fantlab ru

Нина Петровская

Нина Петровская
Страна: Россия
Родилась: март 1879 г.
Умерла: 23 февраля 1928 г.

Псевдонимы:

А-дский

Н. П.

Н. Останин

П.

Сергей Стародубский


Жанры:
Реализм
100%
ещё >>

Нина Ивановна Петровская — русская писательница, литературный критик, переводчица.

Хозяйка литературного салона, жена и помощница владельца московского издательства «Гриф» Сергея Соколова (Кречетова), муза Андрея Белого, Валерия Брюсова, Сергея Ауслендера.

Родилась в марте 1879 г. в семье чиновника. Окончила зубоврачебные курсы. В 1897 г. вышла замуж за адвоката С. Соколова, который через несколько лет стал основателем и главным редактором издательства символистов «Гриф».

Дебютировала двумя рассказами на страницах альманаха «Гриф» в 1903 г. В дальнейшем публиковала рассказы и рецензии в символистских изданиях «Весы», «Золотое руно», «Русская мысль», альманахе «Перевал», газетах «Утро России», «Голос Москвы», «Руль», «Новь» и др.

После короткого романа с Бальмонтом в 1903 году познакомилась с Андреем Белым. Увлечённый мистикой Белый увидел в ней родственную душу, Петровская же влюбилась в него вполне земной любовью.

Андрей Белый писал об их отношениях: »...я в себе ощущал в то время потенции к творчеству «ритуала», обряда; но мне нужен был помощник или, вернее говоря, помощница — sui generis гиерофантида; её надо было найти; и соответственно подготовить; мне стало казаться, что такая родственная душа — есть: Нина Ивановна Петровская. Она с какой-то особою чуткостью относилась ко мне. Я часто к ней стал приходить; и — поучать её <...> Моя тяга к Петровской окончательно определяется; она становится мне самым близким человеком, но я начинаю подозревать, что она в меня влюблена; я самое чувство влюблённости в меня стараюсь претворить в мистерию <...> я не знаю, что мне делать с Ниной Ивановной; вместе с тем: я ощущаю, что и она мне нравится как женщина; трудные отношения образуются между нами...».

По словам Белого, в начале 1904 г. »...произошло то, что назревало уже в ряде месяцев, — моё падение с Ниной Ивановной; вместо грёз о мистерии, братстве и сестринстве оказался просто роман. Я был в недоумении: более того, — я был ошеломлён; не могу сказать, что Нина Ивановна мне не нравилась; я её любил братски; но глубокой, истинной любви к ней не чувствовал; мне было ясно, что всё, происшедшее между нами, — есть с моей стороны дань чувственности. Вот почему роман с Ниной Ивановной я рассматриваю как падение; я видел, что у неё ко мне — глубокое чувство, у меня же — братское отношение преобладало; к нему примешалась чувственность; не сразу мне это стало ясно, поэтому не сразу всё это я мог поставить на вид Нине Ивановне; чувствовалось — недоумение, вопрос; и главным образом — чувствовался срыв: я ведь так старался пояснить Нине Ивановне, что между нами — Христос; она — соглашалась; и — потом, вдруг, — «такое». Мои порывания к мистерии, к «теургии» потерпели поражение»

В марте 1904 г. Белый попросту сбежал от Петровской в Нижний Новгород.

Отвергнутая Нина делилась переживаниями с «тёмным магом» московских литературных кругов Валерием Брюсовым, с которым её сблизил интерес к мистицизму. Общение постепенно переросло в глубокие чувства. «Для меня это был год бури, водоворота. Никогда не переживал я таких страстей, таких мучительств, таких радостей. Большая часть переживаний воплощена в стихах моей книги «Stephanos». Кое-что вошло в роман «Огненный Ангел». Временами я вполне искренно готов был бросить все прежние пути моей жизни и перейти на новые, начать свою жизнь сызнова. Литературно я почти не существовал за этот год, если разуметь литературу в Верленовском смысле…", — писал Брюсов в дневнике.

«А. Белый писал мне длинные письма (часто, как потом убедилась, отрывки из готовящихся к печати статей). К сожалению, ни одного я не сохранила. После нашего разрыва, весной 1905 года, мы с В. Брюсовым привязали к этим письмам камень и торжественно их погрузили на дно Саймы. Так хотел В. Брюсов» (Н. Петровская).

Начался многолетний мучительный роман Петровской с женатым Брюсовым, который привёл к тому, что Петровская пристрастилась к алкоголю, а потом и к морфию, более того — «подсадила» на морфий Брюсова. В 1907 г. после лекции Андрея Белого Петровская пыталась застрелить Брюсова из пистолета, но оружие, к счастью, дало осечку.

В том же году вышел роман Брюсова «Огненный ангел», в котором писатель зашифровал любовный треугольник Белый — Петровская — Брюсов. Петровская так сроднилась со своим литературным двойником — ведьмой Ренатой, что некоторые письма стала подписывать «Рената», приняла католичество (незадолго до смерти вернулась в православие).

В 1907 г. Петровская официально разошлась с мужем и выпустила свой единственный сборник рассказов «Sanctus amor» («Святая любовь»), неоднозначно принятый критикой. Пётр Пильский откликнулся злым памфлетом «Будуарная литература: Мимочка в литературе», сравнивая Петровскую с Мимочкой, героиней трилогии В. Микулич, ставшей символом легкомысленной женщины. «Из Нины Петровской могло бы выработаться действительное дарование, если бы она не относилась так пассивно к собственным своим художественным переживаниям», — писал в обнадёживающей рецензии Андрей Белый.

Чтобы вызвать ревность у Брюсова и разжечь его угасающие чувства Петровская заводила мимолётные романы. В 1908 году она совершила путешествие по Италии в сопровождении влюблённого в неё прозаика Сергея Ауслендера. На Капри они посетили Максима Горького. Петровская с Ауслендером, которого она уничижительно называла «мальчиком», скучала. «Что мне делать! — я иногда мальчика ненавижу до ярости. Это чаще всего по утрам. Встает беспомощный, слабый, беспричинно меланхоличный. Не умеет завязать галстук и причесаться» (из письма Брюсову).

Через несколько лет Ауслендер опубликовал роман «Последний спутник», ставший своеобразным ответом «Огненному ангелу», прототипами главных героев послужили Брюсов, Петровская и сам автор. Отношениям с Петровской Ауслендер посвятил также мистический «Рассказ в пути» и незаконченный роман «Видения жизни».

В 1911 г. навсегда уехала из России вместе с больной сестрой, находившейся у неё на иждивении. Близкий друг Петровской Владислав Ходасевич вспоминал: «Осенью 1911 года, после тяжелой болезни, Нина решила уехать из Москвы навсегда. Наступил день отъезда -- 9 ноября. Я отправился на Александровский (сейчас — Белорусский. — ВдГ) вокзал. Нина сидела уже в купе, рядом с Брюсовым. На полу стояла откупоренная бутылка коньяку... Пили прямо из горлышка, плача и обнимаясь. Хлебнул и я, прослезившись. Это было похоже на проводы новобранцев. Нина и Брюсов знали, что расстаются навеки» .

Жила в Италии, сначала в Нерви, затем — в Риме. Прошла курс лечения от алкоголизма и наркомании и на некоторое время смогла избавиться от пагубных привычек. Первоначально присылала рассказы в русские издания. После начала Первой мировой войны от литературы отошла. Бывший муж С. Соколов, присылавший ей деньги, ушёл на фронт и помощь с его стороны прекратилась. Жила бедно, шила бельё для солдат, бралась за любую работу, короткое время работала в русской библиотеке Рима.

Осенью 1922 г. переехала из Рима в Берлин, где стала постоянной сотрудницей газеты «сменовеховцев» (части эмиграции, выступавшей за сотрудничество с Советской Россией) «Накануне». «Так вышло. Не потому, чтобы я «покраснела» здесь, а из соображений простых, материальных. Ещё одно меня притянуло: там литературный редактор Алексей Толстой, большой писатель и приятный человек». (из письма Н. Петровской). Опубликовала в «Накануне» четыре рассказа, несколько десятков рецензий, ряд очерков, в том числе цикл очерков из итальянской жизни. Одной из первых среди русских писателей стала предупреждать об опасности итальянского фашизма. Занималась переводами с итальянского языка. Планировала вернуться в Россию. В середине 1924 г. газета «Накануне» была закрыта, другие эмигрантские издания отказывались принимать тексты Петровской из-за сотрудничества с просоветской газетой. «Мне очень и очень трудно. Боюсь, что здешние литераторы хотят меня законопатить в гроб из-за «Накануне» (из письма Петровской).

В 1927—1928 гг. жила в нищете в Париже (считала, что французский климат полезнее для больной сестры, деньги на переезд выслал Максим Горький), работала на кухне. Из-за травмы руки осталась без средств к существованию. Жила благодаря помощи Владислава Ходасевича и его жены Нины Берберовой, других парижских знакомых.

Петровская окончательно потеряла волю к жизни после смерти от рака желудка в январе 1928 г. сестры Журочки (Надежды). «Это было единственное и последнее существо, ещё реально связанное с Ниной и связывающее Нину с жизнью» (В. Ф. Ходасевич). Пыталась покончить с собой, заразиться трупным ядом: «Я колола ей (мёртвой сестре. — ВдГ) руку иглой четыре раза, потом себе. Думала, заражусь трупным ядом. Но нет.».

В конце февраля отравилась газом в номере дешёвой парижской гостиницы, когда её собирались выставить на улицу за неоплату счёта за отопление (60 франков).

«Она была и добра, и чутка, и сердечна; но она была слишком отзывчива: и до... преступности восприимчива; выходя из себя на чужих ей словах, она делалась кем угодно, в зависимости от того, что в ней вспыхивало; переживала припадки тоски до душевных корч, до навязчивых бредов, во время которых она готова была схватить револьвер и стрелять в себя, в других, мстя за фикцию ей нанесённого оскорбления; в припадке ужаснейшей истерии она наговаривала на себя, на других небылицы; по природе правдивая, она лгала, как всякая истеричка; и, возводя поклёп на себя и другого, она искренно верила в ложь; и выдавала в искажённом виде своему очередному конфиденту слова всех предшествующих конфидентов; я узнал от неё тайны Бальмонта; Бальмонт, вероятно, — мои; она портила отношения; доводила людей до вызова их друг другом на дуэль; и её же спасали перессоренные ею друзья, ставшие врагами; она покушалась на самоубийство под действием тяжелого угнетения совести; вокруг неё стояла атмосфера — опасности, гибели, рока.» (А. Белый).

Объективной оценке собственного творчества Петровской долгое время мешало то, что её воспринимали исключительно с контексте отношений с Белым и Брюсовым, а также сказывалось снисходительное отношение к женской прозе, бытовавшее в начале прошлого века. Современный финский литературовед Кирсти Эконен считает, что «смешение «высокой» декадентской и «низкой» популярной культур, а также метафорически выраженной фемининности с образом «новой женщины» в рассказах Петровской выявляет оригинальность и самобытность этой писательницы в литературной среде раннего русского модернизма. Можно предположить, что на этом пересечении конструируется её авторство и конструктами являются эстетика высокого модернизма (эротические и сексуальные темы ее творчества) и женский пол писательницы. Несомненно, смешение этих, якобы исключающих друг друга, явлений осложнило восприятие её творчества: трудно было критикам начала XX века, как и сегодняшним историкам литературы, определить и оценить её позицию в литературном ряду современников.».

Фантастическое в творчестве:

К фантастике относится мистический (скорее, мистико-эзотерический) рассказ «За гранью».

В почти сюрреалистическом рассказе «В стране любви и смерти» руководство респектабельного отеля занимается убийствами своих постояльцев.

Петровская — автор нескольких рецензий на фантастические произведения. Особенно нужно выделить рецензию на «Аэлиту» А. Толстого (входящую в состав обзоров журнала «Красная новь»): «Кажется, так просто — летать на Марс по орбите, проторенной знаменитым Уэллсом! Закупорить героев в стальное яйцо и пустить по линии притяжения через ледяные пустыни, через предвечный космический мрак... Дальше будет служить руководством тот же томик «Марсиане». Казалось бы — но это вовсе не так!.. Холодный, математически размеренный даже в своих порывах, британский темперамент Уэллса даёт блестящую ледяную фантасму, немую и мёртвую чувством. Занятно, интересно, местами утопически-грандиозно и только. Ни философии, ни психологии, ни страсти, ни горя, боли, ни музыки — ничего, кроме мастерски задуманного и выполненного романа приключений. В «Аэлите» же с первых страниц А. Толстой вовлекает душу в атмосферу лёгкую, как сон, скорбную по-новому и по-новому же насыщенную несказанной сладостью. Гипербола, фантазия, тончайший психологический анализ, торжественно-музыкальная простота языка — всё заплетается в пленительную гирлянду, загорается самоцветными огнями, приобретает убедительную силу реальности. <...> Не разрывая органической связи с жизнью, с планетой, с черной землёй, но утомленный её жестоким кровавым бытом, А. Толстой всем существом своей души устремляется в несказанные космические сферы. <...> Роман «Аэлита», если глубоко вдуматься в его внутренний смысл, — это взрыв отчаяния души, безнадежно влюблённой в жизнь и вдруг до краёв переполнившейся горечью отрицания. «Аэлита» отмечает совершенно новую эпоху в творчестве А. Толстого. Какую — покажет будущее.

«Второй рассказ Аэлиты» о расе Атлантов, строгий, чёткий, совершенный по форме, весь пронизан сверканием недосягаемых лучей древнего солнца, даже вырванный из порядка страниц, может быть самостоятельной жизнью законченного художественного chefd’oeuvre .

Любители фантастического романа как такового найдут в нём все элементы, полюбленные в образцах мировой литературы этого жанра, но претворённые, просиявшие изнутри самобытностью огромного русского таланта. <...> В романе «Аэлита», совершенно новом для него по жанру, А. Толстой создаёт избранную форму с лёгкостью, точно по наитию, как художник, неистощимый в композициях, полномерно овладевший своим талантом.

Появление романа в русской литературе будет отмечено как явление исключительное».

Сортировка:

Нина Петровская. Циклы произведений

4.00 (1)
-
7.50 (2)
-
7.00 (2)
-
4.00 (2)
-

Нина Петровская. Условные циклы

6.00 (1)
-
6.50 (2)
-
6.50 (2)
-
7.00 (2)
-
5.00 (2)
-
7.50 (2)
-
6.00 (2)
-
7.00 (2)
-
1.00 (1)
-
4.00 (2)
-
6.00 (2)
-
6.50 (2)
-
6.00 (1)
-
7.00 (1)
-
6.50 (2)
-
5.00 (2)
-
3.50 (2)
-
6.00 (2)
-
-
6.00 (1)
-
4.00 (1)
-
8.00 (1)
-

Нина Петровская. Рассказы

  1903 Она  
4.67 (3)
-
  1903 Осень  
7.33 (3)
-
5.25 (4)
-
4.67 (3)
-
5.75 (4)
-
5.50 (4)
-
6.00 (3)
-
  1906 Раб  
5.67 (3)
-
  1907 Весной  
5.33 (3)
-
  1907 Ложь  
5.67 (3)
-
  1907 Любовь  
6.33 (3)
-
  1907 Осень  
6.00 (3)
-
6.00 (2)
-
5.00 (2)
-
6.67 (3)
-
  1908 Бродяга  
5.88 (8)
-
  1908 Песни любви  [= Из цикла "Песни любви"]  
6.50 (2)
-
  1908 Призраки  
6.33 (3)
-
  1910 В кафе  
7.00 (2)
-
  1910 Жених  
8.00 (2)
-
  1911 На озере  
4.00 (2)
-
4.50 (2)
-
7.00 (2)
-
6.00 (2)
-
7.50 (2)
-
4.50 (2)
-
4.00 (2)
-
7.50 (2)
-
7.00 (2)
-
8.50 (2)
-
  1914 Шут  
5.50 (2)
-
5.50 (2)
-
6.50 (2)
-
  1923 Ночка  
6.00 (2)
-
6.50 (2)
-

Нина Петровская. Документальные произведения

10.00 (1)
-

Нина Петровская. Статьи

-
-
-
-
-
-
-
  1923 Итальянская проза [под псевдонимом Н. П.]  
1.00 (1)
-
  1923 Итальянская современная лирика [под псевдонимом Н. П.]  
7.00 (1)
-
-
-
8.00 (1)
-
-
-
-

Нина Петровская. Очерки

-
-
-
-
-
7.00 (2)
-
7.00 (2)
-
  1922 Капитон  
7.50 (2)
-
6.00 (2)
-
5.00 (2)
-
8.00 (1)
-
  1922 Рим  
6.50 (2)
-
  1922 Рим II  
6.50 (2)
-
  1923 L'magnaccia  
3.50 (2)
-
-
-
6.00 (2)
-
  1923 Именины  
6.50 (2)
-
  1923 Иов многострадальный [под псевдонимом А-дский.]  
5.00 (2)
-
6.50 (2)
-
  1923 Маскарад  
6.00 (1)
-
6.00 (1)
-
6.00 (2)
-
4.00 (2)
-
  1924 Ersatz  
-
6.00 (1)
-
-
-
-
4.00 (1)
-
-

Нина Петровская. Сборники

  1908 Sanctus Amor  
6.00 (2)
-
-

Нина Петровская. Отрывки

-

Нина Петровская. Рецензии

-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
  1907 Сергеев-Ценский. Рассказы. T. II. 1908 [под псевдонимом Н. Останин]  
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
  1910 Пётр Нилус. Рассказы. М. 1910 [под псевдонимом Н. Останин]  
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
  1911 Екатерина Эк. «На досуге». Том I. СПб. [под псевдонимом Н. П.]  
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
10.00 (1)
-
-
-
-
-
-
-
-
10.00 (1)
-
-
-
-
-
7.00 (1)
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
10.00 (1)
-
-
-
10.00 (1)
-
-
-
-
10.00 (1)
-
-
10.00 (1)
-
10.00 (1)
-
-
-
-
-
3.00 (1)
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-

Нина Петровская. Прочие произведения

-
7.00 (1)
-
7.00 (1)
-
7.00 (1)
-
6.00 (1)
-
7.00 (1)
-
-

Нина Петровская. Неопубликованное

  1927 К юбилею Романтизма во Франции (очерк, не опубликован)  
 
  1927 Морис Бобург (очерк, не опубликован)  
 


  Формат рейтинга


  Примечание

  Библиографы

  • Составитель библиографии — Вертер де Гёте

  • Куратор библиографии — Вертер де Гёте


  • Этот автор не является фантастом как таковым и не включен в рейтинг фантастов, но администрация сайта считает, что это не повод обходить стороной его творчество.


  • ⇑ Наверх