fantlab ru

Все отзывы на произведения Андрея Хуснутдинова

Отзывы

Рейтинг отзыва


– [  1  ] +

Андрей Хуснутдинов «Неопалео»

mputnik, 13 октября 2023 г. 14:52

Набор слов.

Обрывки, осколки, ошмётки какой-то эмоционально окрашенной идеологии. Причём — даже невозможно понять какой: «левой», «правой» или какой более экзотической.

Привкус чего-то забытого, чуждого уже — откуда-то из лихих девяностых

Оценка: 1
– [  3  ] +

Андрей Хуснутдинов «Неопалео»

Darth_Veter, 1 июня 2023 г. 22:33

Если я и ожидал какую-то хронику очередного апокалипсиса, то только не такую. Может, задумка у автора была шикарная, но то, что получилось в итоге, шикарным не назовешь — старомодный и весьма мудреный стиль языка, никак не подходящий для летописи будущего; странная форма для Конца света — исчезновение всех стран и народов, являющихся антагонистами Америке (точнее, не исчезновение, а бегство в иное измерение); слишком витиеватые словесные выражения, не позволяющие понять, что случилось и чем всё закончилось. И кто вообще эту летопись пишет? Судя по всему, он американец, но Америку отчего-то не любит. Неужели проживание на территории России сделало из него самого настоящего русского? Гораздо проще поверить в то, что автор просто решил поиздеваться над летописным слогом, чтобы показать деградацию человечества после очередного Судного Дня. Только вот зачем было делать это в форме пасквиля на наши культурные ценности?

--------------

РЕЗЮМЕ: пародия на русские летописи, рассказывающая нам о странном исчезновении с поверхности Земли всех ненавидевших Америку стран. Думаю, читать сие творение следует сразу после обязательного окилограммования чистейшим этиловым спиртом. Тогда никаких вопросов к автору у вас возникнуть не должно...

Оценка: 5
– [  2  ] +

Андрей Хуснутдинов «Гугенот»

Darth_Veter, 29 декабря 2022 г. 21:55

Владелец универмага Василий Подорогин постоянно влипает в весьма грязные истории: по его вине закрывают подпольное казино, где он нарабатывал свой капитал, его покровителя убивают, от него уходит жена, а на него самого кто-то устраивает покушение. Впрочем, покушавшиеся неожиданно сами оказываются в роли жертв. И тогда Василий понимает, что в игру включилась третья сторона, которой известно не только его прошлое, но и будущее...

Очередная версия успевшей уже поднадоесть истории о научном предсказании будущего. В принципе, истории неплохой, если б не... К сожалению, современные фантасты слишком уж увлекаются заумными рассуждениями, которых мало кто понимает, и премудрым слогом, который понимают еще меньше. Если б не эти недостатки, роману вполне можно было б ставить «восьмерку». Но автор явно переусердствовал с модернистским стилем и желанием поразить своего читателя. Честно скажу, довольно странно слышать чрезвычайно умные фразы от каких-то сантехников и доморощенных прачек, рассуждающих на тему футурологии и прогнозирования. Сами рассуждения настолько туманны и запутаны, что выделить из них зерно истины сможет далеко не каждый из читателей. Я понял только общую канву и главную идею подобного прогнозирования, а вот детали (т.е. тонкости теории предсказаний) от меня явно ускользнули. Иногда даже кажется, что и сам автор их полностью не понимает, оттого и темнит с разъяснениями. Сама идея некой организации, которая «исчисляет» будущее методами математики, далеко не нова и совсем не оригинальна — прочтите хотя бы роман «В стране слепых» Майкла Флинна. Там гораздо более увлекательный сюжет, а интрига сохраняется вплоть до последних строк. У Хуснутдинова же интрига держится недолго — где-то до трети произведения, после чего начинаются авторские игры в загадочность. Роман Флинна по сути является детективом и потому разгадка приходит ближе к финалу, что вполне логично. А «Гугенот» детективом не является — скорее, постмодерновой мистикой. Отсюда все его недостатки — слабость сюжета, заумность слога и бессмысленность происходящего с главным героем. По этой причине падает интерес и пропадает желание досконально разбираться в произошедшем. Финал протекает ровно, без кульминации и неожиданных поворотов сюжета — как будто издатель потерял самую последнюю часть произведения. Поскольку автор не создал в голове у читающего понятной идеи, такое резкое завершение создает впечатление недосказанности, что явно не прибавляет роману читательских симпатий. К тому же, как это принято у «пятой волны», героем произведения является не просто очередной нувориш, а самый настоящий преступник, не гнушающийся убийствами. Как такому можно сопереживать?!

Короче говоря, идея хороша, а вот реализация — не очень. Если б по тексту не были разбросаны интересные находки (например, альтернативное Политбюро КПСС), я бы вообще порекомендовал бы данный роман не читать. А так — читайте, только не пытайтесь понять все заумные размышления «деповцев», поскольку в большинстве случаев они представляют собой простую игру слов.

---------------

РЕЗЮМЕ: рассказ о некой секретной организации, пытающейся управлять событиями в России на основе прогнозирования будущего. Написано слишком уж скучновато и запутанно.

Оценка: 7
– [  2  ] +

Андрей Хуснутдинов «Хронический человек: Вопрос времени»

Darth_Veter, 14 декабря 2022 г. 21:20

Мне кажется, что за подобной «мудрой» вывеской автор хотел скрыть некую «ужасную» тайну: как капитализм гробит свободное время своих трудяг, а социализм, наоборот, его производит в непомерных масштабах. Витиеватость используемых им формулировок очень скоро так запудривает мозги читающего, что тот окончательно перестает соображать и соглашается с любым утверждением автора. Я же предлагаю отталкиваться не от каких-то философских измышлений, а от вполне очевидных фактов, которые легко устанавливаются с помощью средств массовой информации. А они утверждают, что в Америке уже давно пятидневная неделя с сокращенным рабочим днем. После работы любой трудящийся может заняться чем угодно, даже своим собственным бизнесом, что многие и используют на практике. А у нас, в России, даже сегодня большая часть работающих имеет либо шестидневную неделю, либо вообще ненормированный график работы (вахтовики тут не в счет). Взять, к примеру, меня. Как учитель, я обязан работать не только в учебное время (с 8 до 15 часов), но и в свое личное, создавая разного рода документы (планы, конспекты, контрольные для учащихся, отчеты и прочая), а также проверяя тетради и прочие виды ученической деятельности. При классе в 25 человек такая проверка может занять целый день! И это по самым скромным меркам... Вот почему я бы не сказал, что мы — самые свободные люди во Вселенной. Получается, что все рассуждения автора — простая игра слов, за которой совсем мало смысла.

Оценка: 6
– [  2  ] +

Андрей Хуснутдинов «Столовая Гора: до-знание»

Darth_Veter, 1 декабря 2022 г. 20:57

Необычность данного произведения подчеркивает уже сам стиль: объемные абзацы без разделения на прямую речь и описание обстановки. Словно бы кто-то сторонний вспоминает давно прошедшие события, воскрешая их в своей памяти. Сюжет под стать стилю: оперативник со странным именем Аякс направлен в город Столовая Гора с совершенно неясными целями. Про сам город он ровным счетом ничего не знает, так что вначале ему придется немного повозиться, чтобы адаптироваться в нем. Очень скоро ему становится ясно, что его миссия для большинства жителей города — своеобразный «секрет полишинеля»: те же полицейские знают о ней куда больше самого оперативника. Такое впечатление, что Аякс — это «пробный камень», который кто-то неведомый умело забросил в чужой огород, чтобы вызвать хозяина на откровенный разговор...

Тема довольно интригующая и необычная одновременно. Расследовать дело, о котором ровным счетом ничего не известно — каково это?! Нелегкая задача не столько для главного героя, сколько для самого писателя. Где-то до половины повести он вполне справляется со своей задачей, умело нагнетая страсти и интригу. А вот когда события пересекают «экватор» и выходят на финальную «стометровку», начинаются совсем непонятные вещи. Диалоги персонажей становятся всё мудреней и мудреней, и извлечь из них полезную информацию становится всё сложней и сложней. Поступки этих персонажей под стать их словам: уверен, что у читающего сложится впечатление, что по крайней мере половина из них столь же безумна, как и местный дурачок Арон. Похоже, в своем стремлении заинтриговать читателя писатель явно переборщил: не думаю, что окончательно запутанный и сбитый с толку человек способен упиваться закрученностью сюжета и восторгаться умышленной недосказанностью диалогов. Текст повести начинает пестрить разного рода идиомами и «крылатыми выражениями», а действующие лица, словно бы издеваясь, начинают всё больше и больше темнить на абсолютно ровном месте. Действие вроде бы развивается, только неясно, в каком именно направлении: то ли дело в золоте, которое добывается в местной шахте, то ли в уникальной кастовой системе горожан, то ли в мифическом «храме Иезекиля», который по слухам находится на самом нижнем уровне древней шахты. Таких альтернатив я насчитал с добрый десяток! Внимание они рассеивают довольно сильно — сложно сконцентрироваться на чем-либо конкретном. Тем более, что через пару страниц автор сам разваливает свою же гипотезу и начинает всё по новой. В итоге ты полностью теряешь ориентацию и начинаешь откровенно «плыть по течению», не думая уже ни о чем. Финал откровенно разочаровывает: главный герой так и не приближается к разгадке, а, скорее, сам становится очередной загадкой. Иначе как объяснить то, что он сам уничтожает решающее свидетельство, ради которого провел в городе столько незабываемых дней? Подсказки от автора не ждите, ведь он и сам не хочет никакой разгадки: его интересует реакция Аякса на происходящее, а вовсе не логика поведения. Важная для понимания информация либо недоступна для ознакомления, либо искусно закодирована разными двусмысленностями или условностями. Вслед за одним из персонажей я хочу спросить: а нужна ли тут ясность? Складывается впечатление, что автора интересует сам процесс, а не его результат. Нечто похожее я в свое время читывал у Куприна в рассказе «Штабс-капитан Рыбников». Там автор также интригует читателя разгадкой личности Рыбникова, косвенно намекая, что тот является японским шпионом. Но финал не приносит никакой ясности в деле, а наоборот запутывает его с новой силой. И всё же Куприн смог создать правильную и достоверную атмосферу преддверия русско-японской войны, которая настраивает читателя на происходящее и позволяет ему самому дойти до правильного ответа. Правда, уже за рамками произведения. А вот у Хуснутдинова такой прием не получился, и читатель задаст себе очевидный вопрос: а на что он потратил несколько часов своего свободного времени? Ответа от меня лично не ждите: я и сам этого не понимаю.

-----------

РЕЗЮМЕ: полумистический детектив о странных событиях, произошедших в одном европейском городе, знаменитом своей золотоносной шахтой. Читатель сам должен взять на себя роль детектива, чтобы докопаться до истины. Так что если вы не чувствуете в себе силы для подобного подвига, лучше не беритесь за чтение.

Оценка: 7
– [  2  ] +

Андрей Хуснутдинов «Вивисектор»

Darth_Veter, 30 октября 2022 г. 22:08

Главный герой рассказа, живущий в неком параллельном отражении нашего мира, случайно находит в подземном раскопе записку с весьма странным посланием. Когда читаешь ее, кажется, что описанные в ней безумства происходят и с тобой самим... Да уж, понять суть этого опуса оказалось весьма непросто, т.к. автор не стремится упрощать читателю задачу, излагая свое творение предельно безумным языком. Чего стоит только одна идея вынести всех мертвяков за пределы МКАДа! Якобы такой приказ получили все коммунальные службы от самого Лужкова (бывшего мэра столицы). Настолько же безумна и описанная в рассказе дискуссия «по каким-то насущным проблемам столицы»: мало того, что она длится почти весь день, так вдобавок тематика всех выступлений напоминает мне известную песню Высоцкого про клиентов Канатчиковой дачи (т.е. психбольницы). Сюжет произведения мечется между найденной запиской, полицейским дознанием о ночном инциденте во дворе дома и кошмарными снами главного персонажа. Всё это настолько сбивает с толку, что уже через пару страниц перестаешь понимать, что там происходит в реальности. Наверное, автор именно это и хотел показать. Только вот стиль у него больно сюрреалистический, что лично мне не импонирует (от слова «вовсе»). Читал чисто автоматически, по служебной необходимости (чтобы написать сей отзыв). А вот адекватным любителям фантастики делать этого не рекомендую.

--------------

РЕЗЮМЕ: история одного странного происшествия в центре столицы, приведшая к еще более странным последствиям. Самым странным из них является написание данного рассказа.

Оценка: 5
– [  1  ] +

Андрей Хуснутдинов «Чистое золото»

Darth_Veter, 10 октября 2022 г. 21:39

Чего-то нового и необычного в сюжете рассказа нет — это просто современная интерпретация греческой легенды о царе Мидасе. Помните песню «Царь Мидас» шведского квартета Army of lovers? «There was a king with magic hands / There was a crown and a touch of gold...» Вот именно этот самый «touch of gold» химик и изобрел. На свою беду. Как мы помним из легенды, царь Мидас тоже плохо кончил, потому как есть больше не мог: всё, к чему он прикасался, тут же превращалось в золото. Попытка автора перенести события легенды в будущее большим успехом не увенчались. Затравка оказалась слаба и совсем не интригует. Середина повествования какая-то невразумительная и только сбивает с толку. А финал... Финал могут понять только те, кто знаком с упомянутой выше легендой. Лично меня этот рассказ не удивил ничем.

----------------

РЕЗЮМЕ: рассказ о личной трагедии современного алхимика, нашедшего свой философский камень. Тривиально и слишком уж театрально.

Оценка: 6
– [  -1  ] +

Андрей Хуснутдинов «Дура»

ГРОМ, 25 сентября 2019 г. 06:51

Рассказ о космическом корабле и любовном треугольнике.

Автор не удосуживает себя, что нибудь объяснить читателю. Нам описывают какого-то инфантильного персонажа, потом уже описывают весь любовный треугольник.

Что там произошла за авария в космосе мы не знаем. Взаимоотношения и эмоции любовного треугольника и составляют весь рассказ.

Оценка: 4
– [  1  ] +

Андрей Хуснутдинов «Тремоло»

ГРОМ, 7 августа 2019 г. 04:38

Перестроечная фантасмагория. В те годы это было популярно, написать что нибудь психоделическое.

Рассказ представляет собой описание того, какая каша творится у контуженого ветерана войны в голове.

Из интересного только, описание какого-то фантасмагорического боя на танке.

P.S.

Думали вы когда нибудь, что творится в головах у ветеранов войны? А у контуженных танкистов? Бои продолжаются, но уже в их головах...

Оценка: 6
– [  3  ] +

Андрей Хуснутдинов «Аэрофобия»

shickarev, 16 мая 2019 г. 00:34

«Аэрофобия» не похожа на другие произведения Хуснутдинова. Короткие этюды — зарисовки о человеке в предлагаемых, всегда фантасмагорических, обстоятельствах — первоначально кажутся не связанными друг с другом. Одна видимость сменяется другой, и фрагменты начинают превращаться в звенья единой цепи сновидений. Способность, даже склонность человеческого разума распознавать и, что особенно важно, достраивать паттерны (образы) давно известна. Из этого укоренного в природе человека свойства видеть образы «между газетным растром и пиксельными сотами» (фраза из «Аэрофобии») произрастают и религии, и теории заговора. Эти две темы — важные константы в творчестве Хуснутдинова; с их взаимосвязью, например, работает предыдущий роман писателя — «Дни Солнца».

Фантастика часто рассматривается как метафора, перенос исторических и социальных реалий в пространство воображаемого. В такой трактовке «Аэрофобия» — безусловный эксперимент и лично для автора, и для читателей, текст на сопротивление — проявляет себя как эссенция жанра, лишенная примесей сюжета и персонажей.

Череда метаморфоз, происходящих с рассказчиком (-ами), перед читателем предстает в виде притч, коанов или просто калейдоскопа персональных образов, которые надлежит распознать. Эти сновидческие истории с беспокойным усердием расшатывают опорные конструкции мироздания и личности, задавая вопросы о времени и вечности, боге и бессмертии, памяти и истории (один из самых протяженных фрагментов текста под названием «Знаменатель» посвящен как раз рассуждениям об историческом процессе и исторической же памяти). Иными словами, «Аэрофобия» принадлежит к яркому и редкому подвиду онтологической фантастике. Фантастике, простите за плохой каламбур, не событийной, а — бытийной; затрагивающей самые основы нашего существования. В абсурдистском пространстве, волей автора освобожденном от тяготения физических и жанровых, повествовательных законов, это удается сделать, пожалуй, наилучшим образом.

Оценка: нет
– [  5  ] +

Андрей Хуснутдинов «Сказка о Золотой рыбке»

мисс Нигерия, 17 января 2019 г. 23:56

Милый микро-рассказ в рамках творчества «молодых советских авторов-фантастов». По словам Андрея Хуснутдинова, был написан ещё в школьные годы, и соответственно, вряд ли вызовет бурю восторгов и каскад комплиментов от читателя. Папа рассказывает своей очень современной дочурке сказку на ночь, «про первый взгляд, и как поцеловались, и про капусту». Оказывается, преддипломную практику в своё время ему пришлось проходить на довольно своеобразной планетке, а целью её (практики) был — разумеется! — Контакт. Развязка изящная. Для дебюта — так просто превосходная.

Не могу не отметить отвратительное качество оцифровки в электронный формат — совсем нет абзацев, зато есть пропущенные слова. Для чего понадобилось оцифровывать в таком мерзком качестве — непонятно.

Оценка: 6
– [  4  ] +

Андрей Хуснутдинов «Столовая Гора»

aiva79, 10 июня 2018 г. 20:35

Крайне запутанная история, в которой я мало, что поняла, т.к. это во многом какой-то театр абсурда, происходящий не известно где, не понятно с кем и не ясно в какое время. Тем не менее сама подача истории интересна и книгу читать хотелось.

Первая пара страниц была похожа на детектив советских времен, затем стало походить на современный детектив кого-нибудь из европейских авторов, дальше началась вакханалия не похожая не на что читаемое ранее, в которой каждую ночь людей скидывают «с горы» и виновником этого почти всегда является ГГ и при этом местная полиция, заводя дело на приезжего ГГ, скорее его охраняет, чем обвиняет в чем-либо, а далее больше... у героев появляются двойники, все жители городка поделены на касты, а сама Гора — источник золотодобычи, то ли является крупнейшей мистификаций некогда не имевшей золота, а концерн «Столовая Гора» — величайшей аферой, пирамидой созданной на самоуверенности и деловой смекалке его основателя, то ли это действительно бывшее богатое месторождение золота, которое позволяет до сих пор всем местным жителям — потомкам первых золотодобытчиков жить безбедно и независимо от всего остального мира. И вот пока я думала над всем вышеперечисленным, события в книге перешли в треш с бесконечными перестрелками, цыганами, прыгунами в пропасть и воскрешениями погибших. Ну и конец книги, так сказать, ожидаемая вишенка на торте — это конец всего, чисто лавкрафтовское окончание с соответствующими персонажами.

В итоге у меня такое ощущение, что я приняла много-много неструктурированной информации, которую если разложить по полочкам, то получится что-то стоящее, а пока для меня это просто набор образов и идей.

Оцениваю всеж роман достаточно высоко за его оригинальность и за то, что со временем может у меня освоится информация и появится осмысление прочитанного, либо кто-то из читателей разжует все мной непонятое и внесет ясность.

Оценка: 7
– [  4  ] +

Андрей Хуснутдинов «Столовая Гора»

serpe, 17 октября 2017 г. 23:17

Неслабо.

Тем не менее, три вещи, которые убивают интерес к книге:

1. Странная манера общения у персонажей. Все они изъясняются каким-то эзоповым языком, постоянно недомолвки, намеки, мытье мозгов в стиле нуар. В реальной жизни это бы уже начало бесить, обычно нормальные люди, когда решают свои производственные дела, стараются делать это коротко и ясно. Особенно странно это выглядит при допросе в полиции, например. Любовная линия — это вообще роялище, увы. Хотя всему этому есть оправдание в сюжете (за что спасибо), выглядит странно. Например, если люди хотят утаить тайну — они молчат, если хотят раскрыть тайну — они говорят, а вот если они все время туманно намекают и недоговаривают — то что они хотят тогда? Думаю, они могли бы хотеть научить собеседника думать в определенном ключе, но вот хотели ли они этого в сюжете? Нет.

2. Нелепый экшен. Там постоянно кого-то убивают, главного героя незаметно (!) бьют по голове на пустынной улице два раза, автоматные перестрелки на улицах, люди дохнут, а всем пофиг. ГГ вообще опасный малый, людей кладет пачками так, как будто в бухгалтерии работает — буднично и со скукой. Где он научился? А где адреналин-то? Все спокойны. Уголовная ответственность ГГ вообще не пугает. Ох, лучше бы поменьше, но получше. Чтобы саспенс сохранить. Это ведь не боевик.

3. Поменьше бы всякой масонщины, избито уже донельзя. Поближе к современным реалиям.

Для сравнения можно вспомнить «Имя Розы», где текст идеален — тоже есть детектив, тайны, экзистенциализм, замкнутое пространство монастыря. Вот там саспенс отлично сделали! Но то другая категория, разные смысловые уровни и т. д.

Я не буду говорить про мелочи: в городке с 6 тыс. населением есть автосалоны, гостиницы, рестораны, два морга, полицейский участок. Маловероятно на самом деле. Максимум — библиотека и участковый )). Также

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
после укола наступил приход, в ходе которого ГГ мерещились какие-то змеи — я не понял, что это, честно говоря. Вообще знакомство с этой сывороткой не менее странно, чем экшен, тоже мимоходом — там было написано что-то вроде: «на полу лежали два шприца с сывороткой правды» — как будто это аскорбинка, а не фантастический препарат, о котором в тексте до этого не было никаких упоминаний.

Похожие идеи есть в «Квантовом воре» Райанеми, но тот тоже не идеал. Также «Мотель Парадиз» Э. Маккормака, но это больше арт-, чем не арт-, и не фантастика. Да и книги очень и очень разные.

Развязка шикарна.

Оценка: 7
– [  5  ] +

Андрей Хуснутдинов «Столовая Гора»

elninjo_3, 25 июля 2017 г. 10:11

Длинный роман, на страницах которого что-то происходит. Правда-правда, происходит и происходит, но понять что не всегда представляется возможным. Агент департамента национальной безопасности послан в городок «Столовая гора», чтобы найти своего предшественника. И тот начинает искать. Пропавшего агента, странных людей, слитки свинца, девушек, сумасшедших тёток, спиртные напитки, при этом он пачками кого-то убивает и скидывает в пропасть, между этими событиями его кто-то постоянно бьет по голове, потом что-то происходит, кто-то куда-то и на кого-то нападает, что-то кому-то объясняет, главный герой что-то понимает, а что-то не очень, поэтому он что-то спрашивает о чем-то, о чем понятно одному ему. Читать все это иногда интересно, а иногда и не очень, есть тут что-то от книг Мураками, только нет глубины Муроками. Есть что-то от Суэнвика и его «Путь прилива», но нет уютности Суэнвика, есть, в конце-концов, непонятность Малицкого и его «Вакансии», но нет интересного сюжета. Есть «что-то», что заставляет это читать, хотя всю книгу можно пересказать одним предложением: «Аякс пытается понять где он и зачем он тут». И в конце, к радости читателя, все становится ясно и вот только за эту стройную концовку я повысил балл, т.к. если бы она была совсем не стройная, то ставить высокий балл совершенно не за что и вся эта антимония вполне могла уместиться в коротенький рассказик. Я так и представляю, чтобы сделал с этим сюжетом Роберт Шекли.

Что касается метафизики и скрытых смыслов, то я их практически не заметил, ну или не хотел замечать. Но в целом, оглядываясь на все эти бесконечные страницы, я понимаю, что идея-то была хороша, ведь

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
создать город, в котором живут персонажи из фильма Нолана «Memento», которые каждый раз создают себе новую жизнь, пытаясь понять тайну Горы, переходя со временем из касты в касту и следя, чтобы правда не пришла к ним слишком рано
это правда сильно. Но вот интересных сюжетных линий, событий, приключений — вот этого этому роману катастрофически не хватило. На фильм бы хватило, а вот книга получилась слишком серенькой.

Оценка: 6
– [  5  ] +

Андрей Хуснутдинов «Данайцы»

andreyby, 6 октября 2016 г. 20:38

Это — фантастика.

В том смысле, что это какая-то феерическая в своей фантастичности чушь. Не надо приплетать сюда Достоевского — по сравнению с сим опусом Фёдор Михайлович просто образец нормальности.

И точно так же это даже близко не является психологическим триллеров. Поток — точнее, даже несколько параллельных потоков — бессвязного бреда от весьма малоприятного лица. И всё это усугубляется полным отсутствием хоть какой-то мысли в основе.

Безусловно, есть любители гротескной белиберды. Но их всё-таки ничтожно мало. Хотя нынешняя тенденция как раз такая — выпячивать то, что на деле является уделом даже не меньшинства, а считанных маргиналов.

Для нормальных же людей — не тратьте деньги, время и нервы. Проходите мимо.

Оценка: нет
– [  4  ] +

Андрей Хуснутдинов «Столовая Гора»

Al-Axe, 1 июля 2013 г. 13:12

Андрей Хуснутдинов — из наиболее самобытных и перспективных современных писателей. Его умение сочетать острейший сюжет с кафкианской иррациональностью меня восхищает. Обычно тех, кто высокомерно умничает, совершенно невозможно читать, смертельно скучно; но вот ты берешь «Данайцев» или «Столовую гору» или, скажем, «Гугенота», — и начинаются азартные игры с твоим мозгом. Роман из увлекательного и изобретательного триллера незаметно превращается в фантасмагорию, в бред, реальность снимается слоями, как кожура с луковицы, крыша едет, башню сносит, а потом луковицу разрезают, и внутри обнаруживается новая... Каким образом автору удаётся при своих экспериментах сохранять увлекательность и изобретательность до конца книги? Магия, иначе никак.

Хуснутдинов — искусный маг.

Оценка: 8
– [  4  ] +

Андрей Хуснутдинов «Неопалео»

Cirujano, 26 июля 2012 г. 23:04

О ужас! Вечер, лежу в тёплой ванной, клонит в сон, сначала я думал у меня крыша едет и мне часть сюжета снится или мерещится и додумывается сама (такое бывает когда засыпаешь во время чтения), но когда проснулся и стал читать заново, понял, что лучше бы заснул. Исковеркан язык коряво (там по сюжету так надо было), изложение истории — никакое, ненужные камни в сторону всех кого только не лень. В итоге я решил не париться и не задумываться сильно над текстом (обычно я очень вдумчиво читаю), и сюжет более менее сложился, но это вообще ни о чём...

Автор очевидно хотел поиздеваться и посмеяться не над тем, что описывается в тексте, а над самими читателями, так как кроме как издевательством и стёбом, это больше никак не назовёшь... Х)))

Оценка: 1
– [  2  ] +

Андрей Хуснутдинов «Неопалео»

muravied, 5 мая 2012 г. 16:54

Это самое муторное произведение из читанных мною EVER. Очень невнятная антиамериканская бурда, которую очень сложно читать, так как автор пытается современные события излагать каким-то старославянским диалектом. Мне не интересно. Ставлю единицу впервые...

Оценка: 1
– [  5  ] +

Андрей Хуснутдинов «Гугенот»

svarga, 20 октября 2011 г. 22:35

Мы видим мир таким, каким его себе воображаем. Границы мироздания определяются широтой нашего сознания. Люди с разным цветом глаз по разному видят радугу — в целом похоже, но есть нюансы (медицинский факт). Человек вписан в свой мир, равно как и мир вписан в него. Одно без другого невозможно. Убери одну составляющую — и устойчивая доселе пара исчезнет полностью. А если не убирать? А если подправить? Тут подрихтуем, тут подкрутим, подкрасим, отрежем, а то и добавим. Изменение одной составляющей ведет за собой неминуемое изменение второй. И тотчас же — снова первой. И так далее. Это как качели: туда, сюда... Лавиноподобный процесс.

Нелепая эсемеска — и маятник начал раскачиваться, круша все на своем пути. Личная жизнь, бизнес — хрусть! И обратным ходом по мозгам — хрясь! И вот у тебя ни семьи, ни бизнеса, ни отчества, ни прошлого. И будущего тоже нет. Круша игрушечные «ленинские комнаты» ГГ рвет те еще оставшиеся якоря, которые держали его с тем миром, который некогда был его собственным. А когда он входит в уже настоящуюю «ленинскую комнату», понятно, что недолго ему осталось, ибо судьба «ленинских комнат» в этом романе незавидна и до отвращения однообразна.

Оценка: 7
– [  9  ] +

Андрей Хуснутдинов «Гугенот»

mastino, 15 июня 2011 г. 18:33

Прочитав некоторое количествол произведений автора, перед тем как приступать к «Гугеноту» я примерно мог уже представить, чего я ожидаю от этого романа. Как выяснилось — книга оказалась несколько лучше, нежели ожидалось.

Прежде всего, Хуснутдинов подтвердил, что он автор непростой, и его произведения требуют неспешного, вдумчивого прочтения. И соглашусь с предыдущим оратором, что действительно — «пелевинщины» в книге немало. Но лично для меня это скорее стало достоинством нежели недостатком.

Роман получился очень атмосферным. Но атмосфера эта — темная, попахивающая какой то безысходностью, понравится далеко не каждому. Метания героя, все происходящее с ним, вызывает целую гамму совершенно противоречивых чувств — порой героя хочется пожалеть, порой — просто убить. Но это говорит только в пользу книги. Значит может она задеть какие то струнки.

Как и в других мной прочитанных произведениях автора, порой, на какое то мгновение, вдруг теряется нить повествования. Вдруг осознаешь, что события книги проходят как то параллельно с тобой и мимо тебя. Тогда приходится брать паузу, немного переводить дух, осмысливать прочитанное. И тогда все становится на свои места, и можно снова продолжать получать удовольствие от книги.

Текст действительно непростой, требующий внимания и концентрации. Но именно после таких книг, еще несколько дней ощущаешь определенное послевкусие, и время от времени возвращаешься мысленно к прочитанному. В этом то и ценность таких книг — они заставляют думать.

Можно долго говорить про эту книгу, но это ни на йоту не поможет понять в чем же прелесть этого романа. До тех пор, пока не прочесть его самому.

Итог. Крайне атмосферное (пусть и с достаточно темно — тягучей мрачной атмосферой) произведение. Категорически противопоказано любителям рафинированного позитива и любителям простых и понятных текстов.

Всем, кто любит непростые, требующие концентрации и внимания книги, всем кто не боится недосказанностей и недоговоренностей — читать обязательно.

Напоследок замечу — Хуснутдинов теперь относится к числу авторов, за творчеством которых я слежу особенно тщательно.

Оценка: 9
– [  9  ] +

Андрей Хуснутдинов «Гугенот»

ДИР, 14 мая 2011 г. 18:57

Вот такое слово я придумал, читая книгу. «Пелевинщина». Причем, это не о последних работах, а о временах «Поколения...» и «Омона-Ра». В таком же примерно стиле написано. Что-то мутное, медленно проявляющеееся, с массой мелких подробностей, которые узнаваемы, которые фотографичны. Детали узнаются на раз. Общий фон постепенно, как в лотке с проявителем, выползает из красного сумрака, и даже кажется порой, что начинаешь понимать, о чем эта книга. Но вот идет время, листаются дальше страницы, а все по-прежнему в тумане, и видишь только на вытянутую руку от себя. Какие-то кошмары с исчезновением из жизни, когда и убийства, и покушения, и сожженный магазин — все это как-будто совсем не с тобой и не по-настоящему. Все — бумажно. Вот так написали — так и случилось. А видишь только ты, потому что ты читаешь, а не кто иной. Вот взорвался самолет — а кто об этом говорит? Да никто и не знает! Только ты знаешь. Вот четыре трупа на скотомогильнике... А один из них, оказывается — ты. И похороны тебя, собой любимого. И квартиры нет, и жены — давно. И живешь по гостиницам, в которых селят тебя почему-то в ВИП-номере, а деньги все не кончаются и не кончаются. Может, водочки? А еще? Легчает голова? Две бутылки в день — это же нормально? Больше нельзя, с большей дозы станешь алкоголиком. И причем здесь какие-то древние съемки казни Николая Романова и его семьи? Да вообще — что происходит? Хотя, что-то все-таки происходит, какое-то движение есть, сводящее с ума движение в непонятном направлении.

И вдруг — конец. Нет, все же — это о чем? Ни о чем опять? Просто стильная книга в «пелевинском» духе?

Хотя, стиль и язык... Коробит иногда. Не чищенная книга. Сигарету всегда «подкуривают» и «поджигают». Никогда и ни разу за книгу не прикуривают и не зажигают. Хотя, возможно, это стиль такой. Как и использование отдельных слов и эпитетов не по назначению. Вот говорит автор, что лифтер в гостинице был в мундирчике и в ...капоре. В капоре? Проверяю словарь — ну, врет ведь! Не может быть! Хотя, может, он так обзывает эти вот жесткие высокие кепи? Ну, так ведь неправильно. Слово-то — оно в словарях. И таких зацепок для глаза много.

Но настроение, общее ощущение грязи, тумана вокруг и тумана в голове — просто отлично выписано.

А больше там и нет ничего. Стиль, туман, мрак, грязь, тухлые запахи...

Оценка: 6
– [  8  ] +

Андрей Хуснутдинов «Гугенот»

elsolo, 5 мая 2011 г. 02:05

Черт его знает что сказать об этом романе. Об этом небольшом романе. Сложном для чтения романе. По мне это противоположность какого то сборника «Инопланетяне против России». И то и другое одинаково и неудобоваримо. Есть кусок хлеба грустно. Так же грустно будет есть кусок хлеба из которого вырезали треугольник и помазали сотней соусов. Кусок хлеба остался куском хлеба. Да в романе есть идеи, но автор так их замаскировал, что нужно приложить очень много усилий что бы понять о чем он. Можно говорить, о будущем, о жертвенности, о власти, о связи всего сущего, о том что мир наполнен текстами. Но зачем так сложно? Нет, я абсолютно не критикую. Как и любой автор он имеет право на свой стиль, на свой метод, на свою концепцию. Сколько угодно. Просто не всегда нагромождение деталей и действий, равно интеллекту. И уж точно не равно интересной книге.

Оценка: нет
– [  9  ] +

Андрей Хуснутдинов «Данайцы»

mastino, 24 марта 2011 г. 19:29

Прочитал. Проанализировал прочитанное. И понял, что давно не встречал подобных произведений. С мрачной, тягучей атмосферой. Яркими образами, фантасмагоричным и сюрреалистичным сюжетом.

С героями книги происходят странные, страшные события. То, что им приготовила судьба -жутко и удивительно одновременно. При этом, до последней страницы книги продолжаешь ожидать (и не напрасно) от сюжета еще каких то поворотов, тайн, событий.

Роман совершенно противопоказан любителям рафинированного позитива. С первых страниц читатель погружается в глубокий и темный омут достаточно страшных событий, способных довести до безумия их участников. Самая громкая космическая экспедиция оказывается самой крупной в истории аферой — про это мы узнаем практически с первых страниц. Но все что сопутствовало этой афёре — автор выдает малыми, тщательно выверенными дозами, отчего чтение романа превращается в крайне увлекательное занятие.

Не могу не отметить то, какую атмосферу удалось создать автору. Сразу вспомнились фильмы Хичкока, в которых режиссеру удавалось создать обстановку страха и ужаса без каких либо спецэффектов. Так и Хуснутдинову удалось показать весь ужас происходящего с героями книги благодаря прекрасному стилю и очень хорошему языку, которым написан роман.

Ощущение «мороза по коже» будет сопровождать читателя все время, пока будет читаться роман.

Итог. Издательство «СК» подтвердило в очередной раз свой великолепный литературный вкус. Они издали превосходное, нестандартное, умное и атмосферное произведение, которое наверняка порадует любителей стиля и атмосферы, этакую странную смесь Вандермеера, Фаррена и Кэррола. Но роман достаточно специфичен, и понравится далеко не каждому. Но лично я, после прочтения этого романа, теперь уделю творчеству автора самое пристальное внимание — как мне показалось, оно (творчество) этого заслуживает.

Оценка: 9
– [  8  ] +

Андрей Хуснутдинов «Столовая Гора»

kkk72, 26 ноября 2010 г. 13:58

Очень необычные впечатления остались у меня после прочтения этого произведения. По большому счету, книга совершенно не моя, но необычность идей автора и оригинальность сюжета и подачи материала не могут не вызвать интерес и уважение. Но обо всем по порядку. Сперва несколько слов о сюжете. Агент контрразведки Марк Аякс направлен своим начальством в маленький городок Столовая Гора, для того, чтобы расследовать исчезновение своего предшественника Хассельблада. В ходе расследования быстро выясняется, что тихий с виду городок, некогда построенный возле огромной шахты, а после закрытия шахты ставший дорогим курортом, скрывает странные и страшные тайны. Что-то по-прежнему скрывается в недрах горы: то ли нелегальная добыча золота, то ли загадочный храм, то ли еще более страшная тайна. Почти все жители городка в той или иной степени причастны к этой тайне, но всех их связывает нерушимый обет молчания. Тех же, кто пытается хотя бы намекнуть главному герою на сущность происходящего, ждет немедленная и жестокая гибель. Самое же интересное начинается, когда герой постепенно становится своим в этом городке. Один за другим ему открываются секреты и тайны Столовой Горы, но за каждой новой разгадкой прячется новая загадка, еще более таинственная и страшная. В итоге создается полное впечатление этакого своеобразного кошмарного сна, в который попал главный герой, и из которого он никак не может выбраться.

Несмотря на то, что я не являюсь поклонником абсурдистской литературы, роман первоначально всерьез увлек меня. Но на мой взгляд, нагнетая атмосферу кошмара, автор несколько перестарался. В какой-то момент у меня создалось впечатление, что автор сам запутался в хитросплетениях сюжета. К тому же обилие перестрелок и убийств в какой-то момент перестало пугать и стало вызывать скорее ироничную усмешку.

Не слишком удачны и персонажи произведения. Главный герой, чьими глазами мы видим все происходящее, производит достаточно странное впечатление. Большинство же прочих персонажей просто выполняют соотвествующие определенные функции, хотя попадаются и довольно удачные образы, например, начальник полиции или старик-архивист. Впрочем, при таком обилии персонажей тщательно прорабортать каждый образ действительно очень сложно.

В итоге «Столовая гора» оставила у меня впечатление некой незавершенности, недокрученности что ли. Из романа мог бы получится интересный запутанный детектив, увлекательное мистическое произведение, напряженный боевик, утонченый роман абсурда, а получился странный гибрид всех этих жанров. В какой-то момент повествование увлекло меня, но концовкой я остался серьезно разочарован. На мой взгляд, автору не удалось поставить в этой истории эффектную точку и разрубить тот запутанный узел, который был накручен на протяжении всего романа. Увы, «Столовая Гора» родила мышь

Оценка: 6
– [  8  ] +

Андрей Хуснутдинов «Гугенот»

danihnoff, 25 ноября 2010 г. 00:03

Пара слов о Хуснутдиновском «Гугеноте».

Это отличная книга.

Абсурдистская... фантастика?

Может быть.

Это отличная книга, но у нее есть один небольшой недостаток: в причудливом мире книги долго не получается найти оправданий творящимся безобразиям. Не за что зацепиться.

Я далеко не литературовед и совершенно не критик, но попробую объяснить. В «Столовой горе» того же автора сам городок, где происходят события, служит зацепкой. Это странный город, мрачный и жутковатый, и, читая книгу, ты понимаешь, что ничему обыденному здесь не место; ты заранее ожидаешь то ли страшной сказки, то ли необъяснимой мистики, то ли чего-угодно-но-только-не-соцреализма. Или вот «Замок» Кафки. Зацепка — сам Замок, возвышающийся над деревенькой; мы видим замок, видим людей с искореженными душами, которые обречены вечно жить в тени замка, и понимаем, что сам антураж настолько безумен, что сложно ожидать чего-то рационального.

В «Гугеноте» антураж слишком уж обычен (по крайней мере поначалу). Героя (чуть не написал — москвича) жрет быт; иногда случаются таинственные звонки и убийства. Но они настолько мелки, эти звонки и убийства, что за бытом их почти не замечаешь. Читаешь и не ждешь ничего иррационального; а когда оно случается — чувствуешь диссонанс.

И в этом проблема романа.

Небольшая — но проблема.

Оценка: 7
– [  8  ] +

Андрей Хуснутдинов «Гугенот»

Резиновый Лев, 30 октября 2010 г. 13:13

Сплошные <нрзб> и <зтм>. Ни слова в простоте, всё завуалировано, загримировано, закрыто на замок, и ключ под ковриком. Понимаю, что есть любители разгадывать кроссворды, да и нормально, когда хорошая книга не всё открывает с первого раза. Но что разгадывать, если половина клеток не заполнена, а вопросы ко второй половине задаются на бурундийском языке?

Нет-нет, я понимаю, что умные люди в редакции Полдня не могли подложить читателям заведомую некондицию. Они, умные люди, наверняка видят множество достоинств. Но нам, гагарам, эти достоинства недоступны. Отправимся мы, гагары, дальше, в те края, где оскорблённому есть чувству уголок. Карету нам, карету!

Оценка: нет
– [  3  ] +

Андрей Хуснутдинов «Гугенот»

lerkas, 26 сентября 2010 г. 02:56

Есть авторы, которые не сюжет, не интрига, не герои, которые просто текст. Вот Хуснутдинов для меня текст.

Бесспорно, в его книге есть и сюжет, и интрига, и герои. Ведь если я не вижу ничего кроме героев, это же не значит, что там ничего и нет.

«Абсурдистская фантастика» как сказано в аннотации, нить событий, которая, вполне возможна, видна лишь автору, кусочки пазла, которые никогда не сложатся в общую картинку, потому что они неслагаемы и не важно, что они из одного набора.

Вязкий, поглощающий текст почти без диалогов, читать который жутко интересно и совершенно непонятно.

Абсолютно несимпатичный главный герой Подорогин, который совершает абсолютно несимпатичные поступки, которому совершенно не сопереживаешь. Читать заставляет интерес к самому тексту и надежда разглядеть общую идею, понять хоть что-то, а вовсе не мытарства главгероя.

/Что такое будущее? Формула, которая может быть решена лишь до того, как она состоится, потому что состоявшаяся формула будущего — это прошлое. По большому счёту, конечно, она вообще не может быть решена./

По большому счёту да, однако ж только по большому счёту. Надправительственые структуры, теневые правительства, «люди в чёрном», да как угодно на самом деле, вера в тайные корпорации, которые контролируют или могут контролировать всё и вся неистребима, а уж в фантастике и подавно. Вот и почему бы не существовать некому ДЕПО, которое эту формулу будущего вполне себе решает с вероятностью до 99%?

Вот наверное об этом книга, о тех, кто может решить формулу будущего и расплести все нити. А Подорогин.. при чём тут Подорогин? Он ничего не понимающая пешка, чьими глазами мы наблюдаем за теми, кто понимает всё и даже чуть больше.

Абсурдистская фантастика, не скажу, что понравилось, но читать Андрея Хуснутдинова я совершенно точно буду, ибо магия текста, а против этого ничего не сделаешь.

Оценка: 6
– [  6  ] +

Андрей Хуснутдинов «Столовая Гора»

chimera, 25 ноября 2009 г. 14:33

Пожалуй, действительно для получения удовольствия от прочтения этой книги необходимо быть в нужном настроении.

Завязка предельно проста. Агент контрразведки Аякс отправляется по воле начальства для выполнения задания в маленький городок Столовая Гора. Прибыв туда, детектив начинает ощущать на себе всю необычность, а чаще и абсурдность всего происходящего в Горе. Само повествование дробится на небольшие сценки-зарисовки, а развитие сюжета очень напоминает компьютерные квесты. Герой постоянно оказывается в одних и тех же локациях, но встречается при этом с разными персонажами. Но когда очередной персонаж уже готов открыть агенту какую-либо тайну, то всенепременно умирает. В принципе, это и является основным лейтмотивом при развитии сюжета. Герои в этом романе разные, но, по сути дела, ни об одном из них нам ничего не известно. Все они пытаются научить Аякса уму-разуму, выступая некими учителями в классе коррекции. Мол, мы ему и так, и эдак объясняем, а он так ничего и не понял, хотя пробыл в городе уже достаточно долгое время. Читать достаточно интересно, но постепенно под конец повествование замедляется, автор все больше уходит в рассуждения, хотя, как мне кажется, следовало открыть побольше деталей из мира романа. Концовка, как и весь этот мистический детектив, открыта для разных толкований. Терзаясь между различными решениями, герой выбирает свой путь, и на этом свет гаснет. Возможно, нас ждет и продолжение.

Подводя итог, скажу, что для меня это произведение выглядело несколько необычно, прочитав его, я не разочаровался, но от финала ждал большего.

Оценка: 7
– [  3  ] +

Андрей Хуснутдинов «Данайцы»

KERDAN, 13 мая 2009 г. 23:29

Очень — очень фантасмагоричная, сюрреалистическая книга. Кажется, что роман написан только для того, чтобы автор мог воплотить все свои самые неимоверные фантазии. Напоминает бутерброд, которые делает маленький ребенок: очень много всего и получается полное отсутствие вкуса несмотря на обилие вкусностей:frown:

Книга очень напомнила «Подземный Венисс» только у Вандермеера четко просматриваются идею и основная мысль романа, а в «Данайцах» очень трудно что-либо разглядеть.

Оценка: 8
– [  6  ] +

Андрей Хуснутдинов «Столовая Гора»

KERDAN, 13 мая 2009 г. 23:24

Читая предыдущие отзывы понимаю, что для чтения романа действительно необходимо попадание в ритм романа, в струю авторского мышления. Погрузившись в мир Хуснутдинова получаешь огромное удовольствие от обилия отсылок, блестящей литературной игры и закрученного сюжета. Единственное, что не радует, так это некоторая вторичность романа по отношению в роману Кафки «Замок» нужен ли нам Кафка — лайт?

Оценка: 8
– [  6  ] +

Андрей Хуснутдинов «Данайцы»

olya_p, 13 мая 2009 г. 19:55

Я читала превосходно выполненное издание издательства «Снежный ком». Первое, да и последнее впечатление — великолепно изданная чушь. По аннотации я ожидала хорошей научной фантастики, а получила мутную фантасмагорию. В памяти остаются яркие, но абсолютно бессвязные образы.

Оценка: 6
– [  16  ] +

Андрей Хуснутдинов «Столовая Гора»

baroni, 23 апреля 2009 г. 00:31

Специальный агент некоей спецслужбы (в тексте имеется указание, что это контрразведка) Марк Аякс получает назначение в небольшой курортный городок Столовая Гора. В городке безследно исчез предшественник Аякса агент Хассельблад и в данной ситуации необходимо разобраться. Начальство ведет себя странно — запрещает связываться с «конторой» напрямую, оставляя для связи личный номер руководителя Управления. Столовая гора оказалась не простым курортом, а довольно загадочным городом. Когда-то в местном руднике добывали золото, но добыча давно остановилась, шахта законсервирована, но по-прежнему, каким-то мистическим способом определяет всю жизнь. на первый взгляд, благополучного городка. Очень скоро Аякс начинает понимать, что и заброшенный рудник, и сам город, и его жители скрывают массу тайн и загадок...

В «Столовой Горе» запрятано изрядное количество аллюзий, закодированных ссылок, скрытых цитат, смысловых пластов. Читаешь роман и словно принимаешь участие в какой-то культурологической игре. Начало — явный «noir-детектив» (одинокий герой в чужом городе, посреди враждебного окружения — врагом может оказаться любой), вот античная мифология (см. фамилию главного героя), вот «Замок» Кафки, вот известная цитата из Ницше про бездну, которая «вглядывается в тебя». И, конечно, «Твин Пикс» и вообще своеобразная линчевская атмосфера. Можно прийти к выводу, что автор читал хорошие книги и смотрел столь же хорошее кино — по нынешним временам, согласитесь, это не мало. Однако и авторские игры с цитатами, и тревожная атмосфера романа оставляют меня совершенно равнодушным. Если странная аура, исходящая от «Твин Пикса», была почти физически ощутимой, реальной, правдоподобной, то от «Столовой Горы» тянет остается впечатление холодности, искусственности и какой-то вселенской тоски. Причем это не та экзистенциальная, метафизическая тоска, которую испытываешь от произведений Ю. Мамлеева или А. Старобинец, а обыкновенная читательская тоска — «Столовую Гору» просто-напросто скучно читать; желание разгадывать скрытые смыслы романа, разбросанные по тексту загадки также пропадает очень скоро. Ну да, поездка Марка Аякса в Столовую Гору — оказывается квестом внутрь самого себя. И кто знает, какой ад, каких демонов ты в себе обнаружишь. Иллюзорность жизни... Иллюзорность бытия... И, вообще, «жизнь есть сон». Про это даже испанец Кальдерон когда-то написал пьесу, а аргентинец Кортасар не один рассказ.

Подводя итоги можно было бы сказать, что «Столовая Гора» — вычурная, снобская, бесполезная и убийственно скучная вещь. Правда, остается возможным лишь одно допущение: вероятно, для чтения этого романа требуется особый душевный настрой, попадание в ритм авторского дыхания. Возможно так. Но проверять истинность этого допущения у меня отчего-то нет никакого желания. Вы уж меня извините, но одноразового мучения со «Столовой Горой» для меня вполне достаточно.

Оценка: 4
⇑ Наверх