FantLab ru

Север Гансовский

Север Гансовский
Страна: Россия
Родился: 15 декабря 1918 г.
Умер: 6 сентября 1990 г.
Жанры:
Фантастика
95%
ещё >>

Север Феликсович Гансовский родился 2(15) декабря 1918 года в Киеве. По образованию филолог. Отец, наполовину поляк, умер в 1920-м, мать во времена репрессий была арестована и расстреляна в тюрьме. До начала своей творческой деятельности прошел большой жизненный путь: был грузчиком, почтальоном, матросом.

Участник Великой Отечественной войны, добровольцем ушел на фронт в 1941 году, был снайпером и разведчиком в морской пехоте, тяжело ранен в 1942 году (родным ошибочно было отправлено сообщение, что он убит в бою и похоронен под Невской Дубровкой), награждён орденами Отечественной войны I и II степени. После возвращения с фронта, Г. закончил филологический факультет Ленинградского (ныне — С.-Петербург) государственного университета. Дебют в фантастике состоялся в 1960 г. рассказом «Гость из каменного века».

Как и И.Варшавский, Г. известен прежде всего произведениями малой формы: повестями и рассказами. Основной идеей многих из них является встреча человека с «неведомым» (обитателями антимира, неизвестными науке животными и т.п.), причем автора в равной степени интересует и описываемый им феномен, и реакция человека на него. В качестве «неведомого» Г. часто рассматривает своеобразные мысленные эксперименты, переведенные на язык образов.

Допустим, имеется существо, которое состоит из клеток, способных объединяться в один организм и разъединяться при необходимости. Что оно будет собою представлять? Как себя вести в различных ситуациях? Обо всем этом — рассказ «Хозяин бухты». С персонажами-людьми Г. также «экспериментирует», наделяя их теми или иными экстраординарными качествами: телепатией, способностью к левитации, сверхострым зрением или гениальностью, «привитой» хирургическим путем.

При этом автор пытается понять, как может сказаться на жизни и судьбе человека наличие чудесных свойств, возможно ли их полноценное использование в условиях конфликтной и проблемной реальности, облегчают ли они жизнь человека, или отягощают ее? Писателя беспокоит несоответствие, возникающее между растущими техническими (или биологическими) способностями человека и уровнем его нравственного развития.

Не может ли бездумно изменяемая человеком реальность обратиться в конечном счете против него самого? Об этом — одно из лучших произведений писателя — мини-повесть «День гнева». В процессе экспериментов некоему ученому Фидлеру удалось развить мозг у медведей. Они обрели способность говорить, читать и считать, но натура зверя осталась неизменной. В результате появились особые существа — «отарки», совместившие в себе агрессивность и безжалостность зверя с хитростью и изворотливостью человека.

Отарки — злая пародия на человека, вышедшая из под контроля биологическая машина убийства. Они сожрали лаборанта, сбежали в окрестные леса и начали терроризировать все живое. «Гениального» Фидлера последствия собственных действий не слишком волнуют: «...это был очень интересный научный эксперимент. Очень перспективный. Но теперь он этим не занимается... Говорит, что сожалеет о жертвах...» Правительство тоже испытывает по отношению к отаркам любопытство, не более.

А людям приходится жить среди кошмарных злобных существ: «Сделали эксперимент — выпустили людоедов на людей... Совсем обалдели там в городах. Атомные бомбы, а теперь вот это...»

Сопоставление с атомной бомбой не случайно. Отарки чрезвычайно опасны: физически они намного сильнее человека, а все уловки людей предугадывают и предвосхищают.

В повести отаркам удается одержать победу в «отдельно взятом районе» , но «день гнева» природы на человеческую глупость и недальновидность уже наступил: теперь платить придется по всем счетам сразу. Главный вывод своего мрачного предупреждения Г. вкладывает в слова умирающего лесника: «Может, это и хорошо... Теперь-то мы будем знать. что человек — это не такое существо, которое может считать и выучить геометрию. А что-то другое. Уж очень ученые загордились своей наукой. А она еще не все» .

Тема предупреждения объединяет «День гнева» с повестями «Часть этого мира», «Побег», «Инстинкт?» и рассказом «Полигон». В последние годы творчества автор обратился к новой для себя теме альтернативной истории в контексте «прогрессорства» (термин бр. Стругацких). В повести «Башня», рассказах «Дом с золотыми окошками», «Демон истории» рассматриваются различные возможности «подкорректировать» или «исправить» реальную историю.

Возможно, этот интерес Г. был спровоцирован тем, что в окружающей его действительности писатель не находил оснований для социального оптимизма...

В 1977 году на киностудии Союзмультфильм по рассказу Гансовского «Полигон» был создан одноимённый мультфильм. В 1985 году на киностудии им. М. Горького экранизирован рассказ «День гнева». В том же году вышел фильм киностудии ДЭФА «Визит к Ван-Гогу» по мотивам повести Гансовского «Винсент Ван-Гог». Север Феликсович был одним из авторов сценария фильма.

По его сценарию в 1968 году снят фильм-спектакль «Голос»; в 1967 по пьесе «Северо-западнее Берлина» одноименный фильм-спектакль. По произведениям Гансовского поставлено несколько радиоспектаклей: «Северо-западнее Берлина» (1959), «Электрическое вдохновение» (1972), «Тропинка в поле» (1984). В 1988 году он сыграл роль Шаполинского в фильме Виктора Жилко «Генеральная репетиция».

В 1966 году, по рассказу «День гнева» создан диафильм «Быть человеком». Диафильм иллюстрирован художником А. Бенедским.

При написании биографии использовалась книга Георгия Гуревича «Беседы о научной фантастике»


Примечание к биографии:

Страница Севера Гансовского как художника.


Похожие авторы:

Сортировка:

Север Гансовский. Участие в межавторских проектах

  Летящие сквозь мгновенье  [= Старинный фрегат под новыми парусами] [научно-фантастический роман-буриме] // межавторский цикл  
7.27 (50)
-
1 отз.
7.32 (41)
-
1 отз.
6.94 (33)
-
1 отз.

Север Гансовский. Повести

6.12 (8)
-
7.56 (145)
-
9 отз.
7.39 (77)
-
3 отз.
7.61 (104)
-
6 отз.
7.71 (93)
-
9 отз.
8.32 (215)
-
14 отз.
7.33 (93)
-
7 отз.
  1981 Башня [сокращенный вариант повести «Шесть гениев»]  
7.39 (67)
-
3 отз.
  1987 ... и медные трубы [фрагмент повести "Побег"]  
7.77 (94)
-
3 отз.
7.25 (86)
-
5 отз.
  1988 Побег  
8.09 (141)
-
8 отз.

Север Гансовский. Рассказы

6.00 (7)
-
  1951 Дик  
6.75 (8)
-
6.14 (7)
-
6.57 (7)
-
  1951 Ниагара  
6.55 (11)
-
1 отз.
6.57 (7)
-
5.56 (9)
-
6.88 (8)
-
6.45 (11)
-
  1954 Бродяга  [= В городке]  
5.75 (4)
-
  1954 Воры  
6.00 (3)
-
  1955 Надежда  
5.00 (3)
-
  1960 Младший брат человека  [= Гость из каменного века]  
7.26 (56)
-
4 отз.
6.80 (50)
-
3 отз.
7.82 (275)
-
16 отз.
  1963 Голос  
7.51 (177)
-
11 отз.
  1963 Двое  
6.55 (127)
-
9 отз.
6.41 (67)
-
5 отз.
7.68 (203)
-
10 отз.
7.18 (78)
-
5 отз.
7.23 (201)
-
7 отз.
  1963 “ПМ-150”  
6.79 (39)
-
3 отз.
7.13 (94)
-
9 отз.
8.46 (675)
-
46 отз.
  1964 Мечта  
6.70 (71)
-
4 отз.
6.93 (101)
-
4 отз.
7.28 (83)
-
5 отз.
  1965 Таньти  
6.67 (24)
-
3 отз.
6.66 (66)
-
6 отз.
7.41 (138)
-
7 отз.
  1966 Операция  
7.23 (123)
-
6 отз.
  1966 Полигон  
8.41 (424)
-
28 отз.
7.51 (155)
-
7 отз.
7.72 (161)
-
17 отз.
7.32 (41)
-
1 отз.
6.94 (33)
-
1 отз.
7.68 (130)
-
11 отз.
  1969 Зверёк  
7.30 (73)
-
3 отз.
  1969 Кристалл  
7.05 (137)
-
9 отз.
  1969 Но если...  
6.70 (60)
-
5 отз.
7.33 (15)
-
7.14 (236)
-
13 отз.
  1977 Побег [переработан в повесть "Побег"]  
7.95 (114)
-
8 отз.
7.36 (153)
-
8 отз.

Север Гансовский. Сказки

8.29 (139)
-
9 отз.

Север Гансовский. Пьесы

8.75 (4)
-
6.33 (3)
-
6.67 (3)
-
8.00 (3)
-
6.94 (104)
-
7 отз.
6.50 (4)
-
7.67 (3)
-
6.12 (8)
-
-

Север Гансовский. Статьи

6.89 (19)
-
6.00 (4)
-
  1967 Предисловие [К сборнику "Времена Хокусая"]  
6.96 (23)
-
6.24 (41)
-
1 отз.
6.53 (17)
-
-
  1988 Об авторе [Вступительное слово к сборнику Е. Филенко "Звёздное эхо"]  
6.50 (4)
-
6.81 (46)
-

Север Гансовский. Эссе

-
7.33 (6)
-
1 отз.

Север Гансовский. Сборники

7.00 (7)
-
1 отз.
  1955 Надежда  
6.00 (3)
-
7.65 (23)
-
7.85 (20)
-
7.81 (31)
-
1 отз.
7.75 (32)
-
-
7.38 (39)
-
7.96 (25)
-
1 отз.
7.89 (89)
-
2 отз.
8.49 (41)
-

Север Гансовский. Отрывки

  1980 Не надо верхом! [отрывок из рассказа «Двое»]  
6.50 (2)
-

Север Гансовский. Рецензии

  1988 Доскок  
8.00 (1)
-

Север Гансовский. Антологии

7.05 (41)
-
1 отз.
8.41 (90)
-
3 отз.

Север Гансовский. Прочие произведения

  1989 Люди – наше будущее [интервью брали В. Гущин, Ю. Колобаев]  
-

Север Гансовский. Неопубликованное

  Дорога в Озёрск (пьеса, не опубликована)  
 
  Последний концерт (пьеса, не опубликована)  
 
1 отз.
  Тропинка в поле (пьеса, не опубликована)  
 
  Визит к Ван Гогу [в соавторстве с Хайнцем Калау, Хорстом Земаном и Кристель Греф] (киносценарий, не опубликован)  
 
  Голос (киносценарий, не опубликован)  
 
  Полигон (киносценарий, не опубликован)  
 


  Формат рейтинга


  Примечание

  • Обратите внимание: переводы автора.


  •   Библиографы

  • Составитель библиографии — suhan_ilich

  • Куратор библиографии — Петров Эдуард



  •   Лингвистический профиль Севера Гансовского

    Словарный запас автора — средний. Длина предложений — малая. Диалоги используются редко. Процент прилагательных и глаголов сбалансирован, оба показателя близки к средним. Причастия и деепричастия автор использует в умеренном количестве. Служебные слова (местоимения, предлоги, союзы, междометия, частицы и вводные слова) — крайне редко.

    ⇑ Наверх