FantLab ru

Андрей Платонов

Андрей Платонов
Страна: Россия
Родился: 28 августа 1899 г.
Умер: 5 января 1951 г.

Псевдонимы:

Елпидифор Баклажанов

Нищий

Иоганн Пупков

Тютень

А. Фирсов

Ф. Человеков



Андрей Платонович Платонов родился в Ямской Слободе на окраине Воронежа 28 августа (хотя его день рождения традиционно отмечался 1 сентября) 1899 года.

Его отец, слесарь железнодорожных мастерских Платон Фирсович Климентов, был довольно известным в городе лицом, о нём как о талантливом изобретателе-самоучке не раз писали местные газеты. Мать, Лобочихина Мария Васильевна, простая, глубоко верующая женщина, сумела передать сыну христианское мироощущение. Андрей был старшим из одиннадцати детей. Учился в церковно-приходской школе и городском училище. С 14 лет начал работать — рассыльным, литейщиком на трубном заводе, помощником машиниста. Литературные наклонности обнаружились у него довольно рано — с 12 лет сочинял стихи. После революции, в 1918, поступил в железнодорожный политехникум на электротехническое отделение. Воодушевлённый новыми идеями времени, участвовал в дискуссиях Коммунистического союза журналистов, публиковал статьи, рассказы, стихи в воронежских газетах и журналах («Воронежская коммуна», «Красная деревня», «Железный путь» и др.).

В 1919 как рядовой стрелок железнодорожного отряда, а также как «журналист советской прессы и литератор», участвовал в Гражданской войне, получив боевое крещение в стычках с белыми частями Мамонтова и Шкуро.

В 1920 в Москве состоялся Первый Всероссийский съезд пролетарских писателей, где Платонов представлял Воронежскую писательскую организацию. На съезде проводилось анкетирование. Ответы Платонова дают представление о нём, как о честном (не сочиняющем себе «революционное прошлое», как другие) и довольно уверенном в своих силах молодом писателе: «Участвовали ли в революционном движении, где и когда?» — «Нет»; «Подвергались ли репрессиям до Октябрьской революции?..» — «Нет»; «Какие препятствия мешали или мешают вашему литературному развитию?» — «Низшее образование, неимение свободного времени»; «Какие писатели оказали на вас наибольшее влияние?» — «Никакие»; «Каким литературным направлениям сочувствуете или принадлежите?» — «Никаким, имею своё».

Андрей Платонов короткое время был кандидатом в члены РКП(б), но за критику «официальных революционеров» в фельетоне «Душа человека — неприличное животное» в 1921 был исключён как «шаткий и неустойчивый элемент». В этом же году вышла его первая книга (брошюра) «Электрификация», а в следующем году в Краснодаре — сборник стихов «Голубая глубина».

На какое-то время Платонов оставляет литературный труд и полностью отдаётся практической работе по специальности (пролетарский писатель, по его мнению, обязан был иметь профессию, а творить — «в свободные выходные часы»). В 1921–1922 он состоит председателем Чрезвычайной комиссии по борьбе с засухой в Воронежской губернии, а с 1923 по 1926 в Воронежском губземуправлении работает губернским мелиоратором, заведующим работами по электрификации сельского хозяйства. Из сохранившегося удостоверения, выданного Платонову, известно, что «под его непосредственным административно-техническим руководством... построено 763 пруда... 315 шахтных колодцев... 16 трубчатых колодцев, осушено 7600 десятин... построены 3 сельские электрические силовые установки». Это были не насильственные трудовые подвиги, а последовательная материализация взглядов Платонова, которые он изложил ещё в «Российской колымаге»: «Борьба с голодом, борьба за жизнь революции сводится к борьбе с засухой. Средство победить её есть. И это средство единственно: гидрофикация, то есть сооружение систем искусственного орошения полей с культурными растениями. Революция превращается в борьбу с природой». Позже, как человек технически образованный и одарённый (имеющий десятки патентов на свои изобретения), он увидит экологическую опасность такой «борьбы».

В 1926 на Всероссийском съезде мелиораторов Платонов был избран в состав ЦК Союза сельского хозяйства и лесных работ и переехал с семьёй в Москву. К тому времени он был женат на Маше Кашинцевой. С ней он познакомился в 1920 в Воронежском отделении пролетписателей, где она служила. «Вечная Мария», она стала музой писателя, ей посвящены «Епифанские шлюзы» и многие стихи, которые слагал Платонов на протяжении всей жизни.

Работа в ЦК Союза сельского хозяйства не заладилась. «Отчасти в этом повинна страсть к размышлению и писательству», – признавался в письме Платонов. Около трёх месяцев он работал в Тамбове заведующим подотделом мелиорации. За это время написаны цикл повестей на русские исторические темы, фантастическая повесть «Эфирный тракт» (1927), повесть «Епифанские шлюзы» (о Петровских преобразованиях в России) и первая редакция «Города Градова» (сатирическое осмысление новой государственной философии).

С 1927 Платонов окончательно поселяется в Москве, и следующие два года, пожалуй, можно назвать самыми благополучными в его писательской судьбе, чему немало посодействовал Г. Литвин-Молотов. Член Воронежского губкома и редколлегии воронежских «Известий» (он и привлёк молодого Платонова к работе в местных газетах), Литвин-Молотов затем возглавил издательство «Буревестник» в Краснодаре (где вышел платоновский сборник стихов), а с середины 1920-х стал главным редактором издательства «Молодая гвардия» в Москве. Именно там были изданы два первых сборника рассказов и повестей Платонова. Сохранилось несколько писем, в которых Литвин-Молотов разбирает произведения Платонова (в рукописях) и обнаруживает хороший литературный вкус, хотя и пытается удержать писателя в берегах здравого смысла (учитывать цензуру).

В это время Андрей Платонов создаёт новую редакцию «Города Градова», цикл повестей: «Сокровенный человек» (попытка осмысления Гражданской войны и новых социальных отношений глазами «природного дурака» Фомы Пухова), «Ямская слобода», «Строители страны» (из которой вырастет роман «Чевенгур»). Сотрудничает в журналах «Красная новь», «Новый мир», «Октябрь», «Молодая гвардия», выпускает сборники: «Епифанские шлюзы» (1927), «Луговые мастера» (1928), «Сокровенный человек» (1928), «Происхождение мастера» (1929).

Московская литературная жизнь воодушевила сатирическое перо Платонова на несколько пародий: «Фабрика литературы» (написанная для журнала «Октябрь», но опубликованная там лишь в 1991), «Московское общество потребителей литературы. МОПЛ», «Антисексус» (диалог с ЛЕФом, Маяковским, Шкловским и др.).

1929 был назван «годом великого перелома» — шло раскулачивание деревни. Перелом произошёл и в литературной судьбе писателя — критики РАППа разгромили его рассказы «Че-Че-О», «Государственный житель», «Усомнившийся Макар» (статьи В. Стрельниковой «Разоблачители социализма» и Л. Авербаха «О целостных масштабах и частных Макарах»). «Усомнившийся Макар» был прочитан и самим Сталиным, который, в отличие от следующих вождей, читал всё мало-мальски заметное, — он не одобрил идеологическую двусмысленность и анархичность рассказа. В глазах литературных функционеров это приравнивалось к приговору. Немедленно был рассыпан набор доведённого до вёрстки романа «Чевенгур». Платонов искал заступничества у Горького. Алексей Максимович, высоко ценивший его как художника, но понимавший ситуационную «неуместность» провидческого «Чевенгура», осторожно писал ему, прочтя рукопись: «Человек Вы — талантливый, это бесспорно... Но, при неоспоримых достоинствах работы Вашей, я не думаю, что её напечатают, издадут. Этому помешает анархическое Ваше умонастроение, видимо, свойственное природе Вашего «духа». Хотели Вы этого или нет, — но Вы придали освещению действительности характер лирико-сатирический, что, разумеется, неприемлемо для нашей цензуры».

Осенью этого же года Андрей Платонов по заданию Наркомата земледелия много ездит по совхозам и колхозам Средней России. Впечатления от увиденного складываются в сюжет повести «Котлован», над которой он начинает работать. «Сюжет не нов, повторено страданье» — эпиграф, сохранившийся в черновиках повести, подтверждает, что от первого впечатления писатель не отступил, рассказав об «апокалипсисе коллективизации» на «апокалиптическом» языке. «Котлован» и пьеса «Шарманка», завершённые в 1930, при жизни Платонова опубликованы не были. Вышедшая в 1931 в журнале «Красная новь» повесть-хроника «Впрок» только поддала жару в критическую топку, которая «переплавила» немало писателей и то же попыталась сделать с Платоновым. Повесть назвали клеветой на «нового человека» и «генеральную линию» партии. Андрей Платонович вынужден был направить письма в центральные газеты с признанием своих ошибок, но ответов не получил, как не получил ответа и на своё письмо к Горькому, в котором писал: «Это письмо я Вам пишу не для того, чтобы жаловаться, — мне жаловаться не на что... я хочу сказать Вам, что я не классовый враг, и сколько бы я ни выстрадал в результате своих ошибок, вроде «Впрока», я классовым врагом стать не могу и довести меня до этого состояния нельзя, потому что рабочий класс — это моя родина, и моё будущее связано с пролетариатом... быть отвергнутым своим классом и быть внутренне всё же с ним — это гораздо более мучительно, чем сознать себя чуждым... и отойти в сторону».

Наступившая изоляция не заставила Андрея Платонова бросить перо. Он пишет народную трагедию «14 Красных Избушек» — о голоде в русской провинции, к которому привёл «великий перелом». Командировки от Наркомата земледелия по колхозам и совхозам Поволжья и Северного Кавказа дали писателю материал для повести «Ювенильное море» (1932).

С 1931 по 1935 Платонов работал старшим инженером-конструктором в Республиканском тресте по производству мер и весов. В 1934 вместе с группой писателей побывал в Туркмении. По следам этой поездки написаны повесть «Джан», рассказ «Такыр», статьи «О первой социалистической трагедии» и др. При жизни писателя опубликован лишь «Такыр».

Следующая книга рассказов (после 1929) вышла в тревожном 1937 — «Река Потудань», куда вошли такие классические произведения, как «Фро», «Июльская гроза», «В прекрасном и яростном мире». Парадоксально, но именно это время тщательного отслеживания неблагонадёжных спровоцировало появление первого и единственного при жизни писателя монографического исследования его творчества. Им стала большая обличительная статья А. Гурвича «Андрей Платонов» в журнале «Красная новь». Прослеживая творческую эволюцию писателя, Гурвич определил, что основой художественной системы Платонова является «религиозное душеустройство». По сути верно, но на фоне «безбожной пятилетки» это было политическим доносом. Платонов ответил Гурвичу в «Литературной газете» 20 декабря 1937 статьёй «Возражение без самозащиты».

Задуманная Платоновым книга, вослед Радищеву, «Путешествие из Ленинграда в Москву в 1937 году» значилась в планах издательства «Советский писатель» на 1938. Писатель проехал по маршрутам Радищева и Пушкина, собрал материал, но книга не вышла. В 1938 его пятнадцатилетний сын Тоша (Платон) по навету был арестован и осуждён по статье 58/10 — «за антисоветскую агитацию». Освободили его лишь в 1941 благодаря хлопотам М. Шолохова (в то время депутата Верховного Совета СССР), который дружил с Платоновыми. Из заключения Тоша вернулся со злой чахоткой и через два года умер. Это горе Платонов не изжил до конца своих дней.

До начала Великой Отечественной войны Андрей Платонов сотрудничает с журналами «Литературный критик» и «Литературное обозрение», пишет книги «Размышления читателя» и «Николай Островский». Набор «Размышлений» под ударами критики был рассыпан, а рукопись «Островского» затребовал ЦК ВКП(б), где она и сгинула. Платонов вынужден был зарабатывать на жизнь книгами для детей. В издательстве детской литературы вышла книга «Июльская гроза», пьесы же, написанные для Центрального детского театра — «Избушка бабушки», «Добрый Тит», «Неродная дочь» — при жизни писателя так и не увидели сцены.

Война застала Платонова в Москве. Юрий Нагибин вспоминает: «...К нам зашёл Андрей Платонович. Он был совершенно спокоен. Испуганная мама бросилась к нему со словами: «Андрей Платонович, что же будет?» Он посмотрел так удивлённо: «А что?.. Россия победит» — «Но как?! – воскликнула мама. – Немцы уже в предместьях Москвы!» Платонов пожал плечами: «Как? Я не знаю, как. Пузом!»

С 1942 и до конца войны Андрей Платонов был фронтовым корреспондентом газеты «Красная Звезда», выпустил четыре книги военной прозы: «Одухотворённые люди» (1942), «Рассказы о Родине», «Броня» (обе — 1943), «В сторону заката солнца» (1945).

Вернувшись в мирную жизнь, он снова оказался в положении литературного изгоя: цензура зарубила книгу «Вся жизнь», опубликованный рассказ «Семья Ивановых» («Возвращение») — о том, что война калечит человека не только физически, но и нравственно — критика объявила клеветой на солдата-героя, Центральный детский театр не принял пьесу о Пушкине «Ученик Лицея»...

В последние годы жизни, тяжело больной (прогрессирующий туберкулёз), Платонов зарабатывал на хлеб переложением народных сказок. Материально его поддерживали Шолохов и Фадеев, который когда-то «по должности» обрушивался на «Усомнившегося Макара». Шолохов помог и с изданием книг сказок «Финист — Ясный Сокол», «Башкирские народные сказки» (обе — 1947), «Волшебное кольцо» (1950). Жил Платонов во флигеле Литературного института имени М. Горького. Кто-то из литераторов, увидев, как он метёт двор под своими окнами, запустил легенду, будто он работает дворником.

Андрей Платонов уходил из жизни непризнанным. Один из самых значительных писателей XX века главные свои произведения — роман «Чевенгур», повести «Котлован», «Ювенильное море», «Джан» — не увидел опубликованными. Когда в хрущёвские шестидесятые робко стали появляться первые платоновские книги, в каждом интеллигентском доме красный угол занимал портрет Хемингуэя, который в своей Нобелевской речи называл Платонова среди своих учителей.

В 1951 Андрей Платонов ушёл из жизни. Похоронен он в Москве на Армянском кладбище рядом с сыном.

Фантастическое в творчестве автора

Ряд произведений Андрея Платонова традиционно относят к научной фантастике, включая в различные жанровые антологии.

Прежде всего, это рассказы «Сатана мысли» (написанный в 1922 г.) и «Лунная бомба» (1926) и повесть «Эфирный тракт» (1926-1927), составляющие согласно замыслу автора единый цикл.

Герои этих произведений – фанатичные учёные и изобретатели, ставящие перед собой задачи планетарного масштаба. «Землю надо переделать руками человека, как нужно человеку». Инженер Крейцкопф, создаёт снаряд, способный долететь до Луны — «лунную бомбу» — и становится первым человеком, познавшим её тайны. Инженер Вогулов изобретает невероятной силы источник энергии — ультрасвет – и меняет рельеф Земли, срывая горы и засыпая моря. Герои «Эфирного тракта» Фаддей Попов, Исаак Матиссен, Михаил Кирпичников совершают грандиозные научные открытия, которые доводит до завершения Егор Кирпичников, изобретая способ размножения материи, позволяющий выращивать металлы и уголь «как скотоводы разводят свиней» посредством «искусственного кормления и выращивания электронов».

Грядущее преображение мира силами человеческого духа и разума с использованием новых знаний также является темой таких рассказов Платонова как «Маркун» (1921), «Жажда нищего» (1921), «Приключения Баклажанова» (1922), «В звёздной пустыне» (1921), «Рассказ о многих интересных вещах» (1923), повести «Ювенильное море» (1932). «Моя машина – пасть, в которой может исчезнуть вся вселенная в мгновение, принять в ней новый образ, который ещё и ещё раз я пропущу через спирали мотора» — такими категориями рассуждает герой рассказа «Маркун».

Фантастические мотивы можно отыскать и в других произведениях Андрея Платонова.

Рассказы «Ерик» (1921), «Тютень, Витютень и Протегален» (1922) — своеобразная лубочно-сказочная фантастика.

Рассказ «Война» (1927) изображает будущее, в котором идеи Великой Октябрьской социалистической революции распространяются на весь мир.

Рассказ-памфлет «Антисексус» (1925-1926), написанный в форме отзывов знаменитостей на неожиданное изобретение учёных, словно бы перекликается с апокрифом Станислава Лема «Сексотрясение» из «Библиотеки XXI века».

В рассказе «Мусорный ветер» (1934) используется приём фантастической метаморфозы, вызывающий аллюзии с известным рассказом Франца Кафки «Превращение».

Главные произведения Платонова – роман «Чевенгур» (1929) и повесть «Котлован» (1930) — современная литературная критика определяет как социальные антиутопии, а его пьесы — «Дураки на периферии» (1928), «Шарманка» (1930) — ставят в один ряд с работами создателей театра абсурда Ионеско и Беккета.

Многие произведения Платонова содержат элементы фантасмагории, достаточно вспомнить медведя-молотобойца из повести «Котлован», принимавшего активное участие в раскулачивании.

Наконец, нельзя не вспомнить и о блистательной работе Платонова по литературной обработке народных башкирских и русских сказок.

Но, говоря о фантастическом в творчестве Платонова, нельзя ограничиваться чисто формальными признаками. Всё его творчество в той или иной степени окрашено мироощущением автора, которого куда в большей степени можно назвать фантастом – провидцем будущего, нежели многих современных авторов, которые используют элементы фантастики лишь для придания модного антуража своим произведениям.

Фантастическая составляющяя в прозе Андрея Платонова, влияние на его творчество идей и теорий Константина Циолковского, Александра Богданова, Николая Фёдорова, Владимира Вернадского – это тема для глубокого исследования, далеко выходящего за рамки задач библиографического описания, поэтому ограничусь цитированием самого Андрея Платонова:

«Надо любить ту вселенную, которая может быть, а не ту, которая есть. Невозможное — невеста человечества, и к невозможному летят наши души... Невозможное — граница нашего мира с другим. Все научные теории, атомы, ионы, электроны, гипотезы, — всякие законы — вовсе не реальные вещи, а отношения человеческого организма ко Вселенной в момент познающей деятельности...» (из письма к жене)

«До сих пор человечество только и хотело ясного понимания, горячего ощущения той вольной пламенной силы, которая творит и творит и разрушает вселенные. Человек — соучастник этой силы, и его душа есть тот же огонь, каким зажжено солнце, и в душе человека такие и ещё большие пространства, какие лежат в межзвёздных пустынях. Человек хочет понять себя, чтобы освободиться от ложных понятий греха и долга, возможного и невозможного, правды и лжи, вреда и выгоды и т.д. Когда поймёт человек себя, он поймёт всё и будет навсегда свободен. Все стены падут перед ним, и он наконец воскреснет, ибо настоящей жизни ещё нет.» (из эссе «О любви»)

Примечание к биографии:

  1. В биографических справках о писателе часто указывают, что настоящая его фамилия – Климентов, а Платонов – псевдоним. Это неверно. В начале 1920-х годов он официально поменял свою фамилию с Климентова на Платонова.

  2. В память о выдающемся писателе на родине Андрея Платонова — в Воронеже — с 2011 года проводится международный Платоновский фестиваль искусств, включающий в себя направления «Театр», «Музыка», «Выставки» и «Литература». На фестивале также ежегодно присуждается Платоновская премия деятелям литературы и искусства за значительный вклад в культурное достояние Российской Федерации, за создание выдающихся произведений в литературе, театральном, музыкальном, изобразительном искусстве, за новаторское развитие гуманистических культурных традиций.

Сайты и ссылки:

www.aplatonov.ru (официальный сайт)
Сортировка:

Андрей Платонов. Циклы произведений

6.80 (10)
-
5.78 (81)
-
3 отз.
6.89 (44)
-
2 отз.
7.02 (66)
-
1 отз.
7.67 (3)
-
7.47 (43)
-
7.40 (5)
-

Андрей Платонов. Романы

  1972 Чевенгур  
8.33 (161)
-
2 отз.

Андрей Платонов. Повести

  1923 Рассказ о многих интересных вещах // Соавтор: Михаил Бахметьев  
7.00 (4)
-
  1927 Город Градов  [= Город Градов. Заметки командированного]  
7.30 (40)
-
1 отз.
8.39 (41)
-
2 отз.
8.38 (16)
-
1 отз.
7.98 (52)
-
1 отз.
8.57 (23)
-
8.00 (17)
-
  1964 Джан  
7.77 (35)
-
1 отз.
7.02 (66)
-
1 отз.
  1969 Котлован  
7.63 (276)
-
9 отз.
7.86 (80)
-
-
8.00 (3)
-

Андрей Платонов. Рассказы

7.83 (6)
-
  1920 Апалитыч  
6.80 (5)
-
  1920 Волчок  [= Волчёк]  
7.62 (8)
-
  1920 Волы  
7.33 (6)
-
  1920 Поп  
8.00 (5)
-
1 отз.
7.60 (5)
-
  1920 Чульдик и Епишка  [= Епишка]  
7.62 (8)
-
1 отз.
6.52 (21)
-
1 отз.
  1921 Володькин муж  [= Володькин муж: Мои похождения на этом свете]  
6.75 (4)
-
  1921 Ерик  
7.14 (7)
-
  1921 Жажда нищего (Видения истории)  [= Новогодняя фантазия] [под псевдонимом Нищий]  
7.20 (5)
-
  1921 Заметки  
7.00 (4)
-
  1921 Иван Митрич  [= Старые люди. Иван Митрич]  
7.62 (8)
-
1 отз.
  1921 Маркун  
7.29 (17)
-
7.00 (4)
-
  1922 Данилок  
7.25 (4)
-
  1922 Память  [= Детские воспоминания]  
7.40 (5)
-
1 отз.
5.54 (24)
-
1 отз.
  1922 Потомки Солнца (Фантазия)  [= Сатана мысли; Сатана мысли (Фантазия)]  
5.78 (81)
-
3 отз.
7.40 (5)
-
  1922 Тютень, Витютень и Протегален [под псевдонимом Елпидифор Баклажанов]  
6.75 (4)
-
  1923 История иерея Прокопия Жабрина [под псевдонимом Иоганн Пупков]  
7.50 (4)
-
  1923 Немые тайны морских глубин (Роман из великой эпохи) [под псевдонимом Иоганн Пупков]  
6.75 (4)
-
  1923 Рассказ не состоящего больше во жлобах [под псевдонимом Е. Баклажанов]  
7.40 (5)
-
  1924 Бучило  
8.14 (7)
-
6.89 (44)
-
2 отз.
  1926 Рассказ о потухшей лампе Ильича  [= Как зажглась лампа Ильича; О потухшей лампе Ильича; Лампочка Ильича; О лампочке Ильича]  
7.50 (10)
-
8.00 (4)
-
7.60 (5)
-
7.75 (4)
-
1 отз.
  1927 Иван Жох  
7.71 (7)
-
  1927 Крюйс  
8.40 (5)
-
1 отз.
7.22 (9)
-
7.75 (28)
-
9.00 (6)
-
7.40 (5)
-
1 отз.
  1928 Приключение [Отрывок из романа "Чевенгур"]  
8.40 (5)
-
7.75 (16)
-
7.47 (43)
-
6.00 (1)
-
8.43 (44)
-
  1934 Начдив  
6.67 (3)
-
  1934 Такыр  
7.79 (14)
-
  1936 Бессмертие  [= Красный Лиман]  
7.33 (3)
-
  1936 Глиняный дом в уездном саду  [= Глиняный дом в уездном саду (Нужная родина); Нужная родина]  
8.00 (11)
-
2 отз.
7.50 (10)
-
  1936 Среди животных и растений  [= Жизнь в семействе; Стрелочник]  
7.67 (3)
-
7.61 (23)
-
  1936 Фро  
7.41 (34)
-
8.34 (41)
-
1 отз.
8.00 (5)
-
  1938 Июльская гроза  [= Гроза]  
8.04 (23)
-
7.88 (26)
-
  1939 Вся жизнь  [= Свет жизни]  
7.83 (6)
-
7.20 (15)
-
7.53 (19)
-
  1940 Алтеркэ  [= Мученье ребёнка]  
8.75 (4)
-
  1940 Старый механик  [= Жена машиниста]  
6.78 (9)
-
  1941 В прекрасном и яростном мире  [= Александр Мальцев; Воображаемый свет; В прекрасном и яростном мире (Машинист Мальцев)]  
7.91 (43)
-
1 отз.
7.60 (5)
-
  1941 Дед-солдат  [= Дед-матрос]  
6.67 (3)
-
  1941 Железная старуха  [= Ты кто?]  
8.20 (10)
-
1 отз.
  1941 От хорошего сердца  [= Верное сердце; Присяга]  
8.00 (4)
-
  1942 Божье дерево  [= Дерево родины; Дерево Родины]  
7.50 (2)
-
  1942 Броня  
6.36 (11)
-
7.50 (2)
-
  1942 Одухотворённые люди  [= Одухотворённые люди (Рассказ о небольшом сражении под Севастополем); Одушевлённые люди; Слава; Бессмертный подвиг моряков. Фильченков, Красносельский, Цибулько, Одинцов, Паршин]  
7.37 (19)
-
  1942 Рассказ о мёртвом старике  [= Рассказ о старике; Старик]  
8.50 (6)
-
  1943 Бой в грозу  [= Гроза над Орлом]  
8.00 (2)
-
  1943 Взыскание погибших  [= Мать]  
7.10 (10)
-
8.00 (2)
-
  1943 Иван Толокно — труженик войны  [= В сторону заката солнца: Иван Толокно; В сторону заката солнца; Сапёр]  
7.00 (4)
-
8.00 (7)
-
  1943 Никодим Максимов  [= Два дня Никодима Максимова]  
8.00 (2)
-
  1943 Оборона Семидворья  [= Смерти нет!; Смерти нет! (Оборона Семидворья)]  
6.67 (3)
-
  1943 Сампо  
8.20 (5)
-
7.60 (5)
-
8.71 (7)
-
  1944 Добрая корова. Рассказ старослужащего красноармейца  [= Корова; Добрая корова; На доброй земле (Рассказ бойца); Через реку. Рассказ пехотинца]  
7.33 (9)
-
6.80 (5)
-
  1944 Сын народа  [= Сын народа: Офицер Простых]  
8.00 (1)
-
  1944 Три солдата  [= На минном поле; О советском солдате: Три солдата]  
7.67 (3)
-
  1945 «Челюсть дракона»  [= Один бой; Один бой: Челюсть дракона; «Челюсть дракона» (Один бой)]  
6.25 (4)
-
  1945 На Горынь-реке  [= Апрельские будни]  
8.00 (1)
-
  1945 Никита  [= Добрый Кит]  
8.62 (13)
-
1 отз.
  1945 Сержант Шадрин  [= Сержант Шадрин (История русского молодого человека нашего времени)]  
7.50 (2)
-
7.87 (23)
-
6.40 (5)
-
  1946 Возвращение  [= Семья Иванова]  
8.43 (37)
-
  1946 Молодой майор: Офицер Зайцев  [= Начало пути]  
-
8.00 (1)
-
  1947 Счастье вблизи человека [отрывок из повести "Джан"]  
9.50 (2)
-
  1958 Ещё мама  
7.62 (24)
-
1 отз.
7.00 (3)
-
  1962 Афродита  
7.50 (10)
-
  1962 Корова  
8.50 (24)
-
6.25 (4)
-
6.50 (2)
-
7.00 (1)
-
  1963 Старый человек Никодим  [= Старый Никодим]  
7.00 (2)
-
  1964 Московская скрипка  [= Скрипка]  
8.00 (2)
-
  1965 Житейское дело  [= Житейское дело (Следом за сердцем)]  
7.00 (2)
-
6.82 (17)
-
1 отз.
6.86 (7)
-
7.50 (4)
-
  1966 Любовь к родине, или Путешествие воробья  [= Путешествие воробья]  
7.08 (13)
-
  1966 Пук-пук  
8.00 (4)
-
8.29 (7)
-
  1966 Среди народа  [= Офицер и крестьянин; Офицер и крестьянин: Среди народа]  
6.67 (6)
-
  1966 Уля  
8.47 (17)
-
1 отз.
  1966 Юшка  [= Юшка (В старой деревне)]  
7.93 (29)
-
6.50 (2)
-
6.50 (2)
-
7.00 (2)
-
  1971 Смерть Копёнкина  [= Кончина Копёнкина] [Отрывок из романа «Чевенгур»]  
6.67 (6)
-
8.17 (12)
-
7.33 (12)
-
-
  1984 Осьмушка  
7.00 (5)
-
-
7.00 (2)
-
-
7.67 (3)
-
7.40 (5)
-
7.33 (3)
-
7.00 (2)
-
  1999 Война  
7.33 (3)
-
7.33 (3)
-
6.67 (3)
-
8.60 (5)
-
7.50 (2)
-
7.00 (3)
-
7.00 (2)
-
  2009 Серёжка  
7.75 (4)
-
1 отз.
7.00 (2)
-

Андрей Платонов. Микрорассказы

6.75 (4)
-
6.50 (4)
-

Андрей Платонов. Сказки

7.40 (5)
-
  1947 Абзалил  
7.60 (5)
-
  1947 Аминбек  
7.60 (5)
-
8.50 (6)
-
7.60 (5)
-
  1947 Жадный богач и Зиннят-агай  [= Жадные богачи и Зиннят]  
8.20 (5)
-
7.00 (5)
-
7.20 (5)
-
7.80 (5)
-
7.60 (5)
-
7.75 (4)
-
7.80 (5)
-
7.80 (5)
-
8.14 (7)
-
8.00 (5)
-
8.40 (5)
-
7.83 (6)
-
  1947 Сарбай  
7.83 (6)
-
1 отз.
8.00 (4)
-
  1947 Финист — ясный сокол  [= Финист-ясный сокол]  
8.69 (29)
-
  1950 Безручка  
8.00 (31)
-
8.53 (62)
-
8.35 (31)
-
  1950 Морока  
7.83 (18)
-
7.89 (53)
-
8.53 (38)
-
-
7.50 (2)
-
-
-
8.00 (2)
-
-
7.83 (18)
-
  1967 Иван Чудо  [= Иван-Чудо]  
7.12 (17)
-
7.70 (10)
-
7.62 (40)
-
1 отз.

Андрей Платонов. Поэзия

9.00 (2)
-
9.00 (2)
-

Андрей Платонов. Пьесы

  1936 Лепящий улыбку [под псевдонимом Ф. Человеков]  
-
  1967 Волшебное существо // Соавтор: Рувим Фраерман  
7.00 (1)
-
  1967 Голос отца  [= Голос отца: Молчание]  
6.50 (2)
-
7.00 (2)
-
8.83 (6)
-
8.00 (1)
-
  1975 Шарманка  
8.50 (2)
-
8.00 (3)
-
8.00 (3)
-

Андрей Платонов. Киносценарии

8.00 (1)
-
  1967 Отец-мать  [= Отец]  
7.00 (1)
-
-
8.00 (2)
-
5.00 (1)
-
  1991 Машинист  
7.00 (1)
-
6.00 (1)
-

Андрей Платонов. Статьи

-
-
-
-
-
-
-
-
-
  1920 В бездну  
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
5.00 (1)
-
  1920 Два мира  
-
-
-
-
7.00 (4)
-
-
-
-
7.00 (1)
-
-
5.00 (1)
-
  1920 Конец  
-
-
-
-
-
-
-
7.33 (3)
-
-
-
-
-
-
-
  1920 О науке  
-
-
  1920 О них  [= К чествованию героев труда]  
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
6.00 (1)
-
-
  1920 Сила сил  
-
-
-
-
  1920 Тьма  
-
-
-
-
-
-
-
6.00 (1)
-
6.00 (3)
-
-
-
-
-
-
5.00 (1)
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
5.00 (1)
-
-
-
6.00 (1)
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
7.00 (1)
-
-
-
7.00 (2)
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
7.00 (1)
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
6.00 (1)
-
-
-
-
-
-
-
-
-
  1922 Хлебные богомольцы  [= Церковь и голод]  
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
6.00 (3)
-
-
-
-
-
-
-
5.67 (3)
-
-
-
-
-
-
7.00 (2)
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
5.00 (1)
-
-
  1937 Общие размышления о сатире по поводу, однако, частного случая  [= Общие размышления о сатире — по поводу одного частного случая] [под псевдонимом Ф. Человеков]  
-
  1937 Павел Корчагин  [= Электрик Павел Корчагин (Памяти Н. А. Островского) ]  
-
-
  1937 Пушкин и Горький  [= Размышление о литературе; Размышление о литературе: Пушкин и Горький]  
-
-
-
  1938 Александр Архангельский [под псевдонимом Ф. Человеков]  
-
-
  1938 Навстречу людям (По поводу романов Эрнеста Хэмингуэя «Прощай, оружие!» и «Иметь и не иметь»)  [= Горе безоружным!; Разрушение хижины одинокого человека]  
7.00 (2)
-
-
  1938 Писатель-большевик [под псевдонимом Ф. Человеков]  
-
9.00 (1)
-
  1940 Ванда Василевская [под псевдонимом Ф. Человеков]  
-
  1940 Вашингтон Ирвинг [под псевдонимом Ф. Человеков]  
-
  1940 Размышления о Маяковском [под псевдонимом Ф. Человеков]  
-
-
-
9.00 (1)
-
6.00 (1)
-
  1988 О любви  
6.50 (2)
-
7.00 (2)
-
-
  1991 О первой социалистической трагедии  [= О социалистической трагедии]  
-
-
7.00 (1)
-
-
-
  1999 «Чтобы стать гением будущего...» [под псевдонимом Нищий]  
6.00 (1)
-
-
9.00 (1)
-
-
-
-
-

Андрей Платонов. Очерки

6.00 (1)
-
5.00 (1)
-
7.00 (1)
-
-
-
6.00 (3)
-
6.00 (1)
-
-
-
-
6.00 (1)
-
-
7.00 (1)
-
-
7.00 (1)
-
5.00 (1)
-
6.00 (1)
-
-
  1997 Ветер, а не человек  [= Ветер, а не человек [Кухонный мужик Советского Союза]]  
-
5.00 (1)
-

Андрей Платонов. Сборники

  1922 Голубая глубина [сборник стихотворений]  
6.00 (1)
-
9.00 (2)
-
10.00 (1)
-
10.00 (2)
-
-
  1943 Броня  
-
-
-
-
  1947 Башкирские народные сказки [сборник сказок]  
8.50 (2)
-
  1950 Волшебное кольцо [сборник сказок]  
8.50 (8)
-
1 отз.

Андрей Платонов. Отрывки

6.00 (1)
-

Андрей Платонов. Рецензии

-
-
-
-
-
-
6.50 (2)
-
  1922 Л. Карсавин. «Noctes Petropolitanae». Петербург, 1922 г.  [= <Рецензия на книгу Л. Карсавина «Noctes Petropolitanae»>]  
-
-
  1937 Лётчик-писатель [под псевдонимом Ф. Человеков]  
-
  1937 О грандиозном, но неуловимом [под псевдонимом Ф. Человеков]  
-
  1937 Страдания молодого единоличника [под псевдонимом Ф. Человеков]  
-
  1938 «Золотая Колыма» И. Гехтмана [под псевдонимом Ф. Человеков]  
-
  1938 «Клятва» Г. Фиша [под псевдонимом Ф. Человеков]  
-
-
  1938 Гордубал, крестьянин из повести Карела Чапека  [= "Гордубал"; "Гордубал" К. Чапека] [под псевдонимом А. Фирсов]  
-
  1938 Джамбул [под псевдонимом А. Фирсов]  
-
  1938 Книга о человеческом достоинстве [под псевдонимом А. Фирсов]  
-
  1938 Несолёное счастье [под псевдонимом Ф. Человеков]  
-
  1938 Рассказы А. Грина [под псевдонимом Ф. Человеков]  
5.00 (1)
-
  1938 Роман о детстве и юности пролетария [под псевдонимом Ф. Человеков]  
-
  1938 Седьмой номер журнала «Знамя»  [= Рассказы в журнале "Знамя"] [под псевдонимом Ф. Человеков]  
-
-
  1938 Творчество советских народов  [= Творчество народов СССР] [под псевдонимом Ф. Человеков]  
-
-
-
  1939 «В поисках родины» А. Ершова [под псевдонимом Ф. Человеков]  
-
  1939 «Земля в ярме» В. Василевской [под псевдонимом Ф. Человеков]  
-
  1939 «Ирина Годунова» А. Митрофанова [под псевдонимом Ф. Человеков]  
-
  1939 «Разбег»  
-
  1939 «Тоска по высоте» [под псевдонимом Ф. Человеков]  
-
-
  1939 В порядке овощей [под псевдонимом Ф. Человеков]  
-
  1939 Два рассказа [под псевдонимом Ф. Человеков]  
-
  1939 Курский литературный альманах [под псевдонимом Ф. Человеков]  
-
-
-
-
  1940 «Литературный Сталинград» [под псевдонимом Ф. Человеков]  
-
  1940 «Малахитовая шкатулка» П. Бажова [под псевдонимом Ф. Человеков]  
-
  1940 «О Маяковском» В. Шкловского  [= "О Маяковском"] [под псевдонимом Ф. Человеков]  
-
  1940 «В родных долинах» П. Кучияка  [= «В родных долинах»] [под псевдонимом Ф. Человеков]  
-
  1940 «Неодетая весна» М. Пришвина  [= «Неодетая весна»] [под псевдонимом Ф. Человеков]  
-
  1940 «Пробуждение героя» Д. Алтаузена [под псевдонимом Ф. Человеков]  
-
  1940 В. Г. Короленко  [= Прекрасная сущность человека] [под псевдонимом Ф. Человеков]  
-
  1940 Константин Паустовский  [= Рассказы К. Паустовского ] [под псевдонимом Ф. Человеков]  
-
  1940 О рассказах В. Козина [под псевдонимом А. Фирсов]  
-
  1940 Роман о гонении народа [под псевдонимом Ф. Человеков]  
-
  1941 «Академик Плющов» В. Закруткина [под псевдонимом А. Климентов]  
-
  1941 «Великое противостояние» Л. Кассиля [под псевдонимом А. Климентов]  
-
  1941 «Власть над землёй» В. Сафонова [под псевдонимом Ф. Человеков]  
-
  1941 «Детские годы Багрова-внука» С. Т. Аксакова [под псевдонимом Ф. Человеков]  
-
  1941 «Пережитое» А. Церетели [под псевдонимом А. Климентов]  
-
  1941 «Песни и устные рассказы рабочих старой Сибири» [под псевдонимом А. Климентов]  
-
-
-
-
-
-
-
9.00 (1)
-
  1967 Новый Руссо  [= Серая Сова]  
-
-
-
-
-
-
-
-

Андрей Платонов. Прочие произведения

-
-
-

Андрей Платонов. Незаконченные произведения

  1988 Великая Глухая (статья, не закончена)  
-
  1990 Технический роман (роман, не закончен)  
-
  1991 Счастливая Москва (роман, не закончен)  
8.12 (8)
-
  1991 Предисловие (отрывок, не закончен)  
-
  1993 Ноев Ковчег: Каиново отродье  [= Ноев Ковчег] (пьеса, не закончена)  
-
  1994 Дар жизни (повесть, не закончена)  
9.00 (2)
-
  1994 Лобская гора (рассказ, не закончен)  
-
  1995 Македонский офицер (роман, не закончен)  
7.00 (1)
-
  1995 Строители страны (повесть, не закончена)  
-
  1995 Колодезь (рассказ, не закончен)  
-
  1995 Победим ли мы засуху? (статья, не закончена)  
-
  1995 Индустриализация деревни (очерк, не закончен)  
-
  1995 Силовой газ из торфа (очерк, не закончен)  
-
-
-
-
-
  1999 Инженер (повесть, не закончена)  
-
  1999 Земля (рассказ, не закончен)  
7.50 (2)
-
  1999 Черноногая девчонка (рассказ, не закончен)  
8.00 (2)
-
  2004 Одни на свете (повесть, не закончена)  
-
  2004 «Майская роза» (рассказ, не закончен)  
-
  2004 Долгота жизни (рассказ, не закончен)  
-
  2004 Евдоким Соломонович (рассказ, не закончен)  
-
  2004 Офицер и крестьянин (Среди народа) (рассказ, не закончен)  
-
  2004 Предисловие (рассказ, не закончен)  
-
  2004 Сын народа (Офицер Простых) (рассказ, не закончен)  
-
  2004 Человеколюбие (рассказ, не закончен)  
-
  2004 Черноглазая (рассказ, не закончен)  
-
  2004 Штурм лабиринта (рассказ, не закончен)  
-
  2004 Штурман дальнего плавания (рассказ, не закончен)  
-
  2004 Взыскание погибших (пьеса, не закончена)  
-
  2004 Тит (Комедия) (пьеса, не закончена)  
-
  2004 Чаплин в Москве (пьеса, не закончена)  
-
  2004 Хемингуэй (очерк, не закончен)  
-
  2004 Хлебная энергия (очерк, не закончен)  
-
-
-
  2011 Афоня (рассказ, не закончен)  
9.00 (2)
-
  2011 В 2000 году (рассказ, не закончен)  
7.00 (2)
-
  2011 Первый день на свете (рассказ, не закончен)  
9.00 (2)
-
  2011 Избушка бабушки (пьеса, не закончена)  
8.00 (1)
-


  Формат рейтинга


  Примечание

Названия циклов в библиографии не являются авторскими и носят условный характер.


  Библиографы

  • Составитель библиографии — Papyrus

  • Куратор библиографии — Papyrus