Виктор Шендерович отзывы

Все отзывы на произведения Виктора Шендеровича



  ОтзывыРейтинг отзыва 

Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке

«Информация к размышлению»
–  [ 7 ]  +

ii00429935, 12 марта 2015 г. в 16:00

Если любые параллели между Советской Россией и Третьим Рейхом для вас оскорбительны, этот рассказ лучше не читать. Если же с этим нет проблем, а имена героев Юлиана Семёнова греют душу, «Информация к размышлению», скорее всего, понравится.

Итак, перед нами альтернативная история в квадрате. Что если бы Германия сумела вырвать победу во Второй мировой? И как в этом случае поступил бы легендарный разведчик Исаев-Штирлиц? Ответы Виктора Шендеровича лежат на поверхности, но, по-моему, достаточно остроумны. Штирлиц продолжил бы подрывную деятельность в автономном режиме. Ну а империя победившего нацизма неизбежно развалилась бы изнутри, в деталях повторив путь СССР. Ведь ещё Ленин сказал про созданную им партию: « Никто в мире не скомпрометирует коммунистов, если сами коммунисты не скомпрометируют себя. Никто в мире не сможет помешать победе коммунистов, если сами коммунисты не помешают ей». Трудно не согласиться.

Оценка : 8
«Соло на флейте»
–  [ 7 ]  +

serege, 11 января 2013 г. в 17:12

Хорошая повесть. Очередная вариация на тему преддверия конца света и на что мы готовы, чтобы его предотвратить. Радует наличие в повести современных реалий, таких как фейсбук, Олимпиада 2014, Путин и прочее. И от того, что это не далекое будущее, или прошлое или что-то параллельное, далекое и непонятное, а от того что это наше родное, близкое и современное повесть становится ближе, милее и роднее.

Оценка : 8
«В чужом городе»
–  [ 6 ]  +

Almeg, 16 апреля 2019 г. в 18:17

Рассказ не столько про дедовщину, сколько про феномен рабства, рабского сознания, рабской психологии – в самом широком смысле.

Сколько мы читали книг и видели фильмов про рабов, которые привыкли быть рабами, которых освободили – а они добровольно остались в рабстве.

Прошли века – и ничего не изменилось.

Нельзя обманывать себя, что что-то – лишь временно, что сейчас по-другому нельзя, надо смириться с обстоятельствами, потерпеть, а вот потом – когда будет можно, я стану совсем другим, сильным, свободным и гордым. Нет, не станешь. Даже когда будет можно…

Мораль?

А никакой морали здесь нет.

Каждый делает свой выбор сам. Не все будут бороться за свою свободу до конца. У каждого свой предел. Просто надо трезво смотреть на вещи, надо отдавать себе отчет в том, что однажды впустив в свою кровь яд рабства, стать свободным по щелчку пальцев уже не получится, выдавить из себя раба можно будет только путем нечеловеческих усилий.

Именно об этом — этот и многие другие рассказы и повести Шендеровича.

Оценка : 8
«В чужом городе»
–  [ 6 ]  +

Sumy, 25 марта 2017 г. в 22:00

Честно говоря, это страшный рассказ. И я не советовал бы его читать людям, не попадавшим в экстремальные ситуации. Однако тем, кто хочет понять, почему Шендерович является именно таким Шендеровичем, этот рассказ прочитать необходимо. Надо просто понять человека, по которому катком прошла мерзость, являющаяся в какой-то мере порождением той эпохи и того общества, которые этот человек так ненавидит. И не просто прошла катком, а видимо, в силу воспитания и характера этого человека, искалечила его душу сильнее, чем у других. Впрочем, к герою (автору) этого рассказа особых претензий нет. Армия может поломать каждого, если этот каждый не способен на поступок. А поступок – это, как правило, жизнь человека, расстаться с которой или забрать которую не так уж и легко.

Понятно, что изменить прошлое автор уже никак не может. Да и все варианты как разрулить в будущем ту ситуацию (к примеру, или отомстить, или просто забыть) всегда будут иметь больше минусов, чем плюсов. И, приняв любое решение, афишировать его будет просто глупо. Вот и хотелось бы спросить у автора: а зачем был вылит этот ушат помоев? Тем более что в конце рассказа герой предстает ничуть не изменившимся со времени службы в армии – этакий ни на что не способный инфантил.

Бороться с той с той мерзостью, которая зовется дедовщиной, конечно же, надо. И бороться очень жестко, может быть даже жестоко. Вот только не такими мазохистскими рассказами.

Оценка : 4
«Ветер над плацем»
–  [ 6 ]  +

ii00429935, 14 марта 2015 г. в 20:57

Рассказ из разряда «нарочно не придумаешь». Автор, служивший в Забайкальском военном округе, сам наблюдал нечто подобное. Но вот ведь какая штука... Армейские байки умеют рассказывать многие, а вот превратить жизненные наблюдения в художественный образ может только настоящий талант.

Сюжет рассказа можно передать одной фразой: « Армейское начальство борется с осенней листвой, заметающей плац». Однако при внешней простоте «Ветер над плацем» — история многослойная. При желании здесь можно рассмотреть переклички с Салтыковым-Щедриным (помнится, в «Истории одного города» один персонаж воевал с рекой). Если вспомнить год написания рассказа (1984-й), в нём проступает, простите за пафос, портрет эпохи. Ещё кажется несокрушимой советская империя, но всё ощутимей ветер перемен. Впрочем, Виктор Шендерович избегает явных примет времени. Так что «Ветер над плацем» можно прочитать как философскую притчу о том, что Жизнь сильнее придуманных людьми норм и правил. Подумать только, и всё это уместилось на 4 страничках в книжечке карманного формата!

Оценка : 10
«Изюм из булки»
–  [ 5 ]  +

cba357, 26 марта 2017 г. в 20:33

Так было.

Теперь также.

Но за деньги.

То же идеология, даже религия: религия денег.

Хотя само произведение — это больше воспоминания, история, бытовая зарисовка. Не литература.

Потому что про жизнь. Нет понимаешь литературного вымысла, схваченного типажа в герое, в диалоге, в эпохе, в местности, в настроении, в духовности (ха-ха-ха — саркастически по поводу мною написанного).

Оценка : 9
«Баллада об авокадо»
–  [ 5 ]  +

mr_logika, 01 декабря 2016 г. в 18:42

Стихотворение это известно мне со времени написания (с 2000 года). Оно о крушении идеала, а это всегда трагедия. Западная цивилизация, представлявшаяся многим в виде «града на холме» и чуть ли не райских кущей, оказалась больше похожей на «лапоть, намазанный ваксой». Загорелые девушки в шезлонгах и кальвадос уже потеряли былую привлекательность, превратившись, по видимому, в баллотирующихся в парламенты проституток и в обыкновенный самогон. Сбыча мечт не состоялась*, хотя остаётся ещё последняя надежда — авокадо, но вот и она с грохотом, не уступающим финальной сцене «Каменного гостя», проваливается в преисподнюю. «Какая гадость!» эти западные «общечеловеческие ценности» — такова концовка и спорить с ней невозможно. В последние годы складывается впечатление, что Виктор Анатольевич слишком крепко вцепился тогда в этот экзотический фрукт, не успел разжать пальцы и находится теперь в рядах непримиримой оппозиции, там, где находится и сама эта оппозиция. Слушать его выступления иногда страшно. Хотелось бы думать, что наша власть сумеет извлечь из его слов положительные уроки. К сожалению нынешний Запад это уже не просто сгнившее авокадо, это нечто худшее, но люди, подобные Шендеровичу, пошли в разнос и не замечают этого. Можно лишь сожалеть по поводу отношения нашей оппозиции к проблеме возврата Крыма, легитимности президента Асада и связанными с этим последним вопросом нашими действиями в Сирии. Это отношение контрпродуктивно, что понимают даже российские нищие с высшим образованием, за которых заступается так горячо наш ВАШ. Поэтому хотелось бы видеть этого блестящего сатирика в политических баталиях на несколько ступеней ближе к центру. Несбыточное пожелание, однако...

*) Забыт даже Хемингуэй! Выходит, что колокольный звон по Шендеровичу прозвучал 17 лет назад и становится всё сильнее.

Оценка : 10
«Гомерическое»
–  [ 4 ]  +

Яна_Даниэль, 17 октября 2020 г. в 04:54

Не знаю, почему у этого стихотворения низкий балл. Мне оно показалось замечательным по ряду причин:

1. Шендерович блестяще воспроизвел русский гекзаметр.

2. В стихотворении великолепно обыгрывается диссонанс формы и содержания — формы в виде гекзаметра, который мы знаем по эпическим произведениям Гомера и который рисует в голове образы героев, богов и великих битв, и содержания в виде будничных проблем среднестатистической семьи.

Оценка : 10
«Король Лир»
–  [ 3 ]  +

Hitodama, 17 октября 2016 г. в 01:11

Великолепная пьеса! Идея отнюдь не нова, но автор хорошо её обработал и преподнес. Одно из произведений Шекспира, что стоит прочесть.

Оценка : 10
«Соло на флейте»
–  [ 2 ]  +

mputnik, 24 октября 2023 г. в 18:13

На удивление — читабельно. И даже более того.

Удивление потому, что форма реализации — мягко говоря, неуместная: сплошные диалоги без каких-либо (даже фрагментарных) пояснений к мизансценам, с редкими вкраплениями имитаций новостных лент.

НО. Масса всяческих — не просто смешных — ржачных реплик, фраз, оборотов и т.п. Лучше всего исполнялось бы со сцены, в качестве эстрадной буффонады:

*** «…От глупости плачет, от насилия теряет сознание.

— Его там бьют у вас, что ли?

— Нет, что вы! Уже нет…»

*** «…Да тут не Господь, отец Силантий. Тут какая-то хрень из космоса.

— Всякая хрень от Господа. Будем молиться. А что говорит ваша наука?

— Наука уже молится, отец Силантий…»

*** «…Перевести в пансионат, любить, выполнять желания! Он вообще по жизни чего хочет?

— Гармонии.

— Так купите ему гармонию! Я за вас соображать должен?..».

***

Со сцены пойдёт — просто на «ура». Ну, если матерок подчистить. И завершение у текста — убойное, в стиле мэтров эстрады: Задорнова, Жванецкого, Горина. Мудрое завершение. Прямо — готовый сценарий радиоспектакля.

***

Намеренно не затрагиваю проблематику самого автора. Это — вообще отдельная песня, и прямого отношения к данному конкретному тексту — не имеет

Оценка : 6
«Соло на флейте»
–  [ 2 ]  +

Darth_Veter, 13 июня 2023 г. в 16:39

Сергей Сырцов — выходец из Казахстана, несмотря на свою вроде бы русскоязычную фамилию. Но попал он в поле зрения российских спецслужб вовсе не за это несоответствие. А потому, что утверждал, якобы он является тайным агентом инопланетной цивилизации из галактики Бэ-Моль, посланным на Землю, чтобы на месте разобраться, достойны ли люди жить в Большой Вселенной Разума. К сожалению, ответ оказался отрицательным.

Диалоговая форма — весьма тонкий вид изложения сюжета любого произведения. Тут нужно четко соблюдать не только его развитие во времени, но и в лицах — чтобы читатель не перепутал, кто и что конкретно говорит. Виктору Шендеровичу это удалось «на ять». Правда, для этого пришлось включить в текст несколько недиалоговых вставок — выдержек из официальных документов и сообщений от СМИ. Но они общей идеи не портят, а только ее подчеркивают, ибо тон произведения намеренно взят иронично-шутливый. Потому что только так можно довести до читателя неприятные вести, не расстроив его при этом. А то, что новости будут именно неприятными, ясно каждому без подсказки автора: ведь, инопланетяне — слишком утонченная в своей морали раса, на дух не переносящая разного рода извращения. А этих извращений в нашей действительности куда больше, чем пристойностей. Поэтому ответ получился отрицательным. Это значит, что Землю, скорей всего, стерилизуют излучением в тональности си-бемоль — не выживет никто.

Забавно следить за тем, как спецслужбы меняют свое мнение о герое от «типичного психа» до «уважаемого посла». Как говорят в верховных кулуарах, «чтобы подняться по карьерной лестнице, необходимо вначале опуститься и лизнуть зад начальника». Только вот инопланетный посол не обладает психологией и моралью большого начальника — он работает по совести. И прекрасно представляет себе несоответствие человеческого общества межзвездным стандартам. Мы абсолютно ВСЁ делаем неправильно — радио, телевидение, искусство и литературу, политику и личностные взаимоотношения. Куда ни кинь — везде клин, а то и два. Если б мы не вышли в космос, нас бы, наверное, не тронули. Но полет Гагарина сказал нашим «братьям по разуму» многое — в первую очередь, что другие цивилизации могут заразиться от нас нашей болезнью. Ведь всё плохое всегда заразно, причем ОЧЕНЬ. Так что дорогу к иным планетам людям нужно как можно скорее перекрыть.

Тут повесть меняет жанр, переходя в разряд острых социально-политических сатир. И начинает «открывать» нам глаза на все текущие недостатки. Мы и сами их знаем, но по разным причинам «замылили» свои глаза и перестали возмущаться.

Из памяти невольно всплывает давний анекдот. Два червяка — молодой и старый — взбираются на верх навозной кучи. Молодой с восторгом спрашивает старого: «Мама, а что это такое зеленое-презеленое вокруг нас?» — «Это трава, малыш. По ней можно ползать и лежать, греясь на солнце.» — «А что это такое синее-пресинее над нами?» — «Это небо. По нему можно летать, словно птица.» Молодой червяк надолго задумывается, а потом спрашивает: «Мама, а почему же тогда мы до сих пор живем в говне?»

Вот и у инопланетных друзей из Бэ-Моль возникает такой же самый вопрос. Если люди не знают на него ответ, им уже никто не поможет. Значит, нужно начинать «сеять доброе и вечное» сызнова, с самого нуля. Печально, что это понимают все, за исключением нас самих. Повесть, несмотря на свою иронию, предупреждает нас «о несоответствии». Ее автор дает человечеству еще один шанс — до тех пор, пока не подрастет новый агент по имени Альмир.

-------------

РЕЗЮМЕ: полушутливая, полусерьезная притча о несоответствии земной цивилизации идеалам разумного и доброго. Лично меня очень печалит тот факт, что хорошее всегда нужно отстаивать и беречь, в то время как плохое всегда находит себе дорогу самостоятельно.

Оценка : 7
«Соло на флейте»
–  [ 2 ]  +

Manowar76, 16 сентября 2016 г. в 12:51

ШЕНДЕРОВИЧ. СОЛО НА ФЛЕЙТЕ.

Формально — фантастика. Номинально — крик души либерала в современной России. По форме — диалоги. Даже не пьеса, а просто диалоги с эффектом слуховых галлюцинаций.

Картинки даже более провокационны , чем текст, так как изображённых персонажей можно узнать.

Оценка : 9
«Человек с плаката»
–  [ 1 ]  +

kronen, 19 июля 2018 г. в 20:01

Неплохо. Сразу два фантастических допущения: ожившее творение художника и столкновение идеалиста, воспитанного вне жизни, с жизнью. Женщину только жалко, так как таким как она в обычной жизни тяжко...

Оценка : 8
«Соло на флейте»
–  [ 0 ]  +

studio308, 10 ноября 2021 г. в 05:00

Планета Ка-Пэкс в российских реалиях и со всеми отягчающими. Прямо верится, что всё было бы именно так!

Оценка : 10
«Из последней щели»
–  [ -2 ]  +

Ферапонт, 10 июня 2020 г. в 17:10

Из последней щели. Подлинные записки Фомы Обойного, Подлинные мемуары Фомы Обойного — одно из лучших произведений короткого жанра за последние 30 лет в отечественной прозе. Смешно, интеллектуально, ярко, осмысленно...

Оценка : 7


⇑ Наверх