fantlab ru

Все отзывы на произведения Елены Арифуллиной

Отзывы

Рейтинг отзыва


– [  0  ] +

Елена Арифуллина «Джулька»

Porsankka666, 18 июня 2023 г. 12:56

Пусть вас не смущает название, речь идёт не о собачке (терпеть не могу истории о домашних животных, тем более в хорроре, нафиг мне опять за всяких белых бимов переживать), тут совсем о другом. Найдётся место и настоящей дружбе, и шекспировским страстям, и, назовём так скажем, джинну, который, правда носит совсем другое название, которое я и писать и произносить не буду (что-то я суеверным стал), и, в отличие от своих восточных коллег, выполняет просьбы абсолютно точно...

Итак, трое друзей: реаниматолог, хирург и фтизиатр. Работают в одной больнице, и, как пресловутые три мушкетёра, друг за друга горой. Ну, баня там раз в месяц, пивко, болтовня всякая... и вдруг в реанимацию поступает чёрт знает что. Девчонка. Тощая как цыплёнок, да с такими травмами, с которыми не живут. Авария, вишь, маршрутка в остановку впилилась, одна она выжила. Это было лишь началом череды странных и страшных событий...

Рассказ написан довольно грамотно с точки зрения драматургии, но опять же, считаю его страшной и увлекательной сказкой в современных реалиях. На фантлабе пишут, что финал непредсказуемый, но я, немножко разбирающийся в природе джиннов всех мастей, не был удивлён. Более того, рассказ напомнил либо пилотную серию добротного сериала типа «Сверхъестественное», либо семейный фильм ужасов, который-таки просит сиквела. Это не упрёк, это скорее похвала. И да, мне очень понравилось, как автор вплела в повествование несколько «маячков», которые помогают раскрыть большую часть сюжета — и имена героев, и их поступки... в общем, рассказ удался. Рад, что женщины без стеснения берутся за хоррор и раз за разом радуют читателей.

Оценка: 9
– [  1  ] +

Елена Арифуллина «Взгляд сквозь пальцы»

Кот Маргай, 21 января 2023 г. 22:37

Время действия судя по приметам 2003 или 2004 год. Место — приморский курорт на юге России (я в те времена каждое лето бывал в Анапе, поэтому четкая ассоциация возникла именно с ней, но в целом как я понял образ условный; как бы то ни было все весьма узнаваемо). Героиня Ольга Вернер — врач-психиатр средних лет, в сезон подрабатывает, выводя отдыхающих из алкогольного помутнения. У нее две дочери, подросток и дошкольница, и муж, тоже врач, который зарабатывает деньги для семьи в горячей точке Африки и с которым практически нет связи. Совершенно неожиданным, практически случайным образом, Ольга сталкивается с потусторонним миром города — оборотни, призраки, русалки и т.п. Причем потусторонние силы хоть в основном и понятные русским и европейцам, но их место в мире и сюжете скорее заставляет вспомнить синтоизм, чем христианство. Вообще, у меня как ни странно возникли ассоциации с аниме* «Код Гиас» — и там и там похожая завязка — древняя ведьма дает герою сверхспособности, чтобы избавиться от бессмертия, и там, и там сверхспособности включают возможность диктовать людям свою волю, и там и там целый клубок мистических и реалистических конфликтов, при чем реальность оказывается, пожалуй, острее и значимее мистики. Разница в том, что сюжет аниме хоть и поднимает жизненные проблемы, но при этом подчеркнуто гротескный и масштабно-политический, здесь же все локально и чрезвычайно жизненно. Ольга вынуждена спасать себя от превращения в зверя и от толпы стремящихся убить ее оборотней, своих дочерей от взявшей их в заложники русалки, а старшую персонально от растления, попутно решать сложные жилищные проблемы своей семьи. Дополнительно идет еще пара линий, в частности одна связана с духами солдат, погибших, освобождая город о фашистов (я все ждал, что эти русские ками как-то помогут героине в ее противостоянии, но эта линия осталась фоновой; тем не менее, она на мой взгляд выводит эту историю на иной уровень, чем если бы ее не было). В общем, — динамичная, жесткая и в то же время добрая история. Развязка основной коллизии прелестна, не могу не отметить, что героиня потом, кровью, насилием и любовью выбила себе право на чудо.

*Кстати, я подумал, что посмотрел бы с интересом близкую к тексту мультипликационную экранизацию этой книги. Для игрового кино все-таки многовато визуальной жести — мертвые девочки, собаки с развороченными пистолетным огнем мордами. А в мультфильме это можно было бы показать так, чтобы получилось жутко, но не отвратительно.

Оценка: 9
– [  3  ] +

Елена Арифуллина «Джулька»

majj-s, 14 января 2023 г. 15:30

Сука-любовь

«Почему этот, а не тот? Почему один опоздает на самолет, которому суждено взорваться в воздухе, а другой всеми правдами и неправдами купит на него билет – последний, между прочим? Почему мой прадед прошел войну от звонка до звонка без единой царапины, а его брат погиб в первом же бою?»

Эти трое подружились еще в институте, теперь работают в одной больнице: реаниматолог, хирург, фтезиатр. Раз в месяц встречаются, чтобы сходить в баню. Никакого «пьянки-гулянки», суровые мужское братство, разговоры за жизнь и о работе — все мы немного лесорубы, в лесу о бабах, с бабами о лесе.

Вот Эдик сокрушается о безмозглых девицах, которые неизвестно каким местом думают, у него лежит туберкулезник в последней стадии, зечара отпетый, весь в наколках — клейма некуда ставить, и фигурально, и буквально. А к нему его тощая Джульеттка что ни день навещать. «Угомонись, дурочка — хочется ей сказать, — Он уже не жилец, а ты с ним свою жизнь погубишь, да еще и сама заразишься». И вот какая удивительная штука, у этого ее Ромочки внезапно немыслимая положительная динамика. Не с чего очаги рубцуются, вчера одной ногой в могиле стоял, а сегодня глядишь — щеки порозовели. Не иначе целительная сила любви.

Или вот есть одна девица, выживальщица. В чем душа держится, тощая-ледащая, второй раз за месяц попадает на операционный стол, оба раза с травмами, от которых человек с куда большим запасом жизненных сил мог бы загнуться, а эта пару дней в реанимации, пару — в общей, потом и вовсе сбегает. И что характерно — оба раза поступает после ДТП с большим количеством жертв, в первый рейсовый автобус врезался в фуру, второй — маршрутка в остановку. На остановке стояла в это время жена одного из друзей, беременная на двадцатой неделе их долгожданной дочерью. В то время, когда реаниматолог Виталий вытаскивал с того света девушку Юлю с татуировкой скорпиона, его жену везли в морг.

Впрочем, об этой девушке друзья не говорят, потому что после такого, им не до совместных посиделок и встреч, как бы Виталю удержать на этом свете. Не говорят, но Максим, рассказчик сопоставляет жалобу соседки скорпионьей выживальщицы по палате на то, что та по ночам кричит: «Ромочка, держись, Ромочка, я все сделаю», со случайно подслушанным телефонным разговором этой Юли. И начинает кое о чем догадываться.

Елена Алифуллина умеет в страшно, вы знаете это, если прочли ее оборотническую историю «Взгляд сквозь пальцы» и зомби-апокалипсис «Последние станут первыми» , если не читали — от души рекомендую. Важнее, что ее жуткие и захватывающе интересные истории не только и не столько о «напугай меня» и «сделай мне интересно».

Проза Арифуллиной всегда ставит героя и читателя перед серьезной моральной дилеммой с довольно жесткой авторской позицией, скорее утилитаристской, чем абстрактно гуманной. «Джулька» отличная история и не про собачку, если вы, как я, не любите рассказов о животных.

Оценка: 9
– [  4  ] +

Елена Арифуллина «Фантики»

Manowar76, 14 января 2023 г. 13:01

Блокада, Холокост. Достаточно тяжелые темы, чтобы их вот так просто заезживать в хоррор-рассказах. Но из раза в раз выясняется, что у наших авторов потрясающее чувство меры и вкуса. Реальные трагедии никогда не служат просто фоном для тупого приключалова или слэшера.

Вот и в «Фантиках» самым страшным оказывается атмосфера блокадного голода. А сам рассказ представляет собой до невозможности трогательную и изящную хронооперу. Практически парадокс «убийства дедушки» наоборот — «спасение бабушки».

Чего бояться: всепожирающего голода.

За такт и трогательность

9(ОТЛИЧНО)

Оценка: 9
– [  2  ] +

Елена Арифуллина «Джулька»

sergej210477, 13 января 2023 г. 17:03

Отличный рассказ.

История про трёх друзей, «мушкетёров», работающих врачами в одной больнице.

Ну, а, вообще-то, классический сюжет про сделку, которую можно заключить с некой злой силой. И, как обычно, мораль этой истории в том, что нельзя договариваться с нечистью, дороже обойдется.

Необычное развитие сюжета. Вроде бы, стандартно, но, обыграно все очень интересно.

Понравились главные герои. Хорошие, дружные ребята. Но, как и в реальной жизни, совсем не идеальные люди.

Понравилась неординарность идеи о сделке с дьяволом, хорошая задумка.

Немного другого я ожидал от финала. Думал, закончится все по-другому. Но, может быть, это и к лучшему, немного отойти от логического и стандартного завершения.

Оценка: 8
– [  3  ] +

Елена Арифуллина «Фантики»

Mo3k, 29 августа 2022 г. 11:03

Коротенькая безделица. Да, местами атмосферно. Постоянно ждешь — что-то случится, но по факту не случается, кроме одного эпизода ближе к концу. Но подобный текст можно написать за день, если достаточно опыта, конечно. Даже тема блокады не сильно трогает (только сам факт голода), хотя она местами и раскрывается.

Здесь опять споры — что ужастик, а что не ужастик — это каждый для себя решит, но как цельное произведение — так себе. Зарисовочка. Другие рассказы на тему войны посильнее будут из той же ССК. Любой.

И да: в детстве прабабка меня тоже заставляла крошки доедать.

Оценка: 4
– [  5  ] +

Елена Арифуллина «Фантики»

drevolaz, 2 июня 2022 г. 09:49

Повествование ведётся от лица двух маленьких девочек разделенных полувековым временным отрезком, из их по-детски наивного монолога, мы постепенно узнаем контекст ситуации. Из мелких деталей, поданных устами ребенка, у нас неспешно выстраивается полная картина происходящего. И это, пожалуй, самая сильная сторона рассказа, чувствуется писательское мастерство. Но есть и ложка дёгтя, а именно сама мистическая составляющая. По прочтении возник вопрос: это что такое блин было?? Этим страдают многие авторы, то есть они вводят в сюжет некий фантастический или мистический компонент, оказывающий на него ключевое влияние, но никак его более не раскрывают! Вот есть такая-то данность и всё тут, живите теперь с этим. Получается пресловутый «рояль в кустах». Если бы не это оценка могла быть выше.

Вообще говоря рассказ в целом короток и не страшен, кроме, пожалуй, одного напряженного момента. Многие по прочтении могут задаться вполне резонным вопросом «А что же он тогда делает в тематическом сборнике?» На это я бы ответил так: такие рассказы на самом деле нужны — чтобы снять напряжение, разрядить обстановку, сделать передышку между чередой «мясорубок». Во истину, это был как глоток свежего воздуха в затхлом подвале, спасибо автору и составителям! Но здесь тоже должна быть мера, например одного-двух таких рассказов на сборник вполне достаточно, больше не нужно.

Оценка: 6
– [  5  ] +

Елена Арифуллина «Фантики»

ДМЧ, 5 мая 2022 г. 14:09

Сложно объективно оценить этот рассказ. С одной стороны, тема блокады – трудная, болезненная, при чтении уже возникает ком в горле, без каких-либо стараний автора. С другой стороны, эта сказка (жанрово – это действительно сказка) не так проста как кажется. Неожиданный рассказ для такого сборника. За неожиданность прибавлю балл, и за открытое обращение к этой теме. Мне думается, чтобы писать о блокаде, нужна большая вера в свои силы.

Оценка: 8
– [  3  ] +

Елена Арифуллина «Последние станут первыми»

majj-s, 27 мая 2020 г. 11:20

ДАЛЬШЕ ЖИТЬ

...Почему каждый раз, когда последних пытаются сделать первыми, улицы покрываются трупами?...

Год и месяц назад начала ждать эту книгу. С того дня, как прочла «Взгляд сквозь пальцы«и узнала, что у автора почти уже дописан следующий роман, «Последние станут первыми». Не случись подлой ковидлы, мы бы уже и под обложкой эту книгу увидели, но обстоятельства сложились так, а не иначе.

А Елена Арифуллина начала выкладывать роман частями на своей страничке Фейсбука. Создав островок стабильности посреди океана глупейшей неопределенности, в котором все мы барахтаемся с начала пандемии. Когда стану вспоминать свою весну 2020, мысленно разнося по колонкам плюсы и минусы карантинного сидения «Последние...» будут в числе первых (простите за невольный каламбур).

То был удивительный опыт. Отчасти возможность ощутить себя читателем диккенсовых времен, ждущим очередного выпуска «Пиквикского клуба». Частью вспомнить раннюю юность с волной счастья, что окатывала, когда в почтовом ящике находился номер одноименного журнала. Золотому правилу: обрывать главу на самом интересном месте, Елена следовала неукоснительно, умело подогревая нетерпение. Такая диккенсиана цифровых времен.

О чем книга? Ну, с одной стороны неожиданно актуальная, об изменившемся в одночасье мире. С другой — ожидаемо утешительная: что могло быть хуже. Но по порядку. Героиня, сорокалетняя бездетная привлекательная Ирина врач-психиатр (да, я тоже подумала: ну вот опять, где элемент неожиданности?). Но каждый пишет, как он дышит, а когда Арифуллина говорит о психиатрии — это речи специалиста. Что до элементов неожиданности, то уверяю, здесь их будет достаточно.

Итак, маленький южный приморский городок. Ирина перебралась сюда совсем недавно, еще не успев обзавестись связями. Да и не нужен был никто, кроме него. Пока он был жив. Возлюбленный героини погиб незадолго до описываемых событий. И теперь она не хочет жить. Зачем? Хотя зачем, более-менее ясно. Чтобы помочь матери Игоря поставить на ноги его сына. Двенадцатилетний мальчишка — все, что осталось в мире от любимого.

Она тянет потихоньку лямку в районной психиатрической клинике, живет в съемном полуподвале с единственным достоинством, символической платой, навещает по выходным несостоявшуюся свекровь с мальчиком в их станице. С каждым днем глубже погружаясь в пучину клинической депрессии, которую с профессиональной отстраненностью диагностирует у себя.

Все изменится в один день. Хотя, сказать, что ничто не предвещало, нельзя. Были-были тревожные звоночки, на которые никто, кроме нее — психиатра, обходящего пациентов на дому — не мог бы обратить внимания. Да и она ведь никак не связала странностей предпоследнего дня. Соединит кусочки пазла после. И первой воссоздаст связную картину происшедшего.

Пересказывать не буду. Скажу лишь, что будет по-настоящему страшно и жутко интересно. И трогательно. И умно. И с потрясающим финалом (не знаю, как вы, а я ценю в книгах правильную завершенность)

Оценка: 9
– [  1  ] +

Елена Арифуллина «Взгляд сквозь пальцы»

gavrilka72, 5 июля 2019 г. 01:21

Очень понравилась книга . Хотела прочитать ее ещё когда вышла в бумаге , но посчастливилось только сейчас . Всё , что я могла бы сказать , уже написали авторы предыдущих рецензий .

Присоединяюсь ко всем похвалам .

Оценка: 10
– [  3  ] +

Елена Арифуллина «Хранитель перехода»

ужик, 14 июня 2019 г. 13:00

Это второе произведение Арифуллиной, которое я прочитала. Вывод: автор пишет зрело, ярко, убедительно, талантливо и психологически достоверно.

Жаль, редко )

Сюжет рассказа, к сожалению, не нов. Да и основная мысль, так сказать, само предназначение «Хранителя перехода» для меня показалось не совсем убедительным. Но мир в рассказе описан отлично, герои очень яркие, нешаблонные, сама ситуация безусловно трогает. В общем, рассказ сделан так, как будто предполагается громадный запас прочности. Никакой условности, как-будто перед глазами проносится кусочек чужой жизни.

Я прочитала рассказ с удовольствием. И, повторюсь, мне хотелось бы чтобы Арифуллина писала (и печаталась) чаще.

Почему не 10 — все-таки не ново и... Автор слегка немного кровожаден, что ли... При чем, чернушности произведению это не придает, но вот лично меня погладило против шерсти.

Оценка: 8
– [  3  ] +

Елена Арифуллина «Взгляд сквозь пальцы»

ужик, 18 апреля 2019 г. 14:33

Книга о том, как в интеллигентной, воспитанной женщине просыпается звериное начало.

Ольга Вернер — врач-психиатр, нарколог из семьи потомственных медиков. Она — разумная женщина, бережет семью, не конфликтует с начальством.

Она едва сводит концы с концами на полторы ставки, плюс работает за медсестру, плюс подрабатывает на скорой, плюс шабашит по ночам с риском для жизни — выводит из состояния психоза буйных алкоголиков. На руках у нее двое несовершеннолетних дочерей. Живет в съемной квартире, потому что деньги ее семья потеряла на жилищной афере. За аферой стоял главврач больницы, где она работает. Муж уехал в Африку зарабатывать деньги, с тех пор от него нет вестей.

Последней каплей становится дар оборотня, полученный Ольгой случайно. Через 40 дней она превратится в лису-кицунэ окончательно, и ей придется оставить семью, детей, мужа, нерешенную жилищную проблему... 40 дней на то, чтобы либо снять проклятие, либо максимально обеспечить будущее детей, чтобы они не попали в детский дом, не оказались на улице, чтобы о них кто-то позаботился.

Раньше Ольга действовала взвешенно и ответственно, ведь у нее дети. Не попрекала мужа за решение отдать деньги аферистам. Ведь надо сохранить семью. Не конфликтовала с главврачом. Ведь надо где-то работать. Одевалась неброско, недорого — ведь на улице цигане, а ей и ее детям еще жить в этом городе.

А теперь оглядываться на «ей еще...» Ольге смысла нет. Все — или ничего. В казалось бы неразрешимой ситуации Ольга больше не действует интеллигентно и разумно. Она убивает. Она не руководствуется разумом или лисьей хитростью. Она руководствуется инстинктом — уничтожить угрозу ее жизни и жизни ее детей.

Мне было очень грусно читать о враче-психиатре, «целителе душ», да еще и влалеющей какими-то гипнотическими навыками, которая убивает других людей и считает себя в своем праве. Человек должен руководствоваться разумом, Ольга идет на поводу у страха и инстинктов.

Книга очень яркая. Язык — выше всяких похвал. Герои живые, яркие, мотивированные. Но автор просто отлично пишет о том, что знает — работа психиатра, будни медика, быт, жизнь. А если выходит за зону комфорта — сразу плывет. Ну как можно не услышать звуки выстрелов от двух разряженных обойм из пистолета, если рядом идет народное гуляние (повышенные меры безопасности, нет?) а в парк рядом не зашел ни один человек «в кустики», ни одна парочка «посмотреть на звезды»? Есть и другие сюжетные ляпы. Ну и финал — на мой вкус он слишком уж «всем сестрам по серьгам».

Но книгу стоит читать. Дебютный роман Арифуллиной как бы обещает много приятных минут за чтением следующих книг автора.

Оценка: 8
– [  4  ] +

Елена Арифуллина «Взгляд сквозь пальцы»

пан Туман, 14 апреля 2019 г. 17:59

Книгу очень трудно отнести к какому-то определенному жанру — то ли городское фэнтези, то ли магреализм, то ли современная сказка для взрослых (помните сюжет, как нищенка проклинает жадную гордячку? Ну вот тут примерно так же, только без гордячки). От умершей в подъезде бомжихи Ольга Вернер, которая на своё несчастье проходила мимо, получает проклятье. То есть, поначалу ни о каком проклятии речь не идёт, у нас тут самый что ни на есть реалистичный реализм в зачине, а вот потом героиня внезапно начинает зарастать рыжей шерсткой, начиная с щиколоток, у неё пропадает отражение, а на смену ему в зеркала приходит лисья морда. Очень быстро выясняется, что через сорок дней Ольга станет лисой, если, конечно, не найдет способ избавиться от «подарочка».

На одном только поиске избавлении сюжет не сосредоточен. Теряя по капле привычный облик, Ольга открывает для себя мир, куда ход простому человеку невозможен. Мир оборотней-лис и оборотней-псов, утопленниц-морян, мятущихся призраков и прочих, прочих, прочих. Нашлось место даже для эльфов, хотя на мой взгляд с ними автор уже переборщила (сам по себе эпизод хорош, а идея о «реинкарнации» подменышей одновременно и жуткая, и интересная, только это сваливает «Взгляд...» уж совсем в эклектику, где кондовые сидхи соседствуют с призраками моряков-черноморцев). Потусторонних сущностей много, проблем у них тоже немало, а решать всё приходится Ольге, которой и так нелегко приходится.

Большая часть проблем Ольги Вернер носит бытовой характер. Нет вестей от мужа, уехавшего на заработки в далекую страну, Ольга вынуждена одна тащить двух дочек, всё время пропадая то на работе, то на подработках, поэтому на детей времени не остается, они отдаляются... Бытовые эпизоды — один из главных козырей романа. Реализм тут плотненький, достоверный, самую малость чернушный и очень богатый на детали, особенно в медицинской части (героиня — психиатр и нарколог). Немного даже жаль, что мистико-фэнтезийное начало в книги преобладает, убрать его или немного ограничить в проявлениях, вышла бы сильная драма про сильную женщину, которая ради детей и покалечить может. Но поскольку у героини есть оборотень внутри, которому покалечить или убить проблем не составляет, оборотень этими неприглядными делами и занимается, а активная и решительная поначалу Ольга вдруг становится пассивным наблюдателем, хотя и сама могла бы кого надо обрезком трубы по затылку огреть или, скажем, применить профессиональные навыки.

Вообще, с оборотнем у Арифуллиной во второй половине не получилось. Вернее, получилось совсем не то. Из страшного проклятия он превратился в дар, этакую палочку-выручалочку, которая действует кроваво, конечно, но очень эффективно, да и морально-нравственных терзаний не испытывает. В результате роман солидно так уходит от первоначальной темы «Если я стану оборотнем, что станет с моей семьей?» куда-то в сторону «Решаю все когтями и клыками». И эта метаморфоза впечатление смазывает, но незначительно, потому что во всем остальном «Взгляд сквозь пальцы» книга хорошая, а если учесть, что для автора это дебют, так и вовсе отличная.

Оценка: 7
– [  8  ] +

Елена Арифуллина «Взгляд сквозь пальцы»

Shean, 8 июня 2018 г. 19:07

вот на удивление ХОРОШАЯ книга.

Вот на каждом уровне, от скорлупы к ядру — везде.

Написана ясным, внятным языком. Грамотно сбалансированный сюжет. Не совсем топорный — но и не перекрученный. Как минимум одно из больших ружей на стене выстрелило холостыми в потолок — ну а почему бы и нет; должно ж героям и везти иногда само собой.

Достаточно простые, почти монохромные, персонажи, но при своей простоте вполне правдоподобные.

Идеально сбалансированный месседж. Героиня этически безупречна, при этом совершенно не ангел, и далека от непротивления злу. С противлением как раз все очень хорошо.

Что есть в результате — книга, которую не очень сложно будет читать даже неопытному читателю; но которая не отвратит читателя опытного.

Оценка: 8
– [  2  ] +

Елена Арифуллина «Хранитель перехода»

Ny, 15 августа 2016 г. 11:01

Автор основательно, даже я бы сказал — излишне подробно для небольшого рассказа — прописала своих героев и окружающий их мир. Да, сразу веришь, что она такая-то, а он такой-то. Да, очень хорошо представляешь этот переход, повседневную толкотню. И очень точно передано то особое ощущение, возникающее в жизни, когда надо бы остановиться, что-то сделать, вмешаться, но вроде бы как некогда, не вовремя, недосуг. И лишь потом понимаешь, что всё-таки поступил неверно, только уже безнадёжно поздно. Пишет Елена Арифуллина убедительно.

Обкатка идеи, на первый взгляд, тоже на уровне: что там за порогом смерти? Хочется же верить, что не можешь просто так исчезнуть. Должен же человек БЫТЬ и заниматься чем-то важным. Даже после кончины. Но, к сожалению, таких рассказов с сюжетом типа «жук в янтаре» (когда герой вдруг оказывается в незнакомом месте со странными законами природы и не может его покинуть, гадая жив или нет) даже в советское время хватало. Допустим, первое, что пришло на ум из аналогичных вещей — ставшая почти классической «Сказка королей» Ларионовой. Поэтому все трогательные сцены о домике в степи, где «встретились два одиночества», и разговоры «пост сдал — пост принял», конечно уместны и положительны, но несколько потёрты от повторов и, на мой взгляд, наивны. Не до пошлости — конечно, нет, но до обыденности уж точно. Кроме того, я совсем не увидел искренности за отношениями героев. Ну какую же он проявил о ней «заботу», лишь донеся пару раз до кровати и накормив? Совсем не заметил настоящих, внутренних причин для рождения глубокого чувства между столь серьёзными, попробовавшими жизнь людьми. Здесь скорее сиюминутный порыв, коварство физиологии и желание забыться друг в друге. Дальше, название рассказа слишком прямолинейно намекает на очевидный сюжетный ход — мол, переход — не просто переход, а собака — не просто собака. Ну очень уж легко догадаться, а это сминает впечатление от последующих событий. Может быть, ещё за мужчиной закреплено слишком много образов — филин, собака, супергерой, инвалид. Не успеваешь фиксироваться, даже мелькает мысль «А не наплёл ли он ей?».

Неплохо для среднего проходного рассказа-мистики, но на современный магреализм это как-то слабо тянет. Нечто подобное по обстановке и ощущениям, но с уклоном к боевику любил писать в 90-ых Евгений Гуляковкий. Да и нынче почти каждый начинающий автор выдаёт 1-2 рассказа про то, как он и она встречаются на пороге жизни.

Написано хорошо, но не хватает новизны.

Оценка: 6
– [  7  ] +

Елена Арифуллина «Взгляд сквозь пальцы»

eloiza, 29 февраля 2016 г. 21:19

Да, я трижды люблю эту книгу!

Как читатель, которому дали вкуснейший текст, написанный чистым, богатым, живым русским языком. Сюжет кажется простым, но развивается по нарастающей, держит в напряжении и не отпускает до последних строк. История ложится на душу, как своя, родная и близкая. Герои... Это прекрасные герои, каждый ярок и индивидуален. Ольга, её чудесные дочери, харизматичнейшая такса Макс, второстепенные персонажи от коллег-врачей до пациенток и санитарок — все они настоящие, харАктерные, тщательно прорисованные. И даже муж героини, который находится «за сценой» — великолепный, присутствующий и чувствуется, насколько любимый.

Как врач, которому так близки проблемы героини. И мизерная зарплата, и поиск подхода к каждому пациенту, и взгляд на мир через призму того, что многие зовут профдеформацией, а мы сами — просто «работой», и та жуткая усталость, которая копится на работе, и то, как наша профессия плотно переплетается с нашей жизнью и даже проникает в лексикон наших детей. И главный принцип, без которого никуда: «Светя другим, сгораю сам». Книга пропитана этим горьким и жизненно необходимым принципом от первой до последней строки.

И конечно, как заядлый собачник! Ну не могу я не поблагодарить автора за восхитительного Макса, написанного с величайшей любовью (не сочтите за спойлер, но именно такса Макс — звезда кульминации романа, обеспечивающий читателю небывалый катарсис). Спасибо, мой дорогой автор, за все эти мелкие фишечки собакообладателя в романе: от хозяйской рубахи, которая достаётся Максу в разлуке с хозяином до мастерски донесённых метаморфоз главной героини сквозь призму восприятия собаки.

Очень рекомендую к прочтению этот живой, очень жизненный и несмотря на все ужасы, что пришлось пережить героине, всё-таки очень добрый роман с каноническим построением сюжета, в котором герой проходит через нелёгкие испытания ради чего-то настоящего, и в итоге добро побеждает зло. Если честно, мне этой канонической схемы в нашей жизни очень не хватает.

Оценка: 9
– [  3  ] +

Елена Арифуллина «Хранитель перехода»

kukolnik, 30 апреля 2015 г. 10:34

Идейно-эстетически рассказы Арифуллиной связаны с «большой» прозой писательницы. В некоторых из них героиня, как и в романах (я уже глянул по диагонали и книгу «Первые станут последними»), работает на медицинском поприще. Это придает словам повествователя какой-то доверительный оттенок, потому что врачи и священники/учителя ближе всего к душе и телу человецей. Вторая стихия всех четырех рассказов — исторические мотивы: связь истории с современностью, память поколений и пр. То есть то, что меня привлекло и в первом романе Е.Арифуллиной. Менее всего приглянулся «Странник», хотя и поразил неожиданностью развязки. Может потому, что я небольшой (мягко говоря) любитель компьютерных игр и не понимаю игроманов. Хорошо написан рассказ «Взявшись за меч». Сюжетный ход с перемещением нашего современника/современницы в тело человека из минувших эпох, конечно, не нов. Но попытка соединить судьбы двух совершенно различных по менталитету, уровню образования женщин, да еще проба разгадать секрет происхождения Орлеанской Девы любопытны. А вот «Дядь-Шура» и «Хранитель Перехода» меня просто потрясли. Двумя штрихами нарисовать судьбу старика-ветерана, человека, так и не вышедшего с поля боя, продолжающего оставаться на огненном рубеже, пылавшем и громыхавшем семьдесят лет назад — это не каждому под силу. Прозе Арифуллиной присущ психологизм. О «Хранителе Перехода» нельзя говорить равнодушно. Рассказ напомнил мне финал «Отцов и детей»: «Есть небольшое сельское кладбище в одном из отдаленных уголков России...» Любовь за гранью смерти, последнее прости, осознание запредельности... Почему-то казалось, что героиня таки вернется назад, сюда, в реальность. Что все, происходящее с нею — это больной бред, что ее отпустят закончить незавершенные дела. Но нет, автор не захотела погрешить против правды смерти.

Оценка: 10
– [  5  ] +

Елена Арифуллина «Последние станут первыми»

kukolnik, 30 апреля 2015 г. 08:07

Однажды утром Ирина Петровна, психиатр из небольшого провинциального городка, проснувшись, вышла из своего полуподвала на улицу и обомлела. Вокруг неё творилось нечто непонятное. Почти все горожане превратились в подобие зомби. Что произошло и как выжить в этом кошмаре? А ведь на ней еще и лежит ответственность за сына ее погибшего возлюбленного, паренька-подростка, затерявшегося среди живых трупов.

Роман Елены Арифуллиной «Последние станут первыми» отчасти напоминает первую книгу писательницы «Взгляд сквозь пальцы» (это произведение даже вскользь упоминается в тексте, становясь определенного рода интертекстуальной отсылкой). Возможно, потому что героини обоих романов по профессии медики-психиатры. Правда, во «Взгляде...» профессиональные вопросы не играют самодовлеющего значения для сюжета. А вот в «Последних...» это становится основой конфликта. Показаны будни провинциального врача, ведущего приемы, проводящего обходы пациентов на дому. Наблюдения над человеческой природой (в первую очередь, психикой) позволяют героине делать выводы, примерять/сопоставлять судьбы больных со своей собственной судьбой.

Снова мы видим, мягко говоря, неустроенную в жизни женщину. Это уже стало фирменной фишкой Арифуллиной. В отличие от большинства своих коллег по перу она не пишет «розовые сопли», проведя героиню через испытания, не приводит её к счастливому финалу в объятиях мускулистого красавца. Да, чуточку счастья и радости Ирине таки отмеряно. Но большая часть всего этого, увы, в прошлом, а впереди тихая (наверное, таки не совсем) пора увядания. Понятное дело, что охотниц на такое чтение немного, равно как и толпы издателей не торопятся опубликовать эту превосходную по замыслу и исполнению прозу.

На этот раз автор обошлась без исторических экскурсов (а жаль, это у неё неплохо получается). Ретроспекции, повествующие о детстве, юности и зрелой поре Ирины, не в счет. «Изюминка» романа в том, что писательница предприняла небезуспешную попытку соединить жанр психологического романа с научно-фантастическим. Объяснения феномена произошедшего в городке лежат в области научно-технических экспериментов с облучением. Люди становятся куклами в руках как равнодушных ко всему исследователей, так и созданных в результате экспериментов «сверхчеловекам». В этом плане следует заметить, что выпукло и подробно выписаны как герои, так и второстепенные персонажи, о каждом из которых можно, выражаясь словами Гегеля, сказать «этот» (суть реализма, согласно Энгельсу).

Необычная книга с прекрасно воссозданой атмосферой иррационального ужаса, что отчасти сближает книгу Арифуллиной с некоторыми произведениями Стивена Кинга. А еще здесь отчетливо звучат трубы ангелов, возвещающих о начале апокалипсиса. Так что роман «Последние станут первыми» можно назвать не пост, а предапокалипсисом. Несмотря на позиционируемый автором агностицизм, произведение буквально пропитано библейским духом. Как раз апокалиптикой, предчувствием Страшного Суда, темой страданий, как искупления вины за чьи-то грехи, праведности ложной и истинной. Героиня представляется некоей женской ипостасью многострадального Иова. Только вот Господь, отобрав у нее почти все, взамен дал только мальчишку да собаку (хотя для счастья ей и того хватает).

Оценка: нет
– [  9  ] +

Елена Арифуллина «Взгляд сквозь пальцы»

kukolnik, 30 апреля 2015 г. 08:06

Сорокалетняя мать двух дочерей, «соломенная вдова» и психиатр по профессии Ольга Андреевна случайно получает последний дар от лисицы-оборотня. За сорок дней ей нужно три раза обрадоваться своим новым способностям и заставить кого-то порадоваться тому же. Иначе она окончательно превратится в оборотня. Удастся ли выполнить это нелегкое условие или пора рыть лисью нору?..

Роман Елены Арифуллиной «Взгляд сквозь пальцы» написан в жанре городского фэнтези и является прекрасным образцом того, что получило название «магического реализма». Здесь тонко переплелись быль и небылица, явь и навь. Небольшое по объему произведение смогло вместить в себе несколько временных пластов и множество судеб, при этом сочетая острую социальную направленность с тонким лиризмом. Поэтому его с полным основанием можно назвать именно «романом», а не большой повестью, каковыми и являются большинство из современных произведений, именуемых романами. С оговоркой, что это «уплотненная проза».

«Движущаяся панорама событий» книги охватывает пять пластов времени: «древность» — средневековая Япония, «давным-давно» — события дооктябрьского периода и первых послереволюционных лет, «былое» — Великая Отечественная война, «недавно» — «лихие» девяностые годы и «сейчас» — наше время. И все эти периоды неразрывно связаны друг с другом, перекликаются и переплетаются, а не существуют сами по себе. Генетическая память, связь поколений, долг перед предками – это то, на чем базируется нравственная компонента романа. Понятие нравственности, морали для героини (и автора, само собой) отнюдь не пустой звук. Именно неравнодушие Ольги, ее способность чувствовать и сопереживать помогает, на наш взгляд, сохранить в себе человеческое начало и выйти победительницей из непростой, практически патовой ситуации. Вернее, нескольких ситуаций. Потому как перед героиней стоит задача не только выжить в «человеческом облике», но и просто выжить.

Судьба Ольги – это типичная доля многих из представителей интеллигенции, не сумевших приспособиться к новым, «рыночным» условиям. Став жертвами финансовой аферы нечистоплотного руководства, Ольга и ее муж Геннадий оказались почти на грани. Подработки, «калым», мелкие и крупные сделки с совестью – то, через что пришлось пройти в 90-х многим. Не все и справились с ситуацией, потеряв имущество, работу и даже самое жизнь. К счастью, Ольга и Гена достаточно талантливые врачи. Арифуллина со знанием дела описывает будни медиков, их нелегкий, а порой и довольно неприглядный на вид труд. Эпизоды выведения Ольгой пациентов из белой горячки описаны жестко, даже не без излишнего натурализма. Вообще, «явь» в романе какая-то тяжелая, беспросветная.

Тем ярче и контрастнее картины «нави». Здесь тоже использован принцип историзма. Колоритны сцены средневековой жизни японской лисицы-оборотня, глубоко драматичны истории жизни старухи Прохоровны, обреченной на вечную жизнь за людоедство, медсестры Татьяны, покончившей жизнь самоубийством из-за той же истории с финансовыми махинациями главврача и превратившейся в морену, девочки-привидения Полины, ставшей жертвой обольстителя-насильника. Прекрасно выписан образ безымянного матроса, не упокоившегося со времен Великой Отечественной, великолепен домовой Тихон. Небольшим диссонансом здесь, думается, стал эпизод с эльфом, подселившимся в тело человеческого младенца. Данный персонаж не очень хорошо вписывается в систему «домашней» нечисти (как ни странно, японка кицунэ не смотрится таким инородным элементом).

Печальная сказка (или быль со сказочными элементами), доказывающая, что терпение и труд таки и впрямь все перетрут.

Оценка: 9
– [  6  ] +

Елена Арифуллина «Хранитель перехода»

Green_Bear, 27 ноября 2014 г. 17:53

Данный рассказ, пожалуй, является квинтэссенцией излюбленных сюжетных приемов, поднимаемых вопросов, композиции и стилистики в творчестве Арифуллиной. Это и балансирование на грани между мистикой и магреализмом, когда воедино складываются элементы городского фэнтези, биографической прозы и мистические мотивы. И постоянное использование медицинского опыта, и отражение неприглядных реалий отечественного общества. Но также эта квинтэссенция включает в себя умение биться до конца, сражаться, защищая любовь, семью, отчизну. Тайну простого и светлого счастья, сплетенного из душевной близости, доверия и жертвенности.

Примечательно, что несмотря на меняющиеся внешние декорации, подлинным местом действия как этого, так и других рассказов Арифуллиной, является душа героев. Тот незримый уголок, где из воспоминаний, мыслей и мечты рождаются зыбкие мимолетные картины, написанные отчаянием и верой, решимостью и сомнением, яростью и любовью. Даже легкая поспешливая неряшливость нисколько не портит рассказ.

Итог: до боли живая история, сложенная из мистики, прозы и магреализма.

Оценка: 9
– [  3  ] +

Елена Арифуллина «Странник»

Green_Bear, 27 ноября 2014 г. 17:52

Противоречивые впечатления вызвал этот рассказ. На фоне современной зарисовки, психологического этюда, обретают плоть и кровь скандинавские мифы. В литературном плане, стилистически и композиционно, он отшлифован более тщательно, чем остальные рассказы сборника. Лаконичность и гладкость слога ускоряют развитие сюжета.

Однако второй слой полноценно проявляется лишь в самом конце. Потому полноценно раскрыться конфликт между серой обыденностью, торопливым равнодушием, жалким одиночеством с одной стороны, и яростной силой, огромной жертвенностью и непреклонной решимостью с другой, попросту не успевает. Компьютерная же часть декораций изобилует мелкими техническими огрехами, так как достоверность принесена в жертву аллегорическим условностям.

Итог: интересная, но спорная зарисовка.

Оценка: 7
– [  3  ] +

Елена Арифуллина «Дядь-Шура»

Green_Bear, 8 июля 2014 г. 10:55

Даже спустя десятки лет не затихли отзвуки великой войны. Пылают вечные огни, грозно смотрят в небо с постаментов танки и пушки. И живы до сих пор ветераны, прошедшие через огонь, кровь и железо.

Автор смешивает наше время и прошлое, оживляет забытые строчки, заставляет оглянуться и внимательнее посмотреть вокруг. Как посмотрела главная героиня рассказа, психиатр, столкнувшаяся со странным ветераном. Мелкие бытовые и жизненные штрихи придают истории рельефность, делают ее пронзительной и сильной. Характеры, ситуации, жесты и поведение. Это невозможно подделать или придумать, только поймать в реальной жизни. На таком фоне фантастическое допущение выглядит слабым и ненужным. Уже и так пробивает мороз по коже, уже и так хочется склониться перед выжившими солдатами, чтобы отдать долг их мужеству. Мужеству тех, кто отдал жизни за наше будущее.

Вечная память советским солдатам, погибшим в Великой Отечественной.

Вечный покой.

Итог: жизненная история, сочетающая врачебные, мистические и фронтовые мотивы.

Оценка: 8
– [  5  ] +

Елена Арифуллина «Взявшись за меч»

Green_Bear, 7 июля 2014 г. 18:28

Вновь, как и в других рассказах, у Арифуллиной получился добротный психологический этюд. Он основан на историческом материале, относящемся к периоду Столетней войны между Англией и Францией.

Что доносит ветер из тех времен? Дым горящих замков, грохот сражений между разномастными отрядами королей, феодалов и просто бандами. А еще истории о чести и доблести, о вере и силе. Например, про Орлеанскую Деву. Девушку, ставшую знаменем освободительной войны и вдохновившую солдат на победу. Подарившую королю корону, преданную и сожженную англичанами. Так написано в книгах. Но так ли было на самом деле?

Автор очень бережно относится к исторической достоверности, лишь порой дозволяя вольность в выборе версий. Зато ярко и пронзительно раскрашивает сухие строчки хроник. Взявшись за меч, не оборачиваются назад. Поставив перед собой цель, не отступаются из малодушия. Небольшой рассказ подобен портрету, на котором запечатлена суть подвига Жанны д'Арк, суть кровавой и жестокой эпохи.

Итог: красочная зарисовка о Столетней войне.

Оценка: 8
– [  12  ] +

Елена Арифуллина «Взгляд сквозь пальцы»

Green_Bear, 5 мая 2014 г. 17:52

Когда над прибрежным Городом восходит луна, на улицы его ложатся таинственные тени. Взгляните на них сквозь пальцы. Под угрожающий рокот морского прибоя у берега чутко дремлют погибшие солдаты. Блестит влажный Русалкин камень — место, где можно встретить моряну. Воют оборотни в парке, тихо тоскуют призраки на кладбище.

Город застыл на грани между мистикой и магическим реализмом, традиционный фольклор смешан с современными реалиями. История с первых же страниц затягивает удавку обстоятельств на шее главной героини, врача Ольги. Изматывающая работа, бедность, проблемы с детьми, разлука с мужем. Автор прописывает реалистичную сторону убедительно, подкупая искренностью и пугающей достоверностью. Зарисовки из врачебной практики, россыпь медицинских фактов, привычка оценивать людей через призму диагнозов и симптомов. Честно говоря, пожелай Арифулина — она бы могла написать отличную книгу о жизни медиков.

Героиня Ольга — врач-психиатр, а потому проблемы второстепенных персонажей раскрыты максимально жизненно и полно. Отдельные эпизоды, иногда светлые и счастливые, иногда пронзительные и трагические, нанизаны на общую нить сюжета, придавая ему объем. Сам сюжет, несмотря на отдельные недостатки — слишком простые решения, получился крайне увлекательным. Градус конфликта и безысходности повышается с каждой страницей, заставляя читать все быстрее, чтобы прикоснуться к развязке. Чтобы узнать, кто победит в гонке-схватке между кицунэ и человеком. Чтобы увидеть, в кого превратится героиня.

Итог: хорошая врачебная проза со слоями мистики и магреализма.

Оценка: 8
– [  12  ] +

Елена Арифуллина «Взгляд сквозь пальцы»

Адреналинкс, 20 января 2014 г. 00:21

«Я бы осталась человеком, живи я этажом ниже» — фраза, с которой начинается дебютный роман Елены Арифуллиной.

И начинается с лукавства – человеком-то героиня осталась... Впрочем, по порядку. Ольга – психиатр и мать двоих дочерей – в результате досадного стечения обстоятельств становится оборотнем. А именно – лисой-кицунэ, японской нелюдью, известной также, как красавица Хино Изуми. Не спешите закрывать книгу. Никаких завываний на луну, никаких кровавых пожираний невинных младенцев здесь нет… Зато есть две четкие цели: спастись самой от окончательного превращения в животное и спасти дочерей от утопленницы Татьяны-моряны.

Чем меня в числе прочего поразила эта книга – подкупающей обыденностью, на фоне которой действительно веришь в невероятное. Вот Ольга тащит домой тяжелую сумку, вот мчится на очередной вызов, а где-то между делом бреет щиколотки, избегает зеркал и косится на ракушечный кораблик – прибор, измеряющий ее шансы на спасение.

«Хочешь человеком остаться — обрадуйся, что оборотнем становишься. Да не один раз, а трижды. А четвёртый раз пусть обрадуется тот, кто тебя любит — от всей души» — и на все про все 40 дней.

Казалось бы – нелепица полная, но автор – психиатр. И видится мне в условии, выставленном героине два психологических момента:

- Умей находить свет даже в полнейшей темноте.

- Отпусти, чтобы найти.

Замечали парадокс – проблема отступает, когда перестаешь на ней зацикливаться? Думаю, здесь произошло нечто подобное. Героиня нашла светлые моменты в своем положении, искренне порадовалась звериной сущности – да и как не порадоваться? Не живи в ней лиса-кицунэ, не уберегла бы она дочку от подонка. Не вырвалась бы сама от насильника. Не вернула бы украденные деньги и, опять же, не спасла бы дочерей. И ведь большинство неприятностей, которые случились с героиней, произошли бы в любом случае, независимо от оборотня. Но не стой за ней кицунэ, Ольга бы не справилась! Тут поневоле лису полюбишь.

К слову, полюбила ведь – так, что не захотела отпускать. И финальный аккорд воссоединения Ольги и Изуми-сан делает хэппи-энд не таким уж однозначным – как уживутся-то? И дело даже не в том, что одна – человек, а другая – призрак. А в том, что обе – очень сильные личности. Сейчас – одна смирилась и покорилась, но что будет дальше?

Впрочем, есть у Ольги еще один источник силы, кроме лисы-Изуми, — Энергия рода. Именно так, с большой буквы. «…моих нет, и помнить их кроме меня некому. Ты помни, ладно?» Помни, помни… — постоянно повторяет бабушка Стефа маленькой Оле. И Ольга помнит. Спустя годы. Потому и ставит памятник на берегу героям-десантникам, среди которых – и ее двоюродный дед Анджей Зелинский. И, я думаю, эти бабушкины истории, всплывающие среди творящегося безумия, эта память о роде и помогает ей, если не спастись полностью, то хотя бы остаться человеком. Обуздать зверя в себя. Приручить, даже. А это – огромный шаг к победе и сейчас, и в будущем.

И напоследок – не могу не отметить незамутненной радости дочери от известия, что мать превращается в лису. Перед такой непосредственностью отступят любые чары.

Как уже говорилось, «Взгляд сквозь пальцы» — дебютный роман автора. Дебют превосходный, я считаю. Ждем новых книг.

Оценка: нет
– [  19  ] +

Елена Арифуллина «Взгляд сквозь пальцы»

coleebree, 30 ноября 2013 г. 19:23

Сюжет романа несмотря на всю его фантастичность, знаком до боли всякому, кто пережил 90-е, будучи уже сознательным взрослым человеком. Женщина средних лет, профессионал, борется за выживание своей семьи. Одна за всех, одна против всех. Постепенно теряет лицо, но находит в себе силы остаться человеком.

Подобные сюжеты (без фантастической составляющей) были очень популярны в 90-х, а потом, казалось, жизнь все-таки изменилась. Весь ужас в том, что действие романа происходит в южном провинциальном городе у моря в наши дни. Когда смотришь «сквозь пальцы» на нынешнюю благополучную вроде действительность, осознаешь, что по сути ничего не изменилось за двадцать лет. Люди все так же не живут, а выживают; так же «кидают»; так же исчезают без следа или озлобляются, на глазах превращаясь в оборотней. И может быть стало даже еще хуже, потому что тогда была надежда, что все это временно, а теперь… Нет ничего более постоянного, чем временное.

Читая роман, испытываешь беспрерывный стыд за то, что у нас (на постсоветском пространстве) высококлассные врачи, уважаемые во всем мире, вынуждены прозябать в нищете, что человек чувствует себя незащищенным, и нет никакой уверенности в завтрашнем дне. Интеллигентному человеку, такому как героиня романа Ольга Вернер, остается лишь уповать на то, что когда-нибудь в нем поселится оборотень, и тогда он сможет постоять за себя, отомстить своим обидчикам и восстановить справедливость.

Есть что-то жуткое в том, как она спокойно воспринимает свое перерождение и методично, без истерик и слез готовится переродиться. Ей не на кого положиться. Муж — пропал где-то в Африке, бабушка и родители давно умерли. Друзей, настоящих друзей, которые поддержали бы ее в трудную минуту, у нее нет. Есть дети, но не может она посвятить их в свою тайну. Одиночество, неустроенность, молодость, утекающая сквозь пальцы. И крохи доброты, которые героиня получает от случайных людей в ответ на свою доброту. Только это и помогает ей пройти свой квест до конца.

Финал поначалу внушает оптимизма. Героиня думает, что выжила и осталась человеком, но так ли это на самом деле? Можно сохранить лицо после всего, что с ней произошло, а как насчет души? Можно ли сохранить душу, после всего, что она натворила? Да и верят ли психиатры в существование души?

Жесткий, умный, правдивый, местами избыточно натуралистичный роман, который бьет по болевым точкам. Замечательный дебют. Случись он на пятнадцать-двадцать лет раньше, то Елена Арифуллина, как мне кажется, была бы известна сейчас не меньше, чем Мария Галина.

Оценка: 10
⇑ Наверх