FantLab ru

Александр Башлачёв

Александр Башлачёв
Страна: Россия
Родился: 27 мая 1960 г.
Умер: 17 февраля 1988 г.

Башлачёв Александр Николаевич («СашБаш») — российский поэт и музыкант, автор и исполнитель своих песен. Ключевая фигура для поклонников русского рока, один из важнейших его представителей — поэт среди рокеров, рокер среди поэтов.

Родился в Череповце, в семье начальника теплосилового цеха Череповецкого металлургического завода Николая Сергеевича Башлачёва и преподавательницы химии филиала ленинградского Северо-Западного политехнического института Нелли Николаевны Башлачёвой. По словам Александра Башлачёва, свои первые рифмованные строки он сложил ещё в возрасте трёх лет. По воспоминаниям друзей детства, в возрасте шести лет он не просто читал «Тома Сойера», а читал его вслух своим друзьям во дворе, уже в 1971 году сочинил на мотив из фильма «Кавказская пленница» свою первую (пусть и «подражательную») песенку со словами «Мимо бегут канадцы, режут коньками лёд».

В музыкальную школу Александр, как вспоминала его мама, идти не захотел, но когда родители купили пианино — практически самостоятельно его освоил до уровня исполнения «Лунной сонаты», которую очень любил и часто играл «для себя», никак не бравируя своим умением. Все школьные годы Башлачёв продолжал писать стихи, «Разлюли-малина» (1978) — далеко не первое его стихотворение; более ранние сохранились только фрагментами в воспоминаниях друзей детства, а сам он к этим своим поэтическим опытам никогда серьёзно не относился.

В 1977 году, после окончания средней школы, пытался поступить (вместе со своим земляком Леонидом Парфёновым) на журфак Ленинградского университета, с сентября работал на Череповецком металлургическом комбинате художником-оформителем, 4 апреля 1978 — уволился и вскоре поступил в Уральский университет (г. Свердловск) на факультет журналистики. В период учёбы активно участвует в работе факультетского «Театра трёх актёров», пишет для него пьесы-миниатюры, песни для постановок; в это же время он близко сошёлся с местным рок-сообществом, публиковал проблемные статьи о рок-н-ролле.

С 1979 года начал писать тексты песен для созданной его другом Сергеем Герасимовым череповецкой группы «Рок-Сентябрь», но, по воспоминаниям друзей, Александр потом будет стесняться этих своих текстов. В 1982 году в эфире Би-Би-Си в передаче Всеволода Новгородцева прозвучала Рок-Сентябрьская песня «Манекен», после чего всем выступлениям группы моментально «перекрыли кислород». В 1983 году Башлачёв неожиданно для многих начал писать стихи гораздо более высокого уровня, чем ранее, — сразу же поразившие всех, кто их слышал. В этом же году появляется первая его известная песня — «Грибоедовский вальс» и несколько других известных произведений. В 1985 году один из его друзей спросил, как он пишет свои песни. — «А я попросил, чтобы мне их дали. И мне дали...» — ответил Башлачёв.

В сентябре 1983 года Александр окончил университет и вернулся в Череповец. Год проработал корреспондентом в газете «Коммунист», писал статьи про Череповецкий завод, порой так образно используя журналистские штампы, что это больше походило на стёб. Но, тем не менее, он был в газете «на хорошем счету», и ему даже позволили в январе 1984 года открыть авторскую рубрику «Семь нот в блокнот».

В сентябре 1984 года, на квартире у своего друга Леонида Парфёнова, Башлачёв показал свои песни опальному в ту пору музыкальному критику и журналисту Артёму Троицкому, с которым незадолго до этого и познакомился. С подачи Троицкого месяцем позже Башлачёв уехал из Череповца в Москву с серией «квартирников», а затем весь следующий год колесил по стране, поражая своих почитателей всё новыми и новыми песнями. Он играет бесчисленные квартирные концерты в Москве, Ленинграде, Новосибирске и прочих городах страны, не участвуя в мероприятиях типа «рок-фестивали». В марте 1985 состоялось его первое публичное выступление в Ленинграде (в шестой аудитории Ленинградского ветеринарного института Московский пр., д. 99 — этот концерт проходил сразу после III фестиваля Ленинградского рок-клуба, поэтому получил название «Четвёртый день фестиваля») когда он, вместе с Юрием Шевчуком, спел несколько песен на неофициальном концерте (запись этого концерта в 1995 была издана фирмой «Manchester Files» под названием «Кочегарка»). В апреле 1985 в Череповце Александр Башлачёв и Евгения Каменецкая зарегистрировали брак, позже они не стали его расторгать, что позволило Башлачёву сохранить ленинградскую прописку.

В 1986 году Башлачёв переехал в Ленинград, январь этого года — необычайно активный концертный месяц, в первой половине этого года сделано несколько профессионально-студийных записей его песен. Он поёт для актёров Театра на Таганке, в редакции Литературной газеты, академических институтах, его с огромным интересом слушают такие разные люди, как Вознесенский и Гребенщиков, Пугачёва и Гурченко — всех восхищает его бьющая через край энергетика, талант и самобытность... но всего этого у Башлачёва «чересчур много», его органика не вписывается «в формат» (фолк-панк в Европе ещё только-только зарождается), и он остаётся, в сущности, одинок и маловостребован в своей песенной поэзии. С марта 1986 года Башлачёв официально трудоустроен в (ставшей уже тогда легендарной) котельной «Камчатка». В мае, в Череповце, написана последняя (из сохранившихся) песня — «Вишня». В конце 1986 / начале 1987 года Башлачёв, по воспоминаниям его друзей, испытывает острый творческий кризис, «его словно подменили» — он стал очень неохотно петь; говорил, что у него нет новых стихов — именно это, видимо, его сильно угнетало и доводило до депрессии.

Весна 1987 г. — съемки в документальном фильме Алексея Учителя «Рок», Башлачёв участвовал в устном выпуске журнала «Рокси», в мае вступает в Рок-клуб. Основное событие этого года — с 3 по 7 июня выступление на V Питерском рок-фестивале, где получил приз «Надежда». Фрагменты его выступления были отсняты для фильма «Рок», но в процессе съёмок Башлачёв от участия в них отказался, и из фильма были убраны все кадры с его участием. В августе написана последняя песня — «Архипелаг гуляк», но она не сохранилась. Тем же летом-осенью принял участие в работе над фильмом «Барды покидают дворы» (в прокате — «Игра с неизвестным»), однако по неясным причинам в последний момент отказался сниматься. К сожалению, предпринятая тогда же попытка профессионально записать Башлачёва для пластинки на ленинградском отделении «Мелодии» так и не удалась.

За короткий промежуток времени Башлачёв создал около ста песен, принадлежащих к его «золотому запасу». Хотя на формирование его стиля и поэтического языка, без сомнений, повлияла песенная поэзия Владимира Высоцкого и Александра Галича, песни Бориса Гребенщикова и Майка Науменко, поэтические эксперименты начала века и древнерусская эпическая поэзия, Башлачёв создал свой собственный художественный мир.

В последний год своей жизни он явно испытывал внутренний кризис, причины которого остались не до конца ясны. В начале 1988 в настроении Башлачёва, казалось, наступил просвет: он дал несколько концертов в Москве (в т.ч. 29 января на квартире Марины Тимашевой — был последний концерт Башлачёва) и запланировал свои новые выступления. Однако утром 17 февраля Александр Башлачёв выпал из окна восьмого этажа дома 23 по проспекту Кузнецова в Ленинграде, где он в то время жил, — похоже, что решение это было принято не под влиянием момента, а стало результатом мучительного выбора. Похоронен под Питером на Ковалёвском кладбище: 3 квартал, 3 участок. А без малого через полгода, 3 августа — родился Егор, сын Александра Башлачёва.

Александр Башлачёв стал одним из наиболее значительных явлений в отечественном бард-роке. В его многослойных стихах-песнях, полных неожиданных ассоциаций, парадоксального юмора и виртуозной игры словами, смелых рифм и сложных размеров, причудливо переплелись архаика и современность, былинные сюжеты и реалии рок-бытия, высокая трагедия и откровенное скоморошество. Когда петербургский музыкальный журналист Андрей Бурлака предложил в 1987 году Александру сделать сборник его стихов — тот ответил, что единственный вариант, который его бы устроил, состоит в том, чтобы представить каждый текст в виде единого слова без пробелов и знаков препинания. Через несколько месяцев после того, как Башлачёва не стало, — Булат Окуджава и Андрей Вознесенский совместно написали о нём статью. Евгений Евтушенко посвятил ему стихотворение, а также включил его произведения в свою антологию «Строфы века».

Александр Башлачёв, конечно, не является фантастом как таковым, но его стихотворения «Грибоедовский вальс» и «Галактическая комедия» — чистой воды фантастика.

©borch для fantlab.ru (компиляция по материалам сети)

Примечание к биографии:

  • Песни Башлачёва на сайте Bards.ru

  • Тексты стихов для ознакомления: Библиотека Максима Мошкова

  • На фото4 — постановочная фотография «вытащить из болота» (Г.Молитвин, 1985)

  • При подготовке библиографии в значительной мере были использованы материалы сайта Homo Cantans — человек поющий

  • Сортировка:
  • Для данного автора по умолчанию показываются в первую очередь даты написания произведений - они указаны серым цветом.
    Чтобы увидеть даты публикации, переключите сортировку.
  • Александр Башлачёв. Поэзия

      1978 Разлюли-малина (из жизни Кунгурских художников)  [= "Кипело строительство, высились краны..."]  
    10.00 (1)
    -
    9.50 (2)
    -
    9.50 (2)
    -
    -
    10.00 (1)
    -
    10.00 (1)
    -
      1981 «Эй, помогите...»  [= Такая уж погода]  
    -
    10.00 (1)
    -
      1981 Ничего не случилось  [= "Я сегодня устал. Стал сегодня послушным..."]  
    10.00 (1)
    -
    9.00 (2)
    -
    10.00 (1)
    -
    10.00 (1)
    -
      1981 Окоп  [= "Всю ночь я рыл окоп..."]  
    10.00 (1)
    -
    -
    9.20 (10)
    -
      1982 Пора собираться на бал  [= "Мой Бог! Вы ещё не одеты?.."]  
    9.00 (2)
    -
    8.50 (2)
    -
    9.00 (2)
    -
    10.00 (1)
    -
      1983 Грибоедовский вальс  [= "В отдалённом совхозе «Победа»..."; Баллада о Степане; Наполеон]  
    9.33 (24)
    -
    1 отз.
      1983 Королева бутербродов  [= "Резво кипит черный кофе..."]  
    8.40 (5)
    -
      1983 Ночной блюз  [= Полуночный блюз]  
    -
      1983 Палата № 6  [= Песня из шестой палаты; "Хотел в Алма-Ату — приехал в Воркуту..."]  
    8.50 (12)
    -
      1983 Хозяйка  [= "Сегодня ночью — дьявольский мороз..."]  
    9.00 (17)
    -
      1983 Галактическая комедия  [= "Я твёрдо уверен, что где-то в галактике дальней..."]  
    8.88 (8)
    -
    1 отз.
      1983 Трагикомический роман  [= "Часы остановились в час..."]  
    9.00 (2)
    -
      1983 Не позволяй душе лениться  [= "Не позволяй душе лениться, лупи чертовку сгоряча..."]  
    8.31 (13)
    -
      1983 Новый год  [= "Мы у ворот. Эй, отворяй, охрана!.."; 1985]  
    8.25 (4)
    -
    10.00 (2)
    -
    9.25 (4)
    -
      1983 Рыбный день  [= "Посмотри - сырая вата затяжной зари..."]  
    7.20 (5)
    -
      1984 Время колокольчиков  [= "Долго шли зноем и морозами..."]  
    9.26 (38)
    -
      1984 Лихо  [= "Если б не терпели — по сей день бы пели..."; Прелюдия]  
    8.77 (13)
    -
      1984 Некому берёзу заломати  [= "Уберите медные трубы!.."; Окно в Европу]  
    9.46 (13)
    -
      1984 Похороны шута  [= "Смотрите — еловые лапы грызут мои руки..."]  
    8.86 (7)
    -
      1984 Рождественская  [= "Крутит ветер фонари на реке Фонтанке."]  
    8.33 (6)
    -
      1984 Зимняя сказка  [= "Однозвучно звенит колокольчик Спасской башни Кремля..."; "Как уютна петля абсолютно пустого нуля"; "Ночью принято спать..."]  
    8.88 (8)
    -
      1984 Подвиг разведчика  [= "В рабочий полдень я проснулся стоя..."]  
    8.86 (14)
    -
      1984 Слёт-симпозиум  [= "Куда с добром деваться нам в границах нашей области?.."]  
    8.69 (13)
    -
    1 отз.
      1984 Чёрные дыры  [= "Хочется пить..."; "Мы хотим пить..."; "Учимся пить..."]  
    9.11 (9)
    -
      1984 «Влажный блеск наших глаз…»  [= Постельная песенка; Пастельная песенка]  
    8.08 (13)
    -
      1984 Поезд  [= "Нет времени, чтобы себя обмануть..."; Поезд №193; Перекрёсток железных дорог]  
    9.12 (8)
    -
      1984 Час прилива  [= "Час прилива пробил"; Мёртвый сезон]  
    8.50 (4)
    -
      1984 Музыкант  [= "С восемнадцати лет Он играл что попало..."]  
    8.43 (7)
    -
      1984 Минута молчания  [= "Легче, чем пух, камень плиты..."; Плейер; Песня о музыканте]  
    8.75 (4)
    -
      1984 Осень  [= "Ночь плюёт на стекло черным..."]  
    8.86 (7)
    -
      1984 Прямая дорога  [= "Всё на мази. Всё в кайф, в струю и в жилу..."]  
    8.57 (7)
    -
      1984 Поднимите мне веки  [= Подымите мне веки; "Я не знаю имён. Кто друзья, кто враги..."]  
    9.00 (2)
    -
      1985 Ржавая вода  [= "Красною жар-птицею..."; Поиск ржавой воды; Песня ржавой воды]  
    8.86 (7)
    -
      1985 Абсолютный вахтёр  [= "Этот город скользит и меняет названья..."]  
    9.18 (11)
    -
      1985 Все от винта!  [= "Рука на плече. Печать на крыле..."]  
    9.35 (17)
    -
      1985 Егоркина былина  [= "Как горят костры у Шексны-реки..."]  
    9.67 (6)
    -
      1985 Как ветра осенние  [= "Как ветра осенние подметали плаху..."]  
    9.21 (14)
    -
      1985 Посошок  [= "Эх, налей посошок, да зашей мой мешок"; Блюз ладьи; Песня на посошок]  
    9.40 (15)
    -
      1985 Спроси, звезда  [= "Ой-ей-ей, спроси меня, ясная звезда..."]  
    8.44 (9)
    -
      1985 Мельница  [= "Чёрный дым по крыше стелется..."]  
    8.50 (8)
    -
      1985 Петербургская свадьба  [= "Звенели бубенцы. И кони в жарком мыле..."]  
    8.78 (18)
    -
      1985 Дым коромыслом  [= "Голоден стыд. Сыт азарт..."]  
    8.75 (4)
    -
      1985 Сядем рядом  [= "Сядем рядом, ляжем ближе..."]  
    8.88 (8)
    -
      1985 Перекур  [= "Кто-то шепнул — или мне показалось?.."]  
    9.00 (3)
    -
    10.00 (1)
    -
      1985 «Он рождён, чтобы выжить, в провинции...»  [= К К...; К Коке; К Николаю Каткову]  
    10.00 (1)
    -
      1986 В чистом поле — дожди  [= "В чистом поле - дожди косые..."]  
    8.85 (13)
    -
      1986 Ванюша  [= "Как ходил Ванюша бережком вдоль синей речки..."]  
    9.73 (11)
    -
      1986 Вечный Пост  [= "Засучи мне, Господи, рукава..."]  
    8.56 (9)
    -
      1986 Вишня  [= "В поле вишенка одна ветерку кивает..."]  
    8.00 (7)
    -
      1986 Имя имён  [= "Имя имён... В первом вопле признаешь ли ты, повитуха?"; Псалом]  
    9.20 (10)
    -
      1986 Когда мы вдвоём  [= "Когда мы вдвоём - я не помню, не помню, не помню о том, на каком..."]  
    8.50 (6)
    -
      1986 На жизнь поэтов  [= "Поэты живут. И должны оставаться живыми..."]  
    9.27 (11)
    -
      1986 Песенка на лесенке  [= "Хочешь, я спою тебе песенку..."]  
    8.50 (4)
    -
      1986 Хороший мужик  [= "Говорила о нём так, что даже чесался язык..."; Песня о Родине]  
    8.25 (4)
    -
      1986 Случай в Сибири  [= "Когда пою, когда дышу, любви меняю кольца..."]  
    9.50 (8)
    -
      1986 Тесто  [= "Когда злая стужа снедужила душу..."]  
    9.33 (9)
    -
      1986 Верка, Надька и Любка  [= "Когда дважды два было только четыре..."; Исповедь весеннего рака]  
    8.50 (8)
    -
      1986 Всё будет хорошо  [= "Как из золота ведра каждый брал своим ковшом..."]  
    9.20 (5)
    -
      1986 Когда мы вместе  [= "Добрым полем, синим лугом..."; Исповедь]  
    9.50 (2)
    -
      1986 Пляши в огне  [= "Если я с собой не в ладу — чтоб ей оборваться, струне..."; Русский рок-н-ролл; Славянский рок-н-рольчик]  
    8.17 (6)
    -
      1986 Слыша В.С. Высоцкого  [= "Хорошо, коли так. Коли всё неспроста..."; Триптих; Складень]  
    8.83 (12)
    -
      1986 «Нет ни кола, да ни двора...»  [= Николина гора]  
    10.00 (1)
    -
      1986 Рашид + Оля  [= "Ветер нам поёт и зовёт нас в горы..."]  
    8.25 (4)
    -
    9.75 (4)
    -

    Александр Башлачёв. Статьи

    -
    -
    -
    -
    -
    -
    -
    -
    -
    -
    -
    -
    -
    -
    -
    -
    -
    -
    -
    -
    -
      1984 По собственному желанию [под псевдонимом А. Уральцев]  
    -
      1984 Приз у металлургов [под псевдонимом А. Уральцев]  
    -
    -
    -
    -
    -

    Александр Башлачёв. Сборники

      1990 Посошок [Первый сборник стихов автора]  
    9.50 (4)
    -
    -
      1997 Стихи  
    10.00 (1)
    -
      2001 Александр Башлачёв: стихи, фонография, библиографмя [Первое научное комментированное издание]  
    10.00 (1)
    -
      2006 Как по лезвию [Первое полное издание стихов с авторской компоновкой на шесть условных циклов]  
    10.00 (1)
    -
    9.33 (3)
    -

    Александр Башлачёв. Интервью

    -
    -
    -
    -
    -
    -

    Александр Башлачёв. Незаконченные произведения

      1984 «Толоконные лбы...» (стихотворение, не закончено)  
    8.33 (3)
    -
      1985 «Мы высекаем искры сами...» (стихотворение, не закончено)  
    9.00 (2)
    -
      1986 «Я тебя люблю...» (стихотворение, не закончено)  
    10.00 (1)
    -
      1986 «Целый день гулял по травам...» (стихотворение, не закончено)  
    9.00 (2)
    -

    Александр Башлачёв. Неопубликованное

      1979 Может быть, завтра... (стихотворение, не опубликовано)  
     
      1979 Нет войне! (стихотворение, не опубликовано)  
     
      1979 Эй, друг! (стихотворение, не опубликовано)  
     
      1979 Я рисую мир (стихотворение, не опубликовано)  
     
      1980 Всё сначала (стихотворение, не опубликовано)  
     
      1981 «Если хочешь — уйду...» (стихотворение, не опубликовано)  
     
     
      1987 Архипелаг гуляк (стихотворение, не опубликовано)  
     


      Формат рейтинга


      Примечание

  • Библиография составлена по году написания стихотворений. Годы их первых бумажных публикаций — частично проставлены лишь по книжным изданиям; публикации, вышедшие в периодике до выхода стихотворения в авторском сборнике, — вносятся по мере нахождения о них информации. Публикации, вышедшие в периодике после выхода стихотворения в авторском сборнике, — не вносятся.

  • В некоторых случаях как альтернативные названия указаны не только названия, данные в изданиях «на бумаге», но и озвученные автором в своих выступлениях. Однако, в целом предпочтение (как альт.названия) отдано первым строчкам стихотворений.

  • Некоторые совсем короткие стихотворения-четверостишия, похожие скорее не на песни, а на распевки, своеобразные эпиграфы к квартирным концертам или просто исполненные на них как «перебивки», — помещены в раздел «Незаконченные произведения».

  • Непонятно что это за сборник (Москва-Ленинград, 1988). Возможно что-то машинописно-ксероксное (страницы-то указаны), сделанное с аудио?

  • Пока не установлено содержание ранней дискографии, воспроизводящей (в различной полноте) состав магнитофонных записей «квартирников» Башлачёва: Третья столица (ЭРИО, LP, 1990, 1996; Manchester, MC, 1995), Таганский концерт (FeeLee Records, 1992), Лихо (FeeLee Records, 1994), Том VII (Отделение Выход, 1994), Том VII (ТАУ Продукт, 1994). Администрация сайта будет признательна за информацию, которая позволит оформить страницы подобных изданий.


  •   Библиографы

  • Составитель библиографии — borch

  • Куратор библиографии — borch


  • Этот автор не является фантастом как таковым и не включен в рейтинг фантастов, но администрация сайта считает, что это не повод обходить стороной его творчество.