fantlab ru

Все отзывы на произведения Роджера Желязны (Roger Zelazny)

Отзывы

Рейтинг отзыва


Сортировка: по дате по рейтингу по оценке
– [  4  ] +

Роджер Желязны «Ночь в одиноком октябре»

easylads, 16 апреля 19:47

Буду ругаться :(

Судя по всему, как и многие, повёлся на массу восторженных отзывов, которые «воспевали» это произведение. На протяжении всего чтения в голове была одна мысль: «Вот щас, щас что-то будет. Наверное, сейчас точно. Не, вот сейчас...», а так ничего и не произошло :( Точнее, ничего такого, что смогло бы удивить, а удивить меня не очень-то и сложно, но чуда не произошло...

Теперь из того, что именно не понравилось:

Книга на 90% состоит из диалогов, но не самых интересных. В каждой главе ты читаешь диалоги животных, которые разговаривают между собой (кошка с мышью, сова с полозом, белка с псом...и.т.п.). Прочитав более половины книги так и не понимаешь, что происходит. Игра...какая игра? Зачем? Кто всех их собрал? Почему нельзя не приходить? Что будет, если не прийти? Открывающие, закрывающие. Множество магических предметов (и не очень магических), совсем не понятно зачем.

И вся ирония в том, что ты до самого конца не можешь понять, что здесь за вакханалия происходит, а в последней главе всё заканчивается как по щелчку пальца, так и не дав ответы на многие вопросы.

Были главы, которые не несли в себе вообще никакой смысловой нагрузки, примерно как полёт кошки с псом, исключая встречу с главным котом :)

Я поклонник подобного жанра и это первое произведение автора, с которым познакомился, но если это «великий роман одного из гигантов жанра» (как сказал Дж. Мартин), то на этом знакомство с автором , пожалуй, и закончу. Даже не знаю, кому смогу посоветовать эту книгу и от души не понимаю людей, которые пишут здесь, что перечитывают этот роман время от времени. Зачем?

Подытожу. Роман читать только ради того, чтобы почитать. Если вы надеетесь на хитросплетения, интригу или финал-пушку, то вам не сюда. На слабую троечку, т.к. не пойдёт даже под бокал пенного.

Оценка: нет
– [  2  ] +

Роджер Желязны «Возвращение палача»

deepnight79, 1 апреля 21:31

Ну вот, не лезет мне желязнинская короткая и средняя форма, ну никак – который уже опус подряд. Симптом? То ли халтурил Роджер сильно на «всеголишьрассказах», то ли вытягивать ему было их лень. Короче, история про то, как телеуправляемый робот вернулся из космоса на Землю и очеловечился. Заглавный персонаж мечется из аэропорта в аэропорт, ищет того самого робота (который ещё и убийца). Движухи вроде бы много, но не интересно ни разу, несмотря на заявленный повествованием детективный жанр, а финальный экшон на три страницы так вообще, лучше пропустить. Типичный для Желязны завал везде и всюду ненужными ремарками: – Хотите кофе? – Нет, лучше чаю. – С сахаром? – Два кусочка. – А сливки? – Нет, спасибо. – Ну, а мне, раз уж вы там, плесните в стакан вискаря на донышке... Лучше б природу описывал… И эпичная концовка про «люди мудаки, а вот, робот их людее».

Оценка: 5
– [  2  ] +

Роджер Желязны «Ключи к декабрю»

galos_gann, 28 марта 18:44

На мой взгляд, один из лучших научно-фантастических рассказов, золотая классика, недаром входящая во многие сборники. Довольно необычный сеттинг, хорошо поданные (несмотря на простоту) сюжет и этическая проблематика. 👍

Весьма показательно, что главный герой принял более гуманистическую точку зрения в результате эмоционального опыта от потери, а не просто из рациональных размышлений: хорошо перекликается с мыслями в одном из любимых (и коротких) эссе на тему мышления людей — Terry McGlynn «People are irrational» (2015). (Этим моментом также напоминает одну из линий в «Камо грядеши» Сенкевича)

Что интересно, можно встретить людей (привет, Л.!), которые вам скажут при обсуждении, что вот «ну и правильно колонисты поступили, нужно интересы своей семьи/группы отстаивать». 🙁

Оценка: 10
– [  8  ] +

Роджер Желязны «The Road to Amber»

igor14, 21 марта 04:16

Из самого полного собрания сочинений РЖ, выпущенного издательством «NESFA Press» в <уже далёком> 2009 г. в виде шеститомника, этот сборник вобрал в себя (по преимуществу!) произведения наипозднейшего творческого периода. Именно поэтому в субъективном восприятии он наиболее интересен, поскольку отражает не только наиболее зрелый пласт литературной деятельности признанного мастера, но и содержит целый ряд незавершённых работ, остающихся малодоступными и поныне для широких читательских масс, а кроме того – солидный объём сопутствующих материалов автобиографическо-публицистической (и даже – графической!) направленности.

Ну, вот что отметил более-менее РЕАЛЬНО ЭКСКЛЮЗИВНОГО:

1. шесть стихотворений 1955/60 гг., парочка 1981 г. и несколько поздних. Маловпечатляющее, тоскливо-«дУшное» (хе-хе!) чтиво, пригодное только лишь для проставления нужных «галочек» в библиографических списках любимого автора.

2. рисунок-карта города Амбер и его окрестностей (1972). Видимо, это самый ранний из графических набросков, иллюстрирующих знаменитую фэнтазийную сагу. Сугубо зрелищной ценностью не обладает, но для фанатов Желязны наверняка достаточно важен.

3. «Секрет Амбера» (1977-92): наброски серийного рассказа, писавшиеся РЖ и Эдом Гринвудом поочерёдно малыми долями в течение ряда лет. Начинается с короткой беседы принца Корвина со своей единокровной сестрой Фионой, а затем, когда главный герой первого пятикнижья остаётся один в своих покоях, на него нападает таинственный призрак-убийца…

4. «Царство Теней» (1979): один из двух приквелов к фэнтазийному роману «Валет из страны Теней» (1971). Представляет из себя синопсис (краткое изложение сюжета) нереализованного мультипликационного фильма.

Завязка сюжета: юный ученик волшебника стремится посетить запретное место и поглазеть на демонического вида существо по имени Морнингстар. Скрытно приблизившись к этому рогатому гиганту, он отвлекается на мираж странного футуристического города, теряет точку опору и скатывается вниз, прямо в руки к титану. Против ожидания, тот отпускает молодого человека восвояси, но наказывает ему рассказать в подробностях о недавнем видении своему старому наставнику-колдуну...

Имеем весьма интересную историю о возникновении мира Джека-Тени, рассказанную тем самым колдуном вышеупомянутому ученику.

5. «Знамения судьбы: пролог» (1985): вступительная часть начального романа из второго пятикнижья знаменитой саги, опубликованная в первом издании произведения, но исключённая из всех последующих.

Здесь сын принца Корвина и демонической принцессы Дары, Мерлин, проходит аналог лабиринта-Логрус и после завершения трудного испытания удостаивается похвалы от своего дяди, одного из владык Хаоса…

6. «Доннерджек из Вирту» (1991): наброски к авторскому плану нереализованной трилогии о Вирту – созданной в недрах глобальной компьютерной сети в конце XXI века искусственной реальности. РЖ успел написать лишь приблизительно треть от общего объёма первого романа*, впоследствии завершённого его женой, Джейн Линдсколд.

7. «Тень Сандау» (1991-92): наброски третьего романа цикла о приключениях мироформиста Френка Сандау. Сюжет практически тот же, что и в последующем романе жены писателя, Джейн Линдсколд, «Хрономастер» (1997; имя главного героя изменено на Рене Корда).

8. «Свет в конце тоннеля» (1994): таинственное существо, представляющее из себя постоянно меняющий форму сгусток из ярчайшего пламени и мерцающих теней, летит в пространстве и встречает нечто себе подобное. Между ними завязывается странный разговор…

9. «Крестник: A Play in Three Acts» (1994-95): либретто мюзикла, основанного на сюжете одноимённого рассказа.

10. «Дорога в Амбер (II)» (1995): более поздний вариант эссе 1980 г. о возникновении идеи первого из романов знаменитой саги. Опубликовано как вступление к незавершённой серии комиксов.

Если кратко и начистоту, то общее впечатление от сборника – скорее разочарованное. Позитивное восприятие вызвала только проза, относящаяся к «Хроникам Амбера» и <частично> синопсис «Царства Теней». Но поскольку почти всё, относящееся к знаменитой саге, было прочитано задолго до попадания в руки означенного сборника, то особых причин для радости нет как нет.

(зато коллекционерско-библиофильская ипостась собственной личности очень-очень довольна! такая груда давно вожделенных текстов & иных материалов попала в собственные липкие (ха-ха-ха!) ручонки!..)

--------------------------------------------------------------------------------------

* см. «Доннерджек» (1997), давным-давно общедоступный на русском

Оценка: нет
– [  8  ] +

Филип Дик, Роджер Желязны «Господь Гнева»

Козлов, 6 марта 20:10

Давно не случалось такого, чтобы при чтении меня постоянно преследовали разочарование и уныние. Роман «Deus Irae» затрагивает настолько сложные темы, что любые шутки по их поводу будут восприниматься, как оскорбление. Наверное, по этой причине в таком философски сложном произведении все неуместные шутейки переводчик постарался поделить на ноль. Но они же смешные! Уморительно, оскорбительно, безответственно смешные!!! Всё, как я люблю! И, как же мне не хочется читать по английски!!!

Но, думаю, о этом романе можно рассуждать и не касаясь всех сложных противоречий. Роман кощунственный. Поэтому давайте немного покощунствуем. Прежде всего, это не жанр постапокалипсиса. В апокалипсисе мертвые восстанут и обретут плоть. В «Deus Irae» произошла ужасная война, в которой было применено не менее ужасающее оружие. Человеческая плоть уничтожала сама себя. Через лет пятнадцать после войны люди получают якобы сбывшееся пророчество и нового лжебога. Никакого Царствия Небесного, о котором продолжают с упорством говорить оставшиеся служители культов. Люди привязаны к ужасной, неполноценной реальности. Они ничего ей противопоставить не могут. И возвращаются к старому проверенному пути веры. В таких обстоятельствах нужно снова искать доказательства существования бога. Реального, материального бога! Найти божественную суть способны: либо калеки, лишенные всех жизненных наслаждений, либо художники, способные своим талантом приблизиться к божественному. Звезды сошлись на Тиборе МакМастерсе. И он отправляется в путешествие по радиоактивной пустыне, где за десятки прошедших лет появились жуткие мутанты. Возможно авторы были не в ладах с математикой. Но путешествие Тибора — это путешествие духовное. Это странствие мифического героя в поисках своей судьбы. Не удивительно, что и время становиться мифическим. Но не только представления о время меняется. За довольно короткое время, без лишних разговоров, герои пересекает границы трех больших штатов. Разве такое возможно? Но, если посмотреть на карту, то окажется, что они делают всего лишь небольшой крюк. Представьте себе, Вы делаете один шаг и оказываетесь в совсем другом мире, где действуют законы, о которых Вы никогда не слышали. Разве не сталкивается в этот момент реальное со сказочным. И в пути им встречаются Сфинкс, дракон, оракул, животные-помощники. И «язычники» полу-люди, трепещущие при встрече с истинным божеством и не считающие других «язычников» себе подобными. А где еще можно встретить настоящее божество: доброе или злое — как не в сказке? И в «последней битве» Человек побеждает Зло. Как и положено в мечтах о черно-белом мире: не остается никого, кто бы помнил о настоящем зле. И мир преображается. Мир становиться безгрешным. Радиоактивная пустошь обретает черты сирийской пустыни. Наступает Царствие Небесное. Но Царствие Небесное не для всех. Лишь для Америки. Ведь, как Москва — третий Рим. Так и США — земля обетованная. О чем не устают напоминать все американские проповедники. Но, как и положено в христианской традиции, не потому, что там всё хорошо. А по тому, что большую часть США занимают пустыни. Можно путь библейского праведника пройти в реальности и прямо сейчас. Но, разве это что-то меняет? Человек победил Зло. Непостижимая «сила» ушла, а человек остался в этом обновленном мире. И тут же находятся доказательства существования христианского Бога. Опять выяснять, кто прав? Опять ждать апокалипсиса? Герой возвращается из своего мифического странствия, чтобы вновь дать людям реальное доказательство существование бога. Реальное и потому — неполноценное.

Филип Дик и Роджер Желязны в своем романе проделали грандиозную, но очень простую работу. Показали ощущение чуда. То, как чудесное сталкивается с реальностью. В романе «Deus Irae» огромное количество противоречащих друг другу теологических рассуждений. Но в накоплении всей информации и есть смысл открытия. Как озарение — это возможность попасть из точки A в точку D минуя точки B и C. Но в отличии от научного озарения, чудо не выдерживает столкновения с реальностью. Ведь любое знание убивает чудо. В том числе и религиозное знание. По странному, неписанному закону, начиная верить в одно, человек должен перестать верить в другое. А чудо должно быть для всех.

Оценка: 10
– [  1  ] +

Роджер Желязны, Фред Саберхаген «Витки»

Amorphis, 2 марта 19:18

Конечно роман очень интересен и остросюжетен! Как и в Хрониках Амбера с самого начала Желязны нас окунает в загадочную и любопытную заварушку. Поначалу читая, все вспоминал фильм Вспомнить все, некоторые моменты и правда были похожи, стертая память, корпорации. Но потом конечно стало понятно что речь совсем о другом! В середине произведения история немножечко конечно забуксовала, длительная езда на поезде, размышления и бесконечные воспоминания. По началу были трудности у главного героя, дальше наоборот как то все по маслу!

Немного смутило то что главный герой уж вышел каким то сверх человеком, а то что он приступает на работу в сомнительную корпорацию, и втягивает себя в дерьмо никак узнать не мог. Так же очень много споров вызывает Проповедник, вроде научно-фантастический роман и его эти магическо-волшебные способности!

Оценка: 8
– [  4  ] +

Роджер Желязны «Порождения света и тьмы»

lennox1the1lion, 27 февраля 19:46

Тут мы имеем дело с мифом. Это эпично, необычно, свежо (даже сейчас!) и очень интересно. Желязны во всей своей красе. Я не мог оторваться когда читал первый раз, и не мог оторваться когда перечитывал. Одно из лучших произведений мастера

Оценка: 10
– [  3  ] +

Роджер Желязны «Князь Света»

lennox1the1lion, 26 февраля 02:27

В свое время Желязны поразил своим уникальным стилем и видением. Ничего подобного на тот момент я не читал и не мог даже представить что такая фантастика существует. Бог (князь) света — это одно из лучших произведений новой волны, да и фантастики вообще. Желязны и в какой-то степени Филип Дик перевернули игру. Мне кажется, таких новаторов как Желязны уже не будет

Оценка: 10
– [  0  ] +

Роджер Желязны, Джейн Линдсколд «Доннерджек»

lennox1the1lion, 26 февраля 02:03

Не понимаю претензий к этому роману. Это классический Желязны. Мифологический киберпанк. Хоть и не дописан был мастером, но как здорово, что эти черновики всё-таки издали и довели до ума (жена постаралась). Сюжет, идея, герои — все как в лучших произведениях маэстро. Кое-где напоминает создания света и тьмы, а где-то даже Бог света просматривается.

Оценка: 10
– [  2  ] +

Роджер Желязны «Хроники Амбера»

lennox1the1lion, 26 февраля 01:52

Это стоит читать когда уже что-то в фантастике осталось за плечами. После энного фэнтезийного цикла и кучи сай фай опусов попались хроники. Это просто гениально. Идея мироустройства оригинальна до ужаса. Нигде ничего подобного нет и не будет. И с каждой новой книгой эпичность и масштабность только эскалируется. Довольно средняя первая часть, потом вторая, а потом...все только начинается. Герои просто влюбляют в себя. Сюжет закручен просто неимоверно, до конца так и не понимаешь кто главный злодей и какова мотивация. После хроник Корвина непонятно чем ещё может удивить автор...но он это делает и хроники Мерлина просто сносят крышу своим сюжетом и юмором. Это лучшее, что я читал в фантастике

Оценка: 10
– [  -1  ] +

Роджер Желязны «Девять принцев Амбера»

borh3galki, 25 февраля 17:43

После цикла Джорджа Мартина «Песнь Льда и Огня» сложно было воспринимать действия этой книги всерьез. Особенно которые касались интриг с престолом и военными действиями. То как принцы в одно мгновение собирают многотысячные армии просто смешно.

За всю книгу не было ни одного персонажа за кого я бы переживал. Книга не затронула ни одной струны души.

Планировал читать весь цикл Хроник Амбера, но к сожалению остановлюсь на первой книге.

Оценка: 2
– [  3  ] +

Роджер Желязны «Рука через галактику»

Sergio Blanc, 20 февраля 17:14

История, в которой можно обнаружить множество аллегорий.

Темы Контакта, Благотворительности, Истинной Благодарности и Настоящего Добра переплетаются с темами Лицемерия, Экплуатации и Боли.

Легко дарить дешёвые безделицы, тем кто тебе доверяет, прикрываясь фальшивыми чувствами. Легко предупреждать об опасности ничем не рискуя самому. Ибо всё это либо модно, либо нужно для поддержания соответствующих имиджа и статуса. Опекать далёких и таких забавных, таких милых аборигенов с далёкой планеты, ах как это стильно, ах, как это повышает чувство собственной моральной значимости.

«Пернатых» жалко, но , увы, такова незавидная участь жителей колоний. Аналогии с современностью проводить не буду, уж слишком они очевидны.

Этот рассказ у Желязны очень актуален и сегодня. И, правда жаль, что короток.

Пронзительная история, если постараться правильно понять её истинный смысл.

Только одно замечание, которое не даёт мне покоя; на чём писались эти «письма» и как (в какой срок) их доставляли.

Блин-блинский, и куда пропал мой праведный пыл и пафос?

Оценка: 7
– [  2  ] +

Роджер Желязны «И вот приходит сила»

Sergio Blanc, 18 февраля 20:26

Милт Рэнд (главный герой рассказа Желязны) один из немногих людей, обладающих даром телепатической эмпатии. Он способен передавать и получать чувства, переживания, образы. Главное — он может сопереживать чужие и транслировать свои эмоциональные состояния. Однажды, под влиянием обстоятельств, его «дар» оказывается заблокированным.

Рэнд впадает в отчаяние. Его состояние «без дара» оказывается сродни ломке наркомана или голода вампира.

А далее происходит мини-чудо. Неизлечимо больная девочка вступает с героем в эмпатическую связь... . Дар возвращается?

Мрачноватая, а-ля романтическая, гротескно-эстетская история, в излюбленной автором постмодернистской манере, вызвавшая у меня серьёзные аллюзии с романом писателя «Творец сновидений»

Читать поклонникам «новой волны». Красивый декаданс.

Оценка: 6
– [  3  ] +

Роджер Желязны «О времени и о Яне»

Sergio Blanc, 17 февраля 20:07

Последний землянин. Последний марсианин.

И тут кто-то постучался в дверь. Ничего не напоминает? Никаких аллюзий не возникает?

«Последний человек на Земле, или во всей вселенной — как хотите -сидел один в комнате. Вдруг раздался стук в дверь...»

Как там назвали этот рассказ Брауна? Самым коротким рассказом в жанре ужасов? Он был написан в 1948 году.

Рассказ Желязны расширяет эту тему, добавляя ещё и последнего марсианина. Только вот эффект от прочтения уже совсем не тот. При всём уважении к автору не могу не отметить вторичность его опуса, хотя написано, конечно же, неплохо.

Решайте сами как ко всему этому литературному заимствованию относиться. Может я в чём то не прав? Увы, я не настолько большой знаток всех подоплёк, влиявших на творчество Желязны. А этих «влияний» было ох, как много и они были очень разнообразны.

Оценка: 5
– [  2  ] +

Роджер Желязны «Но не пророк»

Sergio Blanc, 17 февраля 19:50

Философско-постмодернистская притча с несколькими, не очень глубоко расположенными смыслами.

Немного сюра, немного психоделики, немного (ха!немного...) ложно понятых надежд.

Самое страшное, когда возникающая и захватывающая тебя изнутри Надежда на самом деле ведёт тебя к краху.

Читать картёжникам, авантюристам и всем прочим. Не питайте надежд, постарайтесь, если сумеете, везде следовать суровой реальности бытия.

Целее будете. И внутри, и снаружи.

«Оставь надежду всяк сюда входящий» бирку с такой надписью нужно вешать каждому новорождённому человеку. Наш мир, увы, не мир надежд.

Изящно-жестокая, социально-мифологическая вариация на тему ящика Пандоры.

Оценка: 8
– [  0  ] +

Роджер Желязны «Коррида»

archivsf, 21 января 13:36

«Корриду», как и все небольшие философские и поэтические маленькие новеллы Желязны, следует читать, настроившись на эмоциональное восприятие сюжета. Для любителей экшена, такие произведения — обычная белиберда. Автор в этом смысле уникален. Он хотел стать поэтом, но писал фантастику. А на теперь только и остается, что восхищаться его творчеством.

Оценка: нет
– [  1  ] +

Роджер Желязны, Роберт Шекли «Принесите мне голову прекрасного принца»

NIN-DROID, 16 января 16:16

Я купил эту книгу ещё летом 2022 года. Это книга со злым протагонистом, который решил делать самое ужасное, с теми людьми, который он построил: Прекрасный принц и принцесса Скарлет.

Аззи — протагонист с отрицательным мировозрением, демон из ада решил создать двоих персонажей, чтобы отправить их в путь, как будто он устроил спектакль

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
насмерть
. Выросший и разбогатевший не имеет ни капли уважения тем, кто не согласен. Персонажа Желазны создал шутки ради и не только. И как не крути этот роман с тем же подлым трусом, он мне очень сильно нравился.
Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
И если скажу серьёзно, роман описывался в настоящем мире средневековья, чем в придуманном мире — фэнтези, но и вправду могли бы где-то в 16 веке написать вот такой фарс.

Да. И как он использовал этих невинных персонажей этот самый проклятый Аззи?

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Также и его супруга Илит, его слуга Фрике, предатель рая Бабриель и девочка-человек Бриджетт могли бы для меня запомниться его же собеседниками, даже поделом что Аззи милягой не умрёт, то относился я бы с ним как с Джокером, которого я помню.
Тем более я раньше купил первую книгу с цикла «Плоский Мир», но для меня это было чуть сложнее искать словечки вначале, но эта книга была наилучшей заменой для чайников и
Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
даже если главного героя разозлило, то как он увидел хороший конец между принцом и принцессой, потерял друзей и обрёл нищету,
я во время чтения был рад что не поддержал бы такого протагониста. Протагонист всегда должен быть добрым, а не злым; ведь в итоге моим лучшим персонажем оказывается не только Аззи, но и принц Прекрасный.

Что мне не понравилось, это я думаю когда

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Аззи начал обманывать Бриджетта не обещая ей и когда он мутировал дворецкого Фрике и отправил его снести принцу голову с плеч.
Настоятельно рекомендую вам это прочесть!

Оценка: 10
– [  9  ] +

Роджер Желязны «Ночь в одиноком октябре»

Khoel, 9 января 16:59

По роковому стечению обстоятельств, последний роман Роджера Желязны. Действие разворачивается на протяжении одного осеннего месяца, и развязка приходится как раз на 31-ое октября – на Хэллоуин.

Сюжет. Накануне Дня Всех Святых в определённом месте начинают собираться персонажи, ведущие свою игру, о которой пусть читатель самостоятельно узнает из книги. В этих таинственных личностях легко угадываются знаменитые герои классических произведений – готических ужасов, детективов и литературных сказок XIX-XX веков. Хоть имена большинства из них ни разу не упоминаются, всё же для усиления узнаваемости Желязны описал в тексте их киношные образы из самых известных экранизаций. Так что у читателя не остаётся никаких сомнений, кто выходит на авансцену: это и Джек Потрошитель, и граф Дракула, и доктор Франкенштейн со своим монстром, и классическая рыжая ведьма из готического романа, и великий детектив Шерлок Холмс с напарником, и Человек-Волк, и монах, чем-то напоминающий киношного Распутина. Персонажи Стокера, Конан-Дойла, Лавкрафта и других писателей, которым Желязны и посвятил свою книгу. Образы героев взяты из ранних экранизаций американской киностудии Universal, либо из более поздних – от британской студии Hammer. Но не всё так банально: это не обычный кроссовер всех со всеми, ведь события поданы от лица не самих героев, но их питомцев – магических фамильяров из животного мира. И главный герой книги – это пёс по кличке Нюх, домашний питомец одного из наиболее опасных монстров... Цель сбора и кто есть кто, а точнее кто на какой стороне будет играть в решающий момент, неизвестно почти до самого финала. И в этом интрига. Как и в том, чем закончится мистическая игра, правила которой завязаны на магию и алхимический символизм. Это-то и пытается выяснить Нюх с сотоварищами – питомцами других героев ужасов.

Рекомедуется читать под настроение, по вечерам или ночам, и желательно осенью – лучше всего именно в октябре. Атмосфера Хэллоуина в духе фильмов Тима Бёртона будет вам обеспечена.

Оценка: 9
– [  2  ] +

Роджер Желязны «Свет Угрюмого»

archivsf, 6 января 16:52

Я прочитал внимательно рассказ. Не сразу, но уловил его смысл, который действительно очень непросто уяснить с первого раза. Герой, занимаясь на этой планете разведением агрокультур и сельскохозяйственными экспериментами, конечно же был под контролем у своего отца Фрэнка Сэндоу. Потому-то и прибыл Фрэнк сюда перед самым превращением Бетельгейзе в сверхновую и поинтересовался у своего сына — успел ли тот закончить свой эксперимент, который был очень важен для человечества.

Вот перевод абзаца с оригинала, объясняющий цель эксперимента:

«Фрэнсис Сэндоу тестировал на Скорби множество вещей, но, насколько мне было известно, самым интересным был побочный продукт местной экологии. В моей долине было что-то особенное, что-то, что заставляло рис расти так быстро, что можно было воочию видеть, как он поднимается. Сам Сэндоу не знал, что это такое, а проект, в котором я вызвался участвовать, был призван выяснить это. Если и существовало что-нибудь съедобное, что можно было собрать через две недели после посадки, то оно представляло собой такое благо для растущего населения галактики, что его секрет становился практически бесценным».

То есть — целью для Сэндоу была выгода. А весь остальной мир пусть катится в тартарары...

Оценка: нет
– [  1  ] +

Роджер Желязны, Харлан Эллисон «Приди ко мне не в зимней белизне»

_Y_, 4 января 21:44

Рассказ, призванный вызвать у читателя щемящее чувство тоски и потери. История любви, у которой не может быть счастливого конца. При этом история уложена в рамки НФ — не твёрдой, но НФ.

К сожалению, у меня рассказ ни чувства потери, ни тоски не вызвал. Вызвал только чувство недоумения. И не из-за нарушений НФ-логики – я воспринял текст как почти белый стих я понял с самого начала и на технические детали внимания не обращал. Проблема в литературной составляющей, в фокусе переживаний героев.

Любящие друг друга мужчина и женщина вынуждены жить отдельно. Нет, они встречаются, но живут с разной временной скоростью. Для него проходит неделя, для него – год. Ситуация грустная, сопереживание гарантировано. Но! Все описания тоски и оторванности от любимого даются со стороны женщины. Ей тоскливо, одиноко, её дни пусты. По тексту мужчина тоже переживает, но не из-за пустоты и оторванности от любимой. Его жизнь полна борьбой, он борется, бьётся, чтобы поменять ситуацию. Он переживает из-за медленного прогресса своей борьбы.

Всё. На этом можно ставить точку. Но я не поставлю, я поясню очевидное. Женщина видит своего возлюбленного ежедневно. Она может вообще с ним не расставаться. Это для него встречи – раз в два месяца, но не для неё. Она может проводить с ним день и ночь, она может говорить с ним непрерывно и ему это не надоест. Кому надоест разговаривать с любимой сутки напролёт, если эти сутки случаются раз в полсотни дней? Почему от одиночества страдает не он, а она?

Даже в белом стихе должна быть какая-то минимальная логика.

Оценка: 5
– [  3  ] +

Роджер Желязны «Князь Света»

Nik21, 2 января 03:46

Распиаренная, пустышка. Разумеется не имеющая ничего общего с фантастикой и тем более научной. Это некое технофэнтези когда автор пытается замаскировать свои мистические идеи и представления научными терминами потому как обьяснить их с точки зрения реальности даже альтернативной, он не может.

Итак, что мы имеем — конфликт «прогрессора» с группой мутантов имеющих сверхспособности и обладающих привилегией на бессмертие, единственной целью которых являеться исповедование самых примитивных обезьянних ценностей, что бы им поклонялись, они спокойно бухали, сношали все что хочется и периодически впадали в нарко трипы. Откуда подобралась эта компашка дегенератов нам не особо обьясняют, вроде как это команда звездолета прибывшего с миссией колонизацией и в условиях удаленности или изоляции деградировавшая психологически до пубертатных подростков используюших образы из индийской мифологии и заигравшихся в нее до такой степени, что ни один так и не обрел на страницах книги хоть какой то индивидуальности. Обрывками нам дают информацию, о том что на этой планете существовали и существуют другие формы жизни которые были побеждёны в упорной борьбе этой компанией малолетних косплееров. Как? Сверхспособности! Чисто комиксовые люди икс конца 60 х. Как и откуда? Какие то особенные мутации. Под воздействием чего? Как себя проявляют на уровне органики или в соответствии с какими законами физики ответов не ждите. Комикс же. Сверхспособности, технологии развитой земли и изобретения одинокого гения вот фундамент, могущества этих пубертатных обезьян. Оставим за скобками, что научно технический прогресс не может вестись силами одного человека, а если он такой невероятный, уникальный гений, то что он забыл в этой тусовке укурышей и трахарей? Можете представить себе ученого уровнем Фарадея или Резерфорда являющимся членом компании районной гопоты цель которых — щемить лохов на районе, трахать телочек и бухать пивко? Нет? А вот автор так видит и считает это весьма органичным...

Так же господин Желязны, наделил прибывших неким аналогом души — энерго информационной матрицей, которую можно загружать в новые тела, тела при этом меняются под воздействием этой матрицы, но иногда не меняются, тела ведь можно модифицировать в достаточно широких пределах, но почему то ни одна из этих модификаций не делает условного бога защищенным от самых примитивных воздействий. Можно его зарубить, отравить, забить ногами и так далее. В общем никаких преимуществ своему хозяину по книге они не дают. А сверхспособности индивидуальны и неповторяемы... Стоит отметить, что личность вообще стоит здесь отдельно от субстрата, можно перенести личность в мозг обезьяны и она — личность никак не потеряет в своем качестве. Неужели в 60 х рассматривали мозг отдельно от индивидуальности? Конечно нет, просто удел Желязны это магия, параллельные миры, битвы на мечах и так далее. О том что личность определяется в том числе строением и особенностями мозга он просто не задумывался, не его стезя. Ну или в теле обезяны или другого животного должен был быть человеческий мозг, но это никак не отражено и не прописано. В целом с рефлексией и мотивацией у персонажей крайне плохо, она как бы есть, но настолько примитивная что диву даешься, кстати с какого то момента перестаешь удивляться абсурдности решений героев и персонажей, просто принимаешь, что они не блещут умом и перестаешь по этому поводу волноваться.

Не раскрыт и материальный аспект бытия, что там с промышленностью, производством, зачем богам нужны города и торговля, они обеспечивают их снабжение или нет? Если да, то как? Причем место обитания наших косплееров вроде как высокотехнологично и автономно, что обеспечивает его работу, роботы, компютеры, рабы, биороботы тоже никак не раскрыто. Зачем в бойне гг и консерваторов нужно использовать людские армии? Какую стратегическую и тактическую функцию несут копейщики и всадники в борьбе лиц метающих молнии и прожигающих плазмой горы? Тоже не раскрыто. Откуда появился этот промышленный прогресс при котором начали массово производить огнестрел и ракеты? Появились вдруг по волшебству и все. Никаких пояснений. Очень наивно выглядит факт, что Сэм он же Будда, распространил новую философскую доктрину и косплееры ничего не могут с этим поделать, хотя практика истории планеты земля показала, что уничтожить какую то религию или учение можно весьма примитивными средствами с помощью банального насилия. Нельзя этого сделать только в рамках конкуренции крупных социально экономических систем. В этом же мире такой конкуренции нет. Вроде как упоминается некая конкуренция внутри сообщества богов но что в ее фундаменте и сути тоже никак не раскрыто. Как и не раскрыто почему Вишну является объектом всеобщего пренебрежения Чувствуете глубину проработки научно фантастической части? Гуманитарии в восторге! Рассыпают десятки как алкаш деньги в день получки...

Кроме того судя по отзывам, огромное количество людей нашли в книге большой пласт каких то сильных и скрытых смыслов. Но почему то никто так и не смог их внятно сформулировать. Вот вообще никто. Они где то там за кадром. Много воды, само приоизведение весьма небольшое по обьему и вместо раскрытия каких то моментов мира, персонажей, явлений мы читаем о том какие у кого одеяния, кто чего пил, куда шел, какие вокруг прекрасные виды и так далее... Зачем?

Лично я не вижу в основном посыле ничего оригинального и уникального. Борьба за свободу и развитие против тирании. Классика любого фэнтези произведения. Кто то в восторге от отсылок к индийской мифологии. Этого я тоже понять не могу. Мифы это продукт примитивного доиндустриального общества, это детство человечества с всеми его недостатками, чем там восхищаться мне не ясно.

Да, у произведения есть достоинства, это оригинальный сеттинг. Действительно редкий, без вопросов. Второе это качественный литературный слог, высокопарный и в тоже время понятный и приятный. Неплохо описаны схватки и противостояния, с адреналином и огоньком. И все, на мой взгляд на этом достоинства книги заканчиваются.

В итоге мы имеем простенький боевичок с простым посылом и хорошим языком за велеречивостью которого многие не замечают его общего примитива.

Оценка: 5
– [  2  ] +

Роджер Желязны «Пятикнижие Корвина»

Олег_Ал_1972, 18 декабря 2023 г. 11:08

Ну, вот... Осилил первое пятикнижие. Как мною и ожидалось — оцека сильно завышена. Сам в этом бываю грешен: выставляю иногда оценки на основании моих давних впечатлений.

Не буду совсем уж голословным — все познается в сранении. Возьму для сравнения написанный на 15 — 20 лет позже цикл Р. Джордана «Колесо времени». Он конечно более «массивный» и монументальный, но жанр тот же, а оценка ниже. По моему субьективному мнению он должен опережать данное произведение на 1.5 балла минимум. Местами (особенно в начале) имеет место изрядное занудство. Зато есть огромный и отменно прописанный мир. Здесь же этого и близко нет. Например: я так и не могу представить себе Амбер чем то большим чем замком сеньора и нескольких окрестных деревушек. Что же такое Хаос? — вообще не понятно. Сопереживания персонажам на протяжении всех пяти книг подцикла у меня так и не появилось. Вроде бы повествование ведется от первого лица, а я смотрю на все как то отстраненно. Все их интриги проходят в кругу семьи и как по мне это плохо. Хороша задумка с «тенями» и «радиостанцией для своих» (колода карт). Кроме того в + запишу и динамичность повествования (было же время когда авторы не пытались за счет «воды» увеличить объемы))). Еще Желязны умудряется за счет концовки вытягивать весь роман (каждый из пяти) на оцеку в 0,5 — 1 балл выше, а это не каждому дано.

Резюме: Если вы любите динамичные приключения в фэнтези — стили — беритесь смело. Но! Не ожидайте чего то «ВАУ!» глядя на оценку. И тогда вы не будете разочарованы. Моя оценка = 7,5 (+ 0,5 за то что это «классика» и нет «воды»).

Оценка: 8
– [  3  ] +

Роджер Желязны «Очарованная земля»

Нортон Коммандер, 26 ноября 2023 г. 22:06

«Очарованная земля» — вторая часть дилогии о Дилвише, воине и волшебнике. Герой этот несколько необычен тем, что сам не вполне осознаёт, что является сильным чародеем, притом что носит волшебные эльфийские сапоги, ездит на коне-демоне и знает ужасные заклинания из ада; вот только невидимый меч где-то потерял.

Сама Очарованная земля, где происходит действие романа, представляет собой своего рода фэнтези-зону (по аналогии с Зоной из «Пикника на обочине»). В мире, наполненном магией, Очарованная земля и стоящий в центре её замок — это территория, где всё постоянно меняется, где заклинания действуют не так, как должны, где можно ожидать чего угодно, и очень легко погибнуть.

В этом романе Желязны садится (как Дилвиш на Блэка) на своего любимого конька — сюрреализм. Автор подобное любит и часто использует в своём творчестве, но, к сожалению, это делает такие произведения более трудными для восприятия. В романе много описаний всевозможных магических аномалий. Чего стоит только замок, в котором постоянно меняется расположение коридоров, помещений, окон и видов за окнами.

Оценка: 7
– [  1  ] +

Роджер Желязны «Концерт для серотонина с хором сирен»

Тимолеонт, 25 ноября 2023 г. 18:50

Кройд по прежнему крут — он повзрослел, и хоть стал с одной стороны более зрелым и цельным, но в то же время и более скучным, ведь никакого развития персонажа здесь нет. В итоге его сюжетная линия становится настоящим гангстерским боевиком с упором на неонуар — очень динамичным и зрелищным, но предсказуемым. Впрочем, Желязны рассказывает истории лучше любого другого автора «Блефа», кроме Мартина, так что несмотря на все недостатки, «Конценрт для серотонина» остаётся шикарной и захватывающей историей.

Оценка: 8
– [  5  ] +

Роджер Желязны, Роберт Шекли «Принесите мне голову прекрасного принца»

Corwin Morgan, 20 ноября 2023 г. 12:07

Произведения в соавторстве, если это не изначально коллективный автор, непросто оценивать, потому что трудно сказать, за что отвечал тот или иной творец. Что касается цикла про «Рыжего демона», то его я, почему то, считал в большей степени книгой Желязны, чем Шекли. И, на мой взгляд, это, не очень хорошо.

Вообще, Шекли я знаю как мастера сатирической малой формы. В чьих рассказах вроде всё смешно, но, всё-таки, грустно, и, как правило, имеется взрывной финал. И в «Принесите мне голову прекрасного принца» след Шекли хорошо чувствуется, причём, это лучшие аспекты романа. Пусть не очень смешно, но, по хорошему, едко описано бюрократическое устройство ада. Или пленение Аззи в бутылку с последующим неожиданным освобождением.

Но вот что касается сюжета и атмосферы, за которые, как я думаю, был ответственен Желязны, то тут, как по мне, всё плохо. Опять какая-та мутная Игра между Добром и Злом, как в нелюбимой мной «Ночи в одиноком октябре». Опять около постмодернистские штуки с пересечением «реальности» и сказок. Интриги нет, потому что ставки не высоки. Героям не хочется сопереживать. Обилие шуток вызывает желание причислить этот роман к юмористическому фэнтези, но периодически сюжет становится избыточно серьёзным. Да и, на самом деле, в этой книге очень много расчленёнки и других чернушных вещей. Что с юмором, как правило, очень редко вяжется.

На мой взгляд, лучше бы, чтобы этот роман был детищем только Шекли — наверняка, получилось бы что-то вроде «Координат чудес», только с инфернальным оттенком. И было бы замечательно. А так, вышло что-то посредственное.

Оценка: 6
– [  5  ] +

Роджер Желязны «Дилвиш Проклятый»

Нортон Коммандер, 16 ноября 2023 г. 12:11

Роман «Дилвиш Проклятый» хорош тем, что в нём Роджер Желязны даёт нам ровно то, что мы от него и ждём. Сразу понятно, что это чистое героическое фэнтези в мире меча и магии, и роман полностью соответствует такому определению. Может быть в этом есть и некоторые минусы, но если вы хотите прочесть фэнтези, как оно есть, то вот оно.

Впрочем, Желязны не был бы самим собой, если бы был предсказуемым. Главный герой в целом типичный для фэнтези — бесстрашный воин, странствующий в поисках могущественного колдуна, которому он мечтает отомстить за двести лет адских мучений, на которые тот его обрёк. Но спутник главного героя очень оригинален — это говорящий металлический конь-демон. Мир Дилвиша наполнен тайнами и волшебством, в своих странствиях герой постоянно встречается с чародеями, демонами, призраками, могущественными божествами и их жрецами.

Роман представляет собой сборник отдельных рассказов-историй о приключениях Дилвиша. Приключения эти, как всегда у Желязны, написаны с мастерством, а второстепенные персонажи, которых встречает Дилвиш, интересные и неоднозначные личности. Да, в такой мир можно поверить.

Оценка: 8
– [  3  ] +

Роджер Желязны «Пятикнижие Мерлина»

netlgbun, 13 ноября 2023 г. 14:54

Второй пятитомник, в отличие от вполне удачного первого, получился чрезвычайно рыхлым и сумбурным, да и правила игры существенно изменились — стало больше магии и действующих лиц, Лабиринты почему-то обрели разум и включились в борьбу. Мир Хаоса теперь ничем существенно не отличается от мира Амбера, разве что чуть менее стабилен, в то время как в первых книгах они противостояли как добро и зло. Число тайн настолько умножилось, что разобраться невозможно; видимо, Желязны надеялся, что успеет написать третий трёхтомник, но не судьба.

А жаль, космография Амбера была задумана блестяще.

Оценка: 6
– [  5  ] +

Роджер Желязны «Жизнь, которую я ждал»

Нортон Коммандер, 27 октября 2023 г. 20:45

Роджер Желязны обычно не ассоциируется с темой роботов и искусственного интеллекта. Этой темой более известны, конечно, Азимов, Лем, во многом и Саймак. Желязны же известен как автор фэнтези, технофэнтези и фантастики новой волны, в которой философия и психология замешаны с переосмыслением мифологии различных народов мира. По крайней мере, в романах Желязны действительно роботы и ИИ встречаются нечасто и играют не главную роль. Но если взять такие повести мастера, как данная «Жизнь, которую я ждал» и, например, «Возвращение Палача», а также некоторые рассказы, то окажется, что вообще-то после них трудно сказать что-то новое на тему искусственных интеллектов и их искусственной психологии. Например, одно из последних заметных произведений на эту тему — «Мир ноэмов» Ромена Люказо — практически в точности использует идею данной повести.

И, конечно, это не просто история про роботов, а прежде всего пища для размышлений о природе человека с характерными для автора аллюзиями, в данном случае на религию — историю Адама и Евы.

Оценка: 10
– [  3  ] +

Роджер Желязны «Фурии»

Нортон Коммандер, 24 октября 2023 г. 15:36

Это мир галактического сообщества, в котором сто сорок девять обитаемых миров, населённых людьми и инопланетянами. Для охоты на самого опасного преступника в Галактике объединяются три уникальных специалиста: экстрасенс, досконально знающий географию всех обитаемых планет эрудит и самый успешный убийца из спецслужбы. При этом каждый из четырёх главных героев повести необычный и неординарный человек со своими «тараканами» и обаянием. А в самой истории сочетается экшн, психология и ирония. Никто, кроме Желязны, не мог бы написать такое!

Оценка: 9
– [  0  ] +

Роджер Желязны «Дикие»

Нортон Коммандер, 23 октября 2023 г. 15:49

В наше время многое фантастическое из этих рассказов уже вошло в обычную жизнь. Искусственный интеллект легко проложит маршрут для путешествия или просто поддержит беседу. Беспилотными автомобилями тоже уже никого не удивишь, хотя, к сожалению, беспилотный транспорт на земле, на воде и в воздухе сейчас больше распространён в военной сфере.

Единственное, что пока не сбылось — умные машины ещё не восстают против людей и не сбиваются в дикие стаи, но и это уже не кажется совсем уж невозможным.

Оценка: 7
– [  3  ] +

Роджер Желязны, Роберт Шекли «Коль с Фаустом тебе не повезло»

Stalk-74, 22 октября 2023 г. 22:24

Вторая история про рыжего демона вышла куда преснее первой. Уже завязка, где демон Мефистофель не смог отличить молодого невежественного повесу от умудренного опытами алхимика на протяжении долгих дней скитаний, обесценивает происходящее в романе. А происходящее задумано хорошо — тысячелетняя битва Света и Тьмы за людей, темпоральные джампинги от царства умерших до Китая времен Марко Поло — но реализовано на-отцепись. Картонные приключения, фанерные страсти. Зачем высшие силы ристалище зачинали, кроме наполнения легким фантастическим контентом три сотни страниц, непонятно. Даже не ясно, какая в тандеме была роль у Шекли, мастера коротких рассказов, в каждом из которых было больше идей, нежели в этом объёмном произведении.

Главный сквозной персонаж трилогии, демон Аззи, во второй части ничего не прибавил к своему образу. Ведьма-подруга вообще стала миражом. Второстепенные герои, вроде прикрепленной Маргариты, забывались тут же по окончании главы. Ну разве что историческо-географические перемены не дали окончательно испортить впечатление от похождений рыжего демона.

Оценка: 6
– [  3  ] +

Роджер Желязны «Стальная Леди»

Sergio Blanc, 18 октября 2023 г. 18:08

Ещё один рассказ с двойным дном — рассказ-перевёртыш. Постмодернистский мини-текст, вторичный даже по отношению к собственному творчеству. Прочтите у Желязны «Девушка и чудовище» и убедитесь в этом.

Зачем Мастер его написал? То нам неведомо, но нет в нём ничего, заслуживающего читательского внимания.

Читать фанатам писателя.

Оценка: 5
– [  4  ] +

Роджер Желязны «Монолог для двоих»

Sergio Blanc, 17 октября 2023 г. 14:52

Хорошая крепкая история из разряда «Мне отмщение и аз воздам»: Ветхий Завет (Пятая книга Моисеева) и Новый Завет (Послание к Римлянам апостола Павла, гл. 12, ст. 19).

Зло не должно оставаться безнаказанным и Желязны прекрасно передал этот кармический посыл в своём коротком тексте.

Отлично поданная и выстроенная вещь получилась у автора. И по сути, и по форме.

Читать любителям переплетения реальности и фантастики.

Оценка: 8
– [  5  ] +

Роджер Желязны «Девушка и чудовище»

Sergio Blanc, 17 октября 2023 г. 14:39

В этом коротком тексте нет никакой глубины. И не надо её искать. Привычная, особенно для современной цивилизации, картина: всё не то, чем кажется.

Постмодернистская зарисовка. С таких историй начиналась сегодняшняя «либероидная повесточка», переворачивающая всё с ног на голову. Я очень люблю творчество автора, но такие истории мне очень не близки.

Вот так открываются окна Эвертона. Сначала рыцарь — это чудовище, а затем его можно превратить в .... Ха! Недавно увидел немецкую детскую книжку, где на обложке рыцарь отворачивается от принцессы в сторону кокетливо нюхающего цветок смазливого ДРУГОГО рыцаря. Смысл, я думаю, вам ясен.

Against The Modern World!

Оценка: 6
– [  6  ] +

Роджер Желязны «Спасение Фауста»

Sergio Blanc, 17 октября 2023 г. 14:17

После прочтения почему-то (хотя почему «почему-то»?) вспомнилась работа известного австрийского психолога Виктора Франкла «Человек в поисках смысла».

Суть человека в том, что он вечно недоволен тем КТО он есть и тем ЧТО у него есть. Рассказ ровно об этом: о противоречивости осознания человеком самого себя.

С одной стороны мы хотим обрести высшие смыслы, а с другой нам просто хочется удовлетворять наши животные инстинкты и потребности. Не случайно в рассказе звучат колокола Оргий. Сказано-то как: Колокола Оргий! Красиво! Порок всегда интереснее добродетели так писал Теофиль Готье, по-моему.

Вот и мечемся между « будуаром и молельней» как говорил Жданов про стихи Ахматовой. Хочется как-то совмещать, а не получается.

Бедный Фауст! В нём вся суть и боль нашего отношения к бытию, которое, как известно, не всегда определяет сознание.

Оценка: 7
– [  4  ] +

Роджер Желязны «Глаз ночи»

Sergio Blanc, 17 октября 2023 г. 14:01

Минипоэма в прозе, проникнутая ностальгическими и апокаполиптическими нотками.

Напоминание о том, что было, тем кто ещё жив? Или тем, кто уже мёртв?

Красиво. Литературно. Смыслы, как это часто бывает у Желязны, немного скрыты. На поверхности лежит совсем не то, о чём автор хотел сказать по-настоящему.

О красоте Земли (ушедшей иль покинутой?) глаголет механизм, к тому же не очень исправный. К чему это? О чём это?

Выводы делайте сами.

Оценка: 6
– [  2  ] +

Роджер Желязны «Джокер»

Нортон Коммандер, 15 октября 2023 г. 21:46

Эти четыре повести Желязны из цикла «Джокер» входят в более крупный цикл «Дикие карты», который придумал Джордж Мартин, а рассказы и повести для этой антологии писали многие авторы.

Я читал только произведения Желязны в отрыве от остального цикла, и по ним чувствуется, что за ними стоит что-то большее, но их можно читать и отдельно от прочих частей «Диких карт». По сюжету антологии сразу после Второй Мировой инопланетяне атакуют Землю неким вирусом — многие люди погибают, но некоторые становятся мутантами — Тузами (людьми с самыми разными сверхспособностями) или Джокерами (тоже со сверхспособностями, но с внешностью монстров). Сами инопланетяне, ставшие причиной произошедшего, у Желязны почти не упоминаются, но показан новый изменившийся мир.

Главный герой цикла «Джокер» — единственный в своём роде мутант, который периодически после долгого сна непредсказуемым образом меняется, каждый раз просыпаясь с новой внешностью и новыми сверхспособностями. В перерывах между изменениями он очень много ест, закидывается амфетаминами (так как боится спать, не зная, кем станет после очередной спячки) и зарабатывает себе на жизнь чаще всего незаконными способами.

Это фантастика чисто приключенческая, легкомысленная, в стиле комиксов про супергероев. Когда я начал читать этот цикл, то поначалу недоумевал — как такой многоплановый философ как Желязны мог написать такое. Однако, в данном случае всё спасает ирония и оригинальность автора. Поэтому, даже есть некоторое сожаление, что Желязны не написал ещё о приключениях Кройда Кренсона. Если хочется чего-то простого и не загружающего голову — самое то.

Оценка: 8
– [  2  ] +

Роджер Желязны «Долина проклятий»

Groucho Marx, 13 октября 2023 г. 17:13

Поразительно глупая приключенческая повесть для мальчиков, бредящих хулиганством и мечтающих прокатиться на «чоппере» по хайвею в кожаной косухе с заклёпками, сшибая по ходу дела все встречные машины. Динамика повести зашкаливает, сюжет несётся стремительно, герой мчится напролом, побеждая все картонные препятствия, которые громоздит на его пути автор! Вау! Какой прыщавый очкастый задохлик не мечтает быть таким крутым, как Черт Таннер? Так что армия поклонников этого короткого увлекательного романа невообразимо огромна.

А то, что декорации «Долины Проклятий» совершенно неубедительны (интересно, как Желязны представлял себе экологию этой Долины с гигантскими змеями? как он объяснял — хотя бы себе — наличие бензина в бензобаках мотоциклетных банд? думаю, никак не объяснял), так это нестрашно. Всё равно эти декорации заимствованы из американских трешевых НФ фильмов времён детства Желязны, из все этих «Тарантула», «Оно пришло из другого пространства», «Они!», «Чудовище с глубины 20 000 фатомов» и из дешёвого мотоциклетного кино, типа «Рождённые проигрывать», «Моторпсихо» и «Ангелы Ада».

Со стороны умного и интеллигентного Роджера Желязны, автора замечательных образцов интеллектуальной фантастики, создание подобной повести — акт цинизма. Он писал её, точно расставляя реперные точки для инфантильных восторгов. Он прекрасно знал, что делает и почему это делает. «И вот уже трещат морозы И серебрятся средь полей... (Читатель ждет уж рифмы розы? На, вот возьми её скорей!)»

PS. Самое смешное — это когда разгневанные пузатые сорокалетние мальчики, диванные воины в домашних тапочках, ставят минусы этой рецензии именно за точное описание их восторгов перед повестью «Долина Проклятий».

Оценка: 3
– [  2  ] +

Роджер Желязны «24 вида горы Фудзи кисти Хокусая»

Нортон Коммандер, 3 октября 2023 г. 13:18

Это концентрированная проза Желязны, которая встречается во многих его текстах, но не всегда в такой плотности (хотя, иногда бывает и более концентрированной). Вначале кажется, что это какой-то поток сознания, поэтичный, интеллектуальный, но смысл в нём не улавливается. И потом не сразу становится понятно, что именно ты читаешь: фантастику, фэнтези, шпионскую историю, психоделику или же какую-то смесь жанров. И лишь во второй половине повести понимаешь, что это такой необычный киберпанк.

Необычно также и то, что главный герой (хоть и такой же яркий и оригинальный, как часто у Желязны) тут — женщина, и история рассказана от её лица.

Оценка: 8
– [  1  ] +

Роджер Желязны «Вершина»

Нортон Коммандер, 29 сентября 2023 г. 21:28

По сюжету главный герой берётся покорить самую высокую гору в известной вселенной. Конечно, все, кто хоть что-то слышали про альпинизм и покорение высоких гор, увидят в этой повести неправдоподобность. Даже если учесть высокотехнологичное оборудование будущего, при чтении повести создаётся впечатление, что покорять горы даже намного выше Эвереста без труда может любой более-менее физически подготовленный человек. Герои, покоряя Серую Сестру, болтают, спокойно спят на привалах и даже играют в карты. На самом деле, естественно, альпинизм — это нагрузки на пределе физических и моральных сил; но в повести это совершенно не ощущается.

В остальном — главный герой, сюжет, описания — на высоком уровне, хотя, концовка не сказать, что очень впечатляющая. Средний уровень для Желязны, но высокий для фантастики в целом.

Оценка: 8
– [  4  ] +

Роджер Желязны «Я стал как прах и пепел»

Тимолеонт, 28 сентября 2023 г. 18:27

Если ты думаешь, что задолбался сегодня на работе, то прочитай этот рассказ. Правда, у меня именно так и получилось. Рассказ, формально, жестокий, но моментами очень уж смешной — своим диким абсурдом и попытками ГГ просто честно выполнить работу.

Оценка: 7
– [  1  ] +

Роджер Желязны «Двери лица его, пламенники пасти его»

Нортон Коммандер, 20 сентября 2023 г. 22:50

Если бы хемингуэевкая повесть «Старик и море» была написана в жанре научной фантастики, то получилось бы что-то подобное.

Как часто бывает у Желязны: герой — яркая личность, героиня — сильная и независимая прекрасная девушка, удивительный живой мир и захватывающие дух обстоятельства.

Написано в 60-е, но не устареет никогда!

Оценка: 9
– [  2  ] +

Роджер Желязны «Спящий»

Тимолеонт, 20 сентября 2023 г. 18:24

А ГГ крут! Несмотря на сверхэкстремальное для ребёнка потрясение и крушение привычного мира, он не ноет, а в меру своих сил пытается позаботиться о семье. Постоянно меняясь, даже забыв, что такое стабильность, он всеми силами приспосабливается к новым условиям, пусть и живёт не совсем по закону теперь. Желязны рассказал прекрасную историю взросления, которая в полной мере демонстриурет безумные особенности вируса и что он может творить с человеческой природой.

Оценка: 8
– [  3  ] +

Роджер Желязны «Имя мне Легион»

Нортон Коммандер, 19 сентября 2023 г. 22:22

«Имя мне Легион» это небольшой цикл Роджера Желязны из трёх повестей в жанре научно-фантастического детектива. Их главный герой проводит за вознаграждение расследования различных сложных случаев, с которыми почти никто не может справиться. Он — человек, способный менять имя, личность и биографию в мире, где информация о любом человеке и его жизни хранится в единой информационной базе данных (практически наша современная реальность, предсказанная автором в 1969 году). Произведения несколько нетипичные по стилю для Желязны, но исполненные на высоком уровне.

В повести «Проект Румоко» герой расследует случаи диверсий на крупном инженерном объекте — строительстве рукотворного острова. Это был бы обычный детектив, если бы он не был разбавлен экзотическими фантастическими элементами, связанными с подводными поселениями и вулканами.

В «Песнопевце» детективной составляющей ещё больше и плюс к этому несколько неправдоподобный элемент сюжета, связанный с телепатией. Самое же интересное в этой повести — размышления о разумности дельфинов, их психологии и даже культуре.

«Возвращение палача», как мне кажется, самая интересная часть трилогии. Поначалу она вызывает стойкие ассоциации с «Терминатором» (хотя написана задолго до того самого Терминатора), а в конце... Не стоит открывать спойлер, но концовка неожиданная. В общем, это одна из лучших историй о роботах, которую вы только можете найти в мировой фантастике.

Оценка: 9
– [  8  ] +

Роджер Желязны «Ночь в одиноком октябре»

carex69, 17 сентября 2023 г. 23:14

Его прощальный поклон.

Это был последний роман Желязны, купленный и прочитанный мной в молодости. Как-то он совпал с известием о смерти автора. Интернет, пусть и примитивный, и дороговато, но уже у нас был. Конечно не в личном пользовании. Я, например, ходил в салон, где за более менее приемлемую плату пару раз в месяц мог себе позволить часок погулять по сети. Как бы то не было, но информация, что это его последний законченный роман до меня дошла. И, может быть поэтому, роман не пошел. Мне кажется, что я его даже и не дочитал. По крайней мере, при настоящем перечитовании многие места мне показались совершенно незнакомыми, прочитанными как впервые.

Сейчас даже как-то удивительно читать этот легкий, в хорошем смысле слова ироничный, местами насмешливый текст. Хотя понятно, что автор был еще совсем не стар. Да, неверняка он болел и чувствовал себя нередко плоховато, но голова явно была светлой, не замутненной. Я не думаю, что книга писалась под веществами, вот кое-что из ранних фантасмагорий возможно, а ночь вряд ли. Слишком четко выстроена эта литературная игра, с закосом в постмодернизм, принаряженная в мишуру городского фэнтези вперемешку с хоррором и щепоткой детектива; с говорящими животными, слегка карикатурными личностями в костюмах известных литературных и окололитературных, и киношных персонажей. И все они тоже играют в некую Игру, сущность которой проясняется постепенно, возможность выиграть сомнительна, правила достаточно свободные и результаты всегда промежуточные. А значит, в следующий подходящий октябрь все эти ребята и девчата соберуться вновь, ибо, как мы точно знаем, шоу должно продолжаться. Вот только уже без Мэтра.

Книга, конечно, пойдет не всем. Любители Желязны и так ее знают. Для любителей фантастики в любом ее проявлении она обязательна к прочтению вне зависимости от личных предпочтений. Кому-то может показаться слишком нарочито «выдуманной», это слабое место всех литературных игр. Впрочем, попробуйте, сыграйте в Игру!

Оценка: 9
– [  5  ] +

Роджер Желязны «Двери в песке»

Shab13, 14 сентября 2023 г. 10:35

Почему-то от «Двери в песке» я ждал нечто сложное и философское. Почему? Не знаю. С другой стороны я представлял себе нечто, в духе Филипа Дика. И это после прочтения аннотации. Но все оказалось совершенно не таким – «Двери в песке» полностью обманули мои ожидания, в лучшую сторону.

Фред Кэссиди – вечный студент. Так получилось, что денежное содержание от своего покойного (не совсем) дяди Фред получает, пока не учится в колледже. А учится Фред уже около тринадцати лет. Его безоблачная затянувшаяся студенческая пора омрачается, когда на Фреда начинаюется охота. Он нужен бандитам, инопланетянам, спецслужбам и даже его бывшему преподавателю геологии. Вернее не сам Фред, а инопланетный звездный камень, о котором парень, как водится, ни сном, ни духом.

Желязны написал динамичный и веселый боевик о поиске макгафина. Да еще как написал! Почти каждая глава начинается в стиле «Вы спрашиваете, как я попал в эту передрягу? Я расскажу.» Поясню. В начале главы читатель вместе с героями попадает в самую гущу событий, и когда ситуация накаляется до предела, история обрывается на самом интересном месте. Желязны «отматывает время», и читатель узнает, что привело к подобному исходу. Это невероятно бодрит и держит в напряжении.

Персонажи получились по-доброму странными. Здесь и инопланетяне, маскирующиеся под животных, и телепат-растение М'мрм'млрр, и парочка неприятных бандитов. Да и сам Фред весьма приятный молодой человек, не смотря на желание жить за счет покойного дядюшки. Но больше всего улыбнул доктор Мерими, который специализировался на французской литературе середины двадцатого века, а потом стал сутенером.

Ах да, еще понравилась идея машины Ренниуса, которая зеркально отражает попавшие в нее вещи. И не просто отражает, но и меняет восприятие тоже: «право» становится «лево», а отвратительная еда в замызганной закусочной – пищей богов.

И все это безобразие разбавлено приличной долей иронии и юмора. Приведу лишь одну цитату:

Учитывая, что до отхода автобуса оставалось еще довольно много времени, я решил, что надо принять лекарство против телепатов, – зайдя в скромный бар, заказал себе кружку пива.

Уже после прочтения я узнал, что «Двери в песке» стала лауреатом Хьюго (1976 г.) и Небьюлы (1975 г.). Книга действительно этого заслуживает – веселое приключение, дающее отдых от «сложных» вещей и одновременно дает поводы подумать о непростых вещах.

Оценка: 8
– [  5  ] +

Роджер Желязны «Долина проклятий»

sergej210477, 2 сентября 2023 г. 10:02

Яркий, стопроцентный экшен.

Мне сложно объективно оценить этот совсем коротенький роман. Взахлёб читал в детстве. Тогда казалось: «Вот это, да! Полный восторг!». Крутой герой, страшный окружающий мир, одна большая гонка, сплошные перестрелки. Перечитал сейчас — все слишком просто, примитивно. Подростковая книга. Если бы, не знаменитый автор, наверное, роман потерялся бы в море подобных боевиков.

Впрочем, год написания — 1968. В то время, такой постапокалиптической литературы было мало. И, наверное, уже на основании данной книги был снят целый ряд шикарных фильмов, наподобие «Безумного Макса». Так что, крути не крути, а роман — можно сказать, один из родоначальников жанра постапокалиптического боевика.

Из плюсов — концентрированный экшен. Стрельба, взрывы, погони. Брутальный и харизматичный герой. Жуткая и мрачная атмосфера мира, после ядерной катастрофы. Динамизм и зрелищность.

Из недостатков: нельзя рассматривать этот роман как сложную и драматическую вещь. Да, можно сказать про незатейливый сюжет — простое перемещение персонажа из точки А в точку Б. Про мгновенную трансформацию главного героя из ужасного корыстного негодяя в благородного и самоотверженного спасителя человечества. Про нелогичность происходящего. Про схематичность окружающего мира. Но, это упрёки к всему жанру, а не к данному роману.

Поэтому, как отличный и увлекательный боевик — хорошая и приятная книга. Если, ожидать от произведения того, что, обычно хотят получить от сложной и глубокой научной фантастики, то, скорее всего, читать не стоит.

Оценка: 6
– [  8  ] +

Роджер Желязны «Порождения света и тьмы»

SeverianX, 22 августа 2023 г. 18:52

С творчеством Роджера Желязны ранее я был знаком только по роману «Князь Света». Оригинальное технофэнтези в древнеиндийском сеттинге меня немало порадовало. «Порождения Света и Тьмы» также создано на основе мифологии, только на этот раз Древнего Египта. Стоит сразу отметить, что без хороших знаний событий, происходящих в этом пантеоне, вникнуть в сюжет будет чрезвычайно сложно. Мне казалось, что о богах Древнего Египта я знаю относительно немало, но тем не менее мне приходилось временами лезть в интернет за разъяснениями.

«Порождения Света и Тьмы» я бы отнес к произведениям, которые однозначно не подходят на роль лёгкого чтения. Чтобы получить удовольствие от романа, нужен правильный настрой, немалые знания фольклора и терпение, чтобы вникнуть в происходящее. При всем при этом, даже стечение всех этих факторов не гарантирует, что вы сможете осилить эту книгу.

Для начала хотелось бы рассказать о сильных сторонах романа. Роджер Желязны сумел очень умело сплавить в одном романе высокие технологии и магию: боги и маги здесь соседствуют с роботами и компьютерами, лазеры и атомные бомбы – с магическими жезлами и заклинаниями. И все это не сливается в безыскусную какофонию. Напротив, это очень гармоничная симфония, что говорит о мастерстве автора.

Язык Желязны очень поэтичен и метафоричен. Это очень красиво, но при этом изрядно утомляет. Желязны часто пишет в настоящем времени, что не добавляет чтению лёгкости. Порой автор переходит на высокий стиль свободного стиха, что ещё больше затрудняет восприятие.

Во многих своих произведениях Роджер Желязны обращается к мифологии, но именно в «Порождениях Света и Тьмы» эта идея достигает своего апогея. Здесь мифы – это не фон для происходящих событий, а скорее главные герои книги. Именно мифология первична, а действия героев лишь двигатели сюжета. Что же в этом плохого? Как я и писал выше, чтобы полноценно вникнуть в сюжет, нужно обладать немалыми знаниями по теме. Разобраться во взаимоотношениях персонажей чрезвычайно сложно. Кто тут кому сын, отец, брат? Бывает, что всё это одновременно и сразу.

Структура романа весьма необычна. Он будто бы состоит из множества разрозненных эпизодов, зачастую слабо связанных друг с другом. Некоторые главы написаны в стихотворной форме, а в самом конце мы видим мини-пьесу. Объяснение этому есть, и оно довольно простое: сам Желязны не собирался издавать произведение, считая «Порождения Света и Тьмы» лишь творческим тренажёром, но друг писателя уговорил его все же опубликовать данную работу.

Сложность при чтении вызывает и отсутствие четкой привязки глав к тому или иному месту и времени. Прошлое и будущее, реальность и иллюзии, правда и вымысел настолько тесно переплелись, что разобраться в этом хитросплетении под силу не каждому. Я же все-таки привык к произведениям с более твердой почвой под ногами, где намного больше конкретики.

Итог: В общем и целом, «Порождения Света и Тьмы» весьма красивая, но при этом странная книга. Все ее особенности не являются минусами, но тем не менее могут оттолкнуть многих читателей. Не хочу притворяться и петь дифирамбы произведению, о котором сделал однозначный вывод – это не мое. Поставить высокую оценку рука тоже не поднимется. Все же это в первую очередь литературный эксперимент и подтверждение мастерства Желязны, а уже потом полноценный роман. Однако я все же хочу порекомендовать книгу к прочтению, т.к. уверен, найдется немало читателей, кому она может понравиться.

Оценка: 7
– [  4  ] +

Роджер Желязны «Одержимость коллекционера»

Sergio Blanc, 11 августа 2023 г. 22:07

Этому мини рассказу можно было дать старый русский слоган (он же мораль) — «Жадность фраера сгубила». Ха! Коллеге-лаборанту Ruddy — большой привет. Мне в голову пришла точно такая же аналогия! Конечно же персонажи рассказа на «фраеров» не похожи и, особенно не похож, Глыба с Навозной кучи. Короче, встретились, где-то в космосе на далёкой планете два коллекционера. Кто кого «переколлекционерил» вы узнаете, прочитав эту вполне себе постмодернистскую фантастическую юмореску.

Читать фанатам Мастера. В этой вещице вы сможете оценить своеобразные иронию и юмор писателя.

Оценка: 6
– [  4  ] +

Роджер Желязны «Люцифер»

Sergio Blanc, 11 августа 2023 г. 21:51

Грустный постапокалиптический этюд. Согласен с коллегами лаборантами, которые в предшествующих отзывах вспомнили и Сизифов труд, и Прометея. Аналогии с ними на мой взгляд более уместны в контексте сюжета, предложенного автором, чем работа, представленного нам в рассказе персонажа. Но Люцифер так Люцифер, что тут скажешь. Художник так увидел. Пусть будет. Ведь Карлсон тоже умел летать.

Один из многочисленных набросков писателя. Красиво, вдохновляюще, но не очень логично и не очень понятно.

Постмодерн рулит. А в этой традиции и простого инженера можно представить как ....

Читайте и осмысляйте смыслы этого текста. Как всегда у Желязны — каждый увидит своё. И это здорово.

Оценка: 7
⇑ Наверх