FantLab ru

Вольдемар Бааль

Вольдемар Бааль
Страна: Латвия
Родился: 17 июля 1936 г.
Умер: 24 января 2011 г.

Вольдемар (Владимир) Иванович Бааль — русский советский и латвийский писатель, поэт, редактор.

Родился в АССР немцев Поволжья (ныне Саратовская область) — отсюда немецкая форма имени Владимир, вписанная в метрику. Детство провел в Красноярском крае. Мама работала учительницей, и Володя довольно рано научился читать. Первой самостоятельно прочитанной книгой была книга об Амундсене, второй — «Дети капитана Гранта», третьей — «Робинзон Крузо». Когда не было под рукой интересной книжки, сочинял сам: придумывал «закрученные» сюжеты, непобедимых героев и отправлял их в опасные путешествия.

В 1948 года, когда Володя учился в 5 классе, с ним произошел случай, едва не приведший к трагическим последствиям:

«Мы, детвора, катались на коньках на речке Мурме. Вдруг лед подо мной проломился — и я рухнул в полынью. Все остальные тут же рванули на берег. И кто-то уже кричал, что «Володька утонул». А я хватаюсь за лед, пытаюсь выбраться. Раз пузом навалился на край льда — он обломился, еще раз навалился — опять обломился. Я ногу закинул — тот же результат... Не знаю, сколько я промучился, но наконец удалось закинуть ногу на лед и выбраться. Лежу, еле дышу и вижу, как к полынье бегут ребята с длинной жердью — спасать... 12 лет мне тогда было.»

Это событие из своей биографии автор использовал в рассказе «Вся душа моя пылает».

После десятилетки поехал в Томск, поступать в политехнический институт на геологоразведочное отделение. Благополучно сдав экзамен по физике и химии, провалился на сочинении. Вернулся в деревню и какое-то время работал учителем.

Позже поступил в Карагандинский горный институт. И в 1956 году состоялась его первая стихотворная публикация в областной газете «Социалистическая Караганда». Написав в 1958 году свой первый рассказ, Вольдемар Иванович понял, что у прозы больше точек соприкосновения с жизнью, и она больше соответствует его внутреннему складу. Проза показалась интереснее, могущественнее стихосложения. К этому времени многое изменилось в жизни молодого автора, но, твердо решив стать писателем, начал «метаться». Проучившись два года в горном институте, Вольдемар решил податься «в люди»: работал на заводах, плавал кочегаром по Енисею — словом, набирался у жизни и у людей уму-разуму. Ничегo из приобретенного опыта не прошло даром. Вскоре он поступил на инженерно-механический факультет Красноярского сельскохозяйственного института.

Со свободным дипломом по его окончании, в 1960 году, приехал в Латвию. Работал на торфозаводе «Седа» и писал рассказы. В одну из поездок в Ригу встретился с Мирдзой Кемпе (латышская советская поэтесса, народный поэт Латвийской ССР (1967), заслуженный деятель культуры Латвийской ССР (1957)). Это был поворотный момент его жизни. По совету Кемпе перебрался жить и работать в Ригу. В 1962 году поступал в Литературный институт им. А. М. Горького, хотя сразу в него не попал — опоздал на собеседование, окончил его в 1969. Учился заочно.

Постепенно сложился первый сборник «Голоса», вышедший в 1968 году в издательстве «Лиесма». После выхода «Голосов» в свет Вольдемар Иванович был принят в Союз писателей. Какое-то время работал на радиозаводе им. А. С. Попова, в газетах «Железнодорожник Прибалтики» и «Советская молодежь». Занимался и радиожурналистикой. В 1971 году вышел «Видземский» сборник Бааля. Один из рассказов этого сборника, «Илга-Иволга», был экранизирован режиссером Янисом Стрейчем на Рижской киностудии уже в 1972 году. Это романтическая и драматическая история молодой латышской девушки-хуторянки и раненого русского солдата, судьбы которых связала война.

Взявшись за написание своего первого романа, впоследствии автор сам оценивает его не слишком высоко. Издательством «Лиесма», Госкомиздатом и республиканским Союзом писателей был объявлен конкурс и из-за нехватки времени роман был написан наспех (за два месяца), в итоге получившись в достаточной степени схематичным. Назывался роман «Прекрасная Марианна». А тот факт, что слабое произведение заняло второе место на конкурсе, по мнению автора, говорит лишь об отсутствии литературы на рабочую тему: «Было бы из чего выбирать, думаю, моя «Марианна» не попала бы в «призеры».»

Наиболее полно автору удалось выразить себя в романе «Из пункта А...». Как и в «Бахровских повестях», в этой книге он коснулся событий из сибирской действительности давно минувших дней.

После восстановления независимости Латвии публиковался в периодических изданиях «Daugava» (Даугава), «Karogs» (Флаг), «СМ Сегодня», «Literatūra un Māksla» (Литература и искусство). Был одним из инициаторов создания и старейшим членом Международного Союза литераторов и журналистов (APIA).

Судьба В. Бааля в новой эпохе сложилась трагично — подобно многим писателям, он не смог вписаться в современную действительность. После смерти писателя в «Рижском альманахе» 2 (VII) был напечатан реквием-коллаж Юрия Касянича «Баллада о Баале». Издается альманах при содействии Латвийского общества русской культуры, при финансовой поддержке фонда «Русский Мир».

Фантастика в творчестве автора:

Первая публикация в жанре фантастики — повесть «Платиновый обруч» (1981) — представляет собой синтез сказки с фантастикой: инопланетяне проводят на Земле эксперимент с Платиновым Обручем, исполняющим желания, и следят за эволюцией тех, кто им воспользовался. В повести «Эксперимент» (1985) роботы, притворяясь слугами людей, изучают человеческие эмоции и проводят над людьми эксперименты. Роман «Источник забвения» (1985) повествует об ответственности ученого перед обществом: совершив серьёзное открытие, герой романа не спешит реализовать его. Как правило, фантастический антураж используется автором чтобы подчеркнуть актуальность содержания произведения.

Произведения Бааля переведены на латышский, немецкий, болгарский, казахский и другие языки.

Сайты и ссылки:

www.stihi.ru/avtor/vbaal (официальный сайт)
Сортировка:

Вольдемар Бааль. Романы

-
-
  1982 Золотая  
-
6.00 (1)
-
6.70 (10)
-
2 отз.

Вольдемар Бааль. Повести

5.00 (1)
-
5.92 (13)
-
1 отз.
5.33 (15)
-
1 отз.
5.00 (1)
-
  2006 Норма  
7.00 (1)
-

Вольдемар Бааль. Рассказы

  1968 Ваня  
-
  1968 Домой  
-
  1968 Капитаны  
-
-
-
-
-
  1971 Ведьма  
-
  1971 Вершина  
-
  1971 Голос  
-
  1971 Засуха  
-
-
  1971 Лайла  
-
-
6.00 (1)
-
5.00 (1)
-
5.00 (1)
-
6.00 (1)
-
6.00 (1)
-
6.00 (1)
-
  1974 Весна  
7.00 (1)
-
6.33 (3)
-
5.00 (1)
-
5.00 (1)
-
5.00 (1)
-
5.00 (1)
-
6.00 (1)
-
  1974 Письмо  
5.00 (1)
-
5.00 (1)
-
6.00 (1)
-
3.00 (1)
-
  1974 Трясина  
5.00 (1)
-
4.00 (1)
-
6.00 (1)
-
5.00 (1)
-
5.00 (1)
-
4.00 (1)
-
6.00 (1)
-
  1978 Колдун  
5.00 (1)
-
5.00 (1)
-
5.00 (1)
-
4.00 (1)
-
5.00 (1)
-
5.00 (1)
-
5.00 (1)
-
5.00 (1)
-
5.00 (1)
-
5.00 (1)
-
5.00 (1)
-
6.00 (1)
-
  2000 Пожар  
5.00 (1)
-
  2001 Ноктюрн  
5.00 (1)
-
  2006 Танатуум  
5.00 (1)
-

Вольдемар Бааль. Поэзия

  2004 Вечер (сетевая публикация)  
-
  2004 Дороги, дороги... (сетевая публикация)  
-
  2004 Застольная (сетевая публикация)  
5.50 (2)
-
  2004 Несбывшегося притяженье (сетевая публикация)  
-
  2004 Ни ждать, ни звать не буду... (сетевая публикация)  
-
  2004 Ночами, пока не усну... (сетевая публикация)  
-
  2004 От зенита и до надира... (сетевая публикация)  
-
  2004 Отторженье, отрыв, умиранье... (сетевая публикация)  
-
  2004 Письмо (сетевая публикация)  
5.50 (2)
-
  2004 Элегия славы (сетевая публикация)  
-
  2005 Застольная (сетевая публикация)  
6.00 (2)
-
  2005 Милая! Эти ущербные, злые ступени... (сетевая публикация)  
6.00 (2)
-

Вольдемар Бааль. Статьи

  1977 В поисках своего голоса [О работе с молодыми литераторами республики]  
-
  1979 Порыв из одиночества [рецензия]  
-
-
-
-
  1982 Я – это мои книги [предисловие к сборнику А. Грина]  
-
  1983 Свет после грозы [рецензия]  
-
-
  2000 Становление [рецензия]  
-

Вольдемар Бааль. Эссе

8.00 (3)
-
-

Вольдемар Бааль. Сборники

  1968 Голоса  
-
-
-
  1978 Колдун  
-
-
  1989 Голоса  
-

Вольдемар Бааль. Антологии

  1990 Лабиринт  
6.00 (2)
-
  1990 Некролог  
-

Вольдемар Бааль. Прочие произведения

-


  Формат рейтинга


  Библиографы

  • Составитель библиографии — Kamima

  • Куратор библиографии — Kamima



  •   Лингвистический профиль Вольдемара Бааля

    Словарный запас автора — чуть ниже среднего. Длина предложений — чуть выше среднего. Диалоги используются умеренно. Процент прилагательных и глаголов сбалансирован, оба показателя близки к средним. Причастия и деепричастия автор использует в умеренном количестве. Служебные слова (местоимения, предлоги, союзы, междометия, частицы и вводные слова) — крайне редко.

    ⇑ Наверх