Ольга Ларионова

Лабораторная страница Ольги Ларионовой — биография, библиография, перечень изданий, рейтинг произведений, отзывы пр. Подсказка book'ашки


 

Ольга Ларионова

Ольга Ларионова
Страна: Россия
Родилась: 1935 г.

Настоящее имя:

Ольга Тидеман



Вся жизнь Ольги Ларионовой (псевдоним; настоящее имя писательницы — Ольга Николаевна Тидеман) тесно связана с Ленинградом (С.-Петербургом): здесь она родилась, училась, некоторое время работала инженером в ЦНИИ металлургии и сварки, а в 1967 г. окончательно и бесповоротно стала профессиональным писателем.

Ее литературный дебют состоялся в 1964 г. рассказом «Киска», а вскоре появилось и первое крупное произведение писательницы, принесшее ей большую известность — роман «Леопард с вершины Килиманджаро» (1965). В основе лежал оригинальный сюжет: непредусмотренный эффект приводит к тому, что на Землю возвращается звездолет, несущий на борту записи о датах смертей всех живущих на Земле. Люди оказываются перед испытанием, требующим от них нравственной высоты и духовной стойкости. Подобный оборот достаточно характерен для творческой манеры Л.: писательница любит строить свои произведения по принципу опредмеченного парадокса. .

С 1966 по 1968 г. Л. активно публиковала по несколько произведений в год. Итог данному периоду подвел сборник «Остров мужества» (1971 г.) Дальнейшие годы оказались крайне неблагоприятны для фантастики: ее мало издавали, подвергали жесткой цензуре; поэтому неудивительно, что писательнице, вплоть до начала восьмидесятых, удавалось «пробиться» только в журналы. И все же в 1981 г. Л. сумела выпустить второй авторский сборник «Сказка королей» в Лениздате. Через два года за ним последовало московское «молодогвардейское» издание — «Знаки Зодиака».

В 1985 г. Л. опубликовала первую повесть из одноименной трилогии под названием «Соната моря», а в 1987 г. за это произведение ей была вручена премия «Аэлита», присуждаемая за лучшую книгу года. Полностью трилогия, озаглавленная на сей раз как «Лабиринт для троглодитов», увидела свет в 1991 г. Тогда же появился итоговый по восьмидесятым годам авторский сборник «Формула контакта».

Вскоре после «Сонаты моря», в 1988 г. Л. начала писать стилизованную «космическую оперу» — повесть «Чакра Кентавра». Задумывалась она как литературная шутка, своеобразная пародия; получилось же произведение цельное, многозначное, философски насыщенное. Повесть вызвала восторг читателей, открытый конец давал возможность продолжения, и все же оно появилось по разным причинам только в 1996 г. «Чакра Кентавра» и «Делла-Уэлла», объединенные, образовали роман и получили название «Венценосный Крэг».

Творчество Л. практически не подвержено веяниям литературной моды: предпочитает обходиться без мистики и ужасов, не склонна писать многотомные эпопеи, сохраняет верность космической теме. Герои ее произведений — легко узнаваемые люди, в жизни которых есть и трагическое, и комическое. Причем, автор много пишет о любви, ее многоликости, многогранности, неоднозначной связи с моралью: «Почему на свете существует убеждение, что любовью можно оправдать все – злодеяние, глупость, кощунство?..» («Картель»). Любят герои Л. иногда мучительно, вплоть до самоуничтожения, иногда — скрытно и, на первый взгляд, буднично, но всегда это чувство оказывается той «лакмусовой бумажкой», которая позволяет проявиться душевной сущности каждого.

В фантастике Л. активно ощущается женское присутствие, которое можно расценивать как программное для писательницы: «Любое дело без женщин — обязательно гадость. Вот война. Вот полиция. Вот политика...» («Сказка королей»). Женские персонажи ее произведений овеяны романтикой и наделены особой прозорливостью — именно они умеют прозревать суть, легко, не задумываясь, отделяя важное от неважного, бытийное от бытового.

Авторской манере Л. свойственно сочетание возвышенного и подчеркнуто приземленного, сентиментального и насмешливого. Даже в самых лирических своих произведениях писательница не позволяет читателям «расслабиться», настроившись на определенный лад: «Приснись на новом месте жених невесте... Приснился птеродактиль» («Соната моря»).

Фантастику Л. можно назвать традиционной, отличающейся от прочих наличием сказочно-притчевой основы, естественно сочетающейся с «научно-фантастической» «надстройкой». Не случайно именно ей принадлежит уникальный в русской литературе цикл рассказов-повестей «по мотивам картин Чюрлениса». Сама писательница склонна иронизировать по этому поводу: «Ольга Николаевна, да что вы? У вас же типичная сайнс фикшн, какие тут к черту ангелы? Ах, да не придирайтесь, пожалуйста, ангел тут никакой роли не играет, просто мне нужен некто всеведущий, но отнюдь не всемогущий — взгляд со стороны. Так что оставьте его в покое — пусть поглядит» («Лгать до рассвета»).



Награды и премии:

Фант, 1977
—> Где королевская охота (1977)
Аэлита, 1987 // Премия «Аэлита»
—> Соната моря (1985)
Странник, 2001 // Паладин фантастики
все премии и номинации автора


Сортировка:
 Ольга Ларионова. Циклы произведений Рейтинг
7.88 (142)
-
12 отз.
8.21 (500)
-
34 отз.
7.14 (204)
-
7 отз.
6.59 (175)
-
5 отз.
6.36 (97)
-
8 отз.
  • REX, не окончено
 
8.19 (79)
-
4 отз.
8.28 (235)
-
23 отз.
8.05 (201)
-
9 отз.
7.32 (95)
-
2 отз.
7.41 (90)
-
4 отз.
7.76 (84)
-
4 отз.
7.56 (85)
-
4 отз.
7.56 (85)
-
3 отз.
7.58 (98)
-
6 отз.
7.41 (88)
-
4 отз.
8.36 (127)
-
7 отз.
8.26 (187)
-
5 отз.
8.07 (141)
-
3 отз.
7.89 (123)
-
3 отз.
6.57 (7)
-
6.53 (34)
-
2 отз.
6.60 (42)
-
4 отз.
 Ольга Ларионова. Участие в межавторских проектах Рейтинг
  Летающие кочевники // межавторский цикл [научно-фантастическая повесть-буриме] 
7.03 (79)
-
3 отз.
6.53 (36)
-
2 отз.
 Ольга Ларионова. Романы Рейтинг
8.29 (457)
-
35 отз.
6.59 (175)
-
5 отз.
6.36 (97)
-
8 отз.
 Ольга Ларионова. Повести Рейтинг
1966 Вахта «Арамиса»   [= Вахта «Арамиса», или Небесная любовь Паолы Пинкстоун] 
7.46 (94)
-
3 отз.
7.21 (58)
-
8.28 (235)
-
23 отз.
7.08 (71)
-
3 отз.
8.26 (187)
-
5 отз.
1988 Чакра Кентавра   [= Звёздочка-Во-Лбу (Чакра Кентавра)] 
8.21 (500)
-
34 отз.
8.07 (141)
-
3 отз.
1990 Перун 
7.41 (88)
-
4 отз.
7.89 (123)
-
3 отз.
1991 Сказание о Райгардасе   [= Формула контакта] 
7.94 (47)
-
3 отз.
7.14 (204)
-
7 отз.
 Ольга Ларионова. Рассказы Рейтинг
1964 Киска 
7.11 (63)
-
4 отз.
1965 Пока ты работала   [= Ромашка] 
7.10 (68)
-
3 отз.
7.50 (6)
-
7.66 (29)
-
2 отз.
1967 Перебежчик   [= Вернись за своим Стором] 
7.06 (72)
-
6 отз.
8.04 (104)
-
6 отз.
6.99 (113)
-
2 отз.
6.53 (36)
-
2 отз.
7.64 (56)
-
4 отз.
8.00 (98)
-
6 отз.
7.97 (31)
-
4 отз.
1969 Эта чёртова метелка   [= Чёртова метелка] 
7.33 (12)
-
1 отз.
7.28 (60)
-
6.59 (68)
-
4 отз.
7.83 (35)
-
3 отз.
7.24 (167)
-
9 отз.
7.68 (62)
-
6 отз.
7.29 (59)
-
1 отз.
1979 Ненастоящему   [= Выбор] 
7.64 (66)
-
8 отз.
6.53 (34)
-
2 отз.
1979 Солнце входит в знак Близнецов   [= Страницы альбома] 
7.32 (95)
-
2 отз.
8.05 (201)
-
9 отз.
7.89 (9)
-
7.56 (85)
-
3 отз.
7.41 (90)
-
4 отз.
7.56 (85)
-
4 отз.
7.76 (84)
-
4 отз.
7.58 (98)
-
6 отз.
6.60 (42)
-
4 отз.
6.54 (41)
-
1 отз.
6.64 (28)
-
1 отз.
7.89 (36)
-
1 отз.
7.65 (31)
-
2 отз.
 Ольга Ларионова. Поэзия Рейтинг
5.00 (11)
-
1 отз.
 Ольга Ларионова. Статьи Рейтинг
9.00 (1)
-
 Ольга Ларионова. Сборники Рейтинг
8.67 (24)
-
8.50 (24)
-
8.41 (29)
-
8.50 (20)
-
 Ольга Ларионова. Отрывки Рейтинг
1980 «Тама-а-а!…» [отрывок из повести «Вахта «Арамиса»] 
 
-
 Ольга Ларионова. Интервью Рейтинг
7.00 (1)
-
7.00 (1)
-
1994 Фемифан на рандеву // Соавтор: Светлана Шидловская 
7.00 (1)
-
 Ольга Ларионова. Антологии Рейтинг
7.74 (23)
-
 Ольга Ларионова. Прочие произведения Рейтинг
7.00 (1)
-
7.25 (4)
-
 Ольга Ларионова. Незаконченные или неопубликованные произведения Рейтинг
REX, роман, не закончен, не опубликован 
 
 


Все отзывы на произведения автора (274 отзыва) | Все издания автора (96)


  Исполнители

  • Составители библиографии — Lucy, suhan_ilich

  • Куратор библиографии — Pirx


  •   Формат рейтинга



      Лингвистический профиль Ольги Ларионовой

    Словарный запас автора — высокий. Длина предложений — большая. Диалоги используются умеренно. Процент прилагательных и глаголов сбалансирован, оба показателя близки к средним. Причастия и деепричастия автор использует в умеренном количестве. Служебные слова (местоимения, предлоги, союзы, междометия, частицы и вводные слова) — крайне редко.