Адольфо Биой Касарес

Лабораторная страница Адольфо Биой Касареса — биография, библиография, перечень изданий, рейтинг произведений, отзывы пр. Подсказка book'ашки


 

Адольфо Биой Касарес (Adolfo Bioy Casares)

Адольфо Биой Касарес
Страна: Аргентина
Родился: 15 сентября 1914 г.
Умер: 8 марта 1999 г.

Псевдонимы:

Онорио Бустос Домек (Honorio Bustos Domecq)

Б. Суарес Линч (B. Súarez Lynch)

Хавьер Миранда (Javier Miranda)

Мартин Сакастру (Martin Sacastru)



Всё-таки Аргентина дала литературе ХХ века трёх классиков, а не двух. Хулио Кортасар, Хорхе Луис Борхес — и Адольфо Биой Касарес, чьи произведения уже давно вышли в русском переводе.

Первый ход в своих произведениях Биой Касарес делает аналогично двум своим соотечественникам — ставя под вопрос обыденность. “Нам интересно обнаружить щель в реальности, казавшейся столь монолитной”. Это похоже на мир сна, где всё возможно (мотивировки Биой Касареса — всякие хитроумные машины или идея множественности параллельно существующих миров — выглядят как достаточно издевательские уступки обыденной логике). Блуждания по незнакомым городам. По брошенному на тропическом острове зданию — то ли музею, то ли гостинице, то ли бомбоубежищу. Прячась от призраков и влюбляясь в них, пытаясь втиснуться в их призрачный мир. А через пригородные заросли можно неведомым образом попасть в удалённый на четыреста километров город в другой стране — где на мгновение откроется дверца к счастливой жизни и куда не дадут попасть вновь сначала тюки с товаром, а потом страх.

С другой стороны, многое в Аргентине Биой Касареса знакомо до боли. Банды громил — “Беда в том, что они не нуждаются в разумных доводах. Им хватает тех, которые у них есть”. Людей убивают на улицах — а министерство сообщает о том, что “ситуация полностью контролируется, если не считать отдельных случаев”. Абсолютный произвол военного лагеря (рассказ “Напрямик”), живущие вокруг которого делятся на фанатиков, выдающих полиции из убеждения, и мирных жителей, выдающих полиции из страха. И расползание страха в разговорах, что такой-то продался, в чувстве, что за деревом на улице — засада. Это мир абсурда, часто сопоставимый с Кафкой. Все окружающие вдруг объявляют человеку, что он — это не он; друзья говорят, что впервые видят такого; в его доме живет кто-то другой. А когда человек уже отчаялся что-то доказать, его признают за него самого — но вместе с этим возлагают и вину за не совершённые им поступки.

При том, что герои Биой Касареса — люди обычно не слишком думающие, коммивояжёр, пенсионер, пилот, не кортасаровские рефлексирующие интеллектуалы. Тем жёстче их столкновение с абсурдом. Тем отчаяннее их попытки жить после катастрофы как ни в чём не бывало. Неравномерность течения времени ими тоже используется — например, в попытке уцепиться за прошлое. За женщину, похожую на ветреную возлюбленную, за кошку, похожую на кошку возлюбленной (тем более что кошка похожа точнее). Или — отец, стремящийся догнать автомобиль с девушкой, похожей на его погибшую дочь. Или пастор-фанатик, в попытке остановить время заставивший домашних соблюдать раз навсегда установленный распорядок в доме — так что прикосновение постороннего, случайно сбивающего этот порядок, несёт смерть. И как апофеоз — изобретатель, записавший не только изображения и голоса людей, но также их запахи, осязания, а заодно и вещи вокруг, создавший бессмертный призрачный мир, вновь и вновь повторяющийся, как мелодия на пластинке.

Может быть, это “доказательство от противного” того, что жизнь есть изменение и неожиданность, а не фиксированный облик? Не близок ли к тем призракам постмодерн с идеей “ничего нового”? И не соотносим ли пожелавший остаться с призраками герой “Изобретения Мореля” с литератором, жертвующим жизнью ради призрачного бессмертия? Биой Касарес избегает досказывания. Что вторглось в налаженную жизнь дона Николаса Веролы, лишив его жены, обернув шутку против шутника — ягуар (уже сорок лет не появлявшийся в окрестностях селения)? Местный донжуан Бруно (давно умерший)? И когда доктор Фауст обдумывает лазейку: “снова родиться, дожить до той страшной минуты, когда он продал душу Мефистофелю, снова продать её и, когда наконец наступит эта ночь, вновь бежать назад, к началу всего”, он не может решить, станет это замыкание жизни покоем или адом.

Может быть, Биой Касарес порой тяготится абсурдом и сворачивает к более спокойным историям (например, воссоздавая наивное восприятие деревенского парня, впервые попавшего в город и ввязавшегося по глупости в тёмные дела). Не случайно Кортасар вспоминает Биой Касареса в начале одной своей не слишком характерной описательностью и биографичностью новеллы (“Дневниковые записи для рассказа”), и это упоминание при всей почтительности и теплоте не чуждо иронии. Но действительно “время идет не всегда одинаково. Одна ночь может быть короче другой, в которой столько же часов. Кто мне не верит, пусть спросит у аптекаря из Росарио по фамилии Кориа. И это ещё не всё: иногда настоящее — стоит только зазеваться — смыкается с прошлым, а то и с будущим”. И Биой Касарес расскажет об этом лучше аптекаря из Росарио.

Адольфо Биой Касарес

Случилось так, что Адольфо Биой Касарес поначалу предстал перед нами в роли литературного персонажа, полумифической личности, мелькающей на страницах книг. В таинственных рассказах Борхеса он подчас даёт первый толчок развитию сюжета, его поступки непроизвольно становятся исходным звеном в длинной цепи ассоциаций: это он привозит из Лондона «странный кинжал с треугольным клинком и рукоятью в форме буквы Н» («Человек на пороге»); это он находит именно тот экземпляр казалось бы обычной энциклопедии, на страницах которого, отсутствующих в других экземплярах, даётся описание страны Укбар («Тлён, Укбар, Orbis Tertius»).

И эти ссылки — не просто литературная игра. Адольфо Биой Касарес широко известен в испаноязычных странах как один из ведущих прозаиков; имя его связано с литературой необычной, фантастической — многие критики считают Биоя Касареса основоположником научной фантастики в Аргентине. Человек глубоко образованный, неистощимый и занимательный рассказчик, великолепный стилист, ироничный и остроумный, он давно уже пользуется заслуженным признанием; его книги переведены на многие языки, отмечены национальными и международными премиями, по его рассказам сняты кино- и телефильмы.

Биография Адольфо Биоя Касареса небогата внешними событиями. Он родился в 1914 году в Буэнос-Айресе, детство провёл попеременно в городе и в усадьбе, принадлежавшей его родителям, учился на юридическом и на философско-филологическом факультетах. Биой Касарес рано увлёкся книгами и рано начал писать; ребенком он подражал любимым авторам, бесхитростно списывая у них целые страницы, а подростком стал сочинять фантастические и детективные истории и первую книгу, под знаменательным названием «Пролог», издал пятнадцати лет от роду, в 1929 году. За этой книгой последовали другие, но, как говорит сам писатель, ни ему, ни его друзьям радости они не доставляли. Один из ранних сборников, вышедших в тридцатые годы, Биой Касарес назвал «Семнадцать выстрелов в будущее», давая понять, что в дальнейшем эти рассказы наверняка обернутся против их автора.

К началу тридцатых годов относится знакомство Адольфо Биоя Касареса с Борхесом; знакомство это переросло затем в тесную дружбу, связавшую и литературные судьбы обоих. В 1936 году они вместе начинают выпускать журнал «Дестьемпо», просуществовавший, впрочем, очень недолго. Вместе на протяжении всей жизни они с удовольствием составляют различные антологии — как, например, «Антология фантастической литературы» (1940), «Короткие и необычайные рассказы» (1956), «Книга небес и ада» (1960), где собраны философские притчи, короткие истории и афоризмы о рае и аде писателей разных стран и разных эпох; вместе публикуют библиотеку детективных романов, комментированные издания испанских и английских классиков, выпускают том поэзии гаучо, пишут киносценарии и создают забавный литературный миф — писателя Онорио Бустоса Домека, от имени которого они издали несколько книг, в том числе сборник детективных рассказов «Шесть проблем для дона Исидро Пароди» и собрание велеречивых хвалебных отзывов на произведения несуществующих писателей, художников, скульпторов, архитекторов, где саркастически высмеяли буржуазные эстетические каноны шестидесятых годов. Нередко в этих изданиях участвовала и жена Биоя Касареса, писательница Сильвина Окампо.

Давая интервью, Биой Касарес неохотно говорит о содержании своих книг, об их героях, он предпочитает рассказывать о том, как он пишет, делится мыслями о писательском труде. Видишь, что для него это процесс глубоко осознанный, трудоёмкий и необходимый. Исследовательница его творчества Офелия Ковасси справедливо замечает, что литература для Биоя Касареса — это гносеология, применяющая почти научные методы, и сам писатель часто подчёркивает, что в литературе существуют свои законы: «Писать — значит непрерывно открывать эти законы или терпеть поражение... Работа писателя — это задача, которую решаешь, отчасти применяя общие, уже установленные законы, отчасти — законы особые, которые тебе предстоит открыть и принять». Он говорит, что никогда не испытывает мук, сидя перед белой страницей; у него всегда есть больше тем, чем написанных рассказов. Но написать хороший рассказ — длительный и тяжелый труд. «Писать — значит сделать плохой черновик, а потом править его, пока не прояснишь, что же думаешь на самом деле (...) Фраза может быть великолепной, но если она не выражает идею, не передаёт истину, приходится отказываться от неё; надо уметь отказываться — но порой как же это больно».



Награды и премии:

У автора нет премий, внесенных в базу сайта, но есть номинации.
все премии и номинации автора


Статьи и интервью:

Сортировка:
 Адольфо Биой Касарес. Романы Рейтинг
8.21 (90)
-
3 отз.
1945 План Побега / Plan de evasión   [= План бегства] 
8.81 (27)
-
2 отз.
1946 Ненависть любви / Los que aman, odian // Соавтор: Сильвина Окампо 
7.89 (9)
-
1954 Мечта героев / El sueño de los héroes   [= Сон героев; Сон о героях] 
9.23 (22)
-
4 отз.
1969 Дневник войны со свиньями / Diario de la guerra del cerdo   [= Хроника войны против свиней] 
8.36 (50)
-
1 отз.
1973 Сон на солнце / Dormir al Sol   [= Спать на солнце; Спящие на солнце] 
8.81 (16)
-
2 отз.
 
-
 Адольфо Биой Касарес. Повести Рейтинг
8.67 (9)
-
 
-
 
-
 Адольфо Биой Касарес. Рассказы Рейтинг
 
-
 
-
 
-
 
-
 
-
1929 Nick 
 
-
 
-
1929 Prologando 
 
-
1929 Soñando 
 
-
1929 Teatro 
 
-
1929 Triboniano 
 
-
 
-
 
-
 
-
 
-
1933 Contraste 
 
-
 
-
1933 El suicida 
 
-
1933 Farra 
 
-
 
-
 
-
 
-
 
-
 
-
 
-
 
-
1933 Sin alivio 
 
-
1933 Vida esta 
 
-
 
-
1934 Caos 
 
-
 
-
 
-
 
-
 
-
 
-
 
-
 
-
 
-
 
-
 
-
 
-
1936 Catarsis 
 
-
 
-
 
-
 
-
 
-
 
-
 
-
1937 Compas 
 
-
 
-
 
-
 
-
 
-
 
-
 
-
 
-
1937 Intemperie 
 
-
 
-
 
-
 
-
1937 Promesa 
 
-
 
-
 
-
 
-
1942 Долгий поиск Тай Аня / La prolongada busca de Tal An   [= Долгие поиски Тай Аня; Долгие поиски] // Соавтор: Хорхе Луис Борхес 
7.63 (43)
-
1 отз.
1942 Жертва Тадео Лимардо / La víctima de Tadeo Limardo // Соавтор: Хорхе Луис Борхес 
7.36 (39)
-
1 отз.
1942 Двенадцать символов мира / Las doce figuras del mundo   [= Двенадцать знаков мироздания] // Соавтор: Хорхе Луис Борхес [под псевдонимом Онорио Бустос Домек] 
7.44 (84)
-
1 отз.
1942 Ночи господина Голядкина / Las noches de Goliadkin   [= Ночи Голядкина] // Соавтор: Хорхе Луис Борхес 
7.55 (78)
-
1 отз.
1942 Предусмотрительный Санджакомо / Las previsiones de Sangiácomo   [= Замысел Санджакомо] // Соавтор: Хорхе Луис Борхес 
7.00 (37)
-
1 отз.
8.35 (23)
-
1 отз.
 
-
1946 Образцовое убийство / Un modelo para la muerte / B. Suarez Lynch   [= Модель убийства; Модель для смерти] // Соавтор: Хорхе Луис Борхес 
8.03 (30)
-
1 отз.
 
-
1948 El ídolo 
 
-
7.50 (4)
-
1948 Nota 
 
-
7.60 (10)
-
 
-
 
-
 
-
1952 El hijo de su amigo // Соавтор: Хорхе Луис Борхес 
8.00 (3)
-
 
-
 
-
1954 Предуведомление / De aporte positivo / H. Bustos Domecq // Соавтор: Хорхе Луис Борхес 
7.50 (8)
-
 
-
1955 Праздник чудовища / La Fiesta del Monstruo / H. Bustos Domecq // Соавтор: Хорхе Луис Борхес 
7.55 (22)
-
2 отз.
 
-
7.50 (12)
-
1 отз.
 
-
 
-
 
-
7.70 (23)
-
 
-
 
-
 
-
 
-
1959 Одержимость / Los afanes   [= Дело жизни] 
8.23 (13)
-
1 отз.
 
-
 
-
1959 Reverdecer 
 
-
 
-
 
-
 
-
 
-
1959 Un sueño 
 
-
 
-
8.00 (9)
-
1 отз.
 
-
7.80 (20)
-
1 отз.
7.00 (18)
-
1 отз.
8.24 (17)
-
1 отз.
1962 La obra 
 
-
1962 Paradigma 
 
-
 
-
1964 Дань почтения Сесару Паладиону / Homenaje a César Paladión // Соавтор: Хорхе Луис Борхес 
8.41 (32)
-
1 отз.
7.85 (13)
-
7.44 (9)
-
8.00 (11)
-
1 отз.
8.21 (28)
-
2 отз.
1967 Откровения одинокого волка / Confidencias de un lobo   [= Признания волка] 
8.67 (12)
-
1 отз.
1967 Новый вид искусства / Eclosiona un arte // Соавтор: Хорхе Луис Борхес 
7.78 (27)
-
6.34 (50)
-
1967 Бесценный дар / El don supremo   [= Высший дар] 
8.00 (11)
-
1 отз.
1967 Великий Серафим / El gran serafín   [= Большой серафим] 
7.85 (13)
-
1 отз.
1967 Теория группировок / El gremialista // Соавтор: Хорхе Луис Борхес 
8.00 (27)
-
1967 Избирательный взгляд / El ojo selectivo // Соавтор: Хорхе Луис Борхес 
7.33 (21)
-
1967 El solar 
 
-
1967 Универсальный театр / El teatro universal // Соавтор: Хорхе Луис Борхес 
8.00 (30)
-
1 отз.
1967 В поисках абсолюта / En búsqueda del absoluto // Соавтор: Хорхе Луис Борхес 
7.96 (27)
-
1 отз.
1967 Этот многогранный Виласеко / Ese polifacético: Vilaseco // Соавтор: Хорхе Луис Борхес 
7.71 (24)
-
1967 Esse est percipi / Esse est percipi // Соавтор: Хорхе Луис Борхес 
7.71 (24)
-
1967 Gradus ad Parnassum / Gradus ad Parnassum // Соавтор: Хорхе Луис Борхес 
7.77 (26)
-
1967 Чего нет, то не во вред / Lo que falta no daña // Соавтор: Хорхе Луис Борхес 
7.26 (23)
-
1967 Бессмертные / Los inmortales // Соавтор: Хорхе Луис Борхес 
7.75 (32)
-
8.00 (12)
-
1967 «Бездельники» / Los ociosos // Соавтор: Хорхе Луис Борхес 
7.33 (24)
-
1967 Нынешний натурализм / Naturalismo al día // Соавтор: Хорхе Луис Борхес 
7.88 (26)
-
1967 Новый вид абстрактного искусства / Un arte abstracto // Соавтор: Хорхе Луис Борхес 
7.56 (27)
-
1967 Новейший подход / Un enfoque flamante // Соавтор: Хорхе Луис Борхес 
7.50 (22)
-
 
-
1967 Наш мастер кисти: Тафас / Un pincel nuestro: Tafas // Соавтор: Хорхе Луис Борхес 
7.27 (22)
-
1967 Вечер с Рамоном Бонавеной / Una tarde con Ramóm Bonavena // Соавтор: Хорхе Луис Борхес 
8.00 (26)
-
1 отз.
1967 Гардероб I / Vestuario I // Соавтор: Хорхе Луис Борхес 
7.54 (24)
-
1967 Гардероб II / Vestuario II // Соавтор: Хорхе Луис Борхес 
7.35 (23)
-
 
-
 
-
 
-
7.67 (18)
-
1970 Penumbra y pompa // Соавтор: Хорхе Луис Борхес 
7.00 (1)
-
7.79 (14)
-
6.61 (46)
-
1 отз.
 
-
6.00 (4)
-
8.17 (24)
-
1976 El enemigo número I de la censura // Соавтор: Хорхе Луис Борхес 
2.00 (1)
-
1976 По ту сторону добра и зла / Mas allá del bien y del mal // Соавтор: Хорхе Луис Борхес 
7.84 (19)
-
 
-
1977 Deslindando responsabilidades // Соавтор: Хорхе Луис Борхес 
5.00 (1)
-
1977 La salvación por las obras // Соавтор: Хорхе Луис Борхес 
4.00 (1)
-
1977 Las formas de la gloria // Соавтор: Хорхе Луис Борхес 
3.00 (1)
-
7.67 (18)
-
1977 Una amistad hasta la muerte // Соавтор: Хорхе Луис Борхес 
5.00 (1)
-
7.78 (18)
-
1 отз.
 
-
 
-
1981 El camino de las Indias   [= El camino de Indias] 
 
-
 
-
 
-
 
-
 
-
 
-
 
-
 
-
 
-
 
-
 
-
 
-
 
-
 
-
1987 Catón 
 
-
 
-
 
-
 
-
 
-
 
-
 
-
 
-
 
-
 
-
 
-
 
-
 
-
 
-
 
-
 
-
 
-
 
-
 
-
 
-
 
-
1997 Culpa 
 
-
 
-
 
-
 
-
 
-
 
-
 
-
1997 El tango 
 
-
 
-
 
-
 
-
1997 Irse 
 
-
 
-
 
-
 
-
 
-
 
-
 
-
1997 Mi socio 
 
-
 
-
 
-
 
-
1997 Ovidio 
 
-
8.25 (8)
-
1 отз.
 
-
 
-
 
-
 
-
 
-
 
-
 
-
 
-
 
-
 
-
 
-
 Адольфо Биой Касарес. Микрорассказы Рейтинг
1949 Канун Фауста / Las vísperas de Fausto   [= Последняя ночь Фауста] 
7.23 (13)
-
1 отз.
 Адольфо Биой Касарес. Поэзия Рейтинг
 
-
 
-
 Адольфо Биой Касарес. Пьесы Рейтинг
 
-
 Адольфо Биой Касарес. Киносценарии Рейтинг
1955 Рай для правоверных / El paraíso de los creyentes   [= Рай Господень] // Соавтор: Хорхе Луис Борхес 
6.09 (11)
-
1 отз.
1955 Окраина / Los orilleros   [= Обитатели предместий] // Соавтор: Хорхе Луис Борхес 
6.27 (11)
-
1 отз.
1969 Invasión // Соавторы: Хорхе Луис Борхес, Хьюго Сантьяго 
5.00 (1)
-
 Адольфо Биой Касарес. Статьи Рейтинг
1940 Prólogo 
 
-
1942 Palabra liminar // Соавтор: Хорхе Луис Борхес 
2.00 (1)
-
 
-
1965 Postdata 
 
-
 
-
 
-
1971 Envío 
 
-
 
-
 
-
 Адольфо Биой Касарес. Эссе Рейтинг
 
-
 
-
1946 El Séptimo Círculo // Соавтор: Хорхе Луис Борхес 
 
-
 
-
1946 La puerta de Marfil // Соавтор: Хорхе Луис Борхес 
 
-
1947 Orfeo 
 
-
 
-
 
-
1956 Apología del argumento // Соавтор: Хорхе Луис Борхес 
 
-
 
-
1956 Modesta apologia del argumento // Соавтор: Хорхе Луис Борхес 
 
-
 
-
 
-
 
-
 
-
 
-
 
-
 
-
 
-
 
-
 
-
 
-
 
-
 
-
 
-
 
-
 
-
1986 Borges 
 
-
1987 Catón 
 
-
1987 Preterito imperfecto // Соавтор: Марсело Ривьер 
 
-
 
-
 
-
 
-
 
-
1990 Bioy (de memoria) // Соавтор: Марсело Ривьер 
 
-
1990 Cómo escribi mi novela // Соавтор: Марсело Ривьер 
 
-
 
-
 
-
1990 Fragmento de memorias // Соавтор: Марсело Ривьер 
 
-
1991 La creación de una vida // Соавтор: Марсело Ривьер 
 
-
 
-
 
-
 
-
 
-
 
-
1993 Lecciones de vida // Соавтор: Марсело Ривьер 
 
-
 
-
 
-
1994 Memorias. Infancia, adolescencia y cómo se hace un escritor // Соавтор: Марсело Ривьер 
 
-
 
-
 Адольфо Биой Касарес. Сборники Рейтинг
1929 Prólogo 
 
-
 
-
1934 Caos 
 
-
 
-
1942 Шесть загадок для дона Исидро Пароди / Seis problemas para don Isidro Parodi / H. Bustos Domecq   [= Шесть задач для дона Исидро Пароди] // Соавтор: Хорхе Луис Борхес 
7.87 (52)
-
2 отз.
1946 Две памятные фантазии / Dos fantasías memorables / H. Bustos Domecq // Соавтор: Хорхе Луис Борхес 
8.10 (10)
-
8.00 (4)
-
1949 Канун Фауста / Las vísperas de Fausto   [= Последняя ночь Фауста] 
8.00 (2)
-
 
-
1955 Los orilleros. El paraíso de los creyentes // Соавтор: Хорхе Луис Борхес 
6.00 (2)
-
1 отз.
1955 Poesía gauchesca // Соавтор: Хорхе Луис Борхес 
 
-
8.00 (2)
-
 
-
8.25 (4)
-
1967 Хроники Бустоса Домека / Crónicas de Bustos Domecq // Соавтор: Хорхе Луис Борхес 
8.50 (26)
-
4 отз.
8.00 (3)
-
 
-
 
-
 
-
 
-
1977 Nuevos cuentos de Bustos Domecq // Соавтор: Хорхе Луис Борхес 
 
-
7.67 (6)
-
 
-
 
-
 
-
 
-
 Адольфо Биой Касарес. Антологии Рейтинг
1940 Antología de la literatura fantástica // Соавторы: Хорхе Луис Борхес, Сильвина Окампо 
 
-
1941 Antología poetica argentina // Соавторы: Хорхе Луис Борхес, Сильвина Окампо 
 
-
1943 Антология детективного рассказа / Los mejores cuentos policiales   [= Антология полицейского рассказа] // Соавтор: Хорхе Луис Борхес 
6.44 (9)
-
9.25 (12)
-
1960 Книга ада и рая / Libro del cielo y del infierno   [= Книга Небес и Ада; Книга о рае и аде] // Соавтор: Хорхе Луис Борхес 
8.68 (22)
-
1965 Antología de la literatura fantástica // Соавторы: Хорхе Луис Борхес, Сильвина Окампо 
 
-
 
-
1999 Антология фантастической литературы / Antología de la literatura fantástica // Соавторы: Хорхе Луис Борхес, Сильвина Окампо 
7.38 (69)
-
2 отз.
 Адольфо Биой Касарес. Прочие произведения Рейтинг
1935 Leche cuajada // Соавтор: Хорхе Луис Борхес 
 
-
1935 Leche cuajada de la Martona // Соавтор: Хорхе Луис Борхес 
 
-
Борхес [Из дневников] 
8.00 (2)
-


Все отзывы на произведения автора (52 отзыва) | Все издания автора (57)


  Исполнители

  • Составитель библиографии — duke

  • Куратор библиографии — zarya


  •   Формат рейтинга