fantlab ru

Все отзывы на произведения Дмитрия Сергеева

Отзывы

Рейтинг отзыва


– [  0  ] +

Дмитрий Сергеев «Завещание каменного века»

БондаренкоЕА, 15 апреля 2023 г. 18:58

Очень необычная и оригинальная повесть. Не припоминаю аналогов. Человек попал в лавину и был замурован в ней... а дальше последовала головокружительная одиссея, через пропасть веков в будущее и далёкий космос.

Учёные — люди с другой планеты — используют целую виртуальную (или нет?) вселенную-гиперфантом для исследования перспектив развития разных цивилизаций, и в качестве «пробных шаров» привлекают людей прошлого (нашего настоящего). При этом какой-либо вред исключается, даже исходную память восстанавливают. Но согласится ли с этим главный герой?

Все мы имеем своё мнение о недалёком будущем. Но иногда бывает очень интересно попытаться заглянуть и в далёкое.

Оценка: 8
– [  5  ] +

Дмитрий Сергеев «След на лыжне»

URRRiy, 1 марта 2021 г. 16:37

Нормальная, даже хорошая остросюжетная проза на основе жизни в сибирском леспромхозе семидесятых годов прошлого века. Молодой милиционер, местный уроженец, встречается с фактом необъяснимой пропажи человека — жениха, прямо по пути на собственную свадьбу. Правда, поскольку свадьба в лесной деревне, то в принципе, всякое возможно. Однако не все так просто, хоть дело и было зимой, но следов не наблюдается...

В целом, детективная часть конечно не сильно сложная, хотя сделана вполне душевно, без затягивания, всяческие коллизии из жизни местных обитателей тоже старательно обрисованы, то есть, это не халтура и не соцзаказ от издательства. Другое дело, что создать сильный детектив на сельской почве, где все всё друг про друга знают — задача трудновыполнимая.

Тем не менее, читать интересно, в том числе и за счёт полезной информации о разных сферах жизнедеятельности простых сибирских тружеников.

Оценка: 8
– [  4  ] +

Дмитрий Сергеев «Пророчество черного дракона»

URRRiy, 7 января 2021 г. 15:25

Небольшой рассказ — антивоенный памфлет на злободневную тему взаимного истребления людей оружием массового уничтожения. Характерный признак — вполне разумное предположение, что с наращиванием запасов оружия и его автоматизацией его применение — вопрос времени. Любая случайность запустит механизм войны, и уже не важно, кто начал, и кто погиб первым, поскольку выживших не останется.

От многочисленных аналогов рассказ отличается геологической спецификой обнаружения артефактов погибшей цивилизации, и в принципе вполне грамотным описанием погибшего мира.

Оценка: 7
– [  1  ] +

Дмитрий Сергеев «Погребённые»

URRRiy, 7 января 2021 г. 02:11

Скорее памфлет, чем научная фантастика, всё же слишком условная обрисована ситуация с последними гражданами «неофашистского государства». В остальном все выглядит логично — в части будущего нашей планеты, распределительной системы благ после отмены денег, а также позаимствованная из «Операции Ы и других похождений Шурика» идея сдачи невыученного экзамена.

Очень интересно наблюдать, как автор вовсю критикует диктатуру разного рода «начальников», не говоря о «неофашистском» режиме. Предполагаю, что мыслящим читателям Страны Советов подобная почти не замаскированная критика коммунистического режима была вполне понятна. Однако рассказ опубликовали, что характерно. Значит, цензура не особо свирепствовала на земле сибирской.

В общем, вещь вполне увлекательная и сейчас, лёгкая и с иронией.

Оценка: 7
– [  3  ] +

Дмитрий Сергеев «Заповедник чувств»

elias68, 6 января 2021 г. 15:40

Еще один незаслуженно забытый шедевр от Дмитрия Сергеева.

Я уже отмечал в рецензии на повесть того же автора «Прерванная игра»(1983), что по моему мнению его творчество близко мягкой Новой волне, при этом я сравнил его тогда с Майклом Коуни и Эдмундом Купером. В данном случае практически с первых страниц у меня возникла ассоциация с недавно переведенным у нас романом «Пересмешник» еще одного автора того же направления — Уолтера Тевиса.

В обоих произведениях показано общество, где благоденствие возведено в абсолют. Всё, что мешает или может нанести ущерб благостному существованию, подлежит запрету. Ведь человек не должен страдать или просто переживать. А любовь, страх и другие чувства и эмоции — это сплошной стресс. Поэтому нет в показанном обществе ни чувств, ни книг. Зато есть бунтари-одиночки, которых не устраивает сложившееся положение. Этим людям, их попыткам вырваться из-под конвоя заботы и посвящены оба произведения.

А теперь самое главное: «Пересмешник» написан в 1980 году, а «Заповедник чувств» на 13 лет раньше. Причем даже для 1980 года лежащая в основе произведения идея была новаторской, не зря роман Тевиса номинировался на «Небьюлу». Вот теперь что хотите, то и думайте о советской фантастике, а лучше — навсегда забудьте все то плохое, что о ней слышали.

Просто судить о ней нужно по лучшим произведениям, которых не так уж мало. А столкнувшись со слабыми или конъюнктурными произведениями не забывать о принципе, озвученном Теодором Старджоном: «Девяносто пять процентов всего — дерьмо». Он одинаково применим, как к советской, так и к американской или любой другой фантастике. Это мы просто привыкли, что в советское время вся переводная фантастика была прекрасна, ибо коммунистическая цензура заключалась в первую очередь в том, чтобы для перевода отбирать произведения из неупомянутых Старджоном заветных пяти процентов. С приходом «свободы» отечественные горе-издатели принялись наперегонки осваивать неисчерпаемые запасы тех самых пресловутых девяносто пяти процентов, весьма в этом преуспев, да и читателя воспитав соответствующим образом. Хотя, справедливости ради, надо сказать, что иногда и из пяти процентов что-то перепадает — взять хоть того же Тевиса.

И еще важный момент: в упомянутой выше рецензии я рассказывал о том, что Сергееву в 90-х годах прошлого века изрядно досталось от либеральной критики. Не по делу совершенно досталось. Так вот, даже затрудняюсь, что увидела бы та критика в данном рассказе: аллюзию на Железный занавес в отгороженной от всех планете Тибии или посягательство на свою мифологию, выразившуюся в крушении под грузом собственного благополучия Общества Всеобщего Благоденствия, которое у либералов прочно ассоциируется с Западом.

А может не стоит искать подвох там, где его нет? В конце концов автор, показывая в рассказе Доброжелательного Слухача, а это такое следящее устройство, которым оснащена каждая квартира в представленном мире, еще ничего не мог знать о Сноудене и его разоблачениях. Лучше просто отдать должное хорошей литературе, которая ничуть не стала хуже за прошедшие с момента написания полсотни лет. Гениальное произведение тем и хорошо, что оно универсально и не устаревает.

Оценка: 10
– [  3  ] +

Дмитрий Сергеев «Заповедник чувств»

URRRiy, 6 января 2021 г. 13:05

Очередной протест автора против подавления свободы воли, высказанный в форме фантастического рассказа. Общество, лишенное опасности и свободы выбора деградирует и вымирает. Попытка одинокого сопротивленца сбежать от системы, случайно приводит его на остров, не обозначенный на картах, где члены правительства наслаждаются доступностью того, что прочим гражданам запрещено. Конечно — есть любовь, конечно — это драма, но сделан рассказ с хорошим качеством, устаревшим не выглядит, да и проблема, поднятая автором, в принципе вполне злободневная.

Оценка: 8
– [  4  ] +

Дмитрий Сергеев «Прерванная игра»

URRRiy, 5 января 2021 г. 20:46

Серьезная вещь. Мощная социальная фантастика, причем показаны общества во многих вариациях, есть даже условно- средневековая цивилизация остроухих и хвостатых граждан. Идеи вполне себе вечные — можно ли создать полную копию человека, включая сознание и память или все же что-то в человеке сугубо уникальное, что будет, если полностью удовлетворить материальные потребности и внедрить всеобщее равенство и толерантность, а также, к примеру, что выгоднее — культурно-туристический центр древней культуры или просто свалка — автокладбище? И неважно, что курс звездолёта программируется на перфокарте, а вкус пищи в обществе изобилия хуже, чем в советской студенческой столовой — это мелочи.

Кстати, заметно по тексту, что автор никакого пиетета / подобострастности к повседневной действительности СССР не испытывал, как есть, так и обрисовывал, и задолго до политики «нового мЫшления». Впрочем, и не очернял.

Основа сюжета — идея с попаданцем, причем красиво-научно заявленная, тоже вполне заслуживает внимания. Это не в ванной потонуть или кирпич затылком словить, тут все гораздо изящнее изложено. Есть и любопытные совпадения, типа очков, позволяющих читать на незнакомом языке — абсолютный аналог очков волшебного зрения в сериале «Драгон лэнс», про разные шутки с сознанием человека и говорить не приходится.

В общем, неустаревший научно-фантастический роман с хорошим литературным стилем, игровым сюжетом и грамотным идейным содержимым.

Оценка: 8
– [  3  ] +

Дмитрий Сергеев «Позади фронта»

URRRiy, 5 января 2021 г. 16:16

Военно-бытовая повесть о походно-полевых женах, то есть, об участи женщин на войне, изложенная просто, без пошлости и без морализаторства. Батальон аэродромного обслуживания, в котором служит лейтенант Фёдор Копылов, во время одной из перебазировок располагается возле одной из деревушек, где сей славный воин, подыскивая рабсилу на расчистку аэродрома, знакомится с молодой женщиной Катериной. Волею судеб и взаимных симпатий лейтенант Копылов и Катерина после личных драматических событий образуют некое подобие семьи. Однако Фёдор мечтает о другой — красавице — санинструкторе Шурочке Чабанец, периодически выходящей замуж за очередного геройского лётчика. А к чмошникам — тыловикам у молодой леди отношение презрительное.

Вот такие страсти — коллизии, перемежаемые буднями обеспечивающего подразделения.

Написано доступно, со знанием предмета — автор после ранений проходил службу в БАТО, душевно и без всякого презрения / «мужского шовинизма» по отношению к женщинам, согласным на такую любовь без обязательств. В общем, такая вот оборотная сторона войны от непосредственного свидетеля — участника.

Хороший образец русской реалистичной прозы второй половины двадцатого века.

Оценка: 8
– [  3  ] +

Дмитрий Сергеев «Севка»

URRRiy, 4 января 2021 г. 15:16

Рассказ очень гармоничный, небольшой, но с намеком и идеей. Описание сердечных треволнений устаревшего робота показано и весело, и драматично. А сущность изобретения юного скромного гения — одновременно и великолепно, и отталкивающе.

В общем, неплохая вещь, нисколько не устаревшая.

Оценка: 8
– [  2  ] +

Дмитрий Сергеев «Запасной полк»

URRRiy, 4 января 2021 г. 04:37

После Льва Толстого и его фундаментального труда «Война и мiр» редкий писатель, считающий себя знатоком и того, и другого, не пытается повторить его подвиг как по тщательности описаний, так и по глубине раскопок во внутреннем мире героев.

Этот роман — одна из очевиднейших попыток подражания указанному шедевру. Множество избыточных детализаций, особенно про снег, пургу, разнотравье, берёзки, и неоштукатуренные стены. Много рассуждений о сущности мира, жизни и человеческой души, а также о солдатской казарме, как символе бесконечности.

При этом в оставшейся части текста вполне интересно и даже с определенной иронией показан быт запасного полка где-то в Поволжье, жизнь героя — офицера из семьи раскулаченного, рано повзрослевшей женщины тоже из раскулаченных, сына священника, прошедшего все круги нквдшного ада (прямо скажем, маловероятного по набору пыток, как пример: выдирание здоровых зубов слесарными клещами — всех коренных!), начальника особого отдела этого запасного полка и ещё многих и многих эпизодников, не говоря об общей системе жизнедеятельности этого подразделения.

Да, книга содержит много драматичных эпизодов, например, изображение мученического исхода женщины с малолетними детьми раскулаченной семьи (отца семейства уморили в тюрьме) по долгой дороге на сибирский рудник — на мой взгляд вполне достоверное. Или — ключевой эпизод — расстрел двух юных молодых людей в военной форме за дезертирство и неповиновение властям, на этот раз внушающей некоторые сомнения.

При этом я бы не назвал роман злобно-клеветническим — он жизненный, пусть и несущественно передраматизирован. Согласен с предыдущим отзывом, что есть явный чужеродный элемент — это антисемитские убеждения как упомянутого начальника особого отдела, так и его «отца и учителя», направившего сего гражданина на его «синеоколышевый» путь. С учётом реального национального состава упомянутых органов, тем более — в тридцатых годах прошлого века, это выглядит откровенной туфтой (хотя, говорят, бывают евреи — антисемиты:)). Сомневаюсь, что это авторская идея, скорее требования издателей-редакторов того времени (1992 год), ими же в текст и вставленные.

Конечно, откровенно сомнительные эпизоды в тексте имеются, но по сути фактура на мой взгляд отображена верно. Тот же особист отнюдь не людоед, он поступает как считает правильным и по форме его цели тоже правильные, да и средства по форме тоже объективно единственные реально возможные. Он обязан знать настроения в полку — и вербует агентуру. Считает, что раскулаченный мягко говоря не любит советскую власть — и тоже в этом не ошибается. Так было — это правда. В реальной жизни тот же особист мог использовать служебное положение в личных целях и быть гораздо более гнусным, а здесь показан таким, каким и должен быть в идеале. Так что роман отнюдь не антисоветский — он показывает советскую действительность того времени, даже слегка приукрашенную.

Оценка: 7
– [  4  ] +

Дмитрий Сергеев «Прерванная игра»

elias68, 2 января 2021 г. 14:31

В основе романа иркутского писателя лежит повесть «Завещание каменного века», написанная в 1971 году. За эту повесть автора в разное время изрядно критиковали со всех сторон. С одной стороны — официозная советская критика за якобы «безыдейность». С другой стороны — либеральная часть, с большевистским рвением выискивающая «крамолу», а точнее — несоответствие собственным догмам, в литературе, тоже не могла пройти мимо некоторых моментов произведения. Так в середине 90-х годов один вроде бы весьма и весьма уважаемый либеральный критик фантастики обрушился на автора с нападками за показанную в книге «цивилизацию, загнавшую себя в тупик слишком большим благополучием», в чем он усмотрел, надо понимать, посягательство на собственный миф о Западе(совершенно беспочвенно, кстати). А раз уж книга идейно не соответствует, то значит в ней — плохо всё! Справедливости ради, в той же работе либерального критика достается на орехи и Сергею Снегову за «Люди, как боги».

Тем не менее в советское время больших проблем у автора с изданием не было. Та, изначальная повесть издавалась и на страницах «Уральского следопыта», и в составе сборника. Но уже в 1983 году Дмитрий Сергеев перерабатывает ее, добавляя в нее две вставные новеллы, до объема романа, и в таком виде издает. Что важно, эта книга удостоилась весьма положительных отзывов другого известного иркутского писателя, в порядочности которого у меня сомнений быть не могло, — Юрия Самсонова. Того самого, который в конце 1960-х годов будучи главным редактором альманаха «Ангара» опубликовал в нем «Сказку о тройке» Стругацких, за что в итоге и поплатился должностью. Собственно именно оценка Самсонова пересилила читанную мною работу упомянутого выше критика, из-за которой я, доверившись чужому мнению, пару десятилетий просто игнорировал Сергеева, и с некоторым скепсисом я все-таки принялся за чтение книги.

Поначалу она показалась мне весьма занятной, примерно на уровне произведений Булычева об Алисе, только для более взрослого читателя. Действие начинается с того, что рассказчик за мгновение до гибельного для него развития событий оказывается перенесенным из нашего времени на многие тысячелетия в будущее. Калейдоскопическая смена событий, весьма необычный для советской фантастики антураж, интересные авторские находки, и, самое главное, — отличный язык и стиль повествования делают чтение необычайно увлекательным.

И лишь ближе к концу, когда автор ненавязчиво и изящно сводит в единое целое различные сюжетные линии, одна из которых та самая злополучная «цивилизация, загнавшую себя в тупик слишком большим благополучием»(хоть это и чрезмерно вульгарное упрощение), и становится очевидным авторский замысел, я начал осознавать, что передо мной подлинный шедевр — необычайно глубокая и умная книга..

Не стремясь раскрывать сюжетные перипетии, а произведение построено так, что любая деталь может оказаться спойлером, могу лишь сказать, что произведение по-моему мнению близко по духу мягкой Новой волне, прежде всего таким почитаемым мною писателям, как Майкл Коуни и Эдмунд Купер. В то же время оно совершенно оригинально по замыслу. Ни в каком подражательстве автора упрекнуть невозможно, если конечно вы не тот, упомянутый выше, либеральный критик, ставящий ему в вину якобы заимствованное из других книг «оживление замерзшего трупа». Как тут не вспомнить рассказанную Булычевым историю о его трудностях с изданием «Похищения чародея» в советское время:«Издавать не будем, потому что машина времени уже была у Уэллса!». Приемы и логика «искусствоведов в штатском» остаются неизменными во все времена.

С другой стороны книга проникнута свойственным лучшим образцам советской фантастики гуманизмом. Вы не найдете на страницах книги ни потоков крови, ни прочих жестокостей. Зато почти наверняка будете удивлены весьма оригинальным взглядом на прогрессорство.

Что еще важно, автору удалось создать вневременное произведение, которое интересно читать и в наши дни. Так что могу лишь рекомендовать его к прочтению. А я же необычайно рад, что открыл для себя еще одно замечательное имя на карте фантастики. Непременно продолжу знакомство с этим автором.

Оценка: 10
– [  6  ] +

Дмитрий Сергеев «Запасной полк»

Mihrutkan, 18 августа 2020 г. 08:02

Со времён перестройки среди писателей, режиссеров, актеров и всяческих творческих личностей сформировалась большая группа позиционирующих себя ненавистникам СССР.

Им, дескать, не давали творить настоящее искусство. Судя по этому роману к ним примкнул и Дмитрий Сергеев. Особист здесь антисемит, хочет после победы над Германией заняться уничтожением евреев. Он создаёт сеть стукачей. Ему хочется кого-нибудь расстрелять, и он расстреливает. Солдаты в полку голодают, смотря как начальство обжирается мясом и тушёнкой. Естественно они постоянно дезертируют. Солдатки мужей не ждут, а дают голодающим обитателям запасного полка направо и налево. И т.д. и т.п. Полный набор ужасов клятой Красной Армии.

Возникает только один вопрос. Почему творцы, которых душила цензура, все свои лучшие вещи создали при оной. А когда цензура исчезла, стали писать и снимать всякий шлак. Больше всего обидно, что скурвилось мноог фронтовиков. Понятно, что в эти времена печатали только чернуху. Но неужели ради шкурного интереса надо было клепать этот мусор.

Оценка: 1
– [  -4  ] +

Дмитрий Сергеев «Чехарда»

zvez2414, 5 октября 2012 г. 14:46

Веселый рассказ, мне понравился

Оценка: нет
– [  5  ] +

Дмитрий Сергеев «Заповедник чувств»

perInka, 14 сентября 2009 г. 14:44

Классическая советская фантастика с претензиями на антиутопию. Одно из первых произведений этого жанра, прочитанное мною, поэтому так и понравилось, идея как я потом узнала не новая, да и многие авторы пишут более захватывающее, но рассказ впечатлил. Похоже на Замятина, но это лично мое мнение, хотя идея «Заповедника чувства» очень интересна. :glasses:

Оценка: 9
⇑ Наверх