FantLab ru

Велимир Хлебников

Велимир Хлебников
Страна: Россия
Родился: 9 ноября 1885 г.
Умер: 28 июня 1922 г.

Настоящее имя:

Виктор Владимирович Хлебников


Другие псевдонимы:

В-кiй

Веха

Волгарь

Коллективный псевдоним АААА

Е. Лунев

Три поэта

Велемир Хлебников



Велимир Хлебников — русский поэт, писатель, философ, родился 28 октября (9 ноября) 1885 г.

В миру его звали Виктор. Друзья называли его «гением», враги — «кретином». Его непонятными стихами восхищались такие разные поэты, как Гумилев и Маяковский. Но эти же стихи вызывали бешенство Бунина и язвительный смех Ходасевича. Его помещали в палату для умалишенных и считали вождем одного из самых громких художественных течений начала ХХ века — футуризма. Во время Гражданской войны в Средней Азии его боялись трогать красные и басмачи, принимая за дервиша, святого человека. Это он придумал слово «летчик» (до него говорили «авиатор») и множество терминов современной авиации. Он был вдохновителем и одним из главных сочинителей скандального манифеста «Пощечина общественному вкусу», призвавшего сбросить Пушкина «с парохода современности». Но он же писал: «Будетлянин — это Пушкин в плаще нового столетия». «Будетлянин» — это «футурист», но по-русски. Когда в Россию приехал признанный лидер европейского футуризма Томазо Маринетти, он в отличие от других русских футуристов встретил знаменитого итальянца довольно холодно.

Он писал самые сложные и самые простые стихи. Над сложностью его поэтических образов до сих пор ломают головы филологи всего мира. Его простота внятна даже маленьким детям. «Мне много ль надо? Коврига хлеба и капля молока, Да это небо, Да эти облака!» — так восхитительно просто до него никто не писал.

Он был рассеянным человеком и мог за обедом вместо куска хлеба поднести ко рту коробок спичек. В это время он изобретал «геометрию чисел», связывал время с пространством и выводил научный «закон поколений», расчертив в школьной тетрадке не только всю прошлую, но и будущую историю, став непризнанным русским Нострадамусом. В 1912 году он с абсолютной точностью назвал год революции. А вот его соратник Маяковский ошибся: «В терновом венке революций грядет шестнадцатый год». Маяковский называл его своим учителем, а сам он считал своим учителем холодного эстета Михаила Кузмина.

Он родился в благополучной дворянской семье ученого-натуралиста, в будущем основателя первого в СССР природного заповедника в Астраханской области. Он хорошо знал французский язык и прекрасно разбирался в повадках птиц. Получил математическое образование в одном из лучших высших учебных заведений России — Казанском университете. А умер в страшных муках от холеры в крестьянской бане, куда сам просил положить его, чтобы не пугать своими стонами детей родной сестры. В 1960 году его перенесли с сельского погоста на престижное Новодевичье. Но до сих пор остается вопрос: его ли прах там покоится или — по ошибке — какого-то неизвестного новгородского крестьянина?

Это он написал самые возвышенные стихи о смерти:

Когда умирают кони — дышат,

Когда умирают травы — сохнут,

Когда умирают солнца — они гаснут,

Когда умирают люди — поют песни.

О своей смерти он знал заранее, как и о дате революции: «Люди моей задачи часто умирают в тридцать семь лет».

В 20-е годы на поэтическом собрании его избрали Председателем Земного Шара. С тех пор на это звание никто не претендовал.

Памятник ему стоит в Калмыкии, в селе Малые Дербеты бывшей Астраханской губернии, где он родился «в стане монгольских исповедующих Будду кочевников — имя «Ханская ставка», в степи — высохшем дне исчезающего Каспийского моря».

Примечание к биографии:

Сайт, посвященный В. Хлебникову hlebnikov.ru.

Сайт, посвященный творчеству В. Хлебникова ka2.ru.

В. Хлебников — художник.


Фантастическое в творчестве:

Ранний период творчества Велимира Хлебникова обращен непосредственно к народному эпосу и фольклору. Народные песни, «Гайавата», «Калевала», эпос Востока, «Руслан и Людмила» — вот истоки и литературные традиции для основного русла поэзии Хлебникова в первый период его творчества. Выход в эпос, обращение к принципам народной эпической поэзии и фольклору сказались и в том «мифотворчестве», в том воскрешении мифологических образов и сюжетов, которые характеризуют творчество Хлебникова. Вилы, лешие, Перун, Мава и весь остальной фантастический ассортимент славянской мифологии присутствуют в его поэзии. При переходе к современным темам Хлебников также пользуется этим «мифотворчеством». «Внучка Малуши», «Журавль», «Чёртик», «Маркиза Дезес» основаны на перенесении принципов фольклора и мифотворчества на современную тематику. Отсюда «превращения», сказочная немотивированность сюжетных ситуаций в поэмах и пьесах Хлебникова, отсюда и принцип построения самого образа. Используемые Хлебниковым образы «мифологичны».

Например, «Взлом вселенной» развертывается в нескольких пространствах, которые в одно и то же время вполне тождественны и совершенно различны. Сутью сюжета оказывается это непрерывное переворачивание и выворачивание наизнанку драматических пространств. Основное действие происходит одновременно в голове Ученика и в голове Девушки, но Девушка эта — не что иное, как Вселенная. Смысл драмы заключается в том, что чистым усилием мысли можно воздействовать на Мировую Волю. Мыслью, персонифицированной в драме в образах Воинов, берущих приступом «замок звезд» — «умный череп вселенной», можно выйти из себя и изменить судьбы мира.

Позже протест против войны сливается у Хлебникова с мечтами о «Лебедии будущего», об утопическом государстве поэтов и ученых — председателей земного шара, которое должно осуществить мировую гармонию. Из этого утопизма вырастает и «Труба марсиан», декларация, написанная Хлебниковым осенью 1916 года (подписанная, кроме Хлебникова, поэтами Н. Асеевым, Г. Петниковым, Божидаром, а также художницей Марией Синяковой). «Труба марсиан» возвращает нас к социальным утопиям начала 19-го века, с их стремлением преодолеть социальные противоречия мирным путем, с призывом к «мировой гармонии», осуществленной в стране, где говорят деревья, где научные союзы, похожие на волны, где весенние войска любви, где время цветет как черемуха и двигает как поршень, где зачеловек в переднике плотника пилит времена на доски и как токарь обращается со своим завтра

Однако при всей своей фантастичности утопии Хлебникова всегда ориентированы на науку. Любимая тема Хлебникова — овладение человеком при помощи науки природой. Радио будущего, которое объединит человечество, радио-читальни, единый мировой язык, светлые солнечные города из стеклянных ячеек, пахари будущего в облаках на аэропланах — вот мечты Хлебникова, ставшие в наши дни реальностью. Величественная картина будущего человечества, забывшего неравенство и горы денег, заставившего служить себе природу, описывается Хлебниковым в одной из центральных его вещей — поэме «Ладомир».

Философские космические идеи Хлебникова все еще ждут своего открытия. Всю жизнь поэт утверждал, что ему известны законы времени. Много раз он уточнял свои вычисления или видоизменял их, неизменной оставалась сущность. Хлебников считал, что время – это особая невидимая форма пространства, а значит, можно вычертить карту времени, где прошлое и будущее будут всего лишь очертаниями пройденного и еще не пройденного пути.

Под нами простираются города «из прозрачных сот», а за плечами у каждого в рюкзаке свернут дом из прозрачной пленки. Спустился, развернул пленку, вставил арматуру, и живи, где хочешь и сколько хочешь. Наскучило, лети дальше. Чего только нет в этих городах будущего: дома-мосты, дома-пароходы, дома на колесах. Есть даже дом-поле. Но самое главное — люди, живущие в этих городах. Они расшифровали язык птиц, звезд, зверей и растений и переговариваются с нами на языке звездной азбуки, созданной Велимиром Хлебниковым. На языке этой азбуки можно принимать сигналы из прошлого, беседуя с Лобачевским, или посылать сигналы в будущее и принимать оттуда причудливую речь, как это делал будетлянин Велимир Хлебников. «Мы дикие звуки, мы дикие кони. Приручите нас, мы понесем вас в другие миры».

Люди, спокойно осилив тяготение, прогуливаются прямо по воздуху или лежат на облаках, но самое главное – найдена формула счастья. «Уравнение человеческого счастья было найдено только тогда, когда поняли, что оно вьется слабым хмелем около ствола мирового. Счастье людей — вторичный звук, оно вьется, обращается около основного звука мирового. Оно – слабый месяц около земель вокруг солнца. Когда будущее становится благодаря математическим выкладкам прозрачным, теряется чувство времени, кажется, что стоишь неподвижно на палубе предвидения будущего. Чувство времени исчезает, и оно походит на поле впереди и поле сзади, становясь своего рода пространством».

Велимир Хлебников совершенно серьёзно относился к перемещениям во времени. Мало того, что он верил в возможность создания машины времени из зеркал, его еще интересовали свойства физического времени. В философско-математической работе «Доски судьбы», написанной им перед самой смертью в 1922 году, он сделал великолепную попытку овладеть числовыми законами времени. Везде, где только можно, он всячески пропагандировал изобретение Уэллса и даже описывал своё путешествие в Москву будущего, которое удивляет своими совпадениями с реальной Москвой конца 20-го века: проспекты с большими зданиями, дом-тополь, который очень напоминает Останкинскую телевышку.

Некоторые идеи Хлебникова о «жизненных ритмах» нашли подтверждение в современной науке хронобиологии.

© Wind (по материалам сети Интернет)

Сортировка:

Велимир Хлебников. Циклы произведений

  Доски судьбы [трактат о "законах времени"]  
10.00 (3)
-
9.00 (2)
-
6.86 (7)
-
5.83 (6)
-
7.33 (3)
-
7.33 (3)
-
8.00 (2)
-
7.50 (2)
-
8.50 (2)
-
8.50 (2)
-
8.50 (2)
-
8.50 (2)
-
8.50 (2)
-
8.50 (2)
-
8.00 (2)
-
8.50 (2)
-
9.00 (1)
-
10.00 (1)
-
10.00 (1)
-
10.00 (1)
-
7.00 (2)
-
8.00 (1)
-
8.00 (1)
-
10.00 (1)
-
4.60 (5)
-
10.00 (1)
-
10.00 (1)
-
-
10.00 (1)
-
10.00 (1)
-
9.00 (1)
-
8.00 (1)
-
9.00 (1)
-
8.00 (1)
-
10.00 (1)
-
10.00 (1)
-
9.00 (1)
-
10.00 (1)
-
10.00 (1)
-
10.00 (1)
-
10.00 (1)
-
8.00 (1)
-
8.00 (1)
-
10.00 (1)
-
9.00 (1)
-
7.00 (1)
-
7.00 (1)
-
7.00 (1)
-
7.00 (1)
-
7.00 (1)
-
7.00 (1)
-
10.00 (2)
-
6.45 (11)
-
8.00 (1)
-
7.00 (2)
-
10.00 (1)
-
9.00 (1)
-
9.00 (1)
-
9.00 (1)
-
5.53 (34)
-
  • Мы и дома  [= Мы и дома. Мы и улицетворцы. Кричаль] (1930)  
6.33 (39)
-
2 отз.
6.03 (36)
-
5.61 (36)
-
1 отз.
5.95 (41)
-
1 отз.

Велимир Хлебников. Повести

  1914 Дети Выдры [сверхповесть]  
10.00 (1)
-
  1922 Зангези [сверхповесть]  
-
  1928 Сёстры-молнии [сверхповесть; полн.публ. - 1931]  
-

Велимир Хлебников. Рассказы

  1913 Закалённое сердце (Из черногорской жизни) [под псевдонимом В-кiй]  
4.50 (2)
-
  1913 Николай  
6.33 (3)
-
4.50 (2)
-
4.00 (2)
-
  1914 Училица  
7.00 (1)
-
  1916 Ка  
6.75 (4)
-
7.50 (2)
-
6.00 (3)
-
  1924 Есир  
8.33 (3)
-
6.50 (2)
-
  1928 Сон  
6.00 (4)
-
5.00 (1)
-
-
-
6.00 (3)
-
1 отз.
  1930 Разин напротив  [= Две Троицы. Разин напротив; Разин. Две Троицы]  
5.00 (1)
-
5.95 (41)
-
1 отз.
4.50 (2)
-
-
4.00 (1)
-
  1933 Ка2  [= Ка2; Ка-2]  
8.00 (1)
-
  1933 Лев  
-
-
  1935 Охота  
5.00 (1)
-
5.00 (2)
-
4.50 (2)
-
4.50 (2)
-
  1940 Жители гор  [= Девы русские]  
6.25 (4)
-
5.00 (1)
-
4.00 (1)
-
  1988 «Была уже ночь...»  [= После собрания у Кузнецова]  
6.00 (1)
-
4.00 (1)
-
4.00 (1)
-
4.00 (1)
-
-
3.00 (1)
-
6.00 (1)
-
-
9.00 (1)
-

Велимир Хлебников. Поэзия

  1908 Искушение грешника [стихотворение в прозе]  
6.00 (6)
-
7.23 (53)
-
2 отз.
  1910 Зверинец [стихотворение в прозе]  
7.55 (11)
-
7.17 (12)
-
6.44 (36)
-
1 отз.
6.33 (3)
-
  1912 «Гонимый — кем, почём я знаю?..»  [= Конь Пржевальского; "Гонимый кем, почём я знаю..."]  
6.87 (15)
-
7.20 (10)
-
6.69 (13)
-
1 отз.
6.60 (5)
-
6.11 (9)
-
  1912 «О, достоевскиймо бегущей тучи!..»  [= "О Достоевскиймо бегущей тучи..."; "О, достоевскиймо идущей тучи..."]  
6.64 (11)
-
5.10 (10)
-
4.88 (8)
-
6.40 (10)
-
7.75 (4)
-
7.07 (15)
-
5.00 (9)
-
  1912 И и Э  [= Повесть каменного века] [поэма]  
7.00 (1)
-
  1912 Игра в аду [поэма] // Соавтор: Алексей Кручёных  
5.00 (2)
-
5.89 (9)
-
7.29 (28)
-
8.50 (4)
-
  1912 Песнь Мирязя [стихотворение в прозе]  
4.00 (3)
-
4.00 (2)
-
7.67 (3)
-
6.29 (7)
-
-
6.44 (18)
-
-
-
  1913 «Зоры позоры...»  [= "Зоры-позоры. Рыды-навзрыды..."] [полн.публ. - 1928]  
7.67 (3)
-
  1913 «И мертвостынь старого черепа...»  [= «И живностынь старого черепа…»]  
5.83 (6)
-
5.75 (12)
-
  1913 «Когда умирают кони, дышат...»  [= "Когда умирают кони - дышат..."]  
7.60 (35)
-
-
  1913 «Месяц плывучий...» [под псевдонимом Е. Лунев] // Соавтор: Алексей Кручёных  
7.67 (3)
-
5.82 (11)
-
  1913 «Небо душно и пахнет сизью и выменем...» [под псевдонимом Е. Лунев] // Соавтор: Алексей Кручёных  
6.12 (8)
-
  1913 «Немь лукает луком немным...» [полн.публ. - 1940]  
6.46 (13)
-
8.75 (4)
-
  1913 «От Косова я — дружины свой бег...»  [= "От Косова я..."]  
7.00 (4)
-
  1913 «Отсутствиеокая мать...» [стихотворение в прозе]  
-
8.00 (2)
-
5.57 (7)
-
-
-
7.00 (4)
-
  1913 «Там, где жили свиристели...» [полн.публ. - 1940]  
7.40 (35)
-
3 отз.
  1913 «Тебя пою, мой синий сон...»  [= "Тебе пою, мой синий сон..."]  
6.00 (3)
-
  1913 «Ты богиня молодости...»  [= "Ты богиня молодёжи..."]  
8.00 (3)
-
4.00 (2)
-
7.67 (3)
-
  1913 «Я любоч, любимый любаной...»  [= Любхо] [первоначальный текст "Симфонии "Любь""]  
7.67 (3)
-
  1913 «Я печелшна негута, смеявистая смеявица...»  [= "Я негеишна негута смеявистая смеявица..."]  
-
6.56 (9)
-
  1913 Внучка Малуши [поэма]  
-
  1913 Война — смерть  [= "Немотичей и немичей..."; Война] [поэма]  
8.00 (3)
-
  1913 Гибель Атлантиды  [= Потоп острова] [поэма]  
5.75 (4)
-
-
  1913 Крымское («Турки...»)  [= Записи сердца. Вольный размер]  
6.22 (9)
-
  1913 Любовник Юноны [поэма]  
7.67 (3)
-
6.80 (10)
-
6.20 (10)
-
7.00 (3)
-
6.27 (11)
-
  1913 Перевертень («Кони, топот, инок...»)  [= Кукси, кум мук и скук]  
5.82 (17)
-
  1913 Сельская дружба [поэма]  
7.00 (2)
-
5.29 (7)
-
5.60 (5)
-
8.00 (2)
-
  1913 Хаджи-Тархан [поэма]  
-
  1913 Ховун  [= "И, весенея, ховун вылетел в трубу..."] [стихотворение в прозе]  
3.00 (2)
-
6.40 (5)
-
  1913 Числа («Я всматриваюсь в вас, о, числа...»)  [= "Я вслушиваюсь в вас, запах числа..."]  
6.85 (13)
-
  1913 Шаман и Венера [поэма]  
7.00 (3)
-
7.80 (5)
-
7.00 (3)
-
6.00 (2)
-
6.00 (2)
-
5.09 (11)
-
6.75 (4)
-
6.56 (9)
-
  1914 «Гевки, гевки, ветра нету...» [полн.публ. - 1940]  
7.67 (3)
-
6.00 (3)
-
6.00 (3)
-
7.25 (4)
-
4.00 (2)
-
5.00 (2)
-
  1914 «Жарбог! Жарбог!..»  [= "Жар-бог! Жар-бог!.."]  
6.00 (10)
-
6.67 (3)
-
6.67 (3)
-
  1914 «За порохом облаком ворог идет...»  [= "За порохом-облаком ворог идёт..."]  
7.20 (5)
-
5.90 (10)
-
6.60 (5)
-
5.00 (2)
-
7.67 (3)
-
7.00 (3)
-
5.88 (16)
-
6.75 (4)
-
6.64 (11)
-
7.00 (3)
-
7.22 (9)
-
6.74 (23)
-
6.00 (3)
-
6.55 (11)
-
1 отз.
  1914 «Мы чаруемся и чураемся...» [Корни: чур... и чар...]  
7.29 (7)
-
6.00 (2)
-
7.25 (4)
-
  1914 «Неголи легких дум...»  [= Старое]  
8.00 (8)
-
6.80 (5)
-
5.00 (2)
-
6.17 (12)
-
7.00 (2)
-
7.67 (3)
-
-
5.00 (2)
-
7.67 (3)
-
5.00 (2)
-
6.85 (13)
-
5.40 (5)
-
  1914 «Смертич, смертич, поспеши...»  [= "Смертич, смертич, не смеши..."]  
7.00 (2)
-
7.00 (3)
-
9.00 (3)
-
6.00 (11)
-
6.00 (2)
-
7.29 (7)
-
6.60 (5)
-
5.89 (9)
-
7.00 (2)
-
6.83 (6)
-
7.00 (3)
-
7.00 (5)
-
7.85 (13)
-
7.20 (5)
-
  1914 Вила и Леший. Мир [поэма]  
5.00 (2)
-
  1914 Вир голубой («Я немизны долинность...»)  [= Вир голубой ("Я песнь немынь…")]  
4.00 (2)
-
6.67 (3)
-
5.00 (2)
-
7.67 (3)
-
  1914 Времири смеющиеся («Смейно смейно воссмеемся!..») [Первонач. ред. стих. "Заклятие смехом"]  
7.00 (2)
-
7.50 (6)
-
6.60 (5)
-
7.00 (2)
-
7.00 (3)
-
7.20 (5)
-
  1914 Лесная дева [поэма]  
6.25 (4)
-
7.00 (4)
-
7.75 (4)
-
7.20 (5)
-
7.00 (5)
-
8.00 (1)
-
8.80 (5)
-
  1914 Мудрость в силке («Славка боботэу-вевять!..»)  [= Лесное утро; "Зелёная пеночка: Прынь!.."]  
5.67 (6)
-
6.22 (9)
-
6.12 (8)
-
5.80 (5)
-
7.20 (5)
-
  1914 Простая повесть [стихотворение в прозе; за подписью "Коллективный псевдоним АААА"]  
3.00 (2)
-
-
8.80 (5)
-
6.80 (5)
-
7.50 (4)
-
  1914 Юноша Я-Мир [стихотворение в прозе; за подписью "Коллективный псевдоним АААА"]  
4.50 (2)
-
6.12 (8)
-
7.00 (2)
-
6.00 (8)
-
7.00 (4)
-
8.00 (2)
-
6.33 (9)
-
  1916 «Чёрный царь плясал перед народом...»  [= Лучизм. Число 1-ое]  
6.00 (2)
-
  1916 Бог 20-го века («Как А...»)  [= Бог XX века]  
5.75 (8)
-
  1916 В лесу («На эти златистые пижмы...»)  [= Словарь цветов]  
5.67 (6)
-
6.62 (8)
-
5.00 (6)
-
8.00 (3)
-
5.75 (8)
-
5.38 (8)
-
7.00 (2)
-
7.00 (7)
-
5.43 (7)
-
  1918 Марина Мнишек [поэма; полн.публ. - 1975]  
-
8.00 (2)
-
  1918 О свободе («Вихрем разумным, вихрем единым…»)  [= Воля всем; "Вихрем бессмертным, вихрем единым…"]  
6.13 (15)
-
  1918 России («Обновленная Русь!..») [под псевдонимом Волгарь]  
-
6.50 (10)
-
5.60 (5)
-
7.10 (10)
-
7.00 (6)
-
4.86 (7)
-
8.00 (2)
-
  1920 «Вытершись временем начисто...» [Первонач. ред. стих. "Мощные свежие до нага..."]  
-
6.60 (5)
-
-
8.00 (2)
-
4.40 (5)
-
  1920 «Россия...»  [= "Россия / Капли донские..."; "Россия, хворая, капли донские пила..."]  
6.50 (2)
-
6.86 (7)
-
4.40 (5)
-
4.60 (5)
-
  1920 Город будущего  [= «Здесь площади из горниц, в один слой…»]  
7.38 (29)
-
1 отз.
  1920 Каракурт («От зари и до ночи...»)  [= В берлоге у барона]  
5.00 (5)
-
6.29 (7)
-
  1920 Ладомир [поэма]  
7.57 (7)
-
5.33 (6)
-
  1920 Три сестры [поэма]  
-
7.00 (2)
-
  1921 «И вечер темец...»  [= "О вечер темец..."]  
4.60 (5)
-
  1921 «Кто-то дикий, кто-то шалый...» [полн.публ. - 1925]  
6.00 (2)
-
  1921 «Ночовые песни печали...» // Соавтор: Алексей Кручёных  
-
6.00 (2)
-
7.00 (2)
-
5.20 (5)
-
  1921 Иранская песня («Как по речке по Ирану...»)  [= Иранская песнь; По берегу Ирана; На берегу Ирана; "Как по берегу Ирана..."]  
6.22 (9)
-
5.20 (10)
-
6.00 (2)
-
4.80 (5)
-
  1921 Ночь в окопе [поэма]  
6.33 (3)
-
  1921 Прачка  [= Горячее поле] [поэма]  
-
4.80 (5)
-
4.60 (5)
-
5.45 (11)
-
6.86 (7)
-
5.83 (6)
-
  1922 «Сегодня Машук, как борзая…»  [= "Сегодня Машук как борзая…"]  
6.10 (10)
-
  1922 «Трата и труд, и трение...»  [= "Трата, и труд, и трение..."]  
4.60 (5)
-
6.00 (2)
-
5.78 (9)
-
6.24 (25)
-
5.33 (6)
-
6.43 (7)
-
-
  1923 «Алые горы алого мяса...»  [= Три обеда]  
8.00 (2)
-
5.57 (7)
-
4.50 (6)
-
6.45 (11)
-
7.00 (2)
-
-
  1923 «Исчезающие! взгляните на себя...»  [= Охота на королев. Оксфорд]  
7.00 (2)
-
-
5.00 (5)
-
8.46 (13)
-
4.40 (5)
-
4.60 (5)
-
4.00 (4)
-
4.80 (5)
-
  1923 «Ручей с холодною водою…»  [= "Ручей с холодною водой…"]  
6.38 (13)
-
  1923 «С утробой медною...»  [= Испаганский верблюд]  
4.80 (5)
-
6.12 (8)
-
  1923 «Собор грачей осенний...»  [= Осенняя]  
5.80 (5)
-
4.20 (5)
-
6.67 (6)
-
6.00 (6)
-
  1923 «Я видел юношу-пророка...» [стихотворение в прозе]  
5.00 (6)
-
9.00 (2)
-
4.00 (4)
-
  1923 «А я…»  [= Л. Г.]  
6.14 (7)
-
-
-
  1923 Крыса («Если я буду носить...») [Первонач ред. "Если я обращу человечество в часы..."]  
-
5.80 (5)
-
4.00 (5)
-
6.27 (11)
-
6.67 (6)
-
  1923 Уструг Разина [поэма; полн.публ. - 1928]  
7.60 (5)
-
4.54 (13)
-
8.33 (15)
-
6.50 (6)
-
6.00 (8)
-
6.71 (7)
-
5.88 (8)
-
-
7.00 (3)
-
6.00 (3)
-
5.75 (4)
-
-
6.00 (3)
-
4.00 (2)
-
6.14 (7)
-
  1925 Ночь перед Советами [поэма; полн.публ. - 1940]  
8.00 (4)
-
  1926 Бабочки смерти («Бабочки смерти, бабочки снега...»)  [= "Бабочка смерти..."] [полн.публ. - 1930]  
-
  1926 Настоящее [поэма]  
6.00 (1)
-
6.71 (7)
-
7.22 (9)
-
5.60 (5)
-
-
6.25 (4)
-
-
  1928 «Бросают в воздух стоны…» [Первонач ред. "Собор грачей осенний..."]  
-
5.89 (18)
-
7.40 (5)
-
-
5.29 (7)
-
-
-
7.00 (3)
-
6.33 (3)
-
7.00 (2)
-
-
-
-
7.67 (3)
-
  1928 «Любил я, стенал я, своей называл...»  [= "Стенал я, любил я, своей называл..."]  
5.60 (10)
-
-
5.56 (9)
-
  1928 «Мощные свежие до нага...» [полн.публ. - 1931]  
8.00 (2)
-
7.67 (3)
-
8.67 (3)
-
-
-
7.67 (3)
-
5.00 (2)
-
-
7.60 (5)
-
7.67 (3)
-
8.00 (6)
-
-
-
8.00 (3)
-
7.00 (3)
-
7.00 (2)
-
7.67 (3)
-
-
7.67 (3)
-
10.00 (2)
-
-
  1928 Война в мышеловке  [= Я и Вы] [поэма]  
7.00 (1)
-
5.00 (2)
-
  1928 Журавль [поэма]  
6.83 (6)
-
  1928 Лесная тоска [поэма]  
8.00 (1)
-
  1928 Ночной обыск [поэма]  
6.00 (1)
-
-
  1928 Поэт [поэма]  
7.33 (3)
-
5.00 (5)
-
  1928 Разин [поэма; полн.публ. - 1933]  
5.67 (3)
-
6.60 (5)
-
  1928 Синие оковы [поэма]  
-
8.00 (3)
-
  1928 Труба Гуль-муллы  [= Тиран без Тэ. Встреча] [поэма]  
7.00 (3)
-
-
  1928 Царская невеста [поэма]  
8.00 (2)
-
  1929 «В те дни, совсем как сегодня...»  [= Рассказ об ошибке]  
7.00 (3)
-
7.00 (2)
-
6.75 (8)
-
-
7.50 (2)
-
8.67 (3)
-
-
-
7.67 (3)
-
  1930 «Неговольцы нечитава...» [стихотворение в прозе]  
-
9.00 (3)
-
8.67 (3)
-
8.00 (3)
-
8.00 (3)
-
  1930 «Ты была на шумном сборище...»  [= "Ты была на шумком сборище..."]  
8.67 (3)
-
7.67 (3)
-
-
-
  1930 13 танка  [= Чао. 13 танка] [стихотворение в прозе]  
-
-
9.00 (3)
-
-
  1930 Морской берег («Выстрел отцел. Могилы отцели…»)  [= Затишье на море; На море]  
-
4.67 (3)
-
6.38 (8)
-
-
8.67 (3)
-
  1930 Царапина по небу [поэма]  
-
  1930 Я  
-
8.00 (2)
-
8.00 (2)
-
7.00 (2)
-
8.00 (2)
-
5.67 (6)
-
8.00 (2)
-
6.00 (2)
-
7.00 (2)
-
  1931 «Завода слова духовенство...»  [= Старые речи]  
5.00 (2)
-
7.00 (2)
-
4.60 (5)
-
-
4.00 (5)
-
5.64 (11)
-
5.40 (5)
-
-
6.14 (7)
-
7.00 (2)
-
8.00 (2)
-
  1931 «Он город, старой правдой горд...»  [= "Он, город, синим оком горд..."]  
7.00 (2)
-
-
5.00 (6)
-
  1931 «Ра — видящий очи свои в ржавой и красной болотной воде...»  [= "Ра, видящий очи свои в ржавой и красной болотной воде..."]  
4.67 (6)
-
  1931 «Русь зелёная в месяце Ай!..»  [= "Русь певучая в месяце Ай!.."; "Русь, певучая в месяце Ай,.."]  
4.83 (6)
-
-
7.00 (2)
-
7.14 (7)
-
-
  1931 «Э-э! Ы-ым!» — весь в поту...»  [= "Э-э! ы-ым, - весь в поту..."]  
4.86 (7)
-
-
  1931 «Я видел...» [Первонач ред. "Малюток..."]  
-
5.83 (6)
-
  1931 Азы из Узы [поэма]  
5.33 (3)
-
4.80 (5)
-
  1931 Взлом Вселенной [поэма]  
7.60 (5)
-
1 отз.
9.00 (2)
-
  1931 Каменная баба [поэма]  
7.00 (1)
-
5.20 (5)
-
-
7.00 (2)
-
4.83 (6)
-
4.00 (4)
-
4.40 (5)
-
  1931 Предместье  [= Предместье Законная] [поэма]  
-
  1931 Признание («Нет, это не шутка...»)  [= Корявый слог]  
4.00 (4)
-
5.33 (3)
-
6.00 (6)
-
6.00 (2)
-
6.67 (9)
-
6.20 (5)
-
8.00 (2)
-
-
5.43 (7)
-
  1933 «Видите, персы, — вот я иду...»  [= "Видите, персы, вот я иду..."]  
5.00 (2)
-
6.00 (2)
-
6.29 (7)
-
7.00 (2)
-
5.40 (10)
-
  1933 «Гау! гау! гау!..»  [= Восстание собак]  
8.00 (2)
-
8.00 (2)
-
-
-
-
6.43 (7)
-
6.00 (2)
-
-
  1933 «Еда!..»  
8.00 (2)
-
8.00 (2)
-
-
-
8.00 (2)
-
5.67 (6)
-
-
-
7.00 (2)
-
-
-
-
-
8.00 (2)
-
  1933 «Младенец матери мука...»  [= "Младенец - матери мука, моль..."]  
8.00 (2)
-
9.00 (2)
-
4.40 (5)
-
4.40 (5)
-
-
-
5.80 (5)
-
6.00 (2)
-
7.00 (2)
-
5.00 (7)
-
7.00 (2)
-
-
6.00 (5)
-
8.00 (2)
-
  1933 «Русь! Ты вся поцелуй на морозе!..»  [= "Русь, ты вся поцелуй на морозе!.."]  
6.75 (8)
-
6.00 (2)
-
6.11 (9)
-
-
8.00 (2)
-
-
  1933 «Сумасшедший араб...» [Первонач ред. "Высоко руками подняв Ярославну..."]  
-
6.60 (5)
-
3.60 (5)
-
5.83 (6)
-
7.00 (2)
-
7.00 (2)
-
6.00 (2)
-
7.00 (2)
-
-
-
  1933 Берег невольников  [= Невольничий берег] [поэма]  
8.00 (1)
-
7.00 (2)
-
5.50 (2)
-
7.50 (2)
-
-
4.40 (5)
-
7.00 (2)
-
7.00 (2)
-
10.00 (2)
-
7.00 (2)
-
5.60 (5)
-
6.00 (2)
-
7.00 (3)
-
7.00 (1)
-
  1933 Чар чорт  
-
  1933 Я и слово  
-
7.00 (4)
-
  1935 Медлум и Лейли [поэма]  
6.00 (2)
-
8.00 (3)
-
  1940 «Белорукая, тихорукая, мглянорукая даль...»  [= "Белокурая, тихорукая..."] [стихотворение в прозе]  
3.50 (2)
-
  1940 «Была тьма...» [стихотворение в прозе]  
6.00 (2)
-
-
7.67 (3)
-
7.67 (3)
-
-
7.67 (3)
-
  1940 «Высь в весь вас звала...»  [= "В высь весь вас звала..."]  
8.00 (3)
-
7.00 (3)
-
5.62 (8)
-
8.00 (2)
-
  1940 «Гроб...»  [= "Гроб / Грёб..."]  
7.67 (3)
-
-
7.00 (3)
-
6.67 (3)
-
7.00 (3)
-
8.00 (3)
-
7.00 (3)
-
10.00 (2)
-
6.17 (6)
-
5.88 (8)
-
7.50 (16)
-
-
7.40 (10)
-
8.00 (3)
-
7.67 (3)
-
7.00 (3)
-
5.50 (4)
-
  1940 «Меня не трогают...» [Первонач ред. «Я задел нечаянно локтем...»]  
7.00 (2)
-
6.00 (7)
-
7.67 (3)
-
6.67 (3)
-
6.60 (5)
-
  1940 «Морных годин ожерелье...» [стихотворение в прозе]  
3.50 (2)
-
4.83 (6)
-
8.67 (3)
-
10.00 (2)
-
8.00 (3)
-
8.00 (3)
-
8.67 (3)
-
7.67 (3)
-
9.00 (2)
-
1 отз.
6.67 (3)
-
7.67 (3)
-
7.00 (3)
-
7.62 (8)
-
8.67 (3)
-
  1940 «О, город-сон, преданье самодержца...»  [= "О город-сон, преданье самодержца..."]  
8.67 (3)
-
  1940 «О, черви земляные...»  [= "О черви земляные..."]  
6.38 (8)
-
7.00 (3)
-
8.00 (3)
-
6.67 (9)
-
5.17 (6)
-
6.00 (2)
-
7.67 (3)
-
  1940 «Плескиня дева водных дел…»  [= "Плескиня, дева водных дел, радея красоте..."]  
6.80 (5)
-
8.67 (3)
-
7.00 (3)
-
6.00 (2)
-
6.91 (11)
-
7.67 (3)
-
  1940 «Сердца прозрачней, чем сосуд…»  [= Люди в вечернем саду] [Первонач. ред. поэмы "Любовь приходит страшным смерчем..."]  
-
7.00 (3)
-
7.67 (3)
-
7.67 (3)
-
  1940 «Со спутанной головой...» [стихотворение в прозе]  
5.00 (2)
-
7.83 (6)
-
-
7.00 (3)
-
7.67 (3)
-
5.44 (9)
-
6.67 (3)
-
7.60 (5)
-
8.00 (2)
-
9.00 (4)
-
6.67 (3)
-
6.11 (9)
-
6.82 (11)
-
8.00 (2)
-
8.00 (2)
-
6.22 (9)
-
  1940 Песнь мне [поэма]  
-
  1940 Песнь мраков [стихотворение в прозе]  
3.50 (2)
-
7.67 (3)
-
5.00 (4)
-
5.67 (9)
-
-
7.00 (3)
-
7.00 (2)
-
6.14 (7)
-
7.67 (3)
-
-
  1970 Минин-нижегородец [поэма; первонач. ред. "Зангези"]  
-
5.00 (2)
-
6.00 (2)
-
6.00 (2)
-
5.71 (7)
-
7.05 (20)
-
-
5.50 (2)
-
6.82 (11)
-
5.56 (9)
-
5.83 (6)
-
5.14 (7)
-
5.80 (10)
-
  1982 Ангелы [поэма]  
5.50 (4)
-
6.00 (2)
-
8.57 (7)
-
7.00 (2)
-
6.00 (2)
-
7.00 (2)
-
5.00 (2)
-
7.09 (11)
-
5.20 (5)
-
8.00 (2)
-
  1986 «Любовь приходит страшным смерчем...»  [= Разговор душ] [поэма]  
-
9.00 (2)
-
8.00 (2)
-
6.22 (9)
-
7.67 (3)
-
  1988 «А и векыни обитают в веках...» [стихотворение в прозе]  
4.00 (2)
-
-
7.00 (2)
-
-
8.00 (2)
-
8.00 (2)
-
7.00 (2)
-
-
8.00 (2)
-
8.67 (3)
-
9.00 (2)
-
7.00 (2)
-
6.00 (2)
-
-
-
  1988 «Это был великий числяр...» [стихотворение в прозе]  
5.00 (2)
-
  1988 «Я умер и засмеялся...» [стихотворение в прозе]  
8.00 (3)
-
8.00 (2)
-
8.00 (2)
-
  1988 Председатель Чеки [поэма]  
9.00 (2)
-
5.00 (2)
-
5.50 (2)
-
7.00 (2)
-
6.00 (2)
-
6.00 (3)
-
7.00 (2)
-
7.67 (3)
-
10.00 (2)
-
6.83 (6)
-
6.67 (3)
-
6.50 (4)
-
-
8.67 (3)
-
7.00 (2)
-
7.00 (2)
-
-
7.00 (2)
-
6.00 (2)
-
-
7.00 (2)
-
5.00 (2)
-
9.00 (2)
-
-
-
6.00 (3)
-
8.67 (3)
-
-
8.67 (3)
-
-
-
7.00 (2)
-
9.00 (3)
-
-
  2000 «Богоокий говор тишины...»  [= "Богоокий говор тишин..."]  
7.67 (3)
-
7.67 (3)
-
6.40 (5)
-
7.00 (3)
-
6.67 (3)
-
9.00 (3)
-
7.67 (3)
-
7.67 (3)
-
7.67 (3)
-
7.67 (3)
-
7.67 (3)
-
8.00 (3)
-
8.67 (3)
-
7.67 (3)
-
7.67 (3)
-
6.67 (3)
-
7.00 (3)
-
6.50 (4)
-
6.67 (3)
-
8.00 (3)
-
8.67 (3)
-
6.67 (3)
-
6.00 (4)
-
7.67 (3)
-
7.67 (3)
-
8.00 (2)
-
7.00 (3)
-
7.00 (5)
-
  2000 «Осенний ветр листья греб...»  [= "Осенний ветер листья греб..."]  
8.00 (3)
-
6.67 (3)
-
6.67 (3)
-
9.00 (2)
-
7.80 (5)
-
7.67 (3)
-
8.00 (3)
-
  2000 Граждане города звука!  [= "Удары вёсел в город будущего..."]  
7.00 (2)
-
7.00 (3)
-
9.00 (3)
-
-
6.00 (2)
-
7.00 (2)
-
-
7.00 (2)
-
-
7.00 (2)
-
7.50 (2)
-
6.50 (2)
-
-
-
-
8.00 (2)
-
7.50 (2)
-
-
7.00 (2)
-
5.50 (2)
-
-
6.50 (2)
-
6.00 (2)
-
7.00 (2)
-
-
6.00 (2)
-
7.50 (2)
-
5.50 (2)
-
-
6.50 (2)
-
8.00 (2)
-
8.50 (2)
-
7.50 (2)
-
8.00 (2)
-
5.50 (2)
-
6.50 (2)
-
7.00 (2)
-
5.00 (2)
-
6.00 (2)
-
-
6.00 (2)
-
6.00 (2)
-
7.00 (2)
-
-
7.00 (2)
-
6.00 (2)
-
8.00 (2)
-
6.00 (2)
-
9.00 (2)
-
6.00 (2)
-
  2001 Звёздная свайная хата («Где рой зелёных ха для двух...») [сокр. ред. первого раздела "Царапина по небу"]  
7.00 (2)
-
-
7.00 (2)
-
-
-
4.00 (2)
-
4.67 (3)
-
-
8.00 (2)
-
7.00 (2)
-
5.00 (2)
-
-
  2002 Карамора № 2-ой [поэма]  
-
  2004 Любава [стихотворение в прозе]  
-
-
-
  «Бельмо-белючая-белючая...» [стихотворение в прозе]  
-
  «И тогда я славил...» [стихотворение в прозе]  
-
  «Суровая прелесть гор…» [стихотворение в прозе]  
7.00 (2)
-
  «Это было старое озеро...» [стихотворение в прозе]  
4.00 (2)
-
  Симфония «Любь» [стихотворение в прозе]  
-

Велимир Хлебников. Пьесы

7.00 (4)
-
1 отз.
7.00 (1)
-
6.00 (2)
-
  1914 Аспарух  
5.67 (3)
-
6.75 (4)
-
  1914 Хочу я  
-
  1914 Чёртик [петербургская шутка на рождение "Аполлона"]  
-
  1915 Снезини [деймо в 3-х деинах; первонач. вариант пьесы "Снежимочка"]  
-
  1917 Ошибка Смерти  [= Тринадцатый гость]  
-
  1930 «Образ Месяц: Ах, мне пора выйти...»  [= <Пьеса без названия>]  
-
  1930 Боги  
-
-
-
  1940 Снежимочка [рождественская сказка]  
7.00 (1)
-
-
-

Велимир Хлебников. Статьи

-
-
  1911 Орнитологические наблюдения на Павдинском заводе // Соавтор: Александр Вл. Хлебников  
-
3.00 (1)
-
  1912 Учитель и ученик  [= О словах, городах и народах. Разговор I]  
7.67 (3)
-
-
-
4.00 (1)
-
4.00 (1)
-
-
-
-
7.50 (2)
-
-
  1916 Второй язык  [= О втором языке песен. Числоимена]  
-
-
-
  1917 Разговор: Взирающий на государства  [= Разговор. Из "Книги удач"]  
-
  1918 Астраханская Джиоконда [под псевдонимом Веха]  
7.00 (1)
-
-
-
  1918 Открытие народного университета [за подписью В.Х.]  
2.00 (1)
-
  1918 Открытие художественной галереи [под псевдонимом Веха]  
-
-
-
  1919 Освобождённая женщина [анонимно]  
-
  1919 Художники мира!  [= Письменный язык земного шара: система иероглифов, общих для народов планеты]  
4.00 (2)
-
-
3.00 (2)
-
3.00 (1)
-
7.33 (3)
-
7.50 (2)
-
8.50 (2)
-
8.00 (2)
-
7.33 (3)
-
9.00 (1)
-
  1922 О степенях  [= О степенях (Небо уравнений)]  
10.00 (1)
-
8.50 (2)
-
-
  1922 Починка мозгов. Пути  [= Пути. Починка мозгов]  
10.00 (1)
-
8.00 (2)
-
8.50 (2)
-
8.50 (2)
-
8.50 (2)
-
8.50 (2)
-
  1923 Азбука неба  [= Как строится год]  
7.00 (2)
-
  1928 Свояси  
6.00 (3)
-
-
  1933 О пользе изучения сказок  [= Ковёр-самолёт]  
4.50 (2)
-
-
  1934 Голова вселенной. Время в пространстве  [= Математический манифест]  
3.00 (1)
-
6.50 (2)
-
4.00 (1)
-
  1940 «Каким образом в со…»  [= <Узы со>]  
4.00 (1)
-
5.00 (1)
-
4.00 (2)
-
  1940 Песни 13 вёсен  [= Песни 13 весен (Болтовня около красоты)]  
3.00 (1)
-
-
-
-
-
-
10.00 (1)
-
8.00 (1)
-
  2000 Дэ и Тэ  
10.00 (1)
-
10.00 (1)
-
7.00 (1)
-
10.00 (1)
-
9.00 (1)
-
9.00 (1)
-
9.00 (1)
-
10.00 (1)
-
7.00 (1)
-
10.00 (1)
-
7.00 (1)
-
8.00 (1)
-
7.00 (1)
-
  2000 Число 1053  
10.00 (1)
-
10.00 (1)
-
  2000 Я и Чосер  
7.00 (1)
-
-
-
-
-
  Я  
-

Велимир Хлебников. Очерки

7.00 (1)
-
4.00 (1)
-
  1930 Записки из прошлого  [= Три Веры]  
-
7.00 (1)
-

Велимир Хлебников. Сборники

  1914 Изборник  
8.00 (2)
-
7.00 (1)
-
8.00 (2)
-
-
-
10.00 (1)
-
10.00 (1)
-
-

Велимир Хлебников. Отрывки

5.00 (1)
-

Велимир Хлебников. Прочие произведения

  1908 Воззвание учащихся славян  [= <Воззвание к славянам>] [анонимно]  
7.00 (1)
-
  1912 Взор на 1917 год [таблицы]  
-
  1912 Пощёчина общественному вкусу [Манифест] // Соавторы: Давид Бурлюк, Алексей Кручёных, Владимир Маяковский  
6.85 (13)
-
  1913 «Сероватень...» [образцы словотворчества]  
-
  1913 «Трепетва...» [образцы словотворчества]  
4.00 (1)
-
  1913 «Умнязь...» [образцы словотворчества]  
4.00 (1)
-
  1913 Манифест из сборника «Садок судей II» // Соавторы: Давид Бурлюк, Алексей Кручёных, Бенедикт Лившиц, Владимир Маяковский  
10.00 (1)
-
  1913 Победа над солнцем [либретто] // Соавтор: Алексей Кручёных  
-
  1913 Слово как таковое. О художественных произведениях // Соавтор: Алексей Кручёных  
-
  1914 Вместо предисловия. <Письмо В.И. Иванову>  [= Из одного письма Велимира Хлебникова]  
-
  1914 Идите к чёрту! [Манифест для «Рыкающего парнаса»] // Соавторы: Давид Бурлюк, Алексей Кручёных, Бенедикт Лившиц, Владимир Маяковский  
10.00 (1)
-
  1914 Инструменты игры [образцы словотворчества]  
-
  1914 На приезд Маринетти в Россию  [= "Сегодня иные туземцы..."] // Соавтор: Бенедикт Лившиц  
10.00 (1)
-
  1914 Новое учение о войне  [= Битвы 1915—1917 гг.]  
-
5.00 (2)
-
-
  1916 Время мера мира  [= Время - мера мира]  
10.00 (1)
-
4.50 (2)
-
  1916 Труба марсиан  [= "Люди!.."] [манифест]  
4.50 (2)
-
  1917 Воззвание Председателей Земного шара  [= "Только мы, свернув ваши три года войны..."; Правительство Земного шара] [манифест]  
8.00 (2)
-
-
-
  1918 Ляля на тигре  [= Копьё в будущее]  
6.00 (1)
-
  1918 Советы  
-
  1918 Школа поэтов [за подписью "Три поэта"]  
-
  1920