Все отзывы на произведения Александра Шарова
Отзывы
Рейтинг отзыва
Александр Шаров «Загадка рукописи № 700»
БондаренкоЕА, 15 апреля 2023 г. 17:21
Идея рассказа несколько мрачновата, но очень необычна — сосуществование среди людей другого разумного вида — человеко-жуков.
Кто-то не может уловить его смысл... но рассказ явно интригует и впечатляет. Он интересен, и прочтения заслуживает.
Александр Шаров «Кукушонок, принц с нашего двора»
glaymore, 14 февраля 2023 г. 09:23
Нам, поздне-советским детям просто сказочно (простите) повезло со сказками, которые для нас писали и издавали взрослые. И речь не про «Золотой ключик» с «Айболитом» и «Чебурашкой», хотя они тоже отличные — я имею в виду звездную плеяду детских авторов семидесятых-восьмидесятых. Коваль, Садовников, Козлов, Прокофьева, Токмакова, Демыкина... Все невероятно талантливые, каждый со своим уникальным голосом.
Шаров тоже из этой обоймы, и тоже уникален, практически наш советский Андерсен. В его сказках удивительным образом сочетается смех, доброта, лиричность и невеселая жизненная правда. В них невидимый мальчик путешествует по волшебному царству, окаменевший принц тысячу лет ждет свою возлюбленную, царь Жаб Девятый Вогнутовыгнутый декламирует абсурдные стишки, говорливая муха Ахумдус Ахум занудно читает наставления, а злой колдун Турропуто, чисто андерсеновский типаж, погружает мир в вечный холод и мрак — но даже во мраке сияет путеводная звезда.
Ни одна из вошедших в сборник вещей не похожа на другие. Вот героическая история, где простой советский ребенок отправляется в волшебную страну и с шутками и песнями побеждает там злого колдуна. А вот притча про то, как мальчик утром вышел из дома погулять — а к вечеру вернулся уже старым, бессмысленно растратившим всю свою жизнь на пустяки.
Вот сказка для самых маленьких, про то, как добрый художник рисовал оживающих мультяшных героев и как они все весело жили вместе. А вот волшебный персонаж вдруг обращается к читателю с, я бы сказал, ПУГАЮЩЕ АКТУАЛЬНЫМ вопросом:
«Тысячи книг написаны об одном старом докторе Фаусте, который продал душу дьяволу, чтобы все знать и все видеть. Почему же так мало книг о миллионах людей, которые продают душу дьяволу, чтобы ничего не видеть и ничего не знать?»
Шаров, к счастью или к сожалению, рано умер и не увидел, как сбывается мечта г-на Турропуто, куранты на башне идут обратно в прошлое, и мир погружается в бесконечную ледяную ночь. Но мы по крайней мере можем читать его сказки своим детям, чтобы те могли выучить по ним кое-какие важные уроки, пропущенные нашим поколением.
«Ели качаются — и сказка кончается.»
Спасибо вам, Шер Израилевич.
Александр Шаров «Мальчик Одуванчик и три ключика»
sindefara, 31 июля 2022 г. 03:43
Хочу сказать спасибо всем родителям, которые НЕ дают эту сказку детям.
Я её прочла в школьной библиотеке лет в 10-11, и она произвела на меня жуткое впечатление. У меня ощущение, что эта история всё время после была у меня где-то на заднем плане, словно какой-то злобный голосок — «вот видишь, как оно бывает? видишь? видишь? видишь?».
Возможно, мы должны порадоваться, что «сын рассказчика» извлечёт из этого урок, но читатель — не рассказчик, и не сын рассказчика, читатель проживает эту «сказку» вместе с главным героем и вместе с ним гибнет в океане безнадёжности и отчаяния. У читателя нет второго шанса, второй жизни: он есть только у какого-то постороннего мальчика.
Я до сих пор вспоминаю эту «сказку» с ужасом и сейчас мне кажется, что моя собственная жизнь сложилась именно так, как в ней — всё упущено, всё плохо, ничего не вернёшь, и я не могу не думать, что всё было бы иначе, если бы я это не читала. Понимаю, что это звучит как-то странно, но я убеждена, что если есть на свете вредные, реально вредные книги (их на самом деле очень мало) — это вот оно.
Я не за сплошные счастливые концы, но даже мысль «человек прожил бесполезную жизнь и всё упустил» можно выразить по-человечески (как Чехов), а не так, как это сделал автор сказки о трёх ключах.
Александр Шаров «Мальчик Одуванчик и три ключика»
Bluegrass, 17 июня 2022 г. 02:33
Даже странно, что на эту сказку до сих пор нет отзывов, ведь она такая мудрая, такая страшная. Может, поэтому и нет. Раз так, напишу я.
Упоминание об этой истории мне попалось в «Тайном русском календаре» Дмитрия Быкова. Так что финал для меня не был открытием. Немного даже жаль.
Еще довелось увидеть мультфильм. Он сильно смягчен по сравнению с первоисточником, потому что действие происходит во сне. Хотя если считать основной историей рамку про рассказчика и его сына, то суть примерно та же – это сказка-наставление, сказка-предупреждение. Правда, непонятно, зачем было зарифмовывать ее, она и так была хороша.
Итак, аллегория жизненного пути, на котором мы можем допустить ошибки – предпочесть важному неважное, вечному временное (вот что там ни говори, а есть у Шарова христианские мотивы, есть). Итак, что же у нас важное? Дружба и благодарность. Любовь. И милосердие, а может быть, подвиг. Герою трижды приходится выбирать, и трижды он совершает неверный выбор – бросается к «дурацким сундукам» с сокровищами, которые вовсе не сокровища. Звезда, его провожатый и маяк, с каждым неправильным выбором тускнеет, а сам мальчик чувствует себя все тяжелее и печальнее… К финалу он приходит стариком, который просит у гномов три новых ключа, как будто собирается начать жизнь сначала. Но это никому не дано, даже в сказке есть определенные законы. Сцена возвращения, встречи с бабушкой-черепашкой, которая сама уже старая и дряхлая, выписана коротко, но пронзительно. Бабушка так надеялась, что мальчик приведет принцессу и маленьких принцев, которые станут опорой в старости и ему и ей, а теперь вынуждена заботиться о престарелом внуке. Хотя как знать, что он сделает, когда проснется. Может быть, потеряв ключи и шансы, сможет сделать что-то для бабушки… хотя вряд ли, тому, чего не узнал в юности, трудно научиться в старости. Бабушку очень жаль. Не только из-за ее немощи, но и потому, что она винит себя в судьбе внука, думает, что он бросился к сундукам, потому что знал слишком мало сказок и в то же время слишком мало правдивых историй. Очень, кстати, верно выражено – мало научиться мечтать, нужно еще и уметь думать. Мы знаем многих любителей сказок, которые правдивые истории как-то позабыли.
Жаль также и всех зверей и птиц, которые ждали от мальчика не то чтобы ответной благодарности, а просто доброго слова. Не получили их и решили, что он «обыкновенный», «не чудесный». Как мало, если подумать, нужно, чтобы быть чудесным, и как много.
Последнее испытание вызывает уже не жалость, а трепет, и не только потому, что люди там много и тяжко страдали, но и потому, что они внезапно исчезли. Даже при всей условности сказки неизвестность пугает.
Но все же мальчик, сын рассказчика, крепко запоминает сказку и не хочет сломать свои ключи. Только вот финал открытый. Шаров никого не успокаивает и не устрашает. А может быть, он задает вопрос читателю.
В общем, еще одна сказка на вырост. Такая, которую детям читать нужно, но невозможно. Если приучать их к счастливым концам и всецелой правоте героев. Это сказка, но и правдивая история. Ее надо рассказывать, но очень осторожно.
Александр Шаров «Человек-Горошина и Простак»
Bluegrass, 20 мая 2022 г. 21:47
В детстве эта сказка мне не попалась, и вообще в моем детстве, кажется, у меня могло бы не получиться с Шаровым. Все же это очень условная сказка, законы, по которым живет ее мир, до конца не ясны. Нужно дорасти до определенного уровня мудрости, чтобы принимать эту неясность.
В сказке заметен андерсеновский дух – печальная, раздумчивая интонация, лирическая горечь, некоторая обреченность. Финал, который намекает, что борьба с Турропуто, по существу, длится вечно, уже не только печален, но и страшен. Но все-таки сказка светлая. Потому что Простак один раз уже победил, и снова сможет – главное, чтобы у него нашлись друзья, а они, хочется верить, найдутся.
Очень красивый момент – с фреской, повторенный дважды. Это намек, что Турропуто – это сама смерть. Неудивительно, что он нашел общий язык с ножницами – атрибутами Мойры. И что управляет снегом и холодом. Но рассуждать о мифологизме можно много. Интереснее другое – ставится знак равенства между смертью и пороком, злобой, ненавистью, да назовем своими именами — грехом. Это неожиданно для советской книги. Но не неожиданно для Шарова.
Нотки юмора и сатиры все-таки проскальзывают в этой серьезной сказке. Ахумдус Ахум с ее менторским тоном местами очаровательна, местами невыносима. Понравились объявления насчет скидок на летние и зимние товары. Продавцы не упустят своего, и не надо их за это порицать. Жаб Вогнутовыгнутый по-своему смешон, хотя и страшен тоже. Юмор проскальзывает на минутку – и тут же превращается во что-то совсем иное, мудрое поучение или зловещую картину. Постоянно повторяющийся прием.
Рекомендую сказку в первую очередь взрослым. Детям – что называется, в сопровождении родителей. Не потому, что она страшная или жестокая, а потому что ее нужно понимать. Она из зоны ближайшего развития. Надеюсь, что дети еще понимают эту сказку. Им это нужно. И нам тоже.
Александр Шаров «Человек-Горошина и Простак»
Wolde, 18 января 2020 г. 21:59
К сожалению, в моём детстве не было прекрасных сказок А. Шарова, — я прикоснулся к ним уже в зрелом возрасте, подбирая литературу для своих детей.
Совершенно случайно «Человек-горошина и простак» стала первым произведением, с которого мы начали знакомство с творчеством автора.
Уважаемые комментаторы уже оставили немало восторженных оценок этой прекрасной сказки, которая повлияла на них в детстве.
Лично для себя я отметил прекрасный язык произведения, который очень хорошо подходит для чтения вслух. Ещё одна его сильная сторона — глубина, жанровая близость к притче. Автор лёгкими мазками рисует трогательную, хрупкую, волшебную картину, бередящую сердца детей и взрослых. А эта светлая грусть от понимания того, что мир состоит не только из хороших людей, что за всё приходится платить, что жизнь не всегда справедлива даже к прекрасным людям, что любовь отнюдь не предполагает взаимность?..
За последние годы я прочитал немало сказок своим детям, но с уверенностью могу сказать, что творчество Шарова стоит особняком в этом ряду. Горячо рекомендую его и детям, и взрослым.
Александр Шаров «Человек-Горошина и Простак»
Большевик, 27 августа 2018 г. 20:56
Для любого, кто читал в детстве эту сказку она стала одной из лучших на всю жизнь. Бесподобная метафизика, дивный шедевр. Ничего больше не добавлю, кто читал, тот со мной согласится без сомненья.
Александр Шаров «Человек-Горошина и Простак»
K3K, 27 августа 2018 г. 19:50
Отличная, просто чудесная сказка. И сам перечитывал, и всем знакомым давал почитать — детям, конечно, но рекомендовал читать и взрослым) То самое издание 1973 года, с отличными картинками, которые так долго разглядывал в детстве. Читая во взрослом возрасте, понимаешь — это не только сказка, но и притча, поучительная и интересная, хоть и немного грустная. Настолько сильное впечатление книга на меня произвела в детстве, что даже моя аватара на всех форумах — картинка из этой книги.
Александр Шаров «Кукушонок, принц с нашего двора»
tovvsla, 18 июня 2018 г. 17:55
Вас услышали — и уже раз пять переиздали)
Александр Шаров «Человек-Горошина и Простак»
Groucho Marx, 4 января 2016 г. 12:18
Эта сказка принадлежит к эталонным текстам корпуса советской детской литературы — уникальному явлению в мировой литературе. Когда-нибудь её будут исследовать, оберегать, как культурное достояние, издавать в драгоценных переплётах выделанной кожи, с изумительными иллюстрациями Ники Гольц, и хранить в семейных книжных шкафах на видном месте. Одновременно с повышением статуса эта сказка распространится в электронном виде, её будут знать все дети.
Но пока что этот шедевр валяется на задворках культуры, он не нужен, поскольку наступило время многоликого гоподина Турропуто. Сказке про Человека-Горошину и Простака надо подождать. Её время наступит обязательно, рано или поздно.
Александр Шаров «Загадка рукописи № 700»
Sawwin, 6 августа 2015 г. 20:59
Двадцать шесть человек до меня выставили оценки этому рассказу, но никто не написал отзыва. Причина проста: о чём писать? Вот сюжет рассказа:
Как видим, сюжета ровно на две странички, к тому же, сюжет оборванный, не несущий никакой сверхидеи. Не считать же за таковую рассуждения о том, что книгохранилища должны быть закрыты для читателей. Спрашивается, на что Александр Шаров потратил ещё 15 страниц? А там подробнейшее и не дающее никакой полезной информации описание каждого из «исследователей», а также пункта приёма вторсырья и лаборатории института. Описания витиеватые, обстоятельные. Перед нами, по меткому определению Евгения Лукина, типичное «ожирение текста». Всё очень красиво, но совершенно не нужно. За словами теряется смысл, до и был ли он?..
Александр Шаров «После перезаписи»
morbo, 5 июня 2014 г. 08:31
Меня эта повесть зацепила. Человеку очень трудно судить о себе, ведь он со стороны себя никогда не наблюдает. Пока читал эту повесть, очень ярко представил, как бы я отнёсся к себе, если бы я не знал, что это я. И выводы меня не утешили, как и героя повести. Скорее всего я бы сильно невзлюбил свою копию, потому что в ней я бы отчётливее видел бы собственные недостатки, а собственные достоинства мне казались бы не столь важными — ведь рядом со мной оказался не менее достойный человек :) В общем, я бы скорее всего испытывал к своей копии одновременно и отвращение и зависть.
Не соглашусь с оценкой повести и отзывами. Возможно у читателей недостаточно развита самокритичность или они считают себя совершенными.
Александр Шаров «После перезаписи»
artem-sailer, 18 января 2014 г. 13:07
В целом не понравилось: слишком не смешно для юмористического произведения, беззубо для сатирического, ненаучно для научно-фантастического, нефантастично для фантастического. Эдакая солянка из вереницы образов: умных животных, глупых и черствых бюрократов и чутких обидчивых ученых. Читается легко, очень даже непринужденно, но, что называется, не цепляет. Одним словом — фантасмагория. Вероятно, это не мой жанр, так писать я точно никогда не буду...
Maine_Coon, 22 октября 2013 г. 07:36
Шедевр. Сильно рекомендую. Автор свободно себя чувствует во времени и пространстве. Сорок лет прошло, а помню каждое предложение.
Александр Шаров «Иллюзония, или Королевство кочек»
Maine_Coon, 22 октября 2013 г. 07:34
То есть ясно даже и ежу, что герой вместо «Да здравствует Сталин!» воскликнул «Долой Сталина!».. правда, некому было бы в таком случае сказку написати..
Великолепный язык и стилизация.
Стронций 88, 27 августа 2012 г. 13:48
Чем-то напомнило Одоевского (которого очень люблю), его пёстрые сказки – какой-то такой фантасмагоричностью, острым сарказмом, бодрым хитроватым языком. Читалось с большим интересом. Местами было смешно (юмор очень хорош – один «камень за пазухой» чего стоит), местами интригующе (кто же такой этот Жаке?). Сарказм – на высшем уровне – тут тебе и культ личности Плистерона, и поэты-лизоблюды, и многое-многое другое. Вообще, не смотря на то, что не нашёл я тут особо глубокого смысла – может только, как любили писать тогда, «памфлет на западную действительность» – рассказ на фоне остальных произведений сборника («Фантастика 1965, том 2») выделился ярким фейерверком. Читал я его с перерывами (так уж получилось), не все поэтому запоминалось очень хорошо (всё-таки рассказ лучше читать глотком, для полноты ощущений), но эта фантасмагоричность, язык, юмор – читалось с огромным удовольствием. Какая-то была яркая, хочется даже сказать праздничная, карнавальная пёстрость.
Александр Шаров «Иллюзония, или Королевство кочек»
vgi, 31 июля 2012 г. 15:57
Рассказ из тех, что запоминаются навсегда — а вместе с ним и стиль автора, который ни с чем не спутаешь. Прочитал очень давно, но неологизмы из него — «барбарные жабки», «соответствующие лица», «наичестнейший герцог Санчос» — до сих пор в памяти.
Александр Шаров «Человек-Горошина и Простак»
andra8681, 21 декабря 2011 г. 10:32
Читал в детстве в журнале «Пионер». Печаталась она в этом журнале в 1969 году. В настоящее время имею возможность читать благодаря тому, что располагаю номерами журнала «Пионер» за 1969 год в электронном виде. Тогда (в 1969) сказка произвела глубокое впечатление. В сказке действительно есть мрак и холод, но меня, наверное поразило то, что во мраке и холоде горел огонь, рассеивающий этот мрак. В этом было что-то мистическое, что-то подымающее дух и придающее сил. С тех пор не перечитывал, но помню до сего дня, и помню приблизительно обстоятельства при которых читал. Ученик Гурджиева — Успенский П.Д. писал о том, что мы из своей жизни помним те моменты, когда мы были наиболее сознательны. Значит сказка способствовала раскрытию моего сознания, может быть осознанию. В детском возрасте это важно. Жаль не прочитал в свое время сыну.
Пользуясь случаем хотел бы выразить глубокую благодарность автору. Рад, что на этом сайте нашел единомышленников, людей, которых данная сказка также не оставила равнодушными.
Александр Шаров «Иллюзония, или Королевство кочек»
PATARR, 22 октября 2011 г. 12:22
Читал рассказ очень, очень давно. По прошествии лет из памяти стерлись и имя автора, и название рассказа, и даже о чем в нем идет речь. Осталось только ощущение некой таинственной сказки и воспоминание о «барбарящих» лягушках :smile:. Совсем недавно перечитал рассказ еще раз. Удивительное произведение! Атмосфера напомнила мне нечто из Эдгара По, какой-то смесью из мистики/мистификации, гротеска и фантасмагории. Поражает, однако другое — изданные в далеких 60-х, читаются «Редкие рукописи» так, словно написаны они нашим современником сегодня. Впрочем, подобное характерно для всех мастеров и корифеев в не зависимости от жанра.
Согласен с unkas, комменировать «Редкие рукописи» очень сложно, их просто надо прочитать.
Александр Шаров «Кукушонок, принц с нашего двора»
dummy, 29 июля 2011 г. 23:56
в детстве обожала эту книгу, и хотя сейчас совершенно не помню, о чем она, помню ее прекрасные рисунки! очень расстроилась, когда узнала, что родители ее кому-то отдали. сейчас вряд ли можно где-то ее найти...
Александр Шаров «Человек-Горошина и Простак»
writter2009, 30 января 2011 г. 13:04
Признаться, очень удивлен. В очередной раз в памяти ожила эта чудесная сказка(причем частенько за последние 20 лет), наудачу вбил в поисковик название,и..обалдел. Единомышленников хватает! Так в чем же магнетизм сказки? Почему действительно она не забывается никогда? Мне повезло, прочел ее в далеком 90-м, в 3м классе был. По моему она правильно влияет на голову и на душу. Причем в том возрасте,когда впитуешь окружающий мир. В памяти четко отпечатались 2 дня. Ноябрьский хмурый вечер,дедовский дом, ночник горит и мать читает мне самое начало. «..волшебный узелок..наслледство от покойной матушки..) и другой день- начало мая, солнце, голубое небо, я дочитываю на подоконнике про ожившего юношу, принцессу, и их любовь . Сейчас точно не помню, не приносил книгу в библиотеку пол года, или брал дважды... А могла ведь мелькнуть и забыться! Сколько книг было! Школа, университет... Но нет, живет в душе. Знаю одно-найду и прочитаю в свои 30лет сказку. И дети будут читать. Просто она — волшебная. Такой теплый ветерок воспоминаний из детства. И неослабеет он всю жизнь, помогая по ней идти. Вот так. Да, еще что сказать хочу. Там тема любви затронута так... В детстве читаешь, и будто прикасаешся к будущей, взрослой жизни, а став взрослым касаешся детсва. В этом и волшебство этой книги..
Александр Шаров «После перезаписи»
ameshavkin, 21 сентября 2010 г. 12:10
Остросоциальная и притом глубоко реалистическая, психологическая повесть, далеко не утратившая актуальности. Одно из лучших произведений советской фантастики, несправедливо забытое.
Александр Шаров «Приключения Ёженьки, или Сказка о нарисованных человечках»
Лышко, 1 августа 2010 г. 12:09
В далёком детстве,на книжной ярмарке и по великому блату,соседка(!)купила эту книгу!Хрущевский дом,на каждом этаже дети-ровесники и книга!Мы играли в неё всем двором!А уж иллюстрации издания 1975 года ...Отличная книга для детей!!!
Александр Шаров «Человек-Горошина и Простак»
Ундина, 21 июля 2010 г. 10:27
«Любимая не бывает ни золотой, ни серебряной, ни медной, ни красивой или некрасивой, ни молодой или старой, а только любимой» — как-то раз ответил мне словами из этой сказки самый лучший для меня на Земле человек и повторяет это иногда вот уже шестнадцать лет! Это сказка нашего с ним детства, а на книжной полке стоят рядышком две одинаковые книжки...
Александр Шаров «Человек-Горошина и Простак»
Ле, 5 мая 2010 г. 20:35
«Если полюбишь, сбудется...
А черное горе забудется...»
Обожаемая, захватывающая воображение сказочная история детства, да что скрывать, до сих пор люблю и перечитывала не так давно... :smile: , поскольку являюсь счастливым обладателем издания 1973 года с чудеснейшими рисунками... В сказке Шарова прекрасно все и даже злодеи — «харизматично-аристократичные, сухопарые» Ножницы :gigi:, глава хунты «Одинаковых человечков» Турропуто... , и подобный Нерону почти поэт — Жаб Девятый Вогнутовыгнутый...
Александр Шаров «Человек-Горошина и Простак»
squirrel, 22 декабря 2008 г. 02:09
До сих пор нежно храню именно то, первопрочитанное издание 1973 года. Сколько раз перечитывала — считать собьюсь! Все, кому подсовывала эту вещь, оценивали очень высоко — но это было потом, потом, и люди были более-менее взрослые. Может, эта сказка просто не для детей? — тему Одинаковых Человечков и историю Жаба Девятого вполне можно при желании рассмотреть как элемент социальной сатиры. Этакий кукиш в кармане в детской книжке?
Для меня в ранне-школьном детстве это оказалась первая книга, которая заставила задуматься о любви и творчестве. О том, что чудеса — не бесплатны. Что счастье часто бывает за чей-то счет — и не от жлобства, а просто так получается... Что самопожертвование — не обязательно красивая смерть. И что оно тоже может быть счастьем.
Щемящая такая сказка. Пронзительная. Написанная легко-легко, прямо прозрачно. Как акварелью нарисована. И фразы многие сразу застревают в памяти. И нотки юмора сквозь грустный тон пробиваются — Ахумдус, например.
Как мне повезло, что именно в детстве попалась эта сказка — и стала одной из любимейших на всю жизнь!
Александр Шаров «Иллюзония, или Королевство кочек»
unkas, 9 ноября 2008 г. 18:49
«Редкие рукописи»-комментировать бессмысленно , их читать надо ! Поразительно,как они проскочили цензуру тех лет.
Александр Шаров «Человек-Горошина и Простак»
zarya, 4 февраля 2008 г. 22:10
Для меня эта сказка — одно из воспоминаний детства. Сначала читал её в разрозненных номерах журнала «Пионер», не по порядку; потом, уже целиком, в книжке. Не могу сказать, что тогда сказка мне очень уж понравилась — слишком она была холодноватой и мрачной, как и все (оказалось позднее) произведения Шарова, а также — я не мог подумать такими словами, но очень хорошо чувствовал — слишком высокий был у неё на мой тогдашний вкус уровень условности. Зато сказка долго не выходила из головы, упорно вспоминалась, заставляла к себе возвращаться, будоражила воображение (нечто подобное я чувствовал и по отношению к сказкам Андерсена). Навсегда запомнились и многие стихи из «Человека-горошины» — стишок Жаба Девятого, песенка Турропуто, песни часов.
Прежде чем писать аннотацию, я нашёл сказку и с удовольствием перечитал. Могу теперь добавить, что она написана прекрасным языком, ясным и выразительным, но без всякой вычурности.
Александр Шаров «Приключения Ёженьки, или Сказка о нарисованных человечках»
Вертер де Гёте, 29 января 2008 г. 00:07
Любимая книга моего раннего детства! Рыба-бутылка, Бешеные буквы, Чудовище — культовые герои. А уж имя Йырбод — просто прелесть.