FantLab ru

Адольфо Биой Касарес (Adolfo Bioy Casares)

Адольфо Биой Касарес
Страна: Аргентина
Родился: 15 сентября 1914 г.
Умер: 8 марта 1999 г.

Псевдонимы:

Онорио Бустос Домек (Honorio Bustos Domecq)

Б. Суарес Линч (B. Súarez Lynch)

Хавьер Миранда (Javier Miranda)

Мартин Сакастру (Martin Sacastru)



Всё-таки Аргентина дала литературе ХХ века трёх классиков, а не двух. Хулио Кортасар, Хорхе Луис Борхес — и Адольфо Биой Касарес, чьи произведения уже давно вышли в русском переводе.

Первый ход в своих произведениях Биой Касарес делает аналогично двум своим соотечественникам — ставя под вопрос обыденность. “Нам интересно обнаружить щель в реальности, казавшейся столь монолитной”. Это похоже на мир сна, где всё возможно (мотивировки Биой Касареса — всякие хитроумные машины или идея множественности параллельно существующих миров — выглядят как достаточно издевательские уступки обыденной логике). Блуждания по незнакомым городам. По брошенному на тропическом острове зданию — то ли музею, то ли гостинице, то ли бомбоубежищу. Прячась от призраков и влюбляясь в них, пытаясь втиснуться в их призрачный мир. А через пригородные заросли можно неведомым образом попасть в удалённый на четыреста километров город в другой стране — где на мгновение откроется дверца к счастливой жизни и куда не дадут попасть вновь сначала тюки с товаром, а потом страх.

С другой стороны, многое в Аргентине Биой Касареса знакомо до боли. Банды громил — “Беда в том, что они не нуждаются в разумных доводах. Им хватает тех, которые у них есть”. Людей убивают на улицах — а министерство сообщает о том, что “ситуация полностью контролируется, если не считать отдельных случаев”. Абсолютный произвол военного лагеря (рассказ “Напрямик”), живущие вокруг которого делятся на фанатиков, выдающих полиции из убеждения, и мирных жителей, выдающих полиции из страха. И расползание страха в разговорах, что такой-то продался, в чувстве, что за деревом на улице — засада. Это мир абсурда, часто сопоставимый с Кафкой. Все окружающие вдруг объявляют человеку, что он — это не он; друзья говорят, что впервые видят такого; в его доме живет кто-то другой. А когда человек уже отчаялся что-то доказать, его признают за него самого — но вместе с этим возлагают и вину за не совершённые им поступки.

При том, что герои Биой Касареса — люди обычно не слишком думающие, коммивояжёр, пенсионер, пилот, не кортасаровские рефлексирующие интеллектуалы. Тем жёстче их столкновение с абсурдом. Тем отчаяннее их попытки жить после катастрофы как ни в чём не бывало. Неравномерность течения времени ими тоже используется — например, в попытке уцепиться за прошлое. За женщину, похожую на ветреную возлюбленную, за кошку, похожую на кошку возлюбленной (тем более что кошка похожа точнее). Или — отец, стремящийся догнать автомобиль с девушкой, похожей на его погибшую дочь. Или пастор-фанатик, в попытке остановить время заставивший домашних соблюдать раз навсегда установленный распорядок в доме — так что прикосновение постороннего, случайно сбивающего этот порядок, несёт смерть. И как апофеоз — изобретатель, записавший не только изображения и голоса людей, но также их запахи, осязания, а заодно и вещи вокруг, создавший бессмертный призрачный мир, вновь и вновь повторяющийся, как мелодия на пластинке.

Может быть, это “доказательство от противного” того, что жизнь есть изменение и неожиданность, а не фиксированный облик? Не близок ли к тем призракам постмодерн с идеей “ничего нового”? И не соотносим ли пожелавший остаться с призраками герой “Изобретения Мореля” с литератором, жертвующим жизнью ради призрачного бессмертия? Биой Касарес избегает досказывания. Что вторглось в налаженную жизнь дона Николаса Веролы, лишив его жены, обернув шутку против шутника — ягуар (уже сорок лет не появлявшийся в окрестностях селения)? Местный донжуан Бруно (давно умерший)? И когда доктор Фауст обдумывает лазейку: “снова родиться, дожить до той страшной минуты, когда он продал душу Мефистофелю, снова продать её и, когда наконец наступит эта ночь, вновь бежать назад, к началу всего”, он не может решить, станет это замыкание жизни покоем или адом.

Может быть, Биой Касарес порой тяготится абсурдом и сворачивает к более спокойным историям (например, воссоздавая наивное восприятие деревенского парня, впервые попавшего в город и ввязавшегося по глупости в тёмные дела). Не случайно Кортасар вспоминает Биой Касареса в начале одной своей не слишком характерной описательностью и биографичностью новеллы (“Дневниковые записи для рассказа”), и это упоминание при всей почтительности и теплоте не чуждо иронии. Но действительно “время идет не всегда одинаково. Одна ночь может быть короче другой, в которой столько же часов. Кто мне не верит, пусть спросит у аптекаря из Росарио по фамилии Кориа. И это ещё не всё: иногда настоящее — стоит только зазеваться — смыкается с прошлым, а то и с будущим”. И Биой Касарес расскажет об этом лучше аптекаря из Росарио.

Случилось так, что Адольфо Биой Касарес поначалу предстал перед нами в роли литературного персонажа, полумифической личности, мелькающей на страницах книг. В таинственных рассказах Борхеса он подчас даёт первый толчок развитию сюжета, его поступки непроизвольно становятся исходным звеном в длинной цепи ассоциаций: это он привозит из Лондона «странный кинжал с треугольным клинком и рукоятью в форме буквы Н» («Человек на пороге»); это он находит именно тот экземпляр казалось бы обычной энциклопедии, на страницах которого, отсутствующих в других экземплярах, даётся описание страны Укбар («Тлён, Укбар, Orbis Tertius»).

И эти ссылки — не просто литературная игра. Адольфо Биой Касарес широко известен в испаноязычных странах как один из ведущих прозаиков; имя его связано с литературой необычной, фантастической — многие критики считают Биоя Касареса основоположником научной фантастики в Аргентине. Человек глубоко образованный, неистощимый и занимательный рассказчик, великолепный стилист, ироничный и остроумный, он давно уже пользуется заслуженным признанием; его книги переведены на многие языки, отмечены национальными и международными премиями, по его рассказам сняты кино- и телефильмы.

Биография Адольфо Биоя Касареса небогата внешними событиями. Он родился в 1914 году в Буэнос-Айресе, детство провёл попеременно в городе и в усадьбе, принадлежавшей его родителям, учился на юридическом и на философско-филологическом факультетах. Биой Касарес рано увлёкся книгами и рано начал писать; ребенком он подражал любимым авторам, бесхитростно списывая у них целые страницы, а подростком стал сочинять фантастические и детективные истории и первую книгу, под знаменательным названием «Пролог», издал пятнадцати лет от роду, в 1929 году. За этой книгой последовали другие, но, как говорит сам писатель, ни ему, ни его друзьям радости они не доставляли. Один из ранних сборников, вышедших в тридцатые годы, Биой Касарес назвал «Семнадцать выстрелов в будущее», давая понять, что в дальнейшем эти рассказы наверняка обернутся против их автора.

К началу тридцатых годов относится знакомство Адольфо Биоя Касареса с Борхесом; знакомство это переросло затем в тесную дружбу, связавшую и литературные судьбы обоих. В 1936 году они вместе начинают выпускать журнал «Дестьемпо», просуществовавший, впрочем, очень недолго. Вместе на протяжении всей жизни они с удовольствием составляют различные антологии — как, например, «Антология фантастической литературы» (1940), «Короткие и необычайные рассказы» (1956), «Книга небес и ада» (1960), где собраны философские притчи, короткие истории и афоризмы о рае и аде писателей разных стран и разных эпох; вместе публикуют библиотеку детективных романов, комментированные издания испанских и английских классиков, выпускают том поэзии гаучо, пишут киносценарии и создают забавный литературный миф — писателя Онорио Бустоса Домека, от имени которого они издали несколько книг, в том числе сборник детективных рассказов «Шесть проблем для дона Исидро Пароди» и собрание велеречивых хвалебных отзывов на произведения несуществующих писателей, художников, скульпторов, архитекторов, где саркастически высмеяли буржуазные эстетические каноны шестидесятых годов. Нередко в этих изданиях участвовала и жена Биоя Касареса, писательница Сильвина Окампо.

Давая интервью, Биой Касарес неохотно говорит о содержании своих книг, об их героях, он предпочитает рассказывать о том, как он пишет, делится мыслями о писательском труде. Видишь, что для него это процесс глубоко осознанный, трудоёмкий и необходимый. Исследовательница его творчества Офелия Ковасси справедливо замечает, что литература для Биоя Касареса — это гносеология, применяющая почти научные методы, и сам писатель часто подчёркивает, что в литературе существуют свои законы: «Писать — значит непрерывно открывать эти законы или терпеть поражение... Работа писателя — это задача, которую решаешь, отчасти применяя общие, уже установленные законы, отчасти — законы особые, которые тебе предстоит открыть и принять». Он говорит, что никогда не испытывает мук, сидя перед белой страницей; у него всегда есть больше тем, чем написанных рассказов. Но написать хороший рассказ — длительный и тяжелый труд. «Писать — значит сделать плохой черновик, а потом править его, пока не прояснишь, что же думаешь на самом деле (...) Фраза может быть великолепной, но если она не выражает идею, не передаёт истину, приходится отказываться от неё; надо уметь отказываться — но порой как же это больно».

Сортировка:

Адольфо Биой Касарес. Романы

8.12 (99)
-
3 отз.
  1945 План Побега / Plan de evasión  [= План бегства]  
8.76 (29)
-
2 отз.
  1946 Ненависть любви / Los que aman, odian // Соавтор: Сильвина Окампо  
7.89 (9)
-
  1954 Мечта героев / El sueño de los héroes  [= Сон героев; Сон о героях]  
9.23 (22)
-
4 отз.
  1969 Дневник войны со свиньями / Diario de la guerra del cerdo  [= Хроника войны против свиней]  
8.31 (53)
-
2 отз.
  1973 Сон на солнце / Dormir al Sol  [= Спать на солнце; Спящие на солнце]  
8.81 (16)
-
2 отз.
-

Адольфо Биой Касарес. Повести

8.67 (9)
-
-
-

Адольфо Биой Касарес. Рассказы

-
  1929 El enemigo comun  
-
-
-
  1929 Lo que se queda  
-
  1929 Nick  
-
  1929 Noche trágica  
-
  1929 Prologando  
-
  1929 Soñando  
-
  1929 Teatro  
-
  1929 Triboniano  
-
  1929 Una tesis mía  
-
  1933 Alegría de amar  
-
-
  1933 Caído del catre  
-
  1933 Contraste  
-
  1933 El redentor  
-
  1933 El suicida  
-
  1933 Farra  
-
-
  1933 Icaro Astul  
-
-
-
-
-
-
  1933 Sin alivio  
-
  1933 Vida esta  
-
  1934 Camino inútil  
-
  1934 Caos  
-
-
-
-
-
-
  1934 La nueva Minerva  
-
-
  1934 Un día extraño  
-
-
-
-
  1936 Catarsis  
-
-
-
-
-
  1937 Alejamiento  
-
-
  1937 Compas  
-
-
-
-
-
  1937 El desertor  
-
-
  1937 Incesantes naves  
-
  1937 Intemperie  
-
  1937 La busqueda  
-
-
  1937 Peter Maquiavelo  
-
  1937 Promesa  
-
-
-
  1937 Teseo fatal  
-
  1942 Двенадцать символов мира / Las doce figuras del mundo  [= Двенадцать знаков мироздания] [под псевдонимом Онорио Бустос Домек] // Соавтор: Хорхе Луис Борхес  
7.43 (87)
-
1 отз.
  1942 Долгий поиск Тай Аня / La prolongada busca de Tal An  [= Долгие поиски Тай Аня; Долгие поиски] // Соавтор: Хорхе Луис Борхес  
7.75 (46)
-
1 отз.
  1942 Жертва Тадео Лимардо / La víctima de Tadeo Limardo // Соавтор: Хорхе Луис Борхес  
7.31 (43)
-
1 отз.
  1942 Ночи господина Голядкина / Las noches de Goliadkin  [= Ночи Голядкина] // Соавтор: Хорхе Луис Борхес  
7.55 (82)
-
1 отз.
  1942 Предусмотрительный Санджакомо / Las previsiones de Sangiácomo  [= Замысел Санджакомо] // Соавтор: Хорхе Луис Борхес  
7.06 (43)
-
1 отз.
8.50 (26)
-
1 отз.
-
  1946 Образцовое убийство / Un modelo para la muerte / B. Suarez Lynch  [= Модель убийства; Модель для смерти] // Соавтор: Хорхе Луис Борхес  
8.10 (30)
-
1 отз.
-
  1948 El ídolo  
-
  1948 Nota  
-
7.58 (12)
-
7.50 (4)
-
  1949 En la torre  
-
-
-
  1952 El hijo de su amigo // Соавтор: Хорхе Луис Борхес  
9.50 (2)
-
-
-
-
  1954 Предуведомление / De aporte positivo / H. Bustos Domecq // Соавтор: Хорхе Луис Борхес  
8.00 (7)
-
  1955 Праздник чудовища / La Fiesta del Monstruo / H. Bustos Domecq // Соавтор: Хорхе Луис Борхес  
7.67 (21)
-
2 отз.
  1956 De cada lado  
-
  1956 La sierva ajena  
-
  1956 Nota preliminar  
-
7.36 (14)
-
1 отз.
  1958 De los dos lados  
-
7.62 (26)
-
  1959 Casanova secreto  
-
-
  1959 Encrusijada  
-
  1959 Historia romana  
-
  1959 Los regresos  
-
-
  1959 Reverdecer  
-
-
-
-
-
  1959 Un sueño  
-
  1959 Una aventura  
-
  1959 Одержимость / Los afanes  [= Дело жизни]  
8.07 (15)
-
1 отз.
8.00 (9)
-
1 отз.
-
  1962 La obra  
-
  1962 Paradigma  
-
-
7.78 (23)
-
1 отз.
7.00 (18)
-
1 отз.
8.20 (20)
-
1 отз.
  1964 Дань почтения Сесару Паладиону / Homenaje a César Paladión // Соавтор: Хорхе Луис Борхес  
8.50 (32)
-
1 отз.
7.73 (15)
-
7.27 (11)
-
  1967 El solar  
-
-
  1967 «Бездельники» / Los ociosos // Соавтор: Хорхе Луис Борхес  
7.50 (24)
-
  1967 Ad porcos / Ad porcos  
7.77 (13)
-
1 отз.
  1967 Esse est percipi / Esse est percipi // Соавтор: Хорхе Луис Борхес  
8.00 (24)
-
  1967 Gradus ad Parnassum / Gradus ad Parnassum // Соавтор: Хорхе Луис Борхес  
7.81 (26)
-
  1967 Бессмертные / Los inmortales // Соавтор: Хорхе Луис Борхес  
7.91 (34)
-
  1967 Бесценный дар / El don supremo  [= Высший дар]  
7.85 (13)
-
1 отз.
  1967 В поисках абсолюта / En búsqueda del absoluto // Соавтор: Хорхе Луис Борхес  
8.15 (27)
-
1 отз.
  1967 Великий Серафим / El gran serafín  [= Большой серафим]  
7.60 (15)
-
1 отз.
  1967 Вечер с Рамоном Бонавеной / Una tarde con Ramóm Bonavena // Соавтор: Хорхе Луис Борхес  
8.19 (26)
-
1 отз.
  1967 Гардероб I / Vestuario I // Соавтор: Хорхе Луис Борхес  
7.62 (24)
-
  1967 Гардероб II / Vestuario II // Соавтор: Хорхе Луис Борхес  
7.52 (23)
-
  1967 Избирательный взгляд / El ojo selectivo // Соавтор: Хорхе Луис Борхес  
7.57 (21)
-
8.32 (28)
-
2 отз.
6.44 (54)
-
  1967 Наш мастер кисти: Тафас / Un pincel nuestro: Tafas // Соавтор: Хорхе Луис Борхес  
7.45 (22)
-
  1967 Новейший подход / Un enfoque flamante // Соавтор: Хорхе Луис Борхес  
7.59 (22)
-
  1967 Новый вид абстрактного искусства / Un arte abstracto // Соавтор: Хорхе Луис Борхес  
7.74 (27)
-
  1967 Новый вид искусства / Eclosiona un arte // Соавтор: Хорхе Луис Борхес  
7.96 (27)
-
  1967 Нынешний натурализм / Naturalismo al día // Соавтор: Хорхе Луис Борхес  
8.00 (26)
-
  1967 Откровения одинокого волка / Confidencias de un lobo  [= Признания волка]  
8.47 (15)
-
1 отз.
  1967 Теория группировок / El gremialista // Соавтор: Хорхе Луис Борхес  
8.15 (27)
-
  1967 Универсальный театр / El teatro universal // Соавтор: Хорхе Луис Борхес  
8.20 (30)
-
1 отз.
  1967 Чего нет, то не во вред / Lo que falta no daña // Соавтор: Хорхе Луис Борхес  
7.43 (23)
-
8.15 (13)
-
  1967 Этот многогранный Виласеко / Ese polifacético: Vilaseco // Соавтор: Хорхе Луис Борхес  
7.79 (24)
-
-
-
-
7.60 (20)
-
  1970 Penumbra y pompa // Соавтор: Хорхе Луис Борхес  
7.00 (1)
-
6.64 (47)
-
1 отз.
7.62 (16)
-
  1973 Yo y mi cara  
-
  1974 Un nuevo surco  
6.00 (4)
-
  1976 El enemigo número I de la censura // Соавтор: Хорхе Луис Борхес  
-
8.15 (26)
-
  1976 По ту сторону добра и зла / Mas allá del bien y del mal // Соавтор: Хорхе Луис Борхес  
8.06 (18)
-
-
  1977 Deslindando responsabilidades // Соавтор: Хорхе Луис Борхес  
-
  1977 La salvación por las obras // Соавтор: Хорхе Луис Борхес  
-
  1977 Las formas de la gloria // Соавтор: Хорхе Луис Борхес  
-
  1977 Una amistad hasta la muerte // Соавтор: Хорхе Луис Борхес  
-
7.74 (19)
-
-
7.75 (20)
-
1 отз.
-
  1981 El camino de las Indias  [= El camino de Indias]  
-
-
-
-
  1985 Aprendizaje  
-
-
-
-
  1986 El Nóumeno  
-
-
-
-
-
-
  1987 Catón  
-
-
-
  1990 Bajo el agua  
-
-
-
-
  1990 Una muñeca rusa  
-
  1991 Amor vencido  
-
-
-
  1991 Presentación  
-
-
-
-
-
-
-
  1996 El último piso  
-
-
  1997 Amor y odio  
-
  1997 Culpa  
-
-
-
-
-
-
  1997 El nuevo Houdini  
-
  1997 El tango  
-
  1997 El último piso  
-
  1997 Esclavo del amor  
-
-
  1997 Irse  
-
-
  1997 La colisión  
-
  1997 La estadía  
-
-
-
  1997 Maneras de ser  
-
  1997 Mi socio  
-
-
-
  1997 Otro soñador  
-
  1997 Ovidio  
-
  1997 Tripulantes  
-
-
-
  1997 Un buen partido  
-
-
-
-
  1997 Una competencia  
-
-
-
-
8.25 (8)
-
1 отз.

Адольфо Биой Касарес. Микрорассказы

  1949 Канун Фауста / Las vísperas de Fausto  [= Последняя ночь Фауста]  
7.23 (13)
-
1 отз.

Адольфо Биой Касарес. Поэзия

-
-

Адольфо Биой Касарес. Пьесы

  1968 Siete Soñadores  
-

Адольфо Биой Касарес. Киносценарии

  1955 Окраина / Los orilleros  [= Обитатели предместий] // Соавтор: Хорхе Луис Борхес  
6.27 (11)
-
1 отз.
  1955 Рай для правоверных / El paraíso de los creyentes  [= Рай Господень] // Соавтор: Хорхе Луис Борхес  
6.36 (11)
-
1 отз.
  1969 Invasión // Соавторы: Хорхе Луис Борхес, Хьюго Сантьяго  
-

Адольфо Биой Касарес. Статьи

  1940 Prólogo  
-
  1942 Palabra liminar // Соавтор: Хорхе Луис Борхес  
-
-
  1965 Postdata  
-
  1971 Antecendentes  
-
-
  1971 Envío  
-
-
-

Адольфо Биой Касарес. Эссе

-
-
  1946 El Séptimo Círculo // Соавтор: Хорхе Луис Борхес  
-
  1946 Elogio de Wells  
-
  1946 La puerta de Marfil // Соавтор: Хорхе Луис Борхес  
-
  1947 Orfeo  
-
  1949 La Celestina  
-
-
  1956 Apología del argumento // Соавтор: Хорхе Луис Борхес  
-
-
  1956 Modesta apologia del argumento // Соавтор: Хорхе Луис Борхес  
-
-
-
-
  1964 Libros y amistad  
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
  1986 Borges  
-
  1987 Catón  
-
  1987 Preterito imperfecto // Соавтор: Марсело Ривьер  
-
-
-
-
-
  1990 Bioy (de memoria) // Соавтор: Марсело Ривьер  
-
  1990 Cómo escribi mi novela // Соавтор: Марсело Ривьер  
-
-
-
  1990 Fragmento de memorias // Соавтор: Марсело Ривьер  
-
  1991 La creación de una vida // Соавтор: Марсело Ривьер  
-
-
-
-
-
-
  1993 Lecciones de vida // Соавтор: Марсело Ривьер  
-
-
-
  1994 Memorias. Infancia, adolescencia y cómo se hace un escritor // Соавтор: Марсело Ривьер  
-
-

Адольфо Биой Касарес. Сборники

  1929 Prólogo  
-
-
  1934 Caos  
-
-
  1942 Шесть загадок для дона Исидро Пароди / Seis problemas para don Isidro Parodi / H. Bustos Domecq  [= Шесть задач для дона Исидро Пароди] // Соавтор: Хорхе Луис Борхес  
7.85 (56)
-
2 отз.
  1946 Две памятные фантазии / Dos fantasías memorables / H. Bustos Domecq // Соавтор: Хорхе Луис Борхес  
8.10 (10)
-
8.00 (4)
-
  1949 Канун Фауста / Las vísperas de Fausto  [= Последняя ночь Фауста]  
8.00 (2)
-
-
  1955 Los orilleros. El paraíso de los creyentes // Соавтор: Хорхе Луис Борхес  
6.00 (2)
-
1 отз.
  1955 Poesía gauchesca // Соавтор: Хорхе Луис Борхес  
-
8.00 (2)
-
-
8.25 (4)
-
8.00 (3)
-
  1967 Хроники Бустоса Домека / Crónicas de Bustos Domecq // Соавтор: Хорхе Луис Борхес  
8.44 (27)
-
4 отз.
  1968 La otra aventura  
-
-
-
-
  1977 Nuevos cuentos de Bustos Domecq // Соавтор: Хорхе Луис Борхес  
-
7.67 (6)
-
-
  1991 Una muñeca rusa  
-
-
-

Адольфо Биой Касарес. Антологии

  1940 Antología de la literatura fantástica // Соавторы: Хорхе Луис Борхес, Сильвина Окампо  
10.00 (1)
-
  1941 Antología poetica argentina // Соавторы: Хорхе Луис Борхес, Сильвина Окампо  
-
  1943 Антология детективного рассказа / Los mejores cuentos policiales  [= Антология полицейского рассказа] // Соавтор: Хорхе Луис Борхес  
6.60 (10)
-
9.23 (13)
-
  1960 Книга ада и рая / Libro del cielo y del infierno  [= Книга Небес и Ада; Книга о рае и аде] // Соавтор: Хорхе Луис Борхес  
8.74 (23)
-
  1965 Antología de la literatura fantástica // Соавторы: Хорхе Луис Борхес, Сильвина Окампо  
-
-
  1999 Антология фантастической литературы / Antología de la literatura fantástica // Соавторы: Хорхе Луис Борхес, Сильвина Окампо  
7.40 (71)
-
2 отз.

Адольфо Биой Касарес. Прочие произведения

  1935 Leche cuajada // Соавтор: Хорхе Луис Борхес  
-
  1935 Leche cuajada de la Martona // Соавтор: Хорхе Луис Борхес  
-
  Борхес [Из дневников]  
8.00 (2)
-


  Формат рейтинга


  Библиографы

  • Составитель библиографии — duke

  • Куратор библиографии — zarya



  • ⇑ Наверх