fantlab ru

Все отзывы на произведения Ильи Ильфа

Отзывы

Рейтинг отзыва


Сортировка: по дате по рейтингу по оценке
– [  6  ] +

Илья Ильф, Евгений Петров «Золотой телёнок»

netlgbun, 24 марта 19:46

В отзывах ещё не затрагивалась одна проблема — отношение романа «Золотой телёнок» к Советской власти и отношение Советской власти к роману. А ведь авторы предчувствовали нелёгкую судьбу своего детища. В предисловии к роману они вывели некоего «строгого товарища», автора шеститомного романа под названием «А паразиты — никогда!» и бессмертной фразы «Почему вы пишете смешно? Что за смешки в реконструктивный период? Вы что, с ума сошли?» Авторы прозорливо предсказали: «Дайте такому гражданину-аллилуйщику волю, и он даже на мужчин наденет паранджу, а сам с утра до вечера будет играть на трубе гимны и псалмы, считая, что именно таким образом надо помогать строительству социализма».

Первые несколько лет положение ведущих журналистов «Правды» и «Литературной газеты» выводило Ильфа с Петровым из сферы партийной критики, роман «Золотой телёнок» исправно издавался почти ежегодно и считался классикой советской сатиры. Ситуация изменилась уже после смерти обоих авторов. С началом сталинских идеологических кампаний (конец 1940-х) у критиков открылись глаза, и они определили «Золотой телёнок» как антисоветскую «идеологическую диверсию». В книге, утверждали они, общественная жизнь в СССР описана в карикатурном виде, приводятся антисоветского характера остроты и «ругательства врагов советского строя по адресу великих учителей рабочего класса» (имелось в виду выражение «эти бандиты Маркс и Энгельс», глава девятая) .

После смерти Сталина глаза у критиков открылись ещё раз, и они вновь зачислили «Золотой телёнок» в классику советской сатиры. Очередное переиздание после многолетнего запрета вышло в 1956 году, причём в новой, тщательно отцензурированной редакции. Конечно, цензура покромсала роман не настолько беспощадно, как первое издание «Мастера м Маргариты», но всё же внесла заметные искажения..Например, убраны все упоминания о «бесплодной и мстительной» Республике немцев Поволжья, так что стало решительно непонятно, почему Паниковский отказывался туда ехать. Убрали, естественно, определение Маркса и Энгельса как бандитов, однако почему-то сохранили яркий монолог Старохамского: «В Советской России... сумасшедший дом — это единственное место, где может жить нормальный человек... Нет, с большевиками я жить не могу! Уж лучше поживу здесь, рядом с обыкновенными сумасшедшими. Эти по крайней мере не строят социализма... Что хочу, то и кричу. А попробуйте на улице!»

В современной России роман в целом сохранил популярность, хотя восприятие его читателем определённо изменилось. По моим наблюдениям, многие читатели разочарованы печальным концом, они предпочли бы, чтобы Остап преодолел все трудности и попал в обожаемый Рио. По их мнению, великий комбинатор это заслужил. Возможно, они правы.

Оценка: 9
– [  5  ] +

Илья Ильф, Евгений Петров «Одноэтажная Америка»

kagury, 22 марта 14:03

Любопытная книга, своеобразный блог писателей-путешественников, написанный 90 лет назад. Кажется, что прошел почти целый век, однако что удивительно, в американской реальности не так уж и много различий с современностью. Конечно, это возможно потому, что я сужу о вкусе устриц, их не попробовав, и все же.

Напишу о том, что запомнилось, зацепило, удивило.

Наверное, главных впечатлений два и оба они не совпали с ожиданиями. Мне представлялось нечто сатирическое, резкое, насмешливое и уничижительное в духе «Мистер Твистер, делец и банкир, владелец заводов, газет, пароходов, решил на досуге объехать мир». Но нет. Это просто обычные зарисовки, местами с юмором, местами без него, взгляд умных, внимательных людей, взгляд вполне честный, симпатизирующий, отмечающий интересные мелочи и детали. Иными словами, это 1) умный и 2) дружелюбный текст. Не то, чтобы я недооценивала наших писателей, но уровень, на котором все это написано реально высок. Это не фельетон, это отличный точный анализ страны, фактически – краткая энциклопедия капитализма. В этом смысле я даже пожалела, что не прочитала эту книгу в 90-е. Иными глазами смотрела бы на происходящее. «Все придумано до нас».

Дневник путешественника не предполагает сюжета, поэтому несмотря на легкий стиль, это не самое простое чтение. «Одноэтажную Америку» очень приятно слушать, но этот не тот случай, когда ты не можешь оторваться ни на минуту. Текст довольно неоднородный, что-то интересно, что-то нет, но определенно познавательный. Ну и заодно – отличный учебник для тех, кто пишет блоги про путешествия. Кратко, нескучно, толково.

Ну и теперь, собственно, сами детали. С этим, кстати, сложнее всего. Многое хочется процитировать и тут сложно не увлечься. Старалась выбрать самое интересное, но все равно вышло длинно.

• Сшибающий с ног ритм Нью-Йорка. «Нью-Йорк не из тех городов, где люди движутся медленно. Мимо нас люди не шли, а бежали. И мы тоже побежали. С тех пор мы уже не могли остановиться. В Нью-Йорке мы прожили месяц подряд и все время куда-то мчались со всех ног».

• Высокий уровень освещенности и использования электричества и электрических приборов (напоминаю, это 1935 год, подозреваю, что у нас электрические фонари тогда были только на главных улицах).

• Высокий уровень сервиса и комфорта, который не раз отмечают авторы. «Комфорт в Америке вовсе не признак роскоши. Он стандартен и доступен». Увы, это, наверное, то единственное, что мы так толком и не переняли в нужной степени. Все остальное пришло к нам в конце 90-х вплоть до мельчайших деталей.

• Одинаковость городов. Если не считать крупных городов, вроде Нью-Йорка, Сан-Франциско и Лос-Анжелеса, остальные совершенно стандартны. С одной стороны, это скучно, с другой – это стабильный уровень комфорта. Именно поэтому, видимо, американцы так легко переезжают с места на место.

• Американский подход «не повезло сейчас, повезёт потом». Не нытье, а спокойное принятие ситуации и надежда на лучшее.

• Помощь на дороге. Без раздумий, на автомате. Сейчас так же. Папа рассказывал, как они в Юте решили прогуляться в ближайший магазин. Примерно 10 минут вдоль дороги. А там никто не ходит пешком, все только на машинах. Пока они шли, останавливалась каждая вторая машина с вопросом, не надо ли их подвезти или ещё как-то помочь. Люди идут пешком — ненормально же

• Индейское представление о торговле. Тот же подход, как в Советском Союзе. Все, кто продает дороже, чем купил — спекулянты.

• Два раза в неделю, в десять тридцать утра, президент Соединенных Штатов принимает журналистов.

Ну и немного (ладно, много) цитат (спрятаны под спойлерами).

Про американцев

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Средний американец терпеть не может отвлеченных разговоров и не касается далеких от него тем. Его интересует только то, что непосредственно связано с его домом, автомобилем или ближайшими соседями. Жизнью страны он интересуется один раз в четыре года – во время выборов нового президента. Если американец сказал в разговоре, даже мельком: «Я это сделаю», ему ни о чем не надо будет напоминать. Все будет сделано.

Про еду.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Безвкусная, но красивая еда. Да, неспелые ватные помидоры и хлеб со вкусом жеванной бумаги будут и у нас, увы. Хорошо, что только через полвека, не раньше.

«Блистательная организация ресторанного дела. Идеальная чистота, доброкачественность продуктов, огромный выбор блюд, минимум времени, затрачиваемого на обед, – все это так. Но вот беда: вся эта красиво приготовленная пища довольно безвкусна, как-то обесцвечена во вкусовом отношении. Она не опасна для желудка, может быть, даже полезна, но она не доставляет человеку никакого удовольствия. Когда выбираешь себе в шкафу автомата или на прилавке кафетерия аппетитный кусок жаркого и потом ешь его за своим столиком, засунув шляпу под стул, чувствуешь себя, как покупатель ботинок, которые оказались более красивыми, чем прочными. Американцы к этому привыкли. Они едят очень быстро, не задерживаясь за столом ни одной лишней минуты. Они не едят, а заправляются едой, как мотор бензином».

Про рекламу.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
«Мы уже говорили, что слово «паблисити» имеет очень широкий смысл. Это не только прямое рекламирование, а еще и всякое упоминание о рекламируемом предмете или человеке вообще. Когда, скажем, делают «паблисити» какому-нибудь актеру, то даже заметка в газете о том, что ему недавно сделали удачную операцию и что он находится на пути к выздоровлению, тоже считается рекламой. Один американец с некоторой завистью в голосе сказал нам, что господь-бог имеет в Соединенных Штатах шикарное «паблисити». О нем ежедневно говорят пятьдесят тысяч священников».

«Реклама несколько портит путешествие. Куда бы ни был направлен взгляд путешественника, он обязательно натолкнется на какую-то просьбу, требование, надоедливое напоминание».

«Нам говорили, что пятицентовая бутылочка «Кока-кола» обходится фабрикантам в один цент, а на рекламу затрачивается три цента. О том, куда девается пятый цент, писать не надо. Это довольно ясно».

«Если вы хотите, чтобы вашим словам поверили, повторяйте их как можно чаще. В маленьком восточном городке, который мы проезжали, все телеграфные столбы Мейн-стрита были оклеены совершенно одинаковыми плакатами с портретом мистера Джозефа А. Болдуина, маленького республиканского кандидата в конгресс».

Про музыку.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
«Его взгляд говорил: «Да, я несчастный изгнанник и принужден играть перед вами за ваши презренные доллары. И за все свое унижение я прошу немногого – тишины». Он играл. Была такая тишина, будто вся тысяча слушателей на галерее полегла мертвой, отравленная новым, неизвестным до сих пор музыкальным газом. Рахманинов кончил. Мы ожидали взрыва. Но в партере раздались лишь нормальные аплодисменты. Мы не верили своим ушам. Чувствовалось холодное равнодушие, как будто публика пришла не слушать замечательную музыку в замечательном исполнении, а выполнить какой-то скучный, но необходимый долг».

Про завод Форда:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Труд расчленен так, что люди конвейера ничего не умеют, у них нет профессии. Рабочие здесь не управляют машиной, а прислуживают ей. Поэтому в них не видно собственного достоинства, которое есть у американского квалифицированного рабочего. Фордовский рабочий получает хорошую заработную плату, но он не представляет собой технической ценности. Его в любую минуту могут выставить и взять другого. И этот другой в двадцать две минуты научится делать автомобили. Работа у Форда дает заработок, но не повышает квалификации и не обеспечивает будущего. Из-за этого американцы стараются не идти к Форду, а если идут, то мастерами, служащими. У Форда работают мексиканцы, поляки, чехи, итальянцы, негры.

Про Голливуд

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
«Мы, московские зрители, немножко избалованы американской кинематографией. То, что доходит в Москву и показывается небольшому числу киноспециалистов на ночных просмотрах, – это почти всегда лучшее, что создано Голливудом».

Средняя картина в Голливуде снимается за три недели. У нас в 30-е годы снимали, наверное, не более 10 картин в год.

«Голливуд планомерно забивает головы американцам, одурманивает их своими фильмами. Ни один серьезный жизненный вопрос не будет затронут голливудским фильмом. Я вам ручаюсь за это. Наши хозяева этого не допустят. Эта многолетняя работа уже дала страшные плоды. Американского зрителя совершенно отучили думать. Сейчас рядовой посетитель кино стоит на необыкновенно низком уровне. Посмотреть что-нибудь более содержательное, чем танцевально-чечеточный фильм или псевдоисторическую пьесу, ему очень трудно. Он не станет смотреть умную картину, а подхватит свою девочку и перейдет в соседнее кино».

Стоит ли читать? Да! Возможно не всю книгу, но вторую часть я очень рекомендую.

Оценка: 8
– [  1  ] +

Илья Ильф, Евгений Петров «Двойная жизнь Портищева»

Nog, 1 марта 20:27

Товарищ Портищев явный предшественник товарища Корейко, некоторые обстоятельства их первой, открытой всем жизни совпадают почти дословно. Что же до второй, то, конечно, Портищеву до Корейко далеко; и сатира здесь уже наполовину неактуальна. Держать загородное хозяйство давно не грех, но вот бездельники, умело изображающие кипучую деятельность, никуда не делись.

Оценка: 7
– [  2  ] +

Илья Ильф, Евгений Петров «Светлая личность»

Nog, 20 февраля 22:22

Мне эта повесть кажется своеобразной, возможно, невольной заготовкой к будущему «Золотому телёнку», не в полной мере, конечно, но в части сатиры и отражения быта тех лет. Время от времени ловишь какие-то элементы или фразы, которые впоследствии оказались в романе, да и в целом реалии города Пищеслав сильно схожи с Арбатовом или Черноморском.

Это, впрочем, совсем не означает, что «Светлая личность» не имеет самостоятельной ценности. Похождения Филюрина-Прозрачного, интриги Евсея Иоаннопольского, затеи изобретателя Бабского веселят и увлекают и сами по себе. Да и бюрократия в целом за минувший век никуда не ушла, лишь видоизменилась местами. Повздыхать тоже найдётся где.

Оценка: 7
– [  -1  ] +

Илья Ильф, Евгений Петров «Двенадцать стульев»

SergX, 16 февраля 18:07

Безусловно шедевр советской литературы. Меня только удивляет, почему не был запрещен — столько всяких подколок о соц. действительности в этих романах.

Оценка: 10
– [  3  ] +

Илья Ильф, Евгений Петров «Одноэтажная Америка»

fernirgod, 3 декабря 2023 г. 13:12

Документальное произведение от авторов Двенадцати стульев и Золотого теленка. Неожиданно — очень понравилось. Написано хорошим литературным языком. Произведение получилось своеобразным окном в другое время и другую страну. Не раз и не два заходил в интернет чтобы посмотреть на описываемые места (каменный лес, Карлсбадские пещеры и т.д.). Юмора практически нет, но он здесь и не нужен, в первую очередь это заметки о путешествии и о стране в целом. Многое актуально и сейчас — свежая, но безвкусная еда, фабрика грез штампующая отупляющие фильмы. Во многое не верится и сейчас — уровень сервиса, взаимопомощь на дороге и др. Для меня эта книга настоящее открытие. Рекомендую.

Оценка: 8
– [  8  ] +

Илья Ильф, Евгений Петров «Прошлое регистратора загса»

Groucho Marx, 28 июля 2023 г. 11:13

Рассказ относился к журнальной публикации романа, более полной, но и более шершавой стилистически, чем книжная версия «Двенадцати стульев».

Кроме этого рассказа, из романа выпала история попытки Ляпис-Трубецкого написать мюзикл на основе сюжета «Двенадцати стульев» — Ильфу и Петрову показалось, что это, пожалуй, чересчур, и они вычеркнули довольно смешную главу.

Предыстория Воробянинова хорошая сама по себе — она зла, компактна и представляет собой стилизацию юмористических рассказов из дореволюционных журналов, типа рассказов Антоши Чехонте. В «Прошлом регистратора загса» собрано огромное число реминисценций к Куприну, Чехову, Аверченко, Осипу Дымову, Аркадию Бухову и так далее. Но все эти скрытые цитаты уложены во вполне связное повествование и выглядят не как монтаж разнородных фрагментов, а как осмысленная история человека, не желающего задумываться о последствиях своих действий.

Ильф и Петров убрали из окончательной версии романа эту главу, потому что она, по сути, ничего не добавляет к образу «бывшего предводителя дворянства», который, оказывается, только и мог существовать в роли мельчайшего чиновника на обочине жизни и оказался совершенно беспомощным при первой же попытке активного действия.

Оценка: 7
– [  1  ] +

Илья Ильф, Евгений Петров «Прошлое регистратора загса»

Podebrad, 28 июля 2023 г. 10:08

Считается, что это — неопубликованная глава из «Двенадцати стульев». Мне показалось, что рассказ был написан отдельно, после выхода романа, или наоборот, как первый набросок, в самом начале работы над книгой. Очень не похож отмороженный гуляка из рассказа на героя романа. В романе едва ли главная черта Воробьянинова — интеллигентность. Да, бесполезен, бестолков и ещё много разных бес-, но интеллигентен. В рассказе его основная черта — беспредельная наглость. Конечно, наглость он мог утратить за десятилетие, проведённое в новом социальном положении, но откуда выросла интеллигентность, непонятно.

А сам по себе рассказ получился, хотя много ниже романа и по замыслу, и по динамике, и по языку. Интересно, что из персонажей романа в рассказе присутствуют, помимо Кисы, только трое, и то мельком — Чарушников, Принц Датский и Елена Станиславовна.

Самым неожиданным с точки зрения биографии мне показался эпизод, когда Воробьянинов смотрит на здание кадетского корпуса и вспоминает, как мечтал в нём учиться. А, может быть, так ему и следовало поступить. Именно Воробьянинову, в его конкретном случае. Научился бы хоть чему-нибудь, и обрёл бы в жизни хоть какой-то смысл. А так получился бывший предводитель дворянства. Да и им стал, похоже, из-за отсутствия других претендентов.

Оценка: 7
– [  7  ] +

Илья Ильф, Евгений Петров «Одноэтажная Америка»

Stalk-74, 22 марта 2023 г. 22:27

Главное в роуд-романах — чтобы читатель не закучал. И, маскируясь под трэвел-блогеров, родитель один и родитель два Остапа и Кисы, покатили по буржуазной Америке. Как их выпустил злой Сталин в предверия расстрела миллиардов, поближе к Троцкому, непонятно. Да и социалистический заказ тандем откровенно профилонил. Нет, конечно. побичевали толстосумов с эксплуататорами рабочего класса, но без злобы. К президенту Рузвельту бежали взапуски, к Генри Форду в очередь записывались, сервис превозносили.

Самое интересное, что не за горами столетний юбилей произведения, а зарисовки, как будто Варламов одуванчиковый описывает. Если сделать поправку на расценки, то можно подумать, что сэры Илф и Петрофф наши современники навстречу Познеру с Ургантом сгоняли.

Кстати, название спорное. Особо по глубинкам наши кореша не разгуливали. Нью-Йорк, Вашингтон, Детройт, Сан-Франциско, Голливуд... Какие тут, мазафака, дома в один этаж. Да и грешки то тут, то там торчат. Например, жалуются, что не довелось нормального кино в синематографе увидеть, хоть целых сто раз сходили на сдвоенные сеансы. Ежики кололись, плакали, но продолжали грызть кактус? Полтора месяца ежевечерне ходить на дрянное кино?

Да. и кто оплачивал сей банкет. Даже разные советские звезды в загранпоездках каждый цент экономили, доширак кипятильничков разогревая, а тут сплошной безлимит. А автомобильчик мышиного цвета, как Маяковский, в Союз не прихватили?

Оценка: 8
– [  9  ] +

Илья Ильф, Евгений Петров «Одноэтажная Америка»

Siberia, 21 декабря 2022 г. 11:33

«Клаймат бест бай говернмент тест»

«Молитесь, взвешивайтесь и платите!»

Жаль расставаться с чудесными попутчиками по автотуру — писателями Ильфом и Петровым, и их спутниками, семейством Адамс. За время чтения привыкаешь, что впереди ждут еще города и городки, с их Мейн-стрит, Стейт-стрит, либо Бродвей. Что путешественникам предстоит вкусить еще один «динер намбр ту или фор» в очередной аптеке, а впереди бездна занятных впечатлений.

Много интересного, порой неожиданного, заметили писатели в Америке середины 30-х. Нередко на примечательные моменты, которые могли быть упущены, обращал их внимание обаятельный мистер Адамс, с его неизменным «шурли», пока его «драйвер»-жена направляла «кар благородного мышиного цвета» по просторам страны.

Легкий плавный язык, мягкий юмор и внимание к деталям — такова манера повествования путевых заметок наших «мистеров». Отношение к Америке доброе, но подмечены и негативные черты. Вроде классовости, отголосков «Великой депрессии» (по разговорам с людьми в поисках работы, которых они подвозили), навевающих воспоминания о «Гроздьях гнева» Стейнбека; повсеместных реклам, на которых даже ангелы рекламируют услуги (тут вспомнился «451° по Фаренгейту» Брэдбери с Иисусом, рекламирующим товары); невысокого уровня кинолент, нежелания большинства читать и интересоваться чем-либо кроме самого себя и голливудских «звезд»; массы кредитов, удушающих американских граждан. К сожалению, многие из отрицательных моментов, подмеченных «сэрами», узнаются в нашей жизни сегодня. Интересно посмотреть на все это глазами непривычного к подобному советского человека.

От индейцев до президента, от промышленников до простых работяг и безработных, от лощеных пространств до помещения с электрическим стулом, от однообразных городков до главных городов США — спектр повествования весьма широк. Не скажу, что все освещено с подробностями от и до, но для ощущения, что ты путешествуешь вместе с авторами, написанного вполне хватает. С теплотой буду вспоминать путешествие по «Одноэтажной Америке» вместе с Ильфом, Петровым и Адамсами! Отличная книга.

Оценка: 10
– [  1  ] +

Илья Ильф, Евгений Петров «Добродушный Курятников»

URRRiy, 8 ноября 2022 г. 21:59

Думаю, что Ильф и Петров в качестве образа этого персонажа принимали реально существующих «старых большевиков», кроме партстажа или участия в субботнике с «Ильичем» никакими достоинствами не обладавших.

Вообще характерно обозначение проблемы, откровенно сообщается, что начальник был глуп. В поздние советские времена такого уже не позволялось. В результате такие добродушные руководители, как Курятников, и довели в конце концов СССР до распада. Хотя в большей степени виноваты те, кто им протежировал.

Оценка: 7
– [  3  ] +

Илья Ильф, Евгений Петров «Лентяй»

URRRiy, 8 ноября 2022 г. 14:39

Вот оно, времяпровождение офисных работников, что в интернет, что в доинтернетную эпоху. Чтение прессы, бесполезные разговоры, манкирование служебными обязанностями, и «я перетрудился, всю кровь выпили».

Вот такие соломинки, сложившиеся в бревна, и сломали наконец шею простого советского работяги, кормившего всех этих захребетников.

Но похоже уроки не усвоены.

Оценка: 7
– [  3  ] +

Илья Ильф, Евгений Петров «Последняя встреча»

URRRiy, 8 ноября 2022 г. 14:13

Классический выпад в отношении профессиональных управленцев, «ответственных работников», которые «руками водят'. Пятнадцать лет как один день — деградация из электромонтёра в нечто неспособное даже справиться с собственной бытовой техникой. В противовес достойному командиру полка, который учился все пятнадцать лет.

В общем, очередной призыв к самосовершенствованию и скромному образу жизни.

Оценка: 7
– [  2  ] +

Илья Ильф, Евгений Петров «Разносторонний человек»

URRRiy, 7 ноября 2022 г. 11:59

Очередной укол в адрес непонятных по должности и занятости паразитов, обжирающихся в санаториях круглый год, причем всей семейкой. Безусловно, высмеивается кругозор человека с интересами свиньи, оценивающего уровень достижений в сферах народного хозяйства и культуры по кормежке, но впечатление, что авторы подсознательно выплёскивали собственный накопившийся голод. Рассказ впервые напечатан 4 ноября 1934 года, и хотя «жить стало лучше, жить стало веселее», вряд ли сгладились последствия коллективизации начала тридцатых годов.

Оценка: 7
– [  5  ] +

Илья Ильф, Евгений Петров «Чудесные гости»

URRRiy, 6 ноября 2022 г. 23:51

Юмористическая зарисовка о заманивании на встречу редакцией одного небольшого издания тогдашних звёзд первой величины — «челюскинцев», в условиях агрессивной конкуренции со стороны множества иных конторок. Уровень организации отлова ничуть не уступает американским в части выдумки и бесцеремонности.

Написано весело, но невольно задумываешься — банкеты с героями, это не просто дань уважения, это реальный бизнес-ход для СМИ. Торговля и мена Водопьянова на трёх кочегаров с добавкой из двух матросов первой статьи или наоборот отказ, ввиду «некотируемости» определенных категорий гостей — такой вариант схемы раздела «рынка» двух акулок пера, кормящихся в одном пруду.

В общем, отсутствием предприимчивости советские деятели пера, лейки и блокнота отнюдь не страдали. Но явно страдал советский бюджет от избытка подобных деятелей и контор.

Оценка: 7
– [  3  ] +

Илья Ильф, Евгений Петров «Разговоры за чайным столом»

URRRiy, 5 ноября 2022 г. 11:32

Конечно, в фельетоне абстракция, конечно поддержка возвращения к формату классического образования, но как интересно высмеяна политота в качестве замены нормального обучения! Проработка «лебедевщины» — уклона оппортуниста Лебедева восьми лет от роду в качестве полноценной замены отдыху, или «гей, ребята, на поля, вырвем волос у коня» как правильные стихи, полезные для матрацной промышленности.

В общем душевно изложено и актуальней вечного стеба над конторскими буднями.

Оценка: 8
– [  3  ] +

Илья Ильф, Евгений Петров «Счастливый отец»

URRRiy, 5 ноября 2022 г. 11:22

Очередной фельетон из жизни очередной конторы. Подчинение обычного семейного счастья условным бюрократическим рефлексам — пока дитенок не проработан на собрании — совещании, он как бы и не обладает сущностью, а отец — в беспокойстве.

Вот такая деформация нового общества, которую снова высмеяли два сатирика.

Оценка: 6
– [  1  ] +

Илья Ильф, Евгений Петров «Клооп»

URRRiy, 4 ноября 2022 г. 09:59

Мотив Кафки и впоследствии Лема — сюрреализм в плане отсутствия смысла в существовании организаций абстрактного государства. Движение есть — результата нет.

Зло, которое невозможно победить, даже если возможно высмеять.

Литературно сделано хорошо, но впечатление оставляет грустное.

Оценка: 7
– [  13  ] +

Илья Ильф, Евгений Петров «Одноэтажная Америка»

URRRiy, 2 ноября 2022 г. 13:52

Присоединюсь к многочисленным рецензентам, произведение действительно великолепное, не утратившее своей актуальности и по сей день. Я слушал в аудиоверсии издательства Эксмо, озвучка Владимира Солдатова, не менее великолепной по качеству.

Путешествие Ильи Ильфа и Евгения Петрова, которых новенький форд благородного мышиного цвета довёз их из Нью-йорка до Сан-Франциско и обратно, очень насыщено образами и реальным содержанием. От рядовых американцев — автостопщиков, до Генри Форда и президента США, от дна каньона до крыши Эмпайр Стейт билдинг, от индейцев до русских эмигрантов и даже от зоны привычного для США комфорта в приграничный мексиканский городок, где даже бой быков и тот умудрились испохабить.

В общем охват темы мощный и цельный, труд достойный и добросовестный. Перечислять все встречи, места, типажи и ситуации — это практически делать подробный пересказ документального романа, весьма плотного по контенту.

Но мысли авторов относительно направленного оглупления и опошления вкусов американцев с помощью владельцев кинобизнеса, строгой деловитости, высокой трудоспособности и ответственности американцев, равно как и размышления этих же самых американцев с выводами об этой великой стране привести имеет смысл.

Изучить США — интересно, а жить там — не хочется. Поскольку за всем великолепным фасадом материального благополучия и внешней благопристойности нет главного — смысла существования этой страны и человека в ней. Не случайно самый ловкий рекламный трюк для поддевки местных на крючок — это цифра. То, что можно измерить и прилепить к цифре (как, например, пожертвуйте нашей церкви только по два цента с каждого фунта своего веса). Но то, что за пределами долларового измерения, полностью отсутствует.

Авторы, сравнивая США и СССР правильно отмечают превосходство материальной культуры и деловой хватки в США, что объективно отражало ситуацию на тот момент. И в то же время фиксируют, что у СССР есть общие для большинства граждан чёткие цели на пятьдесят лет вперёд. С учётом трагических поправок на репрессии и войны, Ильф и Петров нисколько не ошиблись в сроках и целях — состояние СССР к середине восьмидесятых вполне соответствовало примерным стратегическим целям и пожеланиям народа СССР в середине тридцатых. А из США мало — помалу исчезало и высочайшее качество сервиса, уровня ответственности и даже деловой хватки.

Мысль о том, что увеличение числа авто на душу населения не увеличивает благосостояния, но парадоксальным образом уменьшает, при этом уровень тревожности за завтрашний день, характерный для тогдашних американцев, нисколько не уменьшился за пятьдесят лет, а только возрос.

В общем отличный интересно изложенный роман с хорошим познавательным потенциалом.

Оценка: 9
– [  1  ] +

Илья Ильф, Евгений Петров «Здесь нагружают корабль»

URRRiy, 2 ноября 2022 г. 10:51

Классический «боевой листок» с бичеванием паразитов, окопавшихся в организациях под видом общественных работников. Конечно абсурд, но к сожалению болевая точка советской системы — ненужные деятели, чей функционал — имитировать деятельность.

Сделано неплохо и на «злобу дня».

Оценка: 7
– [  2  ] +

Илья Ильф, Евгений Петров «Бронированное место»

URRRiy, 2 ноября 2022 г. 10:45

Памфлет на специфичное предубеждение советского человека — о том, что любой продукт можно только «достать», для чего необходимы связи с «нужными» людьми.

Выглядит не очень, хотя юмор никуда не делся. Прежде всего из-за избыточного абсурда ситуации.

Оценка: 6
– [  2  ] +

Илья Ильф, Евгений Петров «Золотой телёнок»

melnick, 30 сентября 2022 г. 23:37

Несмотря на целую серию «не верю!» (что главный герой чудом выжил, что он везде косячил, потом легко добился своего, потом дружил с жертвой, потом так бесславно кончил), впечатление как-то сильнее, чем от приквела. Тут уже идея. Не столько поозоровать, сколько спровоцировать на мысли об устройстве общества, о поведении людей в нем и отдельно от него. И многое из этого, как ни удивительно, актуально и сейчас! Очень глубокое произведение, хоть и со множеством мелких, отвлекающих ляпов. Паниковского, конечно, жалко...

Оценка: 7
– [  2  ] +

Илья Ильф, Евгений Петров «Двенадцать стульев»

melnick, 30 сентября 2022 г. 22:56

Конечно, просмотренные фильмы меняют впечатление. Уже ждешь, что это шедевр. По мере чтения слегка разочаровываешься. Что великий комбинатор с легкостью совершает невероятную глупость. Что авторов «несло» и они, похоже, соревновались друг с другом в озорстве и изощренности. Что в конце они, очевидно, выдохлись и явно стремительно и неинтересно всё свернули. Нет, спору нет — все равно и с юмором, и поучительно. Но как-то без восторга...

Оценка: 7
– [  3  ] +

Илья Ильф, Евгений Петров «Добродушный Курятников»

Корделия, 22 августа 2022 г. 14:22

Рассказ совсем небольшой, но описывает важное явление, подмеченное писателями-сатириками в советской действительности.

Василий Петрович Курятников воплощает в себе некий собирательный образ бездарного руководителя, которого назначают и не торопятся снимать, потому что он «хороший человек». Он готов руководить любым предприятием от редакции газеты до завода граммофонных иголок. Но, оказывается, руководить и просто сидеть за столом с телефонами — это разные вещи. Предприятия разваливаются, но директор отправляется на следующую руководящую должность.

Хотя в финале выражена смутная надежда на перемены, мы-то уже знаем, что никаких перемен к лучшему не случилось...

Курятников — типаж руководителя, описанный Ильфом и Петровым в 1936 году. Но он никуда не ушёл из нашей жизни. Курятниковы — имя нарицательное.

Оценка: 7
– [  -4  ] +

Илья Ильф, Евгений Петров «Двенадцать стульев»

GlebVonHoth, 18 апреля 2022 г. 06:00

Произведение Ильи Ильфа и Евгения Петрова, «двенадцать стульев», было написано 1927 году, и является сатирой как на политический строй того времени и изменения которые он вносил, так и на быт простых людей, показывающий ментальность нашего народа, которая, кстати, актуальна и по сей день.

Эта книга будет интересна молодым людям, которые хотели бы в сатирической форме узнать о том, что происходило в нашей стране тех времён. Да и в целом, любому человеку, который хочет от души посмеяться.

Действия в этой книге происходят в стране советов в 20-е годы 19-го века. Недавно закончилась революция, тёща бывшего члена буржуазии, Воробьяниного Ипполита Матвеевича, спрятала фамильные драгоценности в сидушку стула. Ипполит Матвеевич бросился искать этот стул. Но, не всё так просто. Точно таких же стульев было 12 штук. О приключениях нашего героя в поисках заветного стула и ведется повествование.

Герои книги:

1) Уже описанный мной выше Ипполит Матвеевич.

2) Мадам Петухова. Собственно тёща Ипполит Матвеевича.

3) Остап Бендер. Он же великий комбинатор. Неожиданно стал компаньоном Воробьяниного в поисках заветного сокровища.

4) Федор Востриков — священнослужитель

5) Мадам Грицацуева — жена О. Бендера

6) Александр Яковлевич — завхоз 2-го дома старсобеса

7) Варфоломей Коробейников — заведующий старгородским архивом.

8) Эллочка Людоедочка — молодая, красивая женщина.

И еще много различных эпизодичных персонажей.

Книга начинается с описания скучной и обыденной жизнь господина Воробьяниного. Конфлик настает тогда, когда тот узнает о спрятанных сокровищах и собирается «отчалить» за ними. Самый мой любимый и интересный эпизод, это момент распределения должностей в новом государстве на совещании «союза меча и орала».

Естественно мой любимый герой это Остап Бендер. Это великолепный и изящный прохвост, подвешенный на язык и способный провернуть любую офёру.

Проблем с пониманием прочитанного не возникло, поскольку авторы пишут просто, захватывающе и интересно.

Это очень интересная книга, уверен, прочту ее еще не один раз!!!

Оценка: 10
– [  10  ] +

Илья Ильф, Евгений Петров «Золотой телёнок»

artem-sailer, 25 ноября 2021 г. 19:13

Роман, безусловно, более совершенный, чем первая часть приключений О. Бендера: здесь и больше психологии, лирики, герои намного живее, местами книга оборачивается драмой.

Остап уже не кажется пустым пройдохой, а, несмотря на явную иронию авторов, предстаёт перед читателем истинным идейным борцом за денежные знаки. Ближе к концу книги читатель перестаёт сомневаться в том, что вожделенный миллион для великого комбинатора — это всё же не самоцель, а идеал, по достижении которого Остап теряет смысл жизни. Как мне кажется, стычка на румынском берегу, в ходе которой он потерял все свои приобретения, стала для Остапа избавлением, он спихнул на пограничников тягостную ношу, стал снова нищим и таким образом вновь обрёл цель.

Жизнь — борьба. Но в этом и состоит её главная прелесть и ценность.

Оценка: 10
– [  8  ] +

Илья Ильф, Евгений Петров «Двенадцать стульев»

artem-sailer, 20 ноября 2021 г. 18:46

Кстати, поймал себя на том, что эту книгу полностью, от корки до корки, я, пожалуй, никогда и не читал. Избранные отрывки зачитаны до дыр, но это ведь другое. Поэтому-то и решил покрыть этот долг перед классикой, но теперь испытываю какое-то странное чувство — не находится в голове ничего такого, что мог бы написать в отзыве.

Обычно после перечитывания давно известного произведения всё равно есть что сказать в конце, но здесь вот какой-то другой случай — добавить практически нечего, кроме восторгов. Тот самый случай, когда можешь сказать так много, что сказать что-то конкретное и не получается.

Великолепный роман, о котором написано так много, что остаётся лишь констатировать какую-то банальщину вроде «нечего тут говорить, нужно просто прочитать эту книгу».

В голову упорно лезет:

- А когда же будем бить морду?

- Во второй серии.

Что плавно переводит читателя к необходимости тут же браться за «Золотого телёнка».

Оценка: 10
– [  10  ] +

Илья Ильф, Евгений Петров «Одноэтажная Америка»

Molekulo, 6 октября 2021 г. 17:13

Очень интересные путевые заметки людей, попавших из одного мира в другой. Забавно, что тогда Америка представлялась какой-то необычайной страной: шоссе через весь континент, масса автомобилей, бытовая техника, качественный сервис. Сейчас, конечно, никого в России этим не удивишь, в плане уровня жизни мы стали примерно на одном уровне, разве что чуть победнее.

Книга ожидаемо содержит политоту, хотя и в весьма в разумных количествах, нисколько не мешающих получать удовольствие от чтения. Ильф и Петров приехали в Америку в середине великой депрессии, а, поскольку они слабо знакомы с капиталистическими реалиями, их прогнозы и оценки смотрятся порой наивно. Сейчас вызовут улыбку рассуждения о том, что безработные больше никогда не найдут работы, и, несомненно, следующий шедевр: «Америка не знает, что будет с ней завтра. Мы знаем и можем с известной точностью рассказать, что будет с нами через пятьдесят лет.»

Забавно сравнить как было и как стало еще в одном аспекте. В «Одноэтажной Америке» есть интересный эпизод. У одного случайного попутчика жена получила тяжелую травму, на лечение ушли все семейные деньги, а сам он едет на работу получше. Этот человек не жалуется на жизнь, а говорит: «Мне не повезло». Авторы удивляются, что «вместо того чтобы подумать – справедливо это или несправедливо, он успокаивает себя мыслью, что ему не повезло, и надеждой, что через год ему снова повезет». Мне подход авторов кажется странным, думаю, что лучше принимать жизнь так, нежели обвинять во всем несовершенство мира или экономической системы.

Заканчивается книга мыслями, чему мы могли бы поучиться у Америки. В первую очередь это даже не наука и техника, а приемы жизни и работы «рабочих, инженеров, деловых людей, в особенности деловых людей». Это демократизм в отношениях между людьми, когда такой человек как Генри Форд беспокоится, что забыл поздороваться со своим инженером. Это точность и аккуратность работы, это управление временем, это умение держать слово. «Если американец сказал в разговоре, даже мельком: «Я это сделаю», ему ни о чем не надо будет напоминать. Все будет сделано. Уменье держать слово, держать крепко, точно, лопнуть, но сдержать слово, – вот самое важное, чему надо учиться у американских деловых людей.»

«Одноэтажная Америка» великолепным языком прославленного авторского дуэта описывает путешествие по Америке на протяжении двух месяцев, сотни городов, тысячи людей, еду, культуру, политику, философию, жизнь и вообще все, о чем говорят в пути культурные люди. Однозначно советую.

Оценка: 10
– [  4  ] +

Илья Ильф, Евгений Петров «Светлая личность»

lammik, 5 июля 2021 г. 10:20

Городской сумасшедший, а по совместительству изобретатель-рационализатор, Бабский придумал «Веснулин» — средство по выведению веснушек. Как на грех чудо-средство в кармане у Бабского не удержалось, и им завладел скромный городской клерк Филюрин. А так как «Веснулин» выглядел обычным куском голубого мыла, то Егор Карлович и отправился с ним прямо в местную баню. Из бани он вышел совершенно другим человеком...

Конечно, это не история о советском человеке-невидимке. Повесть скорее напоминает знаменитую пьесу Гоголя о том, как некое событие взрывает сонную, переполненную кумовством и взяточничеством, жизнь небольшого провинциального города. И ничто в нем уже не будет прежним.

Понятно, что «Светлая личность» заметно уступает «Двенадцати стульям» и «Золотому теленку». Юмора здесь гораздо меньше, чем сатиры. Хотя история с памятником Тимирязеву преизрядно рассмешила. Но для получения представления о фантастике в творчестве Ильфа с Петровым прочитать повесть однозначно стоит.

После появления Прозрачного в городе Пищеславе была изжита вся и всяческая преступность, ибо никто из лихоимцев не мог быть уверен, что где-то рядом с ним не стоит Прозрачный и не фиксирует события криминального толка, чтобы доложить куда следует. Только вот в наше время преступность никуда не делась, хотя мы сами, и законопослушные граждане и не очень, приносим в свои дома таких вот «прозрачных», приобретая их на собственные и заемные средства. Вот и сейчас я пишу этот отзыв на ноутбуке, а передо мной на столе лежат два телефона и планшет. Впрочем, писать отзывы пока что не возбраняется.

Оценка: 8
– [  3  ] +

Илья Ильф, Евгений Петров «Летучий голландец»

tolstyi1010, 31 мая 2021 г. 14:55

Ненаписанная повесть Ильи Ильфа и Евгения Петрова, авторов знаменитых «Двенадцать стульев» и «Золотой теленок». План и набросок повести был опубликован в 1956 году в журнале «Молодая гвардия».

По поводу повести ничего сказать не могу. Соавторы решились написать произведение о руководителе, который не разбирается в своей работе и по какой-то причине охладели к своему творению. Мне интересно другое. Зачем на сайте «Лаборатория Фантастики» циклы высасываются из пальца? Ну, какой цикл из двух романов, рассказа, неоконченной повести, альтернативной концовки романа «Золотой теленок» и первоначального варианта этого же романа? Смешно. Если уж очень сильное желание создать цикл «Остап Бендер» то включите туда два романа и рассказ. Остальное зачем? Это касается не только цикла «Остап Бендер», на сайте огромное количество лжециклов, состоящих непонятно их чего.

Отрицательные оценки приветствуются.

Оценка: 8
– [  2  ] +

Илья Ильф, Евгений Петров «Прошлое регистратора загса»

tolstyi1010, 27 мая 2021 г. 15:11

«Гигант мысли, отец русской демократии и особа, приближенная к императору»

Жизнь Ипполита Матвеевича Воробьянинова до знакомства с Остапом Бендером и поиском бриллиантов в одном из двенадцати стульев.

Небольшой рассказ, раскрывающий нам одного из главных героев романа «Двенадцать стульев» за авторством Ильи Ильфа и Евгения Петрова. Произведение не обделено юмором. Концовка драматическая и подводящая к событиям основной книги. Произведение очень хорошо описывает характер и поведение как Воробьянинова так и обстановку дореволюционной России.

Читать будет интересно как и тем кто любит роман «Двенадцать стульев», так и тем кому нравится период России начала 20 века.

Оценка: 8
– [  2  ] +

Илья Ильф, Евгений Петров «Остап Бендер»

tolstyi1010, 27 мая 2021 г. 15:08

«Командовать парадом буду Я!»

В дилогию Ильи Ильфа и Евгения Петрова посвященную Остапу Бендеру входят юмористический роман «Двенадцать стульев» и сатирический роман «Золотой теленок» написанные в 1927 и в 1931 годах соответственно.

В основе сюжета лежат приключения «великого комбинатора» Остапа Бендера. В произведении «Двенадцать стульев» он совместно с Ипполитом Матвеевичем Воробьяниновым ищет бриллианты, спрятанные в одном из двенадцати стульев покойной тещи последнего. В романе «Золотой теленок» он совместно с экипажем автомобиля «Антилопа» отправляется в Черноморск, где живёт настоящий советский миллионер.

Чем же выделяются эти два произведения от остальной массы книг тех лет. Помимо юмора и сюжета в романах просто потрясающе передан дух того времени, а также здесь потрясающие главные и второстепенные герои. Мошенник и авантюрист Остап Бендер, не унывающий проходимец, который может извлечь выгоду из всего, а также знает «четыреста сравнительно честных способов отъема денег». «Гигант мысли, отец русской демократии и особа, приближенная к императору» Киса Воробьянинов. «Человек без паспорта» Паниковский, «сын лейтенанта Шмидта» Шура Балаганов, водитель «Антилопы Гну» Адам Козлевич, Отец Федор, члены «Союза меча и орала», мадам Грицацуева, Эллочка-людоедка и многие другие. Они не теряются на фоне прославленного Остапа Бендера, каждый имеет свой характер, каждый внес весомый вклад в юмористическую составляющую книг, а также имеют запоминающиеся цитаты: «Не корысти ради, а токмо волею пославшей мя жены», «Не учите меня жить», «Вы ещё не знаете Паниковского! Паниковский вас всех продаст, купит, и снова продаст, но уже дороже!», «Удовлетворимся квасом».

Великолепные произведения, написанные красивым языком, наполненные шутками, цитатами и запоминающимися героями, которые должен прочитать каждый.

Оценка: 8
– [  5  ] +

Илья Ильф, Евгений Петров «Золотой телёнок»

tolstyi1010, 27 мая 2021 г. 09:34

«Пилите, Шура, пилите».

Сатирический роман Ильи Ильфа и Евгения Петрова написанный в 1931 году и являющийся продолжением романа «Двенадцать стульев».

Остап Бендер совместно с экипажем автомобиля «Антилопа» отправляется в Черноморск, где живёт настоящий советский миллионер.

Продолжение похождений «великого комбинатора» ничуть не уступает первой книге. Юмор остался на высоте, (многие фразы давно уже стали «крылатыми»), сюжет интригующий, советское общество 30-х годов 20 столетия показано просто шикарно, главные герои прописаны великолепно. Остап Бендер все такой же неунывающий авантюрист, но по сравнению с первым роман чувствуется, что он повзрослел. Не отстают от сына турецко-поданного и остальные члены экипажа «Антилопы». Паниковский, «человек без паспорта», Шура Балаганов, «сын лейтенанта Шмидта» и водитель «Антилопы Гну» Адам Козлевич. Все они не теряются на фоне прославленного Остапа Бендера, каждый имеет свой характер, и конечно каждый внес свой вклад в фонд цитат. «Вы ещё не знаете Паниковского! Паниковский вас всех продаст, купит, и снова продаст, но уже дороже!», «Удовлетворимся квасом».

Вторая книга написана на уровне первой. Герои великолепны, язык красивый, сюжет завораживающий. В списке к прочтению для каждого.

Оценка: 8
– [  6  ] +

Илья Ильф, Евгений Петров «Двенадцать стульев»

tolstyi1010, 24 мая 2021 г. 11:53

«Говори! Говори, куда дел сокровища убиенной тобой тёщи!»

Юмористический роман Ильи Ильфа и Евгения Петрова, написанный в 1927 году и опубликованный в 1928 году.

Ипполит Матвеевич Воробьянинов узнаёт от умирающей тёщи о бриллиантах, спрятанных в одном из двенадцати стульев гостиного гарнитура. В процессе поисков Воробьянинов знакомится с Остапом Бендером, который соглашается принять участие в авантюре.

Настоящее юмористическое произведение, которое заставляет искренне смеяться, а не выдавливать из себя смешки, попутно краснея за автора. Помимо юмора и сюжета посвященного поискам бриллиантов, в романе просто потрясающе передан дух того времени, а также главные и второстепенные герои. Мошенник и авантюрист Остап Бендер, не унывающий проходимец, который может извлечь выгоду из всего, а также знает «четыреста сравнительно честных способов отъема денег». «Гигант мысли, отец русской демократии и особа, приближенная к императору» Киса Воробьянинов. И хотя в книге присутствует такой яркий дуэт главных персонажей, остальные на их фоне не теряются, и остаются в памяти надолго. Отец Федор, члены «Союза меча и орала», мадам Грицацуева, Эллочка-людоедка и многие другие. Все они внесли весомый вклад в юмористическую составляющую книги, а также имеют запоминающиеся цитаты. «Не корысти ради, а токмо волею пославшей мя жены», «Не учите меня жить».

Великолепное юмористическое произведение, написанное красивым языком, наполненное шутками, цитатами и запоминающимися героями, которое должен прочитать каждый.

Оценка: 8
– [  4  ] +

Илья Ильф, Евгений Петров «Золотой телёнок»

tapok, 24 февраля 2021 г. 18:43

Если летать, то только высоко

***

«Золотой теленок» — продолжение знаменитых «12 стульев», причем второй роман можно смело читать в отрыве от первой, как и первую можно читать в отрыве от второй. Подобная универсальность – всегда плюс.

Сюжет «Золотого теленка» теперь полностью строится на Остапе Бендере. Да, идею ему подсказывает другой герой, но в любом случае парадом полностью правит Остап. А цель у него интересная – миллионер Корейко. Вот только миллионер наш – это неофициальный миллионер. Иными словами, если он начнет кидаться деньгами налево и направо, то его быстро заметят. На этом и решает сыграть Великий Комбинатор. Книга – одна сплошная авантюра.

Персонажи. Остап Бендер выступает в привычной для нас роли, он всё так же умен, словоохотлив, находив, хитер, изворотлив, артистичен и бросок на фразы. Почти всю книгу с ним рядом есть несколько героев. Это рецидивист Балаганов, который обладает средним умом, зато он достаточно предан. Это нарушитель конвенции – старичок Паниковский. Нерешительный, возмутительный, перебежчик и любитель кефира. И это Адам Козлевич – моральный маятник группы антелоповцев. Он – водитель, он ушел от уголовщины, но Остап всё-таки втягивает его.

В «Золотом теленке» лирических отступлений гораздо больше. В первом романе отступления носили двоякий характер. Они либо раскрывали реалии времени, либо раскрывали второстепенных героев, будь то Эллочка или Грицацуева, будь то отец Федор или Коробейников. С этим же романом чуть сложнее. Из второстепенных героев похвалить можно разве что Корейко. А вот Зося, Фунт и многочисленные статисты (в поезде, например) – слабо. Это же касается и отступлений. В них больше воды, больше скуки.

Что касается главной темы – поиск сокровищ, обретений смысла жизни в поиске\обладании деньгами – тут Ильф и Петров разгулялись на ура. Наглядно, ярко, искрометно. Никаких претензий. Но вопрос есть к другой теме. Красной нитью проскальзывает идея того, что беспартиный = никто. Понятно, что это реалии того времени. Но хотелось бы всё-таки больше постиронии, больше сатиры по этой части. Еще одна идея – это обретение незадекларированного дохода. Корейко реально боится. Он надеется на капитализм. Дождется ли? История подсказывает, что не дождется. В целом смысловой посыл «Золотого теленка» силен.

Заключение: второй роман получился более водянистым, менее ярким. Его нельзя назвать плохим. Но зная, каковы «12 стульев», хочется ждать чего-то такого же и от продолжения. Но читается книга всё равно с интересом, авантюра Бендера – это шедевр. Спустя почти 100 лет роман читает влет, многие темы всё так же актуальны.

8 золотых телят из 10.

Оценка: 8
– [  13  ] +

Илья Ильф, Евгений Петров «Двенадцать стульев»

tapok, 15 февраля 2021 г. 19:05

Приключения Великого Комбинатора

***

Удивительно. Восхитительно. Комбинаторно!

Есть произведения, а есть Произведения. Первые бывают всякие разные. Хорошие и плохие. Низкопробные и поразительные. Серые и яркие. А бывают Произведения, после которых (или при чтении которых) встаешь и в голос вопрошаешь: «Почему я не читал (-а) этого раньше?!». «12 стульев» — из вторых. Из Произведений.

…Ипполит (он же Киса, которым становится лишь к середине романа) узнает, что его тёща спрятала драгоценности в гарнитуре, а точнее в одном из стульев. Теща при смерти, других родственников у неё нет. Поэтому наследство достанется Ипполиту. Но всё не так просто. Гарнитур-то ушел, а кому – неизвестно. Это ж был лихой 1917… Ипполит отправляется на поиски гарнитура, встречает Великого Комбинатора – Остапа Бендера. Теперь жизнь Кисы уже не будет прежней. Весь сюжет – это поиски двух концессионеров. Поиски упорные, иступленные. Чистая авантюра!

Что же делает «12 стульев» Произведением с большой буквы? Тут как минимум три фактора, два из которых очень тесно связаны – сатира и смелость. Третий фактор – герои. С них и начнем.

Итак, герои. Их тут ровно двое – главных. Ипполит и Остап Бендер. Ипполит – мужчина на заре лет. Вдовец. Работает в ЗАГСе. По всем прикидкам звезд с неба не хватает. Но всё-таки с чувством собственного достоинства. Способный много стерпеть, если это нужно во благо великой цели. Глупым его не назовешь, но и до умного Ипполит не дотягивает. А вот кто точно умён – так это Остап Бендер. Великий Комбинатор. Настоящий творец и авантюрист. Он силён и смел, он хорош собой и по-молодецки горяч. Он скромен и охоч до похвалы. Он правой рукой залезет к вам в карман, тогда как левая уже сбыла то, что успела украсть до правой руки. Остап Бендер – пример для подражания многим авантюристам. Не его судьба, а его подходи. Его смелость во время обмана – Талант. Быть может, Джонни Депп взял что-то из Остапа Бендера для своего Джека Воробя, хотя источники утверждают обратное (речь о Ките Ричарде). Крылатые фразы Остапа Бендера живут уже почти сто лет. Ну разве найдется тот, кто не слышал знаменитый афоризм – «Остапа понесло»?

Сатира и смелость. Эти два фактора идут рука об руку. Роман написан в первой трети XX века, когда в СССР цензура сжирала всё, что лежало на виду, а потом съедала остатки. Во многих источниках отмечается, что «12 стульев» — это не просто роман о Великом Комбинаторе, но и роман о времени. И это действительно так. Здесь высмеивается всё: от борьбы за строчки в газете и до собраний «вольнодумцев», от ворующего святоши до ворующего содержателя пансионата для престарелых, от обычных людей, которые только и ждут, как их обманут, до сложных людей, которые только и ждут, как их обманут. Авторами высмеивается даже сама попытка найти сокровища, попытка поставить всё на одну карту. Высмеиваются даже рояли в кустах. Здесь они стоят настолько заметно, что легко понять – они стоят здесь намеренно. Даже с указателем и оркестром рядом, чтобы было и видно, и слышно. И это в 1928-то году! Сейчас за это хвалят Джо Аберкромби – за слом шаблонов. По части сатиры – юмора в романе хватает. Может даже и не столько шутки, после которых человек смеется, но сама абсурдность ситуаций заставит даже самого сдержанного читателя улыбнуться или усмехнуться.

Можно ли за что-то поругать «12 стульев»? Есть, конечно, мелкие недочеты. Хотелось бы чуть больше знать о прошлом Кисы и Остапа. Хотелось бы обойтись без финального твиста в отношении одного из героев. Предсказуемость сюжета – тоже штука не самая приятная. Хотя это, наверное, уже закон жанра, а не банальность. В общем-то, все недочеты – это что-то сиюминутное или неизбежное.

Заключение: «12 стульев» — шедевр. В 2021 году роман читается на ура. Легко, смешно, сатирично. При этом роман очень глубокий. Ведь это книга не просто о двух авантюристах, поставивших всё не ЗЕРО. Это книга о людях, которые хотят, чтобы их обманули. Это книга о бюрократии. Это книга о СССР в XX веке, о быте, о нравах.

10 стульев из 10. Браво!

Оценка: 10
– [  10  ] +

Илья Ильф, Евгений Петров «Одноэтажная Америка»

strannik102, 7 февраля 2021 г. 06:50

В объективе Америка!

Середина 30-х. Америка и два советских писателя. Проехавшие за три месяца на автомобиле по этой стране с востока (Нью-Йорк) на запад (Сан-Франциско) и обратно (Вашингтон) в общей сложности 10 000 миль. По форме это, конечно же, путевые заметки и очерки, базирующиеся на прямых и непосредственных впечатлениях от всего увиденного и услышанного. Перечислять в этом отзыве какие-то пункты маршрута никак не требуется — вся эта информации имеется в просторах интернета. В том числе и в виде кратких конспектов, что может привести к соблазну саму книгу не читать, а ограничиться как раз купированной версией.

Однако, в таком случае мы будем иметь дело уже не с самой книгой и не с наполненным острым взглядом и тонким юмором литературным стилем писателей, с их великолепным, образным и ярким языком рассказчиков, а всего лишь с какими-то фактами и деталями. Поверьте, оно того не стоит, нужно непременно читать книгу (или слушать в аудио варианте, как это сделал я).

Что было интересно? Конечно же замеченные и отмеченные Ильфом и Петровым детали жизни американских горожан и всяких прочих не городских жителей. Было интересно описание американских дорог и вообще организации всей дорожной структуры, и хотя авторы слегка иронически прошлись по американскому сервису, тем не менее высоко оценили и качество американских дорого, и качество обслуживания путников во время движения — заправки, кафешки и прочие удобства. Были любопытны и интересны наблюдения и суждения Ильфа и Петрова о разных американцах, с которыми они встречались во время своего маршрута: начиная от воротил крупного бизнеса и американского президента и заканчивая самыми простыми автостопщиками, жителями индейских деревушек, неграми американского Юга и всеми прочими американцами. Понравилось, что, в принципе, авторы старались быть максимально объективными и доброжелательными в своих оценках увиденного и услышанного. Хотя конечно же, в книге есть место и критике всего буржуазного, и сатирическому суждению, и иронии, и юмору. И вообще, книга была интересной, весёлой и занимательной

И конечно же, теперь хочется сравнить эту путешественную книгу с другими похожими книгами других писателей и авторов: «Американские дневники» Бориса Полевого, Б. Буркова «Америка осталась одноэтажной. Записки журналиста» и Б. Стрельникова и В. Пескова об их путешествии по США «Земля за океаном», и безусловно хочется прочитать одноимённую книгу В. Познера и И. Урганта «Одноэтажная Америка» — не знаю, сбудутся ли эти мечты и планы…

Оценка: 9
– [  3  ] +

Илья Ильф, Евгений Петров «Двенадцать стульев»

Демьян К, 17 января 2021 г. 14:46

Перечитав спустя много лет после первого прочтения в нежном возрасте эту книгу, у которой всегда была репутация если не антисоветского романа, то точно романа с антисоветским душком, вынужден признать, что на самом деле роман абсолютно просоветский. Совершенно банальная метафора: «бывшие люди» начинают бодаться с советской властью за своё имущество, но закономерно проигрывают, потому что теперь их имущество пошло на пользу «всему народу» — разворачивается, так сказать, «на большом социальном фоне» и не без чувства юмора, которое у авторов, безусловно, было, — и работает. Советская власть победила, потерпевшие могут идти на все четыре стороны! — кто в могилу, а кто по миру... Что ж, авторы, обласканные Советской властью, имели полное право её славить — даже несмотря на «отдельные недостатки», примерами которых эта книга набита под завязку. Кто девушку кормит, тот её и танцует. Другое дело — мне не очень понятно, зачем всё это продолжают бесконечно переиздавать — даже мне, человеку довольно подкованному в советской истории, многие вещи в книге были непонятны совсем. Ознакомившись с известными комментариями М.Одесского и Д.Фельдмана, узнал много такого, чего просто не мог знать (ну, самый яркий пример — это почему Бендер пришёл в Старгород пешком и без носков: вот уж никогда бы не догадался) о реалиях 1920-х годов. То есть сей опус давным-давно имеет только исторический интерес (ну разве что за исключением нескольких бессмертных шуток) и его давно пора издавать в серии «Литературные памятники» для маньяков-книголюбов тиражом 200 экземпляров. Так, собственно, и бывает с 99% любой литературы, которая пишется всегда «здесь и сейчас» и для современников, а вовсе не для «далёких потомков».

Оценка: 8
– [  5  ] +

Илья Ильф, Евгений Петров «Двенадцать стульев»

Sathefly, 29 ноября 2020 г. 12:24

«Двенадцать стульев» — прекрасный роман с прелестнейшим слогом, что позволяет легко читать его, да и сам сюжет увлекательнейший; Ипполит Матвеевич, работает в ЗАГСе, но затем, после смерти тёщи, его жизнь резко меняется, т.к узнаёт, что есть сокровища, которые спрятаны в одном из стульев, некогда принадлежавшие самой тёще, после этой новости он отправляется на их поиск вместе с обаятельным аферистом — Остапом Бендером, его персона не нуждается в представлений.

Роман просто изобилует интереснейшими персонажами, чего тот же Бендер стоит, иль Ляпис Трубецкой, описаниями советского быта начала 20 века, острыми «подколами» в адрес обывателей и это всё приправлено хорошим юмором. Читать рекомендую всем.

9/10

Оценка: 9
– [  6  ] +

Илья Ильф, Евгений Петров «Светлая личность»

URRRiy, 25 августа 2020 г. 15:15

Стёб над режимом, при котором изобретатель способен придумать прибор для выпуска трёх миллионов пельменей в час, но ни сырья, ни потребности не имеется и на один процент от этого количества. «Товарищ Прозрачный» — как апофеоз ужаса для любого представителя местного начальства, поскольку ни одно из звеньев управления системы не свободно от коррупции. Плюс блестящие описания быта и фирменный юмор авторов делают из откровенного фельетона вполне серьезное, в чем то даже драматическое произведение — такой парадокс.

Хотя сейчас вероятно повесть понравится не всем из современных читателей, коррупция уже норма жизни и, например, порицание семейственности, «Каин уволил Авеля» будет непонятна молодым людям.

Оценка: 9
– [  10  ] +

Илья Ильф, Евгений Петров «Двенадцать стульев»

lex_art, 12 июня 2020 г. 01:24

Еще одна книга, которая была прочитана в рамках благого дела восполнения пробелов в школьной программе. Не столько приключенческая книга, сколько памятник эпохи. Как одним предложением описать 1927 год? «Все крадут все у всех». Просто какой-то мир воров, но, справедливости ради, заметим, что появился он не от хорошей жизни. Вот уж действительно эпоха, когда «героем нашего времени» по полному праву становится благородный разбойник. Не потому, что он какой-то большой оригинал, или потому, что невольно вынужден спасать мир, а потому, что добродушный и эрудированный мошенник с минимальными понятиями все-таки значительно лучше всех прочих серых обывателей этого мира воров. Мировоззрение бывшего одесского сыщика Петрова тут определенно накладывает отпечаток на окружающую действительность. Так мы получили книгу про год десятилетнего юбилея великой октябрьской революции, в который любая речь с трибуны превращается в лекцию о международной обстановке. Просто магия какая-то.

Роман уже и так давным давно растащен на цитаты. Викицитатник не даст соврать. Но все-таки хотелось бы выделить кое-что из того, что туда не попало.

«Вася был нормальным халтурщиком-середнячком. А Клотильда слишком много читала Шиллера».

«Сенсационный случай на пять строчек петита!»

«Остап со вчерашнего дня еще ничего не ел. Поэтому красноречие его было необыкновенно».

Однако больше всего запомнилась фраза Бендера про то, что счастье всегда приходит в последнюю минуту.

Оценка: 9
– [  4  ] +

Илья Ильф, Евгений Петров «Колумб причаливает к берегу»

mputnik, 2 февраля 2020 г. 20:30

Ежели ты, уважаемый протенциальный читатель, знаком с творчеством Тандема исключительно по «телятам и стульям», то у тебя есть прекрасная возможность отоварить неколько весьма приятных сюрпризов.

Первое, что возьму на себя смелость порекомиендовать, это — «Одноэтажная Америка»: совершенно нетипично (для Тандема), но — умнО, увлекательно и обалденно информативно. В рамках же «короткой формы» — также масса перлов, вполне достойных внимания. И — прежде всего — конечно же, артефакты Светлого Храма Фантастики, ибо — да, уважаемый потенциальный, Мастера отметились и тут.

Текст коротенький, абсолютно общедоступный, название — в поисковую строку — и вот он, текст.

Это как вишенка на торте к «Одноэтажной»

Оценка: 6
– [  3  ] +

Илья Ильф, Евгений Петров «Странности великих людей»

igor14, 2 февраля 2020 г. 16:13

Эта статья-фельетон в плане юмора даёт сто очков вперёд многим иным соавторским рассказам. Примечательно также (хотя это и малосущественно!), что в тексте встречается знАковый фразеологизм «железный занавес», ставший общеизвестным и весьма популярным десятилетие спустя благодаря Черчиллю.

Данная же публицистическая работа начинается вполне невинно с рассуждений о забавных привычках итальянских оперных певцов, людей весьма суеверных и тщательно выполняющих чудаковатые ритуалы, дабы ни в коем случае не «спугнуть» удачу перед своими выступлениями на сцене. Ну а затем едкие сатирики-соавторы проецируют эксцентричные манеры европейцев-южан на странности в поведении тогдашних солистов киевской оперы. О пьянстве, драчливости, похотливой разнузданности, жадности и барских замашках многих местных деятелей искусства рассказывается уморительно смешно и весьма хлёстко.

Отличная сатира, как говорится, «для всех времён и народов» ©! Сразу вспомнилась и немедленно была пересмотрена третья киноновелла из х/ф «Ау-у!» (1975; с Л.Куравлёвым, В.Басовым, С.Крамаровым и И.Муравьёвой), очень близкая по смыслу, но куда как безобидно-«травояднее». А что уж говорить о нынешних временах и нравах в театральной и кинематографической среде?!..

Оценка: 7
– [  3  ] +

Илья Ильф «Кислая копейка»

igor14, 29 января 2020 г. 09:38

Забавная авантюрно-плутовская история, впоследствии частично приспособленная для первоначального варианта бессмертных «Двенадцати стульев» (1928), но затем по не слишком понятным причинам исключённая оттуда (речь идёт о гл. 11 (13 п/н) «Алфавит «Зеркало жизни»»). Главного героя и там, и здесь прозывают Варфоломеичем, но тутошний — вовсе не тот прожжённый деляга Коробейников, периодически злодействующий (ха-ха-ха!) на протяжении первых 2-х частей романа, а лишь бледная тень упомянутого персонажа...

Завязка сюжета: некоему излишне активному пройдохе запала в голову мысль нажиться на «Госстрахе». Сначала он попытался «вымутить» пособие на якобы рождённого сыночка (названного отчего-то Акулиной!), а затем застраховал собственную, весьма пожилую, бабушку...

Приятно иногда если уж не перечитывать (в очередной, 101-й раз!) любимую с детства ильфо-петровскую дилогию, то встречать давно знакомых литературных персонажей в свеженайденных, ранее недоступных, текстах (бабушка Варфоломеича, кстати, тоже имеется ввиду!). И, хотя ничего принципиально нового в них не обнаруживается, всё равно читать «сладко» и приятно!..

Оценка: 6
– [  5  ] +

Илья Ильф, Евгений Петров «К барьеру!»

igor14, 23 января 2020 г. 12:53

Ну вот мало-помалу редкие соавторские тексты и появляются в массовом инете. Этот коротенький рассказик (а скорее, всё же — фельетон!) — одна из новинок. Сложно искать в нём чего-либо супер-классного или особого изящества в плане юмора, ибо писался, как говорится, «на злобу дня»© и в скоростном журналистском темпе, дабы успеть к сдаче очередного номера еженедельного сатирического издания.

Примечателен он (в субъективном восприятии!) использованием некоторых приёмов из жанра фантастики — именитые юмористы виртуально собрали в одном месте почивших литературных классиков (живых тоже..., но меньше (ха-ха-ха!)) и современных (для середины 20-х гг. прошлого века) беллетристов. Разумеется, «труженики пера» практически сразу перессорились, так как начали цитировать неудачные и откровенно косноязычные места из сочинений друг друга. Ле скандаль!! (ха-ха-ха!)

Самих себя соавторы мудро и дальновидно вывели из числа участников ассамблеи. А также ироничным образом не допустили чрезмерно большого участия в эпохальной встрече (ха-ха-ха!) старшего брата Е.Петрова — популярного и тогда, и сейчас, писателя Валентина Катаева: дескать, «приходил <...>, но узнав, что ужина не будет, – <сразу> ушёл»©. Вроде и поиронизировали слегка над своим бывшим наставником и не состоявшимся «Дюма-пером» (см. соответствующий эпизод из воспоминаний Петрова), и исключили всякий повод для критики его произведений. Молодцы! Экие дипломаты!

Оценка: 5
– [  4  ] +

Илья Ильф, Евгений Петров «Прошлое регистратора загса»

URRRiy, 22 января 2020 г. 22:28

Весьма интересный, в значительной степени исторический рассказ о прошлом уездного предводителя дворянства, Ипполита Матвеевича Воробьянинова. Ироничный, отлично характеризующий как персонажа, так и обстановку дореволюционной России.

Однако создающий интригу, как такой гражданин откровенно эксплуататорских классов сумел выжить в обстановке гражданской войны и военного коммунизма. А это показывает, что очень не прост был скромный совслужащий с доброй детской кличкой Киса, явно не уступающий по таланту конспирации пресловутому гражданину Корейко.

В общем понятно, почему данная глава не вошла в текст романа — слишком откровенное раскрытие сущности сего персонажа явно понижало градус весёлости и интриги произведения.

Оценка: 9
– [  7  ] +

Илья Ильф, Евгений Петров «Двенадцать стульев»

URRRiy, 19 января 2020 г. 21:45

Гениальный, несколько раз экранизированный труд Ильи Ильфа и Евгения Петрова о похождениях неистощимого интеллектом и несокрушимого в моральном плане «турецко-подданого» по папаше, но в остальном вполне советского гражданина Остапа Бендера и его компаньона, психологически нестабильного бывшего предводителя уездного дворянства Ипполита Матвеевича Воробьянинова.

Конечно, нынешним молодым людям и даже не очень молодым нравственный посыл Остапа Ибрагимовича: «Кодекс надо чтить» возможно не понятен или вызывает пренебрежительную усмешку, но это пройдет, иногда с наказанием земным, иногда — гораздо страшнее Божьим. А вот судьба незадачливого преступника Кисы в любом случае правильно вызывает лишь снисходительное презрение.

Рекомендую, книга с неустаревшим и правильным смыслом.

Оценка: 10
– [  5  ] +

Илья Ильф, Евгений Петров «Золотой телёнок»

URRRiy, 18 января 2020 г. 16:36

«Это не Рио-де-Жанейро», как культурный код эпохи или «не в деньгах — счастье». Вот такой мощный посыл и смысл во втором романе Ильи Ильфа и Евгения Петрова про несокрушимого и легендарного Остапа Ибрагимовича Бендера, у которого не получилось сменить гражданство.

И никто из его экипажа «Антилопы гну» ежели вдуматься, не обрёл искомых элементов удачи, даже Адам Козлевич с топливным шлангом к «Лоррен-Дитрих». Авторы честно соблюли моральный кодекс строителя светлого будущего — даже очень хитрые и смышлёные, одаренные умом и сообразительностью и одиночки, и сообщества по интересам никогда не превзойдут общество честных тружеников.

Жаль, что эти труженики канули в прошлое.

В общем, рекомендую, вещь поучительная, даже в Лондоне с неправедными миллионами в конце концов будет шарфик на шею, если перед этим задушит жадность.

Оценка: 10
– [  20  ] +

Илья Ильф, Евгений Петров «Двенадцать стульев»

Kobold-wizard, 8 октября 2019 г. 00:27

https://kobold-wizard.livejournal.com/908287.html

Тот печальный случай, когда по классической книге сняты два классических кинофильма. В результате первоисточник отставляют в дальний угол чулана. Интонациии Миронова и Филиппова сверкают в памяти. Темп книги кажется медленным. Хочется подтолкнуть сюжет, ведь ты и так уже знаешь, что роскошный перл уже ждет не дождется тебя через пару страниц.

И все же перечитывание отрезвляет. Понимаешь, сколько нюансов было отброшено или переделано сценаристами и режиссерами. В этот раз дополнительным подспорьем была рукописная версия романа с комментариями. Согласно предисловию, текст неоднократно перерабатывался в соответствии с политическим моментом и мнениями конкретных цензоров. Комментарии к изданию весьма любопытны именно в связи с указаниями на прообразы и мотивы. Множество эпизодов так или иначе обыгрывают статьи 1927ого года: мейерхольдовские постановки — театр Колумба, открытие Клуба железнодорожников, а также статьи нового Уголовного кодекса. Комментаторы даже хронологию романа привязывают к конкретным точкам — началу борьбы с троцкистами, которые обвиняли правительство в предательстве идей Революции и откатыванию ситуации назад. Мол, роман был конъюнктурным ответом — никакого отката нет и не будет. Бывшим дворянам и священнослужителям не удастся обогатиться и вернуть все назад.

При чтении с Бендера быстро слетает приклеившиеся лица Миронова и Гомиашвили. Они старше героя почти в полтора раза. В фильмах это уже побитые жизнью мужики, тоже из «бывших». Бендер же — молодой мошенник, ровесник века, видевший изящную потусторонность Серебряного века совсем мальчишкой. Он хорошо впитал дыхание времени в его быстрой переменчивости и театральности. Вот только, кроме этой маски, в «Двенадцати стульях» ничего не показано. В какой-то момент Остап даже стал напоминать щедринского Органчика, только более поздней модели. Он говорит перл за перлом, он очень эффективен в своей роли, но человеческого в нем не чувствуется. Трагедия — выбранный им путь обесчеловечивает, сводит до человека-функции с товарным лицом.

Воробьянинову полная версия добавила целых две главы. В них Киса раскрывается как кутила и прожигатель жизни. Невошедшее в классический текст добавляет красок эпизодам с Союзом меча и орала и посещением столовой «Прага». Он авантюрист своего времени: афера с марками, адюльтер с прокурорской женой, брак по расчету с купеческой тщедушной дочкой. Здесь нет находчивости Бендера, но для той поры Воробьянинов был яркой личностью. Времена изменились, он постарел, и именно поэтому ему нужен Великий комбинатор.

Итого: Вычеркнутые из рукописи главы добавили роману конъюнктурной остроты. При чтении начинаешь видеть, что вся история со стульями — это мелкая авантюра на фоне жизни страны. Вокруг стройки, открытие новых заводов с непроизносимыми названиями, улучшение быта за счет новой экономической политики, а отец Федор ползает на коленях перед инженером Брунсом, которого с руками отрывают ведущие предприятия.

Оценка: 10
– [  4  ] +

Илья Ильф, Евгений Петров «Директивный бантик»

Фалкон, 5 июля 2019 г. 09:42

Эпическое нападение на Народный комиссариат легкой промышленности СССР, по причине низкого качества его продукции, отвратительного планирования и логистики (зимнее пальто «выбрасывают» весной, шубами торгуют на юге и т.д.)

В завязке фельетона совершенно жуткая готическая история встречи молодого юноши и девушки в «естественном виде», то есть, на пляже. Все как у Гумилева — «любовь их душ родилась возле моря». Но влюбленность продолжалось ровно до тех пор, пока герои не облачились в изделия вышеуказанного наркомата.

Описывая эти «изделия» авторы поистине поднимаются к высотам юмора — мужские брюки «мрачные, как канализационные трубы»; «оранжевые утильтапочки, сшитые из кусочков»; «Не пиджак а спинжак», в карманах которого «словно лежало по кирпичу»; женское платье «бурдового цвета», который не содержит солнечный спектр; чулки «из вискозы, с отделившимися древесными волокнами» (даже не могу представить, как это выглядит) и т.д.

Разумеется, любовь умерла (кто бы мог подумать!), когда юноша превратился в кривоногого прощелыгу, с плоской грудью и немужскими бедрами (да еще с горбом); а у девушки вздулся живот, укоротились ноги, а между животом и грудью появился директивный бантик. Ужас не иначе!

В дальнейшем, авторы выражают желание, чтобы братьям-славянам дали по рукам — с тем, чтобы кому-то попало и по ногам.

В отличие от предыдущего комментария, у меня возникает вопрос — а так ли эти ужасы присущи строю вообще? (китайцы как-то обходятся без этого, невзирая на план). И это вовсе не выступление против централизованной экономики; никакими антисоветчиками авторы не были.

Фельетон имел краткосрочные последствия для работников наркомата, однако, как показала история, в долгосрочном плане если что и изменилось, то только в плане устранения совсем уже одиозного. А так и полвека спустя, минлегпром нас ничем особенным не побаловал.

Для современности актуально только в плане качества; в остальном выглядит как окно в совершенно забытый мир. 8 баллов.

Оценка: 8
⇑ Наверх