки во времени, то ли сейчас происходит дело, то ли в прошлом, полная каша. И конечно главный герой вор, абсолютно не прописанный персонаж, снова делает половину самого интересного вне поля зрения читателя, этакая «тайна в тайне», не «Фрактальный принц», а «Фрактальный хрен»!

Что в итоге – набитая более чем на половину красивыми словечками из справочника по какой-то там физике, пафосная история высосанная из пальца, с вялотекущим действием, странными диалогами которые понятны только самому писателю. Как читать третью книгу вообще не ясно, наверно там про мыслящий газ что-то будет.

Отдельно хочу отметить, что сравнения со «Стальной крысой» Гаррисона просто неуместны. Гаррисон великий.

Оценка: 4
– [  7  ] +

Ханну Райаниеми «Страна вечного лета»

Neradence, 30 июля 2022 г. 22:58

Забористая альтернативная история с примесью политического детектива.

Честно сказать, до сих пор не могу понять, мне понравилось или нет. С одной стороны, как-то оно не слишком интересно в специфике изложения, следить за шпионскими драмами аж перед самой WWII мне как-то не сильно понравилось, с другой — а вроде и антураж занятный, и тема бессмертия под интересным углом.

Вообще мир у Райаниеми вышел... Как минимум, необычный. Я не прям до конца понимаю его альтернативное видение исторических фактов (хотя Малевич как идеолог создания сверхкомпьютера Вечно Живого — это реально что-то интригующее, таким Малевича ещё никто не презентовал), но в описанных реалиях вполне себе есть какое-то правдоподобие. Да, если бы спиритизм оказался реальным, если бы призраки существовали, если бы медиумы в самом деле могли общаться с мёртвыми — вот примерно такое положение вещей, когда грызутся все со всеми, независимо от статуса «живости», наверняка и оказалось бы правдой.

Увы, человеческую природу смертью не переделаешь.

Это чуточку затронуто и в другой глобальной такой тематике романа: как только смерть исчезла, жизнь просто обесценилась, а прогресс остановился. Потому что пока мёртвые королевы имеют возможность управлять империей и с того света тоже, ничего не изменится, и прогресс остановится, а цивилизация впадёт в стагнацию.

Собственно, цивилизация «Страны вечного лета» и впала, все усилия направив на то, чтобы отстроить город будущего для мёртвых. С другой стороны идеологического фронта — Вечно Живой, который стремится к сингулярности и достигает её путём поглощения индивидуальностей. В себя.

Не знаю, не знаю. В предложенной моральной дилемме я лично почему-то оказалась на стороне

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
поборников традиционных ценностей с конечностью жизни, а из весьма открытого финала так и непонятно, кто выиграл-то. То есть, да, про уничтожение предыдущих цивилизаций эфира рассказали и Британии, и Союзу, войну в Испании притормозили, а дальше-то что? Ну не привлекли они пожирателей душ на этот раз, ну будут они продолжать ловить сталинистов по Европе и дальше, как ловили до этого, а итог-то, итог? Рванёт прекрасное светлое будущее для мёртвых или не рванёт?

Сложные впечатления, в общем. Наверное, проблема в том, что я не ожидала получить экскурс в методы управления шпионскими войнами в sci-fi романе с налётом спиритизма.

Вообще вот где-то здесь у романа основная проблема: у него ни одна из тем до конца не докручена. Если это шпионский роман, то не хватает подробностей, если про бессмертие и последствия для цивилизации — тоже не хватает подробностей. Сыроват он для полноценного произведения, его бы допилить напильником, отшлифовать, мир раскрыть побольше, технические подробности не в формате «ну там спиритуалисты что-то нахимичили, и случилось». Было бы если не отлично, то сильно лучше.

Читается, впрочем, легко, это приятно; стиль повествования довольно бодрый, часто что-то происходит, так что заснуть за текстом не грозит, персонажи не особо раздражают, у них (иногда) даже есть человеческая мотивация к странным действиям, которые они постоянно совершают. Мне показалось, что у Райаниеми неплохо получилось передать эту атмосферу сумятицы, которая царила в мире перед сороковыми XX века — все уже поняли, что всё будет плохо, но не понимали, в каком объёме, а уж что с этим делать — и подавно.

Что-то в этом романе, пожалуй, есть, хотя особо увлекательным я бы его по итогу называть не стала.

Оценка: 7
– [  14  ] +

Ханну Райаниеми «Квантовый вор»

GLV, 26 июля 2022 г. 04:34

Хе-хе, дело псевдоТНФ продолжает жить!

Вам было мало сингулярностей от Стивенсона? Недоставало словечек из «словарика физика-теоретика», ой простите биолога Уоттса? Тут всё это будет, и Творец, и «Боги или боги», сильные женщины, и просто набор всех фантастических клише за лет 50.

О плохом.

Первые страницы наполнены массой информации, которая никак не объясняется, суть такая – ты читай дружок, потом может по ходу дела расскажем, а может и нет. Конечно интрига, тайна должна быть, но она не должна быть похожа на китайскую книгу о вкусной и здоровой пище, переданную в дар инопланетянам с какой-нибудь галактики М31. Тут и кварк-глюонная плазма, и наноракеты, и квантовые состояния всех мастей и версий. Нет правда «Моста Розена-Эйнштейна», зато есть ЭПР – парадокс. Удобно когда ты математик, можно любую херабуру писать, 99% читателей не поймут, максимум в википедии посмотрят про что речь. И вот всей этой катавасией с «физикой для бедных» напичкана данная книженция. И вроде при чтении если не вдумываться, то читать можно, вот только к концу опуса понимаешь, что за дичь? Зачем это нагромождение слов, персонажей, интерлюдий, прелюдий, квантов, ку-брони, ку-пушек, и кота в сапогах? И главное – ради какой-такой цели надо было делать город, движущийся на гигантских ногах? Который ещё и меняет расположение улиц, в реальном времени. Для защиты от злобных монстров?! Смешно.

Что в итоге, сюжет как будто был, да всплыл. Хотите жить вечно? Да, но иногда надо побыть обслуживающим персоналом. И т.д., и т.п. Про героев говорить что-то отдельно нет смысла, второстепенные персонажи были интересными, но не раскрыты автором, поступки и мотивация – не ясны.

Читать ли? Скорее да, относится как к ТНФ? Нет, это просто комикс, и очень среднего, даже плохого качества.

Оценка: 5
– [  8  ] +

Ханну Райаниеми «Квантовый вор»

majj-s, 10 июня 2022 г. 13:19

Квант немилосердия

"— И вы так просто позволили им делать все, что они хотели?

— Нет. Когда мы увидели, что получилось, мы испытывали... сожаление.»

Странно вспомнить, что еще совсем недавно, до ковида и событий-которые-нельзя-называть, нас всерьез занимали темы глобальных изменений климата и сингулярности-которая-вот-вот-наступит. Читали непростые книжки про нее, пытались представить, как это будет выглядеть.

Вот Морган, у него просто и отчасти похоже на «Матрицу»: клоны, пересадка разумов, межзвездные путешествия и космические колонии, а внутри все та же коррупция и социальные противоречия. Вот Гибсон: соединение человеческого разума с искинами, экзоскелеты, хакерство, злачные места по окраинам, криминал.

Вот Дукай, страсть как любит пространственное и биомоделирование с разного рода психоделикой. Вот Стивенсон: киберпространства, наноботы, сращение человека с машиной. Вот Юн Ха Ли: клановость постсингулярного общества, бесконечные войны, подсадка разумов. Вот Аркади Мартин: счастливая эстетствующая империя, куча клонов на все случаи жизни, а где-то на промышленной окраине изобрели и вовсю пользуются репликаторами личности.

Вот моя любовь, Чарльз Стросс с Экономикой 2.0 и большинством упомянутых вещей в бесконечно меняющейся зыбкой картине мира, кто чего и у кого потянул вопрос не стоит, «Аччелерандо», если мне не изменяет память, написан в 2005. И вот наконец Ханну Райяниеми, случилась таки наша встреча.

«Квантовый вор» ярчайший образец интеллектуального мейнстрима, твердая НФ, футурология, эпоха постсингулярности, Это дебютный роман финского писателя, который мгновенно сделал его культовым автором. Сложная мультивселенная, где Земли, в том виде, какой ее знаем мы, больше не существует, и люди тоже не вполне люди. Правильнее было бы сказать — совсем не люди.

Микс из финской мифологии, Гоголя , эстетики гиньоля Арсена Люпена, федоровской философии Общего дела и труднейших для понимания реалий дивного нового мира. Про Гоголя не случайно вспомнила, здешние гоголы, которые естественно отнести к Гуглу как прообразу вселенной искусственного интеллекта и числу «гугол» (единица со ста нулями) на деле изначально происходит от имени автора романа «Мертвые души». Так-то, литературоцентризм наше все.

Читательский квест, который непросто одолеть в одиночку, но легче с ощущением, что проходишь его не одна. Я слушала аудиокнигой Игоря Князева, стараюсь не пропускать ничего в его исполнении, тут совпало: роман, о котором давно думала, да так и не решалась свести знакомство и любимый чтец. Когда проходишь трудный путь с надежным товарищем — дорогу осилят идущие.

Книга, в самом деле, очень сложная, с огромным количеством понятийных блоков, которые нужно усвоить по ходу чтения. Если разного рода гоголы и зоку (что-то, вроде новой аристократии с немыслимыми для обычного человека возможностями), даже одушевленный корабль и даже, возможно, концепция конечного времени — универсальной валюты блуждающих марсианских городов — если ко всему этому я более или менее была подготовлена. То понятие «спокойных» — восхитительная переводческая находка Ирины Савельевой — это что-то немыслимое, неожиданное и классное.

Крутейший квест. Неподготовленному читателю лучше не пробовать. Но если любите интеллектуальную фантастику, можете испытать себя.

Оценка: 8
– [  2  ] +

Ханну Райаниеми «Квантовый вор»

Greyv, 25 мая 2022 г. 15:42

Это не твёрдая научная фантастика, а скорее фентези. Замените кваркглюонную плазму на фаерболы и ничего не изменится. Забавный роман неболее того.

Оценка: 6
– [  7  ] +

Ханну Райаниеми «Голос его хозяина»

Manowar76, 15 мая 2022 г. 22:28

Гениальный, судя по всему, учёный Синода Такеси живёт на буровой платформе. «Возвышает» кота и пса, создаёт свою копию.

Кот и пёс не просто становятся разумными, а получают кучу сверхспособностей: лазеры, крылья, наноброня, алмазные когти, руки, пушки, кислотные плевки, разъедающие бетон.

Создание копии личности запрещено законом, и хозяина приговаривают к долгому заключению. Даже не всего хозяина, а его голову.

Котейка и пёсель готовят миссию спасения.

Очень вычурно, и, как всегда у Райаниеми, с перебором фантастических идей! Их точно бы хватило на полноценный роман, но финн не скуп, и щедро шпигует ими небольшой рассказ. Молодец. Финал невнятный, но, вроде бы, у верных петов всё получилось.

А ещё рекомендую рецензию Владимира Пузия. Коллега много глубже проник в аллюзии и пасхалки рассказа.

9(ОТЛИЧНО)

Оценка: 9
– [  23  ] +

Ханну Райаниеми «Квантовый вор»

deepnight79, 2 мая 2022 г. 16:01

Удивлён, что эта книжка многими признана явлением в жанре твердой НФ последнего времени. Нафантазировано — будь здоров! Зачем вот, только? На страницах я нашел всё, что угодно — ржавый дизельпанк, барочный стимпанк или какой-нибудь «конно-тягловый панк» в кружевных воротничках и манжетах, лит-РПГ, фэнтезятину, но только не научную фантастику. Крошево из недоразвитого Шерлока Холмса, хромых трёх мушкетёров и рыцарей (с деревянными мечами и картонными коробками с дырками для глаз вместо шлемов) на сцене замшелого бродячего театра. И на заднем плане сего представления — криво прибитая к стене грифельная доска сплошь исцарапанная математическими уравнениями, непонятными квантовыми функциями и алхимической тарабарщиной — наверно для придания нужной таинственности. Блин... но это же так не работает. Неудобоваримый винегрет, в котором перемешано всё, что попалось под руку — и селёдка, и апельсины, и варенье, и перец, мухи с котлетами и даже подошва от старого башмака. Ладно, пусть так: если б автору удалось всё это сплести в органичное полотно- то ему можно было б поставить памятник при жизни. Но, вряд ли это вообще может получиться. Так что — скомканный сюжет, «никакие» персонажи и куча поломанных деталей в мешке конфетти.

Допустим, нет связного сюжета, но есть просто литературный стиль — но его тоже нет, или он настолько завален разномастным антуражем, что его невозможно разглядеть. Вымышленный мир? — он представлен настолько фрагментарно, что не способен вызвать интерес. Научная база? — куча в беспорядке рассыпанных слов из учебника: квантовая запутанность, Q-точки, ЭПР-парадокс.

Ракеты, летящие со скоростью света успевают передать видео в компьютер космического корабля — такое вообще ль возможно даже теоретически, если скорость света подразумевает сжатие времени движущегося объекта до нуля и сенсоры просто не смогут ничего «увидеть»(профессор чего там Райаниеми по образованию? Не удивлюсь теперь, если он в какой-то из книжек брякнет: «этот корабль развивает 5-кратную световую скорость, и я долетал на нём до Касселя меньше, чем за 12 парсеков»).

В общем, рад, что рука дрогнула и в магазине я не приобрёл сразу весь «квантовый» трёхтомник. Иначе было б ужасно жаль потраченных средств.

Роман этот, конечно, имеет место быть, но, скорее, признать его можно как необычную альтернативку или «андеграунд, широко известный в узких кругах», однако как прорыв в застоявшемся омуте научной фантастики — увольте.

P.S.: насчёт хвалебной ремарки на задней обложке издания — Чарльз Стросс явно кем-то подкуплен :-)

Оценка: 3
– [  3  ] +

Ханну Райаниеми «Голос его хозяина»

melnick, 8 января 2022 г. 20:56

Какое-то раздражающее с самого начала повествование. Навороченные до крайности домашние киберживотные на фоне самой обычной для нашего времени обстановки

выглядят как-то нелепо. Дальше какафония их переживаний и не в меру активных действий экспоненциально возрастает. При этом основная идея с автогенезом Хозяина

уже смотрится довольно невзрачно. Опять же в таком продвинутом будущем внезапно появляется какая-то кровища — зачем?

Оценка: 3
– [  9  ] +

Ханну Райаниеми «Квантовый вор»

Neradence, 15 декабря 2021 г. 21:53

Сложно, но очень интересно. Интересно, но очень сложно. Честно, не знаю, что поставить на первое место в своей оценке. У меня мозг при чтении кипел примерно также на монструозном творении Кнута, но ведь Райаниеми как бы художественное произведение написал.

Цикл запутанный, многослойный и многогранный, Райаниеми чередует чудовищной сложности технологии с отсылками на современную культуру, классическую литературу, фольклор, религии и вообще всё, что попалось ему под руку. Кое-что из этого милостиво снабжено сносками, но далеко не всё, и я подозреваю, что считала в лучшем случае половину заложенных автором аллюзий.

В книгах сложное абсолютно всё. Нет, правда.

Очень сложный лор, который автор не раскрывает, а просто повествует, мол, додумайте сами, я показал вам достаточно, очень сложная завязка сюжета, очень сложное повествование, очень сложный язык. Отдельно стоит отметить и стиль, в котором автор пишет: у него в одной главе легко могут смешаться настоящее время и прошедшее время, третье и первое лицо, причём иногда эти внезапные смены проходят буквально каждый абзац. С непривычки несколько отталкивает, но потом как-то втягиваешься и даже немного понимаешь авторский замысел.

Главное удержаться, не бросив на середине первого тома. (Очень советую читать в замкнутом пространстве, из которого никуда нельзя деться и в котором скучно, самолёт подходит идеально, ага.) Если этот рубеж преодолеть, втягиваешься.

Оценивать романы по отдельности, как мне кажется, практически невозможно, они не только вытекают друг из друга сюжетно, но и объясняют, что это такое было, один за одним. Третий том наконец «собирает» всё то, что читатель только что смог осилить, в одно целое, в нём же наконец приоткрывается тайна не только того, куда всё это время стремились все участники, но и откуда они вышли. Однако так приоткрывается, что часть всё равно неизбежно придётся додумывать самому.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Лично для меня так и осталось загадкой, является ли Жан ле Фламбер тем же существом, что все вместе составляют Аун, Принцем-Цветком, или же его создала Пеллегрини, или же на самом деле он вообще когда-то был реальным человеком, который умудрился пройти ту же процедуру, что Основатели, но не стал Основателем, потому что ему это не сдалось? Возможно, мне однажды придётся перечитать и поискать ответ ещё раз.

Однако именно объяснение тому, как человечество дошло до жизни такой в своих технологиях, автор постепенно вводит и в третьем томе наконец открывает картину того прошлого, которое породило все эти странные сюрреализм и сингулярность.

Интересно, что при очень нагруженном мире Райаниеми не особенно нагружал персонажей. Они не статичны, многие из них меняются — и не всегда можно точно оценить, в лучшую или худшую сторону — под гнётом обстоятельств, но при этом они всё равно упорно казались мне менее важными, чем сама вселенная, в которой всё это происходит.

Больше всего меня в книге поразило и заинтересовало само представление о будущем. Тот факт, что человечество даже в эпоху колонизированной Солнечной системы и баз на планетах-гигантах умудряется друг с другом воевать, как раз совершенно не удивителен, но вот описанное Райаниеми представление о том, как именно выглядит и война, и быт... Много встречалась в фантастике с описанием виртуальной реальности, но никогда раньше не видела такого смелого смешения реальности и виртуальности в одно целое, где виртуальное тело и реальное тело могут представлять собой одно и тоже. Не «вот вам капсула, в которой лежит ваш мозг», не «вот очки, через которые видишь», а прям «вот здесь ты в интеллектуальной материи стоишь ногами, а вот здесь уже летишь в капсуле к границе Хэмминга и становишься плотноупакованным кодом, чтобы там погулять по фрактальным лесам».

Любопытная идея, хотя несколько пугающая.

«Квантовый вор» не подойдёт для лёгкого вечернего чтива, осилить его за один вечер, как мне кажется, не получится. Да даже за неделю — с трудом. Текст настолько концентрированный, что его нельзя просто листать, надо тщательно вчитываться и осмысливать каждую фразу. Однако для любителей такой твёрдой фанастики, чтобы на зубах скрипела, это прекрасная находка. Как минимум, яркие впечатления от описанного будущего обеспечены.

Десять Абсолютных Предателей из десяти.

Оценка: 10
– [  4  ] +

Ханну Райаниеми «Квантовый вор»

timochyk, 5 сентября 2021 г. 19:22

Как новичек отвечу цитатой о произведении:

«Вы, профессор, воля ваша, что-то нескладное придумали! Оно, может, и умно, но больно непонятно. Над вами потешаться будут».

Оценка: нет
– [  5  ] +

Ханну Райаниеми «Vaccine Season»

Lilian, 14 августа 2021 г. 21:38

Прекрасный рассказ. Вот что получается, когда на заданную тему пишет талантливый автор. И слова «пандемия» и «вакцинация» служат кирпичиками для истории о семье, любви, памяти — и целой вселенной. Маленькая личная история одной семьи, грусть по утраченному, вера в будущее, разногласия и поддержка разных поколений. А параллельно размышление о тьме вселенной и будущем человечества, где автор рисует свою фирменную яркую высокотехнологичную картину, так неотличимую от магии. Словно взрыв идей и кадров. Словно мечта. А потом всё снова возвращается к личной семейной истории. Ну а как иначе, ведь человечество состоит из отдельных людей, а следовательно каждый из нас может стать вакциной от тьмы.

Оценка: 10
– [  0  ] +

Ханну Райаниеми «Страна вечного лета»

arturramires, 9 июня 2021 г. 16:51

По уровню «придумок» и разного рода отсылок вещь вполне себе выдающаяся, по-моему. Я нисколько не жалею потраченного на чтение времени.

Но, до боли режут глаза крайне скромные художественные достоинства произведения, да так, что хотелось отбросить книжку в сторону по пять раз на главу. Вот бы, думал я, сократить роман раза в три, потратить на него раз в пять больше авторского мастерства да таланта... Но увы, что выросло — то выросло.

Я всё же люблю, когда героям можно сопереживать, когда движения их души предстают адекватными моим собственным хоть в какой-то мере. А пространные разговоры друг с другом умозрительных конструкций, поражающие лишь занудством да заковыристостью аллюзий меня не вдохновляют... Даже тема смерти/бессмертия подана бездарно валяющимся на подоконнике куском колбасы (я вегетарианец).

Пожалуй, Уншлихт только меня и заинтересовал, да Уэст ещё чуть.

Как-то так. Даже почему-то обидно за писателя, как-будто постиг его некий провал оглушительных параметров. Тоже результат.

Оценка: 7
– [  9  ] +

Ханну Райаниеми «Страна вечного лета»

SeverianX, 23 апреля 2021 г. 18:41

Захотелось мне почитать что-нибудь из нестандартной фантастики, познакомиться с новыми идеями, и выбор мой пал на «Страну вечного лета». Что ж, впечатление книга оставила неоднозначное, но обо всё по порядку.

Роман повествует об альтернативной реальности 40-х годов XX века, где люди стёрли границы между миром живых и миром духов. Мир духов носит название Страна вечного лета, и люди туда попадают при наличии у них «билета», который не дает душе угаснуть. Контролирует Страну вечного лета Британская империя. В это время Советский Союз создает подобие бога – Вечноживого, которым стал не кто иной как Владимир Ильич Ленин. Вечноживой представляет собой множество душ людей, слившихся в единый сверхразум, по сути, являющийся суперкомпьютером с огромной вычислительной мощностью. Здесь можно провести параллели с коллективизмом и стремлением Советского Союза к обезличиванию. Таким образом перед нами противостояние двух сверхдержав в альтернативной реальности. Одна сторона обладает мнимым бессмертием, так как души и после смерти служат своей стране. Советский Союз же обладает технологией переноса сознания в единую сеть, где оно теряет волю, вливаясь в огромное информационное облако. Из всего этого следует, что между державами установился паритет, который каждая из сторон старается разрушить.

Мы становимся свидетелями борьбы спецслужб. На протяжении всей истории будет вестись игра между советским КГБ и аналогом британской МИ-6. Главная героиня, британская шпионка Рэйчел, пытаться найти «крота», сливающего информацию Союзу, а тот в свою очередь старается всячески замести следы. В разведуправлении начинается хаос и «охота на ведьм». Мне понравилась сама структура британской разведки, которая поделена на два управления: «зимнее» в мире живых и «летнее» в мире духов. Такой подход дает огромные преимущества – духи могут, например, видеть чужие эмоции или незаметно следить за живыми. Но самое главное преимущество британцев в оружии, которое использует эктоплазму. Попадая под действие эктоплазмы, люди погибают, а их души становится топливом для оружия. Что же касается Вечноживого, то его вычислительные мощности позволяют с легкостью вычислить любого шпиона. Таким образом обе разведки практически ничего не знают о противнике.

В ходе шпионского противостояния, герои наткнутся на секрет о мире духов, и его открытие грозит уничтожить или Страну вечного лета или Вечноживого, в зависимости от того, в чьи руки попадет этот секрет.

В первую очередь в романе мне понравилось развернутое устройство мира духов, в котором, например, присутствует четвертое измерение. Страна вечного лета хранит в себе очень необычные секреты, которые ещё больше нагнетают интригу. Так же мне показались интересными технологии, основанные на эфире и связанные с миром духов. Например, есть специальные шлемы, при помощи которых души могут «взять напрокат» тело медиума. Довольно необычным мне показалось, что духи после смерти копируют мир живых: строят копии зданий, ходят на работу вместо отдыха от мирской суеты и т.д. Это наводит на мысли о том, что, попадая в другое измерение, люди не знают, что им делать и просто продолжают жить, как жили до смерти. Даже королева продолжает править империей из Страны вечного лета. На мой взгляд, это неправильно, т.к. мир должен постоянно меняться, а для этого нужна смена поколений. В противном случае человечество ждет лишь застой.

Ну теперь о минусах, которых также немало. При всех своих интересных особенностях книгу читать довольно скучно. В романе огромное количество диалогов, в которых герои стараются обхитрить друг друга или вспоминают прошлое. Шпионские трюки, использованные автором, просты и не смогли меня удивить. Самое интересное именно в конце, а до него приходится буквально продираться сквозь текст. Да и концовка получилась не сказать чтобы очень сильный. Герои мне совершенно не приглянулись и не вызвали никаких эмоций.

Итог: Роман с очень интересной идей и продуманным миром, но никудышной реализацией. Тема шпионских разборок не особо хорошо помогает раскрыть всю возможную глубину этого мира.

Оценка: 7
– [  4  ] +

Ханну Райаниеми «Страна вечного лета»

cheppy7, 13 апреля 2021 г. 20:21

Приятный роман про альтернативный 1938 год, в котором есть развитой загробный мир и шпионская интрига с борьбой спецслужб СССР и Великобритании — борьбой как в реальном измерении, так и в эфирно-потустороннем. Автор выстраивает убедительный, продуманный сеттинг и населяет его симпатичными персонажами, которые помимо рабочих проблем успевают уделять внимание личным. Другое дело, что тот же Вечно Живой из книги наверняка назвал бы ее «мелкобуржуазной», ибо масштаб декораций не особо соответствует действию на сцене. Читатель ожидает, что к финалу нарытая героями в процессе интриг и предательств скрытая до поры правда о пучинах ноосферы произведет сотрясение основ, судьба человечества, переставшего бояться смерти, драматически изменится и развязка прогремит эпичным крещендо. Но Райаниеми все-таки сворачивает к нарочито скромной, безударной концовке — что-то такое в духе позднего Герберта Уэллса и раннего Джона ле Карре. В принципе, ничего страшного, тем более, что на пути к ней писатель сполна выдает то, что хотел нам поведать: ряд толковых мыслей о смысле бытия во Вселенной, где смерть утратила статус Последней Черты. И все же от такого щедрого на сочные детали текста хотелось бы большего — для этого у автора были на руках все карты.

Оценка: 7
⇑ Наверх