FantLab ru

Сэмюэл Дилэни (Samuel R. Delany)

Сэмюэл Дилэни
Страна: США
Родился: 1 апреля 1942 г.

Псевдонимы:

К. Лесли Штейнер (K. Leslie Steiner)



Сэмюэл Дилэни (полное имя Samuel Ray Delany, Jr. — Сэмюэл Рэй Дилэни-младший) родился в Нью-Йорке, в Гарлеме, в 1942 г. Учился в престижной школе для одаренных детей. С шестнадцати лет начал писать романы, выдерживая их в духе классической литературы (Хемингуэй, Фолкнер, Джойс). Рассылал по издательствам и даже получал поощрительные стипендии, но ничего не издавалось.

Осенью 1961 г. Дилэни бросил колледж и начал писать свой первый научно-фантастический роман «Драгоценности Эптора» («The Jewels of Aptor»). Роман был издан и замечен критиками. До двадцатипятилетнего возраста Дилэни написал девять НФ-романов, среди которых: «Вавилон-17» («Babel-17», 1966) и «Пересечение Эйнштейна» («The Einshtein Intersection»), ставшие лауреатами премии «Небьюла» в 1966 и 1967 гг.; романы «Пленники огня» (1963), «Башни Торона» (1964), «Город тысячи солнц» (1965), позднее объединённые в трилогию под названием «Падение башен»; роман «Баллада о Бете-2» (The Ballad of Beta-2, 1965); большая повесть «Звёздная яма» (1967) и роман «Нова» (1968).

Два его рассказа, написанные в этот период, тоже удостоились премий. Это «Всегда и Гоморра...» — Небьюла-1967 и «Время, точно низка самоцветов» («Time Considered as a Helix of Semi-precious Stones»), завоевавший сразу две награды — Небьюлу-1969 и Хьюго-1970.

На этом и заканчивается первый условный период в творчестве писателя. Заканчиваются и премии. Проза Дилэни становится более плотной, насыщенной и сложной для восприятия. В 1975 г., после напряжённой пятилетней работы выходит в свет роман «Далгрен» («Dhalgren») — самый крупный (около 900 страниц) и по сей день считающийся критиками центральным в творчестве Дилэни. Роман не завоевал никаких премий, но книга была распродана тиражом в 700 000 экземпляров. Читателей не остановило то, что роман очень напряжённый, сложный по форме и стилю. Вокруг него разгорелось много споров, некоторые критики даже утверждали, что «Далгрен» вообще не относится к научной фантастике, а его герои неинтересны и роль их в обществе незначительна. Сам Дилэни сформулировал суть романа так: «Книга утверждает, что «культура» взаимоотношений в шайке преступников, во главе которой стоит человек, находящийся на грани безумия, не менее сложна, чем «культура» взаимоотношений представителей среднего класса, собравшихся на званый обед».

В 1976 г. появляется роман «Тритон» («Triton»). Как признавался сам Дилэни, работа над ним после «Далгрена» казалась очень лёгкой. В этом романе писатель попытался дать психологический анализ человека, не вызывающего никаких симпатий. Кроме того, в романе остро и глубоко исследуются гомосексуальные и гетеросексуальные взаимоотношения.

В восьмидесятые годы под влиянием творчества Джоанны Расс Дилэни создаёт четырехтомный сериал о Неверионе: «Легенды Невериона» («Tales of Neveryon», 1979), «Невериона, или Легенды знаков и городов» («Neveryona, or The Tales of Signs and Cities», 1983), «Побег из Невериона» («Flight from Neveryon», 1985) и «Возвращение в Неверион» («Return to Neveryon», 1989). Этот сериал написан в жанре фэнтези. Действие происходит в далёком сказочном прошлом. Но и здесь Дилэни отступает от классических законов жанра, пересматривает их со своих оригинальных позиций, перерабатывает, и результат получается совсем неожиданным.

Дилэни пробует себя и в жанре классической оперы. В 1984 г. из-под его пера выходит роман «Звёзды в моём кармане, как песчинки», опять-таки затрагивающий жизнь гомосексуалистов. И как продолжение и развитие этой темы — роман «Движение света в воде» (1988) — автобиографическое произведение, построенное на основе событий 60-х гг. В том же 1988 г. Дилэни начинает преподавать литературу в Массачусетском университете.

Жизнь в Гарлеме, негритянская семья, гомосексуальный тип половых отношений — все это наложило отпечаток на темы и проблемы, которые так или иначе затрагивает в своих произведениях С. Дилэни. Почти во всех его произведениях существуют группы людей, обделённые и угнетённые с точки зрения общепринятой — царствующей в обществе — морали, — отщепенцы в том или ином смысле.

В романе «Вавилон-17» это «транспортники» — огромная прослойка, нет, целый мир, живущий по своим неписаным законам, замкнутый, но в то же время являющийся неотрывной частью всего мира, одной из его основ, не менее важной, чем миры «таможенников», аристократии, науки и искусства. И в то же время это мир презираемый, грязный и чуждый в глазах всех остальных, сознательно ими отталкиваемый. Ридра Вонг — поэтесса, популярная в пяти исследованных галактиках — мостик к этому миру. Её глазами, мыслями и чувствами мы проникаем в эту удивительную среду. Здесь мы видим первые попытки показать ту сложную «культуру» взаимоотношений, которую Дилэни раскроет позднее в «Далгрене».

Но если в «Вавилоне-17» он только касается этой темы, то в «Пересечении Эйнштейна» она проявляется крупным планом. Дифферентный (different) — другой, отличный, иной, разный... Какое богатство оттенков. «Я — иной», — говорит герой романа Чудик. Он и подобные ему чувствуют своё отличие от других — «нормальных». Но если в маленькой деревушке это воспринимается как обычное дело, то в городе совсем наоборот. Огромные массы людей стремятся к обезличиванию, к единообразию, автоматически подчиняясь главенствующей в городе морали. Чудик оказывается чуждым, наивным и беспомощным, словно рыба, выброшенная на берег. Здесь «иное» — это клеймо. Дилэни нашел очень ёмкое слово. Оно заключает в себе всю боль одиночества, отчуждения и непонимания. Это мир, в котором кто-то считает себя выше, чище, лучше других. Это мир, в котором мы живём. Дилэни исследует его, выворачивает наизнанку. Но делает это не в явной форме. «Нам нужны художники, а не пропагандисты», — писали братья Стругацкие в романе «Гадкие лебеди». И Дилэни вторит им в интервью профессору Л. Маккафри: «Нельзя открыто пропагандировать свои политические взгляды в произведениях художественной литературы. Их нужно выражать не прямо, а с помощью аллегории, и притом сложной аллегории». Его аллегории и образы меняются от романа к роману. И сейчас творчество Дилэни ставят в один ряд с творчеством таких мастеров прозы как Курт Воннегут, Теодор Старджон, Рей Брэдбери, Джеймс Баллард.

Очень часто в своих произведениях Дилэни обращается к поэзии и музыке. Он играет словами, предложениями и наслаждается этим. Как художник, мазок за мазком, создаёт образы на полотне, так и Дилэни работает со словами.

Для своей эссеистики иногда использует псевдоним К. Лесли Штейнер (K. Leslie Steiner).

Сайты и ссылки:

www.starshards.org (официальный сайт)

Награды и премии:


лауреат
Локус / Locus Award, 2018 // Короткая повесть
The Hermit of Houston (2017)

лауреат
Небьюла / Nebula Award, 2013 // Грандмастер

лауреат
Мемориальная премия Дж. Ллойда Итона / J. Lloyd Eaton Memorial Award, 2010 // Вклад в развитие научной фантастики

лауреат
Премия Джеймса Типтри младшего / James Tiptree Jr. Award, 2004 // Специальное упоминание
Stars in My Pocket Like Grains of Sand (1984)

лауреат
Зал славы научной фантастики и фэнтези / Science Fiction and Fantasy Hall of Fame, 2002

лауреат
Хьюго / Hugo Award, 1989 // Нехудожественное произведение
The Motion of Light in Water: Sex and Science Fiction Writing in the East Village 1957-65 (1988)

лауреат
Премия Ассоциации исследователей научной фантастики / SFRA Awards, 1985 // Премия «Пилигрим»

лауреат
Золотой Граулли / Graoully d'or, 1978 // Зарубежный роман
Triton (1976)

лауреат
Небьюла / Nebula Award, 1969 // Короткая повесть
Время, точно низка самоцветов / Time Considered as a Helix of Semi-Precious Stones (1968)

лауреат
Хьюго / Hugo Award, 1970 // Рассказ
Время, точно низка самоцветов / Time Considered as a Helix of Semi-Precious Stones (1968)
Сортировка:

Сэмюэл Дилэни. Циклы произведений

-
8.00 (1)
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
6.87 (83)
-
1 отз.
6.77 (79)
-
6.75 (77)
-
1 отз.
6.74 (82)
-

Сэмюэл Дилэни. Романы

6.61 (90)
-
4 отз.
  1963 Пленники огня / Captives of the Flame  [= Из мёртвого города; Вне мёртвого города / Out of the Dead City]  
6.77 (79)
-
6.75 (77)
-
1 отз.
6.74 (82)
-
  1966 Вавилон-17 / Babel-17  [= Город смерти]  
7.85 (554)
-
25 отз.
7.47 (288)
-
15 отз.
  1968 Нова / Nova  
7.69 (255)
-
11 отз.
  1973 The Tides of Lust  [= Equinox]  
1.00 (1)
-
  1975 Dhalgren  
8.25 (16)
-
1 отз.
  1976 Triton  [= Trouble on Triton: An Ambiguous Heterotopia]  
7.33 (3)
-
-
8.50 (4)
-
7.00 (1)
-
  1994 Hogg  
1.00 (2)
-
  1994 The Mad Man  [= The Mad Man: Or, The Mysteries of Manhattan]  
-
  2007 Dark Reflections  
-
-

Сэмюэл Дилэни. Повести

8.20 (302)
-
21 отз.
  1966 Имперская звезда / Empire Star  [= Империя Солнца]  
7.38 (123)
-
4 отз.
  1967 Хомо Аструм / The Star Pit  [= Звёздная яма]  
7.36 (44)
-
7.62 (26)
-
1 отз.
-
-
-
-
-
-
-
-
  2004 Phallos  
-
-

Сэмюэл Дилэни. Рассказы

7.32 (40)
-
  1967 Корона / Corona  
7.10 (21)
-
7.02 (119)
-
4 отз.
  1968 House A-Fire  
-
  1968 Ruins  [= In the Ruins]  
7.00 (1)
-
  1968 Время, точно низка самоцветов / Time Considered as a Helix of Semi-Precious Stones  [= Время, как спираль из полудрагоценных камней]  
7.44 (235)
-
11 отз.
7.13 (23)
-
1 отз.
  1968 Медная клеть / Cage of Brass  [= Клетка Брасса]  
7.08 (37)
-
3 отз.
  1968 Могущество гвоздя / The Power of the Nail // Соавтор: Харлан Эллисон  
6.00 (5)
-
1 отз.
  1970 The Dying Castles // Соавторы: Майкл Муркок, Джеймс Саллис  
-
-
6.73 (41)
-
1 отз.
  1971 They Fly at Ciron // Соавтор: Джеймс Саллис  
-
6.95 (21)
-
7.17 (52)
-
-
-
  1981 Omegahelm  
-
-
  1987 Test  
-
  1988 Among the Blobs  
-
-
-
  1993 Citre et Trans  
-
  1993 Return to Çiron  
7.00 (1)
-
  1996 The Place of Excrement [фрагмент романа "The Mad Man"]  
-
  2003 Tapestry  
-
  2007 In the Valley of the Nest of Spiders [фрагмент романа "Through the Valley of the Nest of Spiders"]  
-
1.00 (1)
-

Сэмюэл Дилэни. Графические произведения

-

Сэмюэл Дилэни. Статьи

-
  1969 About Five Thousand One Hundred and Seventy Five Words  [= About Five Thousand Seven Hundred and Fifty Words; About 5,750 Words]  
-
  1969 Characters  
-
  1970 Critical Methods/Speculative Fiction  [= Critical Methods: Speculative Fiction]  
-
-
  1971 Quarks  
-
  1971 Teaching S-f Writing  [= Reading Between the Words]  
-
-
  1975 Shadows  
-
  1977 Prisoners' Sleep  
-
-
  1979 Foreword [предисловие к справочнику "A Reader's Guide to Science Fiction"]  
-
-
-
10.00 (1)
-
7.57 (7)
-
-
-
-

Сэмюэл Дилэни. Эссе

  1968 Фауст и Архимед / Faust and Archimedes [статья о творчестве Р.Желязны и Т.Диша]  
8.38 (13)
-
3 отз.
7.00 (1)
-
  1974 Scorpion Garden  
-
  1976 Alyx  [= Introduction (Alyx)]  
-
-
-
-
-
-
-
-
  2014 Escaping Ethnocentricity? (сетевая публикация)  
-

Сэмюэл Дилэни. Сборники

7.53 (15)
-
10.00 (1)
-
8.00 (1)
-
  1981 Distant Stars  
-
-
  1987 Return to Nevèrÿon  [= The Bridge of Lost Desire]  
-
-
-
-
-
-
-

Сэмюэл Дилэни. Рецензии

-

Сэмюэл Дилэни. Интервью

-
  1980 Samuel R. Delany // Соавтор: Чарльз Плэтт  
8.00 (1)
-
-
-
  1987 An Interview With Samuel Delany // Соавторы: Ларри Маккафри, Синди Грегори  
-
-
-
-
-
-
-
-
-
  2018 Samuel R. Delany: Discourse in an Older Sense // Соавтор: Брайан Эвенсон  
-

Сэмюэл Дилэни. Антологии

  1970 Quark/1 // Соавтор: Мэрилин Хэкер  
-
  1971 Quark/2 // Соавтор: Мэрилин Хэкер  
-
  1971 Quark/3 // Соавтор: Мэрилин Хэкер  
-
  1971 Quark/4 // Соавтор: Мэрилин Хэкер  
-
-

Сэмюэл Дилэни. Прочие произведения

-
9.00 (1)
-
-
-
-
-
-
-
-
  2000 1984 [письма]  
9.00 (1)
-
-

Сэмюэл Дилэни. Неопубликованное

  The Splendor and Misery of Bodies, of Cities (роман, не опубликован)  
 
  Voyage Orestes! (роман, не опубликован)  
 


  Формат рейтинга


  Примечание

  • Внимание! Биобиблиография автора находится в стадии переработки и дополнений.


  •   Библиографы

  • Составитель библиографии — renegat

  • Куратор библиографии — zarya



  • ⇑ Наверх